Контраргументы в пользу утверждения о самостоятельности земельного права

Контраргументы в пользу утверждения о самостоятельности земельного права thumbnail

Семинар 1.

Тема: Земельное право как отрасль права России. Источники земельного права.

Контрольные вопросы:

1. Понятие земельного права.

2. Предмет земельного права. Изменение предмета земельного права на современном этапе развития отрасли.

3. Земля как объект земельных отношений.

4. Методы земельного права. Изменение метода земельного права на современном этапе.

5. Принципы земельного права.

6. Реализация принципа целевого использования земель. Понятие земельного фонда. Деление земель на категории. Порядок отнесения земель к категории и перевода из одной категории в другую. Понятие правового режима земель.

7. Соотношение земельного права с другими отраслями права.

8. Понятие и система источников земельного права.

9. Договоры и соглашения о разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ.

10. Роль судебной практики в регулировании земельных отношений.

Практические задания:

1.Приведите возможные аргументы и контраргументы в пользу утверждения о самостоятельности земельного права. Приведите мнения различных ученых-юристов на этот счет. Какой точке зрения Вы отдаете предпочтение?

Составьте схему системы источников земельного права. (письменно в отдельной тетради)

3. Назовите нормативно-правовые акты Тюменской области, регулирующие земельные отношения.

4. Каковы полномочия органов местного самоуправления в сфере правового регулирования земельных отношений в Тюменской области? Какими нормативными актами они установлены?

Проанализируйте принципы земельного законодательства. Составьте следующую таблицу. (письменно в отдельной тетради)

Принцип земельного законодательства Реализация принципа в нормативных правовых актах
Пример:
Платность использования земли
Ст. 65 ЗК РФ
Налоговый кодекс РФ

Семинар2. Право собственности на землю.

1. Понятие и особенности права собственности на землю.

2. Право государственной и муниципальной собственности на землю.

3. Основания возникновения, изменения и прекращения права государственной и муниципальной собственности на землю.

4. Разграничение государственной собственности на землю.

5. Право частной собственности на землю.

6. Основания возникновения, изменения и прекращения права частной собственности на землю.

7. Права и обязанности собственников земельных участков.

Задача1.

Администрация Н-ского района своим решением объявила все находящиеся в пределах границ района природные объекты и ресурсы муниципальной собственностью.

Дайте оценку решению администрации?

Задача 2.

Администрация края приняла решение о предоставлении 250 га земель для строительства шпалопропиточного завода:

1) 100 га за счет земель государственного запаса;

2) 85 га за счет земель сельскохозяйственной организации;

Объясните по пунктам, соответствует ли решение краевой администрации нормам ЗК РФ, определяющим компетенцию государственных органов по предоставлению земель.

Назовите государственные органы, к ведению которых относится решение этого вопроса по действующему законодательству, с учетом положений п.10 ст.3 ФЗ “О введение в действие Земельного кодекса РФ”

Задача 3.

Гражданин Лебедев на земельном участке, переданном ему в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, выкопал пруд. В процессе ведения сельскохозяйственных работ Лебедев не выполнял правила хранения минеральных удобрений, в результате чего водоем подвергся загрязнению. Гражданин Лебедев был привлечен к административной ответственности за загрязнение вод. Однако Лебедев свою вину отрицал, мотивируя свои действия тем, что водоем находится в его собственности.

Имеют ли право частные собственники земель строить пруды на своих участках? Правомерно ли привлечение к ответственности Лебедева?

Задача 4.

Гражданину иностранного государства, проживающему в городе Барнауле, был выделен земельный участок размером 0,1 га в аренду сроком на 5 лет в одном из садоводческом объединении края. По истечении срока аренды иностранный гражданин обратился с просьбой о закреплении за ним садового участка на праве собственности, но ему в этом было отказано со ссылкой на ст. 18 ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства могут стать членами садоводческих объединений, если земельные участки им предоставляются на праве аренды или срочного пользования. Это решение было обжаловано иностранным гражданином в суд.

Каков земельно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ? Могут ли эти лица приобретать земельные участки в собственность? На ином праве?

Подлежит ли удовлетворению жалоба иностранного гражданина?

Задача 5.

Областной комитет по природным ресурсам обратился в арбитражный суд с иском к фермеру С., в котором просил: а) признать действия фермера по ликвидации деревьев на земельном участке противоправными, ибо их отсутствие ухудшает состояние окружающей природной среды на соседних земельных участках; б) возместить ущерб, вызванный загрязнением водоема, находящегося на фермерском земельном участке.

Фермер иск не признал, заявив, что деревья, произрастающие на земельном участке, и водоем находятся в его частной собственности, и он вправе по своему усмотрению распоряжаться этой недвижимостью.

Какие правомочия имеет собственник земельного участка на природные ресурсы, находящиеся на земельном участке? Решите дело.

Задача 6.

На землях сельхозкооператива “Искра” было обнаружено большое количество гравия. Используя его для нужд своего хозяйства и предоставляя работникам бесплатно, кооператив решил установить плату за отпуск гравия различным организациям и гражданам.

Что такое общераспространенные полезные ископаемые? Какие права имеет землепользователь на общераспространенные полезные ископаемые, залегающие на его земельном участке? Дайте юридическую оценку действиям сельхозкооператива.

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации. М., 2006 .-

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ.- 2006 .– № 23.- Ст. 2381.

Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. -2006 .– № 41.- Ст. 5342.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // СЗ РФ.- 2001.- № 44.- Ст. 4147

Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. // СЗ РФ – 1994. – № 32. – .- Ст. 3301.

Закон РФ “О недрах” от 21 февраля 1992 г. №2395-1 // СЗ РФ. – 1995 .– № 10.- Ст. 823.

Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ // СЗ РФ. – 2001 .- № 44.- Ст.1148.

ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имуществ” от 21.12.2001 N 178-ФЗ // Собрание законодательства РФ”, 28.01.2002, N 4, ст. 251.

ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” № 66-ФЗ от 15.04.98 // СЗ РФ. 1996. № 16. Ст. 1801.

ФЗ “Об охране окружающей среды” от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (с изм. от 31.12.2005) // СЗ РФ, 14 января 2002, N 2, ст. 133.

Читайте также:  Помидор свежий польза и вред для организма

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

1,Характеристика Земельного права как отрасли права.

а)самостоятельная отрасль права (есть свой особый предмет и метод правового регулирования, особые принципы, собственные источники)

б)комплексная отрасль права

Самостоятельность земельного права как отрасли проявляется в том, что эта отрасль существует отдельно от других отраслей права и имеет собственную сферу правового регулирования, составляющую ее предмет правового регулирования (специфические общественные отношения, на упорядочение которых направлены нормы данной отрасли права), а так же метод правового регулирования и особые принципы.

Наличие особого, специфического предмета и метода правового регулирования является характерным признаком самостоятельности отрасли права.

Земельное право является не только самостоятельной, но и комплексной отраслью права. Комплексный характер отрасли выражается в том, что земельные правоотношения как «собственными» нормами, так и нормами других отраслей права – конституционного, гражданского, административного, уголовного и пр.

Комплексность проявляется и в том, что в «чистом виде» земельные отношения практически не существуют. Единственным примером чисто земельных отношений могут служить случаи использования земли для растениеводства – непосредственного выращивания с/х культур. Однако на земельных участках располагаются и природные объекты и недвижимые имущества, в результате чего земельный участок приобретает смешанный земельно – имущественно – природоресурсный режим.

2.Предмет земельного права.

Предмет отрасли права выступает непосредственным материальным критерием, отвечает на вопрос «что», регулирует отрасль права, какие общественные отношения (общественными отношениями являются не отношения человека к вещи, объектом природы и иным предметом материального мира, а отношения между людьми по поводу использования этих материальных предметов).

У каждой отрасли свой особый специфический предмет правового регулирования

Предметом земельного права являются общественные отношения по охране земель (поскольку земля является прежде всего, природным ресурсом и природным объектом) и отношения по поводу использования земель (земельные имущественные общественные отношения, поскольку земля является объектом недвижимости).
3.Методы правового регулирования земельного права.

Метод правового регулирования является юридическим критерием и отвечает на вопрос «как» (каким образом, какими способами) происходит правовое регулирования.

Т.о. метод правового регулирования – способ воздействия на участников (субъектов) общественных отношений.

В праве существуют 2 базовых метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. В земельном праве оба этих метода сочетаются.

ü Императивный метод (административно – правовой) – метод предписаний или запрета. Проявляется в обязанности совершать определенные действия (а если не совершишь – последует наказание) или не совершать его (запрет). По сути, лицу предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения. В основе этого метода лежат отношения «власти – подчинения» (т.е. одним из участников правоотношения является государство в лице его органов государственной власти)

Примеры проявления императивного метода в земельном праве: Примером обязанности совершать определенные действия служат нормы , устанавливающие обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением принадлежностью к той или иной категории земель; своевременно производить платежи за землю; сохранять межевые, геодезические и иные специальные знаки, установленные на земельных участках.

Примером обязанности в виде запрета могут служить следующие обязанности: не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий. (ст.42 ЗК)

ü Диспозитивный метод (гражданско -правовой) – метод дозволения; метод автономии воли субъектов и их равенства. Нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего поведения, самостоятельно устанавливают взаимные права и обязанности.

Например: собственники земельных участков вправе сами определять юридическую судьбу земельного участка, т.е. в праве сами вправе распоряжаться своим земельным участком: продать, подарить, сдать в аренду и прочее.

Сочетание и взаимодействие императивного и диспозитивного методов – специфическая черта земельного права как комплексной отрасли права.

4.Принципы земельного права

Юридическую специфику любой отрасли права отражают не только ее предмет и метод правового регулирования, но и ряд других юридических признаков, в особенности наличие принципов, свойственных данной отрасли права.

Под принципами земельного права понимаются выраженные в нормах права, регулирующих земельные отношения, нормативно руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методу правового регулирования.

Все принципы закреплены в ст. 1 ЗК и условно можно разделить на 4 группы:

§ Экологические (1,2,6)

§ Социальны (определяют основы регулирования земельные отношений: 1,4,11)

§ Правовые (8,9,10+ абзац 12 статьи 1; определяют экономические основы регулирования земельных отношений.)

§ Экономические (определяют основу регулирования земельных отношений 5,7 принципы).

5.Структура земельного права.

Общая часть ЗП включает такие правовые институты, которые содержат наиболее важные положения, определения и принципы, имеющие общие для всей отрасли значения. Эти правовые институты оказывают решающие влияния на формирование содержания и состава институтов особенной части.

Общая часть состоит из следующих правовых институтов:

ü предмет

ü Метод

ü Принципы

ü источники ЗП

ü право собственности на земельные участки

ü права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков

ü управление в сфере использования и охраны земель

ü основания возникновения и прекращения прав на земельные участки

ü правовая охрана земель

ü правовое регулирование платы за землю

ü юридическая ответственность

Правовые институты особенной части (со ст.77)подчинены институтам общей части. Критерием выделения правовых институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

Т.о. особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим отдельных категорий земель, а именно:

ü правовой режим с/х значения

ü правовой режим населенных пунктов

ü правовой режим земель, промышленности, энергетики…и иного специального назначения

ü правовой режим земель особо охраняемых природных территорий и объектов

ü правовой режим земель лесного, водного фонда

ü правовой режим земель запаса.

Некоторые авторы выделяют и специальную часть (где предусматривается международное правовое регулирование земельных правоотношений).

Система права – правовые нормы, которые в свою очередь объединяются в правовые институты, а в те в подотрасли, а они в подотрасли.

Читайте также:  Мастурбация при простатите польза и вред

6.Земельное право как отрасль права, как отрасль правовой науки, как учебная дисциплина: соотношение понятий.

Земельное право как:

3)Отрасль права – система правовых норм.

1)Отрасль правовой науки (наука) – система научных знаний о специфических закономерностях правового регулирования земельных отношений, его задачах, основных направлениях, содержании и формах, формулирующая эти знания в виде правовых категорий, теорий, идей.

В предмет науки включается изучение не только основных правовых институтов отрасли земельного права, но так, же изучение истории развития земельного права, изучение зарубежного опыта и зарубежной теории правового регулирования земельных отношений, изучение пробелов и противоречий земельного законодательства и формулирование разных точек зрения на тот или иной вопрос, а так же идей, доктрин, теорий.

2) Учебная дисциплина – система научных знаний о земельном праве, как отрасли права. Объем учебной дисциплины зависит от учебной программы конкретного учебного заведения.

Источник

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Правовое регулирование земельных отношений

Статья посвящена правовому регулированию земельных отношений, подробно рассматриваются методы и принципы этого вида правоотношений

Понятие «земельные отношения»

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям  относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения. Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с  нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.
Читайте также:  Польза печеных яблок для организма

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

– по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

– регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

 охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

 абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

– относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

 по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

– материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

– процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

– по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда;  по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

– Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

– Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае – земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

– рекомендательный – сторонам предоставляется право альтернативного поведения и выбора средств достижения цели;

– санкционирующий – не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

– делегирующий – дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Источник