Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ thumbnail

1741 — 1814

(1741 — 1814)

Место рождения

м. Каменица-Сремская, близ Петервардейна (Австрийская империя)

Место смерти

Санкт-Петербург

Место захоронения

Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Образование

Венский университет (1763)

Годы научной деятельности

1773 — 1814

Основные вехи жизни

В 1773 г. Я. назначен директором народных училищ в Темешварском Банате, провинции, населенной православными сербами. Здесь Я. получил первый опыт реализации реформ на ниве просвещения, став одним из участников реформы образования, предпринятой в Австрийской империи императрицей Марией-Терезией.
В частности, Я. стал известен как составитель руководства для учителей своей провинции под заглавием: «Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ», а также переводил с немецкого на сербский язык другие учебники, введенные в новых школах. В 1774 г. за эти заслуги Я. был пожалован дворянским достоинством Австрийской империи, с присоединением к настоящей фамилии названия де Мириево, по имени села, принадлежавшего его предкам в Сербии.
По рекомендации австрийского императора Иосифа II Екатерина II решила извлечь опыт организации народных школ и пригласила Янковича в Россию. С 1782 до 1801 г. его деятельность пороходила в Комиссии об учреждении народных училищ, затем в других училищных комиссиях, разрабатывавших школьное законодательство в 1802-1804 гг. Участвовал в выработке и выполнении общего плана устройства народных училищ и подготовки учителей, создании или переводе на русский язык необходимых учебных пособий. Автор «Устава народным училищам в Российской империи» (1786), по которому в губернских и уездных городах до конца XVIII в было открыто около 300 училищ.

В 1783-1785 г. Я. был первым директором Петербургского главного народного училища, основанного по его плану, при котором 13.12. 1783 г. была открыта Учительская семинария, первоначально для 30 воспитанников, предназначенная для подготовки учителей всех уровней. Я. не только составил план подготовки народных учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, но и лично экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительской профессии, объяснял им методику обучения и, согласно указаниям Комиссии училищ, распределял их по училищам. Я. постарался снабдить созданное им воспитательное заведение всеми необходимыми учебными пособиями, оборудовал Кабинет естественной истории, класс математики и физики, библиотеку семинарии, от которой ведет свое начало современная библиотека С.-Петербургского университета.
Учебный план Учительской семинарии, разработанный Я., включал преподавание математики, физики, механики, естественной истории, географии, всеобщей и российской истории, черчения, рисования, архитектуры, древних и новых языков. Занятия проводились по классно-урочной системе. По предложению Я. преподавание в семинарии было разделено на два разряда: к первому разряду относились самые способные ученики, он делился в свою очередь на два отделения: математическое и историческое. При наличии общего списка предметов в каждом из отделений учитывалась специализация. Уровень преподавания был значительно более высоким, чем преподавание в губернских Главных народных училищах. Я. отстоял право требовать для обучения в семинарии «способных и нужных людей от С.-Петербургской Академии и от Московского университета». Студенты Учительской семинарии в 1786 г. по распоряжению Я. слушали публичные лекции по математике, химии, натуральной истории в Академии наук, не случайно некоторые из них по окончании курса были приглашены на профессорские должности в самой семинарии, позже преподавали в Педагогическом институте и Петербургском университете (А.М. Теряев, Е.Ф. Зябловский). Всего за годы существования Учительской семинарии в ней обучалось свыше 400 воспитанников, а окончили семинарию 324 студента, которые были назначены на учительские должности как в училища Петербургской губернии, так и в отдаленные местности.
Я. выпустил десять собственных учебных пособий (в том числе катехизис, учебник по российской истории, букварь, правила для учащихся, руководство по чистописанию), а всего издал более 70 школьных учебников и руководств. Ему же, видимо, принадлежит и книга «О должностях человека и гражданина», которую редактировала сама Екатерина II. Этот свод принципов, норм и правил поведения молодого человека второй половины XVIII в. выдержал 11 изданий на русском языке, три на немецком и более 35 лет был главным и обязательным учебным пособием в отечественной школе. Методическим новшеством Янковича было введение классно-урочной системы в преподавании.

Читайте также:  Лимон с сахаром в банке польза и вред

Я. принимал участие в разработке учебных программ ведущих российских учебных заведений, которые рассматривались в Комиссии училищ:(в частности, Артиллерийского, Инженерного, Сухопутного корпусов, Общества воспитания благородных и училища мещанских девиц и др.), участвовал в рассмотрении проектов высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось устроить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось Комиссией также, в основном, Я.
В 1783 г. Я. был избран в члены Российской академии и привлечен к переизданию и дополнению сравнительного словаря языков, составленного академиком П.С. Палласом. Этот труд, законченный в 1791 г., был опубликован под названием «Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный».
С 1802 г., после учреждения МНП, Я. был включен в состав вновь образованной Комиссии об училищах (с 1803 г. Главное правление училищ), где привлекался к обсуждению уставов университетов, снова руководил составлением устава «училищ, подведомых университетам», т. е. гимназий и уездных училищ. После принятия этого устава в 1804 г. он постепенно отошел от деятельности в Главном правлении училищ.

Область научных интересов, значение в науке

Педагог, просветитель, организатор и первый директор народных училищ. Автор первой учебной книги по истории.

Публикационная активность

Количество книжных изданий (по каталогу РНБ): 52

Общее количество работ: 59

Основные труды

Краткая священная история церкви Ветхого и Нового завета, изданная для народных училищ Российской империи. СПб., 1784.
Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный. Ч. 1-4. СПб., 1790-1791.
Краткая российская история, изданная в пользу народных училищ Российской империи. СПб., 1799.
Всемирная история, изданная в пользу народных училищ Российской империи. Ч. 1. СПб., 1808.

Основная биобиблиография

Описание дел архива МНП. Т. 1. Ред. С.Ф. Платонова и начальника архива МПН А.С. Николаева. Пг., 1917 [Журналы Комиссии об учреждения училищ]
Воронов А.С. Ф. И. Янкович-де-Мириево, или народные училища в России при императрице Екатерине II. СПб., 1858 г.
Он же. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно. СПб., 1849.
Сухомлинов М.И. История Российской Академии. Т. 1. СПб., 1885. С. 17, 258; Т. IV. стр. 246—248, 271, 510 Т. VII. С. 144—151, 510, 511.
Толстой Д. А. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1886
Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства Народного Просвещения 1802—1902 гг. СПб., 1902 г.
Он же. Из истории учебных реформ императрицы Екатерины II // ЖМНП. 1909. № 3.
Он же. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX веках. Т. I. СПб., 1912 г.
Константинов Н. А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. 2 изд. М., 1953. С. 61—78;
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. — первая половина XIX в. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. М., 1973. С. 143-154;

Архив, личные фонды

РГИА. Ф. 733. Оп. 86. Д. 386: о назначении пенсии вдове (1814)
ПФА РАН. Ф. 101. Оп. 1. Д. 97 (материалы для биографии)

Сетевой биографический словарь историков Санкт-Петербургского университета XVIIIXX вв. СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф. А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред), проф. Р.Ш. Ганелин, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов.
Авторский коллектив : А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян и др.

Петербургская историческая школа (XVIII начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

Источник

Читайте также:  Польза белого чая для лица

Вы находитесь на новой версии портала Национальной Электронной Библиотеки. Если вы хотите воспользоваться старой версией,
перейдите по ссылке .

Краткая российская история, изданная в пользу народных училищ Российской Империи — Яковкин Илья Федорович — издание: 1804

Яковкин Илья Федорович

200 с.

Количество страниц

Санкт-Петербург

Место издания

О произведении

Общее примечание

Оригинал хранится в ГПИБ

Еще

Библиотека

Российская государственная детская библиотека (РГДБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «Краткая российская история, изданная в пользу народных училищ Российской Империи», автора Яковкин Илья Федорович. Книга была издана в 1804 году. Содержит 200 с.

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная детская библиотека (РГДБ)» за предоставленный материал.

Источник

Инфоурок

Другое
›Презентации›Презентация “Когда история начала складываться как учебный предмет.” Шевчик О.Д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Когда история начала складываться как учебный предмет?

Описание слайда:

Когда история начала складываться как учебный предмет?

2 слайд

Основные этапы и ведущие тенденции становления и развития школьного историчес

Описание слайда:

Основные этапы и ведущие тенденции становления и развития школьного исторического образования в России в Х—ХIХ вв. Основные этапы и ведущие тенденции становления и развития школьного исторического образования в России в Х–ХIХ вв. 2. Основные этапы и ведущие тенденции развития школьного исторического образования в России в ХХ в. 3. Школьное историческое образование в России: этапы становления; формирование вариативного содержания; ценностное содержание и воспитательные основы современного исторического образования в России и мире. 4. Международное сотрудничество в области школьного исторического образования

3 слайд

Дореволюционная историография древнерусского просвещения весьма противоречив

Описание слайда:

Дореволюционная историография древнерусского просвещения весьма противоречива и содержит две полярные точки зрения. Одна из них — утверждение о полной безграмотности населения Древней Руси. Вторая — идеализация древнерусской школы и образованности. Эта противоположность суждений отражала два различных взгляда на проблему, глубоко волновавшую русские умы ХIХ столетия, — о самобытности России и влиянии Запада на её историческое развитие. Оценка степени культурности населения и образованности в Древней Руси была одним из ведущих аргументов в споре западников и славянофилов. При этом оба направления, по сути дела, спорили не столько о прошлом, сколько о будущем России, о том пути, который ей предстоит избрать.

4 слайд

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

5 слайд

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

6 слайд

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

7 слайд

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

8 слайд

 Становление светского исторического образования в России в XVIII в. В России

Описание слайда:

 Становление светского исторического образования в России в XVIII в. В России история как самостоятельный учебный предмет стала изучаться позже, чем в Западной Европе, — только в начале XVIII в. Становление истории как учебного предмета в первых российских гимназиях было связано с именем Петра I. Преподавание истории началось в московской гимназии (школе с гимназической программой) пастора Эрнста Глюка (1705), а затем в школе Феофана Прокоповича в Петербурге (1721). У Феофана Прокоповича историю изучали дети «всякого звания». При Петре I единый тип образования, характерный для допетровской Руси, разделился на два направления — церковное и светское, в рамках последнего возникли и начали развиваться профессиональные школы. Эта профессиональная направленность образования и стала его главной характеристикой. Другой особенностью образования был его сословный характер.

Читайте также:  Дегтярное мыло для головы польза

9 слайд

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

10 слайд

Государственное обучение истории в России было введено с 1726 г. При Петербу

Описание слайда:

Государственное обучение истории в России было введено с 1726 г. При Петербургском университете была создана академическая гимназияс преподаванием истории. Её можно считать первой в России государственной светской общеобразовательной школой, ученики которой готовились к поступлению в университет. По настоянию М.В.Ломоносова отечественная история была включена в учебный план первых русских гимназий. История преподавалась и в университетских гимназиях в Москве (создана в 1755 г.), а также в Казани (создана в 1758 г.), но они не имели единого учебного плана. В первой половине XVIII в. в России изучалась только всеобщая история, а преподавание велось на иностранных языках. Впервые перевод учебника по всеобщей истории «Введение в генеральную историю» Гильома (Гильмара) Кураса на русский язык был сделан в 1747 г.

11 слайд

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

12 слайд

В привилегированных русских школах XVIII в. изучались в качестве отдельных п

Описание слайда:

В привилегированных русских школах XVIII в. изучались в качестве отдельных предметов специальные исторические дисциплины: хронология, мифология, нумизматика, генеалогия, геральдика, древняя география. В 1760-е гг. историю изучали также и в духовных учебных заведениях, коммерческих и художественных училищах. Преподавание истории как самостоятельной учебной дисциплины было введено и в народных училищах. Устав народных училищ (1786) закреплял статус отечественной истории как самостоятельного учебного предмета. Крупный вклад в отечественное образование внёс В.Н.Татищев (1686—1750), автор многотомной «Истории Российской с самых древнейших времён», составитель энциклопедического словаря «Лексикон исторический, географический и политический», автор ряда педагогических сочинений.

13 слайд

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

14 слайд

В российской историографии считается, что первым специальным учебником отече

Описание слайда:

В российской историографии считается, что первым специальным учебником отечественной истории для юношества стала «Краткая Российская история, изданная в пользу Народных училищ Российской империи» в 1799 г. без указания автора. Издание применялось в качестве учебника для народных училищ вплоть до 1840-х гг. Публикация этой учебной книги положила началоразвитию в России учебного исторического книгоиздания.

15 слайд

Таким образом, к концу XVIII в. в российских гимназиях история становится шк

Описание слайда:

Таким образом, к концу XVIII в. в российских гимназиях история становится школьным предметом, который в некоторой степени дополняет курс филологии. В качестве самостоятельного предмета история входит в учебный план главных народных училищ. В России в конце XVIII в. формировались основы государственной системы общедоступных школ, в которых отечественная история стала обязательным предметом.

16 слайд

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

17 слайд

В первой половине XIX в. в российской историографии утверждается дворянское

Описание слайда:

В первой половине XIX в. в российской историографии утверждается дворянское направление. Наиболее ярким его представителем был выдающийся российский писатель и историограф Н.М.Карамзин. В первой половине XIX в. в лицеях и гимназиях России происходило становление классической модели исторического образования.  Изложение материала в учебниках носило повествовательный и избыточно фактографический характер. Характерной чертой исторического образования в дореволюционной России была его воспитательная направленность в духе государствоцентризма. 

18 слайд

В учебниках проводились идеи православия и самодержавия как незыблемой основ

Описание слайда:

В учебниках проводились идеи православия и самодержавия как незыблемой основы русской государственности. Большое внимание уделялось формированию национального сознания молодого поколения. Преподавание истории строилось на основе «репетиционного метода», который предполагал многократное повторение фактов, их механическое заучивание. Новым этапом развития российской историографии стали исторические труды С.М.Соловьёва, в частности его 29-томная «История России с древнейших времён». В этом фундаментальном труде последовательно реализуется принцип историзма, а сама история России рассматривается как закономерный и органичный процесс мирового развития.

19 слайд

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

Выберите книгу со скидкой:

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

Курс повышения квалификации

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Краткая российская история изданная в пользу народных училищ

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-985068

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник