Консультация о пользе занятий с пластилином
Валентина Иванова
Консультация для родителей «Польза работы с пластилином для детей»
Наверное, нет ни одного человека, который в детстве не лепил из пластилина забавные поделки. Пластилин не зря является одним из самых популярных материалов для детского творчества. Многие родители, озабоченные развитием творческих способностей своего малыша, знают, как важны занятия лепкой. Но с помощью пластилина можно развивать не только фантазию ребенка, но и массу других полезных навыков.
Основной плюс занятий лепкой в том, что задействована мелкая моторика, совершенствуется слаженность движения пальчиков, а это в свою очередь, стимулирует развитие речи и мышления. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И малыши, занимающиеся любым ручным трудом, активизируют и зоны мозга, отвечающие за речь. Кроме того, лепка благотворно воздействует на всю нервную систему, это прекрасное занятие для подвижных, шумных детей.
Знакомство с таким материалом, как пластилин, нужно начинать примерно с двух лет. Выбирайте поначалу неяркие цвета, естественные. Следите, чтобы во время таких занятий малыш не захотел попробовать «вкусную» поделку. Лучше всего выбирать пластилин без запаха, отечественного производителя. Он будет безопаснее всего.
Чтобы в дальнейшем не собирать пластилин по всей квартире, научите малыша творить в одном месте, при этом его рабочий стол застелите специальной пластиковой скатертью. Начинайте мастерить с простых фигур. Готовые творения нужно поместить на видное место, чтобы малыш мог показать свое мастерство гостям.
Объясните ребенку, что стены – это не «холсты» для творчества, поэтому не нужно их украшать. Если он хочет сделать пластилиновую картину, то изготовьте для этого картонную подоснову и пусть малыш её оформляет. Дополнить его шедевр можно бусинами и пуговицами. Но, опять же, следите за тем, чтобы он ничего не съел.
А теперь рассмотрим несколько советов по стимуляции развития творческой активности:
1. Лепите всегда в хорошей, доброжелательной обстановке;
2. Никакой критики в сторону ребенка, лишь добрые пожелания;
3. Развивайте его любознательность;
4. Поощряйте новые, оригинальные идеи;
5. Используйте личный пример творческого подхода к решению возникших проблем;
6. Обязательно давайте возможность ребенку задавать вопросы, причем активно.
В какие игры можно играть, используя пластилин?
Каждая мама может с легкостью придумать много игр для своего ребенка, учитывая его возраст и навыки лепки. Вот примеры простых игр с использованием пластилина, которые можно взять на вооружение. В некоторые из них можно играть уже со второго года жизни ребенка.
1. Нужно взять кусок плотной бумаги или картона, нарисовать на них заготовку (например, дерево) и заклеить сверху прозрачным скотчем. Из пластилина лепить яблочки и вместе с ребенком «вешать» их на дерево. Покрытие скотчем сделает эту заготовку многоразовой, так как после окончания игры яблочки можно просто убрать с поверхности. Можно закрашивать пластилином шаблоны – огурец, яблоко, грушу и потом играть «Где, что растет?» (что на грядке, что на дереве).
2. Если малыш ещё не знает цвета,во время лепки постоянно называйте их: «Из красного пластилина слепим яблоко. Теперь дай мне кусочек зеленого пластилина – это будет листик…»
Возьмите 5 небольших кусочков пластилина красного, желтого, синего, черного, белого цветов. С их помощью вы сможете построить всю цветовую палитру. Сначала соединяйте попарно основные цвета, покажите, как двухцветные комочки превращаются в зеленый, оранжевый, фиолетовый шарики. Примеси белого и черного добавят в палитру более светлые и темные оттенки. Вместе с ребенком поэкспериментируйте с разными смесями и пропорциями. С ребенком постарше налепите кусочки пластилина на картон и соедините линиями каждый цвет с теми цветами, что участвовали в его получении. Расскажите и продемонстрируйте, что если перемешать все цвета, то получится кусок некрасивого, грязно-серого или коричневого цвета. Чтобы этого не случилось, пусть в конце каждого занятия ребенок помогает разобрать пластилин по цветам.
3. Тематические игры из пластилина.Тематика игры может быть любой: «Лепим зоопарк», «Лепим фрукты», «Лепим геометрические фигуры», «Лепим цветы» и т. д. Темы ваших игр с ребенком вы можете брать любые. Это зависит от вашей фантазии и развития вашего ребенка.
Можно сделать шаблоны зверей – мышки, ежика, белки и лисички – и закрашивать пластилином, процарапать глазки, шерстку, а потом прилепить всех зверей на лист ватмана. Если это осень – укрываем зверей осенними листьями (рисуем или приклеиваем настоящие сухие листочки). Если это зима – укрываем зверей ватой, прячем их под снегом.
Можно сделать город, обмазывать стаканчики от сметаны, йогурта, спичечные коробки пластилином, потом укреплять их на общей подставке. Между домами делать пластилиновые дороги, реки и мосты.
Попросите ребенка накормить животных. Сначала слепите вместе зайчика, собачку, курочку, кошку. А потом для каждого слепит то,что он любит: морковку, косточку, зерна, рыбку.
4. Познавательные игры для детей позволяют легко усваивать новый материал. Игра «Учим цифры с пластилином» поможет быстрее запомнить цифры, ведь в процессе игры будут работатьсразу несколько видов памяти: зрительная, слуховая, механическая. Приготовьте изображения цифр от 1 до 9. Пусть ребенок слепит, глядя на картинку, цифру 1, потом слепит одно яблоко и положит рядом с единичкой, так он образно увидит, что значит один. Таким образом слепить все необходимые цифры. К цифре 2 – слепите 2 вишенки, к «3» – 3 груши, к «4» – 4 сливы т. д.После этого можно сравнить циферки: «Что больше число 2 или 5?», «Чего больше овощей или фруктов?».
Приготовьте большой рисунок природы. Предложите ребенку оживить её:
– На небе не было не облачка, только одно солнышко, которое очень ярко светило (пусть ребенок слепит солнце).
– Весело чирикая, по небу летали 2 пташки (пусть слепит двух птичек).
– А водичке плескались 3 уточки (лепим трех уточек).
– На дереве поспели 4 наливных яблочка (лепим яблоки).
– А в траве расцвели 5 разноцветных цветочков (лепим цветы).
5. Вместе с ребенком можно пересказать сказку, слепив персонажей и попросив его говорить за них.
Очень красиво получается, если сочетать пластилин с бисером и фольгой. Можно украшать бисером, бусинами и фольгой шаблон елки, рыбки.
6. Пластилином можно рисовать. Это поможет выучить цвета и то, как они смешиваются между собой. За основу можно взять раскраску, либо самому нарисовать простую картину.
Пластилиновые картинки – это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания на поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты.
Маликат Каирбекова
Консультация для родителей «В чем польза лепки для детей?»
В наше время дай в руки ребенку телефон и он забудет все, покушать, поиграть, выйти на улицу. А стоит забрать телефон и все слезы, истерики вам обеспеченны.
Работая с детьми в детском саду, где нет телефонов, планшетов для них, хотя они все равно в течении дня все время вспоминают и рассказывают во что они играют на них дома.
В это время технологий я нашла для ваших детей увлечение, которое будет отодвигать телефоны на второй план.
Как ни удивительно это обычный пластилин.
Лепка – одним из самых увлекательных занятий. Дайте ребенку в руки кусочек пластилина и вы увидите, как быстро он для себя откроет новый мир, он будет часами сидеть у вас за этим интересным занятием.
Лепка способствует развитию вашего ребёнка. Это значимое занятие в обучении и воспитании детей. Ребёнок видит, трогает, чувствует и даже изменяет то, что он создал. Разве не удивительно? Такое простое и увлекательное время препровождение детей очень хорошо воздействуют на их развитие в комплексе.
С помощью лепки ребёнок может творчески выражать свои представления о мире, своё отношение к нему и понимание. Важно, что у ребенка появляются свои фантазии. У него развивается воображение, он начинает представлять то, что будет делать.
Благодаря лепке дети учатся организовывать свою работу и доводить её до конца. Это помогает ребёнку становиться самостоятельным. Ребенок сам планирует работу, ставит перед собой определённые цели, достигает их и, если нужно, вносит поправки. Стоит отметить, что это очень важно, ведь детей к самостоятельности нужно приучать с самого детства. А лепка даёт возможность ребёнку выразить свою личность. Ребенок делает так, как считает нужным именно он.
Также лепка развивает мелкую моторику рук, благодаря тому что кисти рук приобретают хорошую гибкость. В будущем это поможет ребенку в рисовании и письме.
Самое удивительное, что мелкая моторика влияет даже на развитие речи. Всёпросто: на кончиках пальцев рук расположено множество точек, воздействуя на которые, можно влиять на внутренние органы. Вот почему логопеды, когда учат детей говорить, массируют им руки и ноги. Так что если ваш ребёнок не торопится говорить, вам, бесспорно, стоит купить домой пластилин.
Помимо этого, занятия лепкой развивает головной мозг, у ребёнка подключается воображение, концентрируется внимание. Ребенок начинает воспринимать форму, цвет. Он готов узнавать новое, запоминать и учится. В работе активизируются мыслительные процессы.
Важно и ценно, что лепка не только повышает эффективность работы головного мозга, но и помогает ребёнку взглянуть на мир по-иному, увидеть прекрасное. Это развивает ребёнка в эстетическом направлении. И пусть ребенок лепит что-то непонятное, размазывает пластилин по столу всё это не важно. Главное то, что он видит в этом какой-то смысл. Главное, что ребёнку интересно.
Также за что вам стоит полюбить лепку, так это за то, что она обладает успокаивающим эффектом. Таким образом, занимаясь с детьми лепкой, вы можете выработать усидчивость, нормализовать сон, снизить активность и раздражительность ребёнка. Это тоже немаловажно, особенно если ваш ребёнок не может усидеть на месте и часто капризничает.
Занятие лепкой воспитывает в ребёнке терпеливость, упорство, старательность, внимательность. Все эти качества личности пригодятся ребёнку и во взрослой жизни, поэтому это стоит того, чтобы выделить время сейчас и заняться с ребенком лепкой.
Я приготовили для Вас несколько вариантов лепки: обычную и пластилинографию.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Дети, которым нравится лепить, быстро придумают, какую поделку из пластилина сделать и выберут ту технику, которая им ближе по душе, просто их надо научить этому.
Главное — не ограничивайте свободу творчества ребенка и не в коем случаи нельзя употреблять фразы типа «да ты что, это очень сложно, у тебя не получится», а всегда поощряйте детей даже если видите, что у них не получается.
Евгения Осинцева
Консультация для родителей «Значение лепки в жизни детей»
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
(1 слайд) В. А. Сухомлинский
Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный»для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его.Спешим разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно использовать. (2 слайд)
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок. (3 слайд)
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
(4 слайд)
С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может получить бесчисленное количество образов – лепка становится любимым занятием на долгие годы. (5 слайд)
Зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом – лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Летом дети с удовольствием для лепки используют песок, из которого строят замки, дома, фигуры зверей. (6 слайд)
Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным. (7 слайд)
Для чего нужно лепить из пластилина?
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна. (8 слайд)
Какой пластилин лучше?
Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно – попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.
(9 слайд)
Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый – апельсином, а красный – клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить. (10 слайд)
Пластилин – универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она продается в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания разных фигур. (11 слайд)
Как правильно подготовить рабочее место?
Комната должна иметь хорошее естественное освещение. Если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение.Помните: свет должен падать с левой стороны, чтобы не затенять рабочую поверхность. Подберите мебель, соответствующую росту ребенка. Постелите на стол клеенку, наденьте на ребенка специальный халат или фартук. Посадите за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь над столом. Сначала предложите ребенку немного пластилина, он с интересом будет его рассматривать, трогать, мять, отщипывать кусочки. Покажите, как можно раскатать кусочек и получить “колбаску”, а соединив ее концы – “баранку”. Из другого кусочка можно скатать шарик, мячик, а если его сплющить, получится “пряник”, “блинчик”, “печенье”. Выделите специальное место для работ по лепке,чтобы ребенок мог сам расставлять вылепленные фигурки или составлять вместе с вами простые композиции: “курочка пьет воду из блюдца”, “неваляшки водят хоровод”, “снеговики ждут детей“. Хорошо, если ребенок будет играть с ними, как с игрушками. Когда у вас наберется достаточное количество вылепленных предметов узнаваемых форм, можно организовать выставку, на которую пригласить всех домашних. Ребенку будет приятно – ведь это его первая выставка. (12 слайд)
Помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин, но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком) .
Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего малыша, не требуйте от него слишком многого. (13 слайд)
Погружаясь в созданную ситуацию, дети с большим интересом занимаются, находят новые подходы к решению знакомых задач. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев». «Рука – это вышедший наружу мозг человека» – говорил И. Кант. А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей. (14 слайд)
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью. (15 слайд)
В нашей группе начинает свою работу кружок по пластилинографии «Волшебный пластилин», который будет проводиться мною 1 раз в 2 недели с подгруппой детей, состоящих из 14 человек. Обратите внимание на слайде вы видите перспективный план работы кружка. (16 слайд)
И последнее, что я хотела бы вам сказать, это перспективы нашей с вами работы в течении года. (17 слайд)