Кто из писателей писал в пользу русского я

Кто из писателей писал в пользу русского я thumbnail

105 лет назад поэт Гийом Аполлинер был арестован и заключён в тюрьму в связи с подозрением в похищении экспонатов Лувра. Пять дней спустя, не найдя доказательств вины задержанного, его отпустили на свободу. RT вспоминает российских и зарубежных литераторов, для которых знакомство с тюремным миром растянулось на более длительные сроки, что, впрочем, не мешало им продолжать творить и в заключении.

Сервантес в тюрьме Севильи

Мигель де Сервантес Сааведра не только занимался литературой, но и работал сборщиком налогов. Однажды государственные сборы он доверил купцу, который в результате обанкротился.

  • © Wikimedia

За растрату средств казны Сервантес угодил в тюрьму.  В севильских казематах он провёл пять месяцев и там принялся за сочинение романа о Дон Кихоте.

Достоевский в Омском остроге

Четыре года своей жизни, с 1850-го по 1854-й, классик русской литературы провёл в заключении в Омском остроге. Писатель был арестован в 1849 году за связь с тайным обществом Петрашевского — молодыми социалистами, мечтавшими о либерализации общества.

  • © Wikimedia

За крамольные идеи военный суд приговорил Достоевского к смертной казни, которую в последний момент заменили на каторгу. Отбывая срок в Омском остроге, великий романист написал «Записки из мёртвого дома» — первое художественное произведение русской литературы, созданное в тюрьме.

Уайльд в Рединге

Известного ирландского писателя осудили в 1895 году по обвинению в содомии, которая в те времена в Британии была уголовно наказуема. Литератор был признан виновным в мужеложстве и приговорён к двум годам каторжных работ. Наказание он отбывал в тюрьме города Рединг графства Беркшир. Здесь он узнал о смерти матери, с которой был очень близок, об эмиграции жены с детьми и о том, что многие из друзей от него отвернулись. Здесь с января по март 1887 года Уайльдом написано письмо-исповедь De Profundis.

  • © Wikimedia

После освобождения бывший узник написал знаменитую «Балладу Редингской тюрьмы».

Мандельштам в застенках Лубянки

В ноябре 1933 года Осип Мандельштам написал стихотворение о Сталине «Мы живём, под собою не чуя страны…». Прочитав его, Борис Пастернак отругал собрата по перу: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии. Это не литературный факт, но факт самоубийства, которого я не одобряю и в котором не хочу принимать участия». Действительно, эпиграмма на Сталина в те годы была сродни самоубийству. И ждать последствий долго не пришлось: один из слушателей донёс на Мандельштама, и в ночь с 13 на 14 мая 1934 года он был арестован.

  • © Wikimedia

Позже поэт признавался жене, что на Лубянке испытывал настолько сильный страх, что даже пытался вскрыть себе вены. Но покончить с собой автору стихов о «кремлёвском горце» не дали. После нар Лубянки он был сослан на три года в город Чердынь Свердловской области. Вскоре, правда, ссылка была отменена, и Мандельштам с женой перебрался в Воронеж. Здесь он написал свои «Воронежские тетради», ставшие одной из вершин его творчества.

О. Генри в тюрьме Колумбус

В банке небольшого техасского городка О. Генри знали под его настоящем именем — Уильям Сидни Портер. Будущий классик американской литературы работал там кассиром-бухгалтером. С карьерой банковского сотрудника, впрочем, не заладилось: Генри был обвинён в растрате и полгода скрывался от полиции в Гондурасе, а затем в Южной Америке.

  • © Wikimedia

Вернувшись в Соединённые Штаты, писатель угодил в тюрьму Колумбус штата Огайо, где провёл три года. За первые 2 года заключения в разных американских журналах вышло 14 его рассказов, опубликованных под различными псевдонимами.

Хармс в Крестах

Даниила Хармса арестовывали дважды. В декабре 1931 года его обвинили в участии в «антисоветской группе писателей». Коллегией ОГПУ Хармс был приговорён к трём годам исправительных лагерей. Позже приговор был заменён высылкой в Курск. В Ленинград Хармс вернулся в октябре 1932 года и почти десять лет вёл активную литературную деятельность.

  • © Wikimedia

Однако в августе 1941 года он был арестован за распространение «клеветнических и пораженческих настроений» по доносу агента НКВД. Военный трибунал определил «по тяжести совершённого преступления» содержать Хармса в психиатрической больнице. Примечательно, что 1941 год оказался чрезвычайно удачным для Хармса в литературном плане —впервые после 1937 года вышли детские книги с участием Хармса. В частности, появились детская книжка Л. А. Юдина «Лиса и Заяц» с его текстом и второе издание книжки Н. Э. Радлова «Рассказы в картинках» с подписями Хармса. Поэт и писатель умер в отделении психиатрии больницы тюрьмы Кресты в феврале 1942 года во время блокады Ленинграда.

Маяковский в «Бутырке»

Поэта Владимира Маяковского арестовывали в 1908—1909 годах трижды — по делу о подпольной типографии, по подозрению в связи с группой анархистов-экспроприаторов, по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы. Первый арест произошёл в марте 1908-го, когда Маяковскому было всего 15 лет. Это обстоятельство стало смягчающим фактором — 8 лет каторги молодому человеку удалось избежать. Но в дальнейшем Маяковскому везло меньше.

  • © Wikimedia

Так, в 1909 году в Бутырской тюрьме поэт провёл 11 месяцев. О своём пребывании в «Бутырке» Маяковский писал: «Важнейшее для меня время. После трёх лет теории и практики бросился на беллетристику. Перечёл всё новейшее. Символисты — Белый, Бальмонт. Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Пробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое — нельзя. Вышло ходульно и ревплаксиво».

Солженицын на Лубянке и в лагерях ГУЛАГа

Известный русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Александр Солженицын стал критически высказываться в отношении Сталина на фронтах Великой Отечественной. Это не могло пройти не замеченным главным управлением контрразведки «Смерш». Солженицын был арестован, лишён воинского звания капитана, а затем отправлен в Лубянскую тюрьму.

  • © Wikimedia
Читайте также:  Польза и вред сушеных груш

В июле 1945 года особым совещанием писателя приговорили к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения. Пережитое в лагерях Солженицын изложил в рассказе «Один день Ивана Денисовича», в романе «В круге первом» и самом знаменитом своём произведении «Архипелаг ГУЛАГ».

Шаламов в ГУЛАГе

Советский прозаик и поэт Варлам Шаламов провёл в заключении более 17 лет. Впервые его арестовали в 1929 году за участие в подпольной троцкистской группе. Он был осуждён на три года лагерей. Второй раз его осудили на пять лет.

  • © Wikimedia

Срок он отбывал на Колыме, работая на приисках и несколько раз оказываясь на больничной койке из-за тяжёлых условий. Десятилетний срок  Шаламов получил в 1943 году за «антисоветскую агитацию». Увиденное и пережитое писателем в лагерях получило отражение в сборнике «Колымские рассказы».

Бродский в Крестах

«Когда меня вели в Кресты в первый раз, то я был в панике. В состоянии, близком к истерике. Но я как бы ничем этой паники не продемонстрировал, не выдал себя. Во второй раз уже никаких особых эмоций не было, просто я узнавал знакомые места», — вспоминает нобелевский лауреат по литературе Иосиф Бродский о своём пребывании в главной тюрьме Северной столицы.

  • © Wikimedia

Бродского арестовали в январе 1963 года по обвинению в тунеядстве. В период с января 1963 года по март 1964 года поэт содержался в камере № 104. 14 февраля у поэта случился первый сердечный приступ. Бродского приговорили к ссылке в Архангельскую область, куда и этапировали прямо из тюрьмы. В деревне Норинская Бродский продолжил изучать мировую литературу, в частности английскую поэзию в подлинниках. В ссылке им написаны десятки стихотворений, в том числе знаменитые «Новые стансы к Августе» и «На смерть Т. С. Эллиота».  

Источник

«Культура.РФ» вспоминает известных русских писателей, чья литературная карьера началась с поэзии.

Иван Тургенев

Илья Репин. Портрет Ивана Тургенева (фрагмент). 1874

В середине 1830-х Тургенев учился на философском факультете Петербургского университета и мечтал стать поэтом — писал юношеские стихи, а на третьем курсе даже написал пьесу «Стено» пятистопным ямбом. Его преподаватель словесности, профессор Петр Плетнев, очень строго разобрал поэму, однако признал, что в ней «что-то есть». Сам Тургенев позднее тоже признал, что «Стено» было «совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».

Божественная ночь!.. Луна взошла;
Печально смотрит на седые стены,
Покрыв их серебристой дымкой света.
Как все молчит! О, верю я, что ночью
Природа молится творцу… Какая ночь!
Там вдалеке сребрится Тибр; над ним
Таинственно склонились кипарисы,
Колебля серебристыми листами…
И Рим лежит, как саваном покрыт;
Там все мертво и пусто, как в могиле;
А здесь угрюмо дремлет Колизей,
Чернеясь на лазури темной неба!

Однако Тургенев продолжал писать и за время учебы в университете создал почти сто небольших стихотворений и несколько поэм. Некоторые его сочинения Плетнев, будучи в то время редактором «Современника», даже опубликовал в журнале. Дебютное стихотворение юного Тургенева «Вечер» вышло за подписью «…..въ».

В отлогих берегах реки дремали волны;
Прощальный блеск зари на небе догорал;
Сквозь дымчатый туман вдали скользили челны —
И, грустных дум и странных мыслей полный,
На берегу безмолвный я стоял.
Маститый царь лесов, кудрявой головою
Склонился старый дуб над сонной гладью вод;
Настал тот дивный час молчанья и покою,
Слиянья ночи с днем и света с темнотою,
Когда так ясен неба свод.
Все тихо: звука нет! все тихо: нет движенья!
Везде глубокий сон — на небе, на земле;
Лишь по реке порой минутное волненье:
То ветра вздох; листа неслышное паденье;
Везде покой — но не в моей душе…

Иван Бунин

Бунин, как и Тургенев, начал свой творческий путь с лирики. Первые стихи он написал в 8 лет, а в 17 выпустил дебютный сборник, который так и назывался — «Стихотворения».

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…

Поэзию молодого Бунина оценил сам Лев Толстой. На одно из ранних стихотворений Бунина он написал: «Тургенев бы так не написал, а я и подавно…»

Не видно птиц. Покорно чахнет.
Лес, опустевший и больной,
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала тише и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва…

Всего же Бунин писал стихи на протяжении почти 30 лет и выпустил более 10 поэтических сборников.

Владимир Набоков

Фотография: nabokovbooks.ru

Набоков начал писать стихи в юности и для их публикации взял псевдоним В. Сирин. В 1916 году он издал поэтический сборник «Стихи», после которого к нему прикрепилось прозвище «поэтический старовер» — за приверженность классической традиции.

Я знаю: пройден путь разлуки и ненастья,
И тонут небеса в сирени голубой,
И тонет день в лучах, и тонет сердце в счастье…
Я знаю, я влюблен и рад бродить с тобой.
Да, я отдам себя твоей влюбленной власти
И власти синевы, простертой надо мной…
Сомкнув со взором взор и глядя в очи страсти,
Мы сядем на скамью в акации густой…

Сегодня Набоков-поэт не так популярен среди читателей. Стилистическое новаторство, яркая и скандальная проза, сделавшая Набокова одним из самых популярных русских писателей в мире, затмили лирику В. Сирина. Но всем поклонникам Набокова стоит прочитать его стихи, ведь именно о поэзии Набокова Андрей Битов писал: «Читайте же стихи Набокова, если вам непременно хочется знать, кто был этот человек… Вы увидите Набокова и плачущим, и молящимся».

Живи. Не жалуйся, не числи
ни лет минувших, ни планет,
и стройные сольются мысли
в ответ единый: смерти нет.
Будь милосерден. Царств не требуй.
Всем благодарно дорожи.
Молись — безоблачному небу
и василькам в волнистой ржи…
Не презирая грез бывалых,
старайся лучшие создать.
У птиц, у трепетных и малых,
учись, учись благословлять!

Андрей Платонов

Фотография: mindtheliterature.ru

Читайте также:  Польза масляной рыбы холодного копчения

Современник Набокова, Андрей Платонов тоже начинал карьеру литератора со стихов. В 1921 году стихотворения Платонова были впервые опубликованы в Воронеже в коллективном сборнике «Стихи». Годом позже Платонов выпустил собственную книгу стихотворений «Голубая глубина». О его поэзии лестно отзывался один из основоположников русского символизма Валерий Брюсов. Всего Андрей Платонов написал более 90 стихотворений.

Нету нам прямой дороги,
Только тропки да леса.
Уморились наши ноги,
Почернели небеса.
Богомольцы со штыками
Из России вышли к богу,
И идут, идут годами
Уходящею дорогой.
Их земля благословила,
Вслед леса забормотали.
Зашептала, закрестила
Хата каждая в печали…

Варлам Шаламов

Фотография: nashagazeta.ch

Сам Шаламов признавался: «Я писал стихи всегда». Записывать свои стихотворения писатель начал в 1949 году, а позже отправил рукопись сборника «Синяя тетрадь» из-под Магадана, где жил на поселении, Борису Пастернаку. Пастернаку лирика Шаламова понравилась, они стали переписываться и даже подружились. «Настоящие стихи сильного, самобытного поэта», — говорил Пастернак о Шаламове.

В часы ночные, ледяные,
Осатанев от маеты,
Я брошу в небо позывные
Семидесятой широты.
Пускай геолог бородатый,
Оттаяв циркуль на костре,
Скрестит мои координаты
На заколдованной горе.
Где, как Тангейзер у Венеры,
Плененный снежной наготой,
Я двадцать лет живу в пещере,
Горя единственной мечтой,
Что, вырываясь на свободу
И сдвинув плечи, как Самсон,
Обрушу каменные своды
На многолетний этот сон.

Важное место в лирике Шаламова занимала тема памяти: автор считал своим долгом передать то, что видел, что пережил:

Ведь только длинный ряд могил —
Мое воспоминанье,
Куда и я бы лег нагим,
Когда б не обещанье
Допеть, доплакать до конца
Во что бы то ни стало,
Как будто в жизни мертвеца
Бывало и начало.

Источник

Имена этих «грамотеев» сильно вас удивят!

Когда человек пишет с ошибками, ему обязательно рекомендуют читать больше хороших книг и ставят в пример великих писателей. При этом зачастую не зная о том, что некоторые из них и сами были безграмотными – спасала только твердая редакторская рука.

Рассказываем о литературных гигантах, у которых были серьезные проблемы с правописанием.

1. Ганс Христиан Андерсен

Сказочником Андерсен был прекрасным, но писал с ужасающим количеством ошибок. Он учился в нескольких школах, учеником был прилежным, но очень болезненно воспринимал критику, на которую не скупились учителя.

Выучиться грамотному письму Андерсен так и не смог, поэтому ему приходилось тратить немалые деньги на вычитку и правку текстов – без этого издатели попросту возвращали ему рукописи.

2. Владимир Маяковский

Поэт, прославившийся необычными стилями и образами, не признавал не только общепринятых литературных правил, но и пунктуации. Сам он говорил, что ненавидит точки и запятые и гордится этим, а потому полностью их игнорирует.

Однако литературоведы считают, что дело совсем не в этом – вероятно, у Маяковского была дислексия, и он в упор не понимал, где нужно ставить знаки препинания. Выручали друзья: сперва коллеги-футуристы, а потом расстановкой точек и запятых стал заведовать Осип Брик.

3. Агата Кристи

Непревзойденная Королева детективов, одна из самых публикуемых авторов за всю историю литературы, тоже отметилась ошибками. Агату Кристи обучали на дому, но ее мать считала, что до восьми лет дочери читать не стоит. Хотя в пятилетнем возрасте девочка выучилась чтению сама и отдала должное множеству книг, от безграмотности ее это не спасло: у нее была дислексия. Ошибок она делала неимоверное количество, но кого это теперь волнует?

4. Эрнест Хемингуэй

Нередко безграмотность объясняется сложностями с концентрацией внимания или той же дислексией. Но с Хемингуэем совсем другой случай. Всемирно известный гений американской литературы и Нобелевский лауреат попросту ленился. Как написал – так написал, а писал он, между прочим, с грубейшими ошибками в духе «ище» вместо «еще». Ну не писательское это дело, рукописи вычитывать!

5. Льюис Кэрролл

Автор «Алисы в Стране чудес», как известно, был математиком, и уже только за это ему можно сделать скидку за кучу ошибок, которые он делал, когда писал – будь то письма, философские эссе, математические труды или абсурдная сказка. Как и сейчас, в то время это считалось постыдным. Джентльмен, профессор, и вдруг – ошибка на ошибке.

Биографы писателя полагают, что у него тоже была дислексия, но, как бы то ни было, чудаковатого Кэрролла собственная безграмотность нисколько не беспокоила.

6. Джейн Остин

С образованием у Джейн Остин поначалу не заладилось: в одной школе заправляла тираничная директриса, доводившая учениц до истощения, в другой плевали на успеваемость. В конце концов отец решил обучать Джейн дома. Он привил ей вкус к хорошей литературе, она много читала, но улучшить грамотность это не помогло. В рукописях Остин было полно ошибок, так что ей постоянно приходилось просить помощи с корректурой.

Как видите, если у вас проблемы с грамотностью, то это еще не конец света!

А каких еще авторов, писавших безграмотно вы знаете? Пишите в комментариях!

До новых книг!

Ваш Book24

Источник

Пушкин — поэт большей частью национальный. Он значит бесконечно много для русской литературы, и почти ничего за ее пределами. Как следствие — и эмоции, с ним связанные, чаще всего не литературные, а националистические, и находящиеся в зависимости от знания истории литературы в целом.

Читайте также:  Чеснок его польза для здоровья человека

В русской литературе Пушкин — примерный аналог Адама Мицкевича в польской, которого на родине тоже иногда называют самым великим и талантливым поэтом в истории. Кто-нибудь здесь читал Адама Мицкевича?

Давайте посмотрим, что представляла собой светская литература на момент появления Пушкина. В западном каноне после античности есть два главных поэта: это Шекспир и Данте. Данте фактически основал национальную итальянскую литературу тем, что начал писать на разговорном итальянском вместо латыни. Примерно то же имеют в виду, когда говорят, что Пушкин создал литературный русский — и для русской литературы своего времени это был своеобразный полет Гагарина — но для итальянцев он произошел в 14-м веке.

Аналогичным образом, Шекспир был наибольшим прорывом психологической светской литературы относительно всего, написанного в западной литературе на тот момент — и опять же, Пушкин совершил аналогичный прорыв для русской литературы. Но в английском этот процесс начался даже не с Шекспира, а с Чосера, то есть тоже в 14-м веке, и помимо них к моменту творческого расцвета Пушкина в английской литературе были Спенсер, Джон Донн, Мильтон, Поуп, Блейк, Вордсворт и, извиняюсь, главный объект неистового всеевропейского и в том числе пушкинского дроча шестой барон Джордж Гордон Ноэл-Байрон.

Теперь я отдельно подчеркну, что привожу здесь авторов международного влияния только из двух стран. То есть, Германии, Франции и Испании мы, например, вообще даже не касались.

Иными словами, Пушкин, которого мы ценим за прорыв в языке и прорыв в содержании, пришел в мир, наполненный литературой, совершившей этот прорыв много веков назад. Где светская литература на разговорном языке не была ничем новым, и на которой Пушкин собственно и учился писать сам. Это не умаляет его таланта как такового, но когда вокруг все уже изобрели колесо, сделать собственное — не достижение.

Спорить о талантах довольно бессмысленно, поскольку у таланта нет определения, и каждый подставляет туда что хочет. Но у поэтов есть объективно существующее влияние, даже если его трудно измерить. Это не столько влияние на рядовых людей, в своём начальном кругозоре целиком зависимых от школьной программы, сколько влияние на других поэтов и внимание исследователей. К примеру, на JSTOR Пушкину посвящено двадцать тысяч исследований — примерно столько же, сколько посвящено Сапфо, оставившей нам только 650 сохранившихся строк и всего одно целое стихотворение. “Евгений Онегин” насчитывает суммарно меньше пятидесяти переводов — “Божественная комедия” более семисот. Что же до разницы влияния Пушкина и Шекспира, она иллюстрируется уже тем, что в русской Википедии есть статья о влиянии Шекспира и нет статьи о влиянии Пушкина. И так далее.

Опять же, все это не значит, что Пушкин не был новатором в своем роде — в частности, Пушкин написал самую убедительную антитезу европейскому романтизму, и вместе с другими подвел фундамент для будущей реалистической прозы.

Но в масштабах мира Пушкин это фигура поздняя и локальная, в какой-то степени интересная для истории европейской литературы, но больше как историческое и меньше как поэтическое явление. Если бы Пушкин не был переведен по сей день, мировая литература ничего бы не потеряла, потому что нельзя указать ни одного крупного нерусского поэта или писателя, работавшего под прямым влиянием Пушкина. В масштабах мира Пушкин даже не самый читаемый русский поэт — русскую поэзию знают по Маяковскому, Ахматовой, Бродскому и Мандельштаму, и их влияние на других мировых авторов намного более ощутимо.

И поскольку у многих это почему-то вызывает истерику, давайте я скажу прямо: это не плохо. Пушкину не нужно быть поэтом мирового влияния чтобы быть прославленным на родине. Пушкину также не нужно быть поэтом мирового влияния чтобы позволить лично вам чувствать за него национальную гордость. Мировое влияние поэта вообще не обязано коррелировать с чьими-то личными предпочтениями — если бы оно коррелировало, все бы поголовно читали Уитмена и Целана — но оно должно коррелировать с адекватными представлениями об истории литературы, и о положении в ней конкретного автора.

Потому что народная любовь к Пушкину имеет только частичное отношение к Пушкину как поэту. Для рядового читателя Пушкин это часть национального мифа, и у этой связки есть конкретное происхождение. Среди других русских писателей Пушкин всегда был значимой, водораздельной фигурой — но это не значит что его читали обычные люди. Уровень грамотности населения в 1900-м всё еще был ниже 30%, даже на европейской территории России, и подтянулся к 50% только к середине 20-х, когда печать была уже полностью политизирована. Пушкин не был избран национальным поэтом потому что он был читаем и ценим неким большинством, или даже меньшинством русскоязычного населения — он был объявлен таковым постановлением ВЦИК СССР к юбилею 1937-го года, и стал инструментом сталинского имперского разворота. То есть, если вы сегодня чувствуете, что Пушкин это нечто “самое русское”, то эта мысль вам не принадлежит, она всего лишь унаследована вами от длинной цепочки предшественников, и по приказу свыше.

На практике, народная любовь принадлежит обычному китчу: сообщество Пушкина вконтаке более чем в два раза уступает в подписчиках сообществу Ах Астаховой — наглядная демонстрация того, что люди говорят что любят, и что они любят на самом деле.

Так что проблема не в Пушкине и его таланте. Проблема в навязанных представлениях о нём как о чем-то отдельном и независимом, гении-всесоздателе русской души — и в том, что они лишают человека способности нормально читать, отделять образ великого поэта в своей голове от реальной истории литературы — не только чужой, но и своей собственной.

Источник