Кто такие евреи и как от них польза

Кто такие евреи и как от них польза thumbnail

Оглавление

Кто такие евреи? [↑]

Еврейский народ назван в Торе «царством священников». Это народ, избранный Всевышним из всех других народов для освящения Его Имени в этом мире.

В 2448 году от сотворения мира (1312 г. до н. э. ) вышедшие из Египетского рабства евреи удостоились получить Тору непосредственно от Б-га. С тех пор вся жизнь еврейского народа строится и «вертится» вокруг Торы. Даже Генрих Гейне, ассимилированный поэт-выкрест, называл Тору «портативным отечеством еврея». Верность Торе давала евреям силы сохраниться и выжить, несмотря на тяжелейшие условия изгнания и постоянные преследования. Рассеянные по всему свету, евреи продолжали держаться за Тору и оставались евреями. И переживали своих преследователей.

На сегодняшний день еврейский народ состоит из различных субэтнических групп, основными из которых являются ашкеназы (изначально общины Центральной Европы) и сефарды (потомки испанских и португальских евреев, вынужденные покинуть Пиренейский полуостров и расселившиеся преимущественно в Северной Африке и на Ближнем Востоке). Они далеко не однородны и включают в себя множество групп и общин с разными обычаями. Кроме них выделяются йеменские евреи, мизрахи и многие другие.

Евреи молятся у Стены ПлачаЕвреи разных направлений молятся рядом у Стены Плача в Иерусалиме

Вопрос о том, «кто является евреем», возник сравнительно недавно. Удивительно, но еще в XVIII веке по вопросу определения еврейства наблюдался полный консенсус: понятие «еврей» было тождественно понятию «иудей» или «лицо еврейского вероисповедания». На протяжении тысяч лет евреем считался любой человек, который родился от матери-еврейки или принял иудаизм, и это никем не ставилось под сомнение. Другими словами, до XIX века никто не разделял национальный и религиозный компоненты в еврействе, и евреями считались исключительно те, кого сегодня называют «евреями по Галахе» (т. е. те, кто является евреями с точки зрения иудейского религиозного законодательства, и никто более).

Откуда взялись евреи? [↑]

Еврейский народ происходит от Авраама, которого изначально звали Аврам, но Всевышний изменил его имя и судьбу.

Авраам родился в 1948 году от сотворения мира (1812 году до н. э. ) в Междуречье. Само его имя Авраам означает «отец многих народов», но именно Авраам — это первый человек, которого Тора называет словом «иври» (еврей): «И пришел беглец и известил Аврама — иври…» (Берешит 14:13).

После Потопа духовный путь Ноаха продолжил его старший сын Шем. Правнук Шема Эвер был последним праведным духовным лидером до смешения языков и единственным из потомков Шема, кто не принимал участия в строительстве Вавилонской башни.

Прапраправнуком Эвера был Терах — отец Авраама.

Всевышний открылся Аврааму и велел ему покинуть родину — Ур-Касдим — и переселиться за реку Евфрат, в Землю Кнаан, которая станет вечным уделом еврейского народа и получит название Эрец-Исраэль (Земля Израиля). Б-г заключил союз с Авраамом, потом с его сыном Ицхаком, а затем — с сыном Ицхака Яаковом.

У Яакова было 12 сыновей. Они являются родоначальниками 12-ти Колен (ивр. «шватим») еврейского народа.

Евреи, иудеи, Израиль и сыны Израиля, Йешурун [↑]

В Танахе — «еврейской Библии» — еврейский народ называется по-разному: «иврим» (евреи), «йеудим» (иудеи), а также Исраэль, «бней Исраэль» (сыны Израиля) и Йешурун.

Слово «иври» связывают с именем праведного Эвера — предка Авраама. Другое объяснение — «пришедший с той стороны»: в Земле Кнаан Авраам был пришельцем с другого берега реки Евфрат. Авраам, в отличие от Ноаха, Шема и Эвера, занимал «активную жизненную позицию», проповедуя веру в Единого Б-га и отрицая идолопоклонство. Наши мудрецы, толкуя название «иври», объясняли, что весь мир был по одну сторону, а Авраам — по другую.

Слово «йеуди» изначально означало человека из колена Йеуды или, в более широком смысле, — жителя Иеуды (Иудеи, Иудейского царства на юге Земли Израиля в эпоху Первого Храма), а после того, как это государство перестало существовать, так начали называть всех евреев вообще. Отсюда происходит термин «йаадут» (иудаизм), возникший уже после Вавилонского пленения.

Религиозный еврей во время молитвыРелигиозный еврей в талите и тфилине во время утренней молитвы

Большую общность людей Тора часто называет именем ее руководителя или прародителя. Именно поэтому еврейский народ Тора часто называет «Израилем» (Исраэль) или «сынами Израиля». Имя «Исраэль» праотец Яаков получил после победы над ангелом-покровителем Эсава: «И сказал (ангел): Не Яаков отныне имя тебе будет, а Исраэль; ибо ты боролся с (Б-жьим) ангелом и с людьми и победил» (Берешит 32:29).

Понятие «Йешурун», которое несколько раз употреблено в книге Дварим, а также встречается у пророка Йешаяу — это возвышенное, поэтическое название еврейского народа. Принято считать, что оно обозначает качество справедливости и прямоты, в идеале присущем евреям. По другому мнению, «Йешурун» — это форма имени «Исраэль».

Двенадцать колен [↑]

Еврейский народ часто называют «двенадцатью коленами Израиля», однако тут необходимо сделать ряд уточнений. У еврейского народа 3 праотца — Авраам, Ицхак и Яаков и 4 праматери — жена Авраама Сара, жена Ицхака Ривка и жены Яакова Лея и Рахель. Последние дали в жены Яакову своих служанок, сыновья которых в некотором смысле считаются детьми Леи и Рахель соответственно.

Перечислим 12 колен Израиля так, как о них изначально говорится в Торе:

— шесть сыновей Леи: Реувен, Шимон, Леви, Йеуда, Иссахар и Звулун;

— два сына Рахель: Йосеф и Биньямин;

— два сына Билги, служанки Леи: Дан и Нафтали;

— два сына Зилпы, служанки Рахель: Гад и Ашер.

Праотец Яаков, его дети и члены их семей — всего 70 человек — спустились в Египет, фактическим правителем которого был сын Яакова Йосеф. В конце книги Берешит (первой книги Пятикнижия) рассказывается, как находящийся на смертном одре Яаков благословил сыновей, дал отдельное благословение каждому из двенадцати. Дальнейшая судьба каждого из 12 колен соответствовала полученным благословениям.

Читайте также:  Эфирные масла и их польза

Двоих сыновей Йосефа — Менаше и Эфраима — Яаков «назначил» родоначальниками самостоятельных колен: «И ныне, два твоих сына, рожденных тебе на земле Египта до моего прихода к тебе в Египет, мои они: Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон будут моими» (Берешит 48:5). После Исхода из Египта колено Йосефа не рассматривается Торой как отдельное колено, теперь это два колена — Эфраима и Менаше. Таким образом, колен становится 13.

Вместе с тем, колено Леви (левиты) после Исхода занимает особое положение, как полностью посвятившее себя служению Б-гу. Мидраш говорит, что левиты, в отличие от других колен, никогда не были рабами в Египте — их сделали надсмотрщиками над остальными еврейскими рабами, а они, защищая и покрывая своих братьев, несли наказания за их «проступки». В отличие от других колен левиты даже в самых тяжелых ситуациях не изменяли Всевышнему и не поклонялись идолам — ни в Египте, ни во время событий с золотым тельцом в Синайской пустыне.

Когда Тора сообщает, в каком порядке колена шли во время переходов по пустыне, она не упоминает левитов (Бемидбар 1:47). Хотя часть колена Леви должна была охранять Мишкан (переносной Храм), а позднее — Храм в Иерусалиме, левиты не были учтены в переписи мужчин старше 20 лет, из которых состояла еврейская армия (Бемидбар 1:47) и не получили для своего колена территории в Земле Израиля — для них предназначены города в пределах других колен (т. е. левиты не должны были работать на земле — их обеспечивали другие колена). Таким образом, колена Леви во многих случаях как бы исключается из счета колен, поэтому их снова становится 12.

Левиты и коэны [↑]

Одной из «ветвей» колена Леви — потомкам Аарона, старшего брата Моше Рабейну, — Всевышний даровал священство. Лишь «коэны» (священники) служат в Храме, благословляют народ и выкупают первенцев. Остальным мужчинам колена Леви были делегированы функции обслуживания Храма, в частности, перенос частей Мишкана при переходах, уборка храмовых помещений, забота о храмовой утвари. Кроме того, левиты сопровождали служение пением и игрой на музыкальных инструментах, а также охраняли Храм.

Коэн дает благословение еврейскому юношеЕврейский юноша получает благословение от коэна — потомка священников иерусалимского Храма

Левиты были знатоками Закона и на них было возложено духовное руководство народом Израиля. Рамбам пишет, что любой еврей, который хочет полностью посвятить себя изучению Торы, может уподобиться в этом левитам.

Иудеи и 10 потерянных колен [↑]

В 928 году до н. э. умер царь Шломо. После этого единое Израильское царство разделилось на два отдельных государства — Йеуда (Иудея) и Северное Израильское царство, первое располагалось на территории колен Йеуды и Биньямина, а второе занимало обширные земли остальных 10 колен. 200 лет спустя Северное Израильское царство пало под ударами ассирийских войск (сильнейшей армии в мире на тот момент) и навсегда прекратило свое существование. Ассирийская империя практиковала переселение народов, поэтому 10 колен были согнаны со своих земель и расселены малыми группами на подконтрольных завоевателям территориях, а на их место переместили другие покоренные племена.

В 586 году до н. э. Иудея была захвачена армией вавилонского царя Нэвухаднецара. Иерусалимский Храм был разрушен, а народ угнан в плен и расселен в различных провинциях Вавилонской империи, сменившей Ассирию на политической карте. Вскоре после этого Персидская империя подчинила себе Вавилон. В 516 году до н. э. царь персов Корэш II дал евреям право возвратиться в Землю Израиля и построить новый Храм в Иерусалиме.

Вавилонское пленение населения Иудеи не привело к ассимиляции. Когда евреи начали возвращаться в Землю Израиля, в персидском Вавилоне оставалась огромная еврейская диаспора, но и те, кто остался, не отказались от своего еврейства и не смешались с местным населением. А 10 колен Северного Израиля исчезли и считаются потерянными.

Таким образом, от 12 колен Израиля до наших дней, насколько нам известно, сохранились лишь три — населявшие Иудею потомки сыновей Яакова Йеуды и Биньямина, а также потомки той части колена Леви, которая проживала на территории Йеуды до Вавилонского пленения. При этом колено Биньямина было сравнительно малочисленным и потому утратило традиционно передаваемое знание о своем происхождении, «растворившись» в колене Йеуды.

Однако сегодня есть целый ряд групп, которые считают себя потомками 10 потерянных колен и пропавшей вместе с ними части колена Леви, проживавшей в Северном Израильском царстве. Среди них есть такие, которых все считают евреями, и те, еврейское происхождение которых не было установлено.

В частности, многие горские и бухарские евреи называют себя потомками колена Эфраима, а грузинские евреи относят себя к колену Иссахара. В Индии существуют племена, называющие себя «Бней Эфраим» и «Бней Менаше». В крупных городах Пакистана и Индии с древних времен изолированно жила группа «Бней Исраэль», которую некоторые связывают с коленом Звулуна и коэнскими семействами. Община «эфиопских евреев» — «Бета Исраэль» («Дом Израиля») или «Фалаша» («пришельцы» на древнеэфиопском языке) — относит себя к потомкам колена Дана. Нигерийских евреев-игбо в ряде источников тоже называют потомками колена Дана, а также колен Леви, Звулуна, Эфраима и Менаше. Африканский народ лемба, живущий в Зимбабве и ЮАР, генетически связан с коэнами.

Читайте также:  Польза проросшей пшеницы как принимать

Согласно пророчеству, 10 колен «вспомнят» о своем еврействе в дни Окончательного Избавления (Йешаяу 27:13): «И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ассирийской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Господу на горе святой в Иерусалиме».

Кто еврей? [↑]

До дарования Торы евреем считался любой человек, который служит Единому Творцу и продолжает путь Авраама. Поэтому жены праотцов еврейского народа — еврейки, а, например, брат-близнец Яакова Эсав — нееврей.

Когда сыны Израиля получили Тору на горе Синай, это окончательно превратило их в народ. Тора регламентировала вопрос определения еврейства на все поколения. Согласно Галахе (еврейскому религиозному законодательству), евреем считается любой человек, рождённый матерью-еврейкой, или прозелит, принявший Тору и заповеди в соответствии с установленной процедурой в признанном раввинском суде («гиюр»). Таким образом, еврейство — это не совсем национальность, поскольку евреем можно не только родиться, но и стать, приняв соответствующее сознательное решение, в то время как французом, например, стать невозможно, если ты им, конечно, не родился.

На протяжении долгой истории еврейского народа случались и массовые отходы от Торы, и массовые возвращения к ее строгому соблюдению. Часть евреев ассимилировалась, но всегда оставались те, кто передавал Традицию дальше. Кроме того, к еврейскому народу присоединялись прозелиты.

У евреев не принято вести миссионерскую деятельность, направленную на другие народы, но есть обязанность приобщать к Торе своих собратьев, которые от нее отошли. Тем не менее, случались и массовые добровольные переходы в еврейство знати и армий целых стран, как это произошло в случае с Адиабеной в начале I века н. э. и Хазарским каганатом в середине VIII века н. э.

«Гер» (прозелит) становится евреем, принимая на себя все заповеди Торы, все постановления мудрецов, все обычаи общины, частью которой он собирается стать. Без этого нельзя стать евреем. Несоблюдающий еврей остается евреем, как сын, восставший против отца и ушедший из дому, при этом все равно остается сыном своего отца. Рав Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике, говорил: «Не кто еврей, а что еврей».

В последние двести лет предпринимаются активные попытки отделить еврейство как национальность от иудаизма как вероисповедания. Получила распространение теория о том, что «евреи по отцу», на самом деле, такие же евреи, как и «евреи по матери», и лишь «происки раввинов» мешают признать этот «очевидный факт».

Еврейский мальчик в день Бар мицвы — СовершеннолетияЕврейский мальчик с Торой в день Бар мицвы — Совершеннолетия

В 1948 году н. э. было создано государство Израиль, в котором был принят «Закон о возвращении», согласно которому право на получение израильского гражданства было предоставлено не только евреям, но и родственникам и потомкам евреев. Тем не менее, само еврейство в этом законе в целом определено в соответствии с алахой: евреем считается человек, который рождён от матери-еврейки, а также лицо, принявшее иудаизм путем прохождения гиюра. При этом закон исключает из числа евреев тех, кто перешел в другую веру.

Источник

Еврейский народ всегда привлекал к себе болезненное внимание со стороны других этносов. Евреи, на протяжении более двух тысяч лет не имевшие своего государства, рассеянные по свету, гонимые, всегда, несмотря ни на что, обладали определенной сплоченностью и целостностью.

Войцех Герсон. «Казимир Великий и евреи». 1874 г.

История народа насчитывает около четырех тысяч лет. Как утверждают антропологи и лингвисты, корни у этноса семитские, по названию группы языков (отсюда понятия «семит» и «антисемит»). Скотоводческие племена хабиру со среднего течения реки Евфрат (от этой общности и пошло понятие евреи – то есть «заречные», «пришедшие с берега реки») переселились в Ханаан – в «Землю обетованную», которая разделена сейчас между Иорданией, Ливаном, Сирией и Израилем. Смешиваясь с местными племенами они, скорее всего, и образовали еврейский протонарод. Возглавлял племя библейский патриарх и пророк Авраам. В то время, согласно исследованиям, в этом сообществе уже были монотеистические верования. Представление о том, что есть только один бог в противовес существующим рядом многобожием язычников, стало тем зерном, которое прорастет в авраамических религиях: в христианстве, иудаизме и исламе.

Мауриси Готлиб «Евреи, молящиеся в синагоге»

Библейские тексты часто констатируют реальные исторические факты. Легенды и предания Библии рассказывают о превратностях судьбы еврейского народа, о событиях с ним связанных, которые имели место в первом тысячелетии до нашей эры. Например, описывают египетское пленение евреев и исход из него, который возглавил пророк Моисей. Вернувшееся из Египта евреи, по преданию, представляли собой союз 12 племен – колен. Каждое из них берет начало от одного из двенадцати сыновей патриарха (главы рода) Иакова (или, по-другому, Израиля – это имя стало топонимом). От одного из сыновей Израиля – Иуды происходит название иудейского племени, Иудейского царства и национальной религии евреев – иудаизма. Современные евреи – это потомки двух племен, остальные десять, после переселения в Мидию, растворились в местном населении. Они являются так называемыми «пропавшими коленами».

Карты Палестины и расселение 12 колен Израиля

Потом много веков существовало Израильское царство, в котором правили такие библейские цари, как Давид и Соломон, например. Независимость Израильского царства чередовалась с завоеваниями еврейских земель и потерей национального государства. Власть вавилонян, греков и римлян перемежалась с периодами суверенитета евреев. Римская империя была последней, кто владел Иудейским царством. После разгрома националистических восстаний в I веке н.э., начавшихся репрессий и гонений со стороны римлян, пошло массовое расселение евреев по разным областям. Римляне также ввели термин Палестина (производный от названия племени филистимлян) в качестве обозначения иудейских земель, для того, чтобы стереть из памяти исконные топонимы.

Иудаизм, со священной книгой Танах, включающую, Тору – пятикнижие, которая практически полностью совпадает с Ветхим заветом Библии, – одна из самых древних монотеистических религий в мире. В иудейской вере корень обособленности еврейского народа.

Читайте также:  Молоки сельди польза что это

Главная святыня иудаизма – Иерусалимский храм, находящийся на Храмовой горе в Иерусалиме. Исходя из вероучения, только в этом храме могли совершаться жертвоприношения, именно там находился Ковчег завета – самая сакральная святыня иудеев. Это были древние скрижали с начертанными десятью заповедями, данными пророку Моисею на Синайской горе в пустыне. Храм несколько раз разрушался и отстраивался снова. После разрушения римлянами в I веке нашей эры от второго иудейского храма осталась одна западная стена, так называемая Стена плача, к которой совершаются паломничества иудеев со всего мира. На территории храма сейчас расположена мечеть Аль-Акса.

Франческо Айец «Разрушение Иерусалимского Храма»

Символы иудаизма и еврейского народа: звезда Давида, шестиконечная звезда, которая, в том числе, изображена и на флаге Израиля. Второй наиболее распространенный знак – это менора, семисвечник. Он символизирует божественный свет, мудрость, свет свечи является метафорой человеческой жизни.

Массовое переселение еврейских общин из Палестины началось еще при римском владычестве. В 638 году Палестина была завоевана арабами, и стала восприниматься как арабская, а вскоре и как мусульманская вотчина. Остались лишь малочисленные еврейские общины, остальные переселились. Центры еврейских диаспор: во-первых, юго-западная Европа Пиренейский полуостров, во-вторых, Центральная Германия, Восточная Европа, в-третьих, Месопотамия и Закавказье. В каждой из диаспор складываются свои особенности: языковые, культурные и бытовые. Так сложились и два языка: иврит (возрожденный в XIX веке семитский язык, являющийся национальный языком евреев сегодня) и идиш (произошедший из германской группы языков).

Почти две тысячи лет евреи были народом гонимым, рассеянным по многим странам и континентам. Не многие государства, в которых проживали еврейские общины, могли похвастаться отсутствием репрессий, погромов, насильственных переводов в христианскую или исламскую веру. Ни о каком другом народе не существует столько различного рода легенд, мифов, рассказов, которые в несколько измененном виде продолжают свое существование и сегодня.

Эмилио Сала Франсеc «Изгнание иудеев из Испании»

В средние века и новое время любое происшествие и преступление в государстве могло навлечь беду на еврейскую общину. Евреев обвиняли во всевозможных злодеяниях: убийствах, воровстве, стяжательстве. Частыми были наветы в человеческих жертвоприношениях, черной магии. За обвинениями шли погромы – резня и уничтожение домов и имущества. Начиная с Александрии в I веке, погромы с ужасающей периодичностью имели место в самых разных странах: в Англии, Франции, Османской и Российской империи, немецких княжествах. Не зря одна из еврейских мудростей гласит:

«Если жизнь не меняется к лучшему, подожди – она изменится к худшему».

Профессиональная деятельность евреев в разных государствах часто была ограничена. Запрещалось заниматься сельским хозяйством, например. Налоги, которые они платили, были несоизмеримо выше по сравнению с остальными гражданами.

Эмиль Швейцер «Резня евреев в Страсбурге»

Апогей нетерпимости и предвзятости – это, конечно, Вторая мировая война и Холокост – планомерное уничтожение еврейского народа нацистской Германией. По последним подсчетам во время войны погибло около 6 миллионов евреев.

Еще в конце ХIХ века зарождается движение, называющееся сионизмом (от названия горы Сион в Иерусалиме). Его целью было создание национального государства в Палестине, Земле обетованной, исторической родине евреев. Представители народа начали массово переселяться в Палестину в начале ХХ века. Эти земли во время Первой мировой войны находились под влиянием Великобритании и ее правительство смотрело на этот процесс положительно, чего нельзя сказать о местном арабском и мусульманском населении. После Второй мировой войны проблема противостояния арабов и евреев стояла очень остро, необходимо было принимать кардинальные решения. 14 мая 1948 года было провозглашено создание независимого государства Израиль. Но этот долгожданный для евреев день принес начало открытого вооруженного конфликта с арабами, который и сегодня то затухает, то вспыхивает снова. Как говорится, когда евреи добрались до земли обетованной, оказалось, что их там не ждали.

Условия, по которым евреи признавались таковыми и могли бы стать гражданами Израиля, определялись Законом о возвращении 1950 года. Евреем считается тот, кто родился от матери-еврейки, не принимал другую религию или стал иудеем. Для мужчин принять религию иудаизм –это значит пройти обряд гиюр (обрезание крайней плоти) и ритуальное омовение, для женщин – это только омовение.

Огюст Шарпентье. “Еврей-ростовщик”. 1842 г.

На сегодняшний день в мире проживает по разным подсчетам примерно 15 миллионов евреев. Большинство являются гражданами Израиля – около 6 миллионов. Чуть меньше находится в США (а по некоторым данным, чуть больше). Активный переезд в США евреев начался в конце ХVIII века, также волны еврейской иммиграции в Америку были в ХХ веке из Европы и СССР. Довольно многочисленные еврейские диаспоры сегодня существуют во Франции, Канаде, России и других странах.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( ???? – палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник