Космологические аргументов в пользу существования бога
Космологический аргуме́нт, или космологическое доказательство бытия Бога, — одна из категорий аргументов, относящихся к вопросу существования Бога. Присутствует в христианской и исламской теологии.
Формулировка[править | править код]
Встречается, отчасти, уже у Аристотеля, который разграничил понятия о бытии случайном и необходимом, условном и безусловном, и заявлял о необходимости признания в ряду относительных причин — первого начала всякого действия в мире[1].
Авиценна математически сформулировал космологический аргумент существования Бога как единой и неделимой причины всего сущего. Очень похожее обоснование приводит Фома Аквинский как второе доказательство бытия Бога, хотя его формулировка не столь строга, как у Авиценны[2]. Впоследствии это доказательство было упрощено и формализовано Уильямом Хэтчером[3].
Выглядит космологический аргумент приблизительно следующим образом[4]:
- Всякая вещь во вселенной имеет свою причину вне себя (дети имеют свою причину в родителях, детали делают на заводе и т. д.);
- Вселенная как состоящая из вещей, имеющих свою причину вне себя, сама должна иметь свою причину вне себя;
- Так как вселенная является материей, обладающей энергией и существующей во времени и пространстве, то следовательно, причина вселенной должна находиться вне этих четырёх категорий.
Следовательно существует нематериальная причина Вселенной, не ограниченная пространством и временем, не обладающая энергией[нет в источнике].
Вывод: Бог есть. Из третьего пункта следует, что он нематериальный дух, вне пространства (то есть вездесущий[нет в источнике]), вне времени (вечный), и не зависит от энергии[нет в источнике] (всемогущий)[нет в источнике].
Разновидности космологического аргумента[править | править код]
Каламический аргумент[править | править код]
В свете теории «Большого взрыва» космологический аргумент выглядит следующим образом[5]:
- Всё, что когда-либо появлялось, имеет причину
- Вселенная появилась
- Следовательно, Вселенная имеет причину
Эта разновидность космологического аргумента в связи с его происхождением из исламской теологии называется «каламическим аргументом» (англ. kalām cosmological argument)[6][7].
Космологический аргумент Лейбница[править | править код]
У Лейбница космологический аргумент имеет несколько иную форму. Он утверждает, что каждая единичная вещь в мире «случайна»; иными словами, это означает, что логически возможно, чтобы она не существовала; и это истинно не только в отношении каждой единичной вещи, но и в отношении всей Вселенной. Даже когда мы допускаем, что Вселенная существовала вечно, то и тогда внутри Вселенной нет ничего, что бы показывало, почему она существует. Но в соответствии с философией Лейбница всё должно иметь достаточное основание, поэтому и Вселенная в целом должна иметь достаточное основание, которое находится вне её. Этим достаточным основанием и является Бог[8].
Современные интерпретации космологического аргумента[править | править код]
Индуктивный космологический аргумент Суинбёрна[править | править код]
Ричард Суинбёрн отвергает старые дедуктивные версии космологического аргумента, полагая, что доказательно вывести существование Бога из чего бы то ни было невозможно. Однако он предлагает индуктивный аргумент, основанный на вероятности:[9]
«Есть реальная возможность того, что если Бог существует, Он создаст что-то вроде конечной и сложной вселенной. Очень маловероятно, что вселенная могла бы существовать беспричинно, но гораздо более вероятно, что Бог может существовать беспричинно. Существование вселенной … можно объяснить, если мы предположим, что она сотворена Богом»
«Теизм не делает некоторые феномены очень вероятными, но ничто другое не делает их возникновение полностью вероятным, и они нуждаются в объяснении. Возможно, а priori теизм очень маловероятен, но он гораздо более вероятен, чем любое соперничающее предположение. Следовательно, наши феномены являются существенным доказательством в пользу истинности теизма»
Примечания[править | править код]
- ↑ Бог // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑ Уильям Хэтчер. Причинность, составные объекты и возникновение Вселенной: «В отношении использования необходимости язык Фомы Аквинского, в действительности, ближе к авиценновскому, чем к маймонидовскому. Однако в доводах Фомы Аквинского отсутствуют сколь-нибудь заметные следы метода Авиценны.»
- ↑ Уильям Хэтчер. «О доказательстве бытия Бога» — фрагмент книги Love, Power, and Justice: The Dynamics of Authentic Morality, 1998.
- ↑ Священник Даниил Сысоев Доказательства Бытия Божия // Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева
- ↑ Craig, William L. The Existence of God and the Beginning of the Universe. Truth Journal. Leaderu.com. Дата обращения 22 июня 2008. Архивировано 20 ноября 2012 года.
- ↑ Новое естественное богословие.
- ↑ Новое естественное богословие / под редакцией Уильяма Крейга и Джеймса Морленда. — М.: Издательство ББИ, 2014. — С. x. — ISBN 978-5-89647-292-6.
- ↑ PSYLIB® – Б. Рассел. ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. psylib.org.ua. Дата обращения 1 августа 2016.
- ↑ Swinburne, Richard, 1977, The Coherence of Theism, Oxford: Clarendon Press.
Давайте рассмотрим очередной и один из самых популярных аргументов в пользу веры в Бога. Он имеет красивое название “космологический” и впервые был высказан в античные времена, то есть еще до рождества Христова. Однако и по сей день без ссылки на него не обходится практически ни один религиозный спор. Что же доказывает этот аргумент, в чем его сила и почему он столь популярен?
В классическом варианте формулировка космологического аргумента выглядит примерно так:
Всё имеет свою причину. Цепочка этих причин не может быть бесконечной. Значит должна быть некая “Первопричина”.
О чем здесь вообще идет речь? Давайте для примера возьмем какой-нибудь объект, находящийся в поле нашего зрения. Пусть это будет клавиатура, на которой сейчас печатается данный текст. Имеет ли она причину своего существования? Конечно, да, – причем эта причина лежит вне ее самой. Клавиатура не возникла произвольно, сама по себе. Она была сделана на одном из китайских заводов несколько лет тому назад. Имеет ли этот завод причину своего существования? Да, он тоже возник не случайно, а был построен с какой-то целью. Может быть, сами по себе возникли материалы для его постройки? Нет, они образовались в результате довольно хорошо изученных геологических процессов на нашей планете. Ну, тогда, может быть, сама планета появилась во Вселенной безо всякой на то причины? И снова нет. Она образовалась в соответствии с законами гравитации, собравшими частицы газопылевого облака в единый плотный комок около 4.5 миллиардов лет назад.
Любой объект во Вселенной имеет начало и причину своего существования
Мы можем продлить цепочку таких рассуждений настолько далеко, насколько хватит сил (хоть до самого Большого Взрыва), и убедиться, что всё имело причину существования, причем эта причина всегда являлась внешней по отношению к своему следствию.
Но почему цепочка этих причин не может быть бесконечной? Потому что это приводит нас к парадоксу, который хорошо иллюстрируют следующие два примера.
Представьте, что к вам подходит человек, и вы слышите, как он считает вслух: “… пять, четыре, три, два, один, ноль!” Вы спрашиваете, с какого числа он начал свой счет, и он отвечает: “я считал от бесконечности в обратном порядке и вот наконец досчитал до нуля”. Могу себе представить, как вы удивитесь. Очевидно, что это невозможно. Дело даже не в том, что ему не хватило бы времени досчитать от бесконечности до нуля, а в том, что он просто не смог бы начать счет, – непонятно, какое число он должен был бы назвать самым первым.
Второй пример был предложен немецким философом и математиком Готфридом Лейбницем. Представьте, что вы держите в руках книгу и задаетесь вопросом, кем и когда она была написана. Допустим, вам отвечают, что данный экземпляр книги был переписан с более ранней копии. Вы продолжаете свои расспросы и интересуетесь, кем была написана та более ранняя копия. Вам отвечают, что и она была переписана с какой-то другой, еще более ранней. Вы пытаетесь узнать, кто же все-таки является автором данного произведения, но вам говорят, что никакого автора у этой книги нет, а просто она бесконечно переписывалась и переписывалась. Понятно, что это невозможно, потому что в любом случае кто-то должен был стать причиной появления информации данной книги.
Любая книга, даже переписанная много раз, имеет своего автора
Оба этих примера иллюстрируют важную истину – бесконечных причинно-следственных цепочек не бывает. Взяв любой объект во Вселенной и задавшись целью узнать настоящую причину его существования, мы рано или поздно придем к Первопричине.
И вот здесь я хотел бы отметить один очень тонкий момент. Иногда христиане торопятся сделать вывод, что всё вышесказанное доказывает существование Бога, на что атеисты задают совершенно справедливый вопрос, что если у всего должна быть причина, то кто же тогда создал самого Бога. Проблема здесь не в том, что на этот вопрос нет ответа, а в том, что данное обсуждение уведет нас в сторону непосредственно от космологического аргумента. На самом деле, Первопричина не тождественна Богу, а является всего лишь одной из Его характеристик согласно определению.
И, конечно, все эти рассуждения не доказывают существование конкретно библейского Бога. Они просто дают возможность убедиться, что наблюдаемая нами цепочка причин и следствий должна была каким-то образом начаться. Если наши друзья-атеисты не готовы признать это самое Первоначало Богом, то, по крайней мере, должны согласиться с его существованием, пусть и под другим названием. Это станет для нас предварительной победой, а для них – шагом к настоящей вере.
Космологический аргумент приводит нас к Первопричине или Первоначалу
В заключение скажу, что данный аргумент очень популярен и существует в разных формах. Он находится на стыке науки, религии и философии, и потому привлекает к своему обсуждению самых разных людей. Его сила заключается в том, что он прост и легок для объяснения. Пусть он и не является строгим доказательством бытия Бога, но зато побуждает нас задуматься над тем, что лежит в основании нашего мировоззрения.
Наука помогает нам понять причины существования всего на свете, но вопрос о причине самого бытия лежит вне ее рамок. Причина бытия Вселенной должна быть внешней по отношению к ней самой, а наука не касается таких вопросов, пусть и подходит к ним сегодня достаточно близко. Посредством космологического аргумента мы можем показать, что гипотеза Бога, как минимум, вполне оправданна, а как максимум – необходима для объяснения существования мира.
Согласны ли вы с подобными рассуждениями? Поделитесь своими мыслями в комментариях.
Онтологическое доказательство бытия Божия
Из того, что в человеческом сознании существует идея о Боге, который с полнотой совершенств соединяет и действительное бытие, необходимо следует, что Бог должен существовать не только в сознании, но и во внешней действительности. Обычно на это возражают, что не все мыслимое существует на самом деле, а потому и заключать от мыслимого к действительному бытию нельзя. Ибо бывают и химерные представления, которым в действительности ничего не соответствует.
На это возражение можем ответить так: рассматривая существующие в нашем сознании представления, мы обнаруживаем, что для каждого из них есть источник во внешнем или во внутреннем мире. Но источником идеи Бога не может быть ни внешний мир, ни внутренний. Что внешняя природа не могла быть источником идеи Бога, совершенно ясно: в природе нет ни одного предмета, который по своим признакам соответствовал бы идее Бога. В земном мире все ограничено и условно; в Боге же мы мыслим абсолютное и бесконечное. Природа, следовательно, не может послужить источником признаков абсолютного и бесконечного – этих важнейших свойств Бога. Но и в нашей душе идея Бога не могла явиться сама собой, как продукт воображения. Дело в том, что воображение не может создать ничего по-настоящему нового, т.е. таких представлений, элементов, которых не было бы во внешней природе. Оно составляет представление из элементов уже данных, т.е. прошедших через органы внешних чувств. Самая смелая фантазия не может создать понятие о духовном и бесконечном, ибо ничто подобное через внешние чувства никогда не проходило. А в идее Бога мы как раз встречаем эти признаки Духовного, Бесконечного и Абсолютного, которых фантазия не могла бы создать на основании представлений, почерпнутых из внешнего мира. Следовательно, из того, что идея о Боге не могла произойти ни из внешнего мира, ни из внутреннего, мы заключаем, что у этой идеи совершенно особый источник, а именно – сам Бог, который и вложил ее в нашу душу.
Космологическое доказательство бытия Божия.
В мире мы наблюдаем те явления, что всякий предмет обуславливается в своем существовании. Мир в целом представляет собою совокупность предметов, обусловленных в своем бытии. Вопрос: что служит причиной бытия мира, как целого, как отдельного предмета? Причиной такой не может быть сам мир, ибо он, как и все остальное, должен иметь причину своего бытия вне самого себя. Ясно, что причиной бытия мира может быть только абсолютное бытие, которое мыслится как «последняя причина». Таковой причиной и является Бог – существо абсолютное и единственно самобытное. Наша мысль в поиске причины бытия мира вполне удовлетворяется понятием Бога. Именно Бог является последней причиной всего существующего, Он является создателем мира, и это объяснение не требует более новых объяснений.
Космологическое доказательство удовлетворит одну из самых сильных потребностей разума – находить всему причину и достаточное основание. Но само доказательство бессильно без опоры на онтологическое доказательство, ибо только онтологическое доказательство указывает на понятие о Боге, как на основу религии.
Телеологическое доказательство
Телеологическое доказательство бытия Божия утверждает следующее: из целесообразности устройства мира необходимо сделать заключение о бытии Бога, устроившего эту целесообразность.
Возражение против телеологического доказательства обычно бывают двух видов:
1. Отрицается целесообразность устройства природы.
2. Целесообразность объясняется случайностью.
Первое возражение сводится к указанию на некоторые факты, видимо не имеющие целесообразности. На это можно ответить, что мы часто не понимаем цели и смысла некоторых фактов, но это не значит, что у этих фактов нем цели и смысла вообще. Признавая общую целесообразность природной жизни, можно факты, не имевшие видимой целесообразности, характеризовать как факты, целесообразность которых пока еще не выяснена.
Объяснение простой случайностью само не выдерживает критику. Если целесообразность, например, часового механизма не может быть объяснена случайностью, и требует признания наличия человеческого сознания, создавшего этот целесообразный механизм, то тем более целесообразность самого сознания и целесообразность всей вселенной невозможно объяснить случайностью.
Нравственной доказательство
Нравственное доказательство заключает от нравственного закона, имеющегося во всяком нормального сознании – к бытию Бога, как творца этого закона. Действительно, рассмотрение нравственного сознания человека показывает, что человек после совершения безнравственных поступков испытывает душевные страдания, угрызения совести. Совершенно ясно, что совесть не зависит от нашей воли, потому что она оценивает наши поступки, не обращая внимания на наши желания. Не зависит совесть и от нашего рассудка, потому что голос совести пробуждается раньше рассудка. Отсюда следует, что совесть не происходит ни из нашей воли, ни из нашего мышления, т.е. не создается нами, а является в нас, как указатель и охранитель добра, данный нам Богом. Говоря образно, совесть представляет собою голос Божий в душе человека.
Значение доказательств бытия Божия
Истина бытия Божия в конечно счете принимается только верой. Логически принудить ее принять невозможно. Поэтому доказательства бытия Божия не имеют, строго говоря, характера доказательств в собственном смысле слова. Тем не менее, доказательства бытия Божия имеют важное косвенное значение для верующего. Они помогают ему основную религиозную истину, истину бытия Божия, обосновать бесспорными фактическими данными: фактами целесообразности в природе, законом причинности, идеей Бога в душе человека, фактом наличия суда совести. Кроме того, доказательства бытия Божия позволяют верующему выражать свою веру в существование Бога в ясных и четких умозаключениях, что имеет первостепенное богословское значение.
Комментарии для сайта Cackle
Загрузка…
Что такое Калам и как он доказывает существование Бога? Я прочел несколько статей на вашем сайте, в которых Бог является первопричиной создания мира. Я так понимаю, что это скорее философский аргумент, подтверждаемый научными доказательствами. Однако если рассматривать научные доказательства отдельно от философского мышления, могут ли атеисты утверждать, что Большой взрыв сам по себе является первопричиной?
Вы говорите, что все физические и природные явления имеют свою причину, соответственно должна существовать и первопричина. Что делать, если атеисты используют эту линию мышления, и заключают, что наука может констатировать, что первопричиной всего являлся Большой взрыв? Ссылаться на участие Бога в Большом взрыве, потому что у нас нет и/или пока нет другого ответа? Это похоже на то, как в прошлом Бог указывался причиной любых неизвестных явлений, а реальные причины были открыты наукой позже.
Ответ:
Калам — космологический аргумент в пользу существования Бога
По определению, всё, что начинает существовать, имеет причину своего создания. Это называется Космологическим аргументом «Калам» (Уильям Лэйн Крейг). Предпосылки его в том, что всё, что начало существовать в определенный момент времени, было чем-то вызвано. Это убедительно! Итак, данный аргумент выглядит следующим образом: Вселенная начала существовать. Следовательно, возникновение Вселенной было вызвано некой причиной. Крейг (и я) утверждает, что эта причина, по определению, — Творец / Бог. Это не «доказательство» существования Бога. Это аргумент, основанный на разумном предположении, и не более того. Насколько я знаю, невозможно доказать, что Бог существует. Однако, безусловно, это очень сильный аргумент.
Также, насколько я знаю, никто из тех, кто хорошо знает науку и философию, не утверждает, что сам Большой взрыв является первопричиной, просто потому, что это невозможно, так как Вселенная возникла в какой-то момент времени. Честно говоря, любой, кто заявит это публично, будет осмеян.
Конечно, можно утверждать, что космологический аргумент «Калам» — не лучшее объяснение существования Вселенной. Но в таком случае, атеисты должны найти ЛУЧШЕЕ объяснение. Которое опять же сможет сказать лишь, что Вселенная существует, но не скажет ПОЧЕМУ. Даже если их аргумент покажет какую-то научную причину существования Вселенной, он не объяснит, как она возникла.
Сказать, что космологический аргумент «Калам» не соответствует действительности, потому что у нас нет другого объяснения, значит получить еще большее количество вопросов. Какое лучшее объяснение существования Вселенной есть у атеистов? Сказать, что они пришли к такому выводу, потому что у них нет другого ответа — просто риторика. У нас нет другого ответа, потому что другого ответа нет. Побеждает тот, кто предоставляет лучший аргумент, а не тот, кто просто говорит, что он с ним не согласен.
Повторюсь, даже если наука сможет найти какой-то физический принцип, посредством которого создаются вселенные, ей все равно придется объяснить, как этот принцип возник, как это решил космологический аргумент «Калам». Великий вопрос, на который атеисты не могут найти ответ, — существование всего вокруг.
Джон Окс, доктор наук
Перевод Сергей Дяченко
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши “ctrl” + “enter”.
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Библейский курс для начинающих
Чему учит Новый Завет, кому он адресован и в чем заключается учение Иисуса Христа? За что умер Иисус на кресте и как это касается вас лично? Зачем нужна церковь? Что такое спасение и как его обрести? Все ли религии ведут к Богу и где найти истину? Напишите нам письмо, в котором укажите, что хотите пройти библейские курсы для начинающих.
Курсы для начинающих
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»