Кто бьет баклуши с пользой

Кто бьет баклуши с пользой thumbnail

«Бить баклу́ши» — классический[1] пример фразеологизма, означающего «бездельничать, бесполезно проводить время». Синонимы: валять дурака, лодыря гонять[2], груши околачивать, плевать в потолок, ворон считать, сидеть сложа руки, лежать на печи, балду бить, палец о палец не ударить, лоботрясничать. Слово баклуши является диалектным[3], поэтому в нормативной речи употребляется только в данном выражении[4][5].

Версии первоначального значения[6]:

  • Сбивать брошенной палкой установленные на землю небольшие деревянные чурки (баклуши) при игре в городки[4].
  • Делать заготовки (баклуши) долблёной[7] посуды (ложек, чашек), производство которой было распространено в Нижегородской и Костромской губерниях[8][9]. Достоверность этой традиционной версии в настоящее время подвергается сомнению, так как не имеется других фольклорных примеров, в которых бы простая работа сравнивалась с бесполезным делом[4].
  • Ударять клюшками (баклушами) по похожему на деревянную миску музыкальному инструменту.
  • Бить палкой по лужам (баклушам) или бросать в них камни.

Баклуши[править | править код]

Баклу́ша в диалектных говорах — это обрубок древесины (в основном липовой, осиновой или берёзовой), обработанный для выделки различных долблёных деревянных изделий (ложек, чашек и другой утвари). Баклушный промысел в начале XX века был особенно развит в Семёновском уезде Нижегородской губернии и Макарьевском уезде Костромской губернии[10]. Промысел имел старинную и весьма прочную организацию, в основе которой лежит проведенное до мелочей начало разделения труда[10].

Процесс изготовления ложек Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона описывает так[11]:

Обделка сырого материала в ложку распадается на следующие операции:

  1. приготовление баклуши — обтеска отрубков, причем один конец их делается округленным (у большинства) или продолговатым (у кленовых и пальмовых «носковых» ложек), другой же срезается, с обеих сторон, наполовину по толщине, что производится 7-10-летними детьми, по 70-100 штук в день;
  2. «баклуша теслится» [Пальмовые баклуши предварительно варятся в котле, чтобы они «разопрели», то есть сделались мягче; их теслят взрослые по 80-100 штук в день.], то есть долбится теслом — род долота, надетого на ручку, как топор, с полукруглым острием — для чего она вкладывается «затылком» широкого округленного конца в углубление стула (отрубка от бревна), натертое мелом или обклеенное сукном, чтобы баклуша не скользила; теслят 10-15-летние подростки по 100—150 штук в день;
  3. потом баклуша переходит в руки взрослого рабочего, в основном домохозяина, который обрезывает её с внешней стороны длинным ножом и округляет черенок и шарик на его конце («коковку») и
  4. резцом вырезывает начисто углубление в овале, сделанное теслом;
  5. дальнейшая отделка производится домохозяйкой, которая перебирает ложки (около 1000 в день) и ножом соскабливает шероховатость и негладкость на их затылках, и затем
  6. взрослыми рабочими окончательно исправляются ножом неровности ложки; местами ложки разрисовываются девушками, или же на ложках («хлыстовках») наводятся куриным пером, мумией на квасе, струйки в подражание строению рябинового дерева. Из кубической сажени плах выделывается до 9000 ложек, а из пуда пальмы (самшит) 35-40 штук. Выделанные ложки, по 500 и 1000 штук, укладываются в « дощанки» — корзинки, сплетенные из лучины, и в таком виде идут на рынок. От скупщиков уже поступают к завивальщикам для обтачивания коковок, округления черенков и нарезки рубчиков. В Семеновском уезде этим занимаются исключительно 300 жителей. Опытный мастер «затачивает» в день 600—800 пальмовых и кленовых ложек, 1500 штук ольховых и осиновых и около 3000 березовых.

В посёлке городского типа Семибратово Ярославской области находится музей баклуши[12].

Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянной утвари — раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, проводились не ремесленником, а подмастерьем или даже ребёнком. Первоначально выражение имело смысл делать очень несложное дело (тачать болванки), а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Фелицына, Мокиенко, 1990, с. 5.
  2. ↑ Бить // Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — С. 36.
  3. ↑ Баклуши // Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 2011. — С. 27.
  4. 1 2 3 Фелицына, Мокиенко, 1990.
  5. ↑ Баклуши // Толковый словарь русского языка. В 4 т. Том 1 / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия», 1935. — Стб. 79.
  6. ↑ Бирих и др., 1998.
  7. ↑ Долбленые деревянные изделия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. ↑ Баклуша, древесный обрубок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  9. ↑ Баклан // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  10. 1 2 Баклуша, древесный обрубок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. Собичевский В. Долбленые деревянные изделия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. ↑ Лучшие достопримечательности Золотого кольца России // Деловой квартал

Литература[править | править код]

  • Фелицына В.П., Мокиенко В.М. Баклуша // Русские фразеологизмы. Лингвострановедческий словарь. — М.: Русский язык, 1990. — С. 24. — 220 с.
  • Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Баклуша // Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. — СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — С. 39—40. — 704 с.

Источник

Русские народные промыслы, которыми в старину занимались наши предки на дому, пригодились бы и нам – чтобы было, чем заняться во время карантина

Во времена, которые войдут в российскую и мировую историю как самоизоляция, многие перешли на “удаленку”, кто-то, пользуясь случаем, разбирает дома шкафы и вытирает вековую пыль из углов, куда не ступала нога человека, или просто “сидит в телефоне”.

Читайте также:  Картошка в микроволновке польза вред

Наши предки не раз переживали эпидемии. И тоже не всегда соблюдали карантин. Но были моменты, когда дома приходилось сидеть не из-за этого – например во время сильных морозов и снегопадов, весенней распутицы. Кто-то на зиму, пока не было работы в поле, уходил из села на работу в город – таких крестьян называли “отходниками”.

Но многие были вынуждены заниматься промыслами круглый год. Это было необходимо, чтобы прокормить себя и семью из-за нехватки пахотных земель и угодий. Такие крестьяне постоянно занимались ремеслами и звались кустарями.

С давних пор про баклуши вспоминали, когда хотели указать человеку, что он бездельничает. При этом мало кто понимал, что такое баклуши. Это – заготовки для деревянных ложек. Чтобы изготовить баклушу, не надо было владеть особым умением.

Ставили за эту работу тех, кто только учился у резчика. И вот за эти баклуши подмастерье еще и попрекали. С тех пор такая работа ассоциируется с бездельем.

Мастера изготавливают деревянные ложки в Семеновском уезде Нижегородской губернии.

От битья баклуш переходили к вырезанию ложек. Особенно искусные мастера работали в Нижегородской губернии. “Знатно режет: всякую, какую хошь, и касатую, и тонкую, и боскую, и межеумок, и крестовую”, – пишет про разновидности ложек Павел Мельников-Печерский в своем романе “В лесах”.

Плетение корзин в селе Бор Нижегородской губернии. Фото: Википедия

Здесь же, в лесах Нижегородской губернии, занимались плетением корзин и лукошек. Но этот промысел был распространен во многих губерниях. Изделия из дерева и бересты, в том числе, посуда, туеса и пестери – аналог сегодняшних рюкзаков – летом продавались на ярмарках в городах и крупных селах.

Дмитрий Соколов из псковской деревни Родина и сейчас плетет корзины и мебель из ивы, которую сам же заготавливает. Производство фактически на дому, работает вместе с женой и детьми. Почти как Федор Кузькин из повести Бориса Можаева “Живой”. Тот делал кошелки из ивовых прутьев, которые заготавливал впрок. Приговаривал: “Хоть узлы из них вяжи, хоть кружева плети”.

У того же Мельникова-Печерского можно прочитать о видах посуды, которые работали у себя токари в Заволжье: “Тут были разных сортов чашки, от крошечных, что рукой охватить, до больших, в полведра и даже чуть не в целое ведро; по лавкам стояли ставешки (несколько чашек, складываемых вместе – прим. “Родины”), блюда, расписные жбаны и всякая другая деревянная утварь”

Из дерева изготавливались и игрушки. Да, до сих пор известны глиняные – дымковская, филимоновская, каргопольская… Из дерева же игрушку вырезали в Богородском уезде Московской губернии. А Подольский до сих пор известен игрушкой бабенской – по названию деревни Бабенки. Тут резчики у себя на дому вытачивали из дерева многоместные шары, пирамидки, яйца и, конечно, матрешки. А еще – бирюльки.

Так на самом деле выглядит игра в бирюльки. Фото: Родина

Эта старинная русская игра почти забыта. Про бирюльки мы вспоминаем, когда говорим про какие-то пустяки. При этом бирюльки для многих такое же непонятное слово, как баклуши.

Сергей Виданов – главный хранитель местного промысла – рассказывает о точильщиках, которые занимались изготовлением игрушек, а еще шахмат и шашек. “До 1913 года, то есть до начала Первой мировой, в деревнях работало около тысячи токарей”, – говорит он.

В Подольском уезде крестьяне были заняты также производством телег и саней. Работы велись фактически у себя дома. Распорядок дня тележников Виданов приводит в своей книге “Промыслы крестьян Подольского уезда Московской губернии середины XIX – начала ХХ века”: “Работать они начинают в 6 часов утра. В летнее время заканчивают в 9 вечера. С 8 сентября тележники удлиняют свой рабочий день на 1 час. Ни летом, ни зимой после обеда они не отдыхают. Чай пьют в 6 часов утра, как встанут. Завтракают в 10 часов. В 12 часов пьют чай. Обедают в 3 часа. И около 6 часов вечерний чай”.

Кроме того, в Подольском и Егорьевском уездах кустари занимались изготовлением гребней, щеток, пуговиц…

Подольские кружева продавались не только в Москве, но и за границей. После революции промысел хотели закрыть, но передумали – за проданные на Запад кружева выручали столь необходимую молодому государству валюту.

Лапти – обувь, бывшая в ходу до 1930-х годов, – изготовлялись повсеместно, но все-таки не во всех губерниях, где они были востребованы.

– Лапти дошли в цене до 1 руб. 15 коп. за пару. Появилась мода на лапти, – пишет в своем дневнике в июне 1916 года Евгений Дюбюк.

В прошлом году в белорусском Шклове на чердаке здания во время реконструкции нашли целую гору лаптей, которые пролежали там более века и почему-то не были проданы. И остались в идеальном состоянии.

Главная русская обувь до 1930-х годов.

В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей, поэтому многие занимались плетением лаптей самостоятельно. Для этого необходимо было заготовить древесную кору – как правило, липовую. Отсюда и выражение “ободрать, как липку”.

Во многих губерниях находились центры производства лаптей. Например, в селе Семеновском Кинешемского уезда Костромской губернии лапотный промысел был так развит, что село официально именовалось Семеновским-Лапотным (теперь поселок Островское).

Читайте также:  Горчица белая какая от нее польза

Семеновское-Лапотное в конце XIX – начале ХХ века было одним из центров изготовления самой ходовой обуви.

А в Рязанской губернии до сих пор сохраняется присказка, о которой упоминает Борис Можаев в рассказе “Путешествие в Мещеру”: “Чтобы наш рязанский лапоть да воду пропускал! Ни в жисть!”

Также на Рязанщине был распространен рогожный промысел. Крестьяне – как правило на дому – занимались плетением рогожи (из растения рогоз) для грубой ткани и кулей. Для работы использовалось и лыко с мочалом. Отсюда еще одно устоявшееся выражение: “Лыко и мочало – начинай сначала”.

Рогожный промысел в Касимовском уезде Рязанской губернии.

Правда, День лаптя каждый год сейчас отмечают не в Костроме, а в Суздале Владимирской губернии, которая когда-то славилась мастерами-иконописцами. Они работали, как правило, в крупных селах Мстере, Палехе и Холуе. Там же развивалась и лаковая миниатюра – роспись коробочек, лотков и кубышек.

Один из самых известных выходцев из Палеха – художник Павел Корин. Мастерскую его деда – Николая Илларионовича – в 1860-х считали одной из главных “семейных” палехских мастерских. А сам Павел Дмитриевич в советские времена оформлял станции московского метро.

Иконописец за работой.

На станции “Комсомольская” Кольцевой линии, для которой Корин делал мозаики, есть изображения Спаса на хоругвях Александра Невского и Дмитрия Донского. Выходит, это единственные иконы в метро. Которые появились еще в сталинскую эпоху.

Вязание, плетение и ткачество во все времена оставались традиционными домашними занятиями. “Три девицы под окном пряли поздно вечерком” – это давно классика.

Как и расписные и резные прялки, которые сами по себе были произведением искусства. Как и кружева (вологодские, калязинские).

Пряха с детьми. Конец XIX – начало ХХ века.

Наши предки с пользой проводили время – в этом можно убедиться даже из этого небольшого текста. И у нас есть, чему у них поучиться. Начать можно с баклуш или бирюлек.

Источник

«Хватит баклуши бить, иди лучше делом займись», — эту фразу можно часто услышать в адрес праздношатающегося человека. Но почему какое-никакое, а занятие — битьё баклуш — стало синонимом безделья?

У слова «баклуша» имеется несколько значений, и некоторые из них не связаны с ленью и нежеланием работать. Для некоторых битьё баклуш было самой настоящей работой.

Деревянные чурки-баклуши

Деревянные чурки-баклуши

Чаще всего слово «баклуша» употребляется в значении «маленькая деревянная чурка, отколотая от липового бревна». Из неё в давние времена изготавливали различную домашнюю утварь, например, черпаки или ложки. Заготовка таких чурок была делом нехитрым, но очень нудным. Мастера этим даже не занимались.

Работать с баклушами доверяли подмастерьям, которые обычно были детьми или подростками. Они-то и били баклуши — откалывали небольшие чурбачки от большого бревна, вчерне обтёсывали, а потом отдавали заготовки мастеру. А тот в свою очередь уже доводил баклушу до ума, вырезая из неё красивую ложку. Кстати, в России есть даже отдельный Музей баклуш в Ярославской области, посвящённый мастерам-ложкарям.

Однако выходит, что бить баклуши — это всё-таки работа. Да, пустячная, мало оплачиваемая, не требующая особых навыков, но работа. Лениться, выполняя её, нельзя было ни в коем случае. Иначе встала бы работа всей мастерской ложкаря. По всему получается, что происхождение фразеологизма «бить баклуши» в значении «лениться» несколько другое.

Баклуши ледяные и смешные

В степных регионах России баклушами ещё с давних времён называли углубления, в которых застаивается вода. В холодное время года такие лужицы, конечно же, покрывались коркой льда. И, разумеется, ни один ребёнок не мог устоять, чтобы не подбежать и не попробовать проломить эту корочку. Поддавалась она не с первого раза, но самые настойчивые всё-таки добивались своего — разбивали баклуши. Эта невинная и интересная детская забава и называлась битьём баклуш. Ну а криками «Прекрати баклуши бить, беги делами заниматься» матери загоняли праздных непосед домой. Говорили эту фразу и тем, кто любил без дела почесать языком и пошутить по поводу и без.

В некоторых регионах баклушами назывались шутки и остроты. А про того, кто постоянно шутил и был занят пустой болтовнёй, с иронией говорил, что он бьёт баклуши. Значение выражения «бить баклуши» в некоторых областях России было связано и с детскими играми. Баклушами называли деревянную чурочку, которой выбивали фигуры во время игры в бабки. А раз игра — это просто весёлое времяпровождение, а не работа, то битьё чурочек-баклуш можно вполне назвать ничегонеделанием. А для кое-кого битьё баклуш было самой настоящей работой.

Охранные баклуши

В давние времена в обязанности сторожей входил частый и полный обход охраняемой ими территории. При этом на протяжении всего пути сторож бил в колотушку, иногда называемую баклушей. Таким образом охранник давал понять потенциальным ворам, что территория находится под наблюдением и им тут нечего делать.

В общем-то, такая работа не представляла никакой сложности, знай ходи себе да колоти в баклушу. К тому же, сторожа во все времена не перетруждались на работе, создавая видимость занятости делом. Несколько колотушек вполне могли привязать к ветке дерева, и они, колыхаясь от ветра, создавали шум. Получается, пока сторож бездельничал в своей каморке, за него били баклуши другие. Конечно же, если сторожа заставали за фальшивым битьём баклуш, то его наказывали. Но в большинстве случаев до проверки работы охранника и не доходило. Хозяин земли слышал треск и шум от развешанных баклуш-трещоток и оставался удовлетворён этим.

Читайте также: Почему мы говорим «чур меня»

Источник

С течением времени многие слова и выражения в русском языке переосмысливаются и теряют значение. Чаще всего это происходит из-за того, что исчезают из обихода предметы и явления, называемые такими терминами. Из-за этого очень многие сочетания становятся устойчивыми выражениями, часто совсем не связанными с первоначальным смыслом. Мало кто знает о том, откуда произошли обороты, которые все-таки часто употребляются в нашей речи. Например, выражение “бить баклуши” сейчас обозначает не совсем то, что в древности. Ведь существовал вполне реальный предмет – баклуша, и он часто использовался нашими предками. Поэтому и выражение это было всем понятно без объяснений.

Читайте также:  Алой с медом есть польза

что значит бить баклуши

Современное значение оборота

А что означает “бить баклуши” сейчас? Почти никто не понимает смысла этих слов, такое выражение называется фразеологизмом, или идиомой. Каждый современный человек знает, что если кто-то бездельничает, ничего не делает, то ему можно сказать: “Хватит бить баклуши!” Это выражение обозначает праздное времяпровождение, безделье и лень. В таком значении данное сочетание слов употребляется уже несколько веков. И про человека, который занимается ерундой, вместо того, чтобы работать, отлынивает от дела или выбирает занятие полегче, говорят: “Он бьет баклуши”.

У такого сочетания слов есть несколько синонимов, например, бездельничать, лениться или лодырничать. Но в художественной литературе или в разговоре для усиления выразительности речи часто употребляют выражение “бить баклуши”. И всем сразу ясно, какое отношение имеет говорящий к происходящему.

Что означало слово “баклуша”?

бить баклуши

В древности данное слово было очень распространено и обозначало небольшие деревянные чурки, немного закругленные с одной стороны. Они служили материалом для изготовления посуды (чаще всего ложек) и другой домашней утвари. Дерево в те времена было самым распространенным материалом на Руси, почти каждый мастерил что-то для дома из него. Поэтому всем был знаком процесс изготовления баклуш. Этот предмет, а вместе с ним и слово, были привычными и знакомыми.

Было ли в древности выражение “бить баклуши”?

Оборот этот в таком устойчивом сочетании стал употребляться не так давно. Слово “баклуша” было известно всем, поэтому использовалось со многими словами. Почему же именно “бить баклуши”? Существует несколько версий происхождения выражения.

Менее распространенная, но наиболее правдоподобная – это версия о ночных сторожах. Они в старину обходили охраняемую территорию и стучали в колотушки, деревянные чурки, которые и назывались баклушами. Занятие это было несложное, не требовало особой квалификации и умений, нужно было просто присутствовать на работе. Поэтому, когда человек ничего не делает, сидя на работе, бездельничает, считается, что он бьет баклуши.

бить баклуши оборот

Еще одна не менее интересная версия – это происхождение выражения от названия любого мелкого водоема в Поволжье. Попав в такие озерца во время половодья, рыба зимой начинает задыхаться от недостатка кислорода. И если разбить лед, то часто она выпрыгивает сама. В большие морозы без особых усилий можно наловить много рыбы. Процесс такой рыбалки местные называют “бить баклуши”.

Самая распространенная версия происхождения выражения

Но чаще всего можно встретить другое объяснение значения данного сочетания слов. Большинство ученых склоняются к мысли, что оборот “бить баклуши” раньше означал изготовление заготовки для деревянных ложек и другой посуды. Дерево было основным материалом для домашней утвари, поэтому и процесс битья баклуш был очень распространен. Это нетрудное занятие, не требующее особых знаний и умений. С таким делом легко справлялся даже десятилетний ребенок. Часто над таким трудом посмеивались, поэтому в современный язык выражение перешло в таком значении.

Как же происходил процесс битья баклуш?

выражение бить баклуши

Но на самом деле эта работа была не настолько простой, чтобы считать ее бездельем. Да, чтобы расколоть бревно на несколько плоских чурок, особого ума не надо. Но нужно было еще очистить бревно от коры, горбылей и всяких наростов, а также закруглить с одной стороны. Кроме того, очень важно было выбрать нужное дерево (чаще всего использовали осину или липу), из которого легче всего вырезать ложки.

Противники этой версии происхождения выражения аргументируют свое мнение тем, что к такой работе нельзя применить слово “бить”. Но процесс изготовления баклуши на этом не заканчивался. Приготовленную чурку потом долбили специальным теслом, чтобы сделать углубление для ложки. Все это вместе и называлось “бить баклуши”. С работой справлялись дети и подростки, легко изготавливая за день до 100 баклуш.

Где сейчас можно попробовать бить баклуши

Конечно, каждый, кто любит побездельничать, кто на работе отлынивает от дел и пьет очередную чашку кофе или болтает с коллегами ни о чем, бьет баклуши. Но, говоря о таких людях, мы употребляем это выражение в переносном смысле, в его устойчивом сочетании. А возможно ли на самом деле попробовать бить баклуши? Да, возможность такая есть.

что означает бить баклуши

В Ярославской области – в старинном селе Семибратово – имеется музей. Именно там можно научиться знаменитому русскому промыслу – бить баклуши. Вы не только познакомитесь со всем процессом, но и попробуете проделать его самостоятельно. А после этого сможете определить, по плечу ли вам такое “простое” занятие – бить баклуши. На самом деле для современного человека это сложно, и выражение будет вами восприниматься уже по-другому.

Кроме того, в музее можно посетить мастер-класс знаменитых ложкарей и увидеть своими глазами, как баклуша превращается в красивую ложку. Каких только ложек там нет! Они отличаются не только росписью и внешним оформлением, но и формами, размерами и даже названиями.

Значение и происхождение самых распространенных фразеологических оборотов изучают в школе. Но не каждый человек может объяснить, что значит “бить баклуши”. Если слово вышло из употребления, то его значение забылось, и теперь только такие музеи, как в Семибратово, помогают сохранить историю и культуру народа. Однако значение устаревших слов нужно знать каждому человеку, который хочет использовать все возможности великого русского языка.

Источник