Комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства

У этого термина существуют и другие значения, см. Тягло (значения).

Тя́гло — система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.

В древних грамотах применялось слово «тягость», позже — тягло, несущий его — тяглый крестьянин[1].

Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди исполняли и другие тяглые повинности («государеву подать», подводную, постоялую, ямскую гоньбу и так далее), нередко переводившиеся в деньги («стрелецкие деньги», «полоняночные деньги» (на выкуп пленных), «ямские деньги»). В XVII веке наиболее тяжёлыми налогами являлись так называемые стрелецкий хлеб, или стрелецкие деньги, ямские, данные или оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог — стрелецкую подать. Термин «тягло» после введения в 1724 году подушной подати был заменён словом «подать», но употреблялся как условная единица обложения в XVIII — XIX веках. После крестьянской реформы 1861 года термин «тягло» исчезает.

Тягло в Русском Царстве[править | править код]

Тягло — в Русском Царстве податная обязанность более или менее осевших, состоятельных хозяйств по отношению к государству. В обычных своих размерах тягло не только превышало размеры оброка, но иногда поднималось выше платежеспособности населения. Оброк всегда считался более лёгким, чем тягло. В термине «тягло» нередко сливались все виды прямых налогов. В древних грамотах тягло заменяется словом «тягость»; тяглом облагался не член общины, а определённая единица, округ, волость, как совокупность хозяйств. Физическое или юридическое лицо, подлежавшее тяглу, должно было владеть хозяйством, которое распадалось на главный центр и второстепенные части. Эти части тянули к центру и носили название тяглых. Отсюда тяглом стал называться объект налога, участок пашни, надел. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII века привилегии эти стали подвергаться ограничениям. Мелкие землевладельцы служилого класса не были свободны от тягла. Привилегии духовенства постепенно были ограничены. По различным причинам, иногда выдавались льготы отдельным лицам тяглого класса. Чаще встречаются временные привилегии, даруемые ввиду бедственного положения хозяйства данного лица. Беднейшие классы сельского и городского населения, нищие, бедные вдовы и прочие вовсе не входили в «разрубы и разметы» тяглой общины и не записывались в тягло. Вольные люди при заселении необработанной пустоши также получали льготы на тот или другой срок, в зависимости от размеров капитала и количества труда, необходимых для приведения участка в условия, годные для посева. К чисто случайным причинам освобождения от тягла относятся разорение от неприятельских войск и разбойничьих шаек, пожар, услуги государству и прочее. Ввиду злоупотреблений со стороны крестьян, введены были поручные записи в том, что поселенцы до истечения льготных лет не сойдут с участка, а по истечении будут платить подати исправно. К составу тяглого населения в Русском Царстве XVII веке относятся крестьянская община и посадская община.[2]

Тягло в духовенстве[править | править код]

Приходское духовенство, в своём духовном ведомстве, в древней Руси, было податным классом, который был обязан тяглом своему владыке, должен был кормить последнего со всеми его служилыми людьми. Выражение «тяглые попы» было официальным термином. Система кормления, на которой построена вся древняя администрация, легла в основу и епархиального управления и всею тяжестью пала на белое духовенство. Административные отношения между архиереем и духовенством, о которых говорят древние акты, главным образом состоят со стороны архиерея в стремлении устроить правильность сборов, предотвратить всякое уклонение от них, в той же гоньбе за тяглым человеком, которая так характеристично проявлялась в светской администрации, — с другой, со стороны духовенства — в уклонениях от сборов, в хлопотах сбавить церковную дань, добыть жалованную грамоту, сменить один приход, с которого платилось много, на другой, обложенный более лёгким сбором. Святительские дани и пошлины платились священно-церковнослужителями при самом производстве их в духовный чин и во все продолжение их служения при церквях. Каждый ставленник, рукополагаемый во священника и диакона и посвящаемый в стихарь, обязан был платить «ставленые пошлины». После резких обличений стригольников касательно поставления пастырей на мзде, собор 1503 года отменил было эти пошлины, но Стоглав снова узаконил их. За переход к другой церкви каждый священнослужитель платил «перехожие деньги». Вдовые попы и диаконы платили «епитрахильные» и «орарные» пошлины. Безместное духовенство, служившее по найму, для которого оно становилось на крестцах (перекрестках), обложено было пошлиной «крестцовой». За явку грамот новому архиерею платилась «явленая куница» или явочные деньги. Все церкви платили в архиерейскую казну ежегодно «церковную дань» по числу приходских дворов. Важную статью архиерейских доходов составляли пошлины за «антиминсы» для новых церквей и «венечные» с браков. При Иване Грозном определена была денежная сумма, которую духовенство должно было платить ежегодно за архиерейский «подъезд», хотя бы архиерей и не ездил по епархии. Кроме подъезда, оно платило ещё «московский подъём», для покрытия издержек на поездки епископа к митрополиту. Со сборами на архиереев соединялись ещё особые сборы на их чиновников и служителей архиерейского дома; со времени Стоглава эти сборы слагались в одну общую сумму, равную по величине церковной дани и известную под именем «десятильнича дохода». При поездках архиерейских чиновников духовенство ставило им кормы и подводы. Оно же строило двор архиерея и дворы десятильничьи. Сами платежи сборов и запись их в книги облагались пошлинами в пользу архиерейских служителей под именем «данских» и «отвозных» денег, «с оброком куницы» и «писчего». Из этого перечня пошлин видно, что белое духовенство действительно было тяглым в отношении к своему архиерею в том же самом смысле, в каком это понятие прилагалось к членам крестьянских и посадских черных общин. В наказах архиерейских поповским старостам и десятильникам на первом плане стоит сбор пошлин с духовенства, — и общий финансовый взгляд на управление, который проходит через всю древнюю администрацию, проводится здесь во всей своей силе.

Читайте также:  Варенье из грецких орехов польза и противопоказания

Санкции за уклонение от уплаты тягла[править | править код]

Тяжесть тягла вела к разнообразным уклонениям от него, и вот — как в гражданской, так и в церковной администрации — является гоньба за тяглым человеком, усиленные хлопоты о том, чтобы он не оказался из былых, не вышел из службы и из тягла, строгости и правежи. Архиепископ новгородский Феофил, предписывая (1477 год) псковским священникам платить пошлины без всякого забвения, грозит: «а которые вященницы не заплатят подъезда моего, и аз тем литургисати не велю». В наказной грамоте Иоакима назначается штраф за утайку священниками приходских дворов и земли или промыть по 2 руб. по 4 алт. 11/2 ден. за каждый утаенный двор; затем поповскому старосте предписывается собрать церковную дань и все пошлины без недобора, а на ослушниках править без всякой пощады. За неисправный платеж церковной дани патриарх Адриан грозит священникам лишением мест. Количество сборов зависело от усмотрения архиереев. Случалось, что церковь облагалась слишком высокими сборами и поэтому долго оставалась вовсе без причта. Случалось и то, что причт, соединясь с прихожанами, силой отбивался от сборов. В 1435 году во Пскове духовенство вместе с народом сильно поколотили владычных людей. Тоже случилось в Вышгороде; горожане прибили и изувечили десятильника и людей митрополита Ионы. Законным средством избавиться от тяжести платежей были «жалованные грамоты», но архиереи давали такие грамоты большей частью только таким церквям, которые находились в государевых селах или в вотчинах уважаемых монастырей и сильных лиц. Кроме платежей в архиерейскую казну духовенство не было свободно и от гражданских платежей и повинностей. Со своих земель оно должно было выставлять ратников, давать деньги или припасы на военные нужды, поставлять корма и подводы чиновникам, поддерживать мосты и дороги, исполнять повинность городовую. Духовные лица, жившие на чужих землях, подлежали ещё сборам в пользу владельца. Жившие на черных землях тянули с чёрными людьми, то есть несли тягло, платили оброк наместникам и другим чиновникам, деньги ямские, стрелецкие, пищальные и другие. Белою, свободною от платежей, считалась только земля церковная, но и с неё духовенство должно было нести некоторые платежи в чрезвычайных случаях, — во время войны и для выкупа пленных. Из постоянных повинностей она не освобождалась от повинности губной, то есть содержания губного старосты. При Петре Великом старое архиерейское тягло сделалось для духовенства тяжелее прежнего, потому что попало теперь в ведомство сборщиков монастырского приказа. Кроме старых платежей, явились ещё новые в пользу школ и богаделен и на жалованье вновь явившемуся военному духовенству; вместо личной военной службы, с духовенства назначен особый государственный сбор, — со священнослужителей — драгунскими лошадьми, по одной лошади с каждых 150 дворов прихода, а с причетников деньгами по рублю; явились новые повинности — караульная по улицам, пожарная (отменённые в 1742 году) и другие. Все эти сборы с духовных лиц производились, как и с крестьян, посредством жестоких правежей, с большими запросами и взятками. В 1764 году, когда упразднено было в церкви существование крепостного права, уничтожено старое тягло, которое несло духовенство в пользу архиереев. Все сборы в архиерейскую казну, на епархиальных чиновников и на школы были отменены; при освящении церквей дозволено брать только 50 коп. за антиминс, а при поставлении ставленников — по 2 руб. за поставление во диаконы и то же по 2 руб. за поставление в священники; употребление ставленников на работы при архиерейских домах запрещено; в 1765 году отменены сборы за венечные памяти; в 1766 году отменён сбор и подможных денег для полковых священников. Остались сборы на содержание духовных правлений и на поездки епархиальных чиновников и властей по округам, на который штаты не назначили никаких сумм.[3]

Читайте также:  Заявление на отказ от имущественного вычета в пользу жены

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Муж // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. ↑ Ср. Лаппо-Данилевский, «Организация прямого обложения в Московском государстве и пр.» (СПб., 1890); Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII стол.» (СПб., 1892); Дьяконов, «Акты, относящиеся к истории тяглого населения в Московском государстве» (Юрьев, 1895 — 97).
  3. ↑ См. П. В. Знаменский, «Приходское духовенство на Руси. Повинности духовенства в древней Руси» («Правосл. Обозрение»,1867, т. 1); «О сборах с низшего духовенства русского в казнуепархиальных архиереев в XVII и XVIII стол.» («Правосл. Собеседник»,1866, т. 1); Ив. Перов, «Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и XVII вв.» (Рязань, 1882); П. В. Знаменский, «Руководство к русской церковной истории» (Казань, 1888).

Литература[править | править код]

  • Муж // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Тягло // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Тягло // Энциклопедия Криворожья. В 2 т. Т. 2. Л—Я : [укр.] / сост. В. Ф. Бухтияров. — Кривой Рог : Явва, 2005. — С. 617.
  • Тягло // Советская энциклопедия истории Украины: в 4-х томах = Радянська енциклопедія історії України (укр.) / Відп. ред. А. Д. Скаба. — К.: Гол. редакція УРЕ, 1972. — Т. 4. — С. 314.

Ссылки[править | править код]

    Источник

    Выбрать главу

    Экономическое развитие Голландии после революции. Освобождение от испанского гнета, сковывавшего капитализм, создало дополнительный стимул для капиталистического развития Голландии. В стране интенсивно прогрессирует промышленность, где начинают преобладать мануфактуры и торговля. Ведущей отраслью голландской промышленности было судостроение, страна имела самый большой флот в Европе. Одна из причин экономического подъема Голландии — обширность ее торговых связей. Она вела торговлю со Скандинавией, Северной Германией, Польшей, Литвой, Россией. Тесные торговые связи Голландия имела с Англией, со странами Южной Европы. Доходы от внешней посреднической торговли для Голландии были основным источником первоначального накопления капитала. Получили большое развитие суконная промышленность, производство полотна (голландское полотно славилось по всей Европе, как и английское сукно), шелка, предметов роскоши, кожевенное дело. Голландия создала высокоразвитую пищевую промышленность — изготовление сыра, мясомолочных продуктов, сахара. Многие из этих отраслей работали на экспорт. В XVII в. в Голландии сахар производили 50 предприятий, перерабатывающих привозное сырье.

    О капиталистической эволюции Голландии свидетельствует преобразование финансовой системы страны. Кредитные операции созданного в 1609 г. Амстердамского банка получили широкий размах. Банк быстро богател, и Амстердам превратился в финансовый центр мира, средоточие международной валютной спекуляции. Крупным центром мировой торговли стал Антверпен, где была открыта первая в мире товарная биржа.

    Амстердам XVI в. Гравюра

    Новейшие тенденции экономического развития нашли отражение и в сельском хозяйстве Голландии. Достигли высокого уровня интенсивное животноводство, огородничество, цветоводство. Раньше других стран Голландия внедрила многопольные севообороты и плодосменную систему на осушенных плодородных полях (польдерах). Развивалась капиталистическая система хозяйств, в которых крестьянская масса находилась на положении батраков и наемных рабочих. Важную роль в экономике Голландии играло рыболовство, в котором ежегодно было занято 100—120 тыс. человек.

    В накоплении капиталов для Голландии огромное значение имела ее колониальная система. В XVI—XVII вв. ее крупнейшими колониями были Нидерландская Гвиана, Капская область (на юго-западе Африки). С 1605 г. голландцы укрепились на островах Индонезии, в 1656 г. захватили Цейлон. Революционно-освободительные войны постепенно перешли в так называемые торговые войны. Их целью было устранение монополии испанцев и португальцев на эксплуатацию колоний. В 1602 г. при участии правительства была создана Ост-Индская компания, имевшая монопольное право торговли, мореплавания и размещения факторий в бассейнах Индийского и Тихого океанов. Компания осуществляла широкую колониальную торговлю, всеми способами обеспечивая отправление колониальных товаров в метрополию.

    В итоге Голландия выдвинулась в XVII в. на первое место в Европе по уровню экономического развития. Эта страна первая создала мировую торговлю. Карл Маркс называл Голландию образцовой капиталистической страной.

    Читайте также:  Налог это изъятие в пользу

    Голландия в конце XVII в. Однако лидерство Голландии оказалось непродолжительным, уже во второй половине XVII в. она снизила темпы экономического развития, а затем уступила первенство Англии. Торговые и колониальные англо-голландские войны проходили в 1652— 1654, 1665—1667 и 1672—1674 гг. Они велись на море и закончились поражением Голландии, ослабили ее позиции и способствовали переходу торгово-экономической и колониальной гегемонии к Англии. Этому способствовал также Навигационный акт, принятый в 1651 г. в Англии, подорвавший посредническую торговлю Голландии. Положение Нидерландов усугублялось и Франко-голландскими войнами 1667—1668 и 1672—1678 гг. из-за колониального и торгового соперничества.

    полную версию книги

    Источник

    Господство
    феодального способа производства определяло феодальный характер общественного
    строя. С образованием единого государства в XVI-XVII вв. феодальные
    отношения в России вступают в высшую стадию своего развития. В это время
    происходит процесс консолидации и юридического оформления основных сословий
    феодального общества.

    Сословие – это
    большая группа людей, имеющих определенные, отличные от других сословий, права
    и обязанности по отношению к государству.

    В XVII в.
    сословия делились на привилегированные (служилые) и непривилегированные
    (тяглые). Внутри каждого сословия выделялись отдельные социальные группы.

    Наиболее
    привилегированную часть общества составляли служилые люди «по отечеству»,
    владевшие вотчинами и поместьями. В XVII в. наблюдается процесс сближения их правового
    статуса, выразившийся в том, что после Смуты владельцы поместий сумели добиться
    расширения владельческих прав. Соборное уложение 1649 г. разрешило передавать
    поместье по наследству, оставлять в пожизненное владение вдове и с разрешения
    царя обменивать поместье на вотчину. Однако родовитая аристократия сохраняла
    более привилегированное положение за счет принципа местничества, который
    обеспечивал более высокое положение на государственной службе.

    Низшую часть
    служилых сословий составляли стрельцы, служащие приказов, они не владели
    землей, но получали жалованье из казны и другие привилегии. К ним примыкала
    купеческая верхушка, обслуживавшая интересы государства.

    Тяглые сословия
    должны были выполнять тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей в
    пользу государства. К тяглым сословиям относились большая часть городского
    населения (посадские люди) и крестьян. Соборное уложение 1649 г. ликвидировало
    существовавшие в городах белые слободы, которые принадлежали частным феодалам и
    освобождались от государственных повинностей. При этом горожане были
    прикреплены к местам своего проживания.

    Для русского
    крестьянства XVI-XVII вв.
    стали временем закрепощения.

    Крепостное право
    – это полная личная, имущественная и административная зависимость крестьянина
    от феодала, основанная на прикреплении крестьянина к земле. В установлении
    крепостного права были заинтересованы, как феодалы, боровшиеся за рабочие руки,
    так и государство стремившееся установить контроль над тяглым населением.
    Юридическое оформление крепостного права заняло почти полтора столетия.

    Этапы
    закрепощения:

    1. 1497 г. – судебник Ивана III установил
    Юрьев день и плату за пожилое;

    2. 1550 г. – судебник Ивана IV подтвердил
    Юрьев день и увеличил пожилое;

    3. 1581 г. – Заповедные лета
    (временный запрет крестьянских переходов для составления писцовых книг);

    4. 1592 г. – по мнению части ученых,
    был издан царский указ о прикреплении крестьян к земле (указная теория
    закрепощения), другая, безуказная, теория утверждает, что закрепощение крестьян
    произошло без издания государственных актов, путем развития личной зависимости
    крестьян.

    5. 1597 г., 1602 г., 1607 г., –
    Урочные лета (установление соответственно 5-, 10- и 15-летнего срока давности
    для розыска и возвращения беглых крестьян);

    6. 1649 г. – Соборное уложение
    установило бессрочный розыск беглых и завершило юридическое оформление
    крепостного права в России.

    Усиление
    феодальной зависимости и ухудшение экономического положения населения,
    вызванное частыми войнами и разорительной налоговой политикой государства,
    стали причинами целого ряда крупных социальных выступлений, из-за которых XVII в.
    получил прозвище «Бунташного».

    1648 г. –
    Соляной бунт в Москве;

    1662 г. – Медный
    бунт в Москве;

    1670-1671 гг. –
    крестьянская война под руководством С. Разина.

    Особой формой
    социального протеста стал церковный раскол. Он был вызван реформами патриарха
    Никона (1652-1653 гг.). Реформы заключались в исправлении священных книг и
    обрядов по греческим образцам. Эта реформа была воспринята населением, как
    нарушение истинной веры и связывалась с ухудшением своего положения, поэтому
    отрицание церковной реформы стало идеологической основой объединившей разные
    слои населения, выступавшие за сохранение старых порядков. Духовным лидером
    Раскола стал протопоп Аввакум.

    Сторонники
    Раскола, принадлежавшие к высшим слоям общества, составили феодальную оппозицию
    усиливающемуся самодержавию. У простого населения преобладало ожидание близкого
    конца света, вызвавшее бегство в глухие районы и массовые самосожжения.
    Государство и церковь вели постоянную войну с раскольниками.

    

    Источник