Кто такие крепостные крестьяне какие повинности они несли в пользу своего господина

Кто такие крепостные крестьяне какие повинности они несли в пользу своего господина thumbnail

Крепостное право – прикрепление крестьян к земле. То есть они должны были постоянно жить на одном месте и работать на одного хозяина.
Прав у крепостных практически не было, а вот обязанностей много, назывались они – повинности. Разберём, какие основные повинности приходилось выполнять. Самые известные: барщина и оброк.

Барщина

Кто такие крепостные крестьяне какие повинности они несли в пользу своего господина

Смысл в том, что крестьянин, арендуя землю у господина, должен был расплачиваться своим трудом, работая личными орудиями труда. Эта работа не оплачивалась.
Некоторым землевладельцем барщина была невыгодна, ведь никто не хочет хорошо работать на чужого дядю, а помещик был обязан кормить в дни отработки. Бывало так, что работники съедали больше, чем наработали.
Крестьяне должны были пахать, убирать урожай, косить сено, строить, ухаживать за садом, выпекать хлеб, заниматься перевозками, рыбалкой или охотой и многое другое. Сначала это был один день в неделю, а если уплатить подать, то можно было освободиться от этого бесплатного труда. Со временем условия ужесточались, дошло до 30-40 дней в год отработки за каждый земельный участок. Барщиной занимались все мужчины от 18 до 55 лет и женщины от 17 до 50. Кстати, барщину могли отрабатывать в пользу государства, церкви, учебных заведений.
Кроме этой повинности крепостных, был другой эффективный способ эксплуатации крестьянства – оброк. Многое зависело от региона. Дело в том, что в Нечерноземье было больше барщинных, а в черноземной полосе – оброчных крестьян. Но натуральное хозяйство приносило мало «живых» денег, поэтому оброчная система занимала большое значение в экономике страны.

Оброк (натуральный, денежный)

Если крестьянин не мог отработать в поле, то платил помещику тем, что сам производил: сельхозпродуктами или вещами. Был ещё денежный оброк – часть заработанного на промыслах отдавалось хозяину и тоже зависело от размера земельного надела.
Для крестьянина денежный оброк был не столь обременителен как барщина.

Вспомним Евгения Онегина: «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил…».

Просто надо было заплатить определённые деньги хозяину и дальше заниматься своим делом, например, поехать в город на заработки или заняться извозом. Помещикам тоже выгодно – гарантированная прибыль. Такие взаимоотношения в основном были в нечерноземных районах страны. Впрочем, придумывались новые поводы для сбора оброка: испечь хлеб на Рождество, сварить яйца на Пасху, могли забрать определённую часть урожая и т.д.
Выбор между этими способами своеобразного налога делал господин, исходя из своей выгоды, например, один год был урожайным, надо работать в поле, а на другой, всё залило дождями, в полях пусто, тогда соглашался на денежный оброк.

Другие повинности

Самые тяжёлые повинности в пользу господина. Крестьяне их называли «дурными обычаями». Здесь помещик мог развернуться во всю, придумывая всё новые и новые платежи. Наиболее распространённые: сбор с дыма, со двора и т.п. Кроме этого, господин имел полное право на имущество крестьянина.

Но наиболее мерзким было так называемое «право первой ночи», когда крестьянка выходила замуж. Эта повинность не была даже обычаем, шедшим с древних времен, а стала результатом полной вседозволенности дворян. Вообще-то за половое насилие над крепостными закон предписывал карать даже помещиков, но этого не происходило.
Крепостных в России могли покупать, чтоб в дальнейшем отдать в рекруты. При продаже крестьян или их высылке в Сибирь, разрешалось разлучать с детьми.
К концу XVIII в. крепостное право в России полностью оформилось, крепостные крестьяне стали полной собственностью помещиков и аристократов.
Между прочим, по закону помещики обязаны были помогать своим крестьянам в трудные времена, ведь мёртвые души не могли работать. Особенно выгодно было поощрять крестьян-предпринимателей, ведь чем больше он зарабатывал, тем больше платил хозяину. В истории есть примеры, когда крестьяне становились богаче помещиков.
Официально крепостное право в России отменили в 1861 г., но некоторые элементы сохранялись до начала XX века.

Источник

Картина «Косцы (Страдная пора)». Художник Г. Г. Мясоедов. 1887 г.

В Московском государстве (напомню, что речь идет о XIV-XVI вв.) основной массой населения вообще и зависимого населения в частности были крестьяне.

Зависимость выражалась в экономическом принуждении крестьянина к труду на феодала (князя, боярина, дворянина, церкви), который захватил основное в те времена средство производство — землю.

Правовой статус крестьян

Крестьяне делились на две категории: черносошных (или чернотяглых) и владельческих. Отличия были не только в названии, но и в правовом статусе.

Чернотяглые крестьяне жили на землях, не отданных какому-либо феодалу. Эта категория земель принадлежала непосредственно князю. Иными словами, чернотяглые крестьяне жили во владениях великих и удельных князей.

Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам.

На протяжении всего XV века шел процесс прикрепления к земле чернотяглых крестьян и усиленное закрепощение владельческих.

Черносошные крестьяне прикреплялись к земле через заключение договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей.

Закрепощение владельческих крестьян осуществлялось через прикрепление их к определенной вотчине или поместью, постепенное ограничение возможности выбора господина и перехода от одного хозяина к другому.

Читайте также:«Хроники крепостного права: от установления до отмены».

Особенно на окончательном закрепощении крестьян настаивали мелкие феодалы.

Читайте также:  Какую пользу приносят муравьи видео

Крестьяне, имея возможность переходить от одного владельца к другому, старались найти место, где жить было бы полегче. Такими местами обычно оказывались крупные вотчины. Соответственно мелкие феодалы страдали от оттока крестьян со своих земель.

Организованное закрепощение началось с того, что князья особыми грамотами закрепляли за определенными владельцами определенные группы крестьян.

Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Старожильцы пользовались уважением и почетом, осуществляли суд по мелким делам.

В спокойные и тихие времена уходить с насиженного место у них не было повода.

Противоположность старожильцам — новопорядчики (новоприходцы). Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Поскольку феодалы нуждались в притоке рабочей силы, таких крестьян они охотно принимали в свои вотчины и поместья.

Новопорядчики были освобождены от государственного тягла, а иногда даже от феодальных повинностей. Новоприходцы иногда получали от помещика подмогу или ссуду. Перейти к другому феодалу они могли только расплатившись с прежним. После многолетнего проживания на одном месте новопорядчик становился старожильцем.

Еще была группа крестьян, которых называли серебряниками. Это были люди, которые взяли у феодала ссуду деньгами — «серебром». Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Поскольку серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина, то выход к другому владельцу был практически невозможен. Если только новый владелец, переманивший крестьянина, не уплатит за него серебро и тем самым «откажет» у предыдущего господина.

Другой группой крестьян были половники. Это были бедняки, которые не имели своей земли и поэтому пахали на своих лошадях господскую землю, отдавая взамен половину урожая (отсюда и название).

Виды крестьянских повинностей

Можно выделить два традиционных вида повинностей — уплата оброка и отработка на барщине.

Оброк — это плата за пользование землей. Могла носить как денежный характер, так и натуральный. В разных землях оброк был разный. Он мог состоять либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы).

Барщина — это личная работа крестьянина в хозяйстве вотчинника или помещика. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо его заменой. В основном барщина имела место на плодородных землях.

Митрополит Киприан в грамоте Константиновскому монастырю 1391 г. писал, что крестьяне, отбывая барщину,

«…церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли».

Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином «боярское дело».

Жизнь крестьян была тяжелой, но самое трудное их ждало впереди.

———————————-

Понравилась статья?

  • Ставьте лайк и подпишитесь на канал «Российская юридическая история», чтобы не пропустить новые материалы.
  • Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю в мою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.

Источник

Можно ли отождествлять эти понятия или между ними есть существенные различия? Кто такой раб и кто такой крепостной крестьянин? Мы попытаемся ответить на эти вопросы.

Что такое рабство?

Раб, или «говорящая вещь», целиком и полностью принадлежал своему хозяину. Это было закреплено законом и примерами могут служить законодательства Древнего Рима, Византийской империи, британских американских колоний и США в 1619–1865 годах и т.д. Раб, являясь объектом права, был неправомочен: в суде за поступки раба отвечал его хозяин.

Как и любое другое имущество, раба можно было купить, продать, подарить или завещать.

Хозяин сам определял степень и меру наказания своего раба и не был ответственен за смерть своего раба. Лишенный права собственности, раб целиком и полностью и содержался своим хозяином. Не распространялся на рабов и институт брака: их отношения не были юридически закреплены и могли существовать только по доброй воле своего хозяина. Единственное, что было постоянным в их жизни — это каждодневный, тяжелый труд.

Когда в России появилось крепостное право?

Крепостное право или «закрепощение» (прикрепление к земле) крестьян в России складывалось постепенно, на протяжении более двух столетий и какого-либо единого «закона о крепостных» не существовало.

Закрепощение крестьян началось с ограничения в 1497 году их права перехода от одного землевладельца к другому, а завершилось податной реформой Петра I 1718-1724 годов, окончательно прикрепившей крестьян к земле.

По сути своей, крепостное право было следствием специфики землевладения в России: аристократия получала в собственность землю за успешное исполнение воинской повинности. Крестьяне были обязаны работать на аристократа-помещика, выполняя трудовую повинность на его землях (оброк и барщина).

Какие права были у крепостных?

Крепостной крестьянин, в отличие от раба, сам представлял себя в суде, отвечая за свои преступления. Крепостной обладал правами частной собственности (имел своё хозяйство) и полным правом вступать в брак и заводить семью, их дети были законны и наследовали имущество, но рождались крепостными.

До 1765-го крестьяне могли жаловаться на помещиков лично государю (позже только через местные власти). Так называемые государственные крестьяне — крепостные, трудящиеся на землях, принадлежащих императорской казне, не подчинялись помещикам. Соборное уложение 1649 года лишило крестьян последней возможности получить свободу, так как давало помещикам право разыскивать «беглых» бессрочно.

Позже, уже в конце XVII века появилась практика продажи, обмена или дарения крепостных стали обычным делом, у государства не было ни необходимости, ни желания ей препятствовать.

В 1721 г. Петр I в одном из своих указов осудил продажу людей «яко скотов» и распорядился «оную продажу пресечь; а ежели невозможно того будет пресечь, то бы хотя по нужде продавали целыми фамилиями». Увы, но в этой ситуации распоряжение государя не имело результата: по-прежнему крепостных продавали, дарили, меняли…

Читайте также:  Банановый коктейль с мороженым польза

Какой была жизнь крестьян?

Тем не менее, законодательство защищало крепостных от чрезмерной жестокости помещика и привлекало их к ответственности за убийства и изувечение крестьян.

Печально знаменитая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова) была приговорена к пожизненному заключению в монастыре за убийства десятков крепостных, капитан Иван Турбин за убийство беглой крестьянской девушки был отправлен на каторгу — примеров действительно много.

Но, к сожалению, крепостным постоянно доводилось терпеть суровые наказания в виде порки и избиений. Более того, с 1760 года помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь, а с 1765 года — на каторгу. Ситуация несколько улучшилась в XIX веке. С подписанием в 1803 году Александром I Указа о вольных хлебопашцах крестьяне получили право выкупить свободу и землю.

В трудные времена, закон обязывал помещиков поддерживать своих крестьян. Помещикам было выгодно поощрять предпринимательскую деятельность крепостных: чем богаче становился крестьянин, тем больший оброк он платил своему барину. Поэтому помещики давали крепостным ссуды, отпускали на промысел. Некоторые крестьяне становились весьма богатыми людьми.

Можно ли отождествлять рабство и крепостное право?

Отвечая на этот вопрос, с большей долей уверенности можно сказать, что нельзя.

Объединяющим фактором являлся факт ограничения свободы человека.

Но жизнь крестьянина существенно отличалась от жизни раба: он имел права и некоторую свободу выбора, пусть и ограниченную.

Тем не менее, нельзя не упомянуть факт существования самого настоящего рабства в истории нашей страны, которое носило название «холопства». Существовала эта категория несвободного населения в период с X-XI веков в Киевской Руси, и отменено холопство было лишь при Петре I. В заключение, стоит сказать, что сравнение крепостного права и рабства проблематично, поскольку крепостничество (на примере России) не было однородным явлением, оно постоянно видоизменялось, в отличие от рабства в классическом его понимании.

Фактически, можно увидеть тенденцию вытеснению института рабства крепостным правом, на примере отечественной и европейской.

Будем очень рады, если вы поделитесь этим материалом в своих социальных сетях!

Источник

На канале «Мой XIX век» есть статья, в которой рассказывается, как в XVIII веке богатели Шереметевы.

Был у них еще один «прибыток»: крепостные крестьяне, которые покупали деревни с крепостными крестьянами.

Картина взята для иллюстрации в Яндекс.Картинах.

Как?

Один из Шереметевых в XVIII веке получил за супругой приданое – село Иваново, в котором были оборотистые и предприимчивые крепостные. Бизнесмены, выражаясь языком XXI века.

По законам Российской империи крепостной не имел права владеть заводами, мануфактурами и уж тем более крепостными. Но законы для того и придумывали, чтобы их обходили находчивые граждане Российской империи. Сделки оформлялись на имя барина.

Шереметевым нравилось, что их крепостные побогаче родовитых дворян. Так что на подобные сделки соглашались и охотно. Пополнение землей и крестьянами в вотчинах Шереметевых таким способом началось еще в XVIII веке и продолжалось долго.

Дмитрий Николаевич Шереметев (сын Прасковьи Жемчуговой) в 1837 году выдал доверенность на покупку крестьянами крепостных в Юхотской волости.

Только в Ивановской вотчине Шереметевы «получили» таким образом 11931 десятину земли. А всего с 1770 по 1830 годы приобрели 32,7 тысяч десятин земли в 13 вотчинах.

Один из первых крепостных-миллионеров графа – Ефим Грачев. Он с большим трудом освободился от крепостной зависимости (граф отказывался наотрез вольную давать).

Перед освобождением в 1795 году на имя Шереметева было записано 40 пустошей, 881 душа мужского и 2 тысячи душ женского пола, 3 тысячи десятин земли.

В селе Иванове с ближайшими деревнями таких «крепостных в квадрате» было около 9 тысяч человек. Шуйский предводитель дворянства считал, что всего около 88,5 тысяч.

Зачем крепостные покупали крепостных?

Чтобы те работали на их фабриках и мануфактурах. Душевладельцев было много, потому что у Шереметевых было предостаточно «капиталистых» крестьян: Бутримовы, Гарелин, Иван и Ефим Грачевы, Осип Соков и многие другие. В 1810 году в 11 вотчинах графа капиталистов-крестьян было 165.

Напомню, что тот самый воспетый граф Николай Шереметев ушел в иной мир в 1809 году, так что принадлежали все эти капиталисты-крепостные его 7-летнему сыну (от бывшей крепостной актрисы).

Только Ефим Грачев использовал на своем производстве 380 крепостных. Что делали остальные? Выполняли различные виды работ. И как понимаете, их положение было не легче, а тяжелее: двойное подчинение. Крепостные платили подати вотчинной конторе, так же как и «обычные», а подчинялись своему фактическому хозяину.

И обращение было не мягким. Двойные рабы и роптали, и угрожали. Например, грозили утопить в Ветлуге Никифора Сеземова.

Какая была зарплата у крепостных в квадрате?

У каждого хозяина платили по-разному. Но в целом в России работники ткацкого производства и бумажных мануфактур получали неплохо.

На рубеже XVIII-XIX века ткачи и набойщики – до 10 рублей в месяц. Это на фабриках Грачевых. Чтобы понятно было «много или мало – 10 рублей?»: 1 пуд муки (=16 кг) стоил от 66 до 99 копеек.

В середине XIX века жалованье было выше: ткачи и прядильщики могли иметь 7 и 20 рублей, а колористы вообще очень ценились: от 83 до 416 рублей серебром ежемесячно.

Читайте также:  Кедровая шелуха польза и вред

Чтобы стать свободным человеком, нужно было получить от графа Шереметева вольную. А они ее и за космические деньги не хотели подписывать. Нравилось Шереметевым сама мысль: они владеют миллионерами.

Как богатели Шереметевы – здесь

  • Истории о том, как Шереметевы получали наследство от своих крепостных и в какие суммы обходилась вольная – в другой раз.
  • Кому интересно – подписывайтесь.
  • Лайк – это форма «спасибо автору».
  • А здесь: типичная история брака дворянина и крепостной, а не растиражированная о Шереметеве и его актрисе.

Источник

Анонимный вопрос  ·  4 июня 2018

6,5 K

Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится.

В крепостной зависимости от помещика в 17 веке находились частновладельческие крестьяне. Крестьяне составляли более 90% всего населения страны и 2/3 из них были частновладельческими. Они несли повинности своему владельцу – это были барщина (работа на господском поле) или натуральный оброк (часть собственного урожая или продуктов).

Как охарактеризовать роль общины в жизни крестьянина?

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

Роль общины в жизни крестьянина была очень важной, даже определяющей. Община делила пахотные наделы и огороды, контролировала использование сенокосных угодий, промысловых территорий, озер и рек. Также, община распределяла между крестьянскими дворами государственные подати и повинности.

Прочитать ещё 2 ответа

Чичиков из «Мертвых душ» служил на таможне и сидел в тюрьме. Где все это время могли быть двое его крепостных?

Researcher, Institute of Physics, University of Tartu

Чичиков не сидел в тюрьме по расследованию его таможенных приключений он “где подействовал приятностью оборотов, где трогательною  речью, где покурил лестью, ни в каком случае не портящею дела, где  всунул деньжонку, — словом, обработал дело по крайней мере так, что  отставлен был не с таким бесчестьем, как товарищ, и увернулся из-под  уголовного суда.” То есть, если его и заключали под стражу, то без того, чтобы увозить из города. Таким образом, крепостные были там же, где и всегда – в доме, где он жил.

Во втором томе его арестовывают, но тоже не вывозят из города и его крепостные так же остаются по его месту жительства.

Прочитать ещё 1 ответ

Чем различалось положение черносошных и владельческих крестьян?

Положение черносошных и владельческих (крепостных) крестьян различалось тем, что первые сохраняли личную свободу, владели общинными землями и несли государственные повинности. Вторые были полной собственностью бояр, дворян, царской семьи и духовенства.

Как историки описывают общественный строй в России в начале 19 века?

Люблю фантастику, вязание, начинающий садовод

В первой половине XIX веке в России во главе империи стоял царь, и именно он управлял всем. Однако официально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители. Дворянство было и оставалось господствующим классом, они владели большей частью земли, им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми.Именно дворян было большинство в государственном аппарате, и именно они занимали в нем все командные должности. Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако существенно изменилось их положение . С одной стороны, сами служители церкви получали еще больше привилегий, а с другой стороны, стремились ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквях. Крестьяне составляли основную массу населения. Их делили на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Наиболее тяжело приходилось помещичьим крестьянам. В 10-м томе Свода законов Российской империи (законы гражданские и межевые) крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу. С 1816г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев. Они должны были заниматься сельским хозяйством, сдавая государству половину урожая, и нести военную службу. В начале XIX века кое что начало меняться и у них. В 1803 году был принят известный Указ о вольных хлебопашцах, в 1842 году было разрешено помещикам передавать земли крестьянам за определенные повинности, 1848 году крестьянам разрешили покупать недвижимое имущество.

Купцы и мещане составляли всего несколько процентов населения. Очень важно, что постепенно начинает развиваться буржуазное общество — капиталисты и наемные рабочие, буржуазия и пролетариат. К 1860 г. 4/5 рабочих составляли вольнонаемные.

Первыми бунтарями в России в XIX в. стали не буржуа, которые и не помышляли о политической власти, а дворянские революционеры-декабристы и Герцен, а затем — демократы-разночинцы.

Каким помещиком был тургенев кратко?

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

Тургенев критиковал таких помещиков, которые делили людей на первый и второй сорт, только потому что первые были дворянами, а вторые крестьянами. Сам он относится к крестьянам как к равным людям. Его очень беспоило запустение русской деревни, очень бедная жизнь крестьян. Он сочувствует этому забитому и бесправному сословию, осуждает помещиков, которые издеваются над крепостными по одной только прихоти.

Источник