Кардано о пользе которую можно извлечь из несчастий
Рафаил Гутер, Юрий Полунов
Джироламо Кардано
Этот исключительный гений поверг все будущие поколения в сомнения относительно него. Приходится верить, что величайший разум очень тесно связан с величайшим сумасбродством, или его характер останется неразрешимой загадкой.
Г. Э. Лессинг (1729–1781)
Кардано глазами современников и потомков
Его жизнь – одна из наиболее необычных, которые мы знаем. Впадая из одной крайности в другую, из противоречия в противоречие, он соединял возвышенную мудрость и невероятную нелепость.
Г. Морли (1822–1894)
Он весьма ученый философ и врач нашего времени, но в то же время он больше похож на больного, находящегося в бреду, чем на нормального человека.
Ф. Санхец (1552–1632)
Он переполнен таким количеством опрометчивых идей, что практически не в состоянии критически отнестись даже к одной сотой части их.
И. Кеплер (1571–1630)
Никого нет мудрее его, когда он прав, и никого безумней, когда неправ.
Г. Бургаве (1668–1738)
Мы не должны говорить о том, что его великий ум смешан с безумием, но напротив, что его безумие смешано с великим умом.
Г. Нодэ (1600–1653)
Кардано… уподобляется грубому и безумному сочинителю басен, хотя в тысячу раз более учен.
Д. Бруно (1548–1600)
Он в своих столь объемистых томах не передал потомству по этому вопросу ничего такого, что было бы достойно философа, а лишь некоторые сведения, взятые и списанные у других авторов или неудачно придуманные.
У. Гильберт (1564–1603)
Гений, но не характер.
М. Кантор (1829–1920)
Я обязуюсь найти у Кардано мысли каких угодно авторов.
Ш. Л. Монтескье (1689–1755)
Кардано рассматривает науку везде в связи со своей личностью, со своим образом жизни. Поэтому из его произведений обращается к нам естественность и живость, которая нас притягивает, возбуждает, освежает и заставляет действовать. Это не доктор в долгополом одеянии, который поучает нас с кафедры, а человек, который прогуливается рядом, делает замечания, удивляется, порой переполняется болью и радостью, а это все завораживает нас.
В. Гёте (1749–1835)
Не был он ровен ни в чем! Иногда он так скоро, бывало, ходит, как будто бежит от врага; иногда выступает важно, как будто несет он священную утварь Юноны!.. То о царях говорит и тетрархах высокие речи, то вдруг скажет: «Довольно с меня, был бы стол, хоть треногий, соли простая солонка, от холода грубая тога!»
Гораций. «Сатиры»
Предисловие
Шестнадцатый век – Чинквеченто – последний век Возрождения, этой героической и возвышенной эпохи, когда, по словам историка, «человек дрожал, как натянутая струна, приведенная в движение смычком: он проявлял исключительную энергию, гениальную изобретательность, умопомрачительную фантазию и с неслыханной быстротой достигал высот чистейшего героизма». Возвращенная культура классической древности, высокие нравственные ценности дохристианской цивилизации, великие художественные творения античности, открывшиеся человеку, сняли пелену с его глаз, разорвали цепи гиганта, и он превратился в творца и созидателя, гуманиста, философа, ученого, поэта, художника, с непостижимой щедростью и безоглядной верой в свои силы создающего пантеон собственной славы.
Чинквеченто – это век Леонардо да Винчи, Тициана, Лудовико Ариосто, Торквато Тассо, Микеланджело Буонаротти, Николая Коперника, Эразма Роттердамского, Тихо Браге, Мартина Лютера, Фернана Магеллана, Андреаса Везалия, Франсуа Виета, Джордано Бруно и многих, многие других.
Это век, когда Земля была низвергнута с пьедестала и перенесена из центра Вселенной на орбиту, по которой она вращалась вокруг великого и неподвижного Светила. Этим был нанесен сокрушительный удар по религиозному антропоцентризму, ибо если Земля – рядовая планета, то и человек – не венец божественного творения. А еще раньше монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге лист со своими знаменитыми богословскими тезисами, положив тем самым начало конца религиозного монополизма католической церкви. Церковная реформация отторгла от папской власти целые страны и народы. Перед угрозой дальнейшего падения авторитета Римской церкви ее руководители приняли ряд энергичных мер, и во второй половине века религиозный либерализм Возрождения сменился жестокой ортодоксией, свойственной испанскому католицизму.
Темная ночь, опускавшаяся на Европу, захватила в первую очередь родину Возрождения, где, по выражению Макиавелли, власть папы была недостаточно сильной, чтобы объединить страну, но достаточно сильной, чтобы такому объединению воспрепятствовать. Государственно раздробленная, состоявшая из многочисленных мелких монархий и городских республик, Италия стала легкой добычей двух могущественных держав – Франции и Испании. Соперничество между ними привело к тому, что французы в конце концов были вытеснены из страны и большая ее часть оказалась под пятой испанских Габсбургов: по мирному договору 1559 г. Испания получила Ломбардию, южную часть страны и Сицилию. Так в Италии XVI века гнет религиозный соединился с гнетом чужеземного владычества, и этот двойной пресс, усиленный общим экономическим упадком в стране, в начале следующего века переместил родину Возрождения на второй план театра европейской истории.
В это трудное время в Италии жил великий итальянский математик, врач, философ, астролог, изобретатель и писатель Джироламо Кардано. Его долгая и бурная жизнь была полна взлетов и падений: он то становился аскетом, то предавался всевозможным излишествам;
он знал застенки инквизиции и дворцы вельмож; ему пришлось познать голод, нищету, унижения, обиды, но и приобрести репутацию лучшего врача Европы, советов которого домогались римские папы и государи, вкусить славы великого математика, известного литератора, автора многих десятков книг. Почти ровесник своего века, он усвоил и принял все его предрассудки и заблуждения: гениальные алгебраические открытия у него соседствовали со средневековыми представлениями о мире, описания хитроумных механизмов перемежались сообщениями о чудесах, различных пророчествах и чудищах. Бесстрашный философ, отрицавший бессмертие души, он приходил в трепет от любого дурного предчувствия и твердо верил в амулеты, признавал «вещие сны», другие предзнаменования, мистическую власть чисел.
Для нас, конечно, важны не заблуждения Кардано, столь характерные для его времени, а замечательные математические открытия и смелые философские построения. История навсегда сохранит его имя среди имен тех, кто, по выражению А. И. Герцена, «приготовил пропилеи новой науки»: «Во главе их (не по времени, а по мощи) – Джордано Бруно, потом Ванини, Кардан, Кампанелла, Телезий, Парацельс и другие. Главный характер этих великих деятелей состоит в живом, верном чувстве тесноты, неудовлетворенности в замкнутом кругу современной им науки, во всепоглощающем стремлении к истине, в каком-то даре предвидения ее».
Жизни и творчеству Джироламо Кардано посвящены сотни статей, около двух десятков биографий ученого выпущено в разное время в Италии, Англии, Франции, Германии, США. На русском языке публикации о нем сравнительно малочисленны, а сколько-нибудь подробная биография отсутствует. Предлагаемая читателю книга является попыткой восполнить этот пробел. При работе над ней мы использовали, прежде
Рафаил Гутер, Юрий Полунов
Джироламо Кардано
Этот исключительный гений поверг все будущие поколения в сомнения относительно него. Приходится верить, что величайший разум очень тесно связан с величайшим сумасбродством, или его характер останется неразрешимой загадкой.
Г. Э. Лессинг (1729–1781)
Кардано глазами современников и потомков
Его жизнь – одна из наиболее необычных, которые мы знаем. Впадая из одной крайности в другую, из противоречия в противоречие, он соединял возвышенную мудрость и невероятную нелепость.
Г. Морли (1822–1894)
Он весьма ученый философ и врач нашего времени, но в то же время он больше похож на больного, находящегося в бреду, чем на нормального человека.
Ф. Санхец (1552–1632)
Он переполнен таким количеством опрометчивых идей, что практически не в состоянии критически отнестись даже к одной сотой части их.
И. Кеплер (1571–1630)
Никого нет мудрее его, когда он прав, и никого безумней, когда неправ.
Г. Бургаве (1668–1738)
Мы не должны говорить о том, что его великий ум смешан с безумием, но напротив, что его безумие смешано с великим умом.
Г. Нодэ (1600–1653)
Кардано… уподобляется грубому и безумному сочинителю басен, хотя в тысячу раз более учен.
Д. Бруно (1548–1600)
Он в своих столь объемистых томах не передал потомству по этому вопросу ничего такого, что было бы достойно философа, а лишь некоторые сведения, взятые и списанные у других авторов или неудачно придуманные.
У. Гильберт (1564–1603)
Гений, но не характер.
М. Кантор (1829–1920)
Я обязуюсь найти у Кардано мысли каких угодно авторов.
Ш. Л. Монтескье (1689–1755)
Кардано рассматривает науку везде в связи со своей личностью, со своим образом жизни. Поэтому из его произведений обращается к нам естественность и живость, которая нас притягивает, возбуждает, освежает и заставляет действовать. Это не доктор в долгополом одеянии, который поучает нас с кафедры, а человек, который прогуливается рядом, делает замечания, удивляется, порой переполняется болью и радостью, а это все завораживает нас.
В. Гёте (1749–1835)
Не был он ровен ни в чем! Иногда он так скоро, бывало, ходит, как будто бежит от врага; иногда выступает важно, как будто несет он священную утварь Юноны!.. То о царях говорит и тетрархах высокие речи, то вдруг скажет: «Довольно с меня, был бы стол, хоть треногий, соли простая солонка, от холода грубая тога!»
Гораций. «Сатиры»
Предисловие
Шестнадцатый век – Чинквеченто – последний век Возрождения, этой героической и возвышенной эпохи, когда, по словам историка, «человек дрожал, как натянутая струна, приведенная в движение смычком: он проявлял исключительную энергию, гениальную изобретательность, умопомрачительную фантазию и с неслыханной быстротой достигал высот чистейшего героизма». Возвращенная культура классической древности, высокие нравственные ценности дохристианской цивилизации, великие художественные творения античности, открывшиеся человеку, сняли пелену с его глаз, разорвали цепи гиганта, и он превратился в творца и созидателя, гуманиста, философа, ученого, поэта, художника, с непостижимой щедростью и безоглядной верой в свои силы создающего пантеон собственной славы.
Чинквеченто – это век Леонардо да Винчи, Тициана, Лудовико Ариосто, Торквато Тассо, Микеланджело Буонаротти, Николая Коперника, Эразма Роттердамского, Тихо Браге, Мартина Лютера, Фернана Магеллана, Андреаса Везалия, Франсуа Виета, Джордано Бруно и многих, многие других.
Это век, когда Земля была низвергнута с пьедестала и перенесена из центра Вселенной на орбиту, по которой она вращалась вокруг великого и неподвижного Светила. Этим был нанесен сокрушительный удар по религиозному антропоцентризму, ибо если Земля – рядовая планета, то и человек – не венец божественного творения. А еще раньше монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге лист со своими знаменитыми богословскими тезисами, положив тем самым начало конца религиозного монополизма католической церкви. Церковная реформация отторгла от папской власти целые страны и народы. Перед угрозой дальнейшего падения авторитета Римской церкви ее руководители приняли ряд энергичных мер, и во второй половине века религиозный либерализм Возрождения сменился жестокой ортодоксией, свойственной испанскому католицизму.
Темная ночь, опускавшаяся на Европу, захватила в первую очередь родину Возрождения, где, по выражению Макиавелли, власть папы была недостаточно сильной, чтобы объединить страну, но достаточно сильной, чтобы такому объединению воспрепятствовать. Государственно раздробленная, состоявшая из многочисленных мелких монархий и городских республик, Италия стала легкой добычей двух могущественных держав – Франции и Испании. Соперничество между ними привело к тому, что французы в конце концов были вытеснены из страны и большая ее часть оказалась под пятой испанских Габсбургов: по мирному договору 1559 г. Испания получила Ломбардию, южную часть страны и Сицилию. Так в Италии XVI века гнет религиозный соединился с гнетом чужеземного владычества, и этот двойной пресс, усиленный общим экономическим упадком в стране, в начале следующего века переместил родину Возрождения на второй план театра европейской истории.
В это трудное время в Италии жил великий итальянский математик, врач, философ, астролог, изобретатель и писатель Джироламо Кардано. Его долгая и бурная жизнь была полна взлетов и падений: он то становился аскетом, то предавался всевозможным излишествам;
он знал застенки инквизиции и дворцы вельмож; ему пришлось познать голод, нищету, унижения, обиды, но и приобрести репутацию лучшего врача Европы, советов которого домогались римские папы и государи, вкусить славы великого математика, известного литератора, автора многих десятков книг. Почти ровесник своего века, он усвоил и принял все его предрассудки и заблуждения: гениальные алгебраические открытия у него соседствовали со средневековыми представлениями о мире, описания хитроумных механизмов перемежались сообщениями о чудесах, различных пророчествах и чудищах. Бесстрашный философ, отрицавший бессмертие души, он приходил в трепет от любого дурного предчувствия и твердо верил в амулеты, признавал «вещие сны», другие предзнаменования, мистическую власть чисел.
Для нас, конечно, важны не заблуждения Кардано, столь характерные для его времени, а замечательные математические открытия и смелые философские построения. История навсегда сохранит его имя среди имен тех, кто, по выражению А. И. Герцена, «приготовил пропилеи новой науки»: «Во главе их (не по времени, а по мощи) – Джордано Бруно, потом Ванини, Кардан, Кампанелла, Телезий, Парацельс и другие. Главный характер этих великих деятелей состоит в живом, верном чувстве тесноты, неудовлетворенности в замкнутом кругу современной им науки, во всепоглощающем стремлении к истине, в каком-то даре предвидения ее».
Жизни и творчеству Джироламо Кардано посвящены сотни статей, около двух десятков биографий ученого выпущено в разное время в Италии, Англии, Франции, Германии, США. На русском языке публикации о нем сравнительно малочисленны, а сколько-нибудь подробная биография отсутствует. Предлагаемая читателю книга является попыткой восполнить этот пробел. При работе над ней мы использовали, прежде
В любой энциклопедии можно прочитать: “Карданный вал – конструкция, передающая крутящий момент от трансмиссии к приводу колес. Используется в различных средствах передвижения. Характерной особенностью является карданная передача, изобретенная Джироламо Кардано, которая позволяет передавать крутящий момент между непараллельными осями”.
Прочесть-то можно, но мало кто знает о судьбе его изобретателя Джироламо Кардано (1501-1576). В свое время он был не только великим инженером, математиком, механиком, физиком и врачом, но и крупнейшим оккультистом. Чтобы понять это, достаточно упомянуть один только факт: все важные решения он принимал, основываясь на толковании собственных снов.
Джироламо Кардано был совершенно фантастическим человеком, энциклопедически образованным. Он стоит в одном ряду с такими фигурами, как Сен-Жермен, Калиостро, Сведенборг. С рождения и до гроба Кардано знался с потусторонним миром, слыл могучим магом, целителем и глубоким знатоком тайных наук.
Вообще-то способности его были поистине необъятны – и не только на оккультно-магическом поприще. Те, к примеру, кто причастен к разведывательным службам, причем неважно, какой страны, чтят его за разработку выдающейся шифровальной системы, которая и была названа в его честь “решеткой Кардано”.
Этот же выдающийся человек изобрел знаменитый способ тайного вскрытия почты, то есть перлюстрации: конечному получателю и в голову не приходит, что до него адресованное ему послание уже было кем-то прочитано. Техника такого вскрытия очень необычна.
Тонкий стержень вставляется в конверт через щель в склейке и письмо аккуратно накручивается на него, затем вынимается через ту же щель и прочитывается.
После ознакомления с посланием его возвращают на место тем же способом. Многие знают этот метод: используя его, многие мошенники еще с советских времен вынимали деньги из банковских упаковок. Конечно, способ требует определенной ловкости и опыта, но любой опыт можно приобрести.
Джироламо Кардано был незаконным сыном миланского юриста Фацио Кардано. Фацио хорошо разбирался не только в праве, но и в медицине и математике.
Он даже консультировал по вопросам геометрии своего друга – великого Леонардо да Винчи. Как пишут современники, у отца и сына Кардано были личные духи (или демоны), помогавшие им в жизни. Они предупреждали их об опасностях. Чаще всего во сне.
Кардано утверждал, что сам он руководствовался снами в самых важных случаях своей жизни: при заключении брака и в своей медицинской практике. Как мужчина он был абсолютно несостоятелен аж до тридцати лет.
Во сне ему было сообщено, что он обретет мужскую силу, и даже была названа его будущая супруга, которой он до того времени ни разу не видел.
Сны подсказывали Кардано и методы лечения, которые лучше всего подходят для данной болезни и данного пациента. А людям казалось, что он лечит с помощью магии или нечистой силы.
Кроме умения толковать сновидения, Кардано обладал еще тремя замечательными способностями, помогавшими ему решать жизненные и научные проблемы.
Он впадал в транс в любой момент, когда того хотел. Он мог увидеть то, что ему требовалось, с помощью воображения. Он умел узнавать о грядущих событиях, рассматривая свои ногти.
В 1524 отец Джироламо Кардано умер, оставив ему дом и небольшое наследство. Молодой наследник решил, что игральные кости, шахматы и карты помогут ему быстро увеличить состояние.
Человек он был горячий, всегда носил с собой нож и, когда чувствовал, что противник мошенничает, не раздумывая, пускал его в ход. Его безудержная вспыльчивость и агрессивность доставили ему массу неприятностей.
Помимо этого его жизнь омрачал еще один момент: Кардано не принимали во врачебную корпорацию не только из-за его невыносимого характера, но и из-за того, что он был незаконнорожденным. Тем не менее, не имея разрешения на медицинскую практику, Кардано все же лечил – и очень удачно.
Так, в течение десяти лет Джон Гамильтон – архиепископ Шотландии – страдал от астмы. Лучшие врачи ничем не могли ему помочь и считали положение архиепископа полностью безнадежным. Между тем муки больного с каждым днем становились все более невыносимыми.
Тогда-то его окружение и вспомнило об итальянском докторе Кардано, которому, как говорили, была подвластна любая болезнь. Кардано же, никогда не отказывавшийся от возможности заработать большие деньги, немедленно отправился в путь.
В 1552 г. он прибыл в Эдинбург и сразу же осмотрел архиепископа. А через две недели Кардано уже покидал город, получив 2 тысячи золотых крон и много дорогих подарков.
К этому времени недуг его высокопоставленного пациента как рукой сняло. Этот факт зафиксирован в многочисленных документах. А ведь астма – это не та болезнь, которую можно вылечить в один день, это знает любой медик.
Слухи о чудесных исцелениях заставляли обращаться к Кардано состоятельных людей, и вскоре он приобрел многих влиятельных покровителей: среди них были кардиналы, сенаторы, патриции. В 1537 г. Кардано стал личным врачом сенатора Сфрондати.
Среди его пациентов были также сын сенатора – тихий и болезненный Никколо, будущий римский папа Григорий XIV. Слава Кардано быстро росла, его стали называть лучшим врачом в мире. Он получил приглашения поступить на постоянную службу от германского императора, французского короля, королевы Шотландии и Римского папы.
Кардано предлагали самые выгодные условия, но он отклонял все предложения, ценя превыше всего свою независимость. Свое время ученый-мистик тратил на преподавание, медицинскую практику, исследования и азартные игры.
Он опубликовал более двухсот работ по медицине, математике, физике, философии, проблемам религии, морали и музыки, шахматам, игре в карты, а также по оккультным наукам, астрологии и толковании сновидений.
Он писал обо всем на свете: о чудесных излечениях, о воде, воздухе, ядах, чуме, моче, зубах мудрости. Многие его книги становились бестселлерами.
В 1543 г. Кардано выпустил в свет высоко оцененный современниками трактат по астрологии. Между прочим, среди его астрологических предсказаний были пророчества о великих переменах, которые произойдут в христианском мире около 1800 г. Многие историки и оккультисты считают, что речь шла о грядущей Французской революции. Скорее всего, они правы, потому что ничего крупнее и значимее Французской революции в те годы на планете не случилось.
Вообще-то по астрологии Кардано написал немало книг. До сих пор не потеряли актуальности такое его труды, как “О восстановлении небесных времен и движений, также 47 гороскопов, замечательных из-за событий, которые они предсказывают” (первая крупная астрологическая работа Кардано), “О вопросах”, “О годичных, месячных и дневных обращениях”, “Примеры ста генитур”, “Книга двенадцати генитур”, комментарии в 4 книгах к “Тетрабиблосу” Птолемея, “Астрономические афоризмы в семи частях” и др.
Кардано составлял гороскопы самых известных своих современников – Петрарки, Дюрера, Везалия, Лютера. По отзывам, они были на удивление точными.
Свято веря в астрологию, он, тем не менее в сочинении Geniturarum exempla (1554) приводит примеры двенадцати неудачных гороскопов, чтобы показать, как легко астрологу впасть в ошибку.
Используя астрологию и магию в своей медицинской практике, Кардано разрабатывал астрологическую металлотерапию и систему октатопа (восьмичастная схема построения домов гороскопа). Был также родоначальником метопоскопии – системы гадания по линиям лба.
Кардано много писал о различных видах магии. Одни, считал этот гений, основаны на использовании скрытых сил вещей, другие на влиянии звезд, некоторые на отделении души от тела, на отношениях между человеком и природой и т.п.
Кардано создал оригинальную космологию, согласно которой первоматерия состоит из трех элементов – Воды, Воздуха и Земли, а Огонь – лишь форма существования всепроникающего небесного тепла.
Большой интерес представляет также проведенный Кардано астрологический анализ религий. Вслед за Помпонацци он объяснял возникновение, расцвет и упадок религий влиянием небесных тел.
Про драгоценные камни
Кроме этого Кардано специально занимался проблемой влияния звезд на драгоценные камни. Камни, как учил этот великий итальянец, обладают особыми силами, которых не имеют мягкие ткани растения или животного. Так, гиацинт, носимый человеком, пострадавшим от сглаза, бледнеет и теряет блеск.
Нет такого драгоценного камня, который не обладал бы великими достоинствами. Одни помогают продлить жизнь, другие обрести богатство, физическую силу, здоровье, любовь, удачу.
Однако камни могут делать человека ленивым, робким, печальным. Важно, при каком положении звезд изготовлено украшение с камнями, так как камень перенимает силу небесных светил. Любопытно, что все то, о чем говорил Кардано применительно к камням, подтверждается не только современными эзотериками, но и учеными.
У самого Кардано был чудесный изумруд, который охранял его, открыл ему многие тайны, однако в то же время не научил его, как помочь себе самому и своим сыновьям. Дело в том, что первенец Кардано был казнен, а младший отпрыск – Альдо, подобно отцу и деду, стал страстным игроком. Настолько страстным, что однажды проиграл все, что имел, включая одежду.
Чтобы расплатиться, он похитил у отца деньги и драгоценности. Много раз Альдо сидел в тюрьме, но Кардано всегда выручал своего наследника. Он знал, что другого у него не будет. Кардано был, так сказать, классической иллюстрацией выражения: “Сапожник без сапог”.
Собственные беды Кардано связывал с тем, что слишком часто пользовался помощью духов. Они никогда не оказывают эту помощь бескорыстно, при этом плата за их услуги всегда неизмеримо больше, чем помощь. (Вот бы об этом помнили современные специалисты по магии и оккультизму!) Однако дар вступать в контакт с духами дается немногим людям, поэтому отказаться от помощи владык потустороннего мира практически никто не способен.
В 1570 г. Кардано, несмотря на свои обширные связи в Ватикане, был арестован по обвинению в ереси. Причиной тюремного заключения стало его неуемное научное любопытство. Ересь Кардано заключалась в том, что он составил гороскоп не кого-нибудь, а самого Иисуса Христа (а потом и Мухаммеда), и доказывал, будто все события их жизни определялись влиянием звезд.
Кардано провел в заточении только несколько месяцев, но в итоге серьезно пострадал: ему было запрещено занимать пост в университете и публиковать свои работы.
Тогда Кардано отправился в Рим, где на престоле святого Петра сидел его старый пациент Никколо Сфрондати, ныне – Папа Григорий XIV. Папа простил ученого, так как с детства знал, что он все делает искренне, следуя своему увлечению. Папа разрешил Кардано возобновить медицинскую практику и даже назначил ему небольшую пенсию.
Умер Джироламо Кардано 21 сентября 1576 г., за три дня до своего 75-летия, как он и предсказал в составленном собственноручно гороскопе.
В честь Кардано назван лунный кратер Cardanus.
Источник – https://earth-chronicles.ru/news/2016-07-25-94425