Куклы монстер хай польза и вред

Куклы монстер хай польза и вред thumbnail

В прошлом месяце в Сети не на шутку разыгрались дебаты вокруг серии игрушек «Школа монстров» – одни активно поддерживали думскую инициативу запретить их к продаже, другие так же убежденно с ними спорили, отстаивая право детей на кукол-монстров. Истина, как водится, где-то посередине…

ЦИТАТА


Законодатели предлагают запретить иностранные игрушки, влияющие на психическое состояние ребенка. Речь в первую очередь идет об игрушках серии Monster High («Школа монстров»). «Гостей из загробного мира» продвигает компания-производитель Барби Mattel. В арсенале Monster High можно увидеть «гроб Дракулы» – это шкатулка для украшений в виде гроба. Или «директрису без головы Бладгуд» – куклу со съемной головой. Встречаются и различные наборы «Собери монстра» – куклу предлагается собрать из игрушечных костей.


Депутат Госдумы, член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Константин Субботин обратился в правительство с просьбой провести психолого-педагогическую экспертизу американских игрушек серии Monster High. После заключения профильных экспертов можно будет рассмотреть возможность запрета их продажи в России.
izvestia.ru

Официальная психологическая экспертиза игрушек проводится только в одной государственной организации – Московском городском центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ. Вы можете видеть их значок – красную лошадку – на тех игрушках, которые успешно прошли проверку. На данное время вся сертификация добровольна (инициируется производителем) и полностью бесплатна. И скорее всего, на этих условиях Monster High даже не взяли бы к рассмотрению в качестве игрушки, которую можно было бы рекомендовать детям. Куклы-монстры вызывают сомнения уже на первом этапе – по «этико-эстетическим характеристикам».

По нормам (чтобы игрушка считалась как минимум безопасной) нужно, чтобы она не содержала порнографических, агрессивных и иных запрещенных для детей элементов. Monster High, конечно, не порнографичны, но выглядят излишне сексуально-вызывающими. Агрессивные элементы вроде одежды, сшитой из «шкурок мертвых животных», тоже присутствуют. Также есть странные детали – например, шея, из которой по обе стороны торчат болты («для подзарядки током»).

МИНУСЫ

В целом «монстры из высшей школы» позиционируются как куклы для подростков. Но на деле возрастной ценз на них стоит «6+», а покупают их порой и для детей четырех – пяти лет. И это возмутительно. Главная функция игрушки в любом возрасте заключается в активизации деятельности, адекватной возрасту ребенка. Дошкольник познает мир через сюжетную игру. В это время наиболее полезны те фигурки и куклы, которые по пропорциям напоминали бы самого ребенка или соответствовали бы адекватным пропорциям тела взрослого человека. Обязательно, чтобы тело не имело повреждений (вроде пришитой наспех ноги). Желательно, чтобы куклы и фигурки не имели характерной мимики (например, прищура или выражения гнева), давая ребенку возможность самостоятельно наполнить игру любым смыслом и эмоциями – ведь именно это и нужно для его развития.

В этом плане Monster High имеют слишком выразительные «лица», к тому же часто отталкивающие и пугающие. Более того, характер каждого персонажа детализирован, «прописан» в мультфильме и на сайте, что не позволяет дошкольнику развивать собственную фантазию. А вот для младших подростков это уже не является препятствием – к этому возрасту у детей есть «остов» характера, и они понимают, что у каждого свои особенности.

Но вернемся к тому, что главная функция игрушки заключается в активизации деятельности, адекватной возрасту ребенка. С этой точки зрения Monster High могут быть противопоказаны дошкольникам и младшим школьникам, так как ориентируют ребенка на стиль в одежде (и жизни), не характерный для ребенка этого возраста. Коротенькие юбчонки, топики, открывающие живот, высоченные сапоги и обилие блесток вряд ли привьют даже подростку хороший вкус, а уж ребенка пяти – девяти лет могут и вовсе сбить с толку. Производители утверждают, что персонажи серии одеты по последней моде, и даже позиционируют их как фешн-кукол. Однако костюмы в стиле Monster High были бы уместны лишь во время Хеллоуина, но выглядели бы бесконечно странно и вульгарно в обычный день. «Боевой раскрас» куколок тоже, скорее, имеет отношение к подросткам, которые только начинают эксперименты с косметикой.

ПЛЮСЫ

В общем, куклы Monster High вряд ли полезны для ребенка. Но вопрос о том, несут ли они вред, открыт и неоднозначен. Дело в том, что есть в них и позитивные моменты – но с оговоркой: для детей десяти лет и старше. Несмотря на сомнительную внешность (а отчасти и благодаря ей), они способствуют развитию важных навыков и качеств у подростков:

Читайте также:  Польза бактерий в жизни человека 5 класс
– Преодоление комплексов, связанных с внешностью.

У всех персонажей серии есть явные изъяны: шрамы, ожоги в пол-лица, пятна, некрасивые зубы (торчащие клыки). И все же куклы не лишены очарования. Это помогает младшим подросткам побороть собственные комплексы. Ребенок осознает, что можно иметь дефекты внешности, но при этом быть привлекательным. «Странности становятся достоинствами» – именно так можно перевести первый для этой серии слоган фирмы-производителя.

– Развитие навыков общения и преодоление возрастных страхов.

Речь прежде всего о социальных страхах быть отвергнутым, осмеянным, непринятым. Тут уж позитивную роль играют скорее не сами куклы, а мультфильмы про них. В них выявляются «острые углы» каждого персонажа, в которых подросток узнает себя и своих друзей. Сюжеты мультфильма, в общем-то, просты. Все то же самое можно увидеть в сотне других мультиков и фильмов. Но если ребенка чем-то привлекают именно куклы-монстры, то почему бы нет? Главное, чтобы этот путь в познании общения не был единственным.

– Воспитание толерантности.

Монстры многообразны, но учатся вместе и неплохо ладят друг с другом. У них разный цвет кожи, статус, благосостояние родителей, внешность, характер, но это не мешает их дружбе.

– Психологическая «разрядка».

Персонажи – в первую очередь опять-таки в мультсериале – часто забавны, смешны и полны самоиронии.

– Преодоление страха смерти.

Тема смерти очень привлекает младших подростков, чьи тетради традиционно разрисованы привидениями, могилами, скелетами и черепами. Игрушки из «Школы монстров» делают эту тему открытой, свободной – и значит, менее напряженной. В Monster High она подается с иронией, а, как говорится, «если ты над чем-то смеешься, то уже не боишься». Предположение о том, что такие игрушки повышают риск суицида, скорее всего несостоятельно. Ведь ради чистоты эксперимента нужно будет выключить телевизор, а вместе с ним новости, пугающие шоу и жестокие фильмы.

ИТОГ

Почему-то, когда я прохожу мимо полок в магазинах игрушек, всплывает выражение «пипл хавает». Куклы-монстры очень популярны и хорошо раскупаются. Производитель даже заложил в них «культурную нагрузку» – все эти герои являются детьми известных родителей-монстров: Дракулы, Франкенштейна, Медузы Горгоны, Снежного Человека, Мумии, Оборотня (но почему-то еще и Эроса)… Но даже в этом случае нет возможности говорить о приобщении ребенка к культурному общемировому пространству. Все это больше похоже на популизм, который процветает уже многие годы, когда дети уверены, что Бетховен – это собака, а Леонардо – одна из Черепашек Ниндзя. Упоминание о чем-то значимом в столь упрощенном варианте не дает стимула для познания.

Как и большинство серийных игрушек, куклы-монстры ориентированы на безудержное потребление. Количество аксессуаров к ним просто зашкаливает, и снова с сомнительным смыслом – черепа и гробы сыплются как из рога изобилия.

И все же идея законодательно запретить какие-либо игрушки крайне непроста. Как минимум процедура, которая позволяла бы доказать вред той или иной игрушки, должна быть гораздо более сложной. Иначе говоря, «нанесение пользы» доказать легче.

Скорее всего, родителям просто нужно не идти на поводу у детей, которых так легко привлечь яркой рекламой, и перед покупкой изучить, для какого возраста и для каких целей подходит та или иная игрушка. Если вы решите, что предполагаемая польза больше вероятного вреда, – покупайте!

Что касается именно Monster High, то они совершенно не подходят дошкольникам, и я бы не рекомендовала ни игрушки, ни мультфильм детям до десяти лет. А вот детям постарше сериал и куклы вреда, скорее всего, не нанесут.

ЦИТАТА


Американские психологи – а вслед за ними и родители – ополчились на оборотня Clawdeen Wolf, которая открыто говорит о том, что любит флиртовать с мальчиками и тщательно следит за собой любимой, но ее сложная наследственность приводит к избыточному росту волос на ногах. Избавляться от них неприятно и утомительно, но красота требует жертв. «Эти куклы учат девочек стыдиться своего тела и развивают раннюю сексуальность у дошкольников… Они учат девочек одеваться как стриптизерши и верить, что они должны казаться сексуальными всем вокруг», – утверждает Патрик Уэйнис. Ему вторит психолог Сари Шепфирд: «Девочкам не нужны куклы, которые будут указывать им на их физические недостатки или заставлять их уделять излишнее внимание своему телу в младшем школьном возрасте. Куклы всегда были синонимом детской невинности, но некоторые современные куклы – противоположность невинности».
barbieplanet.ru

Источник

Читайте также:  Если польза от пакетированных соков

Данное экспертное заключение строится на психологическом анализе представленных кукол «Monster High»  и является частным мнением. Официальная психологическая экспертиза игрушек проводится только в одной государственной организации – Московском городском центре психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ.

Чтобы игрушка считалась безопасной необходимо, чтобы она не содержала порнографических, агрессивных и иных запрещенных для детей элементов.

Monster High – бренд игрушек, создан крупнейшей корпорацией Mattel (штаб-квартира в Калифорнии, город Эль-Сегундо). Линия кукол – учениц школы Monster High включает семь основных персонажей серии, вышедших из фильмов ужасов, а также тематической атрибутики. Это характерные куклы, они несут в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет.

Серия кукол создана по мотивам мультфильма «Школа монстров», который имеет возрастные ограничения  6+. Компьютерная игра с участием героев мульфильма «Monster High» имеет пометку 12+. Продаваемые в магазинах игрушки «Monster High» также имеют на своей коробке персональное возрастные ограничения от 6+ до 14+. В целом «Monster High»  позиционируются как куклы для подростков, но на деле возрастной ценз на них стоит «6+», а покупают их порой и для детей четырех – пяти лет.

Главная функция игрушки в любом возрасте заключается в активизации деятельности, адекватной возрасту ребенка. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Куклы, выполняют незаметную, но очень важную роль в развитии ребёнка, в процессе становления его личности – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.

Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже, несомненно, влияет на психику ребёнка. То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство.

Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол. Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре. Всё это связано с тем, что ребёнок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. В это время наиболее полезны те фигурки и куклы, которые по пропорциям напоминали бы самого ребенка или соответствовали бы адекватным пропорциям тела взрослого человека.

Обязательно, чтобы тело куклы не имело повреждений. Желательно, чтобы куклы и фигурки не имели характерной мимики (например, прищура или выражения гнева), давая ребенку возможность самостоятельно наполнить игру любым смыслом и эмоциями, именно это и нужно для  развития ребенка.

Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность куклы, не перенося её качества на себя, так как ещё недостаточно сформирован в это время образ человека.

Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы, несут в себе определённые заложенные человеческие качества, а соответственно способ игры и роль куклы. Так куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль, как спасителей, героев, добрых фей, а игрушки с негативными выражениями – это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей.

Куклы «Monster High» имеют с физиологической точки зрения странные детали – например, шея, из которой по обе стороны торчат болты («для подзарядки током»). Ребенку предлагается собрать раскомплектованную куклу, списанную производителем с человеческого облика. Куклу можно собрать из костей и нарядить по своему усмотрению (предлагается набор из головы, рук и ног). Среди атрибутов игры у этой семьи кукол есть «гробик» для сна куклы и «могилка», туфельки, каблуками которых служит отдел шейных позвонков.

Куклы «Monster High» имеют агрессивно выразительные «лица», в татуировках. «Боевой макияж» кукол не способствует развитию эстетики и культуры в ребенке.  Куклы Monster High, выглядят излишне сексуально-вызывающими. Наблюдаются агрессивные элементы одежды, сшитой из «шкурок мертвых животных», топики, высоченные сапоги и обилие блесток. С этой точки зрения куклы «Monster High» ориентируют ребенка на стиль в одежде (и жизни), не характерный для детей. Костюмы в стиле Monster High уместны лишь во время Хеллоуина, но выглядят вульгарно в обычный день. Все это может стимулировать формирование раннего стремления к проявлению искаженной женской сексуальности.

Читайте также:  Сорбит для чистки печени вред и польза

Дошкольник познает мир через сюжетную игру. В игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них. В игре с куклой зарождается ролевая игра. Ребёнок приписывает положительной характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям — негативных. К концу младшего школьного возраста (после 7-9 лет)  у ребёнка уже более или менее складывается устойчивый образ человека, сформируются связанные с ним представления о красивом и некрасивом, хорошем и плохом.

«Monster High» – это целый игровой мир, расписанный в деталях и правилах игры. У каждого персонажа есть особый характер, не похожий на других, своя уникальная история. Например, дочь вампира Дракулаура – убежденная вегетарианка, которая ест только овощи и фрукты, дочь морского монстра Лагуна Блю – спортсменка и защитница природных водоемов и водных животных, дочь зомби Гулия Елпс – отличница и эрудированная умница, которая любит учиться и успевает по всем школьным предметам.  Таким образом, характер каждого персонажа детализирован, «прописан» в мультфильме и на сайте, игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. Все это не способствует дошкольнику развивать собственную фантазию.

Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом. Вызывает тревогу то, что здесь идет подмена понятий для детской психики, отрицательному внешне персонажу приписывают положительные черты.

_______________________________________________________

Заключение

Любая игрушка несет информацию, помогает познавать окружающий мир, дает простор для фантазии. Если кукла неправильно подобрана, она может оказывать отрицательный, тормозящий эффект для детского развития. Кукла формирует образ и ценности. Игрушки и окружающие предметы – это то, с чем ребенок себя идентифицирует.

Куклы «Monster High» одеждой и макияжем провоцируют нескромное, безвкусное и раскованное поведение детей, которые идентифицируют себя с ними. Агрессивно выразительные «лица», татуировки, яркий макияж кукол «Monster High» могут стимулировать формирование раннего стремления к проявлению искаженной женской сексуальности. Названия кукол  несут в себе негативно-мистические проекции («Дочь растительного монстра», «Дочь сумасшедшего ученого», «Дочь мумии»).  Добавляют пессимизма в анализе кукол и их атрибутика. У кукол есть гроб, кровать пыток, резиновый монстр, которого можно растягивать до бесконечности, при этом игрушка издает душераздирающие крики жертвы. Самый сильный способ повлиять на ребенка – это демонстрация. Все это может порождать в ребенке жестокость, желание насилия, вырабатывают привычку к нему. Своим внешним видом, атрибутикой они могут подсказать ребенку, как причинять физический вред себе и окружающим.

Таким образом, куклы «Monster High» по «этико-эстетическим характеристикам» не несут положительной информации и вредны для психики ребенка в дошкольном возрасте. Куклы «Monster High» подсознательно уничтожают у ребенка позитивное восприятие мира, формируют склонность к недовольству своим телом, внешностью. Ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям, если этого не сделано, то кукла оказывает негативное воздействие на ребёнка.          Куклы – отличное лечебное средство от любого страха. Однако, образы кукол – монстров могут провоцировать проигрывать в сюжетно-ролевой игре сцены насилия. В процессе игры и самоидентификации с куклами «Monster High» у детей в дошкольном возрасте могут появиться необоснованные страхи, неспокойный сон или подавленное состояние, детская депрессия.

Рынок производства игрушек совершенно не считается с психологией ребенка. Рынок стремится обогащаться, путем выпуска новых товаров, игрушек с сомнительной внешностью, не заботясь о том, каковы будут последствия влияния на сознание детей.

Конституция России запрещает вмешательство в семью, поэтому выбор игрушек для детей остается на усмотрение родителей. Родительской общественности необходимо знать в каком возрасте и как именно кукла влияет на ребёнка. Родителям необходимо быть бдительными и не покупать сомнительные игрушки, важно соблюдать возрастные ограничения по игрушечной продукции.

————

Кандидат психологических наук, доцент  ТИ(ф) ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова, заместитель директора МУ ПМПК, педагог-психолог высшей категории, Ю.В.Кобазова

Источник