Кто несли повинности в пользу князя
Разбираемся ниже.
Вы только что успешно прошли этот тест. Вы большие молодцы, если захотели пойти дальше и узнать развернутые ответы на вопросы теста.
Начнем!????
Ярослав Мудрый – один из самых успешных князей на киевском престоле. Хоть и взошел на него кровавым путем (об этом я писала здесь).
Что он успел сделать для внешней и внутренней политики Древней Руси. На главных тезисах остановлюсь кратко.
1) Время правления князя – расцвет Древнерусского государства. Стремясь укрепить порядок и законность в государстве, Ярослав положил начало созданию письменного свода законов, который получил название “Правда Ярослава” или “Русская Правда”
Правильный ответ на 1 вопрос теста – 1016 г. Именно этой датой ознаменовывается начало подготовки законов на Руси.
2) Годы правления Ярослава Мудрого – 1019 – 1054 гг
Поэтому на 2 вопрос теста о том, какое из событий произошло раньше всех, необходимо было ответить – призвание варягов.
По датам это: Призвание варягов – 862 г., начало правления Ярослава Мудрого – 1019 г., начало правления княгини Ольги – 945 г., а создание “Русской правды” – 1016 г.
3) При Ярославе Мудром сложились более четкие правила управления государством. Он больше не был “первым среди равных” князей, а полноправным правителем государства – великим киевским князем.
При нем сложилась и закрепилась официально следующая статусная модель общества:
Во главе государства – князь
Ниже статусом – дружина, которая делилась на старшую и младшую. В старшую входили бояре, а в младшую – купцы, верхушка духовенства и члены местного самоуправления.
Средний слой населения состоял из:
Люди – свободные землевладельцы, объединенные в общину
Смерды – сельские жители, которые несли повинности в пользу князя
Закупы – разорившиеся общинники. Как только выплачивали долг. становились свободными.
Рядовичи – люди, которые заключили договор – ряд с господином и соглашались работать и жить у него на определенных условиях.
В низший слой населения входили холопы (челядь) – бесправный слой. Работали на князя и владельцев вотчин. Холопство передавалось по наследству.
На 5 вопрос теста необходимо было ответить “вотчина”, поскольку поместьем владеть начали намного позже и не бояре, а помещики. Барщина – это специальный налог, который будет взиматься с людей уже в царское время. А “вотчина” – это земельный удел, который мог передаваться по наследству, а также часто выступал в качестве подарка князя своей дружине.
На 6 вопрос необходимо было ответить “рядовичи”, поскольку казаки, дьяки и вотчинники – термины более поздних периодов становления российской государственности.
4) “Правда Ярослава” предусматривала строгие наказания за драки, убийства, телесные повреждения, оскорбления, обман и т.д. Однако сохранила пережитки родового строя, в частности, право кровной мести родственников за убитого человека.
Главной особенностью документа стало закрепление равного положения всех слоев государства перед законом. Это правильный ответ на 7 вопрос теста.
5) Как развивалась внешняя политика при Ярославе Мудром?
Укреплялись южные рубежи, строились первые города-крепости; в 1036 году – были полностью разгромлены печенеги. Их набеги прекратились; мирные договоры были заключены с поляками и византийцами. Сын Ярослава женился на дочери византийского императора Константина Мономаха.
Именно при Ярославе формируется древнерусская народность, складывается русский язык. Народ перестал отождествлять себя с определенным племенем и стал звать себя “русским”
Главная причина расцвета Древней Руси – это окончательная победа над печенегами. Русь переживала свои “тучные” времена. Это ответ на 8 вопрос теста.
Напишите в комментариях, нравятся ли вам подобные разборы или лучше делать отдельные статьи без привязки к тесту.
Мне правда важно ваше мнение. Спасибо!
Какими правами в обществе они обладали?
Анонимный вопрос · 13 ноября 2018
12,1 K
Смерды – крестьяне которые несли повинности в пользу князя. При этом были лично свободными и экономически самостоятельными, могли передавать свое хозяйство по наследству, могли выступать в суде свидетелями.
Рядовичи – крестьяне, которые по каким то причинам (чаще всего из-за бедности) заключали с феодалом договор (ряд) и по этому договору работали.
Закупы – должники, которые должны были отработать долг, ссуду. Находились во временнойзависимости от феодала, в случае побега записывались в холопы, то есть полные рабы.
Холопы(другое название – челядь) – люди, попавшие в полную зависимость от феодала.
Изгои – это люди лишенные прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Чаще всего это были выкупившие себя холопы.
Педагог, музыкант, начинающий путешественник и немножко психолог
Существовали оброчные, барщинные и государственные крестьяне.
Оброчные – платили оброк, то есть дань, продуктами или деньгами.
Барщинные – принудительно и бесплатно работали на барина.
Государственные – по аналогии, работали на государство.
Только вот какой именно период истории Вас интересует?
Почему в Российской Империи крепостными были только русские? Можно было взять в крепостных татар, башкир, тувинцев и других?
Редактор, канд.ист.наук, российская история
Как мне кажется, здесь необходимо начинать со раннесредневековой идеологии трех сословий. Ее суть в представлении о том, как должна существовать идеальная христианская община, которая не империя и вообще не государство. Это сообщество, в котором люди вносят посильный вклад в общее дело. Духовное сословие учит и наставляет, воины сражаются, общинники выращивают хлеб и занимаются ремеслом. Все делают, что умеют, и все равны.
Но, разумеется, довольно быстро в европейских христианских общинах началось формирование неравенства (а может равенства никогда и не было). Сильные, то есть воины, стали принуждать слабых, то есть общинников, отдавать больше, потому что: война, кругом враги и язычники, потому что мы самые-самые, а они пусть завидуют, потому что государственное дело и так далее и тому подобное. Мотивации сопровождались насилием, в итоге свободные общинники, выращивающие хлеб, оказались в положении рабов (но не везде, например, в Швеции – нет). Постепенно (добровольное) участие в общине и (свободный) дележ хлеба стали обязательными.
Слово “крестьяне” – это слегка измененная форма слова “христиане”. Как бы странно это ни звучало, но крепостное право – свидетельство принадлежности к христианской общине. Землей владели христиане, инородцы и покоренные народы обязывались платить ясак, то есть натуральный налог. Аналогично была устроена, например, исламская община. Свои, т.е. мусульмане, сидели в разной степени “на земле”, тогда как иноверцы (зимми) платили налог (джизью). С течением времени и появлением государств все стало сложнее, чем я описываю, но общий контур таков.
Крепостное право – деградация базового представления о том, как должна быть устроена христианская община. (А если учесть, что схожие концепции существовали у мусульман и буддистов, – так и вообще любое общество). В разных странах крепостное право развивалось по разной траектории. Где-то оно закончилось рано (в Англии – в XIV веке), а где-то – очень поздно (В Австро-Венгрии – в 1848 году).
Представление о нациях начало формироваться на исходе крепостного права. Если бы вы сказали помещику XVIII века, что он “эксплуатирует представителя титульной нации”, то он бы просто не понял ни одного слова из сказанной вами фразы. Понятия “эксплуатация” и “нация” появились в РИ только в середине XIX века. И появились ровно для того, чтобы описывать новую, посткрепостническую ситуацию.
P.S. До 1912 года Тува находилась под управлением китайской династии Цин. Так что ввести крепостное право в Туве московские цари не могли при всем своем желании.
Прочитать ещё 12 ответов
К чему привело крещение Руси?
Родился в Ленинграде. История, Живопись, Краеведение, Спорт, Кино.
В Византии император олицетворял собой Верховного Защитника всех православных народов. Приняв крещение от византийцев ,князь Владимир включил Русь в “орбиту византийской государственности”.
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства.
Прочитать ещё 15 ответов
Почему дворяне требовали отмены урочных лет?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Потому что указ об урочных летах устанавливал срок давности поиска беглых крестьян по суду – их владелец мог обратиться в суд с иском о розыске сбежавшего крестьянина в течение 5ти лет. Разумеется, это было невыгодно дворянам, крестьяне часто сбегали из деревень и некому было работать на земле. Бессрочный розыск увеличивал шансы на розыск беглецов.
В Древней Руси были князья и простолюдины. Сельское население, преимущественно, называлось смердами. Термин “смерд” уходит в седую даль времен, к тем временам, когда люди разных племен чаще всего называли себя просто “люди”. Конечно, это слово в разных языках звучало различно: “мар”, “мард”, “мер”, “морд”, “мурд”. Но оно характерно и для индоевропейских языков (иранское murd – муж, человек; французское mari – муж) и для финно-угорских, где мы встречаем его в названиях мордва, меря, мурома, мари, удмурты. Слово “смерд” отложилось и в названиях многих географических пунктов самых различных мест Восточной и Центральной Европы. В качестве примера можно привести такие названия, как “Смерды”, “Смердино”, “Смурд”, “Смердина”,
“Смердовское” и др.
Постепенно термин “смерд” начинает обозначать то же, что и “люди”, “простая чадь” сел и весей. Позднее он вытеснится словом “крестьянин”. В источниках XII-XIII вв. мы уже часто встречаем термин “смерд”, обозначающий сельское население вообще (смерды – данники, поданные; смерды – жители сел; смерды – работники, землепашцы, страдники и т. п.) . Как и позднее термин “крестьянин”, слово “смерд” в древней Руси имело несколько значений. Смердом именовали свободного общинника-земледельца, обязанного лишь платить дань князю и выполнять некоторые повинности. Смердом называли вообще любого поданного, буквально “находящегося под данью”, подчиненного, зависимого. Смердом назывался в недалеком прошлом еще свободный данник, ныне княжеским повелением, т. е. путем внеэкономического принуждения, ставший рабочей силой княжеской или боярской вотчины. Такое разнообразие значения термина “смерд” обусловлено тем, что по мере развития феодальных отношений усложнялось положение тех категорий сельского населения, которые выступали под этим названием.
Позднее термин “смерд” в устах феодальной верхушки приобретает оттенок пренебрежения. Еще позже он заменится словом “мужик”. “Беззаконники из племени смердья”, – говорит Ипатьевская летопись о двух неугодных князю галицких боярах.
Основную массу населения древней Руси составлял сельский люд. Древняя Русь знала рабов. Труд рабов-холопов широко использовался в хозяйстве князей, бояр, дружинников и прочих “лучших мужей”.
В древнейших, дошедших до нас источниках, в договорах князей Олега и Игоря с Византией, заключающих в себе отрывки еще более древнего “Закона Русского”, в “Русской Правде” Ярослава говорится о холопах (рабах) и челяди.
Челядь – древнейший термин, обозначающий всякого рода зависимый люд. “Челядь” – прежде всего рабы, приобретаемые главным образом в результате захвата в плен (“полона”), в процессе войн. Но понятие “челядь” несколько шире, чем собственно раб – “холоп” или “роба”.
Но не челядь составляла основную массу сельского населения.
В глубокой древности для обозначения его существовал один термин – “люди”. Термин “люди” в обозначение сельского населения, несомненно, уходит в первобытную древность и среди славян был широко распространен от Ладожского и Онежского озер до Балкан и Эгейского моря, где болгарское слово “люднэ” обозначало сельское население в целом. Термин “люди” в смысле “сельское население”, “данники”, существовал и на севере, в новгородских землях, где, заимствованный из русского языка, он стал самоназванием вепсов (“людики”), вошедших в состав карельской народности.
Картина «Косцы (Страдная пора)». Художник Г. Г. Мясоедов. 1887 г.
В Московском государстве (напомню, что речь идет о XIV-XVI вв.) основной массой населения вообще и зависимого населения в частности были крестьяне.
Зависимость выражалась в экономическом принуждении крестьянина к труду на феодала (князя, боярина, дворянина, церкви), который захватил основное в те времена средство производство — землю.
Правовой статус крестьян
Крестьяне делились на две категории: черносошных (или чернотяглых) и владельческих. Отличия были не только в названии, но и в правовом статусе.
Чернотяглые крестьяне жили на землях, не отданных какому-либо феодалу. Эта категория земель принадлежала непосредственно князю. Иными словами, чернотяглые крестьяне жили во владениях великих и удельных князей.
Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам.
На протяжении всего XV века шел процесс прикрепления к земле чернотяглых крестьян и усиленное закрепощение владельческих.
Черносошные крестьяне прикреплялись к земле через заключение договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей.
Закрепощение владельческих крестьян осуществлялось через прикрепление их к определенной вотчине или поместью, постепенное ограничение возможности выбора господина и перехода от одного хозяина к другому.
Читайте также:«Хроники крепостного права: от установления до отмены».
Особенно на окончательном закрепощении крестьян настаивали мелкие феодалы.
Крестьяне, имея возможность переходить от одного владельца к другому, старались найти место, где жить было бы полегче. Такими местами обычно оказывались крупные вотчины. Соответственно мелкие феодалы страдали от оттока крестьян со своих земель.
Организованное закрепощение началось с того, что князья особыми грамотами закрепляли за определенными владельцами определенные группы крестьян.
Одними из первых были прикреплены старожильцы — крестьяне, долгие годы жившие на земле одного феодала, платившие в его пользу стандартные феодальные повинности и тягло государству. Старожильцы пользовались уважением и почетом, осуществляли суд по мелким делам.
В спокойные и тихие времена уходить с насиженного место у них не было повода.
Противоположность старожильцам — новопорядчики (новоприходцы). Чаще всего это были крестьяне, бежавшие от других феодалов. Поскольку феодалы нуждались в притоке рабочей силы, таких крестьян они охотно принимали в свои вотчины и поместья.
Новопорядчики были освобождены от государственного тягла, а иногда даже от феодальных повинностей. Новоприходцы иногда получали от помещика подмогу или ссуду. Перейти к другому феодалу они могли только расплатившись с прежним. После многолетнего проживания на одном месте новопорядчик становился старожильцем.
Еще была группа крестьян, которых называли серебряниками. Это были люди, которые взяли у феодала ссуду деньгами — «серебром». Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Поскольку серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина, то выход к другому владельцу был практически невозможен. Если только новый владелец, переманивший крестьянина, не уплатит за него серебро и тем самым «откажет» у предыдущего господина.
Другой группой крестьян были половники. Это были бедняки, которые не имели своей земли и поэтому пахали на своих лошадях господскую землю, отдавая взамен половину урожая (отсюда и название).
Виды крестьянских повинностей
Можно выделить два традиционных вида повинностей — уплата оброка и отработка на барщине.
Оброк — это плата за пользование землей. Могла носить как денежный характер, так и натуральный. В разных землях оброк был разный. Он мог состоять либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы).
Барщина — это личная работа крестьянина в хозяйстве вотчинника или помещика. Она могла быть либо дополнением к оброку, либо его заменой. В основном барщина имела место на плодородных землях.
Митрополит Киприан в грамоте Константиновскому монастырю 1391 г. писал, что крестьяне, отбывая барщину,
«…церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли».
Судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином «боярское дело».
Жизнь крестьян была тяжелой, но самое трудное их ждало впереди.
———————————-
Понравилась статья?
- Ставьте лайк и подпишитесь на канал «Российская юридическая история», чтобы не пропустить новые материалы.
- Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю в мою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.
Тест по Древней Руси и Феодальной раздробленности на Руси
Новгород был феодальной республикой. В чём это выражалось?
1. власть сохранялась за вече;
2. Новгород выбирал князя на княжество;
3. новгородское население делилось на граждан и не граждан;
2. В период феодальной раздробленности на Руси князья обладали правом:
1. сбора налогов;
2. объявлять войну и заключать мир;
3. вершить суд;
4. верны все ответы.
3. В период феодальной раздробленности Боярская дума представляла совет при князе:
1. со старшими дружинниками и боярами;
2. с окольничими и думными дьяками;
3. с думными дворянами и дьяками;
4. с купцами.
4. Боярская дума в древней Руси – это:
1. городское самоуправление;
2. совещательный орган при князе;
3. законодательный орган;
4. прообраз парламента.
5. Определите причины феодальной раздробленности на Руси:
1. слабость экономических связей при господстве натурального хозяйства;
2. была создана система обороны страны и бояре не нуждались в помощи великого князя;
3. города и бояре начали приглашать к себе князей на княжение;
4. верны все ответы.
6. Каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси:
1. Русь потеряла свою независимость;
2. произошёл спад экономического развития;
3. начались междоусобные войны;
4. произошёл расцвет Руси.
7. К единению князей призывал автор:
1. “Моление Даниила Заточника”;
2. “Слова о полку Игореве”;
3. “Сказание о погибели Русской земли”;
4. Былины об Илье Муромце.
1. Даты 862 г., 882 г. связаны:
1. с ключевыми событиями образования Древнерусского государства
2. с борьбой Древней Руси с хазарами
3. с княжением Ярослава Мудрого
4. с походами Владимира Мономаха
2. 988 год — это год:
1. призвания на Русь варягов
2. крещения Руси
3. объединения Киева и Новгорода
4. битвы на реке Калке
Какое из событий произошло позже всех других?
1. восстание древлян
2. крещение Руси
3. призвание варягов
4. объединение Киева и Новгорода
Какое из событий произошло позже всех остальных?
1. крещение Руси
2. Невская битва
3. Куликовская битва
4. призвание варягов
5. Княжение Ярослава Мудрого относится:
1. к XI в.
2. к VIII в.
3. к XIII в.
4. к XIX в.
6. Любечский съезд князей, принявший решение: «Каждый да держит отчину свою», — состоялся:
1. в 1097 г.
2. в 988 г.
3. в 1240 г.
4. в 1223 г.
Проверяем знание фактов
Какой князь объединил Киев и Новгород в IX в.?
1. Рюрик
2. Святослав
3. Олег
4. Ярослав Мудрый
2. Слова летописца: «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул» — обращены к князю:
1. Святославу
2. Олегу
3. Владимиру Мономаху
4. Игорю
3. Храм Св. Софии был возведен в Киеве в XI в. в честь разгрома:
1. печенегов
2. монголо-татар
3. шведов
4. немцев
4. Создание первого письменного свода законов Древней Руси — Русской Правды — связано с именем князя:
1. Юрия Долгорукого
2. Александра Невского
3. Ярослава Мудрого
4. Олега Вещего
5. К памятникам зодчества Древней Руси IX— XII вв. относятся:
1. Десятинная церковь в Киеве
2. Троице-Сергиев монастырь
3. храм Василия Блаженного
4. храм Святой Софии в Киеве и Новгороде
6. «…Откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить» — этими словами начиналась (лось):
1. «Задонщина»
2. «Повесть временных лет»
3. «Поучение детям»
4. «Слово о полку Игореве»
7. Установите соответствие между именами князей и связанными с ними событиями:
Ярослав Мудрый Владимир Святославич Олег Владимир Мономах | объединение Киева и Новгорода разгром половцев крещение Руси составление Русской Правды |
Применяем основные понятия и термины
1. Полюдьем в древности называли:
1. походы в Византию
2. походы против кочевников-степняков
3. форму взимания дани с подвластного населения
4. сход общинников
2. Зависимое население Древней Руси, близкое по своему положению к рабам, называлось:
1. холопами
2. смердами
3. рядовичами
4. закупами
3. Община у восточных славян называлась:
1. вервью
2. вирой
3. полюдьем
4. пожилым
4. Свод законов Древней Руси — это:
1. Русская Правда
2. Судебник
3. «Домострой»
4. Стоглав
5. В Древней Руси сельские жители, которые несли повинности в пользу князя, назывались:
1. волхвами
2. посадниками
3. рекрутами
4. смердами