Кл час о пользе чтения
Лекция для школьников.
«О пользе чтения».
Подготовила: Тугушева М.А.
Цель – убедить в пользе чтения.
Оформление и оборудование – выставка книг, рисунки по теме “Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, наставленных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами…. Учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют далекие от наших глаз вещи…..”- сказал Ян Амос Коменский.
С чего все начиналось, вы знаете?
Давайте заглянем в историю. Первая книга….
Она была двуногой, двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Умела говорить, петь. Потому что первой книгой, если это так можно назвать, был человек. Ведь в те времена, когда еще не было бумаги и чернил, уже существовали сказочники и сочинители. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.
Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно пересказать то или иное произведение, как бы становился книгой. Многие знают о великом писателе Гомере, кто не знает, тот обязательно познакомится с его произведениями. Его “Илиаду” и, “Одиссею” издают сейчас ежегодно во всех странах мира. Ведь записали его книги через несколько веков после того, как их назвали греки, рассказывали фантастическую повесть о странствиях Одиссея.
Один человек завел у себя библиотеку из этих людей-книг. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных рабов. Каждый должен был стать какой-нибудь книгой. Ицел добился своего. Вскоре в Риме только и говорили, что о его библиотеке. Вот однажды после пышного обеда речь зашла о всяких учебных предметах. Заговорил о том, как люди пировали в старину.
-Об этом есть славное местечко в “Илиаде”- сказал Ицел.- Приведите ко мне “Илиаду, “- приказал он управляющему.
Тут управитель упал на колени и дрожащим голосом доложил:
– Прости, господин! У “Илиады” заболел живот! Он не может подняться!
С появлением письменности книги стали записывать.
Появились первые рукописные книги. До изобретения бумаги каких только книг не придумывали. На них писали иглой. Подравняв края, листы сшивали ниткой, предварительно обрезав края. Обрез золотили, так что получалось очень красиво.
Писали книги на глине. Высушенная на солнце и обожженная в печи глина становилась прочной, как камень. Каждую плитку нумеровали и на каждой проставляли название.
А вы что скажите о книгах, которые можно растопить? Речь пойдет именно о восковых книгах. Это изобретение, как и множество других, принадлежат древним грекам. Восковые книги представляли собой несколько табличек – дощечек размером с наши записные книжки. Каждая дощечка была в середине выстругана.
Получившаяся квадратная выемка заливалась воском – желтым или окрашенным в черный цвет. В углах прокалывались дырочки. Через них продевались шнурки , которые скрепляли дощечки в одну книжечку. Писали на восковых страничках острым концом палочки, а тупым можно было, словно ластиком, тот час стереть ошибку. До конца 18 века восковые книги можно было встретить во Франции и в некоторых других европейских странах.
Представьте себе, вы взяли себе почитать длинную – предлинную шагов в 100. Именно такими были книги древних египтян. Тогда и придумали располагать текст в столбцы. Захлопнуть такую книгу то же нельзя было. Она написана на папирусе, который нельзя было разрезать и сшить. Египтяне сообразили, что такую книгу можно свернуть в трубочку. Конец палочки украшали затейливыми разными фигурками – это чтобы книга выглядела красиво.
Читали эту книгу так: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали свиток. Если опустить руку, свиток сразу свернется. Начинай сначала, потом появились книги кожаные, т. е. написанные на пергаменте. Для пергамента придумывали особые чернила. Выглядела пергаментная книга так: эта, как правило, огромный, тяжеловесный том в прозрачном переплете из двух досок, обтянутых кожей. Чтобы защитить переплет от царапин, на нем укрепляли медные бляшки и наугольники. Такая окованная медью книга походила на сундук, Тем более, что она запиралась замочками и застежками. Дорогие книжные переплеты обтягивали сафьяном или бархатом, оковывали серебром и золотом, украшали драгоценными камнями.
С появлением бумаги, самого дешевого материала для письма, все остальные материалы ушли в прошлое. Но книги по-прежнему переписывались в ручную.
На греческом острове Крит археологи нашли небольшой диск, покрытый крохотными изображениями. Это алфавит древнего языка. Ученые определили, что диску 4000 лет. Вот вам пред история книгопечатания.
А теперь интересные факты.
Когда-то владельцы книг считались обладателями сокровищ. В европейских библиотеках книги приковывались цепями к столам. Это делалось для того, чтобы книга оставалась целой.
Думаю, ребята, вы поняли, как книги всегда ценились и какими сокровищами считались.
С большим уважением говорили о книгах многие классики. Вот одно из них, послушайте.
О пользе, которую принесет труд, выложенный в чтение:
“Во – первых, это будет ослепительный свет разума, во-вторых, ты будешь богат своими собственным, законно полученными достоянием, в- третьих, сокровища твои смогут сослужить тебе большую службу…..”
Сейчас проведем маленький тест. Каждый из вас получит листочек на котором нужно написать свою любимую книгу. Потом мы проведем итоги и выясним, какой жанр литературы самый популярный в нашем классе.
Повторяются ли произведения, и если повторяются то какие.
Снова в печке огонь шевелится, С Доброй помощью карт секстанта
Кот клубочком свернулся в тепле, С полустертой запиской в руке
И от лампы по книгам ложится Капитана, несчастного гранта,
Мирный круг на вечернем столе. Но безвестном найдем островке.
Вот и кончены наши заботы: Ты увидишь леса Ориноко,
Спит задачник, уснула тетрадь. Города обезьян и слонят
Руки тянутся к книге. Ну что ты? Шар воздушный, плывя невысоко,
Будешь, мальчик, сегодня читать? Ляжет тенью на озеро Чад.
Сжаты льдом без огня и компаса, А в коралловых рифах, где рыщет
В полумраке арктических стран “Наутилус”, скиталец морей,
Мы спасем чудака Гаттераса, Всколыхнется глухое кладбище
Перейдя ледяной океан. Затонувших в бою кораблей.
По ущельям, подземными озерами Что прекрасней нет таких приключений
По пещерам во тьме и пыли, Веселее открытий, побед,
Совершим с непреклонным задором Мудрых странствий, счастливых крушений,
Путешествие к центру земли. Перелетов мез звезд и комет.
И прочитанный том закрывая,
Благодарно сходя с корабля,
Ты подумай, мой мальчик, какая,
Тайны полная ждет нас земля.
Послушайте, что сказал Борис Пастернак:
“Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся – и больше ничего.”
Токование – забота природы о сохранения пернатых, ее внешний звон в ушах. Книга как глухарь на току. Она никого и ничего не слышит, оглушенная собой, заслушавшаяся…
Без нее духовный род не имел бы продолжения. Он перевелся бы. Ее не было у обезьян.
Ее писали. Она росла, набиралась ума, видала виды,- и вот она выросла и – такова. В том, что ее видно насквозь, виновата не она. Таков уклад духовной вселенной.
А недавно думали, что сцены в книге – инсценировки, это – заблуждение. Зачем они ей? Забыли, что единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащий в нас.”
Не умение найти и сказать правду – недостаток, которою никакими умением говорить неправду не покрыть. Книга – живое существо. Она в памяти и в полном рассудке: картины и сцены – это то, что она вынесла из прошлого, запомнила и не согласна забыть.
Сейчас я прочитаю строки из статьи: “ Вещи и книги А. И. Лиходеева. Мне кажется, что именно напрасно про книги так, что начинаешь осознавать всю их ценность. Хочется поделиться с вами тем, что я узнала. Я выписала эти строки и хочу их вам прочесть.
“Овеществленные мысли ждут нас, когда мы еще не появились на свет и сопровождают нас всю жизнь.
Но всех нетерпеливее нас ожидают книги.
Вещи не требуют собеседника. В вещах есть что – то безразличное, даже высокомерное. Они созданы для того, чтобы служить и они служат – не бойко, не лениво, а в пределах своего назначения. Им неважно, кому они служат. Они появляются на свет без радости и исчезают без печали. Они живы, пока живут, живут, пока служат.
Книги без собеседника мертвы.
Они могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник – они оживают. У них особая судьба. В отличие от вещей, они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости, в них вложены страсти.
Еще нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет.
Мы размышляем о своем бытие, а в книгах уже давно были проложены троны наших размышлений. Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобрели.
Книги ждут собеседника. И в отличие от вещей или вовсе не все равно, кто к ним явится в этом качестве. Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы.
Люди одинаково пользуются вещами. Для того, чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. Но каждый обращается с книгой по своему. Один читает в ней то что написано , другой не то, что написано, а то что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. Вещи живут во времени. Время живет в книгах.
Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, не численное, предопределенное.
Время мудрее вещей. Книги мудрее времени.
Потому что время, попавшее в книгу застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.
Книги мудрее времени. Они оставляют в себе время, которое ушло. В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.
Время покорно книгам. Иногда оно жжет их и топчет в отчаянии и злобе.
Но и пепел, и грязь остаются на страницах. Время уходит, а книги шелестят (листьями) крыльями…..
Время покорно книгам. Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. В них встретится тот, кто еще не родился, с тем кто ушел навсегда. Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы…..”
Вероятно, книги тоже собираются на новогодний пир.
Им это легко сделать – для этого не нужно сходить с полок.
Они собираются на пир самый беззвучный, который можно себе представить, и поднимают молчаливые тосты.
Они поднимают тосты за своих собратьев, которые радуются и должны родиться, чтобы сказать о нас.
И веселятся весельем мудрости….
Воистину золотые слова. Но мне хотелось бы завершить наш разговор египетским прославлением писцов; которое перевела на русский язык Анна Ахматова
Человек угасает, тело его становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писание заставляют вспоминать его
Устами тех, кто передает это в уста других.
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.
Да, действительно: человек умирает, а за него после смерти правительствует Книга. Книга в литературе – то же, что ноты в музыке. Книга, по существу говоря, всего лишь нотная тетрадь духа. В ней изначально заложено нечто живое, некая животрепещущая сила, даже…. власть.
Цените книги, берегите книги, читайте книги и вы станете обладателем несметных богатств.
Классный час «О пользе чтения»
Цель: убедить учащихся в пользе чтения; показать, какую роль книги играли в истории человечества.
Предварительная подготовка: группами учащихся готовятся сообщения по теме.
Ход мероприятия.
Книга есть кубический кусок
горячей, дымящейся совести – и
больше ничего.
Б. Пастернак.
1-ый ученик: «Напрасен ум, если нет пищи мудрости, какую доставляют добрые книги, полные благих наставлений, примеров, нравственных заветов, законов и благочестивых правил. Словно задушевные друзья, они охотно беседуют с нами,…учат нас, ободряют, утешают и как зримо являют далекие от наших глаз вещи…» – сказал Ян Амос Каменский.
С чего все начиналось, вы знаете?
Давайте заглянем в историю. Первая книга…
2 –ый ученик: Она была двуногой, двурукой, ни за что не желающей лежать на полке. Умела говорить, петь. Потому что первой книгой, если это так можно назвать, был человек. Ведь в те времена, когда еще не было бумаги и чернил, уже существовали сказочники и сочинители. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в человеческой памяти.
Человек, способный накрепко запомнить и вдохновенно пересказать то или иное произведение, как бы становился книгой. Многие знают о великом писателе Гомере, кто не знает, тот обязательно познакомится с его произведениями. Его «Илиаду» и «Одиссею» издают сейчас ежегодно во всех странах мира. Самому же автору увидеть свою книгу не удалось. Ведь записали его книги через несколько веков после того, как он их сочинил. А до этого сказатели, или аэды, как их называли греки, рассказывали фантастическую повесть о странствиях Одиссея.
3 – ой ученик: Один человек завел у себя библиотеку из книг-людей. Это произошло в Риме. Богатый торговец Ицел приказал собрать самых способных рабов. Каждый должен был стать какой-нибудь книгой. Ицел добился своего. Вскоре в Риме только и говорили, что о его библиотеке. Вот однажды после пышного обеда речь зашла о всяких ученых предметах. Заговорили о том, как люди пировали в старину.
– Об этом есть славное местечко в «Илиаде», – сказал Ицел. – Приведите-ка ко мне «Илиаду», – приказал он управляющему.
Тут управитель упал на колени и дрожащим голосом доложил:
– Прости, господин! У «Илиады» заболел живот! Он не может подняться!
4-ый ученик:
Попытки сохранить знания для потомков существовали испокон веков.
Безусловно, прототипом первых книг можно считать наскальные рисунки древних людей. Из этих первых «книг» мы можем многое узнать о их жизни.
С появлением письменности книги стали записывать. Появились первые рукописные книги. До изобретения бумаги каких только книг не придумывали!
В Индии, например, существовали книги на пальмовых листьях. На них писали иглой. Подравняв края, листья сшивали ниткой, предварительно их обрезав. Обрез золотили, так что получалось очень красиво.
Писали книги на глине. Высушенная на солнце и обожженная в печи глина становилась прочной, как камень. Каждую плитку нумеровали и на каждой проставляли название.
А что вы скажете о книгах, которые можно растопить?
5-ый ученик: Речь пойдет о восковых книгах. Это изобретение, как множество других, принадлежит древним грекам. Восковые книги представляли собой несколько табличек-дощечек размером с наши записные книжки. Каждая дощечка была в середине выстругана.
Получившаяся квадратная выемка заливалась воском – желтым или окрашенным в черный цвет. В углах прокалывались дырочки. Через них продевались шнурки, которые скрепляли дощечки в одну книжечку. Писали на восковых страничках острым концом палочки, а тупым можно было, словно ластиком, тотчас стереть ошибку. До конца 18 века восковые книги можно было встретить во Франции и в некоторых других европейских странах.
1-ый ученик: Представьте себе, вы взяли почитать книгу длинную-предлинную – шагов в сто. Именно такими были книги древних египтян. Тогда и придумали располагать текст в столбцы. Захлопнуть такую книгу тоже нельзя было. Она написана на папирусе, который нельзя было разрезать и сшить. Египтяне сообразили, что такую книгу можно свернуть в трубочку. Конец палочки украшали затейливыми резными фигурками – это чтобы книга выглядела красиво.
Читали эту книгу так: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали свиток. Если опустишь руку, свиток сразу свернется. Начинай сначала.
Потом появились книги кожаные, то есть написанные на пергаменте. Для пергамента придумали особые чернила. Выглядела пергаментная книга так: это, как правило, огромный, тяжеловесный том в прочном переплете из двух досок, обтянутых кожей. Чтобы защитить переплет от царапин, на нем укреплялись медные бляшки и наугольники. Такая окованная медью книга походила на сундучок, тем более что она запиралась замочками или застежками.
Дорогие книжные переплеты обтягивали сафьяном или бархатом, оковывали серебром или золотом, украшали драгоценными камнями.
Переписывались эти книги от руки в основном монахами – самыми образованными людьми того времени.
2-ой ученик: С появлением бумаги, самого дешевого материала для письма, все остальные материалы ушли в прошлое. Но книги по-прежнему переписывались вручную.
На греческом острове Крит археологи нашли небольшой диск, покрытый крохотными изображениями. Это алфавит древнего языка. Ученые определили, что диску четыре тысячи лет. Вот вам предыстория книгопечатания. Первое, что содействовало возникновению книгопечатания, была бумага, изобретенная в Китае и попавшая в Европу. В XII-XIII веках первые “бумажные мельницы” появляются в Испании. К началу европейского книгопечатания не менее двух третей рукописных книг изготовлялось уже на бумаге, которая была разного сорта, различного качества. Ученые сходятся во мнении, что заслуга изобретения книгопечатания должна быть закреплена за Гутенбергом. Человек по имени Ганс Генсфлейш, или Иоганн Гутенберг (1394/ 1399-1468), родился в последние годы XIV века в крупном немецком городе Майнце. Ученые сходятся во мнении, что заслуга изобретения книгопечатания должна быть закреплена за Гутенбергом. Человек по имени Ганс Генсфлейш, или Иоганн Гутенберг (1394/ 1399-1468), родился в последние годы XIV века в крупном немецком городе Майнце.
Он создал первое типографское оборудование, изобрел новый способ изготовления шрифта и сделал словолитную форму. Из твердого металла делались штампы (пунсоны), вырезанные в зеркальном изображении. Затем они вдавливались в мягкую и податливую медную пластину: получалась матрица, которая заливалась сплавом металлов. В состав сплава, разработанного Гутенбергом, входили олово, свинец, сурьма. Сущность этого способа изготовления букв состояла в том, что их можно было отливать в каком угодно количестве. В производстве книги это имеет существенное значение, если учесть, что для одной средней книжной страницы требуется примерно двести букв. Для оборудования типографии требовался уже не просто пресс, а печатный станок и наборная касса (наклонный деревянный ящик с ячейками). В них помещались литеры букв и знаков препинания.
Основателем книгопечатания на Руси считается Иван Федоров.
1 марта 1564 г. основатель массового книгопечатания вместе с Петром Мстиславцем завершил работу над первой русской многотиражной печатной книгой “Апостол”.
А теперь интересный факт.
Когда-то владельцы книг считались обладателями сокровищ. В европейских библиотеках книги приковывали цепями к столам. Это делалось для того, чтобы книга оставалась целой.
Сейчас книги есть в каждом доме, они стоят недорого, их может купить каждый. На производство книг работают тысячи больших и маленьких типографий, которые дают нам возможность соприкоснуться с таким сокровищем, как книга.
3-ий ученик: А сейчас проведем маленький тест. Каждый из вас получит листочек, на котором нужно написать свою любимую книгу. Потом мы подведем итоги и выясним, какой жанр литературы самый популярный у вас. Повторяются ли произведения, и если повторяются, то какие.
(ребятам раздаются листочки и через минуту зачитываются и определяются пристрастия).
А теперь давайте посмотрим на стенд с вашими иллюстрациями, подумайте, к каким произведениям созданы эти иллюстрации.
4-ый ученик: Снова в печке огонь шевелится,
Кот клубочком свернулся в тепле,
И от лампы по книгам ложится
Мирный круг на вечернем столе.
Вот и кончены наши заботы:
Спит задачник, закрыта тетрадь.
Руки тянутся к книге. Но что ты
Будешь, мальчик, сегодня читать?
Сжаты льдом, без огня и компаса,
В полумраке арктических стран
Мы спасем чудака Гаттераса,
Перейдя ледяной океан.
По ущельям, подземным озерам,
По пещерам, во тьме и пыли,
Совершим с непреклонным задором
Путешествие к центру земли.
С доброй помощью карт и секстанта,
С полустертой запиской в руке
Капитана, несчастного Гранта,
На безвестном найдем островке.
Ты увидишь леса Ориноко,
Города обезьян и слонят,
Шар воздушный, плывя невысоко,
Ляжет тенью на озеро Чад.
А в коралловых рифах, где рыщет
«Наутилус», скиталец морей,
Всколыхнется глухое кладбище
Затонувших в бою кораблей.
Что прекрасней таких приключений,
Веселее открытий, побед,
Мудрых странствий, счастливых крушений,
Перелетов меж звезд и комет?
И прочитанный том закрывая,
Благодарно сходя с корабля,
Ты подумай, мой мальчик, какая,
Тайны полная, ждет нас земля.
(6 – ой ученик уходит).
5-ый ученик: Подвести некоторый итог хотелось бы строками из стать Л. И. Лиходеева «Вещи и книги».
«… Освещенные мысли ждут нас, когда мы еще не появились на свет, и сопровождают нас всю жизнь.
Но всех нетерпеливее ожидают нас книги.
Вещи не требуют собеседника. В вещах есть что-то безразличное, даже высокомерное. Они созданы для того, чтобы служить, и они служат – не бойко, не лениво, а в пределах своего назначения. Им неважно, кому они служат. Они появляются на свет без радости и исчезают без печали. Они живы, пока живут, и живут, пока служат.
Книги без собеседника мертвы.
Они могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник – они оживают. У них особая судьба. В отличие от вещей, они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости в них вложены страсти.
Еще нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет. Мы размышляли о своем бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений.
Книги ждут собеседника. И в отличие от вещей им вовсе не все равно, кто к ним явится в этом качестве. Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны.
Люди одинаково пользуются вещами. Но каждый обращается с книгой по-своему. Один читает в ней то, что написано, другой не то, что написано, а то, что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. Вещи живут во времени. Время живет в книгах. Книги мудрее времени. Потому что время, попавшее в книги, застывает в ней таким, каким оно было на самом деле…»
Действительно, проходят года, сменяются поколения, но память об этих людях и этих временах остается в книгах, и многие великие люди понимали это уже давно. Недаром наш великий поэт А. С. Пушкин писал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Что это за памятник? Да, это его книги.
6-ый ученик: И закончить наш разговор мне хотелось бы египетским «Правлением писцов», которое перевела на русский язык Анна Ахматова.
Человек угасает, тело его становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писания заставляют вспоминать его
Устами тех, кто передает это в уста других.
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.