Компьютерные игры польза или зло

Компьютерные игры польза или зло thumbnail

Компьютерные игры польза или зло

Подростковая жестокость, убийства, суицид — эти и многие другие страшные вещи нередко связывают с увлечением современных школьников компьютерными играми. В 2016 году опрос ВЦИОМ показал, 77% респондентов считают эту зависимость основной проблемой российской молодёжи. 75% опрошенных главным злом назвали негативное влияние интернета. Учитель и наш блогер Арсений Попов задумался, имеют ли под собой основания такие суждения.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

С компьютерными играми у меня знакомство давнее. После нескольких «плодотворных» лет геймерства вектор приложения силы сменился. Уже будучи учителем, я несколько лет состоял в командах разработчиков дополнений для нескольких игр: рисовал текстуры, писал сценарии, разрабатывал квесты.

Разумеется, за это время я сталкивался с огромным количеством любителей игр. При этом я наблюдал их взросление, иногда некоторые исчезали из мира игр, но не было такого, чтобы кто-то из них забросил реальный мир и стал вести жизнь затворника-игромана, или вовсе попал в криминальную хронику.

Однако, общественное мнение, формируемое, в основном, представителями старшего поколения, упорно продвигает идею о том, что компьютерные игры — чуть ли не основной источник подростковой (и не только) агрессии.

Впрочем, отрицательный опыт общения с играми у меня тоже имеется. Например, однажды мой друг, увлекшийся игровыми автоматами, уговорил меня дать ему взаймы деньги, которые я приготовил на оплату учёбы. С тех пор денег я не видел, да и друга (уже бывшего) встречал лишь пару раз.

Так что действительно нужно знать и понимать о компьютерных играх?

1. Нельзя оценивать пользу или вред компьютерных игр в целом

Игры сегодня настолько разнообразны, что оценивать отрасль в целом просто смешно. Нужно признать, что компьютерные игры стали таким же элементом человеческой культуры, как литература, живопись или театр. Да, это молодая отрасль и пока не конкурент традиционным. Но по моему мнению, некоторые продукты индустрии вполне достойны называться шедеврами.

Многие игры стимулируют молодое поколение не только играть, но и творить — количество произведений литературы и живописи по этим сериям просто огромное. Разнообразие же компьютерных игр на сегодняшний день настолько значительно, что сравнивать стратегию в реальном времени с ролевой игрой, а симулятор самолёта с приключенческим квестом решительно невозможно.

Есть ли при этом плохие и вредные образцы игр? Разумется, да. Как и в любой другой отрасли. Часть их ужасны, часть прекрасны, а подавляющее большинство — посредственные однодневки. Почти все — коммерческий продукт, но встречается и некий артхаус. Попадаются и совершенно отвратные экземпляры, как по идее (помнится, однажды вышла игра под названием «Этническая чистка»), так и по исполнению.

Но бросают ли они тень на компьютерные игры в целом? Конечно, нет! Взять хотя бы книги. Мы же не задумываемся над вопросом пользы и вреда книг? Давайте составим небольшую виртуальную стопку книг. «Три мушкетёра», Библия, учебник ОБЖ за девятый класс, брошюра юного террориста, книга о вкусной и здоровой пище, Краткий курс истории ВКП (б), сборник стихов Фета. Можно ли сказать, хорошие или плохие эти книги, не говоря о каждой в отдельности? То-то же.

2. Нужно различать увлечение играми и игроманию

Разумеется, когда я берусь защищать игры, я не собираюсь делать этого в отношениии игромании. Любое чрезмерное увлечение чем-либо таит в себе опасность. На память приходит советский фильм про коллекционеров нэцке. Сущая ведь безделица, многие и слыхом не слыхивали о них, а на какую подлость и преступления были готовы люди, безмерно увлечённые собирательством этих фигурок!

Увлечение спортом прекрасно, но общеизвестно, что профессиональный спорт здоровья человеку не прибавляет. Все будут вам завидовать, когда вы скажете, что ваш ребёнок любит книги, но как вы отнесётесь к этому увлечению, если он заменит книгами общение с людьми, забудет про пищу и сон, станет кричать на вас, если вы попытаетесь отнять книгу?

Игромания — это болезнь и проблема. Но её нужно воспринимать отдельно от здорового увлечения компьютерными играми

Если ваш ребёнок круглые сутки проводит за игрой, по-моему, вы что-то не так делаете, уважаемые родители. Безусловно, разработчики пытаются сделать свои игры максимально интересными, но разве не тем же самым заняты создатели фильмов, книг и комиксов?

Причём чаще всего игроманией считают увлечение азартными играми на компьютерном движке, эдаком аналоге игровых автоматов. Но это вообще не предмет моего сегодняшнего рассуждения, потому что симуляторы игровых автоматов вообще нельзя считать компьютерной игрой. Зайдите на любой игровой сайт — вы не встретите подобных игр в списке жанров.

В общем, игры отдельно, игромания — отдельно. И я сегодня не о последней.

3. Нет ни одного серьёзного исследования, подтверждающего вред компьютерных игр

Да, как это ни странно. Весь негатив вокруг компьютерных игр проистекает из частных исследований, обсуждений отдельных случаев игромании, и в большой стенени — мифов и слухов.

Давайте разберёмся с достоверными исследованиями, которые говорят о том, что у играющих в компьютерные игры портятся осанка и зрение. Очевидно, да и доказано, что подобные проблемы наблюдаются у тех, кто играет очень много, а также не соблюдает элементарных правил пользования компьютером. Но это, опять же, не проблема компьютерных игр. 12 часов за компьютером не полезны, даже если вы за ним работаете или читаете. Это проблема организации рабочего времени и гигиены рабочего места.

Нет ни одного исследования, доказывающего порчу зрения или осанки, если человек тратит на игру час или два в день, соблюдая правила пользования компьютером.

Теперь об агрессии. Здесь всё еще удивительнее. Отдельные исследования говорят о том, что во время некоторых игр возбуждаются те же участки мозга, что и во время каких-либо действий, связанных с агрессией. На этом, собственно, всё. Всё остальное — слухи и домыслы вокруг отдельных прецедентов и всё тех же слухов.

Нет никакого подтверждения тому, что у ребёнка, игравшего в агрессивные игры, велика вероятность перенесения действия игры в реальность. Если у кого-то что-то подобное появляется, то он изначально не вполне адекватен.

Читайте также:  В чем польза сахара для мозга

Человек, поиграший в GTA и решивший пойти отбирать машины у горожан, может пойти снимать скальпы, почитав Купера, или пострелять из окна, посмотрев фильм «Сталинград»

Но Купера или Бондарчука в таком случае обвинять не будут, этой участи удостоятся только игры.

Кроме того, часто можно слышать суждение о том, что современные игры стали настолько реалистичны, что дети слишком уж вживаются в роль и чуть ли не путают игру и реальность.

На этом месте позвольте расказать историю. Иду однажды на работу, а впереди, метрах в пяти — одинокий школьник, скорее всего, первоклассник. Идёт, меня не видит, и тут в его голове начинает происходить невообразимое. «Тыдыщ! Буф! Вжжух», — доносится до меня. «Бабах! Тра-та-та-та!». Так продолжается минуты две, после чего мальчик внезапно останавливается, замирает и смотрит себе под ноги. Обгоняя его, я слышу, как он выдыхает: «Ну ни фига себе!».

Если ребёнок может представить реалистичное окружние даже в своей голове, то может ли быть помехой плохая графика? Да на каждом этапе развития игр (и кинематографа, кстати, тоже) графика лучших образцов казалась совершенством, а фантазия достраивала в мозгу недостающие пиксели.

В руках ребёнка любая палка может стать гранатомётом или посохом волшебника

Поэтому теорию об излишней реалистичности компьютерных игр позвольте сразу отнести в разряд мифов.

«Раньше игры были добрее, а в компьютере одна жестокость». Ой ли? В моём детстве было принято делиться на русских и немцев и стрелять друг в друга из палок или пластмассовых пистолетов. Или, например, вырывать с корнем высокую траву и, представляя себя индейцем, бросать в противников. Это означало протыкание копьём насквозь, между прочим.

Игры в войнушку, казаки-разбойники, индейцы и ковбои — это образец гуманизма, что ли? А появившийся уже во времена моей юности пейнтбол: там, простите, разве не убивают понарошку? Сколько убитых в «Спартаке» Джованьоли, которого читали чуть ли не все дети Советского Союза? Тысяч двести, наверно, не меньше. Не всякая сегодняшняя видеокарта выдержит такое количество убийств из книги, которую мне, школьнику, дала однажды прочитать мама.

Вы, граждане взрослые, когда ребёнку пистолет или танк дарите, вы думаете, в какие игры он будет играть?

Я не сторонник жестокости и никогда не любил излишне кровавые игры. Но если у игрока, оторвавшего голову персонажу Mortal Kombat, возникает желание оторвать голову своему реальному товарищу — это клиника, господа, и игры здесь не при чём.

4. То, что дети и подростки помешаны на агрессивных играх — миф

Вопреки расхожему мифу, средний возраст игрока — около 35 лет. Да, половина детей играет в компьтерные игры, но та же картина и у взрослых. На играх уже выросло не одно поколение!

В игры же, которые можно считать агрессивными или жестокими, играет не больше 20% геймеров. То, что все игры жестоки и кровавы — так считают в основном те, кто не видит истиных причин детской и подростковой агрессии.

Нет никаких оснований считать, что увлечение компьтерными играми провоцирует агрессивное поведение и перенос игровой механики в реальную жизнь. Статистика преступлений этого не подтверждает. Наоборот, даже игроки, чрезмерно увлекающиеся жестокими играми, реже становятся преступниками, чем те, кто не играет вовсе. Учёные связывают это с тем, что геймеры расходуют в играх накопившуюся агрессию, и её не остаётся для реальной жизни.

5. Исследования о пользе игр — сколько угодно!

После выхода наиболее популярных игр-боевиков, стрелялок, криминальных симуляторов наблюдается небольшое снижение уровня преступности. По всей видимости, это проявление переноса агрессии в игры из прошлого пункта.

Стратегии развивают скорость мышления и быстроту принятия решений, шутеры вроде Call of Duty концентрируют внимание и даже повышают остроту зрения. Развитию логического мышления способствуют квесты и ролевые игры. И это действительно подтверждено многочисленными исследованиями учёных.

Игра — одна из важнейших сторон жизни человека. Есть вполне обоснованная теория о том, что именно игра, а не труд, создала разумного человека. Что будто бы тысячелетиями сидел старый хмурый питекантроп, вытёсывая одни и те же инструменты для охоты, и лишь когда один питекантропёнок надел шкуру и «стал» мамонтом, а другие питекантропята взяли ветки и стали играть в охоту, вот тут-то и пошло развитие коры головного мозга. А что, мне нравится.

Не будьте старым питекантропом. Играйте в хорошие игры. И помните: всё хорошо в меру.

Фото: Unsplash (Glenn Carstens-Peters)

Источник

Этот вопрос предложили обсудить подросткам в Молодечненском центре творчества детей и молодежи «Маладик». Проводили дебаты члены молодежного парламента. Экспертная комиссия оценивала умение ребят эффективно отстаивать свою точку зрения, слушать других и уметь вести дискуссию с оппонентом в спокойной, доброжелательной манере. В итоге победителями признали команду гимназии №6.

Сегодня практически каждый школьник имеет компьютер, поэтому тема дискуссии оказалась близка каждому, и обсуждение получилось бурным, активным и волнующим. Ребята не только высказывали свою точку зрения, но и аргументировали ее. Мнения были разными, выступающие попытались выделить положительное и отрицательное влияние интернет-пространства на человека.

Плюсы

Компьютер прочно вошёл в нашу жизнь. Новые технологии открывают перед нами кучу возможностей. Компьютерные продукты способны развивать логику, находчивость, нестандартное мышление. Их используют для подготовки ребенка к школе, чтобы научить его читать, писать, рисовать и считать. Для подростков предлагаются игры для изучения школьных предметов и расширения кругозора. Есть тренажеры, с помощью которых можно получить важное и интересные навыки, тесты, которые помогут проверить и систематизировать свои знания. К примеру, можно подтянуть иностранный или подготовиться к ЦТ.

В интернете существуют форумы, где обсуждаются интересные и полезные вопросы, где можно высказать свою точку зрения. Можно создать свой сайт, сделать его популярным, найти единомышленников по интересам. Это также возможность пообщаться с родными, одноклассниками, сослуживцами, которые живут за много километров. Или побывать виртуально в тех местах, которые не можешь посетить по каким-то  причинам.

Читайте также:  Польза гречки на курином бульоне

Но вернемся к теме дебатов – компьютерным играм, которые постепенно стали значимой частью досуга большинства детей, подростков и взрослых.  Игры бывают разные. Обучающие и развивающие заставляют наш мозг работать, развивают логику, память и внимание. Многие игрушки требуют хорошего глазомера и реакции. Такие игры, несомненно, приносят пользу.

Минусы

Но некоторые игры способны разрушать психику людей. Пагубно действуют на психику динамические игры, от которых сложно оторваться. Смысл большинства таких игр: убить кого-то или разорвать что-то. В этих игрушках кровь льется рекой, а информационной начинки никакой.

Мнение родителей

Для взрослых компьютер является средством грамотной и эффективной организации своего дня. Например, не стоять в очередях в банке, а оплачивать коммунальные и прочие услуги онлайн. Не тратить время в магазинах, а делать покупки в интернете.

К компьютерным играм родители относятся неоднозначно. Для одних дети, плотно «зависшие» в виртуальном мире – это серьезная проблема. А для других наоборот: ребенок всегда на виду, не нужно бояться, что на улице он свяжется с плохой компанией или с ним что-то случится. Как же тогда прийти к выводу детям, если даже у взрослых это является спорным вопросом?

Мнение специалиста

Итог дебатов подвела социальный педагог центра творчества Марина Владимировна Видмич: «Невозможно сейчас обойтись без новых технологий, одной из которых является интернет. Несомненно, это важное изобретение помогло шагнуть вперед. Но компьютер стал сейчас и огромной проблемой. Парадокс Интернета: он соединяет людей, находящихся далеко, но разъединяет с теми, кто находится рядом. В наше время существуют несколько типов компьютерной зависимости – сетеголизм и кибераддикция. Компьютерная зависимость – психическое заболевание, которое требует профессионального подхода».

Вывод

Необходимо помнить, что компьютер никогда не заменит живого общения, но с другом стороны – это наше будущее. Значит, нужна золотая середина.

Источник

Стрелялки, бродилки, гонки, симуляторы, стратегии – виртуальных забав сейчас большое разнообразие. Они не только в компьютерах, но и в каждом телефоне. В них играют не только дети, но и взрослые.

Уже практически нет такого человека, который не столкнулся бы с видеоиграми. Студенты и офисные работники успевают играть на своих устройствах, пока едут в метро. Многие люди пенсионного возраста увлечённо передвигают свои пальцы по смартфону в надежде загнать виртуальный шарик в лунку. Трёхлетние малыши с фантастической скоростью осваивают современные гаджеты и сами скачивают из Интернета всё, что им попадётся.

В России выросло уже как минимум одно поколение, знающее о компьютерных играх достаточно, чтобы передать и привить хороший вкус своему ребёнку.

Мнения людей о пользе и вреде игр разнятся. Одни считают, что игры опасны для детской психики: появляется агрессия, безэмоциональность, сужается круг интересов и так далее. Другие говорят, что по большей части эти представления ошибочны, и уверяют в обратном: игры развивают сообразительность и целеустремлённость.

Если ещё 20 лет назад старшее поколение проявляло к компьютерным играм большое недоверие, то сегодня игры значительно расширили свою возрастную аудиторию. По данным статистики, в России примерно 60% людей играют в игры (консольные, компьютерные, онлайн-игры, игры для смартфонов). Причём большинство игроков – это взрослые люди, которые интересуются видеоиграми не меньше, чем дети и подростки. Средний возраст геймера в России – 30 лет. В Америке – около 40 лет.

Большинство родителей внимательно следят за тем, во что играет их ребёнок. Многие родители стараются найти время и поиграть вместе со своими детьми.

Некоторым родителям гаджеты служат некой палочкой-выручалочкой. С помощью неё ребёнка можно вмиг заставить молчать. Для этого нужно просто поместить в его руки планшет. Малыш плачет – мама достаёт планшет. Малыш не плачет. Если такую операцию проделывать многократно, то ребёнок действительно становится зависимым от виртуальной игрушки, доходя до фанатизма.

В чём же конкретно польза и вред от компьютерных игр?

Для взрослого человека введение компьютерных игр в свою жизнь будет скорее быстрой забавой, разрядкой после рабочего дня, затем он возвращается к своим прежним занятиям и хобби.

Восприятие ребёнка иное, как и уровень ответственности перед окружающими: дети ведут себя беспечно, ни за что не отвечают, поэтому для них действительно велика вероятность пропасть в виртуальной реальности.

Родителям не стоит запрещать ребёнку играть в игры, наоборот, он должен быть на ты с компьютером и другой техникой. Здесь главное – внушить хороший вкус и научить умеренно пользоваться компьютерными технологиями. Ну, и, конечно, неплохо бы разбираться в играх.

Игры бывают разные, как полезные, так и исключительно для забавы. Ребёнка стоит познакомить с играми-тренажёрами, обучающими интерактивными программами (например, изучение мира динозавров в 3D), играми с терапевтическим направлением (например, доктор) и самыми популярными тоже, то есть играми для удовольствия, где ребёнок может почувствовать себя в роли супергероя. Как раз из-за них родители часто ругают своих детей, думая, что те балбесничают и от жизни им ничего не надо. Это не совсем так.

Читайте также:  Винил вред и польза и вред

Игры в жанре «Adventure», то есть приключенческие, часто создаются, как мультфильм, в котором ребёнок управляет происходящим. Маленький геймер погружается в сюжет, ищет разгадки, много думает головой.

«Стратегии» предполагают масштабное управление городами, войсками, полезными ископаемыми – отличный задаток для будущего экономиста.

«Логические» видеоигры – это опять же головоломки. С помощью них можно научиться письму, чтению, языкам и многому другому.

«Симуляторы» позволяют маленькому мальчику почувствовать себя в роли машиниста поезда, пилота самолёта, капитана корабля.

Польза от компьютерных игр:

– развивают внимание к деталям, реакцию, моторику пальцев;

– игры на логику развивают память, заставляют думать;

– в целом игры развивают воображение, учат подходить к решению задач творчески, нестандартно;

– через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах;

– можно забавно провести свободное время в одиночку, с друзьями, с родителями.

Вред от компьютерных игр:

– длительное время за компьютером приводит к ухудшению зрения, перенапряжению мозга;

– при неправильной позе могут появиться болезни суставов и позвоночника;

– жестокие и бессмысленные игры приводят к агрессии, влияют на неокрепшую психику;

– если постоянно играть, снижается желание общаться с людьми;

– игры вызывают зависимость у детей и подростков, что ведёт к дальнейшим проблемам (например, неуспеваемости в школе).

Что же делать с компьютерными играми?

Компьютеры помогают нам во всём и облегчают жизнь. Без них современному человеку никуда. Так же и с играми. Многие из них призваны обучить нас чему-то, ведь когда обучение происходит в форме игры, это всегда хорошо. Игры дают толчок нашему воображению, заставляют думать и решать головоломки.

Если говорить о вреде компьютерных игр, то он, в основном, связан с неумеренным их использованием. Требуется делать перерывы и проводить за играми не более двух часов в день. Родителям нужно правильно подобрать игру для ребёнка и сделать упор на развивающие игры. И, конечно, не стоит забывать о других занятиях, есть множество устных и настольных игр. Компьютерные игры – это здорово, но не в ущерб сну, прогулкам, спорту, чтению и т.д.

P.S.

Компьютерная зависимость у детей – серьезная проблема. Но реалистичные сцены насилия, перестрелки и погони – не единственные характеристики видеоигр.

Есть и полезные проекты, проверенные учёными, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Данная статья основана на моём личном опыте, фактах и исследованиях по всему миру.

1) Есть замечательные проекты, которые показывают как работают различные системы, например, есть игра Spore, где игроку дается возможность подучить биологию: от маленькой биологической клетки, пройти всю эволюцию и создать целое государство. Есть один физик из Стэнфордского университета Ингмар Ридель-Крузе, создавший целую коллекцию видеоигр, которые уже помогают студентам закреплять учебный материал. https://pubs.rsc.org/en/content/articlepdf/2011/lc/c0lc00399a

Существует множество симуляторов, каждый из которых даст представление о той или иной сфере деятельности: Градостроительные симуляторы (Sim City), социальные игры про общество и взаимодействие (Sims), Авиасимуляторы (X-Plane 10), Космические симуляторы (Kerbal Space Program и Universe Sandbox). Игры помогают развиваться, развлекая, и в этом – их главная ценность. Помимо ПК или обычной игровой приставки, есть множество.

По поводу моторики. Исследование, проведенное австралийским Университетом Дикина, обнаружило, что дети в возрасте от 3 до 6 лет, которые играли в интерактивные игры на приставке Wii, обладают более развитой двигательной моторикой. (https://medicalxpress.com/news/2012-07-kids-interactive-video-games-motor.html)

Т.е. если у Вас вызывает скептицизм обычная клавиатура или джойстик, есть очень много внешних устройств для двигательной деятельности. Можно приобрести интерактивные игры с двумя манипуляторми для рук, можно и шлем виртуальной реальности приобрести, для него есть масса познавательных вещей в форме игры, есть спортивные тренажёры, танцевальные ковры, имитаторы гитары и барабанов и т.д.

2) Интересные тренажёры для развития памяти, внимания, реакции, сделанные в игровой форме имеются как и для ПК, так и для андройд, Например, Викиум https://wikium.ru

3) Через игру ребёнка можно научить работать в разных полезных программах

Здесь можно привести много примеров. Например, мне благодаря тому, что игры периодически не работали, приходилось разбираться в устройстве компьютера и программном обеспечении. Это может вдохновить ребенка осваивать компьютерный язык, а программирование – весьма перспективное занятие.

Можно делать с ребёнком мультфильмы, есть приложение для андройд FlipaClip, данное занятие очень увлекательное и перспективное, в дальнейшем ребёнок может изучить весь пакет Adobe. Профессия видеодизайнера, монтажёра, режиссёера очень перспективные.

Источник