Какую пользу приносят птицы для старшей группы
Конспект НОД по познавательному развитию «Чем полезны птицы» старшая группа.
Цель: формировать знания о полезности птиц в природе и для человека.
Задачи:
- Образовательная:
- Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность;
- Закрепить знания о перелетных птицах;
- Расширят словарь детей;
- Развивающие:
- Развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
- Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал: презентация, картинки, картина «Грачи прилетели»;
Предварительная работа:
- Чтение В. Бианки «Грачи открыли весну»;
- Беседа «Чем полезны птицы»;
- Рассматривание картины «Граи прилетели»
Ход:
Вводная часть:
Ребята, какое сейчас время года? Что происходит весной? Правильно, прилетают птицы, а как называют птиц, которые на зиму улетают на юг? Молодцы, перелетные, а птиц, которые остаются на зиму как называют? Умницы, зимующие. А перечислите мне перелетных птиц (жаворонок, утка, грач, журавли, кукушка, ласточка, лебедь, скворец, соловей, цапли). А скажите мне, почему птицы улетают на юг? (Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное – голод). Сейчас мы поиграем в игру «Найди лишнего» внимательно посмотрите на картинки, хорошо подумайте и назовите, кто здесь лишний, и объясните, почему.
Основная часть:
А вы знаете, чем полезны птицы для природы? Как вы думаете? В среду вы с Татьяной Александровной об этом говорили.
Птицы играют большую роль в пищевой цепи. Скажите, кто питается птицами?
Все насекомоядные птицы считаются полезными, так как они едят насекомых, которые поедают растения в огороде, дома и тем самым спасают труды садоводов и огородников. Многие птицы, обитающие рядом с жильем человека, исполняют роль санитаров. Они истребляют мух, разносящих возбудителей различных заболеваний. К числу этих птиц относятся, прежде всего, мухоловки и ласточки. Мухоловки, кроме мух, уничтожают малярийных комаров и многих других мелких насекомых. Ласточка за лето поедает около миллиона всевозможных мошек. К этой же категории птиц относятся чайки, зимородки. Поедая преимущественно больную и снулую рыбу, они оберегают водоемы от загрязнения и заражения. Розовый скворец – большой любитель вредной саранчи. Соловей умеет не только великолепно петь, он ещё и «служит санитаром» леса. Соловей очищает наши леса, сады, луга от слизней, различных мелких жучков, личинок, куколок, тлей. Важно и то, что многие птицы — серые куропатки, перепелки, жаворонки, овсянки, голуби — истребляют семена сорняков, помогают человеку бороться за чистоту полей. Полезны для человека и хищные птицы, во множестве поедающие мелких грызунов – вредителей полевых растений и распространителей многих инфекционных заболеваний (например, чумы, желтухи).
Давайте сейчас встанем и разомнемся.
Физкультминутка Перелетные птицы
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Помет птиц служит хорошим удобрением для сада и огорода. А ну-ка вспомните чем раньше писали? Правильно, перьями, а как вы думаете перья каких птиц использовали? (ястреба, пеликана, лебедя, ворона, утки, гуся). Также перья птиц используют для набивания подушек, одеял, матрасов. Велико значение птиц в распространении семян. Склевывая сочные плоды рябины, бузины, брусники, черемухи, черники и многих других растений, они перелетают с места на место и выбрасывают вместе с пометом неповрежденные семена. Именно благодаря деятельности птиц тяжелые плоды дуба – желуди – оказываются вдали от дерева, на котором они выросли. Сойки и другие птицы, питающиеся желудями, уносят их на большое расстояние и часто теряют. Некоторые птицы опыляют цветы, а вы знаете хоть одну такую птичку? (колибри, нектарницы,).
Заключительная часть:
Давайте повторим, чем полезны птицы для природы и для человека.
В природе:
1. Ограничивают рост растений.
2. Птицы – одно из важных компонентов живой природы.
3. Их роль в круговороте веществ велика.
4. Содействует опылению цветковых растений.
5. Способствует распространению плодов и семян, а следовательно, и расселению растений.
6. Являются санитарами планеты – истребляют больных и ослабленных животных
7. Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов)
8. Служат кормами для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих).
Для человека:
1. Ограничивают численность насекомых-вредитилей и мышевид-ных грызунов (насекомоядные и хищные птицы).
2. Привлечение птиц к реализации биологического способа защиты культурных растений.
3. Промысловые и домашние птицы – поставщики мяса, пуха, яиц.
4. Птичий помет – ценное органическое удобрение.
Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что вы узнали о полезности птиц для природы и человека? Каких новых птиц вы сегодня увидели? Молодцы, как вы внимательно меня слушали и все запомнили!
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы»
Программные задачи: Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
-доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
-активизировать словарь по теме: орнитология, символ;
-развивать речевую активность;-развивать логическое мышление, внимание и память. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Раздаточный материал: Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.
Ход занятия:1. Вступительная часть
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц!
2. Закрепление знаний о видах птиц
Воспитатель:Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?
Дети:Перелётные и зимующие.
Воспитатель:Почему птицы улетают на юг?
Дети:Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное – голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.
Воспитатель:Каких представителей перелётных птиц вы знаете?
Дети:Перелётные – утки, журавли, ласточки.
Воспитатель:Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Дети:Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.
Воспитатель:Вот послушайте стихотворение на эту тему:
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Воспитатель:Каких представителей зимующих птиц вы знаете?
Дети:Зимующие – дятел, синица, воробей.
Воспитатель:Как человек заботится о птицах с приходом весны?
Дети:Строит и развешивает скворечники.
Воспитатель:Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрьавот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?Дети
Воспитатель:Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко. Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?
Дети:
Морские – живут у моря,ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;
Водоплавающие – живут у водоёмов,ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу,человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят,а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие –отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные –употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах,отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.
Воспитатель:Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! В нашем музее есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.
3. Игра «Четвёртый лишний»
Ласточка, павлин, воробей, журавль.
(Павлин – обитатель жарких стран).
Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).
Аист, фламинго, страус, альбатрос.
(Альбатрос – птица с короткими ногами).
Грач скворец, ласточка, индюк.
(Индюк – домашняя птица).
Сойка, фазан, гусь, сова.
(Гусь – водоплавающая птица).
Сова, утка, голубь, сойка.
(Сова – ночная птица).
4. Сравнение птиц по разным признакам
Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?
Дети:У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.
Воспитатель:Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).
Воспитатель:Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»
Дети:У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.
Воспитатель:Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?
Дети:Нет.
Воспитатель:Что ещё у птиц разного? Посмотрите на замечательную коллекцию в нашем музее.
Дети:У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.
Воспитатель:А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).
Опыт: жир отталкивает воду Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?Дети
Воспитатель:Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода». Давайте посмотрим на коллекцию нашего музея, что ещё отличает птиц друг от друга?
Дети:Разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета.
Воспитатель:Как называются дети птиц (Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец?Дети:Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы.
Воспитатель:Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.
5. Игра «У кого кто?»
А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»
Грач-грачата,
Дрозд – дроздята,
Стриж-стрижата,
Журавль-журавлята,
Кукушка-кукушата,
Ласточка-ласточата.
6. Просмотр слайд-презентации
А ещё у птиц разные голоса. Я предлагаю вам посмотреть и послушать.
(Просмотр презентации «Кто как поёт»).
7. Игра-перевоплащение
Воспитатель:Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать.
Воспитатель: Птицы строят свои дома. Как называется домик птицы? (гнездо) А все ли гнёзда одинаковы? Давайте посмотрим на макет в нашем музее. Чьи гнёзда вы там видите?
Дети:Утки, ласточки, чайки,клеста.
8. Игра «Чей дом?»
В нашем музее есть ещё одна интересная игра для вас – «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.
9. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц
Воспитатель:Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?
Дети:(Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.
10. Рассматривание видов перьев
Воспитатель:Верно. Для чего нужны перья птице? Чем пёрышки отличаются друг от друга? Посмотрите на коллекцию в нашем музее.
Дети:Есть перья маховые, помогают птице лететь, расположены на крыльях и хвосте. Есть перья пуховые, служат для сохранения температуры тела.
11. Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель:Молодцы. А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.
Воспитатель:Как человек использует птиц в своей жизни?
Дети:Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.
Воспитатель:Какую пользу приносят птицы в природе?
Дети:Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.
Воспитатель:А какой вред?
Дети:Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.
Воспитатель:Кого можно назвать врагами птиц?
Дети:Диких животных, хищных птиц.
Викторина
Воспитатель:Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
Воспитатель:
Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.
Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?
Дети:Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.
Итог занятия:
Воспитатель:Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?
Дети:Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.
Воспитатель:Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы
Наталья Вагнер
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы»
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Птицы»
Программные задачи: Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
-доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
-активизировать словарь по теме: орнитология, символ;
-развивать речевую активность;-развивать логическое мышление, внимание и память. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Раздаточный материал: Листы бумаги, стаканы с водой, пипетки, кусочки жира, салфетки на каждого ребёнка.
Ход занятия:1. Вступительная часть
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц!
2. Закрепление знаний о видах птиц
Воспитатель:Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?
Дети:Перелётные и зимующие.
Воспитатель:Почему птицы улетают на юг?
Дети:Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное – голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.
Воспитатель:Каких представителей перелётных птиц вы знаете?
Дети:Перелётные – утки, журавли, ласточки.
Воспитатель:Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Дети:Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.
Воспитатель:Вот послушайте стихотворение на эту тему:
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Воспитатель:Каких представителей зимующих птиц вы знаете?
Дети:Зимующие – дятел, синица, воробей.
Воспитатель:Как человек заботится о птицах с приходом весны?
Дети:Строит и развешивает скворечники.
Воспитатель:Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрьавот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?Дети
Воспитатель:Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко. Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?
Дети:
Морские – живут у моря,ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;
Водоплавающие – живут у водоёмов,ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу,человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят,а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие –отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные –употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах,отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.
Воспитатель:Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! В нашем музее есть для вас интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.
3. Игра «Четвёртый лишний»
Ласточка, павлин, воробей, журавль.
(Павлин – обитатель жарких стран).
Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).
Аист, фламинго, страус, альбатрос.
(Альбатрос – птица с короткими ногами).
Грач скворец, ласточка, индюк.
(Индюк – домашняя птица).
Сойка, фазан, гусь, сова.
(Гусь – водоплавающая птица).
Сова, утка, голубь, сойка.
(Сова – ночная птица).
4. Сравнение птиц по разным признакам
Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?
Дети:У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.
Воспитатель:Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).
Воспитатель:Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»
Дети:У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.
Воспитатель:Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?
Дети:Нет.
Воспитатель:Что ещё у птиц разного? Посмотрите на замечательную коллекцию в нашем музее.
Дети:У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.
Воспитатель:А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).
Опыт: жир отталкивает воду Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?Дети
Воспитатель:Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода». Давайте посмотрим на коллекцию нашего музея, что ещё отличает птиц друг от друга?
Дети:Разные яйца. Большие и маленькие. Разного цвета.
Воспитатель:Как называются дети птиц (Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец?Дети:Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы.
Воспитатель:Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.
5. Игра «У кого кто?»
А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»
Грач-грачата,
Дрозд – дроздята,
Стриж-стрижата,
Журавль-журавлята,
Кукушка-кукушата,
Ласточка-ласточата.
6. Просмотр слайд-презентации
А ещё у птиц разные голоса. Я предлагаю вам посмотреть и послушать.
(Просмотр презентации «Кто как поёт»).
7. Игра-перевоплащение
Воспитатель:Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать.
Воспитатель: Птицы строят свои дома. Как называется домик птицы? (гнездо) А все ли гнёзда одинаковы? Давайте посмотрим на макет в нашем музее. Чьи гнёзда вы там видите?
Дети:Утки, ласточки, чайки,клеста.
8. Игра «Чей дом?»
В нашем музее есть ещё одна интересная игра для вас – «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.
9. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц
Воспитатель:Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?
Дети:(Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.
10. Рассматривание видов перьев
Воспитатель:Верно. Для чего нужны перья птице? Чем пёрышки отличаются друг от друга? Посмотрите на коллекцию в нашем музее.
Дети:Есть перья маховые, помогают птице лететь, расположены на крыльях и хвосте. Есть перья пуховые, служат для сохранения температуры тела.
11. Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель:Молодцы. А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.
Воспитатель:Как человек использует птиц в своей жизни?
Дети:Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.
Воспитатель:Какую пользу приносят птицы в природе?
Дети:Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.
Воспитатель:А какой вред?
Дети:Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.
Воспитатель:Кого можно назвать врагами птиц?
Дети:Диких животных, хищных птиц.
Викторина
Воспитатель:Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
Воспитатель:
Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.
Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?
Дети:Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.
Итог занятия:
Воспитатель:Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?
Дети:Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.
Воспитатель:Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы