Каждое орудие труда приносит наивысшую пользу
добавлена сегодня в 08:53
Специализированные 4-х, 6-ти, 8-ми и 12-ти рядковые уникальные жатки серии FALСON предназначены для уборки подсолнечника. Высокая производительность и бережное отношение к зерну подсолнечника – главные особенности подсолнечниковых жаток серии FALCON, которые одинаково эффективно работают во всех зонах возделывания как при уборке высокорослых, так и низкорослых сортов: жатки могут подхватывать корзинки подсолнечника расположенные на высоте всего 600 мм. Это достигается за счет шарнирно закреплен
Зерноуборочный комбайн RSM 161 предназначен для уборки всех традиционных зерновых культур — колосовых, бобовых, масличных, крупяных и пропашных. Эффективная машина с производительностью до 40 тонн в час основного времени, способная обработать за сезон до 2 000 Га.
• Мощный и экономичный двигатель Cummins 360 л.с.
• Соломотряс с большой площадью сепарации
• Эффективная система очистки OptiFlow
• Система обмолота TETRA Processor
• Наклонная камера с высокой пропускной способностью
• Измельчитель-
добавлена 19 июня в 10:26
Опрыскиватели Ростсельмаш – надёжные и высокопроизводительные машины, созданные с учётом всех тонкостей опрыскивания сельскохозяйственных культур для эффективной работы в поле по всему миру.
Машины одинаково эффективны при применении в технологиях как сплошного, так и ленточного покрытия. За подачу раствора отвечает мембранно-поршневой насос с функцией самозакачки. Опрыскиватели способны вносить от 40 до 600 литров на гектар при скорости от 5 до 18 км/ч. с распылителями 02 и 04 калибра. Норма в
добавлена 12 июня в 14:02
Поздравляем всех россиян с праздником!
Желаем мирного и голубого неба! Пусть в ваших сердцах всегда будет солнце и праздник
Семьи будут счастливыми и здоровыми
С Днём России!
Универсальная безрядковая жатка для уборки подсолнечника Sun Stream позволяет убирать подсолнечник независимо от ширины междурядий, направления посева и сорта.
Простая и прочная конструкция жатки гарантирует долгосрочную, надежную работу и дает возможность использовать её для уборки подсолнечника в любом регионе возделывания данной культуры. Конструктивные особенности жатки позволяют убирать подсолнечник даже при упущенных сроках уборки. Особое строение делителей способствует эффективному, мягк
Трактор серии 1000 RSM 340 л.с. – это универсальная полноприводная машина, предназначенная для выполнения любых задач, какие бы вы перед ней не поставили. Она всегда будет Вашим надежным помощником благодаря высокой надежности в течении всего срока службы. Почти 40 лет компания Cummins является надежным партнером и поставщиком двигателей для тракторов этой серии.
Подробности на нашем сайте: https://aps36.ru/selhoztehnika/traktory/1000_320_340/
Выбираем кормозаготовительную технику Ростсельмаш
По оценкам агро экспертов, весна 2020 года выдалась довольно ранней. И если в самых северных регионах России только сошел снег, в центральной части страны и на юге давно кипят полевые работы. А это значит, что не за горами и сезон заготовки кормов. От этого трудоемкого процесса зависит производительность и здоровье животных, а значит и эффективность хозяйства. Техника, которую используют аграрии, во многом определяет успех кормоуборочной кампании. Кормозаготовительные сельхозмашины Ростсельмаш д
Друзья, с этого месяца компания Ростсельмаш запускает фотоконкурс!
Чтобы стать участником вам необходимо всего лишь:
1) сделать оригинальное фото прицепной и навесной техники Ростсельмаш
2) выложить свое творчество в своем аккаунте в инстаграм с хештегом #фотоklever
3) подписаться на профиль https://www.instagram.com/klever_jsc/
Конкурс будет проходит с 1 мая по 30 октября включительно.
Отбор призеров будет происходить два раза в месяц – каждое 15 и 30 число месяца.
Так же параллельно Вы м
Поздравляем с праздником 75-летия Великой Победы!
Мир! Труд! Май! Друзья, поздравляем Вас с Праздником Весны и Труда!
Книга замечательного лингвиста увлекательно рассказывает о свойствах языка, его истории, о языках, существующих в мире сейчас и существовавших в далеком прошлом, о том, чем занимается великолепная наука – языкознание.
Большой раздел в этой книге озаглавлен «Рассказы о невозможном»; вот один из них: «Есть перейти!». Командир батальона и командир взвода разведчиков, младший сержант, детально рассматривают карту.
Вывод один: перейти фронт невозможно. Можно ли с Исаакия благополучно прыгнуть?
Но разведчики делают невозможное: они прошли там, где пройти невозможно.
В рассказе «Только вперед!» («Военные рассказы») из того же сборника «Повести и рассказы» старший политрук Ковалев водил бойцов в глубокий тыл противника четыре раза подряд, без отдыха, без сна. Он с трудом ходил. Он сильно хромал после первой же разведки, сказал, что «допустил потертость». Ковалев умер. Оказалось, что нога политрука была пробита пулей по меньшей мере три дня назад.
В коротком рассказе автор дает характер советского воина, коммуниста, патриота.
Есть у писателя любимый женский образ – это Марфушка Хрусталева – шестнадцатилетняя девчонка, ученица девятого класса, одна из главных героинь романа «Шестидесятая параллель».
Марфушка внешне некрасива, и она сама об этом знает.
«Надо заметить, что собственная внешность подчас заставляла Марфу огорченно задумываться. Вздернутый нос, какой-то нелепо, поперечными полосками, загорающий каждое лето; густые, спутанные невпрочёс, вьющиеся волосы совсем дикарского вида; маленькие глазки с лукавой и любознательной искоркой и, главное, довольно толстые ноги – на что это все похоже!
Марфа совсем была бы не прочь, заснув однажды вечером, проснуться наутро этакой очаровательно-гибкой и неотразимой красавицей».
Марфа славилась полным бескорыстием, правдивостью, добротой и удивительно меткой стрельбой из винтовки. «Заведомая трусиха, она до смерти боялась самого звука выстрелов… Но била она, тем не менее, как автомат или цирковой снайпер, – точно, сухо, совсем не по-девически. Вот уже два года, как она (и школа благодаря ей) держала стрелковое первенство по району».
Писателю очень симпатична Марфа, он любит эту героиню, но порицает ее слабости, а их у нее достаточно. Но и высмеивая ее слабости и недостатки, автор говорит о них с легкой иронией, с мягким, добродушным юмором.
Творчество Льва Васильевича разнопланово, пробуждает добрые, светлые чувства в человеке, зовет на трудовой и ратный подвиг. Его лингвистические произведения вводят читателя в неизвестную и прекрасную страну языкознания, расширяют кругозор, обогащают знаниями, прививают любовь к языку, будят мысль.
Своим творчеством Лев Васильевич Успенский внес большой вклад в советскую детскую литературу.
Хочется посоветовать читателям: читайте книги Льва Васильевича. Не пожалеете: получите удовольствие от чтения и станете духовно богаче.
Р. ФИЛИППОВА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Блаженство рода человеческого коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу?
М. В. Ломоносов. 1748 г.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.
Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык.
Подросток идет в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнает о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза. В звучном слове развертываются перед ним льяносы Ориноко, сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. Раскрывается огромный мир звездных пространств; зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов.
Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. Сам он обретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины. И все это только благодаря языку.
Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами Родины крылатая песня. Песня – это язык.
На черной доске аудитории резко белеет строгая формула математики.
Эта формула – тоже язык!
Я пишу книгу, которую вы, может быть, когда-нибудь прочтете. Надо ли говорить, что при этом я снова пользуюсь языком, словами?
Но ведь прежде чем сесть за рабочий стол и вывести первую строчку первой страницы, каждый автор долго обдумывает ее содержание. Помните, как широко шагал по московским тротуарам громадный Маяковский, то вслух, то про себя бормоча слова еще не созданных будущих стихов? Видели, как исчирканы, как испещрены поправками – в поисках самого верного слова бессмертные страницы черновиков Льва Толстого или Пушкина?
А с другой стороны, и вы сами, прочтя взволновавшую вас новую книгу, закроете ее и откинетесь в задумчивости; вы начнете мысленно повторять поразившие вас рассуждения, размышлять над тем, что только что узнали.
И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем.
А можно ли думать без слов?
Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремёсла, искусство – жизнь.
Пламенные призывы нашей великой партии запечатлены навеки в горячих и мудрых словах. Словами всех языков мира изложены светлые идеалы коммунизма. Строить грядущее счастье, оборонять будущее Родины и всего человечества от ненавистных врагов, сокрушать тяжкие заблуждения прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим гневом мы способны только при помощи слов. А слова составляют язык.
«Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, – говорил когда-то великий помор Ломоносов, – то бы не токмо лишены мы были согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных по лесам и по пустыням!»
Каждое орудие труда приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет как мастер. А мастерски владеть любым из них – стамеской или кистью художника, крошечным чертежным пером или гигантским блюмингом – это значит до тонкостей узнать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чем изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.
(1)С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. (2) Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. (3)Но ведь сказки и прибаутки — это язык.
(4)Подросток идёт в школу. (5)Юноша шагает в институт или в университет. (б)Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. (7)Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно сложная Вселенная. (8)Через слово он впервые узнает о том, чего ещё не видели его глаза. (9)В звучном слове сверкают айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. (Ю)Раскрывается огромный мир звёздных пространств, зримыми становятся микроскопические космосы молекул и атомов. (11)Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения. (12)И всё это только благодаря языку.
(13)Радостная или горькая, гневная или нежная, летит над просторами Родины крылатая песня. (14)Песня — это язык. (15)На чёрной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. (16)Эта формула — тоже язык!
(17) И вы, и я, и каждый из нас — все мы постоянно думаем.
(18) А можно ли думать без слов?
(19) Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, они совершают при помощи языка. (20)Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. (21)Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство — жизнь.
(22)Оборонять будущее Родины и всего человечества от ненавистных врагов, сокрушать тяжкие заблуждения прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим гневом мы способны только при помощи слов. (23)А слова составляют язык.
(24) «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, — говорил когда-то великий помор Ломоносов, — то бы не токмо лишены мы были согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных по лесам и по пустыням!»
(25) Каждое орудие приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет как мастер. (26)А мастерски владеть любым из них — это значит до тонкостей знать, как они устроены, из каких частей состоят, как работают и в чём изменяются во время работы, какого обращения с собой требуют.
(27) Когда юноши и девушки нашей страны оканчивают среднюю школу, они обыкновенно попадают в положение «витязей на распутье».
(28) Стоит камень, а на камне надпись: «Кто пойдёт налево, попадёт в страну географов и всю жизнь будет прокладывать пути по неведомым землям. (29)Будет изучать далёкие народы.
(30) Будет с великим трудом пробиваться в местах, куда ещё не ступала нога человеческая…»
(31) Не пойти ли налево?
(32)Но другая надпись сулит: «Пойдёшь направо — станешь физиком. (ЗЗ)Ты проникнешь в тайны атомного ядра и в недра гигантских звёзд. (34)Ты будешь решать величайшие загадки Вселенной, помогать и астрономам, и геофизикам, и строителям кораблей, и лётчикам. (35)Что может быть пленительнее такой жизни? (Зб)Иди направо, юный друг!»
(37)А рядом ещё приманки. (38)Вот крутая тропа геологии с её хребтами и скалами, ущельями и безднами. (39)Вот таинственная дорога археологов, извивающаяся в древнем тумане, среди руин и пещер, от стоянок каменного века до развалин южных акрополей. (40)А там, дальше, сады и леса ботаники, заповедники зоологов, тихие лаборатории и грохочущие заводские цеха, поля. (41)Всё это живёт, клокочет, кипит, движется. (42)Всё привлекает молодые сердца.
(43)И вдруг ещё одна незаметная надпись: «По этому пути пойдёшь — станешь языковедом…» «(44)Языковедом? (45)А что он делает? (46)3апереться на всю жизнь в четырёх стенах мрачного кабинета, обречь себя на копанье в пыльных хартиях, годами доискиваться, следует ли писать мягкий знак на конце слова «мяч»? (47)Кому это нужно? (48)Нет уж, знаете, спасибо!»
(49)Так думают многие. (50)Думают потому, что не представляют себе, какова работа языковеда, чем, как и для чего занят он.
(51)В Туркмении, роясь в земле древних парфянских городищ, археологи извлекли из праха множество глиняных черепков. (52)На их поверхности были обнаружены намазанные краской черты таинственных знаков. (53)0 чём говорят эти письмена? (54)Кто их нанёс на глину, когда и зачем? (55)Черепки были бы обречены на вечное молчание, если бы у нас не было языковедов, занятых изучением восточных древних языков. (56)Они прочитали таинственные надписи. (57)Битые сосуды седой старины заговорили. (58)Учёные прорубили ещё одно окошечко в древний мир, который некогда шумел и пестрел всеми красками жизни.
(59)Или вот за тысячи миль среди буйных волн самого бурного из океанов, точно в насмешку названного Тихим, выдаётся из воды небольшая скала, таинственный остров Пасхи. (бО)Остров этот загадочен от начала до конца. (61)Кто жил на нём и когда? (62)Кем на голом каменном утёсе воздвигнуты по побережью и высоко в горах гигантские статуи неведомых великанов? (63)Кто разбросал по острову дощечки из мягкого дерева, на которых начертаны ряды непонятных значков неведомой письменности? (64)Откуда пришли сюда эти безвестные скульпторы и писцы, какая катастрофа их уничтожила, куда они исчезли?
(65)Может быть, мы узнали бы хоть что-нибудь об этом, если бы сумели разгадать тайну деревянных табличек, бережно хранимых теперь во многих музеях мира. (66)Но доныне они настолько не поддавались усилиям учёных, что нельзя было даже начать их расшифровку.
(67)Казалось бы, дело безнадёжно. (68)Но вот перед самой Великой Отечественной войной за него смело взялся совсем юный исследователь, почти мальчик, Борис Кудрявцев, только что окончивший среднюю школу. (69)Он недолго занимался знаменитыми таблицами, но успел сделать ряд важных открытий, несколько существенных шагов по дебрям, до него казавшимся непроходимыми. (70)Война прервала жизненный путь Бориса Кудрявцева, однако его дело будет продолжено другими молодыми языковедами. (71)Вы не хотите оказаться в их числе?
(По Л.В. Успенскому*)
*Лев Васильевич Успенский (1900-1978) — русский советский писатель, лингвист и филолог, публицист, переводчик.
Примерный круг проблем
1) Проблема роли языка в жизни человека. (В чём заключается роль языка в жизни человека?)
2) Проблема мастерского владения языком. (В чём проявляется мастерское владение языком?)
3) Проблема выбора человеком профессии. (Трудно ли выбрать профессию? Что влияет на выбор человеком будущей профессии?)
4) Проблема выбора профессии языковеда. (Чем привлекает профессия языковеда?)
Авторская позиция
1) Роль языка в жизни человека огромна: с раннего детства при помощи языка человек познаёт мир, слушая сказки, песни, прибаутки; тексты и живая разговорная речь, язык формул, язык песни помогают человеку получать информацию, передавать свои мысли и чувства, понимать других людей разных эпох и поколений, развивать науку, ремёсла, искусство.
2) Мастерское владение языком невозможно без изучения его до тонкостей, понимания, как язык работает и в чём изменяется, какого обращения с собой требует. На таком уровне владеют языком языковеды.
3) Профессию выбрать непросто, потому что многое только внешне привлекательное в профессии может заинтересовать молодых людей. Важно понять, в чём заключается суть профессии, и необходимо осознать, какая профессия привлекает больше других.
4) Учёные-языковеды, владеющие, например, древними языками, способны «прорубить» окошечко в древний мир, узнать о жизни людей в прошлом.
Самые счастливые люди — это те, которые могут позволить себе совершенствоваться и расти в своем мастерстве, осознанно выбрать этот путь и идти по нему. И это невероятно глубокий процесс. Это одновременно процесс познания, процесс передачи и процесс управления. И чем глубже в него ныряешь, тем сильнее стремление нырнуть еще глубже, достать до дна. Но дна в мастерстве нет, есть лишь бесконечно расширяющаяся вселенная возможностей и постижений. Сегодня мы наблюдаем как создается общество водомерок. Тех, которые скользят по поверхности. «Золотой телец» овладел душами, сердцами и умами людей и люди забыли, что они делают здесь на Земле. Мастерство возвращает смыслы и живую природу человеческого существования. Произошел большой разрыв между поколениями, в идеологии и мировоззрении. И только мастерство, наставничество способны соединить этот разрыв, а вместе с этим и вылечить умы и души людей. И именно верность мастерству, верность тому, что ты любишь, позволяет победить любое «как», пройти сквозь кризис, трудности, боль, в том числе боль потери и выйти на новый уровень мастерства. Именно преданность мастерству позволяет стать сильнее, закалить Дух, достоинство и силу. Именно мастерство является тем исцеляющим лекарством, способным спасти человека от застревания в прошлом и поднимает нас, когда мы падаем, воскрешает способность поверить в себя, в свои силы и продолжать идти в новое, неизведанное.
Понимая всю важность и глубину этой удивительной темы , мы с Игорем Дубовским, генеральным директором АО Морской инжиниринговый центр «Арктика» решили создать серию статей, я бы сказала «Курс по мастерству», с детальным рассмотрением и погружением в многогранность и глубину мастерства. Мы предлагаем вместе с Вами, читатель, заняться исследованием этой многомерной темы. И будем признательны и благодарны за Ваш отклик, отзыв и комментарии, за Вашу обратную связь, за Наш диалог и совместный процесс в открывании, узнавании, познавании и возрождении мастерства.
Каждый человек одновременно — ученик, наставник и Ас (Бог). И эти роли меняются от того, с кем этот человек взаимодействует. И самое интересное, что это происходит на протяжении всего жизненного пути. Вопрос в том, осознанно или не осознанно. Это как маленький младенец, ребенок, который и не подозревает, что является Великим мастером, наставником для взрослого человека по открытости и спонтанности. «И будьте как дети» — завещал нам Иисус. И он, этот младенец, одновременно мастерски управляет нами и нашим состоянием, меняя его просто одним своим присутствием или сменой своего настроения. И тогда получается, что мастерство — оно уже встроено в нас изначально. Это триединство заложено в геном как изначальная данность.
И когда мы в той или иной роли, важно понимать, что ты одновременно во всех трех ипостасях.
При этом интерес и самодостаточность, самоуважение и отношение к себе, восприятие себя, может не меняться от смены ролей. Ты чувствуешь одинаковый или похожий драйв и удовлетворенность от того места и той ведущей роли, которую ты в данный момент исполняешь. Будь то ученик, наставник или Ас. Больше того, находясь в одной из ведущей роли, триединство сохраняется внутри тебя. Ты, не зависимо от того, ученик или мастер, продолжаешь оставаться и наставником и Асом. Это такое чувство, когда ты учишься чему-либо и принимаешь некие знания и навыки, у тебя прямо тут же возникает потребность этим с кем-то поделиться и потребность понимания, как можно это использовать с точки зрения управления. То есть одновременно 3 процесса:
- Приобретение знаний, навыков и т.д. — позиция ученик.
- Кому я могу передать эти знания, навыки и т.д. — позиция наставник.
- Как я могу повлиять на изменение среды. Как я могу через эти знания, навыки и т.д. управлять — позиция Бога. (Аса)
И сохранение этого триединства и есть высшее мастерство.
Это возможно только тогда, когда ты честен, предельно честен с самим собой, и не позволяешь своим иллюзиям сбить себя с толку. Приведу слова из удивительного фильма «Револьвер», который является прикладным пособием по обретению мастерства: — «Не позволяй поссорить себя с самим собой!».
Игорь подобрал для нашей статьи цитаты, которые отражают суть и глубину мастерства. Я бы назвала это — «Звучание мастера». Давайте продолжим цитатами преуспевших людей в мастерстве, чтоб начать напитываться и пропитываться этой бескрайней темой и погружаться в это состояние.
«Каждое орудие труда приносит наивысшую пользу в руках того, кто его как можно глубже изучил, кто им владеет как мастер».
«Желаешь без печалей обойтись,
Наукам и ремеслам обучись».
«Мастеров с большим ртом не существует. Те, кто не треплются, настоящие мастера. За мастера говорят его дела».
«Нет своего «Я» — неоткуда и волшебству браться. Каждый мастер —индивидуальность, каждый ремесленник хорошо и качественно клепает поделки под стать таким же, как он».
Олег Рой. Человек за шкафом
«Мастерство приходит только с практикой и не может появиться лишь в ходе чтения инструкций».
«… это и есть высшая степень владения мастерством — вот это впечатление легкости и очевидности, которое на самом деле, как мы знаем, достигается веками опыта, стальной волей и монашеской дисциплиной».
Мюриель Барбери. Лакомство
«… человек должен быть мастером своего дела, а если он перестал быть мастером, значит он уже ничем не лучше других, и главное — это утвердиться в жизни, пока ты ещё не перестал быть мастером своего дела».
Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Ночь нежна
«Я понял. Иероглиф Сломанного Меча не о мече. Он об идеале фехтовального мастерства. Первое достижение мастера — единство человека и меча. Когда оно достигнуто, даже травинка может стать оружием. Второе достижение — когда меч существует лишь в сердце мастера, отсутствуя в его руке. Тогда врага можно поразить за сто шагов голыми руками. Но высшее достижение искусства боя на мечах — это отсутствие меча как в руке, так и в сердце мастера. Тогда воин пребывает в гармонии с миром. Его иероглиф не о смерти… он о мире».
Герой (Ying xiong) Владыка Цинь
«Тот, у кого нет ученика, не заслуживает, чтобы его звали мастером».
Федерико Андахази. Фламандский секрет
«Пока не проживешь часть жизни, не испытаешь сильных разочарований, не обзаведешься ранами — как актер, ты ничего не стоишь».
«Вернейшая порука мастерства —
Не признавать своё же совершенство».
Уильям Шекспир. Много шума из ничего
«Великое мастерство похоже на неумение».
Китайские пословицы и поговорки
«Когда поймешь, что человек рожден,
Чтоб выплавить из мира
Необходимости и разума
Вселенную Свободы и Любви, — Тогда лишь
Ты станешь Мастером».
Максимилиан Александрович Волошин
«Здесь и проходит грань между подмастерьями и мастерами. Между миллиардами и единицами. И не надо заливать, что многие, мол, сумеют сколотить обыкновенную табуретку… Сколотить — да. Сделать — нет. Между этими понятиями пропасть. Мы живем в эпоху подмастерьев. Умеем совершать разные манипуляции — умственные и физические, — подчас даже филигранно, с хирургической точностью. Создавать мы не умеем. А те, кому дано, либо не понимают своего таланта и делают шедевры за бесценок, как дед, либо понимают, шагают вверх, зарабатывают баснословные деньги и… превращаются в подмастерьев».
«Будьте Мастерами! Если ты Мастер — хоть в клейке обоев, хоть в готовке еды, то тебе все равно, какая на дворе власть! Ты всегда будешь нужен людям, а значит всегда будешь сыт, одет, обут… и свободен!»
Анатолий Николаевич Рыжов
«Мастер находить оправдания редко бывает мастером в чем-нибудь еще».
«Упражнения рождают мастерство».
Для чего я привел эти цитаты? Для того, чтобы показать, насколько многогранно, многомерно понятие мастерства.
Каждый видит в мастерстве что-то свое. Но все видят в нем огромный труд и усердие. Да, настоящий мастер это ангел-творец в руке Бога. Через мастера Бог совершенствуют природу нашего мира…
Да, захватывает дух, когда погружаешься в размышления об этом.
Но, как заметил Тацит — «Упражнения рождают мастерство».
Перейдем к упражнениям и мы с вами.Почему вообще мы решили поднять тему мастерства именно сейчас?
Все дело в том, что именно сейчас, когда прошло достаточно времени и мы начали ощущать на себе все «прелести» общества потребительства и общества для потребителя, именно сейчас мы стали все больше нуждаться в тех, кто держал и все еще держит в руках секреты алхимии своего мастерства.
Секрет русской цивилизации состоит в том, что во все периоды взлета и подъема на первый план выдвигались именно мастера своего дела. Кинематограф 30-х и более поздних годов переполнен документальными и художественными фильмами именно о мастерах и мастерстве. Мастер и мастерство было поставлено на почетное место. На мастеров было равнение, с мастеров брали пример, на мастеров стремились походить во всем.
В новом мироустройстве мастер уже не нужен. Нужен усредненный по потребительским качествам продукт. Средний потребитель, средний продукт среднего качества.
Мы разучились разбираться и различать, отличать хорошее от плохого.
Вот поэтому и пришло время поговорить о том, как мы живем, чем себя окружаем, какие книги и как читаем, кто наши Кумиры, а кто наши идеалы, на кого мы стараемся быть похожи, как и во что одеваемся и, самое главное, о том, кто же мы сами такие, как мы обустраиваем окружающий нас мир, что мы творим, что производим для других, что отдаем другим, что об этом думаем сами, и что об этом думают другие, какими навыками владеем, в чем мы мастера или хотя бы специалисты?…
Как я уже сказал, тема очень большая и разбираться в ней мы будем долго и обстоятельно. Эта тема требует и Вашего непосредственного участия, уважаемые друзья, читатели, коллеги. Любые Ваши замечания, опыт, знания, понимания будут очень полезны и значительно расширят горизонты понимания в этом вопросе. Так что пишите ваши отзывы, комментарии, все будем вместе обдумывать и использовать для того, чтобы максимально разобраться в мастерстве.
Итак, начнем с рождения человека.
С самого рождения человек начинается учиться всему, ходить, говорить, мыслить, слушать, делать что-то самостоятельно… С самого рождения у ребенка есть образ, учитель для перенимания опыта — родители, бабушки с дедушками, братья и сестры…
С каким наслаждением мы наблюдаем за тем, как ловкие руки деда с легкостью мастерят свисток из веточки ольхи во время прогулки по лесу. А еще дед сделал свирель, поправил покосившийся стул, нарубил дров, поправил косу, накосил травы… И все это он делает так, как будто эта работа не представляет вообще ни какой трудности или сложности. Так мы снимаем образ мастера. Мы взрослеем, и дед дает нам в руки нож, и вы уже самостоятельно делаете первый свой свисток. Потом рубите первое свое палено маленьким топориком, потом стругаете доски, ремонтируете крышу в сарае… И все это под зорким приглядом мастера — деда. Он все знает, знает, почему эту доску ставить нельзя, а другую можно, знает где и как правильно отрезать, куда вбить гвоздь, чтобы не отвалилось никогда… Дед — наш первый Мастер, мастер Жизни! Еще есть отец. Но у отца есть ваш собственный дед — его отец. И вы все равно понимаете, кто настоящий Мастер.
Сколько вы в своей растущей жизни загнете гвоздей, испортите досок, пока научитесь все делать как ваш дед…
Мастерство деда это работа, повторенная многократно, которая потом превратилась в многократно повторяемый одинаковый результат. И вы это усваиваете, впитываете, запоминаете.
Вы идете в школу, учитесь, ходите в спортивные секции, в кружки моделирования или фотографии… Но то, что вы усвоили с детства, осталось в ваших привычках. Если хочешь добиться результата, достичь в чем-то мастерства — непрерывно упражняйся в этом деле.
Так из маленьких внуков выросли многие мастера своего дела, мастера своей жизни.
Кому-то не повезло, и дедов у них не было. Но в их жизни были прекрасные спортивные тренеры или учителя в школе, которые смогли передать знания и навыки своих дедов.
Да, Мастерство это то, что передается по наследству.
Может не быть передано ремесло, но мастерство как навык, как инструмент передается именно по наследству. Если в детстве такого образа ребенок не встретил, то он вырастает с образом другим.
Тенденция формирования образа современного человека сегодня все же начинает меняться. Вместо профессий юристов, экономистов, финансистов и т.д., студенты выбирают профессии технические.
Можно спорить о ценности и значимости всех профессий, но могу сказать точно, что сложные технические и прикладные науки и предметы в изучении влияют на развитие мозга и нейронных связей человека намного, намного сильнее.
Мастерство в любой прикладной специальности является не только результатом многочисленных повторений и тренировок. Мастерство рождается еще и тогда, когда будущий мастер стал способен увидеть суть и природу того материала или пространства, в котором он себя совершенствует. Столяр чувствует дерево так, как никто другой. Он ощущает его дыхание, его жизнь, его звучание.
Я знаю одного мастера, который строит гитары. Вот он сам учился у очень знаменитых мастеров. Он рассказывал мне про свою первую гитару и про много других.
Он как-то у меня спросил, как я думаю, как мастер гитар слушает дерево, из которого он эти гитары строит?
Я ответил, что мне это совершенно не известно. Что слышать можно ушами, может быть как-то еще…
Он ответил, что у каждого мастера есть своё «ухо». Вот лично он слушает звук будущей гитары безымянным пальцем правой руки. Это его камертон. Он постукивает этим пальцем по дереву, гладит им дерево и слышит, как оно зазвучит…
На его гитарах играют и сегодня известные всему миру гитаристы.
А кто играет на твоей «гитаре»?
Это не праздный вопрос. Сегодня среди нас множество менеджеров, директоров, управленцев… А кто играет на наших гитарах?
Мы «отличные» продавцы, мы всё и всем можем продать, вдуть, втюхать…
А кто играет на наших «гитарах»?…
Что мы передали своим детям как образ мастерства? Способность втюхать?
Способность первым купить iPhon-7?
Кто из нас запросто может сам отремонтировать квартиру или собственный дом? Кто может самостоятельно построить дом?
Кто может исправить электрику в доме, отремонтировать мебель, повесить полки?…
И это тоже составляющие мастерства, мастерства собственной жизни. Это навыки выживания нашего потомства. Нет, не деньги, а именно навыки. Деньги всегда в трудные периоды будут у того, кто имеет высокие навыки.
Многие из нас собственную жизнь проводят как туристы. Знания о жизни и впечатления о ней эти «туристы» получают не через личный опыт с критическим осмыслением, а через информацию от всевозможных консультантов, красивых брошюр и яркой рекламы и т.д. Туристу нет дела до того, как там на самом деле до того момента, пока его яркие розовые очки не будут разбиты железным кулаком объективной действительности.
Мастер это не турист, не теоретик. Мастер это самый продвинутый практик, рудокоп, камнетес. Любая информация это всего лишь повод еще раз себя про?