Каждый не ищи пользы своей

Каждый не ищи пользы своей thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

См. Толкование на 1 Кор. 10:23

Свт. Феофан Затворник

Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо

«Не на одно то смотри, что ты вкушаешь с чистою совестию, но и на то особенно, назидает ли это ближнего твоего. Во многих местах выставляет святой Павел это правило как необходимейшее. Но не просто велит он не искать своей пользы, а только тогда, когда это вредно для брата. В таком случае полезное ближнему должно предпочитать своей пользе, и то избирать, а это оставлять» (Феофилакт). Коренной закон деятельности христианской: люби Бога паче всего, и люби ближнего, как себя. О любви к себе нечего и правил писать; ее только можно ограничивать. Любовь к Богу наипаче есть действие сердечное, внутренное, сокровенное. В явной жизни действующею является одна любовь к ближним, возгреваемая внутри любовию к Богу. Бога паче всего любить должно; но к Богу деятельной любви ничем не можешь ты показать, как делами любви к ближним. Потому, да ищет кийждо еже ближняго – есть сокращение всего нравственного закона. Но надо при этом держать в душе строго дополнительную главную мысль, чтобы сие искание, еже ближняго, исходило из любви к Богу. Ибо есть гуманисты, которые представляются млеющими от любви к человечеству, между тем не только любви к Богу, но и веры в Него не имеют. Пустые личности!

Этими двумя стихами напоминал коринфянам Апостол: итак, вкушать идоложертвенное открыто в капищах – с этих пор не дерзайте. Но оставались другие случаи, в которых, и не ведая, можно было вкусить идоложертвенное. Их теперь и определяет святой Павел.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

Не своей только пользы должны искать мы, но и ближних.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

Не то только имей в виду, с чистой ли совестью ты ешь, но и то, назидает ли брата поступок твой. Во многих местах своих посланий поставляет это делом самым необходимым. Не вообще возбраняет искать своей, пользы, но тогда, когда это вредно для брата. Ибо в таком случае пользу его мы должны ставить выше своей и ее избирать.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Экумений

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

Ищи не только того, говорит Павел, с чистой ли совестью ты ешь, но полезно ли происходящее твоему брату.

Фрагменты.

Амвросиаст

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

Истинно так бывает, когда кто-либо на капище возлежит за трапезой и удовлетворяет свое желание, в то время как совесть немощного брата к искушению склоняет. Отчего и следует поспешать из любви к Господу нашему Иисусу Христу – дабы из необходимости блага ближнего мы отказывали себе в наших желаниях, как о том и апостол, сосуд избранный и врачеватель духовный, говорит: ища не своей пользы, по пользы многих (1 Кор. 10:33).

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

Этот стих прибавлен Апостолом для выяснения того, что он разумел под выражением: назидает. Кто заботится о благе ближнего, тот перестает заботиться об угождении самому себе, своей чувственной природе.

См. также Толкование на 1 Кор. 10:23

Источник

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 23-24 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор.10:23–24). Видишь ли великую его мудрость? Так как иной из них мог сказать: я совершен, я властен над собою, я вкушаю предлагаемое без вреда для себя, то он говорит: положим, что ты совершен и властен над собою; но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: «не все полезно», «не все назидает», разумея первое о нем самом, а второе о брате; выражение: «не полезно» указывает на погибель его самого, а «не назидает» – на соблазн брата. Потому и присовокупляет: «никто не ищи своего». Это раскрывает он во всем послании, равно как и в послании к Римлянам, когда говорит: «ибо и Христос не Себе угождал» (Рим.15:3); и еще: «так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы» (1Кор.10:33). Также и здесь он не распространяется об этом. Выше он пространно доказывал и доказал, что он никогда не искал своей пользы, был для иудеев, как иудей, для неимеющих закона, как без закона, самой свободой и властью своей не просто пользовался, а (искал) пользы всех, служа всем; потому здесь он довольствуется немногими словами и прекращает речь, напоминая им этими немногими словами все, что сказано было прежде.

Гомилия 24 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Афанасий Великий

Тело имеет у себя глаза, чтобы взирать на тварь и из примечаемаго в ней всестройнаго порядка познавать Создателя. У него есть слух для слышания Божиих словес и Божиих законов. У него есть руки для произведения ими необходимаго и для молитвеннаго воздеяния их к Богу. Но душа, уклонившись от созерцания того, что добро, и от обращения на то своей деятельности, в заблуждении своем обращает уже ее на противоположное. Потом, как сказано выше, усматривая свои способности и злоупотребляя ими, воображает, что может обратить и телесные члены на противоположное. Посему, вместо того, чтобы рассматривать тварь, обращает она глаз на вожделения, доказывая сим, что и это ей возможно; и думает, что, однажды устремив свою деятельность, сохраняет она свое достоинство и не погрешает, делая, что можно; не знает же, что сотворена не просто устремлять свою деятельность, но устремлять, на что должно. Посему-то и Апостольское слово заповедует: «вся ми леть суть, но не вся на пользу».

Читайте также:  Если польза от медового массажа

Слово против язычников.

Свт. Климент Александрийский

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает

Делая все дозволенное, люди часто доходят до того, что начинают делать и недозволенное.

Педагог.

Свт. Феофан Затворник

Вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но не вся назидают

После страшной угрозы речь потекла спокойно. Начинает ее Апостол тем, что подало повод и ко всему рассуждению об идоложертвенном,– со свободы относительно употребления всякого рода безвредной пищи. На это начало опираясь, умники садились за трапезы в капищах идольских. Апостол не отвергает ее, а утверждает: вся ми леть суть, вся ми леть суть. Совершенная, говорит, правда. Но пользование сим правом свободы не может быть без ограничений. Я полагаю для этого два ограничения: пользу себе и назидание ближним. Коль скоро вкушение чего-либо не полезно себе и не назидает ближнего, то от него надо воздержаться. Полагает Апостол в начале сии мысли, потому что ими потом руководствуется в изложении нижеследующих правил. Святой Златоуст говорит: «Видишь ли великую мудрость Апостола? Так как иной из них мог сказать: я совершен, я властен над собою, я вкушаю предлагаемое с полным знанием дела,– то он говорит: положим, что ты совершен и властен над собою, но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: не вся на пользу, не вся назидают, разумея первое о нем самом, а другое о брате, ибо слово: не на пользу, указывает на погибель его самого, а слово: не назидают – на соблазн брата».

Вред себе называет святой Златоуст погибелью себя самого, вероятно потому, что чрез вкушение идоложертвенного становятся общниками бесов, а в этом явная пагуба. Экумений и Феофилакт видят вред сей в том, что, привыкши вкушать идоложертвенное, и к идолам опять привыкнет и может отпасть от Церкви, тоже на пагубу себе.

Но можно и пользу, и назидание разуметь только в отношении к братьям, как подает повод думать следующий текст, где о себе ничего не говорится, а все внимание заповедуется обращать на пользу ближнего. Так рассуждает блаженный Феодорит: «Позволительно тебе по тому ведению, какое приписываешь себе, делать все; но не полезно тебе делать вред другим. Делаемое тобою не назидает их. Положим, что ты совершен, но надобно позаботиться и о немощных. Ибо сие присовокупил Апостол».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает

И хотя все можно ради свободы, но не все, что можно, бывает полезно ближним нашим.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Все мне позволительно, но не все полезно

Дабы кто не возразил: «я ем с чистой совестью и потому имею право так делать», говорит; нет, все тебе позволительно, поскольку Бог сотворил тебя свободным; но чтобы есть идоложертвенное, это не совсем для тебя полезно. Ибо, постоянно участвуя в трапезах идольских, ты шаг за шагом получишь расположение к самим идолам.

Все мне позволительно, но не все назидает

Поведение твое, как и прежде я говорил, не полезно ни для тебя, ни для брата твоего. Ибо оно не назидает его, а скорее расстраивает, и извращает веру его. Если же нет пользы ни тебе, ни брату твоему, то для чего тебе делать это?

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Тертуллиан

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает

Насколько легче человеку бояться запрещенного, если он с почтением относится к тому, что ему дозволено?

Об одежде женщин.

Лопухин А.П.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает

Ап. повторяет правило, высказанное им в VI:12-м ст., но прилагает его к другому случаю. – Полезно. Это выражение указывает на духовную пользу вообще, включая и собственную пользу человека. – Назидает, – т. е. специально полезно для душевного спасения нашего ближнего.

Ст. 23-33 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись

Читайте также:  В чем польза кефирного гриба

Теперь Ап. обращается к сильным в вере (ср. ст. 23, 24, 32, 33), учит их вкушать без стеснения всякое продающееся на торгу мясо и без смущения же обедать у язычников. Но – прибавляет он – вы должны воздержаться от вкушения мяса на этом обеде, если кто-нибудь из немощных в вере скажет вам, что это мясо – идоложертвенное. Словом, все нужно делать во славу Божию и никого не соблазнять своим поведением.

Толковая Библия.

Источник

Слова апостола Павла, выведенные в названии, обращены ко всем людям, которые их когда-либо соизволят прочесть, равно как и усвоить. Но разные существуют категории людей. Разные у всех нас характеры, вкусы, наклонности, пристрастия. И, по большому счёту, все мы, увы, не равны! Это там, в тех сферах, где «по ту сторону добра и зла», перед чистым всевидящим взором Того, Кто… Ну вы понимаете, о чём я… Там мы, действительно, все равны между собой и перед Ним! Не только равны, но и, вероятно, одинаково притихшие, угомонившиеся, присмиревшие, как бы придавленные каждый своим, которое с неправдоподобной ясностью, вдруг и исподволь, непрошено предстанет во всей своей неприглядной очевидности и неумолимой неотменимости! Но не буду касаться даже мысленно того состояния, которое «ещё не видел глаз и не слыхивало ухо», поскольку неблагодарное и некорректно это дело – находясь в низинах, упоминать всуе о чистом и святом… А хотелось бы, напротив, затеять разговор о тех вещах, которые свойственны лишь этой «юдоли печали». Вернее не то, чтобы затеять, а как бы продолжить, поскольку краешком уже затрагивал здесь в своё время тему (https://zavtra.ru/content/view/talbergi/). Там я высказывался об одном из авторов, одном из нас (о человеке, по-видимому, весьма активном, как в жизни, так и здесь, среди «завтрашников»). Там я пытался дать краткую характеристику такого типа людям, так сказать типичным представителям известной народности, которая во все времена у всех на слуху (как это у меня получилось – другой вопрос). И, отнюдь, не моя вина в том, что качества, о которых речь, в той или иной степени присущи преимущественно представителям именно этой народности.  

Но довольно отстранённостей, ибо я, собственно, – о купаже человеческих «достоинств», определяемых избитой и заезженной фразой «хочешь жить – умей вертеться». Хотелось бы порассуждать, а, если повезёт, то и вместе выяснить, действительно ли свойства человеческой натуры, позволяющие крепко ухватиться за шестерни механизма, воспроизводящего жизненные блага – успех, устроенность, комфорт – а в конечном итоге – сытость и довольство, являются достоинствами, или, может быть, совсем наоборот? И начать хотелось бы с аксиомы, которая хорошо известна в среде людей искусства: «Таланту необходимо всячески помогать! Бездарь и сама пробьёт себе дорогу!». Ведь тут, если вы обратили внимание, наличествует явное качественное разграничение между людьми, в которых присутствует искра Божия, и людьми, ничем кроме нахрапистого напора и нагло-настойчивой пробиваемости не выделяющимися. Людьми, благоразумно прикрывающими этот нахрап эвфемизмами типа «практичность» и «деловитость». В этой фразе исподволь присутствует мысль, что талантливый человек по определению является человеком в некотором смысле ранимым, непрактичным, неприспособленным к жизни. И, больше того, будь он, наоборот, пробивным и изворотливым, то ни за что не быть ему в то же время и талантливым! То есть: либо-либо! Либо ты, образно говоря, Ильф (и Петров), либо Остап Бендер – tertium non datur! И, следовательно, «оставь надежду всяк сюда входящий»! То есть, погружаясь в сферу чистогана и прибытка, тем самым, каждый должен помнить, что такой акт требует определённой жертвы – жертвы расставания с иллюзиями и надеждами, что он талантлив и даровит! Ну, как вы себе хотите, а лично я совершенно не могу себе представить картину, когда вечером небесталанный поэт вдохновенно пишет стихи о возвышенных и тонких материях, утром пробивает их в редакции на печать, и через какое-то время, расторопно отойдя от кассы и затаив дыхание, пересчитывает сумму гонорара. И дело даже не в том, что «художник должен быть голодным»! А в самом принципе, не допускающем служить одновременно Богу и Мамоне! Принципе, позволяющем разграничить высокое и низкое, вечное бескорыстное и смертное шкурное!

Вам никогда не приходилось задаваться сакраментальным вопросом: почему в Стране Советов администраторами  всех крупных эстрадных и оперных исполнителей, равно как и в кино, театре, изобразительном искусстве и проч. проч., были люди весьма определённой национальности? У «иудаизированных русских», то бишь ловчил украинского розлива,  планка была значительно ниже – как правило, школьные завхозы и ротные старшины в армии. И, возможно, что сама по себе и в определённых ситуациях такая особенность национального характера ничего плохого не содержит, возможно, что выбить шестерни и шнеки для родного предприятия в эпоху дефицита товаров является благом и для предприятия и для самого снабженца. Но когда такого рода азарт становится второй натурой, когда ловчить и изворачиваться становится стилем и смыслом жизни, то это уже не может не нанести урона душе человека, не может не оставить в ней червоточины! И, если в таком субъекте и присутствовали зачатки даровитости и таланта, то подобные житейски-прохиндейские наклонности принуждают их спрятаться в такие глубины подсознания, из которых им не всплыть на поверхность и до конца жизни. Зато всплывают и укрепляются те самые наклонности, что относительно удерживались в узде лишь «Уголовным Кодексом РСФСР». Но как только времена изменились, как только подул ветер перемен, о котором так нежно и задушевно пели в своё время «Scorpions» и который на самом деле оказался разгуляй-вихрем, порвавшим страну и разметавшим её людей, так сразу из относительно скромных хозяйственников произошли березовские, абрамовичи, фирташи.

Читайте также:  Жареный сом польза и вред

И вот тогда в искорёжившейся кривизне духа, в надломившемся пространстве-времени родилось, подобно уродцу Цахесу, это: «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?»! Перл! Изрекающие его кривые уста в самодовольной  гнусной улыбочке готовы тут же лукаво продолжить: «Вот я, к примеру, не такой башковитый, но живу в особняке в три этажа, езжу на «Мерседесе» последней модели, пью «Хеннесси», дочка учится в Гарварде»… Словно и невдомёк, сытенькому, холёненькому их обладателю, что «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (Лк. 16:8).

Словно и не читывал он Откровение, где чёрным по белому написано: «… ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг» (Откровение, гл.3:17).  

Словно не про таких изрекала древняя мудрость Екклесиаста: «Видел я смердов, на богатых колесницах разъезжающих, а князей пешком идущих».

Словно и не о нём и таких как он сказал философ: ««…Они приобретают богатства и делаются благодаря этому беднее. Они хотят власти и, прежде всего, хотят обладать рычагом власти деньгами, эти несостоятельные.

Посмотрите, как лезут эти юркие обезьяны! Они перелезают друг через друга и сбрасывают друг друга в тину и грязь…

Все они стремятся к высшей власти: это их безумие, – как будто счастье в высшей власти!» (Ф. Ницше, «Так говорил Заратустра»).

И вот таких Веельзевулов  («повелителей мух»), таких людей и их подражателей становится до неприличия много. Раздосадованный на засилье в жизни подобного рода людей Вертер (у Гёте) ещё два века тому  в сердцах восклицал: «Что же это, в самом деле? Другие в невозмутимом самодовольстве кичатся своими ничтожными силёнками и «талантами», а я отчаиваюсь в своих силах и дарованиях!». Ну, отчаивается молодой человек, вероятно, лишь по молодости и по недостаточному знанию жизни, вернее, её подоплеки! Потому что люди, подобные ему, люди способные краснеть за неблаговидные поступки, не свои даже, а чужие, люди которых уже разговор о доходах-барышах и обо всём том, что с ними связано, заставляет стыдливо потупить глаза, люди, которые при выпадении на их долю мизерной удачи, едва заметного материального успеха недоумённо про себя задаются вопросом: «Уж не шулер ли я?» (Ницше, «Так говорил Заратустра»), одним словом те, кого у нас именуют интеллигентами (в истинном смысле этого слова), в принципе не способны «собирать урожай там, где не сеяли». Ну нет у таковых железной хватки благодобывательства, не дал Бог! Зато не обидел Он их в другом, наделил такими качествами, которые сильней булата и дороже злата! И при иных трудных и тугих материальных обстоятельствах, во времена, когда приходится затянуть потуже пояс (а зачастую времена такие имеют для них характер перманентный), они в лучшем случае успокаивают себя утверждением писателя С. Довлатова: «Ну что ж тут поделаешь..? богатство и бедность – качества врождённые»… И ещё. В них прочно сидит то, что наш современник выразил словами: «Быть бедным хорошо, потому что благородно и не позорно. Если человек беден, то он заведомо честен. Если человек беден, то он хороший человек, и когда мы говорим и думаем о нем, у нас что-то наворачивается на глаза…

Не так с богатым…. Богатым быть нехорошо, неправильно… Богатый человек едва ли хороший человек… И когда мы думаем о нем, нам зло и неприятно.

Есть две системы ценностей, в конце-то концов. Наша и ихняя… (Александр Дугин).

Вот так вот звучит, калейдоскопически преломляясь в сознании и действиях разных людей, фраза того, кто проповедовал учение Иисуса Христа – единственное учение, усвоение которого сулит миру жизнь, ибо душа человеческая, по выражению Тертуллиана, «по природе своей христианка»…

Источник