Кто собирал дань в пользу орды

Анонимный вопрос  ·  12 ноября 2018

18,8 K

Я — искатель приключений в мире слов и их значений.

Общее название – “Ордынский выход”, но были и более узкие.

Основной “налог”, которым Золотая Орда обложила русских крестьян и ремеслинников назывался “ясак”. Размер подати составлял 1/10 часть дохода и сперва выплачивался продуктами или товарами, но потом был заменён на денежный сбор.

Торговцы платили золотоордынцам “тамгу” (от этого термина впоследствии произошло… Читать далее

Также был т.н. “черный бор”. Так называлась дань Новгорода в Орду. Она выплачивалась раз в восемь лет, и ее размер был установлен в 1259 году. Обязанность за ее выплату была наложена на Новоторжскую волость с центром в г. Торжок – южным форпостом Новгородской земли.

Дань именовалась “Ордынский Выход” – выплачивалась русскими землями со второй половины 13 до 15 века. Неуплата дани рассматривалась как неповиновение и каралась (лишение имущества, увод в рабство).

Какую территорию занимала Золотая Орда ?

культуролог, книголюб и гуманист

К 14-му веку Золотая Орда занимала территорию колоссальных размеров и включала земли современного Ирана (Тебриз), Волжскую Булгарию и Башкирию. С западной стороны Орда занимала часть современной Украины (Крымское ханство) и доходила до Дуная, с восточной стороны простиралась до Оби и Иртыша. Граница с Русью проходила рядом с Киевом и Москвой.

Какой народ дольше всего использовал руническую письменность ?

Шведы.

Далекарлийские, или дальские руны использовались в шведской провинции Даларна с XV по XIX век, а региональный вариант этих рун коммуны Эльвдален продолжал использоваться и в XX веке, после чего был окончательно вытеснен латиницей.

Таким образом, далекарлийские руны стали последней когда-либо использованной рунической письменностью.

Какой орден и почему считался самым почётным в СССР и за что его давали ?

Наверно, правильнее было бы сказать не “орден”, а “награда”, потому что наградная система СССР предусматривала разные виды отличий. Помимо орденов это были так называемые “высшие степени отличия СССР” – персональные звания Героя Советского Союза и Социалистического Труда, даваемые городам и оборонительным объектам Город/Крепость-герой, а также звание “Мать-героиня”, – разного рода почетные звания специалистов той или иной области человеческой деятельности, премии. Многое зависело от периода – так, например до 1928 года в Советской России (правда, в других советских республиках существовали его аналоги) и позже в СССР существовал только один орден, Боевого Красного знамени. Он продолжал оставаться одной из наиболее почетных наград СССР всю историю этого государства, но с момента учреждения ордена Ленина и званий Героев уступил этим видам наград высшее место на пьедестале.

Со временем советская наградная система стала довольно громоздкой и разнообразной в плане соответствия разных званий и орденов друг другу – так, в любом случае наиболее почетной наградой было звание Героя Советского Союза (одновременно с ним человек награждался высшим орденом советского государства, орденом Ленина). Но для отдельных категорий людей существовали не менее почетные аналоги – например, орден Победы, которым могли быть награждены только представители высшего генералитета, успешно руководившие вверенными им войсковыми объединениями. С другой стороны, солдаты, младшие командиры и младшие лейтенанты имели свою, специфическую для них награду – орден Славы, награждение тремя степенями которого спустя 20 лет после окончания Второй мировой войны было признано равноценным присвоению звания Героя Советского Союза. Так что формально орден Славы был ниже, скажем, ордена Красного знамени, но с 1965 года обладатель всех степеней ордена получал те же льготы, что и Герой Советского Союза.

Тем, кому было недоступно награждение боевыми наградами, имели свои иерархии наград – безусловно, наиболее почётным было звание Героя Социалистического труда. Но со временем всё было подвержено девальвации – так, высшим партийным, советским и государственным чиновникам почётные звания и ордена вручались к юбилеям, а вот получение, скажем, Ленинской премии от юбилеев зависело меньше, её (а также Сталинскую, Государственную премии, премию Ленинского комсомола) вручали за конкретные достижения. Поэтому в разных системах координат одна советская награда могла иметь в одном контексте больший, а в другом – меньший вес. И если быть беспристрастным, то простой рабочий, получивший орден Трудового Красного знамени, орден Почёта или рядовое звание “Почетный железнодорожник/мелиоратор/кто угодно” заслуживает большего уважения и действительной признательности за свой честный и самоотверженный труд, чем зажравшийся аппаратчик, получивший золотую звездочку на красной колодке к 70-летию со дня рождения только потому, что он – секретарь ЦК по легкой промышленности. Или получивший высшую советскую премию художник, написавший очередной портрет очередного вождя.

Стоит еще принимать во внимание и повод для награждения – некоторые из таких поводов девальвировали ту или иную награду. Взять, например, то же звание Героя Советского Союза и сопоставить, скажем, награждение этим званием лётчиков, спасавших команду “Челюскина”, и награждение им же убийцы Льва Троцкого Рамона Меркадера. Или сопоставить награждение орденом Красного знамени, скажем, лётчика Ивана Кожедуба за подвиги на поле боя, и генерала МГБ Лаврентия Цанава за организацию убийства актёра Соломона Михоэлса (его вывезли на дачу Цанава и задавили грузовиком). Вообще такого рода девальвация наиболее почётных наград характерна прежде всего для диктатур – примером этому может быть история Железного креста, которым награждали и за подвиги на поле боя, и за, например, организацию карательных акций, в ходе которых происходили акты геноцида, военные преступления и преступления против человечности. Так что вывод будет таким – какой бы почетной, высокой награда ни была в некоей писанной или неписанной иерархии, не награда украшает человека, а сам человек, его поступки делают ту или иную награду почётной или наоборот, презренной.

Читайте также:  Маслины польза и вред для организма при сахарном диабете

Источник

Русские княжества платили дань Золотой Орде около 200 лет. В течение этого периода размер и методы ее взимания сильно изменялись. У нас есть только редкие отчеты о суммах, выплаченных тем или иным княжеством, поэтому очень трудно, если не невозможно, воссоздать подробную картину платежей на протяжении всего этого времени.

Дань не всегда уплачивалась с конкретного княжества. Сразу после завоевания Русь была разделена на 43 «фискальных округа». Крупные княжества могли состоять из нескольких округов, а мелкие – объединяться в один. Каждый округ должен был обеспечивать доход, необходимый для содержания одного тумена (10 тысяч) монгольской армии.

Тогда налоги взимались не через местных князей, их собирали мусульманские купцы – баскаки, отправленные самим великим ханом из Каракорума. К каждому из них для защиты приставлялся военный отряд.

Дань изначально была равна 10 % от дохода. Она платилась серебром либо в натуральном виде. Это зависело от ремесла плательщика и особенностей экономики региона. Например, Новгородское княжество платило серебром и мехами.

Мы знаем, что в 1275-м году новгородская крестьянская семья платила полгривны дани (ясака) в год, т.е., примерно, 100 грамм.

Торговец платил не ясак, а тамгу – налог с продаж или с имущества. Ставка налога варьировалась, но обычно составляла 0,5 % от стоимости имущества или 4-5 % от стоимости продажи. Тамга оплачивалась золотом.

Иногда взимались другие дополнительные налоги и сборы. Это мог быть ям – дорожный налог; кулуш, который платили, когда русские княжества не отправляли людей в монгольскую армию; туска – нерегулярные подарки в адрес высшей знати.

Нет никаких записей о том, что дань когда-либо выплачивалась рабами – девушками или юношами. Но, конечно, отдельные монгольские сановники имели достаточно власти, чтобы претендовать на русских жен или наложниц, если бы они этого захотели.

Чтобы гарантировать постоянный доход, монголы предприняли весьма значительные усилия. Они провели первую в истории России перепись населения, организовали бюрократическую систему и создали дорожную сеть.

Лишь позднее, когда Монгольская империя и ее западная часть, Золотая Орда, начали свой медленный упадок, ханы были вынуждены постепенно отказываться от контроля над финансовыми потоками и передавать все большую власть в этом вопросе русским князьям. В самом конце им пришлось назначить великого князя – по существу колониального вице-короля, который имел полный контроль над сбором налогов.

Русские князья начали собирать налоги для Орды в начале 14-о века – примерно через шестьдесят-семьдесят лет после завоевания. Некоторые западные княжества продолжали оставаться под непосредственным управлением монголов гораздо дольше. В Киеве баскак сидел даже после 1362-о года.

Москва была лишь конечной точкой, логистическим узлом, где собирались налоги перед их отправкой в Орду. Москва взяла на себя эту роль почти через сто лет после завоевания.

Итак, наконец, сколько?

После Куликова поля сумма налогов со всей Руси, отправленных через Москву, составляла 10 тысяч рублей серебром в год. Один рубль – это 170-200 граммов серебра. Для сравнения, в начале 15 века на один рубль можно было купить около 1 600 кг ржи. Таким образом, общая сумма дани к тому времени была равна примерно 16 тысячам тонн ржи в год.

В 2018 году Россия собрала 70 миллионов тонн пшеницы.

Источник

Традиционный ответ, записанный во все учебники, гласит, что Московское государство навсегда прекратило выплату дани Золотой Орде при великом князе Иване III в 1470-х. Решение Ивана III вызвало неудачный поход на Москву золотоордынского хана Ахмата в 1480 году. Вскоре после этого распалась сама Золотая Орда, и Россия стала полностью независимым государством.

Если так, тогда почему в завещании (духовной грамоте) того же Ивана III, писанной в 1504 году, упоминается «ордынский выход» — дань, ежегодно посылавшаяся русскими князьями татарским ханам? Иван III предписывает своим младшим сыновьям давать деньги «в выходы в ординские» старшему сыну — Василию, когда он взойдет на московский престол вместо своего отца.

«Ордынский выход»

Где-то с конца 13 — начала 14 вв. со страниц древнерусских летописей исчезают баскаки — ордынские чиновники, надзиравшие за сбором дани с русских земель и контролировавшие ее отправку в Орду. Сбор и посылка дани становится прерогативой самих русских князей, укреплявших тем самым свою власть над населением. Ярлык на княжение, выдававшийся ханом, был вместе с тем подтверждением права князя собирать дань и вести сношения с Ордой. Русский князь становился, таким образом, главным фискальным чиновником Золотой Орды в соответствующем улусе. Ханам было выгодно иметь одного ответственного за сбор дани. Таким образом, они подспудно укрепляли власть самого сильного из русских князей, не подозревая о том, что этот же процесс приближает конец владычества Орды над Русью. Так в общих чертах описывали становление Московского централизованного государства Николай Карамзин, Николай Костомаров, Дмитрий Иловайский, некоторые другие русские историки 19 столетия. Но окончательное прекращение выплаты ордынского выхода в Золотую Орду с 1472 (по другим источникам — с 1476) года вовсе не означало прекращения фискального гнета, известного как «монголо-татарское иго». Во-первых, ордынский выход продолжал взиматься московским великим князем со всех подвластных земель, а в них теперь входила почти вся Русь.

Читайте также:  Рыбий жир польза для женщин доза суточная в капсулах

Русские крестьяне все так же платили «в Орду» по рублю с двух сох (мера земельной площади), только теперь эти деньги шли не в Орду, а на содержание непрерывно растущего аппарата великокняжеской власти. Во-вторых, падение Золотой Орды не означало прекращения вассальных отношений Рюриковичей к Чингизидам. Только теперь сменилась резиденция главного Чингизида для Руси — Крым вместо Нижней Волги.

Крымская Орда вместо Золотой

В 1474 году Иван III заключил тесный союз против Золотой Орды и Великого княжества Литовско-Русского (ВКЛР) с ханом Крымской Орды Менгли-Гиреем. Совместными силами союзники сокрушили Золотую Орду и серьезно потрепали Литву. Время прекращения выплаты Москвой дани Золотой Орде удивительно точно совпадает с датой заключения союза с Крымом. Дань продолжала поступать из Руси, только теперь уже другому татарскому хану — крымскому. Вероятно, теперь, со сменой верховного сюзерена, московский князь удерживал в своих руках значительно большую часть дани, чем раньше, когда платил ее Золотой Орде. Это событие и называется в наших учебниках «свержением монголо-татарского ига».

В русских дипломатических документах дань, посылавшаяся на протяжении 15—17 вв. Россией в Крым, уклончиво именуется «поминками». Крымские ханы всякий раз не стеснялись жаловаться на недостаточный размер «поминков» и требовать большего, грозя войной в случае неуплаты. Слова не расходились с делом — уже Менгли-Гирей в 1510 году нарушил перемирие с Москвой. После этого походы крымцев на Россию стали обычным явлением. Ислам-Гирей в 1535 году потребовал от бояр при малолетнем Иване IV уплаты половины московской казны! Получив дань, крымские ханы выдавали «шертные (клятвенные) грамоты», в которых обещали впредь не воевать русских земель. Это не мешало им время от времени предпринимать набеги даже и после получения очередных «поминков».

Петр Великий как освободитель Руси от крымско-татарского ига

Из слов духовной грамоты Ивана III — «в выходы в ординские, и в Крым, и в Астрахань, и в Казань, и в Царевичев городок (Касимов)» — часто делают вывод, что ордынский выход шел теперь на содержание живших в Московском государстве претендентов на ханские престолы. Это предположение, однако, ничем не подтверждается. В 16 веке известны факты выплаты Москвой дани другим татарским ханствам, помимо Крыма, и название «выход ордынский» было, видимо, универсальным обозначением всех выплат Руси Чингизидам. Так, в 1539 году Москва была вынуждена откупиться от Казани богатой денежной данью. Точная дата исчезновения ордынского выхода как налога, взимавшегося московским князем с подвластного населения, неизвестна.

Но в 1551 году появляется новый налог — «полоняничные деньги» — предназначенный для выкупа пленников, захваченных теми же татарами (в основном крымскими). Возможно, что один налог сменил другой. Это совпало с возложением Иваном IV на себя титула царя (до сих пор царями на Руси называли татарских ханов) и началом войн с Крымом. В 1550-е гг. временно прекратилась практика регулярной выплаты Русью «поминков» Крыму. Но в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей сжег Москву и принудил Ивана Грозного не только возобновить выплату дани, но и обещать дать Крымскому ханству Астрахань. Только победа в 1572 году русского войска над крымским, вторично шедшим разорять Москву, под селом Молоди, избавила Русское государство от территориальных уступок. Но дань пришлось платить еще больше ста лет.

В середине 17 века русский эмигрант, подьячий Григорий Котошихин, писал, характеризуя московско-крымские отношения, что крымскому хану, его семейству и его вельможам ежегодно отправляют богатые дары из Москвы. «А чего кому не достанет по росписи, и они тех посланников мучат и бьют и в тюрьме держат. А посылают им те поминки для того, чтобы они на украинные города войною не ходили и городов и мест не разоряли. Однако они, такие дары беручи, на то не смотрят, чинят, что хотят. А будет тех поминков на год больше 20 тысяч рублев». Последняя выплата «поминков» крымскому хану была произведена в 1686 году.

По Константинопольскому мирному договору 1700 года была официально прекращена практика ежегодных выплат дани Россией Крыму. «А понеже Московское государство самовластное и свободное государство есть, дача, которая по се время погодно давана была крымским ханам и крымским татарам, впредь да не будет должна», — такая формулировка, свидетельствующая о независимости России, впервые появилась в договорах между русскими и татарами лишь при Петре Великом. Можно, конечно, говорить, что аналогичные «поминки» направлялись в Крым в то время и Речью Посполитой, и что это не мешало как России, так и Польше быть суверенными государствами. Но важно еще и то, как наличие «поминков» воспринималось теми, кому они посылались, а тут все было однозначно: платят — значит, данники.

Источник

Традиционный ответ, записанный во все учебники, гласит, что Московское государство навсегда прекратило выплату дани Золотой Орде при великом князе Иване III в 1470-х. Решение Ивана III вызвало неудачный поход на Москву золотоордынского хана Ахмата в 1480 году. Вскоре после этого распалась сама Золотая Орда, и Россия стала полностью независимым государством.
Если так, тогда почему в завещании (духовной грамоте) того же Ивана III, писанной в 1504 году, упоминается «ордынский выход» – дань, ежегодно посылавшаяся русскими князьями татарским ханам? Иван III предписывает своим младшим сыновьям давать деньги «в выходы в ординские» старшему сыну – Василию, когда он взойдет на московский престол вместо своего отца.

«Ордынский выход»

Где-то с конца 13 – начала 14 вв. со страниц древнерусских летописей исчезают баскаки – ордынские чиновники, надзиравшие за сбором дани с русских земель и контролировавшие ее отправку в Орду. Сбор и посылка дани становится прерогативой самих русских князей, укреплявших тем самым свою власть над населением. Ярлык на княжение, выдававшийся ханом, был вместе с тем подтверждением права князя собирать дань и вести сношения с Ордой. Русский князь становился, таким образом, главным фискальным чиновником Золотой Орды в соответствующем улусе.
Ханам было выгодно иметь одного ответственного за сбор дани. Таким образом, они подспудно укрепляли власть самого сильного из русских князей, не подозревая о том, что этот же процесс приближает конец владычества Орды над Русью. Так в общих чертах описывали становление Московского централизованного государства Николай Карамзин, Николай Костомаров, Дмитрий Иловайский, некоторые другие русские историки 19 столетия.
Но окончательное прекращение выплаты ордынского выхода в Золотую Орду с 1472 (по другим источникам – с 1476) года вовсе не означало прекращения фискального гнета, известного как «монголо-татарское иго».
Во-первых, ордынский выход продолжал взиматься московским великим князем со всех подвластных земель, а в них теперь входила почти вся Русь. Русские крестьяне все так же платили «в Орду» по рублю с двух сох (мера земельной площади), только теперь эти деньги шли не в Орду, а на содержание непрерывно растущего аппарата великокняжеской власти.
Во-вторых, падение Золотой Орды не означало прекращения вассальных отношений Рюриковичей к Чингизидам. Только теперь сменилась резиденция главного Чингизида для Руси – Крым вместо Нижней Волги.

Читайте также:  Морковь тушеная в сметане польза

Крымская Орда вместо Золотой

В 1474 году Иван III заключил тесный союз против Золотой Орды и Великого княжества Литовско-Русского (ВКЛР) с ханом Крымской Орды Менгли-Гиреем. Совместными силами союзники сокрушили Золотую Орду и серьезно потрепали Литву. Время прекращения выплаты Москвой дани Золотой Орде удивительно точно совпадает с датой заключения союза с Крымом.
Дань продолжала поступать из Руси, только теперь уже другому татарскому хану – крымскому. Вероятно, теперь, со сменой верховного сюзерена, московский князь удерживал в своих руках значительно большую часть дани, чем раньше, когда платил ее Золотой Орде. Это событие и называется в наших учебниках «свержением монголо-татарского ига».
В русских дипломатических документах дань, посылавшаяся на протяжении 15—17 вв. Россией в Крым, уклончиво именуется «поминками». Крымские ханы всякий раз не стеснялись жаловаться на недостаточный размер «поминков» и требовать большего, грозя войной в случае неуплаты. Слова не расходились с делом – уже Менгли-Гирей в 1510 году нарушил перемирие с Москвой. После этого походы крымцев на Россию стали обычным явлением. Ислам-Гирей в 1535 году потребовал от бояр при малолетнем Иване IV уплаты половины московской казны!
Получив дань, крымские ханы выдавали «шертные (клятвенные) грамоты», в которых обещали впредь не воевать русских земель. Это не мешало им время от времени предпринимать набеги даже и после получения очередных «поминков».

Петр Великий как освободитель Руси от крымско-татарского ига

Из слов духовной грамоты Ивана III – «в выходы в ординские, и в Крым, и в Астрахань, и в Казань, и в Царевичев городок (Касимов)» – часто делают вывод, что ордынский выход шел теперь на содержание живших в Московском государстве претендентов на ханские престолы. Это предположение, однако, ничем не подтверждается. В 16 веке известны факты выплаты Москвой дани другим татарским ханствам, помимо Крыма, и название «выход ордынский» было, видимо, универсальным обозначением всех выплат Руси Чингизидам. Так, в 1539 году Москва была вынуждена откупиться от Казани богатой денежной данью.
Точная дата исчезновения ордынского выхода как налога, взимавшегося московским князем с подвластного населения, неизвестна. Но в 1551 году появляется новый налог – «полоняничные деньги» – предназначенный для выкупа пленников, захваченных теми же татарами (в основном крымскими). Возможно, что один налог сменил другой. Это совпало с возложением Иваном IV на себя титула царя (до сих пор царями на Руси называли татарских ханов) и началом войн с Крымом. В 1550-е гг. временно прекратилась практика регулярной выплаты Русью «поминков» Крыму.
Но в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей сжег Москву и принудил Ивана Грозного не только возобновить выплату дани, но и обещать дать Крымскому ханству Астрахань. Только победа в 1572 году русского войска над крымским, вторично шедшим разорять Москву, под селом Молоди, избавила Русское государство от территориальных уступок. Но дань пришлось платить еще больше ста лет.
В середине 17 века русский эмигрант, подьячий Григорий Котошихин, писал, характеризуя московско-крымские отношения, что крымскому хану, его семейству и его вельможам ежегодно отправляют богатые дары из Москвы. «А чего кому не достанет по росписи, и они тех посланников мучат и бьют и в тюрьме держат. А посылают им те поминки для того, чтобы они на украинные города войною не ходили и городов и мест не разоряли. Однако они, такие дары беручи, на то не смотрят, чинят, что хотят. А будет тех поминков на год больше 20 тысяч рублев».
Последняя выплата «поминков» крымскому хану была произведена в 1686 году. По Константинопольскому мирному договору 1700 года была официально прекращена практика ежегодных выплат дани Россией Крыму. «А понеже Московское государство самовластное и свободное государство есть, дача, которая по се время погодно давана была крымским ханам и крымским татарам, впредь да не будет должна», – такая формулировка, свидетельствующая о независимости России, впервые появилась в договорах между русскими и татарами лишь при Петре Великом.
Можно, конечно, говорить, что аналогичные «поминки» направлялись в Крым в то время и Речью Посполитой, и что это не мешало как России, так и Польше быть суверенными государствами. Но важно еще и то, как наличие «поминков» воспринималось теми, кому они посылались, а тут все было однозначно: платят – значит, данники.

Источник