Кто играет пользу в стилягах

Российская музыкальная комедия “Стиляги” режиссера Валерия Тодоровского впервые вышла на экраны в 2008 году. Картина посвящена жизни одноименной молодежной субкультуры в 50-е. По сюжету, молодой парень находит друзей и свою любовь среди ненавистных для комсомольцев стиляг.
Главная “изюминка” фильма — его музыкальный ряд, который составляли из хитов русского рока, преимущественно в джазовой и рок-н-ролльной обработке. В ленте прозвучали такие песни, как “Буги-вуги”, “Песня старого джазмена”, “Человек и кошка”, “Восьмиклассница”, “Шаляй-валяй”, “Скованные одной цепью”, “Ему не нужна американская жена” и др. В мюзикле актерам приходилось не только петь, но и много танцевать. Репетиции проходили ежедневно, чтобы каждый танец стиляг выглядел естественно.
Актеры и их роли в фильме “Стиляги” — в материале 24СМИ.
Антон Шагин (Мэлс Бирюков)
Фильм “Стиляги”: актер Антон Шагин в роли Мэлса, liveinternet.ru
Мэлс Бирюков — комсомолец, который стал стилягой. Он познакомился с девушкой Полиной (Пользой) и влюбился. Именно благодаря ей Мэлс погрузился в субкультуру и нашел друзей среди “идейных врагов”.
Главного героя в картине “Стиляги” сыграл актер Антон Шагин. Его творческая карьера началась в 2006 году, артист играл в театре, а в 2007-м снялся в своем первом фильме “Тиски”. После этого в фильмографии Шагина появились ленты “На ощупь”, “Поцелуй сквозь стену”, “Бесы”, “Молот”, “Довлатов” и др.
Оксана Акиньшина (Полина “Польза”)
Фильм “Стиляги”: актриса Оксана Акиньшина в роли Пользы, max-pix.com
Польза — та самая девушка, которая открыла Мэлсу “мир стиляг”. Она веселая и жизнерадостная, что цепляет Мэлса, и Польза в скором времени становится его возлюбленной.
Изначально актриса Оксана Акиньшина занималась в модельном агентстве и не мечтала блистать в кино, однако руководитель решила все за нее. Всех фотомоделей обязали прийти на кастинг к режиссеру Сергею Бодрову-младшему, на который Акиньшина пришла без энтузиазма. Ей удалось пройти пробы и сыграть главную роль в картине “Сестры”. После этого актрису пригласили в ленты “Превосходство Борна”, “Волкодав из рода Серых Псов”, “Высоцкий. Спасибо, что живой”, “8 первых свиданий” и “СуперБобровы”.
Максим Матвеев (Фрэд)
Фильм “Стиляги”: актер Максим Матвеев в роли Фрэда, timeout.ru
Фрэд — лидер стиляг и представитель золотой молодежи, который в итоге был вынужден уехать на стажировку в США, чтобы стать дипломатом.
На счету актера Максима Матвеева многочисленные роли в театре и кино. Среди лент с его участием — “Тариф Новогодний”, “Свадьба по обмену”, “С Новым годом, мамы!”, “Анна Каренина” и др. Помимо актерской карьеры, Матвеев известен работой в сфере благотворительности.
Евгения Брик (Катя)
Фильм “Стиляги”: актриса Евгения Брик в роли Кати, kg-portal.ru
Катя — комсомолка, влюбленная в Мэлса. Именно она изгнала парня из комсомола после того, как узнала о его увлечении стилягами и девушке Пользе.
Российская актриса Евгения Брик сыграла в нескольких картинах своего супруга Валерия Тодоровского, включая “Стиляг”. Помимо этого, она появилась в лентах “Марш Турецкого”, “Каменская”, “Географ глобус пропил”, “Елки 1914” и др.
Евгения Брик засветилась и в клипе исполнителя Димы Билана на песню “Не молчи”, где ей досталась главная роль.
Игорь Войнаровский (Боб)
Фильм “Стиляги”: актер Игорь Войнаровский в роли Боба, goodhouse.ru
Боб — друг Мэлса из “тусовки” стиляг. Студент-медик из тихой еврейской семьи.
Известно, что для роли Боба в фильме “Стиляги” актеру Игорю Войнаровскому пришлось поправиться на 20 килограммов. В мюзикле он также сам исполняет песню “Я люблю буги-вуги”. Фильмография российского актера театра и кино не столь обширна, на его счету ленты “Папаши”, “Духless”, “Зимний путь” и “Статус: Свободен”.
Сергей Гармаш (отец Мэлса)
Фильм “Стиляги”: актер Сергей Гармаш в роли отца Мэлса, fototelegraf.ru
Отец Мэлса — участник Великой Отечественной войны, имеет награды. Солдат сам воспитывает двоих сыновей после того, как застал мать мальчиков за изменой и выгнал ее из дома.
Народный артист РФ Сергей Гармаш не только снимается в фильмах и сериалах, но и озвучивает картины и мультфильмы. В его фильмографии — “Сталинград”, “Бедные родственники”, “Черная молния”, “Матильда”, “Каменская”, “Бригада”, “Троцкий” и др. Актер также снялся в военной драме “Балканский рубеж”, дата выхода которой — 2019 год.
Ирина Розанова (мать Пользы)
Фильм “Стиляги”: актриса Ирина Розанова в роли матери Пользы, m.kino-teatr.ru
Мать Пользы — партийный работник, которая пытается наставить свою дочь на правильный путь при помощи криков и истерик. Из-за Пользы ее выгнали с работы и вручили “волчий билет”.
Актриса Ирина Розанова дебютировала в кино в 1985 году, сыграв роль Люси в телефильме “Подружка моя”. Затем последовали картины “Алый камень”, “Единожды солгав”, “Интердевочка”, “Участок”, “Линии судьбы”, “Челночницы”, “Мифы” и др. Помимо этого, актриса играет в антрепризных спектаклях.
В музыкальном фильме “Стиляги” также снимались Екатерина Вилкова, Константин Балакирев, Олег Янковский, Леонид Ярмольник, Александр Стефанцов, Алексей Горбунов и др.
Фильм “Стиляги” — официальный трейлер:
Фильм «Стиляги» вышел в 2008 году. В нём рассказывается об образе жизни зародившейся после смерти вождя Иосифа Сталина субкультуры поклонников западного образа жизни среди советской «золотой молодёжи».
По сюжету комсомолец и сын ветерана Великой Отечественной войны Мэлс Бирюков (играет Антон Шагин) после одной из облав на стиляг влюбляется в одну из них Полину (играет Оксана Акиньшина), которая среди «своих» известна как Польза. Далее он решает присоединиться к стилягам, их неформальный лидер Фрэд помогает ему освоиться в их среде. За это Мэлса изгоняют из комсомола, а позже он вместе с Полиной и сам становится жертвой комсомольской облавы, которой руководит Катя, влюблённая в Мэлса. Затем Полина беременеет, но… не от своего возлюбленного, и рожает чернокожего ребёнка. Она объясняет его появление довольно странно, дескать, встретила афроамериканца, в котором она увидела человека из другого мира. Мэлс ребёнка принимает, как и его отец. И в финальной сцене молодые идут по улице, где к ним символично присоединяются представители современных субкультур. В общем, этакий вариант Ромэо и Джульетты со счастливым концом.
Фильм имеет подчёркнуто антисоветскую направленность. Вся обстановка и одежды простых граждан показаны в неприглядном сером цвете, в то время, как стиляги и места их вечеринок – в ярких красках. На сайте санкт-петербургского отделения КПРФ, в связи с этим, была опубликована рецензия на эту кинокартину (https://cprfspb.ru/1026.html).
Однако рассмотрим некоторые детали фильма. Начинается он со сцены комсомольской облавы и встречи Мэлса с Пользой. А дальше показана история отца будущего «новообращенного» стиляги. Он – участник Великой Отечественной войны, имеет награды. Вернувшись в свою коммунальную квартиру, увидел двух своих сыновей, сидящих у окна. А в это время их мать и его жена совокупляется с любовником. Отец-солдат совершает единственно правильное в такой ситуации действие – вышвыривает обоих за дверь с вещами без лишних сантиментов. И далее воспитывает сыновей самостоятельно. Символично, что над ожидающими отца детьми висит портрет Сталина, то есть они тянутся к образу Вождя Народов и «друга всех советских детей», ограждая себя от блудной мамаши.
То есть мать Мэлса – обыкновенная шлюха. И скорее всего, в Пользе он увидел свою маму, по которой, видимо, тосковал. Эдипов комплекс. Кстати, и Пользой она зовётся неслучайно, так какв среде стиляг также является шлюхой. Правда, не простой, а элитной, что следует из рассказа Фрэда. Стиляг она к себе не подпускает. И Мэлсу удаётся завоевать её симпатии, только научившись играть на саксофоне, о чём ниже.
Но особенно ярко блудная сущность Пользы показана в её рассказе про то, как у неё родился чернокожий ребёнок. Морально подавленный Мэлс услышал фантастическую историю его появления: «Ну, представляешь, прилетел человек из другой планеты на несколько часов. И столько нужно спросить про них, столько рассказать про нас, а минуты тикают-тикают. И скоро обратная ракета. И мы оба знаем, что больше никогда не увидимся. (Лёгкая улыбочка от сладкого вкуса порока. Как тонко сыграла Акиньшина!) Ты это хотел услышать? Доволен?»
Действительно, Мэлс, а чего ты, собственно, ожидал от реинкарнации своей блудной мамочки? Честно говоря, более нелепого оправдания шлюхи я не слышал. А ведь могла честно признаться, что секс с чернокожим американцем поднял ей самооценку блудницы по образу жизни до космических высот. Ведь другим товаркам среди стиляжек такое и не снилось. И она стала чувствовать себя этакой королевой шлюх. Помните, была на закате СССР популярной песня со словами: «Америкэн бой, уеду с тобой! Москва, прощай!»? Под эту весёлую песню рушилась наша сверхдержава!
Но шлюха никогда не признается в том, кто она есть на самом деле. Себя будет воображать или жертвой или королевой, любовника – рыцарем на белом коне, а мужа, если таковой имеется, и собственного отца деспотом или ничтожеством. И заботливую мамочку из себя строит, когда Фрэд приезжает в гости, что Мэлс выразил словами: «Полина считает, что при равноправии мужчины и женщины я должен тоже кормить ребёнка грудью». Она и негритёнка своего назвала Иваном в честь погибшего отца! Вроде как оправдалась перед самой собой, что, дескать, память его чтит. Но учитывая историю появления её ребёнка на свет, это больше похоже на глумление. Даже изгнанную с работы и получившую по её вине «волчий билет» мать она уверяет, что та ей нужна, а она, в ответ, даже не взглянула на блудную дочь, потому что Польза не вняла её предупреждениям, предпочтя титул шлюхи-«королевы». А ведь Катя совершенно правильно назвала Пользу проституткой и стиляжьей подстилкой. Но Мэлс не захотел её слушать.
Саксофон в фильме, показан, как яркий символ западного образа жизни. Этот музыкальный инструмент и купить-то легально в то время было нереально. Но для Пользы саксофон имеет ещё большее и даже сакральное значение. Обратите внимание, что Мэлс, обучаясь игре на нём, воображает себе афроамериканца на фоне небоскрёбов Нью-Йорка. И Польза, видя играющего Мэлса на сцене, на самом деле, смотрела влюблёнными глазами вовсе не на него самого, а на саксофон, который напоминал ей того самого афроамериканца, которого ей удалось затащить в постель. Характерно, что Фред, увидев ребёнка Пользы, даже пошутил над Мэлсом, что тот «слишком часто слушал Чарли Паркера».
Да вот беда, никто из мужской части «золотой молодёжи» не пожелал бы себе такое «счастье», как нагулянного чернокожего ребёнка. Ибо карьера их родителей, да и их собственная, в советском государстве, где ещё не осуждён «культ личности» Сталина, могла оказаться под угрозой (что и случилось с матерью Пользы). А аборты были ещё запрещены. А вот простодушный, живущий в коммунальной квартире Мэлс как раз подходил в качестве приёмного отца. Вот и вся «любовь». И ради такой «любви» наш «герой» предал комсомольскую организацию, идеалы советского строя, своего отца, изгнавшего в своё время жену-блудницу, и даже вождя советского народа Иосифа Сталина. В среде стиляг он сокращает своё имя Мэлс (Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин) до «Мэл» на американский манер, о чём в фильме ему говорит Катя, изгоняя нашего «героя» из комсомола. И в его глазах явно читается страх, когда он слышит имя Сталин. В итоге, остался с невестой-шлюхой и с чернокожим ребёнком. Красота! Логичный итог его недалёкости.
Интересно показаны родители главных героев. Мать Пользы – судя по всему, партийный работник, которая криком и истериками пытается поставить на место дочь, но натыкается на непреодолимое сопротивление. Отец, по сюжету, десять лет как умер. А вот отец Мэлса, воспитавший двух сыновей без матери, никак не препятствует увлечениям сына, даже несмотря на уговоры младшего брата. А ведь он дал ему имя Мэлс, то есть был убеждённым коммунистом и к тому же сталинским солдатом. Однако, отец, видимо, понял, что если попытаться увещеваниями или агрессией пытаться наставить сына на путь истинный, то он окончательно его предаст и будет держать в своём сердце связь с блудной мамашей, что самым роковым образом отразится на его жизни. А потому он занимает выжидательную позицию, ожидая, что сын научится на своих ошибках, как в своё время, научился он сам. Характерно, что он и «камасутру», подаренную Мэлсу Фрэдом, быстро находит, хотя тот строго-настрого запретил её кому-то показывать.
Правда, в фильме есть одна важная деталь, когда отец возвращается с фронта, в его комнате висит портрет Сталина, а когда его уже выросшие сыновья делают зарядку, портрета нет. То есть в том, что старший сын пошёл по кривой дорожке, частично есть вина и его отца. Позже, тезис о том, что в Великой Отечественной войне победил народ вопреки Сталину, вместе с прочими факторами склонил советских людей к предательству своего исторического пути, что привело к трагедии распада Советского Союза.
После того как Фрэд, которого его отец послал на стажировку в США, принёс Мэлсу-Мэлу страшное известие, что за океаном нет никаких стиляг, наш «герой» поступил как женщина-истеричка: отказался поверить и обрушил свой гнев на «гонца», принесшего плохие вести. Однако у него всё же есть возможность усвоить жестокий урок, полученный им от жизни, и отец-солдат, вероятно, ещё сыграет свою роль.
Режиссер: Валерий Тодоровский
В ролях: Оксана Акиньшина, Антон Шагин, Сергей Гармаш, Алексей Горбунов, Евгения Хиривская, София Лебедева, Максим Матвеев, Мария Мина, Олег Пангсепп, Максим Пешков, Олег Янковский, Леонид Ярмольник, Ирина Розанова
Год выпуска: 2008
Помню шумную рекламную компанию «Стиляг», которая обычно у меня вызывает почему-то прямо обратный эффект отторжения и упрямого нежелания смотреть навязываемый фильм. Именно поэтому в моём «послужном списке» просмотренных и оцененных фильмов до сих пор нет «Параграфа 78», «Кода апокалипсиса», «Волкодава» да и много ещё чего. Но, возможно, шутки ради доберусь когда-нибудь и до них. Как вот, например, через силу посмотрел «Обитаемый остров».
Но вернёмся к нашим «Стилягам». Много я слышал противоречивых мнений об этом фильме, но, в основном, положительных. Поэтому за просмотр сел с позитивным настроем.
Вкратце сюжет. Комсомолец-активист по имени Мэлс борется с движением так называемых “стиляг”. Борется, пока не влюбляется в девушко-стилягу по кличке “Польза”. Присмотревшись к “стилягам” повнимательнее, он с удивлением понимает, что не такие уж они и придурки…
С первых же кадров удивила звучащая якобы в 50-х годах музыка группы «Браво», однако потом выяснилось, что это не киноляп, а милая хулиганская выходка автора картины – вся музыка, звучащая в фильме – это так или иначе обработанные хиты 80-х. Неожиданно, смело, интересно. Такое ощущение, что автору гораздо ближе эта музыка, нежели музыка 50-х. Так что это хулиганство я с лёгкостью простил, тем более, что это песни отчасти и «мои» – музыка моей школьной юности.
Оказалось, что фильм представляет собой помесь с мьюзиклом. Я читал мнения критиков, которые сравнивали его с американскими мьюзиклами – да ни фига подобного! После «Старых песен о главном» в нашей стране появился свой, неповторимый российский мьюзикл (который, впрочем, с успехом полностью выродился на третьем выпуске «Песен о главном». Все «Золушки», «Али-Бабы», вышедшие после первых трёх «песен» и прочие новогодние аборты я вообще не рассматриваю.) Так вот, Гармаш с гармошкой, «Человеком и кошкой» приятно вернул это российское течение куда-то между первым и вторым выпуском «Песен о главном». Чуть меньше понравилась «Я то, что надо» группы «Браво» в исполнении главного героя. Всё дело в том, что он пел всё строго по тексту, а далее взял и заменил строчку в песне, что невольно резануло по ушам. Вот такое субъективное восприятие. Причём! Я был совсем не прочь, когда из «Восьмиклассницы» Цоя сделали вообще что-то неузнаваемое и переделали текст целиком под подходящую моменту песню! Получилась такая симпатичная фантазия про взаимоотношения главных героев. Но когда под конец песни потрахавшиеся герои глядя в потолок внезапно затянули нелепое и неуместное «Восьмиклассница-а-а-а», вот это вызвало лёгкую оторопь. Объяснение сему одно: автор, озаботившись, а вдруг зритель не узнал первоисточника, просунул руку в зрительный зал, похлопал зрителя по щеке, а потом и пощёлкал пальцами у носа: «Для тупы-ых! Если чо, это был Цо-ой!»
(Кстати, раскрытая тема сисек и нарисованные хачики с большими болтами в “Камасутре” к сожалению, закрывают двери перед детско-юношеской зрительской аудиторией. А жаль, в целом фильм тянет до категории “для семейного просмотра”.)
По музыке – всё. В целом понравилось, за исключением финального гимна для сексуальных меньшинств (возможно, из-за видеоряда).
Вернёмся к первым кадрам фильма. Забавно смотрелись всяческие атрибуты того времени, которые оператор выхватывал крупным планом и акцентировал на них внимание, как то: автомат с газировкой, продавщица сока с аццким приспособлением для мойки стаканов, милиционер в белоснежной форме… Сразу стало ясно: автор не стремится сделать «так, как будто снимали в 50-е», он показывает нам всё это с восторженной ностальгией: «А это помните? А вот это?» и предлагает поностальгировать вместе с ним, чем зритель с благодарностью и готовностью и занимается. Ну согласитесь, странно бы смотрелись кадры современного фильма, в которых оператор зачем-то крупно показывал бы такие, казалось, обыденные для нас вещи: банкомат, рекламу «Эльдорадо», «Ладу-Калину», наконец… (Вон, Бекмамбетова, например, заплевали лишь за такие приёмчики.)
Всю несерьёзность происходящего на экране подчёркивала острая карикатурность отрицательных персонажей – враждебных до зубовного скрежета комсомольцев, злобных пассажиров автобуса, бабушек в очереди в поликлинике. Да и весёлые расписные стиляги выглядели не менее карикатурно.
И в сочетании с музыкой, ощущая эту непринуждённо-дружескую подачу лично я начал наслаждаться фильмом. Фильмом об истории любви, весёлой и где-то немного грустной. Которая закончилась справедливым феерическим хэппи-эндом, вызывая бурю положительных эмоций.
Я уже знал, что буду хвалить фильм. Такую лёгкую музыкальную весёлую фантазию, причём (огромный плюс) рассчитанную только на нашего зрителя. Западному зрителю решительно непонятны все эти коммуналки, автоматы с газировкой, незнакома эта музыка. Поэтому все эти непонятливые иностранцы по определению решительно посылаются авторами фильма в жопу, за что авторам большое спасибо. Это наше кино, доброе, светлое, которое практически перестало существовать в постсоветское время.
Однако. Как оказалось, 1 час 20 минут – не есть основное время фильма. Хэппи-энд закончился, а кино всё никак не кончалось. У автора внезапно испортилось настроение, и он решил его испоганить и зрителям, начав рассказ о том, что не всё в жизни так красиво, как в сказке, что в ней полно проблем, таких, как сварливая истеричка-жена, в которую превратилась вчерашняя мечта, вечно орущий неродной негритёнок, потеря друзей… Да и стиляг-то в Америке, оказывается, нет… Вот уж где трагедия – да и хер бы с прибором на ту Америку! «Мы-то есть!» – совершенно справедливо возражает главный герой.
Ну и апогей, абсолютно изгадивший финал фильма – главные герои выбегают на улицы современной Москвы, пафосно распевая песнь и собирая вокруг себя толпы панков, готов, гомосеков. По замыслу автора, это должно было олицетворять связь времён, заставить задуматься, что они «тоже люди, только другие» и вообще нести тонну полезной нагрузки. У меня только один вопрос – ну вот НАХУЯ?! Неужели нельзя было оставить фильм таким легким и безбашенным путешествием в прошлое, каким он был с самого начала? Ну почему он обязательно должен чему-то учить, что-то доносить, объясните мне, пожалуйста!!! Тьфу ты, бля.
По актёрам. “Старая школа” отыграла достойно, грустную улыбку вызвало появление в фильме Олега Янковского. Всё-таки актёрище. К Антону Шагину, исполнителю главной роли, замечаний тоже практически нет. Акиньшина, извините, не вдохновляет, даже несмотря на сиськи. Как была деревянной девочкой из бодровских “Сестёр”, так ей и осталась. Причём, в “Сёстрах” того требовал образ, а в “Стилягах”… Да почти ничего не требовалось от неё в “Стилягах”. А она особо и не играла. Намного больше понравилась игра Евгении Хиривской в роли Комиссара Кати. Этакая отечественная Дженнифер Лопес. (Жена режиссёра, кстати!)
В итоге, не знаю, что и сказать. К просмотру, конечно, рекомендую. Однако в бочку мёда автор умудрился запихать несколько литров если не дёгтя, то всё равно другой вонючей субстанции.
При всём при том – всё вышеизложенное является моим строго субъективным мнением, оно может категорически не совпадать с Вашим.
P.S. Есть там в фильме одна операторская находка – мы вместе с камерой следуем по квартире за собачкой. Оно, может, и остроумно придумано, но заглядывать в дырку бульдожьей жопы на протяжении целой минуты – зрелище не самое приятное.