Командные игры и их польза
Родители отдают ребенка на пение и рисование, так как боятся травм, которые нередки в спортивных секциях. И зря. Ведь физкультура и здоровье ребенка – неразрывные понятия, а детские командные игры еще и развивают социальные навыки, поэтому вдвойне полезны.
Командный дух
Командные игры для детей полезны тем, что учат ребенка взаимодействовать с коллективом, договариваться, согласовывать и планировать действия для достижения результата. Игра в команде создает ощущение доверия, взаимопомощи и взаимовыручки. Ребята совершенствуют коммуникативные навыки, учатся ставить цели, и это полезно в дальнейшей жизни. Дети, которые играют в футбол, волейбол, баскетбол, успевают справляться со школьной программой и социальной адаптируются.
В каком возрасте отдают детей в секции
В детско – юношеских спортивных школах набор в секции футбола, волейбола, баскетбола, хоккея идет с 10 лет. Участие в соревнованиях начинается не раньше, чем через 1 – 1,5 года после начала тренировок. К соревнованиям допускаются подготовленные ребята, владеющие техникой игры.
Польза командных игр для детей
Игровые виды спорта интересны детям. Кроме поднятия настроения и боевого духа, ребенок получает пользу: становится ловким, подвижным, быстрым и выносливым. Идет комплексная тренировка тела: мышц, связок и скелета. Это держит тело ребенка в тонусе, помогает гармоничному развитию, укрепляет иммунитет.
Прежде чем покупать ребенку спортивную одежду, спросите тренера, какой цвет носит команда.
Возможный вред
Командные игры детям вреда не несут, а вот если дело дойдет до профессионального спорта, то безобидные игры превратятся в изматывающий и психологически напряженный труд.
Кроме того, если родители и дети не готовы мириться с отставанием в школе из-за постоянных тренировок и сборов, то профессиональную игру придется оставить.
Детские травмы в игровых видах спорта
В футболе нагрузка идет на ноги, поэтому характерны повреждения связок голеностопа, травмы коленных суставов, растяжения и разрывы мышц.
Волейбол и баскетбол повреждают пальцы рук. Нередки также ушибы, растяжения, ссадины.
Характерные травмы для хоккея: падения, столкновения, силовая борьба, удары о борт, удары клюшкой и шайбой.
Для предупреждения детского травматизма имеет значение состояние покрытия, на котором тренируются дети, разминка перед тренировкой, правильная обувь и защитные приспособления. Травматизм уменьшается пропорционально росту дисциплины и культуры игры.
Ограничения по здоровью для командных игр: нестабильность шейных позвонков, плоскостопие, язва, астма, близорукость.
Правила для родителей, чьи дети ходят в секции спортивных игр
- Тренировка только под контролем преподавателя или тренера
- Наличие у ребенка спортивной одежды и обуви по сезону
- Третья часть тренировок проходит на открытом воздухе
- Гигиенические процедуры после тренировки обязательны
- Регулярное правильное питание с белками, витаминами и минералами
Контроль нагрузки и адаптация
Нагрузка, которую ребенок получает в спортивной секции, определяется тренером, однако персонального подхода нет, и тренер «нагружает» ребят исходя из собственных представлений о результативности. За самочувствием ребенка рекомендуется следить родителям. В начале тренировочного процесса иногда присутствует утомляемость, снижение показателей здоровья, это нормальный процесс адаптации. Потом здоровье ребенка нормализуется и пойдет в гору.
Командные игры для детей входят в базовую школьную программу по физическому развитию. Прислушаетесь к мнению ребенка, какой игре он отдает предпочтение. Пусть эта информация станет ориентиром при выборе секции, ведь если ребенок получает в игре удовольствие, это вдвойне полезно.
В развитии ребенка игры имеют огромное значение, поскольку всесторонне влияют на развитие малыша: играя, ребенок учится ползать, ходить, бегать и прыгать, а также искать, ловить, бросать и так далее. Все это развивает в ребенке физические и мыслительные способности. При помощи игр малыши познают и себя, и окружающий мир.
Любая игра, как правило, призвана помочь ребенку сбросить излишнее напряжение, размяться и посмеяться. Игры сближают детей и взрослых, более того они способствуют развитию памяти, внимания, воображения, а также учат владеть собой, лидировать в группе, соотносить собственные интересы с интересами окружающих.
Сегодня мы поговорим о командных играх. Прежде всего, командные игры – это динамичные, веселые, увлекательные командные соревнования, эффективно и быстро включающие детей в игру, а также, позволяющие прочувствовать все преимущества командной работы. Кроме того, командные игры дают возможность каждому из участников раскрыть свой творческий потенциал.
Веселые, увлекательные командные игры позволяют детям, как отдохнуть, так и научиться работать в команде и поддерживать своих товарищей по команде.
Такие игры помогают детям раскрепоститься, снять эмоциональное напряжение.
Командные игры способствуют развитию социальных навыков, учат сотрудничеству, умению отстоять свою точку зрения, а также, разрешать конфликтные ситуации. Кроме того, посредством таких игр дети учатся действовать в команде, чувствовать себя единым целым. Часто в таких играх дети находят себе друзей на всю жизнь.
Есть мнение, что любовь к командным играм зависит от уровня общительности ребенка. Если вы замечаете, что ваш ребенок испытывает трудности в общении, что у малыша есть комплексы, мешающие ему свободно общаться со сверстниками, попробуйте предложить ему записаться в какую-нибудь спортивную секцию, где проводятся командные занятия (футбол, хоккей, волейбол, водное поло).
Что же касается физического развития малыша, то помимо посещения спортивных секций, можно установить дома какой-либо тренажер или конструкцию из труб (шведскую стенку), словом то, что позволит ребенку развиваться физически в игре.
Наиболее популярными командными играми среди школьников являются волейбол, футбол, баскетбол. В эти игры дети, как правило, играют с огромным удовольствием. Позвольте вашему ребенку самостоятельно определиться с тем, какой вид коллективных, спортивных игр ему нравится больше, какой из кружков он будет посещать с большим удовольствием.
Возможно, вашему ребенку и раньше очень нравился какой-либо из видов командных игр, но в силу каких-то обстоятельств, внутренних барьеров он боялся попробовать в этом свои силы. Чтобы выяснить это, попробуйте записать ребенка на пробные занятия в каждую из спортивных секций. Таким образом, вашему малышу будет намного легче определиться с тем, каким видом спорта он будет заниматься в дальнейшем.
По прошествии некоторого времени вы заметите, что у вашего ребенка появились как определенные интересы, так и новые друзья. С помощью новых знакомств ребенок обретет новую возможность увидеть себя со стороны, благодаря чему ему намного легче будет отказаться от ошибочных стереотипов и прежнего образа мышления, мешавшего ему раскрыться. Очень часто смена обстановки и окружения помогает человеку сменить отношение к себе и окружающим в лучшую сторону, примерить на себя совершенно новую роль. Пробуйте, ищите, и у вас обязательно все получится!
Бурмистров А.М., Хлыстов А.В.
ЗНАЧЕНИЕ КОМАНДНЫХ ИГР ДЛЯ НАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
ФГОС СПО определено, что результатом освоения дисциплины «Физическая культура» являются не только знания и умения, а еще и обозначенные стандартом общие компетенции. К эффективным средствам формирования общих компетенций, на наш взгляд, выступают командные игры.
Командные игры – это игры, в которых соревнования проводятся между коллективами. Действия участников подчинены интересам всего коллектива и должны быть согласованными. Особенность командных игр определяется спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта. Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущих только конкретной игре соревновательных действий – приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника.
Командные подвижные игры в основном используются для повышения общей физической подготовленности студентов. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняться в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие студентов и формирование важных качеств личности.
Мы можем говорить о том, что командные игры являются мощным инструментом для формирования общих компетенций студентов. В частности, связанных с умениями работать в команде:
- Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Командные игры могут заставить участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который, в конечном счете, работает на результат. Отождествляя свои личные цели с групповыми, взаимные усилия людей не складываются, а умножаются.
Очень важным механизмом в формировании эффективно работающей команды, являются игры – соревнования между учебными группами, курсами, студентами из других учебных заведений, так как именно здесь находит свое воплощение ряд важнейших потребностей каждого человека – участника группы. Присущие команде общее видение, сплоченность, ярко выраженное чувство «мы» удовлетворяют то, что производственный психолог Абрахам Маслоу назвал потребностью в «принадлежности».
Командные игры являются эффективным средством формирования одной из основных черт личности – самооценки человека и оценки поведения людей с точки зрения моральных правил и норм. Подобные игры показывают свой уровень физического развития и при умелой поддержке преподавателя, тренера может являться хорошим мотивом для самосовершенствования, что дает возможность формировать у студентов такие общепрофессиональные компетенции как:
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В проведении игр имеются две взаимосвязанные фазы:
- Создание предпосылок, куда входит овладение игровыми действиями.
- Проведение игры.
Практическая деятельность преподавателя в любом случае состоит из нескольких элементов: выбор игры; подготовка места и инвентаря; организация играющих; объяснение игры; руководство игрой; подведение итогов.
Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с её выбора. При этом учитывается состав группы, форма предстоящего занятия и место проведения. Для каждой игры существует оптимальное число участников.
Подготовка места и инвентаря предусматривает: уборку помещения, расстановку снарядов, разметку площадки, подбор инвентаря, отличительных знаков. Хорошая подготовка повышает эмоциональное состояние занимающихся, вызывает желание быстрее начать игру.
Организация играющих включает в себя их расстановку при объяснении, выделение капитанов и помощников, распределение по командам.
Важно правильно распределить силы играющих по командам. Для этого можно воспользоваться расчётом, фигурной маршировкой, выбором капитанов, назначением руководителя. Помощники могут оказать большую пользу преподавателю. Особенно важно иметь помощников в играх, требующих сложного судейства.
Руководство игрой – это самый трудный и вместе с тем решающий момент всей работы преподавателя. Только правильное управление ходом игры позволит достигнуть предполагаемого педагогического результата.
В руководство игрой входит:
- Наблюдение за действиями участников и коллективов.
- Исправление ошибок.
- Указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий.
- Пресечение проявлений индивидуализма, грубости и прочего неправильного отношения к товарищам.
- Регулирование нагрузки.
- Стимулирование необходимого уровня соревнования на протяжении всей игры.
Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога, основанное на его умении видеть и понимать ход игры.
Чтобы следить за игрой, преподаватель должен видеть в каждый момент всех участников игры. При проведении сложных игр с большим количеством участников следует привлекать судей-помощников, а преподавателю наблюдать за всем ходом игры.
Направляя игровую деятельность, преподаватель помогает правильно выбирать способы решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творчества играющих. Их ошибки необходимо своевременно исправлять, не давая им закрепиться в привычные формы поведения. Обычно для этого достаточно преподавателю вмешаться в процесс игры. Исправления могут быть сделаны по ходу игры и во время специальных её остановок.
В момент остановки все играющие должны оставаться на местах, где их застал сигнал преподавателя. Кратко объясняя ошибку, нужно показать правильное действие. Иногда преподавателю следует самому включаться в игру, чтобы показать, как нужно правильно действовать в таких ситуациях. Когда же этих приёмов оказывается недостаточно, приходится давать специальные упражнения, объяснять действия на доске, макете.
Под влиянием высокой эмоциональности условий соревнования в поведении играющих часто появляется возбудимость, влекущая за собой поспешность действий, нарушения дисциплины и этики. Преподаватель обязан предупреждать эти проявления и систематически воспитывать у занимающихся умение контролировать свои поступки, подчинять их интересам коллектива и при этом с уважением относиться к товарищам по команде и «противнику», играть честно, соблюдая все правила игра.
В решении этих задач особенно велика роль судейства. Вмешательством в игру и требовательностью к соблюдению правил судья удерживает ход игры в необходимых рамках.
Авторитет судьи может быть высоким, если его решения будут быстрыми, уверенными и понятными студентам. Высокая требовательность к играющим обязательна, она придаёт игре особую чистоту и позволяет каждому участнику полнее себя проявить.
Определение результата игры должно быть простым. Но во многих играх нельзя ограничиваться только подсчётом очков, сантиметров, секунд. Нужно обязательно учитывать правильность действия играющих. Это стимулирует приобретение наиболее полноценных навыков и умений, компетенций. Ошибки в выполнении обычно приравниваются к секундам, метрам, как штрафные очки, которые суммируются с общим результатом.
Одно из главных задач преподавателя – дозирование нагрузки в игре. Высокая эмоциональность игровой деятельности затрудняет контроль за своим состоянием. В результате легко может возникнуть состояние перевозбуждения и утомления. При появлении выраженных симптомов усталости (пассивность, нарушение в точности и контролируемости действий, побледнение) необходимо снижать нагрузку. Регулировать её можно различными методами: сокращением длительности игры; введением перерывов; изменением количества играющих; уменьшением величины игровой площадки; изменением правил и сменой ролей играющих.
Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание игры может привести к потере интереса и утомлению играющих. Преждевременное и особенно внезапное окончание игры вызывает неудовлетворённость. Нужно стремиться, чтобы к концу игры были достигнуты поставленные цели. Тогда игра доставит удовольствие и вызовет у занимающихся желание повторить её.
Организованному окончанию игры следует придавать серьёзное значение. Остановив играющих, преподаватель подсчитывает результаты и объявляет победителей. После этого он проводит разбор игры: оценивает результаты, разбирает ошибки играющих, отмечает положительное и отрицательное в их игре, объясняет наиболее целесообразные способы игровых действий. При этом полезно отметить лучших капитанов, судей, обратить внимание на нарушения дисциплины и порядка.
В процессе командных игр развиваются коммуникативные навыки и организаторские способности студентов. Работа в команде создает условия для взаимопомощи и индивидуальной поддержки. Успех командной игры зависит от вклада каждого, что стимулирует ответственность игрока перед командой, и наоборот. В процессе взаимодействия формируется культура общения, успешный групповой диалог, социализация личности.
В игре постоянно происходит моделирование ситуации, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость оценить ситуацию, выбрать необходимое действие. Командные игры имеют большие возможности в реализации компетентностного подхода в образовании.
Не все любят игровые, командные виды спорта. Но те, кто любит, преданы им всей душой. Даже сегодня можно встретить единомышленников, которые собираются вместе поиграть в футбол, волейбол или хоккей. Игровые виды спорта, помимо заряда положительных эмоций, несут большую пользу для организма. Давайте узнаем, какую.
Общая польза для тела
Если не рассматривать какой-то конкретный командный вид спорта, а смотреть в общем, то такая физическая нагрузка полезна тем, что включает разнообразную активность. Включаются практически все группы мышц. Игровые виды спорта обычно включают бег, прыжки, растяжку и другую нагрузку. Сжигаются лишние калории, увеличивается выносливость организма, улучшается состояние сердечно-сосудистой системы и связочного аппарата.
На мышцах и общем тонусе организма спортивные игры также сказываются самым положительным образом.
Игровые виды спорта, несмотря на высокий риск травм, комплексно воздействуют на весь организм. Если хотите хорошо выглядеть и хорошо себя чувствовать, выбирайте командный вид спорта.
Польза для характера
На наш дух такой спорт также влияет самым положительным образом. Формируется характер, воля к победе, способность взаимодействовать в команде, принимать неудачи правильно.
Также игровой вид спорта формирует аналитический склад ума, учит планировать свои действия и анализировать промахи.
Давайте посмотрим, как влияют на организм наиболее популярные игровые виды спорта.
Польза футбола
Эту игру с мячом особенно любят мужчины. Но есть и женщины, не прочь погонять мяч по полю. Я, например, очень любила такие занятия на физкультуре в школе. Чем футбол полезен для здоровья:
- Положительно сказывается на сердечно-сосудистой системе.
- Укрепляет иммунитет.
- Ускоряет обмен веществ.
- Обладает общеоздоравливающим действием на организм.
- Благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат.
- Улучшает выносливость и ловкость, координацию движений.
- В тренировке участвуют все мышцы.
- Отличная профилактика депрессий.
- Подходит для борьбы с лишним весом.
Также футбол – командная игра, поэтому положительно сказывается на характере.
Польза баскетбола
Такие тренировки тоже не менее полезны для тела, чем футбол. Также задействуются почти все мышцы, улучшается координация и ловкость, выносливость.
Сердце, легкие и сосуды будут рады таким тренировкам. Периферическое зрение при игре в баскетбол улучшается, организм находится в тонусе, человек тренируется разумно использовать свои силы.
На опорно-двигательный аппарат игра в баскетбол влияет наилучшим образом. Если ваша задача сбросить лишний вес – присмотритесь к баскетболу. За одну игру человек пробегает в среднем 7 км, а засчет комбинированной нагрузки сжигание калорий идет весьма эффективно.
Перед тренировками не забывайте хорошо разминаться и разогревать мышцы и связки, чтобы избежать травм.
Польза волейбола
При игре в волейбол нужно быть особенно внимательными, чтобы не травмировать колени и пальцы рук. Поэтому, занимаясь серьезно, желательно побеспокоиться о специальной защите и изучить технику, которая поможет избежать ошибок и травм.
Волейбол – довольно динамичная игра и требует постоянной концентрации внимания. В чем польза таких тренировок для организма?
- Улучшается координация и точность движений.
- Повышается мышечная сила и выносливость.
- Укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
- Улучшается снабжение организма кислородом.
- Происходит комплексное воздействие на мышцы и суставы.
- Положительно сказывается на зрении, тренирует глазные мышцы.
- Волейбол – отличная профилактика депрессий.
- Улучшается ловкость, гибкость тела.
Волейбол, как и другая игра в команде, развивает личностные качества, учит работать в коллективе, формирует волю.
Это далеко не все игровые виды спорта. Среди всего многообразия можно выбрать тренировки по душе. Где взрослому человеку можно позаниматься? Попробуйте узнать у знакомых или в социальных сетях. Например, в нашем городе легко найти команды, где любители играют в футбол. В некоторых спортивных центрах есть секции для взрослых. А во дворах до сих пор в теплое время года иногда играют в волейбол или баскетбол. Главное, проявить инициативу.
Сетка для волейбола, например, стоит недорого. Но, собрав дворовую команду любителей спорта, вы легко решите проблему «где поиграть в волейбол». Не бойтесь воплощать свои мечты в жизнь!
А вы любите командные виды спорта?