Кто приносит пользу человеку 1 класс

Кто приносит пользу человеку 1 класс thumbnail

Урок окружающего мира и развития речи в 1 классе

УМК «Начальная школа 21 века»

Подготовила и провела: учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №1 г. Волоколамска» Московской области

Федотова Елена Ивановна

Тема: «Зачем люди трудятся»

Цель: создать условия для формирования представлений о профессиях, понимания значения труда в жизни людей; способствовать развитию словарного запаса, умению строить предложения-противопоставления.

Планируемые результаты образования.

Предметные: ученики научатся понимать значение труда в жизни людей, различать особенности людей в разных учреждениях культуры и быта, приводить примеры различных профессий.

Метапредметные:

Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – иметь представление о профессиях, понимать значение труда в жизни людей; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов.

Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, работать в парах и группах.

Личностные: смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: презентация, рисунки, изображающие профессии людей, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА.

І. Целеполагание

– Послушайте стихотворение В. Пальчинскайте:

Кто нам делает сапожки,

Ранцы, пуговицы, ложки?

Кто построил дом? И кто

Сшил нам куртки и пальто?

Кто нам сделал эти парты,

Напечатал книжки, карты?

Кто куёт металл для плуга,

Добывает нефть и уголь?

Отгадали вы: для нас

Трудится … (РАБОЧИЙ КЛАСС)

– О чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем говорить о труде взрослых, о профессиях)

– Давайте подумаем, а для чего люди трудятся? (Высказывания детей: «Люди трудятся для того, чтобы…»)

– Ну, хорошо. К этому вопросу мы вернёмся ещё раз в конце урока.

ІІ. Изучение нового материала.

– Вспомните и назовите сказки, в которых герои за одну ночь возводили дворцы, плели ковры, выполняли самые трудные задания. («Царевна-лягушка», «Крошечка Хаврошечка», «Вовка в тридевятом царстве» и другие)

– Как они это делали? (С помощью волшебства, волшебных заклинаний, волшебных предметов)

– А в жизни возможно использовать подобные волшебные средства? Как люди научились обходиться без волшебства? (Предположения учеников)

– Скажите, для того чтобы каждый человек смог обеспечить себя одеждой, едой, жильем и другими благами, что нужно делать? (Нужно работать). Что нужно получить для того, чтобы найти хорошую, нужную, любимую работу? (Нужно получить образование, нужно получить профессию)

1. Речевая разминка. Произнесите чистоговорки правильно

– Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. 
– Водовоз вёз воду из водопровода.
– Старый сторож Том сторожит дом. 
– Ткёт ткач ткани на платье Тане. 
– Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку
– Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. 
– Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

– Названия каких профессий прозвучали в чистоговорках? Какие профессии вам не знакомы?

2. Продолжите предложение:

Повар готовит пищу, а врач … .

Учитель учит детей, а художник … .

Столяр работает с деревом, а парикмахер … .

Лётчик управляет самолётом, а космонавт … .

Хирург делает операции, а окулист … .

3. Работа в группах.

– Я предлагаю вам поработать в группах. Задача каждой группы: подобрать названия профессий, которые помогают нам получить

1 группа – еду         2 группа – жильё        3 группа – одежду        4 группа – медицинское обслуживание и образование.

(детям даются карточки с названиями профессий: всем одинаковые – учитель, каменщик, швея, повар, хлебороб, пекарь, портной, плотник, сантехник, закройщик, библиотекарь, терапевт, аптекарь, хирург, экскурсовод, овощевод, доярка, электромонтёр, маляр)

– Итак, какие профессии вы выбрали? Поместите их на доску.

– Оцените, какая группа поработала лучше всех?

4. Важность любой профессии.

– Какая профессия, какой труд  самый важный, на ваш взгляд?

– Тогда закончите моё предложение:

Если бы не было парикмахера, то …

Если бы не было воспитателя, то …

Если бы не было дворника, то …

Если бы не было официанта, то …

– Какой же вывод можно сделать? (Все профессии нужны, все профессии важны. Любой труд  приносит пользу людям и государству.)

Физминутка

Мы в профессии играли –

Вмиг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас –

Быстро едет первый класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз – кирпич, и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора!

5. Игра «Угадайте, кому принадлежит предмет»

– Продолжим разговор о труде, о профессиях людей. Существуют такие предметы, по которым вы сразу догадаетесь, к какой профессии он принадлежит. Я покажу вам несколько предметов, а вы попробуйте отгадать, кому они принадлежат.

– фонендоскоп (врач)                      баскетбольный мяч (спортсмен, баскетболист)          

– указка (учитель)                            жезл регулировщика (регулировщик-постовой)

– разводной ключ (слесарь)            морской воротник (моряк)

– микрофон (артист, певец)            половник (повар)

6. Работы в группах.

Дети получают картинки с изображением профессии.

– Определите название профессии по картинке и перечислите, какими человеческими качествами должен обладать человек данной профессии?

(ВЕТЕРИНАР: доброта, любовь к животным, ответственность, вежливость, трудолюбие, знание своего дела;

ПОЧТАЛЬОН: внимательность, ответственность, доброта, трудолюбие, хорошее здоровье;

ПОЛИЦЕЙСКИЙ: смелость, решительность, мужественность, ответственность, честность, умение пожертвовать собой;

ЧАСОВЩИК: старательность, вежливость, внимательность, усидчивость)

7.Творческое задание (дополнительное резервное задание).

1 группа – Строители, из конструктора строим дом
2 группа – Повара, набор продуктов. Приготовить: «испечь» торт и украсить его 
3 группа – Портные, из бумаги придумать наряд для куклы.
4 группа – Художники-декораторы, сделать роспись модели

ІІІ. Обобщение. Подведение итогов.

– Понравилось вам сегодня  на уроке?

– Давайте, ещё раз вернёмся к главному вопросу: зачем люди трудятся?

– Как вы думаете, какую пользу принёс человеку труд? (Если дети затрудняются с ответом, то можно прочитать такое стихотворение:

Человек трудом славен

Ещё когда земля стояла на слонах,
А те слоны на черепахе,
Две обезьяны встретились в лесу
И вдруг раздались охи, ахи…

Одна смеялась над другой:
«Ха-ха, послушай-ка, соседка,
Зачем копаешь корешки,
Пойдем, попрыгаем на ветках».

Но та трудилась, как могла,
На задних лапках в лес ходила.
Прошли года, прошли века,
Она в полях хлеба косила.

Вот уж поднялись города,
Проходит век за веком,
За трудолюбие зверье 
Зовется – человеком.

Ракеты в небо поднялись,
Весной сады цветут.
Всё человек постиг трудом,
Подвластно всё вокруг.

И человек идет вперед,
Он труд с собою свой несет,
Ему везде, всегда почет.

Лишь улыбнется человек,
Когда увидит в клетке,
Что обезьяна до сих пор
Качается на ветке.

Антонина Козлова https://stihi.ru)

ІV. Рефлексия.

– Как вы считаете, вы хорошо сегодня потрудились? Кому понравилось так трудиться?

Используемая литература.

  1. Окружающий мир 1 класс. Система уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой. Издательство «Учитель», Волгоград, 2013
  2. Ресурсы интернета.

Источник

Тема: «Человек и домашние животные»

Цель урока: создать условия для развития умения классифицировать животных (домашних, диких)

Задачи урока:

  1. дать обобщённое представление о домашних животных, месте их обитания, питании
  2. учить классифицировать животных как домашних и диких
  3. развивать речь
  4. воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.

Оборудование: компьютерная презентация урока в виде слайдов, загадки, таблицы с занимательным материалом на закрепление и проверку полученных знаний, карточки – картинки с заданиями для групп.

  1. Самоопределение к деятельности

– Руки?          

– На месте!

– Ноги?

– На месте!

– Локти?

– У края!

– Спинка?

– Прямая!

  1. Актуализация знаний обучающихся

– Какой сейчас урок? (Урок окружающего мира.) 

– Что изучаем на окружающем мире? (ответы детей)

Читайте также:  Судебная практика в пользу налоговой

– Посмотрите небольшое видео и определите, о ком сегодня будем говорить.

(смотрим ролик «В мире животных»)

– О ком мы сегодня будем говорить?  (правильно о животных)

– В окружающем нас мире живут разнообразные животные. Они разные по величине, окраске, разный тип питания.

– Они передвигаются разными способами: бегают, ползают, летают ….

– Издают различные звуки: лают, мычат, каркают.

– У вас лежат картинки.

– Я загадываю загадку, а вы проведите линию от животного, если оно живёт в лесу – зелёным карандашом, а если в доме –  коричневым карандашом.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.

  По полю скачет,

  Ушки прячет.

  Встанет столбом –

  Ушки торчком.

Ходит печка,

Вся в колечках

Спереди — пятачок, сзади — крючок,
Посередине спинка, а на ней щетинка.

В птичник повадится – жди беды.

 Рыжим хвостом заметает следы.

Подкованы ноги, Бежит по дороге: Грива дугою,

А хвост метлою.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

3. Целеполагание

– Проверим. Кто живет у нас в лесу? Кто живет в доме?

– Чем отличаются дикие животные от домашних?

– Можно ли всех животных, которые живут в доме назвать домашними?

– А к какой группе животных мы отнесём мышь, которая живёт в доме под полом, муху, которая летает по дому, паука, что плетёт паутину в углу под потолком комнаты, белку, которую принесли из леса, посадили в клетку и держат в доме или ежа?

– Тогда какова будет цель сегодняшнего урока?

(выяснить, по каким признакам животных относят к домашним)

4. Открытие новых знаний

4.1 Просмотр видео

 – Ребята, вы задумывались, как появились домашние животные? Мы сейчас посмотрим об этом фильм.

– О чём этот фильм?

– Теперь вы знаете, как появились домашние животные.

Физминутка

Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щеки моет, шею трет,
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.

4.2  Работа в группе .

– Следующую задачу надо решить. Узнаем,  где живут, чем питаются домашние животные.

-1 и 2 ряд соотнесите картинки животных с  их жилищами, а 3 ряд –  животных с их кормом:

Ряд 1:

лошадь              конура

пчела                 конюшня

собака                курятник

куры                    улей

– Кто строит домашним животным жилища?

Ряд 2:

Аист               лес

Волк               пустыня

Белка              дупло

Акула             гнездо

– Кто строит диким животным жилища?

Ряд 3:

лошадь              морковь

кошка                сено

кролик               пшено

куры                   молоко

– Кто даёт корм домашним животным?

Вывод

– Какая задача нами выполнена? 

– Узнали где живут, чем питаются домашние животные.

4.3 Игра «Родитель — детёныш».

– Немножко отдохнем, поиграем в игру «Родитель — детёныш».
– Я бросаю мяч, называю животное. Тот, кто поймал мяч, называет детёныша этого животного.

У коровы – … (теленок).
У свиньи –… (поросенок).
У кошки – … (котенок).
У лошади – … (жеребенок).
У козы – … (козленок).
У овцы – … (ягненок).
У собаки – … (щенок).
У курицы — … (цыпленок).

– Каких животных и их детенышей мы называли? (домашних)
– Кто заботится о домашних животных и их детенышах? (человек)

Играем дальше:

У лося – … (лосенок).
У белки – … (бельчонок).
У медведя – … (медвежонок).
У волка – … (волчонок).

– Кто заботится о диких животных и их детенышах? (Сами)

4.3 Работа в паре

– Следующую задачу надо решить. Узнаем,  люди каких профессий ухаживают за животными.

– Откройте учебник на странице 33 и обсудите в парах, кто ухаживает за животными? (Дети в паре обсуждают и приходят к мнению, что за  животными  ухаживают  доярки, овцеводы, пастухи, конюх, птичница)

– Какие ещё знаете профессии людей, связанные с уходом за домашними животными,  которые не изобразил художник?

Презентация

Игра «Догадайся»
     Ветеринар, зоотехник,   скотник, дровосек, доярка.
– Какая профессия названа по ошибке?
– Какую профессию не назвали?

Вывод 

– Какая задача нами выполнена?

– Узнали, люди каких профессий ухаживают за животными.

4.4   Беседа «Польза домашних животных»

– Мы с вами уже говорили, что человек одомашнил животных, чтобы они приносили ему пользу. Но вот какую они приносят пользу?

Дети рассуждают: продукты питания, пух и перья, материалы, продукты пчеловодства, лекарства, транспорт, общение.

– Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносят непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т. п.).

Презентация   Игра   Найдите лишнее.

Вывод

– Какую ещё учебную задачу выполнили?

– Узнали, зачем люди разводят домашних животных.

4.5 Отношение к животным

– Следующую учебную  задачу надо решить. Вывести правило отношения человека к животным.

– Слышал ли кто-нибудь о животных – компаньонах?

Животные-компаньоны занимают досуг, доставляют удовольствие и с которыми можно общаться. Для городских жителей понятие “домашние животные” чаще ассоциируется “домашними любимцами (питомцами)”. Многие семьи, которые держат дома каких-нибудь животных, отмечают, что эти животные создают уют, успокаивают, снимают стресс.

Сторонники движения за права животных считают, что человек не должен убивать животных, чтобы пользоваться мясом и шкурами. Некоторые вегетарианцы  помимо мяса также не употребляют в пищу молоко и яйца.

– Могут ли домашние животные стать дикими?

– Бывает так, что люди бросают животных. Правильно ли они поступают?

Вывод

– Какую ещё учебную задачу выполнили?

– Вывели правило отношения человека к животным.

5.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

5.1 – Вспомните цель нашего урока.  Выяснить, по каким признакам животных относят к домашним.

– Давайте вернёмся к нашей проблеме: можем ли мы отнести к домашним животным мышь, ежа, паука, муху? Почему?

5.2 Самостоятельная работа.

Определите, всё ли правильно на картинках.

1 вариант работает с картинкой в учебнике на стр. 34.

2 вариант работает с картинкой в тетради на стр. 18.

Проверка

1вариант  – Какие ошибки допустил художник?

2вариант – Кто из животных не может быть другом Маши?

6.Рефлексия

– Пригодятся ли нам знания, которые вы сегодня получили  в жизни и почему?

Оцените себя, продолжив следующие фразы: (на экране)

  • Я молодец….
  • Я думал…
  • Я старался….
  • Я делал открытия….
  • Знания моих товарищей помогли мне узнать….
  • Я хотел бы дополнительно узнать…

Закончить наш урок мне хочется словами французского  писателя. Антуан  де  Сент-Экзюпери  сказал: « Мы в  ответе  за  тех, кого  приручили».

– Как вы понимаете эту фразу?

Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги.  Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: “Мир – прекрасен!”

Спасибо за урок!

        

Источник

Конспект внеурочного занятия .

Учитель: Самарина Т.С.

Тема: «Глаза – главные помощники человека»

Цели: познакомить с элементарным строением глаза, со зрением некоторых животных, разучить упражнения для глаз, учить беречь свои глаза, соблюдать гигиенические требования.

Планируемые результаты: Предметные : научатся формулировать основные правила гигиены для глаз; обосновывать необходимость соблюдать эти правила; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Читайте также:  Польза от черного чая и кофе

Личностные: установки на безопасный, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

Универсальные учебные действия

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений.

Коммуникативные:умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию,допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу;оценивают результат своих действий

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, заботиться о своём здоровье, положительно отзываются о школе.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; метод проблемного изложения; наглядный, словесный, практический; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Глаза-главные помощники человека»

Актуализация знаний

Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят.

(Это глаза.)

Совершенно верно. Речь у нас пойдет о глазах. Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются?

Ученики. Они у нас разные по цвету: голубые, серые, карие, зеленые.

Учитель. У кого же еще есть глаза?

Ученики. Глаза есть у всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.

Учитель. Для чего нужны глаза?

Ученики. Они помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.

Учитель. Все ли глаза одинаково видят?

Беседа «Кто как видит?»

(Использовать иллюстрации животных.)

Учитель. Оказывается, все животные видят по-разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, ее глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. А у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведет подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в несколько раз лучше человека. А сова хорошо видит ночью.

Видео об особенностях зрения насекомых и зверей

А сколько мы еще до сих пор не знаем? Видят ли червяки или змеи? Видят ли улитки? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? На многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

Вывод: пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека – его главные помощники.

Знакомство со строением глаза

Учитель. Посмотрите на экран. Цветное колечко – это радужная оболочка. Посмотрите в глаза друг другу. Цвет ваших глаз зависит от радужной оболочки. Её покрывает роговица. Это тонкая прозрачная оболочка. А за радужной оболочкой расположен хрусталик. В центре вы увидите черную точку. Это зрачок.

Послушайте стихотворение. Слушайте внимательно, вы должны ответить на вопрос что происходит со зрачком, когда светло. Что происходит со зрачком, когда темно.

Глаз – волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Яркой радужки кружок

Украшает глаз-домок.

В центре радужки – зрачок,

Черный маленький кружок.

Коль светло – зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

Лишь стемнеет – наш зрачок

Станет сразу же широк.

А за радужкой лежит

Маленький хрусталик.

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Очень хрупок этот дом,

Тонки, нежны стенки в нем.

– Что происходит со зрачком, когда светло?

Он сжимается и расширяется и регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, собираются на сетчатке. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

Посмотрите друг на друга. Посмотрите на экран. Что окружает глаза?

Ученики. Веки, брови, ресницы.

Для чего они нужны? (защищают глаза)

Учитель. Верно, брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Вот сколько защитников у глаз. Даже слёзы защищают глаза от пыли.

Физминутка под музыку.

Гимнастика для глаз

Сейчас мы выполним несколько упражнений для глаз. Гимнастика для глаз может принести пользу только при условии ежедневного ее выполнения.

Упражнение 1 Зажмуривание. Крепко закрыть глаза на 3-5 секунд. Потом открыть глаза на 3-5 с. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстрое моргание 1-2 минуты.

Упражнение 3.Горизонтальный маятник Поднять взгляд кверху. Опустить взгляд вниз. Отвести взгляд в правую сторону. Отвести взгляд в левую сторону. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Вспоминание Смотреть прямо вдаль 1 минуту и на точку на стекле.

Упражнение 5 Вертикальный маятник

Упражнение6. Поочерёдная концентрация

Упражнение7. На окне точка. Смотреть на точку, посмотреть вдаль.

Для чего нужны очки?

Хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках?

Очки нужны, чтобы хорошо видеть.

С плохим, ребята, зрением

Жить без очков – мучение.

Ты по улице прямой

Ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена.

Как в тумане все дома.

Не поймешь – плакат? афиша?

Кто идет – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать.

Трудно даже в мяч играть.

– А знаете ли вы как часто надо проверять зрение у врача?

Каждый год проверяйте зрение у врача. Если врач прописал очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. А если ваше зрение хорошее – берегите его.

-Послушайте стихотворение про девочку Галю, которая пошла в 1 класс не берегла зрение и в 5 классе уже оно у неё стало плохое.

(Дети читают стихи)

1. Наша Галя подросла,

В первый класс она пошла.

Маленькая Галочка

Начала учиться –

Девочка хорошая

Не должна лениться.

2. Маленькая Галочка

От души старалась,

Над тетрадкой новенькой

Низко наклонялась.

Выводила палочки

Маленькая Галочка –

Наклонялася бочком,

Помогала язычком.

Изгибалась, как вопрос,

Словно пишет Галин нос!

3. Мама Гале говорит:

– Кто же, Галя, так сидит?

Прямо сядь, ровней дыши,

Носом книгу не паши,

Не сгибайся, слышишь?

Голову повыше!

Галя с мамой не согласна:

– Я же вижу все прекрасно!

Если сесть иначе,

Не прочесть задачи.

4. Галя в пятый класс идет…

Пробежал за годом год.

Тут родные увидали:

Часто щурит глазки Галя.

И на первой парте сидя,

Галя доску еле видит.

Что там пишут – не понять,

Слов никак не разобрать.

5. Плохо видит Галя вдаль,

И врачи сказали: «Жаль,

В этом ты сама повинна.

Вот беды твоей причина:

Ты держала книгу близко,

Ты к письму склонялась низко.

Над тетрадкой за столом

Нагибалась ты крюком.

Вот и стала близорука –

Это и другим наука».

6. Получила двойку Алла.

Слезы капали из глаз,

Рукавом их вытирала,

Помогал ей целый класс.

Ты запомни, Алла, сразу –

В глаз легко внести заразу.

Глаз не трогай рукавом –

Только чистеньким платком!

7. Две подружки рано встали,

Во дворе с песком играли.

Стали строить городок,

Стряпать вместе пирожок.

Надоело им играть –

Стали вверх песок бросать,

Но промчался ветерок

И занес в глаза песок.

8. Терли девочки глаза,

Набегала в них слеза,

Веки вспухли, покраснели,

Открывались еле-еле.

Словом, очень страшный вид.

Врач сказал: «Конъюнктивит».

И назначил прижиганья,

Капли, мази, промыванья.

Осторожным надо быть,

Чтоб глаза не засорить!

9. Шилом узел на веревке

Развязать решился Вовка.

Сорвалась рука, и шило

Глаз у Вовки повредило.

Шило, ножницы, ножи

Ты в игрушках не держи –

Ведь поранить очень просто

Можно глаз предметом острым.

Беседа-диалог

Испорченное зрение исправить трудно, поэтому глаза надо беречь.

– От чего может испортиться зрение?

Зрение часто ухудшается оттого, что школьник читает, пишет (или вышивает, мастерит) при плохом освещении. От работы при таком освещении глаза быстро устают.

Они устают и тогда, когда мы низко наклоняемся при письме и чтении над тетрадью и книгой, и в особенности когда мы читаем лежа.

Читайте также:  Польза и вред бобра для человека

Если человек часто переутомляет свои глаза, то зрение его начинает через некоторое время слабеть. Он становится близоруким, плохо видит предметы, находящиеся дальше от него. Человек с плохим зрением не сможет стать летчиком, ему труднее быть шофером, метким стрелком.

Близоруким людям приходится носить очки. Если у близорукого человека разобьются очки или он их потеряет, то ему трудно разглядеть людей, предметы, прочитать вывески и т. д.

Для того чтобы школьник мог сохранить хорошее зрение, важно, чтобы он всегда занимался при достаточном освещении. Нельзя читать, писать, вышивать, рисовать в сумерках, при слабом свете.

Для того чтобы тетрадь и книга были хорошо освещены, надо ставить стол поближе к окну. При занятиях вечером лучше пользоваться

настольной лампой, но, кроме того, надо оставлять включенным и общее освещение комнаты.

– С какой стороны должно находиться окно или лампа при занятиях?

Посадить за парту ученика и показать всем, как надо сидеть, с какой стороны окно, настольная лампа

Если окно или лампа будут находиться справа или сзади от школьника, то на тетрадь будет ложиться тень от правой руки или от головы, и, таким образом, тетрадь будет освещена недостаточно. Если же лампа находится на столе спереди, то много света будет попадать прямо в глаза (а при отсутствии абажура яркий свет будет слепить их). Поэтому лучше всего, чтобы окно или лампа находились слева и немного спереди.

Висячая лампа должна находиться над столом, немного впереди занимающегося школьника. Тогда тетрадь или книга будут освещены хорошо, ровно.

Для сохранения хорошего зрения важно сидеть правильно, не наклоняясь низко над книгой или тетрадью. Если книга и тетрадь находятся на очень близком расстоянии от глаз, это вредно для зрения. Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперед. Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 30-35 сантиметров от глаз, не ближе. Это расстояние примерно равно длине руки от локтя до кончика пальцев.

Посмотрите, как сидит ученик.

Сами проверьте этим способом расстояние от глаз до книги.

– А кто из вас низко наклоняется? Кому я часто на уроке говорю выше голову подними?

Читать удобнее, когда книга имеет небольшой наклон в сторону читающего. Для этого надо класть книгу на специальную подставку с наклоном или подкладывать под верхний край читаемой книги две-три другие книжки (показать, как это делается).

Нельзя читать лежа. Когда читают лежа, трудно держать книгу в удобном для глаз положении и на нужном расстоянии. Вредно также читать очень долго без перерыва. При чтении надо делать перерывы (примерно через каждые 20 минут), чтобы дать отдых глазам.

– От чего могут заболеть глаза?

Глаза могут заболеть, если в них попадет грязь, с которой могут передаться многие болезни. Грязь заносится в глаза, когда мы трем их пальцами, когда вытираем их носовым платком, грязным полотенцем, когда вытирают лицо полотенцем, которым пользовался человек с больными глазами. Грязь может попасть в глаза и с грязной подушки.

Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится больно смотреть на свет. Заболевания глаз могут привести к сильному Ухудшению зрения. Если глаза заболели, надо как можно скорее обратиться к врачу.

Некоторые дети теряют зрение – слепнут на один или оба глаза – при неосторожном обращении с острыми предметами (перьями, карандашами, особенно химическими, вилками, ножами, ножницами, иглами и т. п.), при стрельбе из рогаток, при разбивании молотком пистонов и патронов и т. д.

Когда держите в руках острые предметы, карандаш, вилку, ножницы (можно показать набор указанных предметов), нельзя размахивать руками, а тем более бегать, прыгать с пером в руках, с вилкой, с ножиком. Если школьник поскользнется, споткнется и упадет, он может нанести этими предметами тяжелое увечье себе и другим.

Все эти предметы – не игрушки, ими нельзя забавляться.

Правила охраны собственного зрения

• Не ставьте карандаш и ручки острием кверху.

• Не стойте слишком близко к человеку, который чинит карандаш, строгает ножом, работает ножницами, шьет.

• Не играйте с рогатками в другие игры, при которых есть опасность повредить глаза.

• Не поддавайтесь на то, чтобы сделать и взорвать «бомбочку»! Всегда помните, что взрыв может испортить вам зрение на всю жизнь!

• Удерживайте друзей от озорных игр и развлечений: такие игры могут довести до большой беды вас и ваших друзей.

• Не смотрите долго телевизор и не играйте часами в компьютерные игры, не играйте на сотовом телефоне.

• Не смотрите на прямые солнечные лучи или яркий свет.

Игра Да – нет (красные и зелёные смайлики)

1. Всегда читаю сидя

2. Делаю перерывы во время чтения.

3. Слежу за посадкой при письме.

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

5. Делаю гимнастику для глаз.

6. Часто бываю на свежем воздухе.

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

9. Оберегаю глаза от попадания инородных тел.

10. Каждый год проверяю зрение у врача.

11. Смотрю телевизор близко.

12. Читаю лёжа.

13. Тру глаза грязными руками.

14. Читаю при плохом освещении.

15. Смотрю на яркий свет.

Практическая работа

Учитель. По очереди закройте глаза на одну минуту ладонью. Затем уберите руку, наблюдайте за зрачком. Что вы заметили?

Ученики. В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он сужается..

Учитель. Давайте повторим все, что мы сейчас узнали.

Вредно

Полезно

Читать лежа

Читать при хорошем освещении

Смотреть близко телевизор.

Телевизор смотреть на расстоянии 3 метров

Тереть глаза грязными руками

Беречь глаза от ударов

Читать в транспорте или за обедом

Употреблять в пищу витамины

Долго сидеть за компьютером

Выполнять упражнения для глаз

Как сохранить хорошее зрение

1. Занимайтесь при хорошем освещении.

2. Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 сантиметров от глаз, не подносите их близко к глазам.

3. Не читайте лежа.

4.   При чтении делайте каждые 20 минут перерыв. Памятка

Правила бережного отношения к зрению.

1. Умываться по утрам.

2. Смотреть телевизор не более 1 – 1,5 в день

3. Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

4. Играть на компьютере не более 15 минут.

5. Не читать лёжа.

6. Не читать в транспорте.

7. Оберегать глаза от попадания в них инородных тел.

8. При чтении и письме свет должен падать с левой стороны.

9. Расстояние от глаз до текста должно составлять 30-35 см

10. Делать гимнастику для глаз.

Дополнительный материал

Женя хочет стать пилотом,

Чтобы править самолетом.

Капитаном станет Петя –

Он объездит все на свете.

Вася будет машинистом.

Коля в армии – танкистом.

Но для этого, ребята,

Нужны знания и умения

И отличнейшее зрение:

Чтоб верна была рука

За работой у станка,

Чтобы мог вести в полет

Летчик быстрый самолет,

Чтобы зорко часовой

Охранял страны покой. 

Хоть мальчуган был очень мал,

Он видел далеко.

Алеша вывески читал

Свободно и легко.

На задней сидя парте,

Все разбирал на карте.

Он много книжек прочитал

Про войны, приключения,

При этом, видимо, не знал,

Что лежа вредно чтение.

В кровати любит он читать

И на большом диване.

А если правду вам сказать –

Готов читать он в ванне!

А если в лес идет в поход,

С собою книжку он берет:

Лежит в траве мальчишка,

Читает лежа книжку.

Алеша как-то раз идет.

Плывет к причалу пароход –

Осталось метров триста.

Вот пароход все ближе…

«Седов», – кричат вокруг.

– А я еще не вижу, –

Сказал Алеша вдруг.

Все буквы у названия

Слились на расстоянии…

Жаль Алешу, плачь, не плачь,

Но очки пропишет врач.

Напрасно ты, Алеша,

Читал так много лежа.

Источник