Какую пользу реформа местного управленипринесла провинциалтныя

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1555-1556 годов – одна из реформ местного управления в Pycском государствеве, в соответствии с которой в посадах и черносошных волостях вводилось сословно-выборное самоуправление, создавались институты земского управления.
Одной из причин Земской реформы стала неэффективность системы местного управления во главе с наместниками и волостелями из числа чинов Государева двора, получавшими определённую территорию с населением в кормление (т. е. практически в собственное распоряжение, без экономического контроля со стороны верховной власти, при условии выплаты в казну установленных сумм), что способствовало массовым злоупотреблениям. Другой причиной был численный рост Государева двора, что сделало невозможным материальное обеспечение всех его чинов кормлениями. В то же время само население некоторых крупных посадов и черносошных волостей было готово «выкупить» право на сбор налогов и их перечисление в казну через своих выборных лиц, без участия посредника-кормлёнщика. Это должно было способствовать увеличению казённых доходов.
Земской реформе предшествовал ряд мероприятий, связанных с попытками создания земских органов. Импульс для их появления был дан т. н. Собором примирения (февраль 1549 года). Основными задачами земских представителей были недопущение неправедного суда и участие в местном управлении для укрепления авторитета правительственных органов и усиления их влияния на широкие слои населения. Судебник 1550 года установил обязательное участие выборных от населения в наместничьем суде (представительство посадского и свободного крестьянского населения известно с середины XV века, оно было зафиксировано Судебником 1497 года, но не являлось постоянным). После этого началась выдача первых уставных грамот волостным общинам (наиболее ранней из сохранившихся считается грамота 1551 года Плёсской волости Владимирского уезда), в которых фиксировались их права и обязанности: избранные «миром» земские старосты, целовальники и «излюбленные» головы должны были собирать и доставлять государственные налоги и сборы – «кормлёный окуп». Стоглавый собор (1551 год) благословил участие земских старост в управлении как светскими, так и церковными землями. Однако процесс внедрения институтов земского управления приостановился в связи с тем, что после завоевания Казанского ханства (1552 год) появилась возможность обеспечить многих служилых людей (от бояр до верхушки провинциального дворянства) кормлениями или денежными суммами из «кормлёных» доходов.
В ходе проведения Земской реформы в 1555-1556 годах были отменены кормления, организована массовая рассылка по городам и волостям учредительных грамот о производстве выборов новых земских властей, выработан формуляр выдаваемых уставных грамот и унифицировано их содержание, сформированы земские органы на местах. В зависимости от региона социальный состав земских органов менялся. В уездах с сильными и богатыми посадами, например на Русском Севере, земские представители избирались из купцов, промышленников, крестьян; здесь они соединяли в себе и функции губных властей. В более южных районах с развитым служилым землевладением земскими представителями избирались члены местных дворянских корпораций.
Земская реформа повысила государственные доходы, усилила роль дворянских городовых корпораций и посадов, подчинив их формировавшимся в то же время приказам и уменьшив влияние региональной власти.
По мнению Н. Е. Носова, Земскую реформу следует датировать несколько иначе: он определял 1550-1553 годы как 1-й этап, а 1555-1556 годы как 2-й этап реформы.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Реформы местного управления — комплекс организации новых и изменения старых органов управления городов и областей, предпринятых Петром I Великим. Ключевые нововведения — изменение принципа административно-территориального деления страны на области (губернии) и введение нового органа управления городами — магистратов.
Полный список реформ, относящихся к органам местного управления можно изучить в таблице ниже.
Таблица
«Реформы органов местного управления Петра I Великого»
Год/Событие | Причины и цели | Суть и содержание |
1699 Учреждение Бурмистерской палаты | Воеводы не справлялись со сбором налогов на уровне городов | Сначала являлась сосредоточением финансовой и судебной власти на уровне города, постепенно теряла свое значение из-за введения новых административных органов |
1708 29 декабря — 1711 Губернская реформа I этап | Изменение принципов административно-территориального деления страны, обеспечение нужд армии (налогов и рекрутов) в ходе Северной войны. | Указ «Об учреждении губерний и о росписании к ним городов» разделил государство на 8 губерний с губернаторами во главе. Каждой губернии на обеспечение были приписаны отдельные полки армии. |
1719—1720 Губернская реформа II этап | Переустройство административно-территориального деления от военных нужд к гражданской жизни, упорядочивание системы в соответствие с шведской системой. Разделение судебных и административных органов. | 26 ноября 1718 года Петр I утвердил решение Сената об новом устройстве губерний — с 1719 года начинается преобразование по новому принципу: губернии — провинции — дистрикты |
1720-1724 Создание Главного магистрата | Укрепление вертикали власти и полицейского надзора на уровне города | Изданный в 1721 году регламент главного магистрата, вводил разделение городов на разряды (по численности дворов), а жителей на категории. Создаваемые в городах магистраты состояли из выборных бурмистров, назначение которых утверждалось главным магистратом и которому они были полностью подчинены. |
Причины и предпосылки реформ местного управления
- Необходимость повышения эффективности налогообложения, а также снабжения армии и флота в условиях Северной войны со Швецией
- Устаревшая административная система тормозила экономическое развитие
- Укрепление вертикали власти должно было предотвратить возможные бунты и пресечь массовые побеги солдат и крестьян
- Петр I во время Великого Посольства 1697-1698 годов ознакомился с европейской системой административных органов и решил использовать её в качестве основы своих преобразований
Кратко о сути и содержании реформ местного управления
Губернская реформа
Реформа местного управления началась задолго до создания коллегий — первый этап губернской реформы уже в 1708 году вводил разделение государства на губернии — — делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот, а поступающие на службу рекруты могли быть быстро переброшены на войну.
Второй этап стал возможен после того, как тяжелые годы войны миновали, поэтому Петр I 7 декабря 1718 года утвердил решение Сената о создании провинций и разделении их на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, областная реформа разделила местное самоуправление на три звена: губерния, провинция, дистрикт.
Губернаторы назначались Петром I лично и получали всю полноту власти над управляемыми губерниями. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс-контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственными камеристами (контроль за налогами), комендантами и казначеями. Главой провинции обычно был воевода, земских комиссаров ведали в уезде финансовым и полицейским управлением.
Крупные города губерний обладали отдельной городской администрацией — магистратами.
Подробнее о губернской реформе
Городская реформа
Созданная в 1699 году Бурмистерская палата, по мере введения новых фискальных органов — теряла собственные полномочия. Окончательно её влияние на жизнь города исчезло с появлением губернаторов — именно они получили все рычаги управления городами-центрами губерний.
Тем не менее, на уровне самоуправления города были необходимы собственные полномочные органы, поэтому в 1720 Петр I создаёт Главный Магистрат, а в следующем году выпускает к нему соответствующий регламент. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей (посадских людей) — на категории.
Первостепенными задачами главного магистрата назывались следующие:
- создание магистратов в других городах;
- снабжение их уставами;
- соблюдение правосудия;
- создание полиции;
- увеличение числа фабрик и заводов.
Города разделялись на разряды:
- Большие города (2-3 тыс. дворов);
- Внутренние города (1-1,5 тыс. дворов);
- Города с числом дворов от 500 до 1000;
- Небольшие города, имевшие 250—500 дворов;
- Города с числом дворов меньше 250.
Граждане городов (посадские люди) были разделены на две принципиальных группы:
Не податные — т.е. не платящие налогов. Сюда относились иностранные гости, духовенство и дворяне.
Податные которые, в свою очередь, делились на регулярных (участвующих в самоуправлении и жизни города) и подлых (чернорабочие, наемные и прочие).
Регулярные горожане избирали бурмистров в магистраты и были разделены на две гильдии
1 гильдия — банкиры, богатые купцы, владельцы мастерских, знаменитые ученые, художники и музыканты.
2 гильдия — мелкие торговцы, ремесленники и прочие небогатые, но специализированные по труду граждане.
После окончания реформ центрального и церковного управления, а также городской реформы, получилась широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. Ознакомиться со схематичным изображением органов власти и управления можно в таблице сбоку.
Подробнее о городской реформе
Итоги и результаты реформ местного управления
- Изменен принцип административно-территориального деления государства.
- Налажено снабжение армии и флота от приписанных к ним губерний.
- Судебные органы не были до конца отделены от администрации.
- Дворяне, занимающие абсолютное большинство административных должнотей, укрепили собственную власть.
- Созданы новые выборные органы городского управления — магистраты.
- Петр I выстроил абсолютистскую модель управления и усилил полицейский надзор.
- Города разделены на разряды, а горожане — на категории и гильдии.
- Увеличены налоговые поступления.
Loading…
Еще в 1681 г., при царе Федоре Алексеевиче, предполагалось учредить восемь округов с целью облегчения взимания податей с населения и устройства па местах военной силы. Впервые название губернии как единицы местного управления появилось в 1702 г., когда из присоединенных провинций, завоеванных в Северной войне, была образована Ингерманландская (Петербургская) губерния. В 1708 г. во время восстания Кондратия Булавина для укрепления аппарата власти на местах Петр I разделил всю страну на губернии и расписал между ними существовавшие тогда города с уездами. Всего было учреждено восемь губерний: Московская, Санкт- Петербургская (Ингерманландская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская [1]. Позднее, в 1719 г., были учреждены Нижегородская, Астраханская и Рижская губернии, а Смоленская — упразднена.
Губернии были разделены неравномерно: существовали как большие губернии, так и маленькие (например, самой маленькой из всех губерний являлась Смоленская) [2]. Количество населения при создании губерний не учитывалось. Например, в Петербургской губернии насчитывалось 179 000 тягловых дворов, в Сибирской — 61 000, в Казанской — 97 000. Это было связано с тем, что характер петровских губерний был приписной, крепостной. Например, из 10 губерний пять были приписаны к далекому приморскому пункту, они должны были содержать четыре флота. К корабельным делам были приписаны 25 городов.
Во главе каждой губернии стоял губернатор, который обладал всей полнотой власти и имел в своем распоряжении воинские части. В подчинении губернаторов находились четыре помощника, каждый из которых ведал определенной отраслью управления: обер-комендант возглавлял военное ведомство; обер-комиссар и обер-провиантмейстер отвечали за денежные и хлебные сборы; ландрихтер управлял судебными делами.
Главной обязанностью губернатора были дела военноподатные. Самые тяжелые наказания грозили губернаторам именно за нерадивость в комплектовании и содержании войск. Так, за непредоставление в срок рекрутов с губернаторами предписывалось поступать как с изменниками отечеству, и эти предписания всегда выполнялись [3]. Наряду с должностью губернатора, однако, оставались старые воеводские должности под новыми названиями комендантов и обер-комендантов, хотя и не во всех городах. В 1719 г., когда губернии были разделены на провинции, воеводская должность была восстановлена, причем провинции поступили в подчинение к воеводам и воеводским канцеляриям. В результате местное управление петровского времени возвратилось к исходному пункту — к воеводскому управлению с тем лишь отличием, что над воеводами был поставлен губернатор в качестве обер-воtводы, или старшего воеводы [4].
В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторах советы из избираемых местными дворянами 8—12 ландратов. На практике, однако, ландраты назначались Сенатом по представлению губернатора.
В 1715 г. в губерниях были введены новые административные единицы — доли, в каждой из которых насчитывалось по 5536 тягловых дворов. Во главе новых административных образований были поставлены ландраты, которые наделялись правами по сбору налогов и производству суда. Два ландрата по очереди состояли при губернаторе. В конце каждого года должен был собираться съезд ландратов под председательством губернатора для решения важнейших вопросов по губернии. Однако в большинстве случаев лан- дратские съезды не собирались. Губернатор правил единолично и требовал от ландратов выполнения его поручений.
Однако уже в 1719 г. доли были уничтожены. Вместо этого вся страна была разделена на 50 провинций. Во главе каждой провинции был поставлен воевода, в большинстве случаев из представителей местного дворянства, подчиненный коллегиям и Сенату. При воеводе находилась земская канцелярия. В провинциях учреждался ряд новых должностей со специальными функциями: камерира и рентмейстера, ведавших финансами, провиантмейстера (по сбору хлебных запасов), вальдмейстера (по наблюдению за лесами). Каждая провинция делилась на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, подчиненные воеводам. Все эти должности замещались по назначению Камер-коллегии или Штате-коллегии.
В период правления Екатерины II проводится еще одна реформа местного управления, начало которой было положено принятием 7 ноября 1775 г. Учреждения для управления губернией.
Проведение реформы имело целью, с одной стороны, усилить административный аппарат на местах, а с другой – дать в руки самому провинциальному дворянству средства к подавлению крестьянских движений. Технически это внесло большие изменения в местное управление. Вместо прежних трех степеней областного деления (губерния, провинция, уезд) остались только две — губерния и уезд. В основу 50 новых губерний, равно как и уездов, была положена определенная численность населения: в губернии должно было быть от 300 до 400 тыс. жителей, в уезде – от 20 до 30 тыс.
Все губернии получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Во главе губернии стоял назначаемый верховной властью губернатор с помощником или заместителем — вице-губернатором. В отдельных случаях две или три губернии объединялись, кроме того, под управлением представителя центральной власти наместника или генерал-губернатора. Исполнительным органом губернатора было губернское правление, руководившее деятельностью нижних земских судов — исполнительных органов в уездах. Во главе последних стояли блюстители административного порядка — капитан-исправники, избираемые на три года из уездных дворян.
Полицейский надзор в городе был вверен особому лицу — городничему, назначаемому правительством.
Финансовые дела — казенные доходы, постройки, подряды и т.д. — находились в ведении казенных палат (в губернских городах) и губернских и уездных казначейств.
Очень сложным было судоустройство, распределявшееся между тремя инстанциями. Низшая и средняя инстанции были построены по сословному принципу. Существовали также особые суды для дворян, для городского населения и для крестьян. Ими были соответственно: в уездных городах — уездный суд, городской магистрат и нижняя земская расправа, в губернских — верхний земский суд, губернский магистрат и верхняя земская расправа. Высшей инстанцией для всех них были палаты уголовного и гражданского суда, находившиеся в губернских городах.
Функции надзора осуществляли губернские прокуроры и их помощники — стряпчие, уголовные и гражданские. Прокуроры действовали также при верхнем земском суде, губернском магистрате и верхней земской расправе. При уездных учреждениях их заменяли уездные стряпчие.
Кроме перечисленных учреждений, в уездных городах создавалась дворянская опека, ведавшая делами малолетних дворян и дворянских вдов. Аналогичные функции в отношении городского населения исполнял сиротский суд.
Наконец, в губернских городах были созданы приказы общественного призрения — новый орган, специально ведавший делами просвещения (школы), благотворительности (приюты, богадельни) и здравоохранения (больницы).
Важной особенностью формирования новых областных учреждений, наряду с принципом назначения, стало расширение выборных начал, причем главным образом за счет господствующего сословия — дворянства. Дворяне, кроме губернских и уездных предводителей (обязанности их, впрочем, в 1775 г. ограничивались только представительством и заведыванием дворянской опекой), выбирали из своей среды капитан-исправника, весь состав верхнего земского суда и направляли своих представителей в уездный суд, совестной суд и нижний земский суд.
Областная реформа почти вдвое увеличила численность в стране городов: все пункты размещения губернской и уездной администрации были объявлены городами, а их население мещанами и купцами. В связи с этим в стране появилось 216 новых городов.
В Жалованной грамоте дворянству и Грамоте на право и выгоды городам Российской империи, изданных 21 апреля 1785 г., поднимались вопросы организации дворянского и городского самоуправления.
В каждой губернии дворяне составляли особые дворянские общества, созываемые каждые три года наместником или губернатором на дворянское собрание, которое выбирало губернских и уездных предводителей дворянства. С 1785 г. эти должности приобрели значение постоянных органов, имевших определенный вес в губернских и уездных делах. Собрание было полномочно выбирать и на все другие должности, которые дворянству по Учреждению 1775 г. было предоставлено замещать в порядке выборов. Дворянское собрание имело право делать представления наместнику или губернатору о своих сословных нуждах и через своих депутатов возбуждать ходатайства перед верховной властью. Дворянскому обществу предоставлялась также и дисциплинарная власть над своими членами, оно могло исключить из своей среды лиц, опороченных судом или дискредитировавших себя в личной жизни. Право участвовать в дворянских собраниях дворяне приобретали по достижении 25 лет. Грамота вводила также и имущественный ценз, цель которого состояла в лишении права занимать выборные должности дворянскую мелкоту: избранным мог быть только дворянин, чей доход с имения превышал 100 руб. в год. Кроме того, дворянин, не имевший офицерского чина, лишался избирательных прав. Чины военные и гражданские, дававшие по Табели о рангах 1722 г. право на получение потомственного дворянства, остались прежними.
Жалованная грамота учреждала только губернские и уездные дворянские корпорации, всероссийской дворянской организации создано не было. Действие грамоты распространялось на все области империи, кроме Великороссии; Прибалтики, где царское правительство охраняло все привилегии немецкого дворянства; Украины; позднее ее действие было распространено на Дон, а в XIX в. — на Грузию и другие области Кавказа.
Уже в период правления Павла I был издан Указ от 9 марта 1798 г., в котором губернаторам предписывалось присутствовать па выборах предводителей дворянства. Тем самым дворянское общество ставилось под контроль правительственной администрации. В следующем году произошло еще одно ограничение: отменялись губернские собрания дворян, а губернские предводители дворянства стали избираться уездными предводителями. Дворянам запрещалось подавать коллективные челобитные, за уголовные преступления их можно было подвергать телесному наказанию. Павел потребовал возвращения всех дворян из долгосрочных отпусков в полки. Не явившиеся (в том числе записанные в полки дети) были уволены из армии.