Комиссия агента в пользу системы
TerminalTech.ru / Статья / О проблемах бизнеса
О проблемах бизнеса: Проценты, Операторы, платежные системы и Агенты
Когда зарождался бизнес приема платежей и торговых точек было не так много, сотовые операторы были готовы платить хорошую комиссию агентам за то, что принимали платежи в их пользу (4 – 6%). Таким образом агенты зарабатывали взымая минимальную комиссию, операторы получали платежи, а клиенты были довольны хорошим сервисом и без очередей совершали свои платежи. Между агентом и оператором был и посредник, платежная система, которая предоставляла программное обеспечение, шлюзы для проведения платежей и денежное посредничество. Соответственно посредник и получал вознаграждение от оператора, и зачислял на счет агента взяв некий процент. Всем все нравилось. И так работали до 2010 года.
В 2009 г пролоббировали, а в 2010 года вступил в силу 103 ФЗ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ (см в предыдущей статье)
Данный закон вызвал бурю негативных эмоций у агентов, ввиду того, что теперь они обязаны устанавливать контрольно-кассовую технику и выдавать чеки с фискальными признаками. Мероприятие это довольно дорогостоящее и единственное решение было перенести часть затрат на клиентов. Соответственно увеличилась комиссия за платежи (выросла на 2-3%).
Повышение комиссии за платежи привело к прогнозируемому оттоку клиентов от торговых точек, которые стали выбирать безналичные способы оплаты. При перечислении средств безналичным способом (через онлайн кошельки или кредитки) нету никаких издержек, поэтому, как правило, на такой платеж не взимается комиссия.
Сотовые операторы, чувствуя тенденцию рынка и имея поддержку банков, поэтапно урезают комиссию для платежных агентов.
Платежные агенты снова вынуждены повышать размер комиссии дабы сократить издержки.
и так по кругу несколько раз
2011 г. вступил в силу 161 ФЗ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ. (см в предыдущей статье)
Все агенты обязаны сдавать средства полученные от плательщиков на специальный банковский счет. Стоимость внесения наличных на данный спец счет составляет от 0.1% до 0.5% (в разных банках)
Сотовые операторы снижают вознаграждение до максимального уровня 0.01%.
Платежные системы вынуждены взымать комиссию с агентов за проведение платежей в пользу сотовых операторов (от 0.2% до 1.3% в зависимости от тарифного плана)
2012 г. Платежная система Киви вводит плату за шлюз: МТС 1200 рублей, Билайн 1200 рублей, Мегафон 1200 рублей, РосТелеком 1200 рублей
2013 г. Платежная система Киви вводит плату за шлюз: Теле 2 1200 рублей.)
Подитожим.
В 2013 году средняя комиссия, взимаемая с клиента за платеж в пользу сотовых операторов по России составляет 8.5%. А за куда эти 8.5% идут?
0.7% платиться агентов комиссию в пользу платежных систем
2% за 103 ФЗ
0.3% за 161 ФЗ
3% за арендную плату помещения
1% за обслуживание терминалов
1.5% – чистая прибыль агента.
Все цифры усредненные…
1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.
2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 110-ФЗ)
3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 80-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.
7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц – платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.
(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, – от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.
9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица наличных денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом “О банках и банковской деятельности”, запрещена.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
(часть 11.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:
1) адреса места приема платежей;
2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;
3) наименования поставщика;
4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;
5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;
6) способов подачи претензий;
7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;
8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.
14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) зачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом);
(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
(часть 16 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
(часть 17 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
18. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
(часть 18 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:
1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;
2) списание денежных средств на банковские счета.
(часть 19 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.
(часть 20 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
20.1. Лицо, которому в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносятся денежные средства в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, в качестве специального банковского счета поставщика для зачисления указанных денежных средств использует специальный счет, на котором осуществляется формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
(часть 20.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 513-ФЗ)
21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.
(часть 21 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)
Дата публикации: 17.01.2014 15:03 (архив)
С 2010 года деятельность по приему платежей с помощью платежных агентов регулируется Федеральным законом от 03.06.2009г. N 103-ФЗ (далее – Закон).
В целях этого Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Для начала давайте разберемся, кто же такой поставщик, а кто – является платежным агентом.
Поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом. Поставщиком также являются организации и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Относятся к поставщикам и органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.
Платежный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Отметим, что кредитные организации к платежным агентам не относятся.
Законом установлены определенные требования к платежным агентам и поставщикам.
В частности, в силу п.п. 14, 15 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Данная обязанность платежного агента корреспондирует с обязанностью поставщика, предусмотренной п.18 ст.4 Закона, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются. Таковы требования п.4 ст. 8 Закона.
Таким образом, использование платежным агентом и поставщиком специального банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.
Если платежный агент либо поставщик не выполнил требование об обязательном ведении специального банковского счета, то он будет нести ответственность в соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Так, за нарушение платежными агентами:
- обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет;
- неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Следует также учесть, что платежный агент при приеме платежей, в том числе с использованием терминала, обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Статьей 5 Закона установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.
Обращаем внимание налогоплательщиков, за такие нарушения, как:
- неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
- применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
- отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.