Каждому дается проявление духа на пользу

Каждому дается проявление духа на пользу thumbnail

1Кор.12:1. Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.

«О духовных же, братие, не хощу вас не ведети». Древле приявшим Божественную проповедь и сподобившимся спасительного крещения явственно подаваема была действенность духовной благодати; и одни начинали говорить разными языками, которых по природе не знали и которым у других не учились; другие творили чудеса, исцеляли болезни; иные получали пророческий дар и предсказывали будущее, а иногда делали явным совершаемое тайно, обнаруживая силу обитающей в них благодати. Ибо, когда большая часть людей порабощена была демонской прелести и страдала общею болезнию, невозможно было бы сим невежественным и живущим в нищете людям так легко уверовать и дознать истину, если бы не открывалась явственно Божественная благодать и не представляла чудес, как бы в поручительство веры. Сими дарами, вместе с другими уверовавшими во вселенной, пользовались и коринфяне, но не как должно употребляли им дарованное. Ибо по любочестию паче, нежели по нужде выказывали действенность благодати. Преимущественно же надмевало их кичливостию дарование языков; и, хотя не было ни слушателя, ни толмача, говорили разными наречиями; и делали это не в порядке, но в одно время двое, трое и четверо. Божественным же апостолам благодать Духа подавала знание языков, потому что соделавшимся учителями всех народов должно было знать наречия всех, чтобы каждому преподать евангельскую проповедь на собственном его наречии. Потому и о сем написал треблаженный Павел, уча коринфян надлежащему благочинию.

1Кор.12:2. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.

«Весте, яко егда неверни бесте, ко идолом безгласным яко ведоми ведостеся». По причине великой краткости сказано это неясно. Хочет же Апостол и обличить разногласие эллинского баснословия, и показать истину благочестия. Ибо демоны, восхитив и приложив к себе наименование «бог», в великое заблуждение ввели людей, потому что, совратившись с прямого пути и оставив истинного Бога, стали они многим воздавать Божеское чествование и думали, что не каждый бог все может, но признавали одного подателем мудрости, другого – воинской опытности, а иного – мореходного искусства. Сие-то божественный Апостол и выразил в сказанном им, именно же: прежде, нежели прияли вы свет благочестия, служа еще лжи, подобно бессловесным, водимы были туда и сюда, будучи порабощены прелести бесчувственных идолов.

1Кор.12:3. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

«Темже сказую вам, яко никтоже, Духом Божиим глаголяй, речет анафема Иисуса, и никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым». Но у нас величайшее согласие и единомыслие. Ибо не иному учит Единородный Сын, а иному Всесвятой Дух; но как о достоинстве Всесвятого Духа учил в Божественном Евангелии Владыка Христос, так и о владычестве Его проповедал Божественный Дух. И в ком действует Божественный Дух, тому невозможно сказать, что Христос чужд Божественного естества; никому невозможно также искренно исповедать Его Богом, как только просвещаемому оною благодатию.

1Кор.12:4. Дары различны, но Дух один и тот же

1Кор.12:5. И служения различны, а Господь один и тот же.

1Кор.12:6. И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

«Разделения же дарований суть, а тойжде Дух! и разделения служений суть, а тойжде Господь! и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех». В сих словах ясно открыл нам Апостол цель сказанного им, ибо показал, что подаваемые дарования многочисленны и различны, но Источник их один. Одно и то же, говорит он, подается и Всесвятым Духом, и Господом, и Богом Отцом. Ибо одни и те же дары назвал он дарованиями, и служениями, и действами. Называются «же дарованиями», потому что даются по щедрости Божией, и служениями, потому что подавались чрез людей, поставленных на сие священное служение. Так и в Послании к Римлянам Апостол сказал: «Понеже убо есмь аз языком Апостол, службу мою прославляю» (Рим. 11, 13); и Тимофею в одном месте пишет: «Служение твое известно сотвори» (2Тим. 4, 5); а в другом: «Воспоминаю тебе возгревати дар Божий» (2Тим.1, 6). Да и «действами» назвал он также дарования, как приемлющие действенность от Божественного естества. Ибо не то сказал Апостол, как предполагали иные несмысленные еретики, будто бы иное приводится в действенность Духом, а иное Богом всяческих; напротив того, показал он, что одних и тех же даров подательница есть Святая Троица; и сему научает яснее в последующих словах. Ибо, сказав здесь, что действует Бог, несколько ниже говорит: «Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет» (2Тим.1,11). Посему в настоящем месте написал сие божественный Апостол, имея в виду эллинские мнения и показывая их разногласие, а сверх того, утешая приявших, как сами они думали, меньшие дарования и научая, что одним и тем же Духом подаются и те, и другие дарования. И сие дают разуметь и последующие за тем слова.

1Кор.12:7. Но каждому дается проявление Духа на пользу.

«Комуждо же дается явление Духа на пользу». Не сказал Апостол: «дается благодать», но: “явление”, потому что и ныне сподобившимся всесвятого крещения благодать дается, но не явственно; а тогда они немедленно начинали и говорить разными языками, и творить чудеса, чем были научаемы и утверждаемы в том, что учение истинно. По необходимости же сказал Апостол, что на пользу дается явление Духа, ободряя опечаленных коринфян и научая, что ясно все Ведущий и Знающий, что кому полезно, премудро всем правит.

«Овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе». «Словом премудрости» называет Апостол не красноречие, но истинное учение, благодать которого прияли и сам божественный Апостол, и богомудрый евангелист Иоанн, и божественнейший первоверховный из апостолов Петр, и первый из мучеников блаженный Стефан. Ибо рыбари, питающиеся трудами рук, не знающие грамоты, не могли бы отважиться всенародно говорить и писать, даже слова и писания свои исполнять самой великой, какая только возможна, силы, если бы не прияли истинной премудрости от Божественного Духа. Другие же из уверовавших хотя имели ведение Божественных догматов, но не в силах были, подобно им, говорить народу. И сие было даром благодати Духа.

Читайте также:  Есть польза от быстрого чтения

1Кор.12:9. иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом.

«Другому же вера, темже Духом». “Верою” называет здесь Апостол не веру общую, но ту, о которой говорит несколько ниже: «и аще имам всю веру, яко и горы преставляти» (1Кор.13,2). Ибо, по причине преобладавшего неверия, творили много подобных изумительных чудес и ими руководили неверных к истине.

«Иному же дарования изцелений, о томже Дусе». Апостол разумеет уврачевание недужных, хождение хромых и дарование света лишенным зрения. Ибо и сие совершалось в то время, и свидетельница сему – история Деяний. Так, о богомудром Петре сказано, что многих недужных на стогнах полагали «на одрех, да грядущу Петру поне сень его осенит некоего от них» (Деян. 5, 15); а о божественном Павле, что пот одежд его изгонял болезни (Деян.19, 12).

1Кор.12:10. иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

«Другому же действия сил». Сие дарование нередко налагало и наказания, как на Елиму – лишение света, а на Ананию и Сапфиру – преждевременную смерть.

«Иному же пророчество». И сего дарования были причастниками многие, не только мужи, но и жены. И сему ясно научает история Деяний.

«Другому же разсуждения духовом». поелику в то время были и прорицатели, обольщающие людей, то иным подаваема была Божественным Духом и таковая некая благодать, чтобы обличать одержимых сопротивным духом.

«Иному же роди языков». О сем даровании что надлежало сказали мы прежде. Апостол дарованию сему дал последнее место, а дарованию учительства – первое, потому что для обоих сих дарований даны и прочие, чтобы проповедь приемлема была с верою.

«Другому же сказания языков». И это было духовное дарование. Ибо нередко знающий один только эллинский язык, когда другой беседовал на языке скифском и фракийском, переводил это слушающим. Между тем Апостол по всюду присовокупил слова: «о томже Дусе», «темже Духом», научая сим, что потоки различны, но источник несомненно один. Но и сего не признал достаточным, а присовокупил:

1Кор.12:11. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

«Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет». Всем этим Апостол утешает приявших меньшие дарования, научая их, что и это – дары Божия Духа, а Дух Божий подает, как Ему угодно; угодно же Ему полезное. Ибо сие говорил Апостол выше: «Комуждо же дается явление Духа на пользу». Потому не сказал просто: «Дух», но: «един и тойжде Дух», научая, что не одного – одни, другого же другие дарования, но те и другие единого Духа. Потом употребляет подобие, видимым показывая невидимое.

1Кор.12:12. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос.

«Якоже бо тело едино есть, и уды имать многи, вси же уди единаго тела, мнози суще, едино суть тело: тако и Христос». Христом назвал здесь Апостол общее тело Церкви, потому что глава сего тела есть Владыка Христос. Посему Апостол повелевает обратить взор на тело и познать, что хотя слагается оно из разных членов, однако же одно есть тело и называется одним, а из сего дознать и то, что и Церковь хотя называется телом Владыки Христа, однако же имеет многие и различные члены, и из них одни важнее, другие менее важны, одни превосходнее честию, другие ниже, впрочем, все необходимы и полезны. Но научает также, почему все мы, верующие, называемся одним телом.

1Кор.12:13. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.

«Ибо единем Духом мы еси во едино тело крестихомся, аще Иудеи, аще Еллины, или раби, или свободни: и вси единем Духом напоихомся». Единым Духом все мы обновлены, одного и того же дара все сподобились в крещении, равно прияли отпущение грехов, одинаково причащаемся Божественных Таин. Поэтому одно составляем тело, хотя и различные имеем в оном члены. Ибо сие сказал Апостол словами: «во едино тело крестихомся»; то есть для того крестились, чтобы составить одно тело.

1Кор.12:14. Тело же не из одного члена, но из многих.

«Ибо тело несть един уд, но мнози». Тело есть не простое нечто, но сложенное из многих частей.

1Кор.12:15. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?

1Кор.12:16. И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?

«Аще речет нога, яко несмь рука, несмь от тела: еда сего ради несть от тела? И аще речет ухо, яко несмь око, несмь от тела: еда сего ради несть от тела?» Апостол снова приявших меньшие дарования вразумляет сим не огорчаться, но любить дарованное. Ибо, если исполняешь ты должность не руки, а ноги и проходишь служение не глаза, но слуха, надлежит тебе знать, что и это необходимо телу.

Читайте также:  В чем польза белых грибов

1Кор.12:17. Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?

«Аще все тело око, где слух? Аще же все слух, где ухание?» Если все тело станет иметь один член, самый досточестный, то оно, без сомнения, будет ни к чему не годно, как лишенное прочих членов.

1Кор.12:18. Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.

«Ныне же положи Бог уды, единаго коегождо их в телеси, якоже изволи». И сего достаточно было, чтобы убедить огорчающегося возлюбить дарованное. Ибо если Бог разделил частям тела действенные силы, то не остающийся в положенных пределах прямо идет вопреки Положившему сии пределы. Впрочем, и сим Апостол показал равночестность Бога и Духа, потому что и о Духе сказал: «вся сия действует, якоже хощет», и о Боге: «положи уды, якоже изволи».

1Кор.12:19. А если бы все были один член, то где было бы тело?

1Кор.12:20. Но теперь членов много, а тело одно.

«Аще ли быша вси един уд, где тело?»
«Ныне же мнози убо удове, едино же тело». Ибо ни к чему не годным было бы тело, не имея разности в членах. После сего Апостол учит уже приявших высшие дарования не презирать прочих, но почитать и их, как необходимые члены.

1Кор.12:21. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.

1Кор.12:22. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее.

1Кор.12:23. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения.

«Не может же око рещи руце: не требе ми еси! или паки глава ногама: не требе ми есте. Но много паче, мнящиися уди тела немощнейши быти, нужнейши суть, и ихже мним безчестнейших быти тела, сим честь множайшую прилагаем». Самые немощные и нужные части тела суть печень и мозг, потому что кости гораздо их тверже; за то они приведены в большую безопасность Творцом. А всего бесчестнее также из телесных частей, по-видимому, ноги, но и о них прилагаем великое попечение, прикрывая их обувью.

1Кор.12:24. И неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение.

«И неблагообразнии наши благообразие множайше имут: а благообразнии наши не требе имут». Ибо лицо не имеет нужды в покрове, а срамные части и сами прикрываем одеждою, и природа как бы некое покрывало возложила на них, закрыв волосами. Ибо сие присовокупил Апостол: «Но Бог раствори тело, худейшему болшу дав честь». Так, часть, служащую к испражнению, прикрыл ягодицами. Неблагообразными же члены сии назвал Апостол по общепринятому мнению.

1Кор.12:25. Дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге.

1Кор.12:26.  Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

«Да не будет распри в телеси, но да равно един о друзем пекутся уди. И аще страждет един уд, с ним страждут вси уди: аще ли же славится един уд, с ним радуются вси уди». Сие тесное общение, как можно находить, преобладает в частях тела. Ибо, когда претыкается нога, все тело бывает в беспокойстве; когда ноготь обрезан сверх потребности, тогда всюду распространяется ощущение боли; когда язык хулит или лжет, глаза плачут, а также, когда витийствует, они улыбаются, выражая веселие. Так во многих чертах представив подобие, Апостол переходит к своему предмету.

1Кор.12:27. И вы – тело Христово, а по­рознь – члены.

«Вы же есте тело Христово, и уди от части». Ибо не вы одни составляете тело сие, но все уверовавшие во вселенной. Потому Апостол и прибавил: “от части”. Потом описывает чины церковные.

1Кор.12:28. И иных Бог поставил в Церкви, вопервых, Апостолами, вовторых, пророками, втретьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки.

«И овых убо положи Бог в Церкви первее Апостолов». Разумеет не двенадцать только, но и семьдесят, и впоследствии сподобившихся сей благодати. Ибо и сам, будучи впоследствии призван, приял сие поставление, также блаженный Варнава, а кроме них, и многие другие. И Епафродита называет апостолом филиппийцев, ибо говорит: «вашего посланника»
«и споспешника» (άπὸστολον) «потребе моей» (Флп. 2, 25).

«Второе пророков». Разумеет бывших не прежде благодати, но под благодатию. Из числа их были Агав, пророчествовавшие во Антиохии и сам божественный Апостол.

«Третие учителей». Ибо и они, вдохновенные Божественною благодатию, предлагали учение Божественных догматов и делали нравственные наставления.

«Потом же силы, таже дарования изцелений». Апостол предпоставил им учение не просто, но научая тем, что дарования сии ради учения, а не оно ради их, потому что учение споспешествовало спасению. поелику же не принимали оного без знамений, то по необходимости для приходящих, как бы в некое поручительство, творили чудеса.

«Заступления, правления». Сим Апостол изобразил Домостроительство церквей.

«Роди языков». Дарование сие поставил Апостол на последнем месте не просто, но потому, что коринфяне высоко о нем думали и неумеренно пользовались им напоказ, а не по мере нужды. Ибо поэтому Апостол представил и порядок дарований, и сказал, которое из них есть первое, которое – второе и которое – третие, чтобы прилагали попечение о более нужном.

1Кор.12:29. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?

1Кор.12:30. Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?

Читайте также:  Косточки киви польза и вред

«Еда вси Апостоли? Еда вси пророцы? Еда вси учителе? Еда вси силы? Еда вси дарования имут изцелений? Еда вси языки глаголют? Еда вси сказуют?» Сим Апостол снова утешил приявших дарования, по мнению их, меньшие, и ясно научил, что невозможно всем иметь одни и те же дарования и что они имеют нужду друг в друге и, как члены телесные, имеют нужду во взаимном пособии.

1Кор.12:31. Ревнуйте о дарах бoльших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.

«Ревнуйте же дарований болших». Иные читали это, как вопрос, а именно: точно ли желаете дарований больших? Если действительно желаете, я охотно укажу вам к этому путь. Ибо сие присовокупил Апостол: «И еще по превосхождению путь вам показую», то есть показываю путь к дарованиям по превосходству большим. И учит их, что выше всех сих дарований любовь к ближнему.

Источник

Свт. Иоанн Златоуст

Но каждому дается проявление Духа на пользу

См. Толкование на 1 Кор. 12:5

Свт. Василий Великий

Но каждому дается проявление Духа на пользу

Кроме того, поскольку один не в состоянии вместить всех духовных дарований, но подаяние Духа бывает по мере веры каждого, то в общежитии собственное дарование каждого делается общим для живущих вместе… Так что приемлющий каждое [из дарований] имеет его не ради себя, но, скорее, ради других.

Пространные аскетические правила.

Свт. Феофан Затворник

Комуждо же дается явление Духа на пользу

Цель – не раздаяния даров, а неравномерности раздаяния. Почему так делается? – Потому что в такой, а не в иной мере получить дар, и именно такой дар полезно тому, кто получает его. Что дар всякий на пользу Церкви дается, это само собою разумеется, ибо иначе он и не мог обнаружиться, как принося пользу другим. Но цель у Апостола – получателю дара сказать: если у тебя меньше дар, то этого требовала твоя собственная польза. Так разумеют пользу все наши толковники. Слова: явление Духа значат явное действие Духа, обнаружение Его, заметное для всех. Не сказал Апостол: дается благодать, но: явление Духа; потому что и ныне сподобившимся всесвятого крещения благодать дается, но не явственно; а тогда они немедленно начинали и говорить разными языками, и творить чудеса, чем были научаемы и утверждаемы в том, что учение истинно. По необходимости сказал Апостол, что на пользу дается явление Духа, ободряя опечаленных коринфян и научая, что ясно все Ведущий и Знающий премудро раздает всем, что именно кому полезно (Феодорит).

Та же мысль и у святого Златоуста, который говорит: «Апостол здесь утешает скорбящего еще и другим образом, именно тем, что сообщенная ему мера дарований, хотя и малая, служит ему в пользу. Дабы кто не сказал: что ж из того, что один и тот же Дух, один и тот же Господь, один и тот же Бог, когда я получил меньше, Апостол говорит, что это на пользу. Явлением Духа он называет (явные) знамения, и справедливо. Мне, верующему, известно, кто имеет Духа, именно тот, кто крещен, а для неверующего это ниоткуда не видно, как только из (явных) знамений. И отсюда опять следует немалое утешение: хотя дарования различны, но откровение одинаково; хотя бы ты имел много, хотя бы мало, ты равно открываешься (носящим Духа), так что если хочешь показать, что ты имеешь Духа, для этого ты имеешь достаточно. Итак если один есть Даровавший, и данное тебе есть дар, и явление Духа может быть от Него, и это наиболее полезно тебе, то не скорби, как будто бы ты был презрен. Не в бесчестие тебе, не для унижения тебя пред другими Бог поступил так, но из снисхождения к тебе и желания тебе пользы. Ибо получить больше и не быть в состоянии вынести – вот что не полезно, пагубно и достойно скорби».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Но каждому дается проявление Духа на пользу

См. Толкование на 1 Кор. 12:4

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но каждому дается проявление Духа на пользу

Дабы кто не сказал: «что же? если и один и тот же Господь, и один и тот же Дух, и один и тот же Бог, но я-то получил меньше?» – предупреждая это, говорит: для тебя это было полезно. Проявлением Духа называет чудеса. Ибо из них ясно было, что Дух обитает в крестившихся. Что же ты скорбишь? Большее ли, меньшее ли у тебя дарование, видно, что ты имеешь Духа; о чем же тебе заботиться?

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Блаж. Феодорит Кирский

Но каждому дается проявление Духа на пользу

И ныне сподобившимся всесвятого крещения дается благодать, но не явственно.

Толкования на послания апостола Павла.

Амвросиаст

Но каждому дается проявление Духа на пользу

Сказал это о том, кто дар принял, так что, по божественной узде жизнь свою направляя, и себе, и другим пользу приносит, ибо пример доброго обращения показывает.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Но каждому дается проявление Духа на пользу

Приступая к рассуждению о дарах, Ап. говорит, что эти дары даются не для каких-либо мелких суетных целей человеческого тщеславия, а для истинной пользы Церкви. – Каждому. Всякий член Церкви, как бы ни был он незначителен, имеет свой особый дар от Бога. – Проявление Духа, т. е. внешнее, видимое явление, источником которого бывает Дух Св. (Духа – πνεύματος – genitiv. subjectiv. ).

См. также Толкование на 1 Кор. 12:4

Источник