Классный час о пользе чтения 9 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Матвеевская средняя школа
МО «Старомайнский район» Ульяновской области
Открытый классный час
в 9 классе
на тему: «В чём смысл жизни?»
Выполнила: Козлова Лариса Николаевна
учитель математики
и информатики
I квалификационной категории
с. Шмелёвка
2018
Цель: формирование ценностных ориентаций учащихся.
Задачи:
Попытаться заставить задуматься старшеклассников над тем, что такое смысл жизни и определить его для себя.
Помочь учащимся в личностном росте, самоопределении.
Развитие коммуникативных компетенций учащихся.
Данный классный час дает учащимся возможность задуматься о поиске смысла жизни. В ходе занятия развиваются навыки ведения дискуссии, умение формулировать свою точку зрения, умение поставить себя на место другого, умение работать в группе.
Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, видео.
Ход занятия
I. Вступительное слово учителя
В одном из своих лирических стихотворений А. С. Пушкин спрашивал:
Дар напрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?
Так поэт пытался понять смысл своей жизни, который казался ему неясным, темным. Сегодня мы уверенно говорим, что смысл жизни великого Пушкина заключался в создании непревзойденных образцов поэзии, прозы, драматургии. И человек должен дать ответ на этот вопрос, ведь от этого ответа будет зависеть очень многое.
О смысле жизни люди задумывались еще в древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. “Смысл жизни в служении Богу”, — утверждали христиане. “Смысл жизни в служении родине”, — говорили мудрецы античности. “Смысл жизни в общественно – полезном труде”, — утверждали отцы-правители из нашего недавнего прошлого. В каждом из утверждений содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед человечеством. (фрагмент передачи)
Каждое следующее поколение задастся вопросом: “Зачем я живу? Зачем мне дана жизнь? Каждый ответит на него по-своему. И, вероятно, в этом заключается глубинный смысл разумного человеческого существования в огромной Вселенной.
II. Опрос учащихся
Напишите в 2-3 словах ответ на вопрос: «В чем для вас заключается смысл жизни?»
III. Беседа с учащимися
Давайте рассмотрим ваши ответы и подумаем над доводами к ним. (Учащиеся приводят аргументы в пользу своего понимания смысла жизни, и, с помощью учителя приходят к следующим ниже выводам).
– Все так живут, не задумываясь, и я проживу.
Во-первых, так живут не все.
Во-вторых, уверены ли Вы, что эти «все» счастливы? И счастливы ли Вы, живя «как все», не задумываясь?
В-третьих, что смотреть на всех, у каждого своя жизнь, и каждый сам ее строит. И когда что-то не заладится, не «всех» винить придется, а себя…
В-четвертых, рано или поздно большинство «всех», оказавшись в каком-либо серьезном кризисе, все-таки тоже задумается о смысле своего существования. Так что может быть не стоит ориентироваться на «всех»?
– Смысл жизни – в том, чтобы понять этот самый смысл. (Смысл жизни – в самой жизни)
Любому человеку понятно, что смысл сна не в том, чтоб спать, а в восстановлении систем организма. Мы понимаем, что смысл дыхания не в том, чтобы дышать, а в том, чтобы могли происходить окислительные процессы в клетках, без которых жизнь невозможна. Мы понимаем, что смысл работы не в том, чтобы просто работать, а чтобы принести пользу себе и людям на этой работе. Так что разговоры о том, что смысл жизни в том, чтобы сам смысл искать – детские отговорки для тех, кто не хочет над этим думать серьезно. Это удобная философия для тех, кто не хочет признаваться в отсутствии у него смысла жизни и не хочет его искать.
– Смысла в жизни нет. (Я не нашел смысла, значит его нет)
Слово «найти» подразумевает, что человек предпринимал некие действия по поиску (смысла). Однако, по правде говоря, многие ли из тех, кто утверждает, что смысла нет, действительно искали его? Не будет ли честнее сказать так: «Я и не пытался найти смысл жизни, но полагаю, что его нет».
– Самореализация как смысл жизни.
Самореализация – это реализация своих возможностей с целью достижения успехов. Реализовать себя можно в разных сферах жизни: семье, бизнесе, искусстве, политике и пр. Человек, конечно, должен реализовать себя. Но делать самореализацию основным смыслом жизни – неправильно.
Почему? Давайте подумаем над этим, учитывая неизбежность смерти. Какая разница – самореализовался человек и умер, или не самореализовался, но тоже умер. Смерть сравняет этих двух людей. Можно сказать, что останутся на земле плоды этой самой самореализации. Но, во- первых, эти плоды не всегда хорошего качества, а во- вторых, даже если они самого лучшего качества, то толку самому человеку, который их оставил, – ноль. Он не может воспользоваться результатами своих успехов, ими могут воспользоваться его потомки.
– Память как смысл жизни. (Чтобы оставить свой след, чтобы меня помнили)
Бывает, что человеку неважно даже, хорошую ли память, или не очень хорошую он о себе оставит. Главное – «чтобы меня помнили!» Ради этого многие люди всеми возможными способами стремятся к известности, популярности, к славе, к тому, чтобы стать «знаменитым человеком». Конечно, добрая память имеет некую ценность для вечности – это благодарная память наших потомков о нас, оставивших им сады, дома, книги. Но сколько продлится эта память? Имеете ли Вы благодарную память о своих прадедах? А прапрадедах?..
– Смысл жизни – сохранение красоты и здоровья.
Хотя древнегреческий философ Метродор и утверждал, что смысл жизни в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться, большинству людей все же понятно, что это не может быть смыслом.
Трудно найти что-то более бессмысленное, чем жизнь ради поддержания собственного здоровья и внешнего вида. Если человек заботится о своем здоровье (занимается спортом, физкультурой, своевременно проходит профилактические медицинские осмотры), то это можно только приветствовать. Мы же говорим о другом, о той ситуации, когда поддержание здоровья, красоты, долголетия становится смыслом жизни. Если человек, видя смысл только в этом, ввязывается в борьбу за сохранение и украшение своего тела, он приговаривает себя к неизбежному поражению. Смерть все равно выиграет это сражение. Вся эта красота, все это мнимое здоровье, все эти накаченные мышцы, все эти эксперименты по омоложению, солярии, липосакции, серебряные нити, подтяжки ничего после себя не оставят.
– Потребление удовольствия как смысл жизни.
Культ удовольствия царит в современном обществе. Нас настраивают на это реклама, статьи в журналах, телевизионные ток-шоу, бесконечные сериалы, реалити-шоу: живи в свое удовольствие, бери от жизни все, лови момент удачи, «отрывайся» по полной…
Таким образом, мы (не без помощи СМИ, однако по своей воле) превращаем себя в обессмысленных полулюдей-полуживотных, чья задача – только есть, пить, спать … Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Смысла. Ведь в удовольствии смысла не найти. Причем чем больше мы получаем удовольствия, тем больше нам опять хочется. Это напоминает ослика, бегущего за привязанной впереди морковкой: хотим поймать, а догнать не можем… Вряд ли кому-то из нас сознательно хочется быть похожим на такого осла.
– Смысл жизни – достижение власти.
Не секрет, что есть люди, которые живут ради увеличения своей власти над другими. Именно так и пытался объяснить смысл жизни Ницше. Он говорил, то смысл жизни человека в стремлении к власти. Правда, сама история его жизни (сумасшествие, тяжкая смерть, нищета) стала опровергать это утверждение еще при его жизни…
На пороге жизни и смерти, оглянувшись назад, человек поймет, что всю жизнь он прожил зря, то ради чего он жил, уходит от него, и он остается ни с чем. Сотни тысяч имели огромную, а иногда даже невероятную власть (вспомним Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона, Гитлера). Но в один момент они ее теряли. И что? Никого еще власть не сделала бессмертным.
– Смысл жизни – жизнь ради близких. Это одна из задач жизни, но не смысл.
Многие люди видят смысл своей жизни в близком человеке, в ребенке, супруге, реже – родителе. Они нередко так и говорят: «Я живу ради него», живут не своей, а его жизнью.
Безусловно, любить своих близких, жертвовать чем-то ради них, помогать идти по жизни – это необходимо, естественно и правильно. Как известно, пребывающий в любви – пребывает в Боге. И жизнь человека должна наполнять любовь, но все же не следует слепо создавать кумира из близкого тебе человека. Мы, создавая себе кумира из любимого человека, по сути дела, проживаем не свою, а его судьбу… Стоит ли посвящать этому свою жизнь?
– Смысл жизни – работа. Вот притча об отношении человека к своему делу.
В далеком средневековье по запыленной улице шел странник. Всякий раз, встречая людей, он останавливался и расспрашивал их, что они делают и зачем. И вот встретились ему три человека, которые сидели на обочине и, согнувшись, били по камню. Странник каждого спросил: “Друг, я уже долго слежу за тем, как ловко ты бьешь по камню. Для чего ты все-таки это делаешь?” Один недовольно проворчал: “Ты сам все видишь. Я обтесываю камни”, другой ответил: “Разве ты не видишь, незнакомец? Я делаю угловые тумбы!”, третий сказал: «Разве ты не видишь? Я строю кафедральный собор!”
Творчество есть ступень совершенствования – относиться творчески к любому делу, событию жизни позволит наполнить свою жизнь радостью, но не смыслом.
– А нужен ли нам вообще смысл жизни? На что это влияет? Может ли его отсутствие сказаться негативно на нашем существовании? Как вы думаете?
С чем бы вы сравнили человеческую жизнь?
(рост дерева, восхождение, американские горки, череда полос)
Таким образом, в ваших ассоциациях жизнь сравнивается с чем-то трудным, движущимся, постоянно меняющимся.
Что же сделать, чтобы жизнь не казалась пустой, трудной чередой полос, препятствий?
– Итак, мы видим, что непременно должны жить ради чего-то, т.е. нам необходим смысл жизни.
(Учитель обращает внимание на доску, на высказывания великих людей о смысле жизни)
Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна. (К/ф «Человек с бульвара капуцинов»)
Отсутствие ясной цели жизни действует угнетающе. (Дж. Рейнуотер)
Человек, считающий свою жизнь бессмысленной, не только несчастен, а плохо приспособлен к жизни. (А. Эйнштейн)
Имеет человек в жизни зацепку – и хорошо ему (А.П.Чехов)
Поверь в тот факт, что есть ради чего жить и твоя вера поможет этому факту свершиться. (У.Джеймс)
Горе людям, не знающим смысла своей жизни. (Паскаль).
IV. Просмотр передачи и обсуждение вопросов
– Герои передачи обрели смысл жизни. На что это повлияло? Для чего, ради чего все это нужно?
– Конечно, ради счастья.
V. Заключение
Учитель читает стихотворение Э.Асадова «Счастье»
Что же такое счастье?
Одни говорят: «Это страсти:
Карты, вино, увлечения –
Все острые ощущения».
Другие верят, что счастье –
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш плененных
И трепете подчиненных.
Третьи считают, что счастье –
Это большое участье:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.
По мненью четвертых, это –
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.
Еще есть такое мнение,
Что счастье – это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека.
Счастье – это высшая цель нашей жизни.
Таким образом, ответ на вопрос: «Зачем мы живем?» зависит во многом от жизни человека. Для разных людей смысл жизни в разном, но главное, чтобы он был, было стремление. Для одних это любовь, для других – дом, дача, квартира, для третьих – любимая работа, для кого-то – семья. Кто-то живет для других, кто-то из любопытства. Одни стремятся к власти, другие живут в общении. А все же главной целью любого стремления является счастье.
VI. Рефлексия
Смысла жизни ищет каждый душевно здоровый человек – смысла прекрасного, жизненного, вечного, всем доступного…
Либо продолжать жизнь ради удовольствий – и тяготиться отсутствием смысла и отсутствием прочного, настоящего счастья.
Либо выбрать путь совершенствования своей души, обучения ее истинной любви и добру, путь богоискательства – и наслаждаться непреходящим внутренним спокойствием, гармонией с собой и с миром, радостью, осмысленностью жизни.
Этот выбор должен сделать в своей жизни каждый человек!
Классный час
« Если будешь ты читать, будешь много- много знать!»
Люди перестают мыслить,
Когда перестают читать.
Классы – 8,9
Возраст учащихся –13-15 лет.
Форма проведения: круглый стол.
Цели классного часа:
– Расширить кругозор обучающихся.
– Воспитывать уважение к книге, знаниям.
– Побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.
Педагогическая цель: изучить круг чтения и кругозор учащихся и родителей; представить учащимся доводы о необходимости чтения.
Ожидаемый результат: Наблюдение за отношением обучающихся к книге, чтению дома, на уроках и внеклассных мероприятиях.
Ход классного часа
Учитель : Добрый день, дорогие друзья! Сегодня тема нашего классного часа посвящена Году литературы. Послушайте, как сказал о книге известный педагог Сухомлинский: «С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь. Ничто не заменит книги».
И ещё я хочу вам напомнить знаменитую фразу А.С. Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение!..». Этой фразе более 200 лет. Мы, учителя, часто обращаемся к вечному источнику знаний – книге. Уверена, что именно так и должно быть. Но на деле всё по -другому. Особенно полезно совместное чтение с детьми. По результатам анкетирования было выяснено, что в ваших семьях читать не любят. Опыт в общении с людьми можно приобрести, только внимательно читая книги.
Сколько важного, необходимого для развития любого человека накоплено на бессмертных страницах различных произведений!
Чтение и книжная культура – фундаментальные достижения человечества.
Носитель этой книжной культуры, человек читающий, внёс решающий вклад в развитие цивилизации. Во всём мире осознают роль чтения и читательской культуры. Но в современной России всё чаще говорят о кризисе чтения, о падении интереса детей к книге, классике. Это сказывается и об уровне общей грамотности людей. Причём дело тут не столько в компьютерных играх, которые отрывают детей от книги, сколько в потере интереса к чтению, в отсутствии привычки к умению интеллектуально трудиться.
Я нашла специально для классного часа подтверждение моих слов. Вы – подростки , часто жалуетесь на несправедливую критику со стороны взрослых.
Вот что по этому поводу было в мыслях у Н.В. Гоголя:
«… Извольте –ка принять и несправедливые упрёки за справедливые, и всякий день в них всматриваться, как в зеркало, авось среди несправедливого отыщется и справедливое. А без этого вы и вовеки веков не уйдёте вперёд, а уходить будете только теоретически, а не практически». Как вы понимаете эти мудрые слова великого писателя?
Ответы учащихся.
Если вы будете применять эти слова, возможно, что будете добрее относиться к взрослым, родителям, учителям.
– Мы живём в век знаний. Можно сказать, что нас окружает океан информации. Ни одна отрасль жизни не может существовать без информации. Информацию ищут, находят, хранят, защищают, передают, копируют, уничтожают. Чтобы не утонуть в этом океане знаний, учёные всего мира ищут универсальную форму для хранения и поиска информации. Компьютерные специалисты постоянно проводят конференции по этой проблеме. На одной из таких конференций выступил знаменитый американский писатель-фантаст Айзек Азимов. Он заявил, что уже нашёл самую лучшую, просто идеальную систему информации. Вот как он описал ее свойства:
А). доступность – пользоваться ею может каждый, даже неподготовленный человек;
Б). портативность – для её использования не нужны никакие дополнительные устройства;
В). надёжность – информация хранится в ней постоянно и не исчезает из-за всяческих поломок.
Слушатели терялись в догадках: что бы это могло быть? И тут писатель, выдержав паузу, произнёс: “Надеюсь, вы понимаете, что речь идёт о…”.
А вы, как вы думаете, что имел в виду писатель-фантаст Азимов?
(высказывают предположения: компьютер, телевизор, радио и т. п.)
Нет, вы не угадали. На самом деле речь шла о самой простой книге. На сегодняшний момент, как и много веков назад, это самый доступный, простой и надёжный источник информации. К тому же книга – это ещё и очень древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. Если вы будете читать книги, то ваш кругозор станет богаче, вы лучше будете выражать свои мысли.
Учитель. Нет ни одного писателя и поэта, который не написал бы много хороших добрых слов о книге. Мне хочется прочитать, что писал о книге Алексей Максимович Горький. (Максим Горький это псевдоним русского поэта, его настоящая фамилия Пешков) :
«Всем хорошим во мне я обязан книгам: ещё в молодости я понял уже, что искусство более великодушно, чем люди. Я люблю книги: каждая из них мне кажется чудом, а писатель – магом».
Учитель. Вот так, ребята относился к книге великий писатель Горький.
А как вы относитесь к книге? Что она для вас значит?
Ответы учащихся.
– Пусть для вас книга будет чудом, а писатель магом.
Учитель. Прочитав книгу, можно узнать весь мир. Книга – это твоё будущее. Книга – это полезный досуг. Раньше не было компьютеров, не было множества программ по телевидению, как сейчас, поэтому книга оставалась тем источником, который давал свет в мир. Сейчас всё немного по-другому. И многие люди перестали читать книги, как это делают ваши родители. Я считаю, что они многое потеряли, а главная их ошибка в том, что они не увлекли вас чтением. Сейчас можно услышать, что информацию можно почерпнуть в другом месте. Но скажите, разве ценность книги от этого изменилась?
Ученик. Нет. Книгу ничем нельзя заменить.
Учитель. И я, кажется, знаю почему. Ведь книга, как друг. Её держишь в руках, читаешь и, кажется, что разговариваешь с тем, кто её написал. Самое главное – книга нам открывает, прежде всего, самих себя. Когда вы читаете книгу, вы находите свои черты, иногда даже свои поступки. Чтение – это труд, творчество, самовоспитание своих духовных сил, воли. И если вы будете часто читать книги, то узнаете много нового и интересного. Станете интересными собеседниками. Окружающим людям будет с вами интересно.
Давайте ответим на мои вопросы.
- На кого из людей, которых видел, о которых слышал или читал, ты хотел бы быть похожим?
- Твоя любимая книга?
- Любимая книга зарубежного автора?
- Любимый герой отечественной литературы?
- Любимый герой зарубежной литературы?
- Любимый исторический герой?
- Любимый герой-современник?
- Как каждый из вас относится к чтению художественной литературы и почему?
- Вспомните название книги, которую вы прочитали последней? Как давно это было?
- Назовите две-три причины, мешающие вам читать книги?
Учащиеся по кругу отвечают на вопросы.
Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, что имел в виду А. П. Чехов, говоря: «Когда я перестал пить чай с калачом, то говорю: аппетита нет! Когда же перестал читать стихи или романы, то говорю: не то, не то!».
Ответы учащихся.
Учитель.
Сегодня нашей стране нужны умные, самостоятельные, творческие люди.
Умение понимать прочитанное, сравнивать, задавать вопросы, размышлять, задумываться о смысле жизни, ставить перед собой благородные цели – вот самые актуальные умения для современного человека. Надеюсь, что сегодняшний классный час подтолкнёт вас к обдуманному прочтению классических произведений. Через некоторое время мы вновь вернемся к этой теме и посмотрим, изменилось ли ваше отношение к классике.
Я желаю вам обрести много хороших друзей – прочитать много хороших книг. И пусть они станут вашими спутниками, которые принесут пользу обязательно.
Это интересно.
Много интересного рассказано о книге, а знаете ли вы, что…
- Самая большая в мире книга находится в Америке, ее высота – 3 метра, а толщина – 1 метр. Перелистывает эту книгу специальный электрический аппарат?
- Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки?
Народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.
– Ну, а когда взгрустнётся вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший, верный друг,
Развеет скуку книжка.
– Мир и жизнь легче понять через книгу. Чтение позволяет жить в собственной голове лучшее, ибо то, что на страницах книг другие действуют за нас, а мы это оцениваем.
Чтение даёт больше чем кинофильмы: кинофильмы – конкретные версии с лицами и голосами актёров и актрис, тогда как книги позволяют взглянуть на ситуацию или персонажа с собственной точки зрения.
Переворачивая каждую страницу с удивлением и удовольствием – мы как бы начинаем писать её заново, а англичане установили, что именно такое чтение – с удовольствием – снимает стресс.
Книги – это двери, что выводят нас из четырёх стен. Они учат, воспитывают, с ними путешествуешь, проживаешь другие жизни, а свою умножаешь в тысячу раз.
А ещё книги помогают справиться со многими неприятными вещами: одиночеством, плохим настроением, всевозможными переживаниями. Как же можно справиться со всем этим, не читая?
Учитель. Ребята, наш классный час заканчивается. Прошу вас, выберите афоризм, который каждому из вас стал близок, который понравился.
1.Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет. А. Декурсель
2.Ни о чём не думает лишь тот, кто ничего не читает. Д. Дидро
3.Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее. А. Дюма-сын
4.Можно определить достоинство народа по количеству книг, которые он поглощает.
Э. Лабуле
5.Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. Блок А.А.
6.Каждую книгу нужно уметь читать. Паскаль Б.
7.Много на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты. Писарев Д.И.
8.Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. Ушинский К.Д.
9.Читать – это не только узнавать факты. Читать – значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Федин К.А.
10.Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете очень мало. Вольтер
Рефлексия. Итог классного часа.
Изменилась ли ваша точка зрения на чтение книг или нет и почему?
Что для вас было важным при обсуждении, а что нет и почему?
Учащиеся по кругу отвечают на вопросы.
– Вот и подошел к концу наш разговор о прочитанных книгах, о роли книг в нашей жизни. Хотелось бы, чтобы вы стали серьезными и вдумчивыми читателями.
“Кем бы вы ни стали, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!” С. Михалков
Через вас, я хочу обратиться к вашим родителям:
Послушайте, папы, послушайте, мамы,
Доверьтесь совету, не будьте упрямы!
Ведь это кощунство, ведь это обман,
Когда вместо книги – телеэкран!
Спасибо за совместную работу на классном часе!