Консультация вред и польза компьютера и телевизора
О вреде и пользе компьютера и телевизора.
Распространение телевидения, видеоигр для приставок, персональных компьютеров достигло апогея. В современной семье, живущей в мегаполисе, нередко есть несколько телевизоров и компьютеров. Компьютер действительно стал персональным, телевизоры присутствуют уже в ванных, кухнях, спальнях. Нередко в путешествие берут компактные DVD – проигрыватели. У многих они уже есть в автомобилях. Часто родители задают вопросы: «Сколько времени в день позволять ребёнку смотреть телевизор?», «Как долго можно разрешать играть в компьютер?» и т.д.
Разумеется, занятия на компьютере, просмотр телевизионных программ лучше свести к минимуму. Очень плохо и недопустимо, если ребёнок много времени просиживает за компьютером ночами или знает наизусть все передачи детского канала. Ролевые игры детей давно вышли за рамки «Я мама, ты дочка», и если ребёнок не знает, кто такой Лунтик или лев Симба, ему намного тяжелее дастся интеграция в детское сообщество. Дети всех возрастов ежедневно проводят по многу часов у телевизоров, компьютеров и за видеоиграми. Это, увы, факт. Теоретически телевизор и компьютер являются источниками стимуляции мозга через глаза. Проблема всей нашей цивилизации в том, что всё происходит «в первый раз» для каждого нового поколения.
Существует масса аргументов, свидетельствующих о вреде компьютера и телевизора. В первую очередь – это ухудшение зрения и нарушение осанки. Нарушение осанки может привести к самым плачевным последствиям, ведь позвоночник – это «подвеска для мозга». А зрение – функция первостепенной важности для развития и повседневной жизнедеятельности человека.
Как же уберечь своего ребёнка?
В первую очередь следить за удобством мебели и правильностью посадки ребёнка (без искривлений, опор на одну руку, не полулёжа и т.п.). Уместно посадить ребёнка на жёсткий стул со спинкой и контролировать его осанку. При просмотре ТВ ребёнок не должен сидеть близко от экрана, а также сидеть напротив, а не сбоку от него. При работе и игре на компьютере монитор следует располагать немного выше уровня глаз, рабочее место должно быть хорошо освещено, но свет не должен бить в глаза. Необходимо время от времени проводить гимнастику для глаз. Допустимо применение самых различных вариаций гимнастики, их достаточно много в специализированной литературе. И уже не плохо просто сказать ребёнку: «Отвернись ненадолго от экрана, зажмурь глазки, поморгай».
Но также глупо отрицать развивающий и обучающий потенциал телевизионных и компьютерных технологий. Даже обыкновенный просмотр телевизионных программ и мультфильмов может продвинуть ребёнка в развитии и приобретении социальных навыков. Обсуждение фильмов, различных игр является неотъемлемой и значительной частью детского социума. Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут – и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет – не более часа-полутора.
На самом деле без персонального компьютера невозможно окончить школу, да и в современном мире не прожить. Но надо помнить, что во всём нужна мера.
Консультация
Тема: “Телевизор и компьютер: друзья или враги?”.
Подготовила:
воспитатель Полякова Ю.В.
2016 г.
Телевизор и компьютер: друзья или враги?
Телевизор и компьютер могут показаться хорошим способом занять дошкольника. Некоторые родители считают, что это простая и доступная возможность расслабиться и спокойно отдохнуть.
Но чем дольше ребенок сидит перед “голубым экраном”, тем меньше остаётся времени для активной и творческой игры.
Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты», смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютера на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее.
Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка игрушкой или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени.
Итак, компьютер – друг или враг?
Компьютерные игры развивают у ребенка:
• быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию
Компьютерные игры учат ребенка:
• классифицировать и обобщать, аналитически мыслить в нестандартной ситуации, добиваться своей цели, совершенствовать интеллектуальные навыки.
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.
Игры на компьютере – это те же занятия.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий!
А что же тогда ПЛОХО?
Плохо то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Нагрузка на зрение является большой проблемой. И всё же телевизор и компьютер одинаково влияют на зрение. Чтобы зрение не ухудшалось, не стоит забывать о гимнастике для глаз и небольших перерывах.
Так детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За не имением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику
Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер – это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. А в этом поможет наша родительская культура, «знание врага в лицо», самообразование в этой области.
Поэтому время, которое дошкольники проводят за компьютером и просмотром телевизора, должно быть сбалансировано с развивающими мероприятиями. Физическая активность, творческие занятия, игры со сверстниками и игрушками, чтение книг и другие дела – вот, что по настоящему поможет ребёнку исследовать мир.
Эксперты считают, что:
– дети до двух лет должны держаться подальше от экрана.
– дети в возрасте от 2 до 5 лет могут проводить за компьютером и телевизором не более одного часа в день.
– детям старше 5 лет допустимо не более двух часов в день.
Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени – 10-15 минут.
Конечно, компьютер может быть хорошим инструментом для развития. Главное для этого выбрать соответствующую возрасту деятельность или игру.
Детям дошкольного возраста можно предложить:
– вводить буквы, слова или цифры в текстовых редакторах;
– смотреть обучающие презентации в программе PowerPoint;
– рисовать в простых графических редакторах;
– смотреть развивающие мультфильмы.
Существуют мультимедийные игры для дошкольников, но я считаю, что дошкольников не следует к ним приучать, потому что очень скоро ребёнок погружается в виртуальный мир, вырваться из которого будет очень не просто.
Когда ребёнок проводит время за компьютером, вы можете помочь ему с тем, что происходит на экране. Большинству дошкольников понадобится ваша помощь, чтобы открыть нужную программу, сохранить или распечатать свою работу. Ваше участие поможет вашему ребёнку развить компьютерную грамотность.
Поговорите с ребенком о том, сколько времени он может провести за ПК. Предложите ребёнку несколько вариантов деятельности за компьютером, и пусть он выберет то, что захочет.
Выключайте ПК после завершения работы. Составьте семейные правила и придерживайтесь их всей семьёй.
Тема компьютера и ребенка очень спорная, до конца неизученная, а потому вопрос: “быть или не быть?” решаете только Вы!
Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят.
Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными.
Дети, которые много смотрят телевизор, обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень холестерина в крови.
Советы родителям:
1.Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело – пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.
2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы, которыми, на ваш взгляд, следовало бы ограничиться.
3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.
4.Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем, какие передачи и в какое время смотрит ребенок.
5. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.
6. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут в день.
7. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
8. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
9. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
10. Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
11. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
12. В процессе игр ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
13. После игры с компьютером нужно сделать зарядку для глаз.
14. Игровую деятельность с компьютером нужно сменить физическими упражнениями или играми.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Когда мы работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.
Зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения и возникновение глазных болезней.
Ради справедливости стоит отметить: не только компьютер является причиной развития близорукости у ребенка.
Огромную роль здесь играют наследственность, телевизор, чтение при плохом освещении и многие другие факторы.
Комплекс упражнений для утомленных глаз
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть глаза (6-8 раз). Укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
Быстрые моргания в течение 1-2 минут. Способствует улучшению кровообращения.
С меткой на стекле: смотреть вдаль 2-3 сек; перевести взгляд на метку, расположенную на расстоянии 20-30 см, смотреть 3-5 сек. (19-12 раз). Снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Выполняется сидя.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 сек снять пальцы с века (3-4 раза). Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
Закрыть веки и массировать их указательными пальцами круговыми движениями в течение 1 минуты. Расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.
Комплекс упражнений для снятия глазного напряжения
Плотно закрыть глаза, затем широко открыть их (5-6 раз, интервал – 30сек).
Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Смотреть, не поворачивая головы, влево-вправо, вниз-вверх, (6-8 раз).
Упражнение выполняется сидя с закрытыми и открытыми глазами. Вращать глазами по кругу по часовой стрелке (вниз-влево, вверх-вправо), против часовой стрелки (вниз-вправо, вверх-влево) (6-8 раз).
Ольга Леонова
Консультация для родителей «Компьютеры, телевизоры, смартфоны, телефоны: вред или польза?»
Многие родители знают, что использование информационно компьютерных технологий (ИКТ) влияет на состояние ребёнка. В настоящее время существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Поскольку адаптация в мире информационных технологий необходима, мы стремимся обучать детей работе на компьютере так, чтобы свести вредное влияние к минимуму.
Все мы знаем, что при длительном просмотре телевизора, при игре за компьютером быстрее всего устают глаза. Чтобы снять нагрузку с глаз нужно помнить, что детям старшего дошкольного возраста играть за компьютером без перерыва нужно не больше 20 минут, в зависимости от возраста и психического развития. В нашем детском саду за компьютерами дети проводят 10 минут за занятие. После работы за компьютером с ребятами проводится зарядка для глаз в игровой форме. Регулярно делая веселые упражнения, ребенок постепенно приучается к перерывам в работе с ИКТ, и тем самым готовится к правильному их использованию в дальнейшем. Зарядка, которую мы проводим с детьми занимает не больше 1-2 минут, дети делают её с удовольствием. Мы рекомендуем делать такую зарядку с детьми и дома. В конце статьи будут приведены несколько вариантов такой зарядки.
Не менее важны и правила использования компьютера, просмотра телевизора, игры со смартфонами. Использование телевизора, смартфонов, планшетов, компьютеров, и любых других электронных устройств, имеющих экран, без вреда для здоровья возможно только в хорошо освященном помещении. Всегда включайте свет в помещении, когда дневного света в нем не хватает даже в светлое время суток. Не допускайте попадания света на экран. Если у юного пользователя проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Расстояние от глаз до экрана компьютера или смартфона должно составлять не менее 50 сантиметров. Расстояние от глаз до экрана телевизора не мене 3 метров.
В дошкольном возрасте у детей формируется осанка и понятие о том, как правильно и где можно использовать электронные устройства. Ребёнок обязательно должен при занятиях и играх с использованием ИКТ сидеть. Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или устройствах управления. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов. Вынужденно положение ребёнка как правило не изменяется до конца игры. Поэтому вместе с зарядкой для глаз необходимо делать зарядку для всех частей тела и особое внимание уделить шейному отделу позвоночника, локтевым сгибам, кистям и пальчикам, именно там организм ребёнка испытывает наибольшее напряжение. Между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Ни в коем случае не разрешайте ребёнку использовать ИКТ во время еды, во время передвижения по улице, в ванных и туалетных комнатах.
Многие родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но по наблюдениям специалистов бытовая техника, присутствующая в доме, чаще приносит больше вреда чем компьютер. У современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны, монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Дело в том, что на электроннолучевой трубке кинескопа имеется потенциал в 100 раз выше напряжения в сети. Сам по себе потенциал не опасен, но он создаётся между экраном дисплея и лицом сидящего перед ним, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки летят, естественно, во все стороны и оседают на компьютерный стол и лицо ребёнка. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А малыша, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой. В нашем детском саду после занятий все дети моют руки и умываются.
Когда ребёнок работает за компьютером или играет на смартфоне зачастую испытывает такую же психическую нагрузку, как водитель легкового автомобиля на дороге. Многие игры, требуют напряжения, которое редко встречается в обычных условиях. Переутомление и напряжение детского организма после таких длительных игр снять очень нелегко. Поэтому нужно следить в какие игры играет ребёнок. Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Следите за тем что ваш ребёнок смотрит и слушает через интернет, во что играет и что читает, если у него уже есть такие навыки.
Не менее важно понимать каким образом ребёнок использует компьютер. Взрослым нужно знать и объяснять ребенку что компьютер, смартфон, планшет и другие устройства это прежде всего это средство связи с внешним и виртуальным миром. Эти устройства предназначены для работы. Игры и развлечения на электронных устройствах это дополнительные функции.
Виртуальный мир похож на волшебную сказку, в котором есть и захватывающие приключения, фильмы, игры и прочие развлечения, но в то же время он таит и пропаганду насилия и порой является источником нравственной и духовной деградации. Все без исключения знают, что в последнее время в виртуальном мире идут информационные войны и в потоках информации очень сложно разобраться даже грамотному и обученному человеку. С того момента как вы дали в руки вашему ребёнку смартфон, вы становитесь ответственным, за то какую информацию, в каком виде и каким способом он получает через него. Поэтому, уважаемые родители, будьте рядом с детьми и следите, как долго и каким образом они используют современные устройства. Соблюдайте основные правила работы с ИКТ и обучайте этим правилам своих детей.
Основные правила при игре/работе на компьютере, планшете, телефоне, смартфоне и других электронно-вычислительных устройствах (ЭВУ, которые необходимо соблюдать взрослым и детям
o Ребенок может играть за ЭВУ только под присмотром родителей не более 25 – 30 минут в день с двумя или тремя перерывами. Лучше играть в первой половине дня или после дневного сна.
o В течение недели ребенок может работать с ЭВУ не более трёх раз
o Комната, в которой играет ребёнок, должна быть чистой, хорошо освещенной и проветренной. Мебель должна соответствовать росту ребенка, расстояние от глаз ребенка до экрана не менее 45 см;
o Взрослый должен следить за соблюдением правильной позы ребёнка во время игр.
o При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
o Необходимо делать перерывы в работе и гимнастику для глаз, рук, пальчиков и на шейный отдел позвоночника через каждые 15-25 минут работы с ЭВУ.
o Взрослым необходимо следить за содержательной стороной игр и программ.
o После занятий ребёнок и взрослый должны умыться прохладной водой и тщательно мыть руки.
Рекомендуемые зарядки для глаз и рук
после работы с компьютером, планшетом, смартфоном
Зарядка-игра «Жарко, холодно»
Эта зарядка для рук и глаз, снимающая напряжение после игр и занятий за компьютером. Игра позволяет отдохнуть глазам и переключить внимание ребёнка. Перед игрой взрослому желательно выучить и порепетировать стихи и движения с ними связанные.
Взрослый начинает зачитывать стишок и показывать движения, которые ребёнок за ним повторяет. Зарядка выполняется стоя.
Мы построим новый дом, (руки складываем домиком над головой соединяя ладони)
Будут окна в доме том. (ладошки приставляем к лицу и делаем из них ставенки для глаз)
Если будет холодно, окна мы закроем, (закрываем ставенками-ладошками глаза)
Если будет жарко, окна мы откроем. (открываем «ставенки», не отрывая ладоней от лица)
Жарко! Холодно! (дальше взрослый начинает чередовать команды «жарко» и «холодно», а дети начинают закрывать и открывать глаза ладонями)
Зарядка-игра «Пчёлка»
Позволяет расслабить кисти рук, немного потренировать мышцы глаз и переключить внимание. Зарядка выполняется стоя.
Пчелка прилетела (машем кистями рук имитируя крылышки пчёлки, руки согнуты в локтях)
И на пальчик села (указательным пальчиком левой руки, показываем касаясь на вытянутый вверх большой палец правой руки, все остальные пальцы правой руки собраны в кулачок, всем известный жест «все хорошо»)
Пальчик вправо, (правую руку вытягиваем вперёд распрямляя её в локтевом суставе, и отводим вправо, следим за большим пальчиком глазами, левая рука вдоль туловища опущена свободно)
Пальчик влево, (правую руку отводим влево, следим глазками за пальчиком)
Пальчик вверх, (правую руку поднимаем вверх, следим глазками за пальчиком)
Пальчик вниз, (правую руку опускаем вниз, следим глазками за пальчиком)
И на нос села. (пальчик подносим к носу, и смотрим на него)
Пуф, и пчёлка улетела (подносим большой палец с воображаемой пчёлкой ко рту и представляем, что её сдуваем. При словах «улетела» разводим руки в стороны)
Зарядка-игра «Летчики и мухи» для рук, глаз и опорно-двигательного аппарата.
Зарядка выполняется стоя.
Мы летчики-пилоты (проговариваем стишок медленно, руки к глазам подносим указательные пальчики и большие сомкнутые в два колечка, имитируем шлем лётчика, медленно наклоняясь вправо и влево)
Большого самолёта (руки разводим в стороны, разгибаем в локтевых суставах, пальчики вытягиваем и кисти поворачиваем ладонями вниз, расправляем «крылья самолета»)
Летим, летим по небу-у-у-у! (наклоняемся медленно вправо и влево имитируя движение самолёта)
Но нам мешают мухи! (проговариваем быстро, весело и при этом, приседая немного, быстро кладем руки на пояс)
Мухи справа! (движения и слова быстрые, раскрытой ладонью показываем по диагонали вверх и вправо, руку полностью распрямляем, глазами следим за кончиками пальцев и поворачиваем голову)
Мухи слева! (движения и слова быстрые, раскрытой ладонью показываем по диагонали вверх и влево, руку полностью распрямляем, глазами следим за кончиками пальцев и поворачиваем голову)
Мухи там! (движения и слова быстрые раскрытой ладонью показываем по диагонали вниз и вправо, руку полностью распрямляем, глазами следим за кончиками пальцев и поворачиваем голову)
И мухи там! (движения и слова быстрые, раскрытой ладонью показываем по диагонали вниз и влево, руку полностью распрямляем, глазами следим за кончиками пальцев и поворачиваем голову)
А за ними паучок, (ладони поворачиваем вниз, соединяем на уровне груди, руки немного согнуты в локтях, большие пальчики сцепляем в замочек, остальные пальчики на руках растопыриваем и шевелим, имитируя движения лапок паучка)
По паутине прыг да скок! (немного приседаем и кистями двигаем плавно вверх и вниз в такт слов)