Компьютер в школе польза и вред

Компьютер в школе польза и вред thumbnail

Это черновик проекта.

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. И я не пойму, почему некоторые взрослые так много говорят о его вреде компьютера, и никто не говорит о его пользе. Вот и от своей мамы я часто слышу: «Хватит сидеть за компьютером, иди, поиграй с братом» и ни разу не услышал: «Иди, поиграй на компьютере, хватит сидеть с братом». Кстати мой младший брат тоже очень любит компьютер и часто смотрит, как я играю, даже пытается нажать какую-нибудь кнопочку, пока я не вижу. Поэтому я решила выяснить, а действительно ли компьютер так вреден для ребенка или родители ошибаются, и в компьютере нет никакого вреда, а наоборот только польза. Попробуем в этом разобраться.

Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 г.Благовещенска

Исследовательская работа

Название работы: «Компьютер в жизни школьника: вред или польза?»

Автор:Ахмеров Ильнур, ученик 3 класса Г

Руководитель:

Дьячкова Ирина Сергеевна

Оглавление

Введение …………… …………………………………………………………………….……… 3

Глава I. Что такое компьютер……………………………………………………………..…….….4

Глава II. Влияние компьютера на ребёнка…………………………………………………… 5-10

Глава ІІІ. Рекомендации……………………………………………………………………………11

Глава ІV Заключение ………………………………………………………………………………11

Библиографический список………………………………………………………………………11

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. И я не пойму, почему некоторые взрослые так много говорят о его вреде компьютера, и никто не говорит о его пользе. Вот и от своей мамы я часто слышу: «Хватит сидеть за компьютером, иди, поиграй с братом» и ни разу не услышал: «Иди, поиграй на компьютере, хватит сидеть с братом». Кстати мой младший брат тоже очень любит компьютер и часто смотрит, как я играю, даже пытается нажать какую-нибудь кнопочку, пока я не вижу. Поэтому я решила выяснить, а действительно ли компьютер так вреден для ребенка или родители ошибаются, и в компьютере нет никакого вреда, а наоборот только польза. Попробуем в этом разобраться.

Цель исследования:

  1. Выяснить «причины» негативного отношения взрослых к компьютеру.
  2. Определить, вреден компьютер для здоровья или нет.

Гипотеза:

Компьютер не может быть вредным, так как с его помощью можно многому научиться.

Задачи исследования:

1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.

2. Проведение анкетирования школьников с целью выявления роли компьютера в их жизни.

3. Разработка рекомендаций для работы за компьютером.

4.Создание памятки работы за компьютером

Актуальность исследованияобусловленавозросшим вниманием общества к компьютеру.

Новизна исследования:компьютер появился в нашей жизни совсем недавно и мало кто задумывался о его влиянии на человека.

Глава I. Что такое компьютер

Компьютер – это электронная машина, которая хранит информацию, обрабатывает ее, выдает эту информацию на монитор так, чтобы можно было прочитать ее. Прибор, на котором можно:

  • читать;
  • писать;
  • считать;
  • рисовать;
  • играть;
  • сочинять музыку;
  • общаться;
  • управлять роботами;
  • и многое другое.

Какие бывают компьютеры?

  • Настольные
  • Переносные (ноутбуки)
  • Компьютеры, встроенные в разные устройства

Кроме настольных бывают суперкомпьютеры, занимающие целую комнату.

Кроме ноутбуков и их упрощённых вариантов — нетбуков бывают и совсем маленькие, карманные компьютеры (их ещё называют: наладонники, КПК — карманные ПК, PDA — Personal Digital Assistant).

Компьютер состоит из четырех основных частей:

  • Монитор
  • Мышь
  • Клавиатура
  • Системный блок

Влияние компьютера на ребёнка

Еще 20 лет назад компьютер был диковинкой, а в настоящее время он стал доступен обычной каждой семье. Без компьютера невозможно ни одно серьезное производство. Каждое уважающее себя предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.
Пришел компьютер и в жизнь современного школьника, начал свое победное шествие по школьным урокам. Для большинства родителей компьютер же стал головной болью.Самое частое заблуждение , которое можно услышать это – “от компьютера больше вреда, чем пользы, нужен он только как игрушка”. И я в этом убедился, когда провёл анкетирование среди родителей.

В анкетировании приняло участие 25 человек.

На вопрос Согласны ли вы с утверждением, что компьютер приносит больше вред, чем пользу?

19 человек ответили – да

7 человек ответили – нет

На второй вопрос: Перечислите, какой вред приносит компьютер здоровью детей. Были получены следующие ответы:

20 человек – портится зрение

15 человек – искривление позвоночника

17 человек – отрицательное влияние на психику детей.

2 человека – нарушение общего физического развития

Таким образом, можно выделить три основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику. Я решил выяснить действительно ли?

«Общение с компьютером портит детское здоровье»

Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Разберём три вредных фактора, выделенных родителями.

Нагрузка на зрение

Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у ребёнка проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

Ни в коем случае нельзя работать за компьютером в темноте. Дисплей должен располагаться так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Расстояние от глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

Стеснённая поза

Работа за компьютером заставляет длительное время смотреть на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или работать мышью. В результате приходится долго сидеть в неподвижном состоянии, а это чревато появлением боли в мышцах шеи, спины, суставах кистей рук, головных болей. Что бы этого не было необходимо:

  • размер мебели должен соответствовать возрасту и телосложению;
  • правильная посадка предполагает: экран монитора должен быть удалён от глаз на расстоянии вытянутой руки;
  • не нужно подгибать или вытягивать ноги;
  • не надо сутулиться или откидываться на спинку стула.
  • надо делать перерывы, во время которых нужно выполнять физические упражнения или погулять на улице и т.д.

Психическая нагрузка

Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить.

  • 1)В работе следует делать перерывы;
  • 2)Необходимо следить за содержательной стороной игр, сайтов.
  • 3)Заинтересовать в других видах деятельности, например, посещение кружков, секций.

Из всего выше сказанного главное это сколько времени проводит ребёнок за компьютером. В этом вопросе взрослые должны проявить настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10-15 минут в день. Для детей в возрасте 7-8 лет ограничение составляет 30-40 минут в день. В 9-11 лет можно позволять сидеть за компьютером не более часа-полутора.

Как же обстоят дела у нас в классе? На вопрос: Сколько времени проводит за компьютером ваш ребёнок? получены следующие ответы:

10 – 15 мин. – 2ч.

30 – 40 мин. – 8ч.

1ч. – 9ч.

1-2ч. – 5ч.

Неограниченно – 1ч

Таким образом, можно сделать вывод, что детское здоровье оградить от компьютерных вредностей можно – главное следить, чтобы дети выполняли правила при работе за компьютером.

Следующий вопрос, на котором я хотел бы остановиться вред и польза компьютерных игр. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет!

Читайте также:  Польза белого чая для здоровья

В анкете на вопрос: Согласны ли вы с утверждением, что компьютерные игры не приносят пользы? Были получены следующие ответы:

Да – 18 человек

Нет – 7 человек

Я решил опровергнуть и этот факт. «Компьютерные игры приносят только вред».

Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности, так что разных видов компьютерных игр гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Условно всё многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

Приключенческие (бродилки)

Данные игры развивают быстроту реакции, внимательность и усидчивость.

Стратегии

Замечательный жанр, тренирующий логическое мышление, сообразительность, скорость реакции. В стратегиях, чтобы добиться цели, реально приходится думать, работать над тактикой, своевременно реагировать на действия своего оппонента.

Аркады

Данные игры развивают глазомер, внимание, скорость реакции

Логические

Логические детские игры помогают с ранних лет развивать мышление, желание экспериментировать, анализировать свои действия и их результат, делать верные выводы и учиться самостоятельно решать любые задачи. Осваивая логические детские игры ребенок делает большой шаг к пониманию основ математики, физики и других важных наук.

Симуляторы

основной смысл игр этого жанра это симуляция управления чем либо или имитация чего то. Это может быть симулятор вождения, симулятор охоты, симулятор поезда, симулятор рыбалки и т.д.

Проведя опрос одноклассников, я выяснил, в какие игры предпочитают они играть.

Приведенные ниже факты психологов, которые я нашёл в информационных ресурсах, помогут сделать правильный выбор.

ХОРОШО

Компьютерные игры развивают у детей:

• быстроту реакции;

• мелкую моторику рук;

• визуальное восприятие объектов;

• память и внимание;

• логическое мышление;

• зрительно-моторную координацию.

Компьютерные игры учат ребенка:

• классифицировать и обобщать;

• аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

• добиваться своей цели;

• совершенствовать интеллектуальные навыки.

А что же тогда ПЛОХО?

Плохо то, что при не соблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру! Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них. Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и прививать её детям.

Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. В семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.

В ходе анкетирования также выяснилось, что большинство родителей считают, что: Компьютер – только для игр и развлечений»

Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе. Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.

Компьютер, оборудованный средствами мультимедиа способен с довольно высоким качеством воспроизводить, записывать и обрабатывать музыку и видео, в том числе и с обычных аудио- и видеодисков, принимать и записывать радио- и телевизионные программы, служить мольбертом художника и партитурным листом композитора, а также работать с фотографиями. Современные программы позволяют делать это человеку, совершенно незнакомому с программированием.

Телефон, музыкальный и видеоцентр, пишущая машинка, видеоприставка, записная книжка, справочник, энциклопедия – это лишь малая часть функций, которые способен выполнять компьютер

Своим одноклассникам я задал вопрос: Что тебе больше нравится?

  • Играть в компьютерные игры?
  • Читать книги7
  • Гулять на улице?
  • Другое?

И получил следующие ответы.

Можно сделать вывод, что компьютер вытесняет из жизни некоторых детей чтение книг, прогулку, спорт, но признаков зависимости от компьютера нет.

Глава III. Рекомендации

Из всего выше сказанного, хотелось бы дать несколько рекомендаций родителям.


  • Для того, чтобы родители могли контролировать использование

ребенком компьютера, они должны сами хотя бы на элементар­ном

уровне уметь им пользоваться;

2.Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;

3.Через каждые 20—30 минут работы на компьютере необходимо де­лать перерыв;

4.Ребенок не должен работать на компьютере более 1,5—2 часов;

5.Родители должны контролировать приобретение ребенком ком­пьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детс­кому здоровью и психике;

6.Если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютер­ный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается;

7.Если ребенок использует компьютер безответственно, необходи­мо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разре­шения родителей.

В ходе проведения исследования выявлена причина негативного отношения взрослых к компьютеру, это недостаточность знаний о компьютере и его возможностях/

Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника, я сделал вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки.

Как же поступить – оградиться от современного чуда техники или нет? Вопрос, конечно, сложный, но вполне решаемый. Компьютер, как всякий предмет обихода, может быть и полезным, и вредным для ребенка. Но то же самое можно сказать почти о любой другой вещи, даже о самой, внешне безобидной, детской игрушке. Просто во всем нужно знать меру, а также следовать нехитрым, но действенным рекомендациям.

Библиографический список

  • 1.Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 – №8, стр.56.
  • Ермилова И.А.Ограничьте просмотр передач!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 – №8, стр.22
  • Ермилова И.А. Собираетесь в школу? Тренируйте глаза!/ Ермилова И.А.//Здоровье школьника – 2008 – №8, стр.56.
  • Билич Г.Л., Назарова Л.В./ Основы валеологии / С.-Петербург МСМХС, 1998г.
  • 5.https://www.medicinform.net/,
  • 6.https://www.materinstvo.ru/,
  • 7.https://www.kykymber.ru/.

Источник

(СЛАЙД 1 )

Представление

Здравствуйте, меня зовут Белоусова Ангелина. Я учусь в 1-В классе, школы № 8. Я представляю Вам свою исследовательскую работу на тему: «Компьютер в жизни школьника: Вред или польза»

Научный руководитель: Даштиева Таисия Мусаевна

(СЛАЙД 2)   

Почему я выбрала эту тему?

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. И я не пойму, почему некоторые взрослые  так много говорят о его вреде компьютера, и никто не говорит о его пользе. Вот и от своей мамы я часто слышу: «Хватит сидеть за компьютером, иди, поиграй с братом» и ни разу не услышала: «Иди, поиграй на компьютере, хватит сидеть с братом». Кстати мой младший брат тоже очень любит компьютер и часто смотрит, как я играю, даже пытается нажать какую-нибудь кнопочку, пока я не вижу.  Поэтому я решила выяснить, а действительно ли компьютер так вреден для ребенка или  родители ошибаются, и в компьютере нет никакого вреда, а наоборот только польза. Попробуем в этом разобраться.

(СЛАЙД 3) 

Исследование я начала с определения цели, задач и выдвижения своей гипотезы: Компьютер не может быть вредным, так как с его помощью можно многому научиться.

Самый простой пример, научиться читать, кстати, я именно с помощью компьютера и научилась читать.

Изучив теоретический материал на заданную тему, проведя «опыты» на себе и опросив учеников своего класса, я выяснила:

 (СЛАЙД 4) 

Цель и задачи исследования.

Цель исследования

  • Выяснить «причины» негативного отношения взрослых к компьютеру.
  • Определить, вреден компьютер для здоровья или нет.

Задачи исследования:

1. Изучение имеющейся литературы по заданному вопросу.

Читайте также:  Мягкий творог польза и вред для организма

2. Проведение анкетирования школьников с целью выявления роли компьютера в их жизни.

3. Разработка рекомендаций при работе за компьютером.

4. Распространение памятки с гимнастикой для глаз.

(СЛАЙД 5)

Что такое компьютер?

Компьютер – это электронная машина, которая хранит информацию, обрабатывает ее, выдает эту информацию на монитор так, чтобы можно было прочитать ее.

Компьютер состоит из четырех основных частей:

Компьютер (англ, computer – вычислитель) представляет собой программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.

(СЛАЙД 6)

Три мифа о влиянии компьютера на ребёнка

Хочу развеять некоторые мифы о влиянии компьютера на ребёнка, которые так прочно сидят в сознании большинства родителей.

Миф Первый

«Общение с компьютером портит детское здоровье»

Многие из вас, я уверена, мучаются угрызениями совести, глядя на увлечённо играющего на компьютере малыша, потому что все слышали о вреде компьютерных игр на здоровье детей.

Самое главное – знать, как влияет компьютер на детский организм и сколько времени ребёнок может проводить за монитором без вреда для здоровья. Существуют четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику, излучение. Давайте разберём каждый из них по порядку:

Нагрузка на зрение

Продолжительная работа на компьютере приводит к зрительному переутомлению, что, в свою очередь, может привести к снижению остроты зрения. Ребёнок может проводить за компьютером не более 10-25 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.

Ни в коем случае нельзя работать за компьютером в темноте.  Дисплей должен располагаться так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Расстояние от  глаз до экрана должно составлять 50-70 см.

И помните: компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играют наследственность, телевизор и чтение в темноте. При грамотном подходе и организации рабочего места ребёнка, его зрению ничего не угрожает.

Стеснённая поза

Сидя за компьютером, ребёнок смотрит с определённого расстояния на экран и одновременно держит руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его принять определённое положение и не изменять его до конца игры. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов.

Между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Нельзя перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.

Психическая нагрузка

Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр.

Легче всего для детского восприятия статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы. Поэтому игры нужно выбирать с хорошим изображением и нормальной скоростью.

Излучение

Изначально все родители боятся радиации от компьютерного монитора. Но ведь у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности то, что называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны), монитор вообще не производит. В нём просто нет устройств со столь высокой энергией. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Следовательно, необходимо постоянно снижать количество пыли в помещении посредством влажной уборки. А ребёнка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Миф Второй

«Компьютерные игры приносят только вред».

Если в семье решено применять компьютер с целью воспитания и развития ребёнка, то взрослые должны понимать, как, зачем и во что играют современные дети, быть в курсе игровых новинок и уметь совместно обсудить содержание новой игры. И поможет нам в данном вопросе знание жанровой классификации игр.

Основных жанров компьютерных игр несколько, но в каждом жанре существуют свои разновидности, так что разных видов компьютерных игр гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Условно всё многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

Приключенческие (брадилки)

Визуально подобные игры оформлены как мультипликационный фильм, но с интерактивными свойствами – возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных в них задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением.

Главным подспорьем в этих играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве многочисленных уровней. При выборе таких игр, необходимо знать, что немаловажное значение для занимательности имеет баланс между сложностью и простотой решения головоломок.

Если задачи окажутся, слишком сложны для ребёнка, то он быстро потеряет интерес к игре; если слишком легки – быстро пройдёт всю игру и не испытает чувства удовлетворения, свойственного человеку от преодоления сложных препятствий.

Стратегии

Основная цель стратегических игр – управление войсками, энергией, полезными ископаемыми или другими подобными ресурсами. При этом зачастую необходимо осуществлять не только долговременное планирование, но и следить за текущей ситуацией. Конечной целью игры-стратегии является завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза или набор фиксированного количества очков.

Эти игры достаточно сложны, но именно они развивают в ребёнке усидчивость и  способность к планированию своих действий, а также тренируют многофакторное мышление.

Аркадные

Эта разновидность компьютерных игр перекочевала в наши персональные компьютеры с игровых автоматов и различных приставок. Характерной особенностью аркадных игр является поуровневое дробление игры, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Как правило, в конце каждой миссии игроку необходимо одержать главную победу. Также для данных игр характерна система набора очков и бонусов (дополнительных наград), предоставляемых за быстроту прохождения, победу над соперником либо нахождение секретных дверей или предметов.

Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, скорость реакции, но для детей дошкольного возраста рекомендуются ограничения по времени игры.

Ролевые

В играх этого жанра в распоряжении игрока имеется небольшой отряд персонажей, каждый из которых выполняет свою отдельную роль или функцию. Цель героев – совместными усилиями исследовать виртуальный мир и выполнить поставленную в начале игры задачу. Задачей может быть отыскание определённого клада, сокровища или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают различные препятствия и вредители разных мастей, которых необходимо одолеть силой или хитростью. Здесь и проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

Логические (обучающие)

Большинство детей старшего дошкольного возраста интересуются головоломками, если, конечно, они доступны для них. Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления. Чаще всего такая игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые необходимо решить. Типичными представителями этого жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка. В последнее время российские фирмы-производители выпускают много качественных разнообразных логических игр, рассчитанных на дошкольный возраст, с целью обучения детей счёту, чтению, письму и другим предметам.

Читайте также:  Обратноосмотические фильтры польза или вред

Симуляторы

Игра-симулятор (иначе – имитатор) имеет в своём названии какую-нибудь приставку, например: авто-, авиа-, спортивный и др. Желание ребёнка попробовать свои силы в чём-то новом – очень сильное чувство, и компании, которые выпускают компьютерные игры для детей, об этом хорошо осведомлены. Сегодня в продаже можно найти имитаторы

практически любых технических средств – парусных кораблей, дирижаблей, самолётов и вертолётов, танков, подводных лодок, реальных и фантастических космических аппаратов. В этих играх разработчики большое значение придают реализму ответных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

Существуют и другие классификации компьютерных игр, но нельзя категорически заявлять, что одни игры плохи в плане воспитания, а другие хороши. Здесь не всё так просто, многое зависит от конкретной игры.

Самое главное – отношение к игре ребёнка, а для того, чтобы не заблудиться в безбрежном море виртуальных развлечений, необходимо иметь информационную культуру и прививать её детям.

Миф Третий

«Компьютер – только для игр и развлечений»

Это довольно распространённое заблуждение, несмотря на обилие развивающих программ для детей разного возраста на прилавках наших магазинов. Основное, в чём может помочь компьютер родителям дошколёнка – это, конечно, подготовка малыша к школе.  Использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.

Одним из важных моментов применения компьютера в работе со  старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать. Казалось бы, ничего особенного в этом нет, однако это очень важный момент, связанный с дальнейшим обучением в школе. В «докомпьютерную эпоху» ни детский сад, ни семья не отправляли в школу ребят, которые могли бы сначала думать, а потом действовать. Учительница начальных классов постоянно призывала практически каждого ученика: «Сначала подумай, а потом говори!»; «Сначала подумай, а потом пиши!»; «Сначала подумай, а потом делай!» и т.д. до бесконечности. В чём же дело? А всё дело в том, что у ребёнка нет теоретического мышления, оно ещё не сформировалось, так как ни детский сад, ни начальная школа не имели надёжного средства для его выработки. Теоретическое мышление в первую очередь связано с осознанием способа действия, необходимого для решения учебной, игровой, изобразительной или любой другой задачи. Компьютер же, благодаря своему устройству и функциям, развивает такое мышление, осуществляя интеллектуальную подготовку малыша к школе.

Другая важная роль подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ – это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Компьютерные игры приучают к этому довольно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте непременно даст отдачу в быстром и эффективном освоении прикладных программ в школе. Часы и дни, потраченные на развивающие компьютерные игры, вполне способны сэкономить месяцы работы по освоению сложных программных систем в будущем.

А вот какие замечательные стихи можно найти на просторах Интернета:

Я знаю, в компьютере каждом живёт

Живой, настоящий компьютерный кот.

Мурлычет, фырчит и когтями скребёт,

Мы это отчётливо слышим.

Не знает покоя компьютерный кот,

Пытаясь добраться все дни напролёт

До вкусной компьютерной мыши.

(Л. Уланова)

(СЛАЙД 7)

Анкетирование

Анкетирование я проводила среди своих одноклассников, учащихся 1-Вкласса. Анкетировано 20 человек (из них мальчиков – 11, девочек – 9) Проведена обработка данных по выявлению роли компьютера в жизни школьника.

(СЛАЙД 8)

Анкета содержала следующие вопросы:

  1. Есть ли у тебя дома компьютер или ноутбук?  
  2. Разрешают ли тебе родители садиться за компьютер?         
  3. Чем ты занимаешься за компьютером?    
  4. В какие игры ты предпочитаешь играть?
  5. Сколько времени ты проводишь за компьютером?
  6.  Хочешь ли ты постоянно играть в компьютерные игры?    
  7. Ты кушаешь, пьешь чай, делаешь уроки у компьютера?
  8. Придя домой, ты сразу садишься за компьютер
  9. Что тебе больше нравится?
  10. Устают ли у тебя глаза при занятиях на компьютере?
  11. Делаешь ли ты гимнастику для глаз?

(СЛАЙД 9)

Результаты анкетирования:

Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:

  1. Большинство детей (100%) имеют дома компьютер
  2. Большинству детей (90%) разрешают им пользоваться
  3. Большинство детей (60%) играют на компьютере в игры
  4. Меньшинство детей (45%) предпочитают игры-стрелялки
  5. Меньшинство детей (40%) проводят за компьютером по 1 часу
  6. Меньшинство детей (40%) едят и делают уроки за компьютером
  7. Меньшинство детей (40 %) хотят играть на компьютере постоянно
  8. Меньшинство детей (10%) придя домой сразу садятся за компьютер
  9. Меньшинство детей (40%) предпочитают игры на компьютере, чтению книг
  10. Меньшинство детей (20%) ответили «да» на вопрос об усталости глаз
  11. Меньшинство детей (25%) делают гимнастику для глаз

Из которых видно, что большинство детей имеют дома компьютер, пользуются им и играют в игры. Но любят они также, и читать книги, и гулять на улице и т.д.  

(СЛАЙД 10)

Рекомендации

  1.  При слабом зрении садиться за компьютер только в очках.
  2.  Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50-70 см). Смотреть на монитор надо слегка сверху вниз.
  3.  Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором, желательно встать, размяться, давая отдых мышцам спины и шеи.
  4.  Соблюдать правильную рабочую позу.
  5.  Не работать на компьютере в темноте.
  6. Следить за содержательной стороной игр и программ.
  7.  После занятий умыться прохладной водой.
  8. Выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
  9.  Выбирать игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
  10.  Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
  11.  Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – ребёнок должен покидать   компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
  12.  Нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.

(СЛАЙД 11)

Выводы         

В ходе проведения исследования выявлена причина негативного отношения взрослых к компьютеру, это недостаточность знаний о компьютере и его возможностях, а также наличие мифов о вреде здоровью.

Вред здоровью, конечно же, может быть, от неразумного и неправильного пользования компьютером, впрочем, как и телевизором и любым другим средством.

А в разумном использовании компьютер, очень даже полезен.

Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:

  1. Большинство детей (100%) имеют дома компьютер
  2. Большинству детей (90%) разрешают им пользоваться
  3. Большинство детей (60%) играют на компьютере в игры
  4. Меньшинство детей (45%) предпочитают игры-стрелялки
  5. Меньшинство детей (40%) проводят за компьютером по 1 часу
  6. Меньшинство детей (40%) едят и делают уроки за компьютером
  7. Меньшинство детей (40 %) хотят играть на компьютере постоянно
  8. Меньшинство детей (10%) придя домой сразу садятся за компьютер
  9. Меньшинство детей (40%) предпочитают игры на компьютере, чтению книг
  10. Меньшинство детей (20%) ответили «да» на вопрос об усталости глаз
  11. Меньшинство детей (25%) делают гимнастику для глаз

Из этих результатов видно, что большинство детей имеют дома компьютер, пользуются им и играют в игры. Но любят они также, и читать книги, и гулять на ул?