Какую пользу приносят растения беседа

Какую пользу приносят растения беседа thumbnail

Интеграция образовательных областей:

“Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”

Виды детской деятельности:

познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы

Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе
  2. Закрепить  названия  деревьев,  растущих на  территории  Магаданской области;
  3. Воспитывать  уважительное отношение к природе.

Планируемые результаты:

имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории  Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.

Материал:

  1. зеленый листок дерева
  2. иллюстрации деревьев
  3. использование  ТС

Словарь:

Устьице,  углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.

Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.

Содержание организованной деятельности детей:

– Ребята, подумайте,  какую пользу  приносит  лес?

– Ответы детей.

– Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.

Давайте внимательно рассмотрим  зеленый листок.

Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна  очень мелкими отверстиями – устьицами,  увидеть  которые можно в лупу.  Через них деревья дышат. Устьица  то открываются,  то закрываются, вбирая в себя  углекислый газ  и выделяя кислород.  Не зря   деревья называют “зелеными  легкими”  планеты!

Кислород  выделяется  листьями растений  на свету, поэтому наши зеленые  друзья:  и белая березонька, и стройная рябина – тянуться вверх, к солнышку.  В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами   образуются облака,  а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.

Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее.  Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет.  В лесных чащах журчат родники,  пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания,  но и сохраняет влагу.  Лес – хранитель вод. Ведь там, где исчезают  леса, пересыхают реки. Леса   охраняют от разрушения и почву – верхний слой земли.  Корни одних деревьев уходят глубоко под землю,  у других они широко  раскинуты под самой поверхностью земли .  Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.

– А как вы думаете, что еще дают нам леса?

– Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу  люди собирают  лекарственные растения.  Лесных жителей лес  потчует шишками,  сладкими корешками и сочными травами.

В старину на Руси и крестьянские  избы и  княжеские терема строили из дерева.  Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.

О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.

Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.

– А чем полезна людям красавица – сосна?

Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.

– Какое дерево мы забыли?

Ну, конечно, нашу любимицу – березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты – верхнего слоя коры березы – крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали  на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.

Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок – сладкий и очень полезный напиток.  Его любят и люди, и звери, и птицы.

– Послушайте стихотворение:

Березовый сок.

На березе поутру

Дятел продолбил кору.

Льется на песок

Золотистый сок,

А лесной народ

Сок душистый пьет.

Дятел длинным языком

Капли сока лижет,

Бабочка уселась ниже –

Пьет прозрачным хоботком.

Муравьи и мошки

По березе гладкой

Ползут, как по дорожке,

За капелькою сладкой.

Всех береза напоила,

Сладким соком оделила!

Очень красивое и полезное дерево – тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.

Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.

– А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.

Лес – “зеленые  легкие”  нашей планеты:

– хранитель вод, защитник водоемов;

– защитник  почвы;

– источник древесины;

– источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;

– дом для растений, животных, грибов;

– место, где человек может отдохнуть.

– Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?

ответы детей;

– Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?

ответы детей;

– А теперь давайте мы с вами  посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.

Источник

Ирина Гридчина
Беседа с детьми на тему «Лекарственные растения». Подготовительная группа

Цель: уточнение и систематизация знаний детей о лекарственных растениях.

Задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес к жизни лекарственных растений.

Читайте также:  Трудишься много ты да пользы в том нет

2. Обобщать знания детей о лекарственных растениях.

3. Закреплять умение выразительно читать стихотворения.

4. Воспитывать доброе, бережное отношение к лекарственным растениям.

Содержание беседы

Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о целебном мире природы. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогут им излечиться и начал изучать эти растения и их свойства. Со временем люди получали все больше и больше знаний о лекарственных растениях и передавали свои знания друг другу из поколения в поколение. Теперь мы уже не так часто пользуемся средствами народной медицины, но узнать о них больше будет очень интересно

Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди»

Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Демонстрация картинки подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

«Подорожник у дороги –

Листики да лопушки.

Применяй меня от боли,

Зажили раны чтоб твои!»

Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

Показ картинки – ромашка.

«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я:

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова).

Рекомендуй меня подружке –

И обе будете здоровы»

Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Физминутка «Распускается одуванчик».

Прямо к солнцу, на восток.

Так прекрасны, так тонки («Растут», тянутся к солнышку).

Золотые лепестки,

И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки).

Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны).

Листик ярок и зелен, (Качают руки).

С ветерком играет он.

Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад).

Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны).

Даже буря не сломает, (Круговые вращения).

Лишь не много помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону).

Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок).

Улыбается, звенит, («Фонарики», повертели ладошками).

Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты).

Береги его, малыш!

А теперь попробуйте отгадать загадки о лекарственных растениях

• Длинноногие сестрички

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок.

(ромашка)

• Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …

(одуванчик)

• Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

(подорожник)

• Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

• Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня.

(крапива)

• Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем

Полезных плодов для аптеки нарвем.

(шиповник)

• Если кашель вас замучил,

Воспаленные началось,

подружись со мной скорее,

Обещаю все пройдет.

(мать-и-мачеха)

• Если случиться тебе простудиться,

Появится кашель поднимется жар,

Придвинь к себе кружку в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар.

(Шиповник)

• Где-то в чаще дремучей, за оградой колючей,

У заветного местечка есть волшебная аптечка,

Там красные таблетки развешаны на ветке.

(Шиповник)

Ребята, шиповник повышает иммунитет, помогает при простудных заболеваниях.

• Листик с глянцем, ягодки с румянцем,

А, сами кусточки – не выше кочки.

(брусника)

Она помогает при жаре, головных болях, плохом аппетите,

• Не пустили в огород, от того она и жжет

(крапива).

Про крапиву говорят, что одна крапива заменяет семерых, врачей. Крапива сон посылает больным, прекращает рвоту, семя крапивное с медом колики лечит надежно, помогает при кашле.

• Белый щит, на тысяче листьев,

Читайте также:  Алтайский букет польза и вред

Расту на бугре, помогу в беде

(тысячелистник)

Он, как и подорожник, людям помогает, раны заживляет, аппетит улучшает, разные болезни снимает.

• Выпускает он листы, широченной широты,

Держатся на стеблях крепких, сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь, на себе их всех найдешь.

(лопух)

Ребята, на лесной опушке растет еще много разных растений, которые вам не известные. Послушайте стихотворение и вы узнаете какие еще растения можно здесь встретить.

На лугу растут ромашка, лютик едкий, клевер, кашка.

Что еще? Гвоздика, смолка.

Колокольчик, хвощ как елка.

А еще? Подорожник, васильки,

Граммофончики – вьюнки,

Еще много разных травок.

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового о лекарственных растениях. Теперь, я уверена, вы сможете применить на практике свои знания. Я надеюсь, вы станете бережнее относиться к природе, ведь теперь вы знаете о пользе, которую нам приносят растения. Теперь придя в лес, вы по-другому сможете взглянуть на него. Я хочу, чтобы вы послушали следующее стихотворение и внимательно отнеслись к его словам.

Ты пришел за помощью к природе

Добрым будь и береги ее.

Ветки не ломай, не трогай.

Помни, нужно много лет,

Чтобы кустик снова мог помочь тебе.

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса,

Простор полей-

Все, что зовется Родиной твоей!

На этом наша беседа заканчивается, спасибо за то что вы так внимательно слушали и активно работали.

Источник

МБОУ «Победовская СОШ» дошкольное отделение п. Победа

Остакова Ольга Андреевна, воспитатель

Конспект СОД в старшей группе по экологическому воспитанию

«Беседа о значении растений в природе и в жизни человека»

Цель

Создать необходимые условия для ознакомления воспитанников ДОУ с растительным миром, а также формировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья детей.

Образовательные задачи

Расширять знания детей о пользе растений, их ценности для человека и экологии в целом.

Учить размышлять.

Понимать необходимость защиты и сохранения растительного мира

Развивающие задачи

Развивать речь, воображение, инициативу.

Обогащать словарь, побуждать задавать вопросы и составлять развернутые ответы-описания, отгадывать загадки.

Развивать усидчивость, умение слушать.

Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к природе, растениям.

Воспитывать радость от совместной игровой деятельности.

Воспитывать любознательность.

Воспитывать любовь к родному краю.

Ход СОД

Вводная часть.

– Дети, природа имеет важное значение в жизни человека. Кроме красоты и хорошего настроения, она дает человеку то, без чего жить нельзя. Давайте с вами поразмышляем, чем растения могут быть полезны в мире, в вашей жизни?

(Ответы детей):

– Украшают жилище!

– Собирают пыль на листьях!

– Лечат!

– Очищают воздух, выделяют кислород!

– Молодцы, вот теперь совершенно понятно, что без растений мы не сможем прожить! Они очень важны для людей! А в целом, для природы растения также имеют немаловажное значение, хотите я вам расскажу? (Ответ детей – ДА!)

– Растения, как вы правильно уже сказали, выделяют кислород, так необходимый для дыхания; защищают поверхность земли от ветров и засухи; смягчают и увлажняют климат; являются пищей для животных и человека; являются строительными материалами; служат для сырья волокон ткани, бумаги (хлопок, лен, древесина); музыкальные инструменты и мебель изготавливают из древесных растений; озеленение жилищ и населенных пунктов, лекарственные препараты.

Ребята, какой же вывод мы сделаем?

(ответы детей о важности растений в природе и жизни людей).

– Растения нам помогают получать полезные вещи!

– Лечат человека от болезни!

– Помогают построить дом!

– Одевают человека!

– Дрова согревают нас!

– Молодцы, я вижу, вы много знаете о растениях! Посмотрите, перед вами две полянки (показываю 1 слайд ). Как можно назвать эту полянку? Почему?

– Полянка красивая и веселая, на ней светит солнышко, растут цветы и деревья, журчит ручеек и в травке много насекомых!

– Правильно, хорошая, «веселая» полянка! А другая полянка какая? (показываю 2 слайд).

– Эта полянка «грустная». Здесь разбросан мусор, цветы сорваны и улетели насекомые и птицы.

– А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы обе полянки были «веселыми» и красивыми (Ответы детей)

Верно, нужно убрать весь мусор, посадить цветы и деревья, и тогда на полянке вновь станет весело, прилетят насекомые, птицы. А как вы себя ведете на природе? (ответы детей).

– Ребята, а теперь послушайте стихотворение:

«Ну, а теперь о самом важном:

Взглянуть на нашу Землю страшно!

Вода мутнеет с каждым днем,

А воздух! Сколько грязи в нем.

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной!

Погибнуть может все живое!

Земля, что сделали с тобою!

Пусть знак беды у нас отметит

Больные точки на планете.»

– Ребята, в опасности не только наши полянки, но и вся наша Планета. На ней много больных мест. Так случилось, потому что люди построили много фабрик, заводов и электростанций. Эти предприятия загрязняют воздух. Выхлопные газы машин тоже загрязняют воздух. Все это попадает и в воду, в почву – отравляет растения, животных и рыб. Наша планета требует помощи, она в опасности! Как вы думаете, люди хотят спасти планету? (Ответы детей) Правильно, конечно хотят, эти люди – экологи.

Практическая часть.

Предложение к воспитанникам поухаживать за растениями в экологической комнате – полить цветы, рыхлить землю, протереть листья растений. Посадить саженец растения «Счастливый бамбук» в горшок самостоятельно. В перспективе – наблюдать за ростом растений.

Читайте также:  Отвар из еловых иголок польза

Физминутка

Воспитатель проговаривает слова, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Представьте, что мы с вами в лесу.

Только мы пришли с вами в лес – налетели комары!

На нас нападают, очень больно кусают!

Комаров прогнали, дальше зашагали!

Вдруг мы видим у куста, птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем, и в гнездо его несем.

На полянку мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться!

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса!

Мы лису обхитрим, на носочках пробежим!

На полянке, возле елок дети заплясали!

Увидали кабана – в обморок упали!

Рефлексия

Воспитатель вместе с детьми делают выводы о том, что нужно беречь природу, красота, которую дает природа – бесценна.

Источник

Конспект беседы c детьми на тему «Путешествия в мир растений (о лекарственных растениях)»

в подготовительной к школе группе

Цели:

1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения в здоровье их организма.

Воспитатель: Лес всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь в лес в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать в лесу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка в лес в любое время года – это источник радости и здоровья.

– Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой.Почему?

– Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с некоторыми лекарственными травами.

– Сначала отгадайте такую загадку: «Мягок, а не пух, зелен, а не трава?»

Ответы детей: (Мох)

– Ну конечно, это мох. Мох в походе вместо ваты. В войну им пользовались партизаны, прикладывали его к ранам, и раны быстро заживали.

На кустиках поляны,

подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

лечил в глуши лесной.

(на прогулке в лесу можно показать детям, как мох словно губка, впитывает влагу).

Легко в лесу найти и гриб-дождевик. Это круглые белые шарики на лугах, полянах. (Показать на картинке детям).

– Это и есть гриб-дождевик. Когда гриб незрелый, его белая прохладная сердцевина может заменить пластырь, она обладает антибактериальными свойствами. А споры зрелого дождевика останавливают кровотечение. Стоит только коричневым споровым порошком посыпать рану, как кровь перестанет течь.

Такими же свойствами обладает подорожник!

Путника друг – подорожник,

скромный, невзрачный листок, –

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.

– Никто не любит лечиться таблетками, ведь они горькие и неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку. Ну, конечно же – это ягоды!

Летом в лесу созревает вкусная ягода черника.   Она помогает при расстройствах желудка, нервной системы, малокровии(показать).

Растет   ягодный   кустарник   очень   медленно,   поэтому собирать ягоды черники нужно осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветви. А эту ягоду вы, конечно, все знаете.

На проталинке лесной

Земляничка под сосной.

Земляничка – невеличка

Хорошо цвела весной.

Солнце грело много дней

Пушистый кустик у камней.

Становилась земляничка

Все пригожей, да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

Е. Трутнева.

Земляника – не только вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Следующая душистая и сладкая ягода, которую очень приятно съесть не только больному, но и здоровому человеку, – это лесная малина. Любят ее и лесные животные – насекомые, птицы, звери. Малина хорошо помогает при простуде.

– Многие растения – настоящие кладовые витаминов. Их употребление в пищу быстро восстанавливает силы человека. Это одуванчик. Из его листьев делают салат. Крапиву используют для салатов и супов. Много витамина С содержат плоды шиповника. А ягоды этого растения помогают людям, у которых больное сердце. «Белые горошинки на зеленой ножке» – так говорится о нем в загадках. Конечно – это ландыш. Из-за красоты своих душистых, белоснежных   цветов,   ландыша   с   каждым   годом становится все меньше, поэтому собирать их в букеты не надо.

А вот еще один рецепт:

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Так говорится об отваре из ромашки аптечной.

И так   можно   рассказывать   дальше   о   лекарственных травах: ведь их в природе очень много – в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.

Кроме бесед можно проводить небольшие игры.

1. «Путешествие в лесную больницу».

2. Дидактическая игра «Угадай-ка».

3. «Поляна здоровья»

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться,

Находить в лесу растенья,

Те, что для людей полезны, –

И отступят все болезни

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА : https://nsportal.ru/maksudova-lyudmila-nikolaevna

Источник