Какую пользу природе приносят насекомые
Насекомые распространены повсеместно. Они обитают на суше, в пресных водоемах – там, где возможна жизнь. Нельзя их встретить только в морях. Учитывая такое распространение, возникает вопрос: “Какова же роль в природе насекомых?”
Особенности видов
Количество видов животных названного класса на планете существенно превышает число других групп. На сегодняшний день известно более 625 тысяч их видов. Наиболее распространены обыкновенные жуки, у которых жесткие передние крылья.
Существует разделение и по характеру питания. Среди них выделяют три группы:
- Те, что поедают других насекомых (божьи коровки, богомолы).
- Те, что употребляют в пищу отходы разложения растений и животных (мертвоеды, могильщики).
- Питающиеся растениями (майский жук, листоеды, хрущи).
Стоит отметить, что некоторые виды божьих коровок специально разведены в лабораторных условиях. Это необходимо, чтобы в дальнейшем выпустить их в парники и сады для уничтожения тли.
Мертвоеды и могильщики относятся к санитарам природы. Они предотвращают загрязнение окружающей среды отходами разлагающихся живых организмов.
В чем польза?
Роль в природе насекомых может быть как положительной, так и отрицательной. Говоря о пользе, нельзя не отметить, что:
- без насекомых часто невозможно опыление растений;
- они участвуют в почвообразовательных процессах;
- названные живые организмы поддерживают круговорот веществ в природе.
Опыление растений
Значение насекомых в природе велико. И положительная их деятельность, прежде всего, состоит в опылении растений. Такими качествами обладают шмели, пчелы, бабочки и др. Известно, что некоторые виды растений не способны размножаться без опыления. Например, клевер, который в Новой Зеландии давал неплохи урожаи, тем не менее, не мог произвести семян, пока в страну не завезли шмелей.
Почвообразовательные процессы
Термиты и муравьи активно принимают участие в рыхлении грунта. Существуют и другие насекомые, которые живут в земле, образуя в ней ходы. Кстати, без их деятельности становится невозможно разложение опавших хвойных растений. А это приводит к накоплению торфоподобных слоев, отчего земля становится неплодородной.
Отряды насекомых взрыхляют почву, обогащают ее перегноем, обеспечивают вентиляцию. Немаловажное санитарное значение имеет и уничтожение экскрементов и трупов животных. Ведь вещества, выделяющиеся при разложении организмов, загрязняют окружающую среду, в том числе и почву.
Круговорот веществ
Роль в природе насекомых более масштабна, чем можно себе представить. Они принимают участие в круговороте веществ в природе. Многого бы не было на планете, если бы не насекомые. Птицы, к примеру, питаются ими. Некоторые их виды употребляют в пищу исключительно насекомых. Хищные животные, в свою очередь, питаются птицами. Так круговорот веществ доходит и до человека.
Отрицательная деятельность
Если изучать, какую роль играют насекомые в природе, стоит отметить, что они приносят не только пользу. Отрицательные итоги их деятельности заключаются в следующем:
- уничтожение растений;
- распространение заболеваний.
Уничтожение растений
Известны случаи, когда определенные виды насекомых уничтожали целые поля. Повреждения могут затрагивать разные органы растений. Порой уничтожению подвергаются не только листья, плоды и стволы, но и корневая система.
Насекомые разрушают растительную ткань, протачивают в ней ходы, отчего сельскохозяйственные культуры сохнут и погибают. В результате целые плантации урожая могут оказаться под угрозой гибели. Особую опасность представляет массовое размножение отдельных особей. Известны случаи нападений саранчи на поля, в результате которых уничтожению подвергались все растения, встречающиеся на ее пути.
К числу вредителей относятся некоторые виды бабочек и жуков, тля, саранча и другие. Стоит заметить, что в этом есть вина и человека. Он не всегда придерживается правил севооборота, выращивает много лет подряд одну культуру на определенном месте, что способствует размножению насекомых. Человечество активно борется с вредителями путем использования химикатов, которыми опрыскиваются растения и почва.
Переносчики заболеваний
Роль в природе насекомых связана и с опасностью. Так, некоторые их виды являются переносчиками возбудителей заболеваний. Это комары, москиты, клопы и другие.
Эндопаразитами зачастую являются насекомые еще в личиночной стадии. К примеру, они могут поселиться в организме рогатого скота и нанести серьезный вред животноводству. Кроме того, опасность нависает и над человеком. Кровососущие насекомые способны заразить болезнетворными микробами, а также паразитическими червями. Пути передачи – через пищу (муха), при укусах (комар, клещ).
Красная книга
Учитывая значение в природе насекомых, некоторые их исчезающие виды подлежат охране.
На сегодняшний день в Красную книгу занесено около 95 видов, находящихся на грани исчезновения. Большую часть редких насекомых составляют жуки (36 видов). К ним относятся усач альпийский, жужелицы, красотелы и другие.
В Красной книге 33 вида бабочек – аполлон, голубянки, медведицы и прочие. Охране подлежат 23 вида перепончатокрылых. Среди них есть и, казалось бы, распространенные насекомые – пчелы и шмели. Оставшиеся два вида составляют стрекозы.
Интересные факты разведения насекомых в разных странах мира
Многие террариумисты занимаются разведением насекомых, включая кузнечиков и саранчу. Это их хобби, которое не всем обычным людям понятно. В некоторых странах вместо кошек и собак предпочитают содержать больших тараканов. Может быть, потому что они не издают ни звука и не мешают домочадцам и соседям. Кроме того, они непривередливы в питании, не имеют шерсти и пуха.
В Австралии, например, домашними любимцами являются богомолы. Между прочим, некоторые жители просто сажают этих насекомых на шторы, чтобы они ловили мух.
В Китае предпочтение отдают выращиванию сверчков. Это не просто хобби, а самое настоящее развлечение. Между сверчками проводят поединки и бои. Сами китайцы с большим удовольствием за этим наблюдают. Также выращивают плавунцов. Они содержатся в аквариумах и отличаются своеобразным строением тела.
Как видите, ответить однозначно, какую роль играют насекомые в природе, сложно. Она может быть положительной и отрицательной. Пчелы, шмели и другие насекомые опыляют растения, принимая участие в их размножении. Могильщики и мертвоеды уничтожают опасные отходы, образующиеся после разложения умерших животных. Саранча и тля уничтожают растения. Комары и клопы являются переносчиками заболеваний. Как можно заметить, значение насекомых в природе велико и разнообразно.
В данном случае стоит еще отметить и эстетическую составляюшую. Ведь красотой бабочек невольно начнет любоваться даже самый ярый противник всех представителей описанного класса животных.
Валентина Казакова
Насекомые. Их польза и вред для человека и природы, их среда обитания.
МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 МО «Ахтубинского района»
Воспитатель: Казакова Валентина Сергеевна
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:
«Насекомые»
Цель: Познакомить детей с насекомыми, с их средой обитания. Рассказать детям о пользе насекомых и о вреде для человека и природы. Воспитать заботливое отношение к насекомым и природе.
Материал: Картинки с изображением насекомых, цветок – тюльпан.
Ход занятия:
Вос-ль: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Назови цветок».
(дети по кругу передают тюльпан, называя цветы).
– Где растут эти цветы? (в поле, на лугу, в лесу, на клумбе)
– Кто всегда летает вокруг цветов? (бабочки, шмели, осы)
– Как назвать их одним словом? (насекомые)
– А теперь давайте расскажем про жука.
Физкульт. пауза
Я нашла себе жука
На большой ромашке. (руки вытянуть вперед)
Не хочу держать в руках
Пусть лежит в кармашке. (кладут в карман)
Ой, упал, упал мой жук, (наклоняются)
Нос испачкал пылью.
Улетел мой майский жук, (машут руками)
Зажужжали крылья.
(сели на стульчики)
– Рассматривают корточки, называя насекомых: бабочка, жук, оса и т. д.
– Назовите части тела насекомых? (тело можно разделить на 3 части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди).
-Кто из них ползает? Летает? Прыгает?
– Кто из насекомых кусается? Жалится,а кто нет: да – оса, комар; нет – бабочка.
– Чем питаются насекомые?
(мошками, цветочным нектаром, травкой)
– Какие насекомые приносят пользу людям, а какие нет? (стрекозы едят мошек, комаров, пауки – мух, мухи – разносчиков микробов, гусеницы едят листья зеленые)
Физкульт.пауза: «Стрекоза».
Вот какая стрекоза – руки в стороны
Очень круглые глаза – круговые движения на уровне глаз.
Вертится, как вертолет – руки в стороны
Вправо, влево, назад, вперед – наклоны в стороны вперед, назад.
– Ребята, послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.
1. Шевелились у цветка, все 4 лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)
2. Прыгает пружинка – зеленая спинка
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (кузнечик)
3. Целый день летает, всем надоедает
Ночь настанет, тогда перестанет. (муха)
4. На ромашку у ворот опустился вертолет
Золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза)
5. Модница крылатая, платье полосатое
Ростом хоть и кроха, укусит – будит плохо. (оса)
6. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи.
Дружно маленькие точки,
Строят дом себе на кочке. (муравьи)
– Ребята, послушайте, я вам расскажу легенду о муравьях.
Муравьи.
Когда-то муравьи были людьми. Они украли у крестьян их зерно и в наказание были превращены в муравьев. Но, став муравьями, они не изменили своим плохим привычкам и по прежнему тащат к себе в муравейник разные вещи.
Физкульт. пауза. «Кузнечики»
Поднимайте плечики (поднимают плечи)
Прыгайте, кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)
Сели, посидели, (сесть)
Травушку покушали («кушают»)
Тишину послушали (повороты головы)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко (прыжки руки вверх).
– Какие насекомые жужжат?
(жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)
– Какие пищат? (комары)
– Какие стрекочут? (кузнечики)
– Какой звук издает комар? (писк)
– А жук? (жужжание)
– А бабочка? (не издает звука)
Дыхательное упражнение «Бабочка».
В руках у детей бабочка, они держат ее за крылышко и дуют.
– Мы подуем высоко,
– Мы подуем низко,
– Мы подуем далеко,
– Мы подуем близко.
– Ребята, а как вы думаете, можно ли поймать бабочку, подержать ее в руке, а потом отпустить? (нет)
– Почему? (она может погибнуть от прикосновения рук человека, т. к. она маленькая, хрупкая)
– Да, ребята, надо к насекомым относится бережно, не ловить, не давить ногами, т. к. многие из них приносят пользу.
Дети из палочек выкладывают жука.
– Жук по зеленой травке ползет,
Дойдет до конца и упадет.
Часто люди боятся насекомых или относятся к ним настороженно. Действительно, среди многочисленных букашек есть вредители и переносчики болезней. Но куда больше безобидных видов, встречаются даже полезные, служащие людям незаменимыми помощниками.
Божья коровка
В борьбе с вредителями сада и огорода помогают божьи коровки, наиболее распространены в России семиточечные. Взрослое насекомое съедает в день 100–200 тлей и паутинных клещей.
Божьи коровки очень плодовиты, за свою жизнь, длящуюся около полутора лет, одна самка откладывает до 1 тыс. яиц. Личинки, которые из них вылупляются, приносят пользы ещё больше, чем взрослые особи. За период развития такая малышка съедает до 3 тыс. вредителей.
Жужелица
Ночные хищницы, питающиеся другими насекомыми, приносят большую пользу на дачном участке. Жужелицы истребляют вредных существ — разнообразных жуков, личинок, куколок и гусениц. На корм санитарам огорода идут даже слизни и улитки. За один сезон пара жужелиц может уничтожить несколько тысяч вредителей.
К сожалению, этих жуков иногда считают вредителями и уничтожают. Есть несколько видов опасных для растений жужелиц, но их можно отличить. Надо обращать внимание на ноги и челюсти. Вредные жужелицы — более коренастые, с короткими лапками и не очень выступающими челюстями. Полезные же крупные, поджарые, с длинными ногами и хорошо развитым челюстным аппаратом.
Трихограмма
Не все знают про такое насекомое, как трихограмма. А ведь это миниатюрное существо приносит неоценимую пользу — борется с представителями более 70 видов вредителей. Причём уничтожает не взрослых особей, а яйца — трихограмма откладывает в них личинки, которые, развиваясь, уничтожают содержимое. За один сезон самка может отложить 500–800 яиц.
Способность к масштабному искоренению вредителей делает трихограмму альтернативой химическим инсектицидам. Её даже разводят в промышленных масштабах и продают садоводам.
Златоглазка
Привлекательные насекомые нежно-зелёного цвета охотятся на тлей и клещей. Златоглазок первыми начали специально разводить для защиты тепличных растений от вредителей.
Если коснуться насекомого, появится неприятный запах. Но для человека златоглазки безвредны.
Муравей
Не зря лесных муравьёв зовут маленькими тружениками — они защищают растения от гусениц и личинок, слизней, паутинных клещей и других насекомых. Обитатели одного муравейника держат под контролем площадь около 0,2 га. Также благодаря деятельности муравьёв увеличивается содержание в почве калия и фосфора.
Ещё этих насекомых используют для изготовления лекарств. Муравьиная кислота используется как стимулятор и вяжущее средство. Некоторые даже лечатся укусами муравьёв. Но здесь нужно соблюдать осторожность, потому что индивидуальная реакция организма может быть негативной.
Пчела
Значение пчёл трудно переоценить, ведь эти трудолюбивые насекомые опыляют растения и производят мёд, который применяется и в кулинарии, и в косметических целях, и для лечения болезней. Да и другие продукты пчеловодства — перга, прополис, маточное молочко, пчелиный яд — не менее полезны. Все они являются природными антибиотиками.
Пользу приносят даже ульи пчёл и погибшие насекомые. Из сот делают воск, а из пчелиного мора — лекарственные настойки.
Медведка
Медведок обычно считают злостными вредителями, ведь они, роясь в земле, подгрызают корни растений. Хотя некоторые видят и пользу насекомого, так как оно частично является хищником и может поедать не менее опасных для флоры существ, таких как личинки майского жука.
В топ медведка попала из-за целебных свойств. В Китае с давних времён из неё делают средство для лечения различных заболеваний, в том числе тяжёлых — туберкулёза, цирроза, диабета.
Тутовый шелкопряд
За шёлковые вещи в наших гардеробах нужно поблагодарить тутовых шелкопрядов. Гусеницы этих бабочек производят шёлк. Точнее, шелковое волокно, из которого насекомое строит свой кокон. Одна личинка за минуту способна образовать 15 см шелковины. А в коконе этой нити может быть около километра.
Иногда разводят и другие виды шелкопрядов, но они производят волокно худшего качества.
Кошениль
Несколько видов насекомых, из которых изготовляют красный краситель кармин, носят сборное название кошениль. Из самок кошенильных червецов добывают карминовую кислоту, которая является основным компонентом краски.
Красящие вещества из этих насекомых получали ещё в VI веке до нашей эры.
Лаковый червец
Родственники кошенильных червецов — лаковые. Они выделяют смолу шеллак, которую используют в лакокрасочной промышленности. Также это соединение не проводит электричество, поэтому применяется в электротехнике как изоляционный материал. Однако для покрытия ногтей, вопреки названию, настоящий шеллак сейчас не используют.
Кроме того, вещество съедобно, им могут глазировать таблетки и конфеты.
Насекомые — часть природы, без них экосистема Земли не смогла бы существовать. Но и в меньших масштабах некоторые из этих существ приносят человеку пользу, причём довольно ощутимую.
- Автор: Lanka Valorian
- Распечатать
Оцените статью:
Íàâåÿëî ïîñòîì https://pikabu.ru/story/yashcheritsa_4974121
Õîòü íà ïåðâûé âçãëÿä ýòè íàñåêîìûå, ïðåñíîâîäíûå è ïðåñìûêàþùèåñÿ æèâîòíûå âåñüìà íåïðèÿòíû è ìîãóò âûçûâàòü, åñëè ïðèìåòèøü èõ â ñàäó è íà îãîðîäå, îäíî æåëàíèå ïîñêîðåå èõ óäàëèòü ñî ñâîåãî çåìåëüíîãî ó÷àñòêà, íî îíè ìîãóò îêàçàòüñÿ î÷åíü ïîëåçíûìè äëÿ ñîõðàíåíèÿ óðîæàÿ äî åãî ñáîðà. Âîò òàêèå îáèòàòåëè ñàäà è îãîðîäà îòíîñÿòñÿ áèîëîãàìè ê âåñüìà ïîëåçíûì.
Áîæüÿ êîðîâêà
Ìèëîå íàñåêîìîå ÷óäåñíîé ðàñöâåòêè.×àùå âñåãî âñòðå÷àåòñÿ ñåìèòî÷å÷íàÿ êîðîâêà.Íî òàêæå âñòðå÷àþòñÿ æóêè ñ æåëòûìè íàäêðûëüÿìè è ÷åðíûìè òî÷êàìè èëè òåìíûå æóêè ñî ñâåòëûìè ïÿòíàìè èëè âîîáùå áåç íèõ. Òàêæå êîëè÷åñòâî ïÿòåí èëè ðèñóíîê êðûëüåâ ìîãóò áûòü ðàçíîîáðàçíûìè.
Èçâåñòíàÿ ó íàñ ñåìèòî÷å÷íàÿ áîæüÿ êîðîâêà óíè÷òîæàåò â äåíü äî 150 òëåé, áîëåå ìåëêèå âèäû äî 60. Åùå áóäó÷è ëè÷èíêàìè, íàñåêîìûå ïîæèðàþò â îáùåé ñëîæíîñòè äî 800 òëåé. Òàê, ñàìêà æóêà óíè÷òîæàåò çà ñâîþ æèçíü îêîëî 4 òûñÿ÷ âçðîñëûõ òëåé.
Åñòü ðàçóìíûå îãîðîäíèêè è ñàäîâîäû, êîòîðûå ñïåöèàëüíî íàõîäÿò ìåñòà çèìîâêè áîæüèõ êîðîâîê (îáû÷íî îíè çèìóþò â ëåñíîì íàñòå, íàéòè èõ ìåñòà «ëåæêè» ìîæíî â àïðåëå) è ïåðåíîñÿò èõ ê ñåáå íà îãîðîä, êàê ëè÷èíîê, òàê è áîëåå âçðîñëûõ îñîáåé. Íà êîðå äåðåâüåâ â ìàå òàêæå ìîæíî çàìåòèòü æåëòûå ÿéöà ëè÷èíîê áîæüåé êîðîâêè. Íå óíè÷òîæàéòå èõ. Áîæüÿ êîðîâêà åùå îòïëàòèò ñ ëèõâîé çà äîáðîòó ñàäîâîäà. È æóêè è ëè÷èíêè ïîåäàþò ïàóòèííîãî êëåùà, òëþ, ÿéöà è âûëóïèâøèõñÿ ìåëêèõ ãóñåíèö.
Ïðèâëå÷ü áîæüèõ êîðîâîê ìîæíî òàê,îïðûñêèâàåì ó÷àñòîê ïîñðåäè îòäåëüíî âçÿòîãî îãîðîäà ñëàäêèì ñèðîïîì ( 140 ã ñàõàðà íà 1 ëèòð âîäû). Ðåçóëüòàò íå ïëîõîé,çà 2 äíÿ ïîñëå îïðûñêèâàíèÿ êîëè÷åñòâî áîæüèõ êîðîâîê âûðàñòèò ðàç â 14.
Çëàòîãëàçêà
Åùå îäíó îøèáêó ñîâåðøàþò òå îãîðîäíèêè, êîòîðûå â íà÷àëå ëåòà óíè÷òîæàþò, òîëüêî çàâèäåâ, ñâèñàþùèå ñ ëèñòüåâ äåðåâüåâ â ñàäó íà òîí÷àéøèõ íèòÿõ ÿéöà. Ýòî ðàñïëîäèëîñü íàñåêîìîå çëàòîãëàçêà. Èç ÿè÷åê âñêîðå âûëóïÿòñÿ ëè÷èíêè, êîòîðûå çàòåì ïðåâðàòÿòñÿ â íàñåêîìûõ. Îíè, â ñâîþ î÷åðåäü, áóäóò ïîåäàòü â òå÷åíèå ëåòà íà âàøåì îãîðîäå òëþ, êëåùà, ùèòîâêó, ãóñåíèö. Ïðè÷åì óíè÷òîæàþò òëþ, êàê ëè÷èíêè íàñåêîìîãî, òàê è âçðîñëûå îñîáè.
Çëàòîãëàçêó âû áåç òðóäà îòëè÷èòå îò äðóãèõ ëåòàþùèõ íàñåêîìûõ ó íåå íà êðûëûøêàõ ìíîæåñòâî ïðîæèëîê, à òàêæå áëåñòÿùèå çîëîòûå ãëàçêè, çà ýòó îñîáåííîñòü âíåøíîñòè åå òàê è ïðîçâàëè.
ÒÐÈÕÎÃÐÀÌÌÀ (ÿéöååä)
Î÷åíü ìàëåíüêîå íàñåêîìîå, îòêëàäûâàåò ñâîè ÿéöà â ÿéöà âðåäèòåëåé, îò÷åãî èç ïîñëåäíèõ íå âûðàñòàåò âðåäèòåëü.
Ï÷¸ëû îñìèè.
Ýòî ïóøèñòûå îäèíî÷íûå ï÷åëû è ñîâåðøåííî áåçâðåäíûå. Âîò ïîëüçó ñàäó ïðèíîñÿò îãðîìíóþ. Âûëåòàþò íà ñáîð íåêòàðà ïðè òàêèõ òåìïåðàòóðàõ âîçäóõà, ïðè êîòîðûõ îáû÷íàÿ äîìàøíÿÿ ï÷åëà è íîñà èç óëüÿ íå ïîêàçûâàåò.
Ïîñåëÿþòñÿ â ñàìûõ íåîæèäàííûõ ìåñòàõ â îòâåðñòèè èç-ïîä ñòàðîãî ãâîçäÿ, â ùåëÿõ. Åñëè áóäåò óñòàíîâëåí äîìèê , îñìèè ïðèæèâóòñÿ è ñàä áóäåò îïûëåí íà îòëè÷íî.
Æóæåëèöà
Óâû, íî è ýòîìó íàñåêîìîìó ïðèõîäèòñÿ òóãî, åñëè ñàäîâîä, çàâèäåâ åå íà ðàñòåíèÿõ â ñàäó, ñïåøèò óñòðàíèòü, îáðàáîòàòü åå ëè÷èíîê õèìèêàòàìè, à ðàñòåíèÿ îáðûçãàòü ñïåøíî, ÷òîáû îíî åãî íå ïîåäàëî èëè ÷åì-íèáóäü íå çàðàçèëî. Íà ñàìîì äåëå ýòî æóæåëèöà îáûêíîâåííàÿ æóê ñî ñïèíêîé, îòëèâàþùåé ìåòàëëîì. Î÷åíü øóñòðûé, íàäî ñêàçàòü.Ëè÷èíêè ó íåãî, åñëè îáíàðóæèòå â ïî÷âå, ïîõîæè íà ÷åðâÿ÷êîâ, ó êîòîðûõ íà ãðóäè ñëîæåíû íåñêîëüêî äëèííûõ íîæåê. Íå óíè÷òîæàéòå íè òåõ, íè äðóãèõ, òàê êàê ëè÷èíêè è âçðîñëûå îñîáè îõîòÿòñÿ íà ìàññó âðåäíûõ íàñåêîìûõ, îáèòàþùèõ â ñàäó, à òàêæå íà óëèòîê è ñëèçíåé. Ýòî íî÷íîé æóê, ïîòîìó íî÷üþ åãî îõîòà î÷åíü óäà÷íà. Âåäü ìíîãèå íàñåêîìûå, íà êîòîðûõ îí îõîòèòñÿ, òàêæå ðàññëàáëåííî âûõîäÿò íà îõîòó, ÷òîáû ïîäúåäàòü è ïîðòèòü âàø áóäóùèé óðîæàé.
Ñòåòîðóñ, èëè êëåùåâàÿ êîðîâêà.
Àêòèâíûé èñòðåáèòåëü ïàóòèííûõ êëåùåé. È æóêè, è ëè÷èíêè àêòèâíî ïèòàþòñÿ êëåùàìè è èõ ÿéöàìè, óíè÷òîæàÿ çà ñâîþ æèçíü îò 800 äî 2000 îñîáåé âðåäèòåëÿ.
Îáíàðóæèòü æóêîâ ìîæíî â ìåñòàõ ñêîïëåíèÿ ïàóòèííîãî êëåùà, ÷àùå âñåãî íà ìàëèíå, íà îáðàòíîé ñòîðîíå ëèñòüåâ. Áûâàëè ñëó÷àè, êîãäà äàæå â ïðîèçâîäñòâåííûõ óñëîâèÿõ, ïðè ñèëüíîì çàðàæåíèè ìàëèíû ïàóòèííûì êëåùîì, õèùíèê çà íåñêîëüêî äíåé èñòðåáëÿë âðåäèòåëÿ ïîëíîñòüþ, è íåîáõîäèìîñòü â õèìè÷åñêîé îáðàáîòêå îòïàäàëà. Íà ñàäîâîì ó÷àñòêå óñëîâèÿ äëÿ ñòåòîðóñà áîëåå áëàãîïðèÿòíû, è åñëè ïðè îáíàðóæåíèè ïàóòèííîãî êëåùà âû çàìåòèòå è êðîõîòíûõ æó÷êîâ ÷åðíîãî öâåòà íà îáðàòíîé ñòîðîíå ëèñòüåâ, âàì íå ñòîèò áåñïîêîèòüñÿ: îí ñäåëàåò ñâîå äåëî î÷èñòèò ðàñòåíèÿ îò ïàóòèííîãî êëåùà áûñòðî è ýôôåêòèâíî.
Êñòàòè, è áîæüèõ êîðîâîê, è ñòåòîðóñà ìîæíî ñîáèðàòü ãäå-òî â äðóãîì ìåñòå è âûïóñêàòü â ñâîåì ñàäó, îíè îòëè÷íî ïðèæèâàþòñÿ.
Æóð÷àëêè
Æóð÷àëêè èìåþò áîëüøîå çíà÷åíèå â ñàäîâîäñòâå, ïîñêîëüêó èõ ëè÷èíêè ïèòàþòñÿ òëåé. Ðàçâèâàþòñÿ ëè÷èíêè â ðàçíûõ óñëîâèÿõ,â ïî÷âå, íàâîçíîé æèæå èëè íà ðàñòåíèÿõ. Âèçóàëüíî æóð÷àëêà ïîõîæà íà îñó(ïîýòîìó ìíîãèå èõ áîÿòñÿ è ïðîãîíÿþò), äëèíà âçðîñëîé îñîáè 8-15 ìì.Ñàìè æóð÷àëêè ïèòàþòñÿ öâåòî÷íîé è ìåäâÿíîé ðîñîé, à òàêæå ñåêðåöèÿìè òëè.
Íàèáîëåå ïîäõîäÿò æóð÷àëêàì ó÷àñòêè ñ öâåòóùèìè ðàñòåíèÿìè, íî òîëüêî íå óõîæåííûå ãàçîíû. Îñîáåííî ëþáÿò æóð÷àëêè ðàñòåíèÿ, öâåòóùèå æåëòûìè öâåòàìè.
Îòêëàäûâàíèå ÿèö ïðîèñõîäèò â êîëîíèÿõ òëè. Âûëóïèâøèåñÿ èç ÿèö ëè÷èíêè íå èìåþò íîæåê è ïåðåäâèãàþòñÿ, êàê óëèòêè. Îíè îêðàøåíû â áåëûé èëè æåëòûé öâåò è ïîõîæè íà ëè÷èíîê ìóõ.Ëè÷èíêè æóð÷àëêè àêòèâíû ïðåèìóùåñòâåííî íî÷üþ è âûõîäÿò íà îõîòó íå ðàíüøå ñóìåðåê.
Íàåçäíèêè
Íàåçäíèêè ðàçâèâàþòñÿ, êàê ïàðàçèòû, íà ðàçëè÷íûõ õîçÿåâàõ, êîòîðûìè ìîãóò áûòü ìíîãèå íàñåêîìûå, çà èñêëþ÷åíèåì ïàóêîâ. Äëÿ ñàäîâîäîâ íàåçäíèêè èìåþò áîëüøîå çíà÷åíèå, òàê êàê îíè óíè÷òîæàþò ãóñåíèö áàáî÷åê, ëè÷èíîê ìóõ è òëþ.
Íàåçäíèê ëþáèò ñåëèòüñÿ â çîíòè÷íûõ ðàñòåíèÿõ (óêðîï, êîðèàíäð, òìèí, êóïûðü è ïð.).
 êà÷åñòâå ïðèìåðà ñëåäóåò óïîìÿíóòü 2 ðàçíûõ âèäà íàåçäíèêà, èìåþùèõ îñîáîå çíà÷åíèå. Ïåðâûé âèä ïàðàçèòèðóåò íà ãóñåíèöàõ áàáî÷êè-êàïóñòíèöû, âòîðîé íà òëå. ßéöà íàåçäíèê îòêëàäûâàåò íà íàñåêîìîå, åãî ëè÷èíêó, ãóñåíèöó èëè â èõ òåëà ñ ïîìîùüþ ñïåöèàëüíîãî æàëà, êîòîðîå ìîëíèåíîñíî ïðîòûêàåò òåëî æåðòâû. Èç ÿéöà âûëóïëÿåòñÿ ëè÷èíêà ñîîòâåòñòâóþùåãî âèäà íàåçäíèêà è âûñàñûâàåò «õîçÿèíà».
Êàê ïðèâëå÷ü íàñåêîìûõ â ñàä?
___________________________
Åñëè ìû ãäå-òî âîçüìåì ìíîãî ïîëåçíûõ íàñåêîìûõ è âûïóñòèì èõ â ñàä, òî ýôôåêò áóäåò òîëüêî êðàòêîâðåìåííûé. Ãîðàçäî âàæíåå, ÷òîáû ïîëåçíûå íàñåêîìûå ïðèæèëèñü â ñàäó. Äëÿ ýòîãî íàäî ñîçäàòü äëÿ íèõ ïîäõîäÿùèå óñëîâèÿ.  ïåðâóþ î÷åðåäü ýòî êîðìîâàÿ áàçà è ìåñòà äëÿ óêðûòèÿ è ðàçìíîæåíèÿ ïîëåçíûõ íàñåêîìûõ.
Íàëè÷èå â ñàäó è íà ëóæàéêàõ, íà ïîëÿõ åñòåñòâåííûõ öâåòîâ-íåêòàðîíîñîâ, äàæå â íåáîëüøîì êîëè÷åñòâå, ïîçâîëÿåò õèùíûì íàñåêîìûì îñóùåñòâëÿòü äîïîëíèòåëüíîå ïèòàíèå â ñòàäèÿõ ðàçìíîæåíèÿ. Áîëåå òîãî, íåêîòîðûå õèùíûå íàñåêîìûå ñïîñîáíû ýôôåêòèâíî ðàçìíîæàòüñÿ òîëüêî ñîâìåùàÿ ïèòàíèå íåêòàðîì èëè ïàäüþ è íàñåêîìûìè æåðòâàìè. Ïîýòîìó ïðèñóòñòâèå öâåòóùèõ ñîðíÿêîâ äàæå íà ïîëÿõ, ãäå âûðàùèâàþò c/õ êóëüòóðû, íà óðîâíå íèæå ýêîíîìè÷åñêîãî ïîðîãà âðåäîíîñíîñòè, ïîâûøàåò ýôôåêòèâíîñòü õèùíûõ íàñåêîìûõ è ñ÷èòàåòñÿ öåëåñîîáðàçíûì.
Îáû÷íî â æèâîé èçãîðîäè âîêðóã ñàäà âûñàæèâàþò ðàñòåíèÿ, íà êîòîðûõ ðàçâèâàþòñÿ âðåäèòåëè è âûæèâàþò õèùíûå íàñåêîìûå. Òîëüêî â ýòîì ñëó÷àå îíè ìîãóò ïðåäîòâðàòèòü âñïûøêè ðàçìíîæåíèÿ âðåäèòåëÿ.
Çà÷àñòóþ ñïàñàòåëè óðîæàÿ íå ñåëÿòñÿ íà çåìåëüíîì ó÷àñòêå èç-çà îòñóòñòâèÿ äëÿ íèõ æèëüÿ.Íî ìîæíî ñîîðóäèòü âîò òàêîé âîò äîìèê èç ïîäðó÷íûõ ñðåäñòâ.
Ðàñòåíèÿ, ïðèâëåêàþùèå ïîëåçíûõ íàñåêîìûõ.
________________________________________
Ïèæìà
Ïðèâëåêàåò ê ñåáå áîæüèõ êîðîâîê, êëîïîâ õèòðûõ, ìåëêèõ ïàðàçèòè÷åñêèõ îñ, çëàòîãëàçîê è ìóõ ïðåæäå âñåãî ñâîåé êîðìîâîé öåííîñòüþ. Ïèæìîâàÿ òëÿ, íàïðèìåð, ïèòàåòñÿ ñîêîì ðàñòåíèÿ è ÷àñòî ñêàïëèâàåòñÿ â áîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ ïî êðàÿì åãî ïèëü÷àòûõ ëèñòüåâ.
Ïðåèìóùåñòâî ïèæìû è â òîì, ÷òî íàñòîé èç ëèñòüåâ ïèæìû îòïóãèâàåò êîëîðàäñêîãî æóêà. Îò ñåáÿ äîáàâëþ, îáèëüíûé òðàâîñòîé èç ïèæìû õîðîøî èñïîëüçîâàòü â êîìïîñòàõ.  òàêîì êîìïîñòå íå çàâîäÿòñÿ ëè÷èíêè ìåäâåäêè è ìàéñêîãî æóêà.
Îòâàðû èç ëèñòüåâ è öâåòîâ ïèæìû ñîäåðæàò ìíîãî ðàçëè÷íûõ âèòàìèíîâ, ýôèðíûõ âåùåñòâ, óëó÷øàþò âêóñ êâàñà, òåñòà, èç öâåòîâ âàðÿò âàðåíüå.
Ïóïàâêà
Ìíîãîëåòíåå ðàñòåíèå, ïðèâëåêàòåëüíîå äëÿ îñ è ìóõ. Â ïåðèîä öâåòåíèÿ ïîêðûâàåòñÿ ìíîæåñòâîì æåëòûõ öâåòêîâ.