Классный час о пользе рыбы
Беседа по теме «Рыба. Польза и вред».
Цели.
Образовательные:
- систематизировать и закрепить знания учащихся о пользе рыбы и морепродуктов.
Развивающие:
- развитие творческих способностей детей,
- развитие внимания.
Воспитательные:
- расширить представления детей о морепродуктах, многообразии блюд, которые могут быть из них приготовлены, о полезности блюд из рыбы и морепродуктов для организма,
- привитие навыка культуры правильного питания.
Оборудование: карточки с заданиями для каждого ученика, карточки с индивидуальными заданиями, картинки морепродуктов, рыб, физическая карта России, плакаты с информационной справкой о пользе рыбы и морепродуктов.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Целевая установка
– Сегодня классный час мы проведем и поговорим о пользе рыбы и морепродуктов.
II. Активизация знаний
1. Назовите морских рыб, которых вы знаете.
– Многие из вас помогают дома готовить различные блюда. Какую рыбу, из только что названных в задании, вы ели? Какие блюда готовят вам мамы, бабушки?
– Чем полезна рыба? (Дети отвечают)
2. Просмотр презентации «Морская и пресноводная рыба.»
– Чем же так хороша рыба как продукт? (Помимо того, что она очень вкусна и готовится быстрее, чем мясо, в ней очень много полезных веществ. Это и витамин А, который «отвечает» за зрение, витамин В2 (рибофлавин), помогающий быстрее расти, витамин РР (ниацин), необходимый для здоровья нашей кожи, фосфор, помогающий думать и строить скелет, а еще в морской рыбе содержится йод, которого жителям России часто не хватает в питании, а между тем он может спасти от многих тяжелых болезней. В рыбе, как и в мясе, очень много ценного белка, который усваивается гораздо быстрее и легче, чем мясной. Поэтому рыба очень полезна и взрослым, и детям.)
– Посмотрим картинки с рыбами: ставрида, скумбрия, сельдь, салака, севрюга, судак, сардина.
– Вспомните, пожалуйста, какие из этих рыб обитают в Азовском и Черном море? (Судак, ставрида, скумбрия.)
– Покажем на физической карте России, где находятся Азовское и Черное моря.
– Как можно приготовить рыбу? (отварить, обжарить, запечь).
– Как готовится тельная и томленая рыба? Ели ли вы когда-нибудь тельную рыбу? (Дети отвечают.) – Очень вкусна рыба в кляре. А сейчас вас ждут другие задания. Вы выполните их на карточках.
– Какие вы знаете морепродукты и почему их так назвали?
– Назовите морепродукты – обитателей других морей (н-р, Японского моря)? (Краб, креветка, гребешок, кальмар.)
– Чем богаты морепродукты?
Дети: В них содержится йод, который необходим организму для нормального роста, хорошего самочувствия и учебы.
– Употребляете ли вы морепродукты? Что такое морепродукты? (Морепродукты – морские растения и животные, кроме рыбы, которые мы используем в пищу.)
– Есть замечательные рецепты блюд из морепродуктов, вы можете взять их домой и приготовить блюда – полезные и вкусные.
– Также очень полезны такие морские продукты, как ламинария, фукус.
(Ламинария и фукус – водоросли. Из них получают вещество агар-агар, которое используют для приготовления желе, мармелада, суфле. Спиртовой настойкой из морских водорослей (йодом) вам смазывают порезы, царапины. В магазинах продают йодированную соль и хлеб с морскими водорослями. Еще можно приготовить салат из морской капусты.)
III. Подведение итога классного часа
– Молодцы! Отлично справились с заданиями. Скажите, чем богаты морепродукты и рыба? Зачем нужно их употреблять в пищу?
Тема урока: «Полезные свойства рыбы».
1.Рыба (филе) отварная с соусом польским с отварным картофелем.
2.Рыба (напластованная куском) отварная с соусом белым основным с картофельным пюре.
Цели урока:
Обучающая: выработать у обучающихся практические навыки по организации рабочего места; отработать профессиональные навыки по приготовлению блюд из отварной рыбы, научить расчёту сырья и соблюдению техники безопасности.
Развивающая: развивать знания, полученные на уроках теоретического обучения, вырабатывать навыки самоконтроля, умения сравнивать, анализировать свою работу.
Воспитательная: воспитать у обучающихся ответственное отношение к труду, художественный вкус в оформлении блюд.
Тип урока: обучающий.
Методы обучения:
-звеньевая форма работы;
-дидактические: беседа, объяснение;
-методы развития самостоятельности и творческого подхода – решение производственно-технологических задач.
– наглядно-демонстрационные: показ трудовых приемов и операций.
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: сборник рецептур блюд и кулинарных изделий, учебник «Технология приготовления пищи», «Кулинария», карточки – задания, слайды.
Оборудование – плита электрическая; весы настольные, стол разделочный.
Инвентарь: разделочные доски, сковороды, миски, ножи «О.С», «Р.С.» ложки, тарелки, кастрюли.
Сырьё: продукты согласно рецептуре: рыба, лук, масло растительное, морковь, масло сливочное, мука, соль, томат, яйцо.
Межпредметные связи: товароведение (характеристика продуктов, оборудование (механическое и электрическое оборудование),
Химия (химический состав продуктов;
математика, калькуляция (расчёт сырья).
Ход урока
I. Организационный момент:
– проверка явки;
– проверка внешнего вида;
– деление на звенья;
– назначение дежурных.
II. Вводный инструктаж:
1. Сообщение темы и цели урока.
Тема – «Приготовление блюд из отварной рыбы».
Цель – «Отработать профессиональные навыки по приготовлению блюд из отварной рыбы».
2. Повторение пройденного материала, (фронтальный опрос).
1) Назовите требования проверки качества рыбы.
2). Расскажите порядок механической кулинарной обработки рыбы.
3. Изложение нового материала: методом беседы и показа трудовых приемов:
– показ трудовых приемов по приготовлению блюд из отварной рыбы;
– использование различных технологий приготовления и оформления блюд из отварной рыбы (показ слайдов)
– распределение заданий по звеньям;
– организация рабочего места: подбор оборудования, инвентаря, посуды для приготовления полуфабрикатов и блюд из рыбы
4. Закрепление нового материала:
– работа с технологическими картами
– оценка качества готовых блюд
5. Характерные ошибки, наиболее встречающиеся в заданиях:
– переваренная рыба (нарушен температурный режим и время варки)
– пересоленное или недосоленное изделие
6. Техника безопасности и личная гигиена:
– не выполнять работу, которая не поручалась;
– при работе с ножом соблюдать осторожность, передавать другому ручкой вперёд;
– убирать с пола сразу пролитую жидкость, упавшие продукты;
– во время работы не отвлекаться и не отвлекать других;
– проверить исправность электрооборудования: заземление, провод, проверить работу на холостом ходу.
– о каждом несчастном случае необходимо сообщить руководству.
– при порезе надо оказать пострадавшему помощь, затем отправить в медпункт
– открывать осторожно крышки кастрюль на себя.
– соблюдение личной гигиены (чистая спец. одежда, руки чистые без длинных ногтей, волосы прибраны под колпак или косынку, сменная обувь)
III.Текущий инструктаж:
(Формирование приемов и способов профессиональной деятельности.)
3.1. Каждое звено в составе 3-4 человек готовит своё изделие, оформляет и подает его.
3.2 Мастер совершает целевые обходы.
1 обход – Проверка правильности подбора инвентаря и организация рабочего места.
2 обход – Проверка качества соблюдения технологических операций приготовления блюд из отварной рыбы, соблюдение техники безопасности.
3 обход – Проверка санитарного состояния рабочего места после приготовления блюд из отварной рыбы.
IV. Заключительный инструктаж:
4.1 Подведение итогов урока: сообщить о достижении цели, оценка выполненных заданий.
4.2. Указать на допущенные ошибки и разбор причин возникновения. 4.3 Оценка выполненных заданий.
V. Выдача домашнего задания: повторить тему «Блюда из жареной рыбы».
VI. Уборка рабочего места и мастерской дежурными.
Департамент образования администрации города Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Эколого-биологический центр»
«Почему нужно есть рыбу?»
занятие для учащихся 2 – 3 класса
Разработала: Корнилова Ирина Валентиновна,
педагог дополнительного образования
Адрес ОУ: 606000, Нижегородская обл.,
г. Дзержинск ул.Бутлерова 4Г
Тел.(8313)25-23-13, факс(8313)26-15-23
e-meil: ecos-bio@yandex.ru
Дзержинск
2018г.
Цель: заинтересовать учащихся рыбой, как очень ценным пищевым продуктом
Задачи:
- Расширять представления детей об ассортименте рыбных блюд, их пользе;
- Формировать умение самостоятельно находить необходимую информацию и отвечать на поставленный вопрос;
- Обогащать словарь названиями разных видов рыб;
- Закреплять умение работать в парах.
Материал: презентация «Чем полезна рыба», карточки с пресноводными и морскими видами рыб, два поля «Река» и «Море», кроссворды для работы в парах, текст для чтения «Почему необходимо есть рыбу», практическое задание «Как приготовить уху?», канцтовары, маленькие бумажные изображения рыбок по количеству детей, ватман голубого цвета.
Ход занятия
- Орг. момент. Определение темы занятия.
Педагог предлагает учащимся ответить на вопрос «Что мы делаем для своего здоровья?»
Возможные ответы:
– соблюдать гигиену;
– заниматься физкультурой;
– соблюдать режим дня;
– соблюдать правила безопасного поведения;
– есть полезную еду.
Педагог предлагает ответить, какие продукты они считают полезными.
Возможные ответы:
– мясо;
– рыба;
– молочные продукты;
– крупяные изделия;
– овощи и фрукты,
– вода.
Педагог загадывает загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток» (рыба)
Педагог просит сформулировать тему занятия.
Возможные варианты:
«Полезна ли рыба?»
«Зачем нужно есть рыбу?»
«Почему нужно есть рыбу?»
- Основная часть (презентация)
Педагог рассказывает о том, что добыча рыбы называется «рыбной ловлей». Рыбная ловля – одно из древнейших ремесел. Просит учащихся рассказать о каких видах рыбной ловли они знают.
Возможные ответы:
– удочкой;
– сетью;
– рыболовецкие траулеры;
– рыбные хозяйства.
- «Река» и «Море»
Педагог сообщает о том, что рыба бывает двух видов – пресноводная и морская.
Предлагает распределить карточки с изображением разных видов рыб по местам обитания.
Правильный ответ:
Река – щука, ерш, сом.
Море – горбуша, сельдь, скумбрия, камбала, треска.
- Самостоятельная работа в парах
Учащимся предлагается текст, содержащий разнообразные сведения о рыбе. Требуется прочесть его и самостоятельно найти ответ на вопрос «Почему желательно есть рыбу хотя бы раз в неделю?» На работу дается 10 минут. Каждая пара зачитывает свой вариант ответа. Правильный ответ представлен на слайде презентации.
- «Как приготовить уху»?
Педагог резюмирует:
– использование рыбы является одним из простых способов улучшить качество питания и сделать его более здоровым.
Просит учащихся перечислить названия рыбных блюд.
Педагог просит представить, что необходимо сварить рыбный суп – уху.
Детям предлагается карточка с набором продуктов. Ребятам необходимо выбрать продукты для ухи.
На задание дается 5 минут, правильный ответ на слайде.
- Кроссворд
Педагог предлагает учащимся решить кроссворд, заполнив пустые клетки названиями рыб.
- Рефлексия.
Педагог предлагает учащимся подумать, появился ли интерес к рыбным блюдам после занятия. Если дети будут, хотя бы, один раз в неделю употреблять рыбу в пищу, приклеить на импровизированное море свою рыбку.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Внимательно прочтите текст и найдите ответ на вопрос
- Почему есть рыбу желательно хотя бы раз в неделю?
Использование рыбы, как в основных блюдах, так и в закусках, является одним из простых способов улучшить качество питания и сделать его более здоровым.
Любой вид рыбы содержит очень много питательных веществ, необходимых человеку. Если рассматривать рыбу как источник энергии, следует отметить, что она содержит протеин и жиры. Содержание протеина в рыбе составляет примерно 20%, в рыбе содержатся омега-3 кислоты, которые необходимы для жизнедеятельности мозга.
Рыба – это источник белка, который является строительным материалом для клеток нашего организма. Ученые – диетологи доказали, что рыбный белок легче усваивается и быстрее переваривается.
Рыба является источником большого числа витаминов, в частности, витаминов В-комплекса (В1, В2…). Кроме того РР, А, D, а также фосфор, калий, магний, железо, хром и др. Они укрепляют костный скелет, сохраняют хорошее зрение, защищают от неблагополучной экологии.
В рыбе содержится вещество таурин, который способствует профилактике сердечно – сосудистых заболеваний.
Шведские исследователи после проведения эксперимента заявили, что содержание рыбы в детском рационе ведет к улучшению умственных способностей в 2 раза, а еще улучшает речевые и зрительно – пространственные способности.
В рацион питания следует включать больше рыбы, причем некоторые из потребляемых видов должны относиться к жирным: за счет этого организм человека получает важнейшие питательные вещества в достаточном объеме.
Польза и вред рыбы делают ее неотъемлемой частью рациона многих людей. Ценные питательные, диетические и даже лекарственные свойства продукта благотворно влияют на организм и приносят ему высокие дивиденды.
Какие витамины содержатся в рыбе
Польза рыбы в питании человека значительная и многосторонняя. Она насыщена полезными для человека веществами. Есть белки, полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), аминокислоты, липиды, рыбий жир, йод, минеральные вещества. Особого внимания заслуживает витаминный состав рыбьего мяса. Следует заметить, что в морских видах этот показатель значительно выше, чем в пресноводных. Здесь присутствуют витамины, которые проявляют разносторонние полезные свойства:
- А – укрепляет зрительную функцию, поддерживает здоровое состояние кожи, волос, слизистых оболочек, органов дыхания и ЖКТ, предупреждает онкозаболевания;
- D – предотвращает заболевания сердца, сосудов, в том числе болезнь Альцгеймера, а также помогает избавиться от депрессий, остеопороза (обеспечивает усвоение Ca и P), повышает иммунитет, умственную и физическую активность;
- F – это незаменимые жирные кислоты, именуемые архидоновой, линолевой линоленовой. Не вырабатываются в организме человека, поэтому должны обязательно присутствовать в пище. Снижают концентрацию «вредного» холестерина, защищают клетки от повреждения и перерождения в злокачественные структуры, ускоряют липидный обмен, а также при взаимодействии с витамином D укрепляют костно-мышечную систему;
- Е — защищает от старости и болезней, ее сопровождающих: увядания кожи, онкозаболеваний. Предупреждает развитие катаракты, поддерживает иммунитет, АД и работу сердца в норме. Помогает сбросить лишний вес;
- C – по своим свойствам вещество является антиоксидантом и восстановителем. Обеспечивает здоровый иммунитет, хорошее настроение, прилив сил и энергии, участвует в выведении холестерина. Его концентрация значительно меньше, чем в растительных продуктах;
- РР – регулирует показатели холестерина, помогает сохранять уровень глюкозы во время физических нагрузок, противоборствует свободным радикалам;
- Н – участвует в переработке глюкозы, поддерживает работу нервной системы, помогает усваивать протеины, способствует сжиганию жиров, а также делает кожу шелковистой, упругой, а волосам придает объем, блеск;
- группа B – в первую очередь, это рибофлавин, тиамин, пиридоксин. Особенно богата рыба витамином В12, который очень важен для жизнедеятельности кровяных клеток.
Внимание! Для обеспечения крепкого и хорошего здоровья необходимо включать рыбные блюда в рацион как источник пополнения важными питательными веществами и их полезными свойствами.
Пищевая ценность и калорийность в рыбе
Содержание питательных элементов и энергетическая ценность, как и полезные свойства рыбы, могут быть разными. Это зависит от вида и места обитания. Содержание жира может варьироваться от 2% до 15% и более. Также меняется и калорийность. Но какой бы жирной ни была рыба, мясо по насыщенности жирами в разы превосходит ее по этим показателям, а также по вреду, оказываемому на здоровье человека. Поэтому морские и пресноводные обитатели считаются диетическим продуктом, обладающим значительными полезными свойствами.
Польза и вред рыбы для организма, калорийность меняются в зависимости от технологической, кулинарной обработки, применяемой к продукту. Соление, вяление, копчение значительно влияют на эти показатели. Самая высокая калорийность у жареной рыбы, что несет вред организму и нейтрализует большинство полезных свойств исходного продукта. Поэтому рекомендуется отваривать и употреблять его без добавления дополнительных жиров. Это касается и растительных масел, избыточное количество которых способно нанести ощутимый вред фигуре.
Питательный состав рыбы насыщеннее и разнообразнее, чем у мяса. Присутствующие в ней химические соединения обладают полезными свойствами и терапевтическим эффектом. Всем хорошо известна польза рыбьего жира, печени трески и т. д.
Польза рыбы для организма человека
При частом употреблении лечебные свойства рыбы становятся ощутимыми. Она быстро переваривается и не задерживается внутри ЖКТ, в отличие от мяса, птицы. Это объясняется разницей в строении мышечных волокон, которые не имеют плотной, трудноперевариваемой оболочки и благодаря этому начинают усваиваются в первую очередь. Этим и объясняются полезные диетические свойства продукта.
В жирной рыбе, обитающей в северных водах, содержатся ПНЖК Омега-3, полезные свойства которой помогают избежать развития сердечно-сосудистых патологий, улучшают периферийное кровообращение, снижают риск тромбозов. Все это способствует предотвращению ранней смерти от сердечных заболеваний. При этом следует знать, что в красной рыбе, выращенной в искусственных условиях, Омега-3 почти нет, в связи с чем и полезных свойств меньше.
Морские виды нужно есть, чтобы улучшить работу щитовидной железы. В них содержится высокая концентрация йода, полезные свойства которого оказывают на человека огромное влияние. Этот элемент необходим для выработки гормонов щитовидки. Наиболее ощутимое количество йода содержится в минтае, тунце, камбале, тунце, горбуше, полезные свойства которых всем хорошо известны.
Рыбий жир окажет полезное влияние на зрительную функцию – благодаря свойствам ПНЖК и витамина А. Эти химические соединения укрепляют зрение и предотвращают развитие куриной слепоты. И в речных, и в морских видах присутствует холестерин. Однако его здесь очень мало и, в отличие от мяса, какого-либо вреда он не наносит. Кроме того, морские обитатели способствуют выведению лишнего холестерина благодаря присутствию в них полезных свойств ПНЖК. К сожалению, речная рыба не влияет на уменьшение вреда холестерина в организме.
Читать далее: https://poleznii-site.ru/pitanie/myaso-i-ryba/chem-polezna-ryby-svoystva-i-protivopokazaniya.html
Если эта статья оказалась вам полезной, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Не забывайте делиться информацией с друзьями в социальных сетях.