Комиксы их польза для детей

Комиксы их польза для детей thumbnail

В Советском Союзе комиксы называли «картинками для тупых» (хотя это не мешало размещать их во многих детских журналах). Это выражение так прочно вошло в сознания наших людей, что большинство не могут оценить многогранность и глубину этого жанра литературы в современности.

Многие родители не разрешают своим детям читать комиксы, так как считают это бесполезной тратой времени. Мол, очередное развлечение не имеющее никакого отношения к полноценному чтению.

фото взято с joyreactor.cc

При том большая часть считающих, что «комиксы — литература для глупых» не имеют представления, что такое комиксы и даже не листали их. Люди, не зная и не изучая этот жанр,априори считают его макулатурой.

Сегодня мы развеем мифы о комиксах.

1. Будет читать комиксы, привыкнет маленькому тексту и за нормальную книгу не возьмется.

Почему-то взрослые уверены, что дети , увлеченные чересчур иллюстрированными книгами, никогда не будут читать “нормальную литературу”. Под “нормальной”, естественно, имеют в виду Толстого и Достоевского, почему то не думая, не то что в 5-6 лет ребенка, а даже и в 13-15 рано знакомить с такими серьезными книгами, не поймут и не осознают. Попробуйте перечитать литературу из школьного списка, как вы сейчас ее воспринимаете? И хотите ли это читать.

А между тем именно комиксы могут помочь ребенку подружиться с книгой.

В психологии есть такое понятие, как книга, которая запускает процесс чтения. Книга, которой ребенок увлечен настолько, что после нее он хочет читать еще и еще. Чтобы получить то самое удовольствие, что принесла ему она.

Автор комиксов Джошуа Эдлер утверждает, что графические романы можно сравнить с ложкой сахара, которая позволяет проглотить лекарство.

фото взято с https://search.ucrazy.ru

Современным детей, которые буквально с рождения привыкают воспринимать мир в картинках, комиксы могут открыть дорогу в мир книг. Да, они на 90 % состоят из иллюстраций, но как можно говорить, что в них нет ни текста, ни композиции, ни сюжета?

Тем более, в некоторых комиксах изображение выполняет лишь вспомогательную функцию, а центральным же является текст.

И в комиксах каждое слово на вес золота. Знаете, как сложно так дополнить иллюстрацию несколькими фразами, чтобы они не выпали из контекста?

Так что тот факт, что в комиксах немного слов это большой плюс для тех детей, которые никак не разгонятся в чтении. Ребёнок же видит не историю, а трудные слова, которые не может осилить, и в голове складывается не картина, а страшная история преодоления каждой страницы.

2. Комиксы для недалеких.

Это говорят те, кто ни разу не держал в руках хорошее издание комиксов, а может не держали никакое. Да, среди комиксов, как и во многих других жанрах (скажем, в фэнтези, любовных романах), много халтуры, но есть и замечательные произведения, которые просто не позволяют назвать комиксы литературой для недалеких людей.

Например: графический роман “Маус” А.Шпигельмана, рассказывающий о жизни польского еврея, пережившего холокост (кстати, в 1992 году роман получил престижную Пулитцеровскую премию), или автобиографическое повествование от лица мальчика, пережившего ядерную атаку на Хиросиму “Босоногий Гэн” К.Накадзавы.

3. Комиксы не развивают воображение

Каждая новая книга комиксов рисует перед нами огромную, продуманную до мелочей вселенную, перекрывая пути для фантазии.

Почему же дети так часто рисуют продолжения приключений своих героев? Выдумывают новые истории? Создают новых персонажей?

В нашей книжной культуре принято пренебрежительное отношение к комиксам, несмотря на то, что мои ровесники росли на иллюстрированных историях Владимира Сутеева и рассказах в картинках Николая Радлова. Считается, что комиксы — это нечто развлекательное. Что они не способствуют развитию воображения, аналитического, а напротив — развивает клиповое (что это такое — никто толком не знает, но все опасаются) мышление.

Ю.Кузнецова

Комиксы воспитывают ложные идеалы, оставьте их американцам

Родители считают, что все Бэтмены, Человеки-пауки, и Супермены – не кто иные, как головорезы в костюмах супергероев. Даже черная вдова и соколиный глаз, кто они? Убийцы! Чем они отличаются от плохих героев, если сами постоянно вступают в драки? Да ничем. И не надо этого нашим детям.Все гораздо сложнее. Например, герои из вселенных MARVEL и DC всегда имеют какую-то благородную внутреннюю мотивацию. В их жизни всегда есть какая-то трагедия, которая подталкивает их к более глубокому и вдумчивому отношению к реальности и в конечном счете заставляет спасать мир. Хотя количество жестокости в историях про супергероев, конечно, завышено. А кто мешает найти другие комиксы, менее “кровавые” и читать их?

фото взято с pinterest.ru

Если вам понравилась статья, жмите “палец вверх”, комментируйте и подписывайтесь на канал Реальное Чтиво

Источник

Комиксы их польза для детейВесной этого года в колледже Провиденса (штат Род-Айленд, США) состоялась Первая конференция «Искусство комикса в школах Новой Англии». И знаете, какую тему обсуждали преподаватели и художники? Как с помощью комиксов привить детям любовь к чтению!

Надо сказать, что у некоторых российских родителей, да и у учителей тоже до сих пор существует устойчивое предубеждение против рисованных историй. Мол, комиксы примитивны: занятие для дурачков – картинки и немного буковок. Да и потом это «западное зло», с нашим менталитетом никак не связанное.

Читайте также:  Рыжики польза и вред для здоровья

Марина Аромштам, главный редактор газеты «Дошкольное образование», анализируя одну недавно вышедшую книгу детских комиксов (о самой книге позже) говорит: «В самом жанре (как в самых разных жанрах искусства) нет ничего порочного. Если быть честными, то предтечей комиксов в истории культуры можно считать иконы с их клеймами. Иконы возникли как способ рассказывать содержание священного писания тогдашнему неграмотному в большинстве своем населению и во многом обеспечили христианству «продвижение» в массы».

Что такое комикс?

Комикс – это рассказ в картинках. Серия нескольких картинок, связанных между собой сюжетно, по смыслу. С научной точки зрения, это синтез элементов литературы, изобразительного искусства и кинематографа. Кстати, не во всех комиксах обязательно присутствует текст. Бывают «немые комиксы» (сюжет понятен и без слов) и комиксы, где есть «баблы» (от английского «ВuЬЫе» – пузырь). «Бабл» – это «пузырь», в который обычно вставляется речь героев. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.

В разных странах этот вид искусства приобрел совершенно непохожие друг на друга черты. Если быть точным, слово «комикс» используется лишь в Англии, Америке и России. Специалисты других стран называют этот жанр по-своему. В Японии используют слово «манга», в Китае – «манхуа», а во Франции – «банд дессине». Практически во всех странах становление комиксов начиналось с веселых и занимательных историй, в виде трех-четырех кадровых полосок, печатавшихся в газетах. Такая форма комикса до сих пор популярна, многие издания в качестве развлечения публикуют комикс.

Каждый комикс имеет своего адресата. Есть взрослые и подростковые, с претензией на высокое искусство и авангардные, познавательные и развлекательные. А есть детские комиксы. Вот о них и поговорим.

Первый российский комикс для детей

Зимой этого года в Третьяковской галерее прошла выставка «Весёлые картинки – первый российский комикс». На ней демонстрировались 280 рисунков художников – авторов «Веселых картинок», которые сотрудничали с изданием с 1956 по 2000 год. На уникальной выставке можно было проследить эволюцию детского комикса на примере журнала. Первоначально «Веселые картинки» имели горизонтальный формат, напоминая альбом для рисования. Большая часть страниц была заполнена выразительными рисунками-историями с краткими репликами, размещенными в «пузырях», – классический вариант комикса. Их создавали лучшие художники-карикатуристы, иллюстраторы детской литературы и аниматоры. Профессии комиксиста тогда ещё не существовало.

Главный героем первых комиксов был обаятельный человечек с карандашом вместо носа. Вслед за Карандашом на страницах журнала появилась целая команда Веселых человечков: Самоделкин, Петрушка, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Дюймовочка и Гурвинек.

Менялась идеология, формат журнала, главные редакторы и иллюстраторы – менялись и комиксы, оставаясь по-прежнему частью культуры, к которой приобщается ребёнок.

Интересно, что из многих комиксов потом родились полноправные детские произведения: книги, мультфильмы, художественные фильмы.

История одного детского комикса

Примерно одновременно с выходом наших «Веселых картинок» в газете французских коммунистов появляется серия веселых историй – «Собака Пиф». Спустя время комиксы «перебираются» в свой журнал «Pif». Так начинается «шествие Пифа» по странам Европы. Небольшие комиксы из нескольких рисунков представляли собой весёлые истории про хитроватого и обаятельного домашнего пса Пифа, его хозяев – тётю Агату и дядю Цезаря, их сына Дуду и кота Геркулеса. Периодически появлялись новые персонажи, но лёгкая стилистика историй и рисунков оставалась всегда.

В 70-годы французский журнал появился и в Советском Союзе, а позже появились оригинальные пересказы и оригинальные иллюстрации. Сегодня комиксы о Пифе в пересказе Г. Остера и в картинках В. Сутеева до сих пор очень популярны среди детей.

Западный опыт

Возвращаясь к теме американской конференции, поговорим о пользе, которую может привести комикс. Бывает, ребенка сложно увлечь чтением. Ему не интересно читать много текста, зато он любит рассматривать картинки. Или с удовольствием смотрит мультики, но не хочет читать. В обоих случаях комикс – хороший выход. Возможно, если ребенок приучится читать комиксы, то потом ему будет интересно читать и все остальное? Кстати, американцы пошли дальше, поставив задачу использовать комиксы как способ увлекательного вовлечения ребят в процесс обучения: «Графические новеллы развивают креативное мышление, расширяют словарный запас, несут в себе важные идеи. Учащиеся могут изучать героев комиксов посредством сочетания текста и изображений, что стимулирует такие стратегии высокого уровня чтения, как постановка вопросов и способность делать выводы. Изображения в графических новеллах способны рассказать больше, чем просто слова, позволяя детям глубже понять историю».

Вопросом комиксов параллельно занялись и канадские учёные. Сотрудники Канадского совета по вопросам обучения утверждают, что если классическая литература навевает скуку, то иллюстрации, лаконичность и динамика повествования комиксов привлекут внимание детей и будут стимулировать их к чтению. По мнению исследователей, дети, любящие комиксы, легко переходят на чтение художественной литературы. Те же, кто в детстве не болел «Бэтменом», гораздо реже становятся книголюбами. Канадские ученые настаивают на положительном влиянии комиксов и предложили включить их в обязательную школьную программу.

Читайте также:  Презентация на тему вода польза и вред

К сожалению, что думают российские исследователи о пользе комиксов, не известно.

Комиксы их польза для детей

Что почитать?

Книгу Николая Радлова «Рассказы в картинках» никто прямо комиксом не называет. Но по сути – это они и есть. Небольшие истории в картинках, связанные между собой сюжетно. Уже первое довоенное издание пользовалось огромным успехом. В 1938 году «Рассказы в картинках» получили вторую премию на международном конкурсе детской книги в Америке. В прошлом году вышел сборник всех рисунков, созданных Н.Радловым для «Рассказов в картинках». Однако в этот раз издатели лишили читателя подписей к картинкам. Вот что написано на сайте издательства Мелик-Пашаев: «Наше решение не печатать стихи было осознано. На наш взгляд книга намного «полезнее» без них, это дает возможность ребенку самостоятельно фантазировать, придумывать свои рассказы, свою игру. А это намного ценнее и интереснее, чем получать «расшифровку» от других. Подписи – это представления взрослых, иногда они вымучены и примитивны. Через какое-то время мы опубликуем детские рассказы по картинкам Радлова. Например, один мальчик придумал рассматривать картинки в обратном порядке, и получаются у него рассказы замечательные! А если бы были подписи, пришла бы ему в голову такая идея?».

Шуточные рассказы в картинках про умную девочку Машу, которая была в 1930-е годы придумана создателями знаменитых журналов «Чиж» и «Ёж», тоже комиксами никто не называет. Хотя веселые истории про находчивую Машу, иногда с подписями, иногда со стихотворным сопровождением очень напоминают этот жанр. Книга «Умная Маша» вышла в год 75-летия ДЕТГИЗа и в ней, кроме самих рассказов в картинках, есть ещё страницы истории: нашей страны, ДЕТГИЗа, «Чижа» и самой Умной Маши.

В прошлом году вышла книга французской художницы Перре Дельфина «Я, волк и шоколадки». Марина Аромштам, главный редактор газеты «Дошкольное образование», делая подробный позитивный анализ этого издания, пишет: «Это «самый настоящий» комикс. Он так и заявлен. Ни автор, ни издатели не скрывают жанровой принадлежности книжки и гордятся этим. Сюжет не очень сложный…. Комикс Дельфины Перре – тонко продуманная и хорошо сделанная вещь. Каждая его картинка – законченное высказывание на графическом языке – т.е. легко «читается». Рисунки динамичные и выразительные. Рассматривать книжку вместе с ребенком можно, когда ему исполнится лет шесть – возраст, в котором ребенок уже накопил некоторый багаж и сказочных знаний, и страхов. А лет в восемь-девять ребенок и без взрослого будет с удовольствием рассматривать эту книжку». В этом году вышло продолжение приключений героев из этой книги. Новое издание называется «Я, волк и каникулы с дедушкой».

Это лишь некоторые книжные представители детского комикса. Кроме книг выходят и хорошие детские журналы с комиксами. Незамысловатый рисунок, легко читаемый текст, наличие фабулы, кинематографичность, разнообразие тем – всё это делает комикс популярным среди детей и стимулирует интерес к чтению и развивает воображение.

С другой стороны, есть опасность «застревания» в комиксах. Привычка рассматривать только комиксы в конце концов может привести к неспособности визуализировать смысл в обычном тексте, без иллюстраций. Так что как всегда важно придерживаться «золотой середины».

Источник

Иногда родители бывают недовольны, увидев у ребёнка в руках комиксы, относятся к ним несерьёзно — это не чтение! Ничего хорошему комиксы не научат… Почему это совсем не так, рассказывает психолог и арт-терапевт Светлана Филяева.

Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт

Сразу скажу: комикс — это очень сложный вид чтения, потому что здесь параллельно идут два текста. Один вид текста — это слова, которые мы читаем, второй — это визуальный нарратив. Так что у читателя работают два полушария мозга. Левое полушарие у нас отвечает за восприятие текста, правое — это визуальная информация, картинки. Причём, они должны не только работать каждое само по себе, но и синхронно обрабатывать информацию. Поэтому даже больше того: комиксы могут читать не все люди, потому что для кого-то это слишком сложно.

Специалисты относят комиксы не к литературному жанру, а считают формой искусства. И это действительно так. При этом вес графических рассказов сразу становится больше.

Детям читать комиксы очень полезно, потому что это стимулирует работу мозга: в нём образуются связи между нейронами.

Что ещё развивают комиксы?

  • Художественный вкус и читательский тоже. Сейчас в библиотеках и книжных магазинах есть издания на разные темы, выполненные в разных техниках. Можно познакомить ребёнка с творчеством совершенно не похожих художников: это может быть и компьютерная графика, акварель, черно-белая графика, очень сложные изображения.
  • Творческое начало. Когда мы смотрим что-то интересное, хочется попробовать нарисовать и придумать какую-то свою историю. При этом пробовать можно разное: кому-то, как сейчас говорят, «заходит» карандаш, кому-то — краски, пастель. Часто ребёнок находит свой визуальный язык, когда рисует комиксы, и это очень здорово.
  • Эмоциональный интеллект, эмпатию. Когда мы глазами видим, как герой проживает какую-то ситуацию, испытывает какие-то чувства, — это хорошее упражнение на развитие эмпатии. Ведь здесь надо понять, что означает выражение лица и почему художник использовал, например, более тёмный цвет.
  • Нарративный навык. Комикс — это чёткая последовательность кадров, которая держится в определённом ритме. И это учит следить за историей, её логикой, за тем, как разворачиваются события. Тем самым развивается и умение самому рассказывать истории, — а это то, с чем сейчас у детей большие сложности. Самый сложный вопрос, который сейчас можно спросить у ребёнка — «Расскажи, о чём был фильм?». Детям очень сложно пересказывать, держать последовательность событий.

«Комиксы ещё и помогают приучить ребенка к чтению. Если читает плохо, мало, устает от чтения, замучен школьной программой, то комиксы — это очень хороший заход в тему формирования читательского вкуса. Существует такой стереотип: если ребёнок заинтересовался комиксами, то потом в руки не возьмёт серьёзную книгу. Я вас уверяю: возьмёт.
Вот он начинает читать графические истории, ему нравится, ему интересно, он перелистывает страницы, привыкает держать книгу в руках. Он привыкает тратить время на чтение, — а это тоже навык. Происходит эмоциональный отклик, — конечно, теперь легче пойдёт и другая книга. Я не знаю ни одного ребенка, который бы читал комиксы и при этом сказал: «Не буду я читать вот эту вашу книжку с буковками!!!».

На разный возраст

Для дошкольников

Лет с трёх уже можно начинать знакомить малыша с такими последовательно рассказанными историями, с коротким текстом или без. Пускай будут большие понятные рисунки, плотные страницы, минимум текста (или его вообще не будет). Ребёнок будет изучать этот визуальный рассказ и не раз пересматривать. Он быстро запомнит, кто и что сказал, на какой странице о чём речь. Пускай у него будет выбор таких книг, в разной технике: минималистичные и полные деталей, пастельные и яркие.

Читайте также:  Польза и вред компота из груш

Советую почитать «Малыш Робот», истории о «Малютке Лабане». В первом очень много про общение, во втором — проигрывают семейные ситуации, детские страхи. Хороший вариант для маленьких читателей — очень яркая серия «Пласид и Мюзо», французский комикс о неугомонных медвежонке и лисёнке.

«Манн, Иванов и Фербер»

«Мелик-Пашаев»

«Белая ворона»

Для младших школьников

Богатство комиксов начинается к старшему дошкольному возрасту, младшему школьному: есть где разгуляться!
Здесь я бы обязательно обратила внимание на комиксы, которые посвящены разным направлениям.

Образовательные. Это замечательный способ для ребенка познакомиться и усвоить какую-то учебную информацию, в увлекательном и для многих даже неожиданном ключе. Совершенно «бомбическая» серия «Насекомые» у издательства «Пешком в историю». Это жизнь насекомых в комиксах, но здесь есть и сквозные персонажи, мальчик и бабушка. Каждая страница посвящена какому-то насекомому и какому-то аспекту его жизнедеятельности: как он ест, где живет, как размножается. Есть информационная карточка. Интересная серия «Морские животные», — здесь обитатели морских глубин. Точно так же что-то рассказывается, забавно, с шуткой. Визуальная информация плюс эмоции — и мы получаем нескучный способ учиться. Есть хорошая серия «Научный комикс»: «Вирусы и микробы», «Космос», «Динозавры».

«Пешком в историю»

«Пешком в историю»

«Манн, Иванов и Фербер»

Адаптации классических произведений. Не каждую классическую книгу можно прочитать в младшей школе. Такие истории, пересказанные в жанре комиксов, позволяют познакомиться с другой эпохой, страной, с новыми людьми, расширить кругозор. Вот, например, роскошное издание «Дети капитана Гранта». Здесь всё детально прорисовано, необычные герои. Есть качественные адаптации многих классических книг, например, «Вокруг света за 80 дней» и «Робинзон Крузо».

«Эксмо»

«Манн, Иванов и Фербер»

Жизненные истории, которые помогают потренировать социальные и эмоциональные навыки. Например, серия «Ариоль». Прекрасного качества европейский комикс, который стартовал достаточно давно. Это терапевтичные истории из жизни школьника — ослика. Он в каждой истории проживает очень понятную многим ситуацию: боится идти на прививку, едет с другом на каникулы, не хочет убираться в комнате, влюбился в одноклассницу и прослушал задание учители. Здесь мы видим, как ребенок общается с ровесниками и вместе с ними учится проживать ситуации, делать выводы, нести ответственность, смеяться, получать поддержку.

«Бумкнига»

«Бумкнига»

Комикс дает огромную возможность поговорить и ярко эмоционально показать то, что нам не даст показать текст. Например, «Эпифания, девочка, которая боялась своей тени». Героиня буквально потонула в этой тени (это метафора её страха, тревоги) — и она отправляется в путешествие, чтобы найти способ с этой тенью справиться. Такое чтение — это работа с развитием эмоционального интеллекта. Тревога, страх — одна из базовых эмоций, почитать про неё, познакомиться в символической форме полезно.
Что ещё поможет поговорить о страхах? Серия «Эмиль и Марго» — о принце и принцессе, которые живут рядом с лесом, полным монстриков.

«Манн, Иванов и Фербер»

«Манн, Иванов и Фербер»

Идеи для творчества

В заключение советую ещё посмотреть книгу Марка Крилли «Комикс, который научит тебя рисовать». Это история о том, как мальчик учится рисовать комиксы. В содержании всё строго по делу, по шагам: набросок, светотень, пропорции, композиция, прорисовка. Это хорошая история, чтобы попробовать себя в чём-то новом, реализовать творческий импульс.

«Манн, Иванов и Фербер»

Комиксы есть на любой возраст. И родителям тоже советую поинтересоваться теми, которые читает ваш ребёнок, поискать что-то для себя. Это ещё и хорошая возможность пообщаться, обсудить что-то с ребёнком.

Читайте также:

Первые книжки о любви и дружбе

Что почитать в плохую погоду: 14 интересных детских детективов

Почему так важно читать ребёнку вслух

Фото: Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Источник