Какую пользу приносят природе животные почвы 3 класс
Краевое государственное бюджетное профессиональное
Образовательное учреждение
«Барнаульский государственный педагогический колледж»
План-конспект урока по окружающему миру
Тема: «Обитатели почвы»
Выполнила студентка 174 группы
Шевцова Вера Сергеевна
Учитель: Батакова Ольга Дмитриевна______
Методист: Рахманова Ольга Борисовна______
Барнаул 2019
Тема: «Обитатели почвы»
Класс: 3 «б»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: создать условия для знакомства обучающихся с обитателями почвы.
Задачи:
Образовательная:
формировать представления о круговороте органических и минеральных веществ в почве;
научить распознавать обитателей почвы, объяснять круговорот органических и минеральных веществ в почве;
продолжить формировать у учащихся умения работать с текстом.
Развивающая:
развивать психические процессы: память, внимание, воображение, восприятие и мышление;
развивать речь.
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к почве и её обитателям;
воспитывать интерес к предмету «Окружающий мир».
Оборудование: презентация, проектор, доска, учебник (УМК «Гармония», 3 класс, стр. 115-117), Тетрадь на Печатной Основе (УМК «Гармония», 3 класс, стр. 42-43).
Ход урока:
Здравствуйте, меня зовут Вера Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Садитесь.
Проверьте готовность к занятию. На парте должно быть: учебник, ТПО, рабочая тетрадь, пенал.
Садимся как ученики, спинки прямо.
Каким бы вы хотели видеть наш урок?
Какие качества нам нужны, чтобы наш урок получился таким?
Верно, я думаю вы обладаете этими качествами и у нас получится такой урок.
– Здравствуйте
-интересным, творческим
-активность, внимательность…
2. Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
Какую тему вы проходили на прошлом уроке?
Проверим, хорошо ли вы поняли эту тему.
Что такое «почва»?
Что такое «гумус»?
Что можно сказать о толщине слоя почвы?
Назовите самую богатую перегноем почву?
Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.
Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов.
Индивидуальная работа по кластеру:
Возьмите кластер, как вы думаете, что нужно сделать?
Задание: написать в места пропусков то, из чего состоит почва. Если вы затрудняетесь, то поднимите руку, я подойду.
Проверка на слайде.
Образование почвы на земле началось с появления живых существ. С тех пор в течении миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 сантиметров.
– почва,
– верхний плодородный слой земли
– смесь сложных органических веществ (перегной)
– она бывает разной (на равнинах около полутора метров, а горные почвы могут составлять десятки сантиметров, на каменистых склонах гор почвенный слой может отсутствовать.
– чернозём
– микробы
– соли
– заполнить кластер
3. Выход на тему. Целеполагание
Схема-опора «Кто участвует в образовании почвы» (растения, лишайники, микроорганизмы).
Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя.
Кто еще обитает в почве?
Скажите, а эти животные приносят пользу или вред почве? Свой ответ докажите.
У нас возникла проблемная ситуация. В чем она заключается?
Сегодня на уроке мы разрешим эту проблему.
Как по-другому мы можем назвать животных, которые обитают в почве?
Значит, какая тема урока будет?
Какую цель поставим?
Что или кто нам поможет в достижении этой цели?
– грызуны, насекомые, черви, многоножки, кроты
– затруднение
– не знаем, приносят ли пользу животные почве
– при затруднении подскажу: обитатели почвы
– «Обитатели почвы»
– узнать, какие есть обитатели почвы, приносят ли они пользу почве.
– учитель, товарищ, учебник, ТПО, я.
4. Планирование
Что нам нужно составить, чтобы мы могли поэтапно достигать нашу цель?
Расположите план в правильной последовательности:
Оценить свою деятельность
Узнать, приносят они пользу или вред
Закрепить новые знания
Познакомиться с обитателями почвы.
– план
Познакомиться с обитателями почвы.
Узнать, приносят они пользу или вред
Закрепить новые знания
Оценить свою деятельность
5. Реализация плана
Приступим к выполнению первого пункта плана.
Вы уже называли некоторых обитателей почвы, но, чтобы узнать всех, нужно выполнить задание 47 в ТПО на странице 43.
Разгадывание кроссворда (ТПО страница 43, задание №47)
Как можно обнаружить, что в почве живут кроты и мыши?
Чем обитатели почвы отличаются от других животных?
Итак, поднимите руку, кто узнал обитателей почвы?
Значит, переходим ко второму пункту плана. Как он звучит?
Возьмите таблички в руки. Тут перечислены все обитатели почвы, сейчас мы будем узнавать, приносят они пользу или вред почве. Если из текста сказано, что обитатель почвы приносит пользу, то ставим в столбик «Польза» – «+», если вред, то в столбик «Вред» – «+»
Первое выполним вместе.
Польза
Вред
Жук
Ящерица
Крот
Растения
Пчела
Бактерии
Паук
Птицы
Червь
Муравей
Мышь
Посмотрите на слайд.
Картинка, название и краткая характеристика обитателей почвы.
Жук
Зимуют жуки в щелях построек, под опавшими листьями, в сухой траве и других местах. Рано весной, после перезимовки они выходят из своих убежищ, выползают на деревья и начинают поедать вредителей. В благоприятные годы жуки быстро размножаются и съедают не только тлей, но и других мелких вредителей.
Каких жуков вы знаете?
Итак, какой вывод можно сделать?
Далее каждый заполняет табличку самостоятельно.
Ящерица
По количеству истребляемых вредителей ящерицы приближаются к птицам. Польза от этих ящериц на даче в том, что они питаются различными слизнями, гусеницами, личинками.
С целью привлечения на приусадебный участок ящериц устраивают небольшие декоративные песочницы.
Крот
Кроты питаются вредными для огорода насекомыми и их личинками. При передвижении под землей, кроты рыхлят почву. Благодаря этому, почва насыщается кислородом, улучшается ее состав. Но также, портится ландшафт, перемешивают нижние слои почвы (малоплодородные) с верхними (плодородными), что плохо сказывается на питательных свойствах почвы для растений. Они могут грызть корни растений и клубни, которые им мешают перемещаться.
Растения
Красавец-люпин очарует каждого, и мало кто догадается, что это не просто украшение, но и серьезный работник дачи. Сначала люпин размягчает почву своими корешками, а потом и сам служит биологически ценным удобрением после перепахивания.
Фенхель обыкновенный или укроп
Привлекает полезных насекомых-хищников, которые в свою очередь уничтожают мелких личинок и гусениц.
Пчела
Трудно переоценить заслуги этого насекомого. Они выполняют большую часть работы по опылению растений. Без этих маленьких трудолюбивых насекомых невозможно получить хороший урожай – без опыления большинство растений вообще не плодоносят!
Бактерии
Создавая необходимые условия для деятельности полезных микроорганизмов, земледелец существенно улучшает состояние растений и повышает их урожайность.
Паук
Расставив сети, они не поджидают жертву, а активно разыскивают ее. И пищей им служат гусеницы и личинки различных насекомых. Поэтому пауков в саду следует всячески оберегать. Наблюдения показывают, что добычей паучьей сети паука-крестовика становится до 80% крылатой тли. Один паук-крестовик за год уничтожает около 2 кг насекомых.
Птицы
Маленькие певчие птицы — соловьи, мухоловки, трясогузки, ласточки, стрижи, синицы и многие другие — весной и летом от зари до зари охотятся за насекомыми, уничтожают мириады (бесчисленное множество)шестиногих вредителей, причем нередко в таких местах, где человеку это бывает не под силу.
Червь
Посмотрите видео и определите приносит червь вред или пользу почве (просмотр видео 3 мин).
Муравей
Муравьи – это санитары. Они строят себе дома в почве и над ней и приносят большую пользу. Многочисленные ходы муравьев делают почву более рыхлой, а это улучшает условия дыхания для корней растений.
Мышь
Землеройка – только их название говорит о том, что это разновидность мышей, которые роют землю. Поскольку питаются землеройки исключительно насекомыми и их личинками, другими мелкими беспозвоночными и крайне редко – семенами растений, то приносят огромную пользу, имея практическое значение для сельского хозяйства. В день съедает столько насекомых, улиток и гусениц, сколько весит сама.
Ребята, сделайте вывод по таблице.
Вывод: Нам нужно привлечь этих помощников на наши участки, создав соответствующие условия для их жизни. Они же в свою очередь отблагодарят тем, что будут ежедневно и добровольно контролировать численность вредных насекомых.
В результате установится равновесие между вредителями и полезными животными на наших участках, и вся биосистема наших участков станет здоровой. Растения перестанут болеть и будут одаривать нас щедрым урожаем.
Итак, выполнили второй пункт плана?
Какой следующий?
Чтобы закрепить знания обратимся к учебнику, но перед этим проведем физминутку.
Сколько ящериц зеленых,
Столько сделаем наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько пауков у нас.
Выполним прыжки мы столько раз,
Сколько кротиков у нас.
И хлопнем столько раз,
Сколько пчел у нас!
Работа с учебником (страница 115-117).
Итак, пальчики поставили на начало, я начинаю читать, в любой момент останавливаюсь, и вы должны будете продолжить чтение.
В почве на разной глубине обитают грызуны, насекомые, черви, многоножки и другие животные. Одни из них живут постоянно в почве, другие только прячутся в ней от врагов и холода, третьи откладывают в почву яйца для размножения.
Далее читают дети.
Какова роль почвы в жизни растений и животных?
Как взаимодействуют растений и животные почвы?
Каких почвенных животных тебе приходилось наблюдать? Можно ли крота увидеть днём?
Как улучшают плодородие почвы разные живые существа?
Почему надо обязательно мыть руки после того, как поработал с почвой?
Какие животные живут на разных глубинах почвы?
Какие живые организмы, обитающие в почве, опасны для человека?
Какие правила безопасности нужно соблюдать, работая с почвой?
Какие животные рыхлят почву и помогают проникнуть в неё воздуху?
Жук
Ящерица
Крот
Растения
Пчела
Бактерии
Паук
Ласточка
Червь
Муравей
Мышь
– узнать, приносят они пользу или вред почве
– Жуки приносят пользу
Польза
Вред
Жук
+
Ящерица
+
Крот
+
+
Растения
+
Пчела
+
Бактерии
+
Паук
+
Птицы
+
Червь
+
Муравей
+
Мышь
+
– большинство обитателей почвы приносят пользу.
– да
– закрепить знания
– Дерево дает пищу (отмирающие листья и веточки) живущим в почве организмам. Они, в свою очередь, перерабатывают растительные и животные остатки, создавая в почве перегной и минеральные вещества, а дерево вновь их забирает из почвы с помощью воды, в которой они растворяются.
– муравья можно увидеть.
– в почве есть микробы.
6. Подведение итогов
Наш урок подходит к концу. Какая проблема была в начале урока?
Разрешили ее?
Какую цель ставили?
Добились ее?
Все пункты плана выполнили?
– нет, не оценили свою работу на уроке.
7. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке смайликом.
Нарисуйте тот смайлик, который подходит вам.
БОУ г. Омска “СОШ №162”
Учитель Анцибарова Е.В.
Тема урока: «Как образуется почва».
УМК «Перспективная начальная школа».
Формирование УУД на данном уроке:
Познавательные
Общеучебные универсальные действия
1.Обучение работе с разными видами информации :
а) формирование умения извлекать по заданию учителя необходимую информацию из
дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить
доклады и обсуждать полученные сведения;
б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы .
2. Оценка достоверности получаемой информации .
3. Умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
Универсальные логические действия
1) Подведение под понятие.
2) Установление причинно-следственных связей: обнаруживать и приводить примеры
взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы.
Коммуникативные
Коммуникация как кооперация (задания, требующие распределения работы с соседом по
парте).
Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет
позиции собеседника.
Регулятивные
Самоконтроль процесса и результатов деятельности
Оборудование и наглядные пособия:
1. Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов «Окружающий мир» 3
класс (часть 2).
2. Хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» 3 класс.
3. Тетрадь для самостоятельной работы №2.
Ход урока.
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
– Нарисуйте свое настроение в начале урока (у каждого рисунок солнышка, надо раскрасить).
2. Этап актуализации знаний.
Цель: проверить знания по разделу «Тайны недр Земли».
А) Индивидуальная работа на интерактивной доске.
– Пока мы будем писать графический диктант, один человек ответит на вопросы по изученной теме.
(Ученик работает на ИД: соединяет ответы с вопросами)
1. Какая горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата? Она бывает серого или темно-красного цвета. (Гранит)
2. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины? Оно хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета.
(Нефть).
3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть. (Каменный уголь)
4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. (Железная руда)
5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. (Песок)
6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из негоизготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. (Глина)
7. Какое полезное ископаемое образуется на болотах из отмерших растений? (Торф)
8. Какое полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков? (Известняк)
9. Какое полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является
ценным топливом? (Природный газ)
Б) «Графический диктант»( «да» +, «нет»-)
-Правда ли, что
1) не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород? (+);
2) горные породы не всегда твердые, бывают жидкие и газообразные? (+);
3) гранит— осадочная горная порода?(-);
4) базальт— магматическая горная порода, а каменный уголь — осадочная горная
порода?(+);
5) в состав гранита входит три минерала?(+);
6) торф образовался из раковин морских животных?(-);
7) нефть, каменный уголь, природный газ — это горючие полезные ископаемые? (+);
8) мрамор, песок, гранит относятся к строительным полезным ископаемым? (+);
9) из руд цветных металлов человек выплавляет железо, чугун, а из руд черных металлов—
алюминий, медь? (-);
10) запасы полезных ископаемых на Земле неограниченны? (-).
– Посмотрите, на доске правильный вариант ответов.
(+ + – + + – + + – -)
– Сделайте самопроверку и оцените себя по критериям:
«5» – без ошибок;
«4» – 1-2 ошибки;
«3» – 3-4 ошибки;
«2» – 5 и более ошибок.
– Посмотрите на работу одноклассника, работавшего у ИД, оцените. (Ученики с помощью
сигнальных карточек оценивают, сопровождая комментариями.)
Вывод: изучив разнообразие минералов, полезных ископаемых и их практического
использования человеком, можно начать изучение новой темы.
2. Этап выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения.
А) Определение темы и целей урока.
-Отгадайте загадку:
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Земля)
– Земля! Какое это емкое слово! У слова “земля” есть несколько значений. А какие это значения, будет выяснять у доски одна из групп: в интернете найти значение этого слова и в
картинках оформить на ИД. ( Планета, суша, страна)
– А еще одна группа будет работать с Толковым словарем, искать значение слова «земля».
-Поверяем : смотрим на картинки, найденные первой группой, слушаем определение из
словаря, и дополняем из интернета.
– Как из учебника узнать тему урока? (открыть оглавление учебника)
– Прочитайте название нового раздела и первой темы в нем. (Почва. Как образуется почва.)
(слайд 4)
– О какой земле будем говорить? (Почве)
-Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково
зовем мы нашу родную землю.
– Какую цель поставим? (учащиеся самостоятельно формулируют цель: узнать, что такое
почва и как она образуется)
Б) Самостоятельная работа.
– Прочитайте первые четыре абзаца нового параграфа. Есть ли в них новые для тебя
сведения? Какие? ( Дети читают самостоятельно первые четыре абзаца нового параграфа и
высказываются в группах, по цепочке. Их задача — выделить в тексте новые сведения.)
– Чем новым можете поделиться? (Высказывания учащихся.)
В) Беседа.
Наш урок посвящен почве и её образованию.
– О! Это особая тема! Почва – вечная кормилица. Не зря у русского народа есть много
пословиц, поговорок, загадок. Вот одна из них – «Никого не родила, а все матушкой зовут».
О ком, если не о земле (почве) можно так ласково сказать!
4
И высокое дерево, и маленькая травинка укрепились своими корнями в земле, вернее в её
верхнем слое, который называется …(почвой).
– Сформулируйте правильное определение и оформите на ИД. ( Почва— это самый верхний слой земли, на котором растут растения).
(слайд 6) А как же образовалась почва? Основа образования почвы – горные породы Земли.
Дно водоёмов, равнины, горы сложены из горных пород, которые в течение миллионов лет
разрушались под воздействием солнечного тепла, воды, воздуха и живых организмов.
Мельчайшие частицы горных пород скапливаются в трещинах скал, скатываются вместе с
потоками воды в низкие места. В трещины легко проникают вода, воздух, бактерии, мелкие
животные и семена растений. В результате на камнях прорастают пучки трав, мелкие
кустарники и даже деревья. Корни растений продолжают расширять трещины, разрушая
породы. Проходят годы, образование почвы – процесс очень длительный. Через тысячу лет у
подножия скал из остатков растений образуется почва. Это верхний плодородный слой земли
толщиной до 2 см. На мягком вулканическом пепле этот процесс происходит быстро, всего
за 50-60 лет. Животные принимают участие в образовании почвы. Они рыхлят породу,
смешивают её с полусгнившими корнями растений, а когда гибнут, сами становятся её
частицами.
Вывод: итак, образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием всех компонентов природы: солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов. Только все части природы, действуя друг на друга, образуют почву. Нет горных пород и живых организмов – не будет и почвы. Нет воды и воздуха – почва не
образуется.
Давайте вспомним прогулку в осенний лес.
Г) Работа в группах.
– На основе своих наблюдений докажите, что почва связывает в единое целое неживую и
живую природу? (Учащиеся обсуждают в группах вопрос и по одному высказыванию от
группы)
Д) Рассказ учителя.
Сухие листья, хвоинки, травы, веточки деревьев падают на землю и скапливаются в самом
верхнем её слое. Под опавшими листьями и ветками находятся песок и глина, мелкие
камешки, останки животных и растений, перегной, а это относится к неживой природе. Всё
это скоплено корнями растений, ведь каждое растение берёт из почвы питательные вещества.
В почве всегда присутствуют бактерии, грибы, мелкие животные, а это относится к живой
природе. Кто берёт из почвы питательные вещества, мы знаем. А кто же их вновь пополняет?
Ведь если запасы не пополнять, то почва быстро оскудеет. Животные почвы прокладывают в
ней ходы, куда попадает вода и воздух, они перемешивают почву, измельчают остатки
растений, а бактерии, которые всегда живут в почве, превращают эти остатки в перегной.
Листья и травы разлагаются в почве сравнительно быстро. Всего через полгода они
превращаются в прекрасные удобрения. Таким образом, питательные вещества постоянно
возвращаются в почву и вновь расходуются растениями. Происходит почвенный круговорот. Почва связывает в единое целое неживую и живую природу.
– Почва – часть природы, в которой проявляется единство живой и неживой природы.
Е) Работа парами « с соседом по плечу».
– Рассмотрите рисунок в учебнике. Назови соседу животных, которых можно увидеть в почве. А он пусть расскажет тебе, каких из этих животных он видел в природе.
5
Ж) Беседа.
Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей,
многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и
холода, третьи откладывают яйца размножения.
В лесной подстилке замерла божья коровка, что-то перетаскивают в свои подземные жилища муравьи, кроты и дождевые черви проводят в почве всю свою жизнь.
Самые большие труженики из червей — дождевые черви. Они приносят большую
пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они
питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются
удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к
корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее
полезными для растений солями. Ученые установили, что дождевые черви — одни из
главных почвообразователей.
А вот земляной шмель только зимует.
Лягушки и улитки прячутся в почве от дневной жары,
а майские жуки откладывают яйца, из которых появляются их потомства.
Жуки проникают в почву на глубину до 2 метров, муравьи – до 3 метров. Кроты – до 5
метров, а дождевые черви – до 8 метров.
Кроты приносят очень большую пользу почве, прокладывая глубокие ходы, кроты
выбрасывают землю на поверхность, а эта земля в полтора раз богаче кальцием, магнием,
железом и другими питательными веществами.
Учёные подсчитали, что в березовом лесу кроты поднимают из глубины на поверхность
такой обогащённой земли до 10 тонн на гектар. Получается, что большую часть берёзового
леса удобряют кроты. А ещё в небольших кучках в земле, кротовинах, скапливается вода,
которая увлажняет почву.
– Чем же питаются животные почвы? (Высказывания учащихся)
Они питаются остатками живых организмов, корнями растений и другими мелкими
животными. Корни одуванчиков грызут личинки майских жуков, а личинками любят
лакомиться кроты. Крот, наевшись, отправляется спать, и спит часа 4, проснувшись, он
немедленно отправляется искать себе пищу. Делая глубокие ходы, крот постоянно
натыкается на вредных насекомых и их личинок. За сутки крот съедает столько, сколько
весит сам и даже больше. Голодать крот не может, 17-18 часов без еды для него губительны.
Вот поэтому зимой кроты не могут залечь в спячку.
– Между растениями и животными почвы существует пищевая зависимость.
– Посмотрите на картинки ИД, составьте цепь питания. (корень одуванчика –
личинка – крот).
Не будет одуванчика – погибнут личинки, не будут личинок – будут голодать кроты.
Поэтому ученые считают, что все живые организмы связаны между собой цепями питания.
Пищевая цепь показывает, кто кого ест.
– Расставьте на ИД стрелочки зависимости.(Ученики чертят стрелки от крота.)
– Посмотрите на определение и помогите его дополнить.
Между обитателями почвы существую очень много цепей питания, но в каждой такой цепи,
первое звено – это растение. Ведь только оно способно на свету образовывать питательные
вещества из углекислого газа и воды с растворёнными в ней минеральными солями. Второе
звено – растительноядные животные, третье звено – хищные и всеядные животные. Когда
хищные или всеядные животные погибают, то их останки становятся пищей для бактерий и
других мелких животных.
Динамический момент (групповой метод работы, позволяющий развивать
коммуникативное сотрудничество, в условиях учебной деятельности. По «Сингапурскому проекту» дети под музыку будут играть в игру «MIX»- «Найди пару»: отгадывают загадки)
Приложение 2.
3. Этап первичного закрепления знаний.
А) – Обратимся к полученным на уроке знаниям.
Работа в группах. (Тренажёр к уроку) .
– Сейчас вы обсудите в группах выбор правильных ответов, выберите правильный, а потом мы проверим ваш выбор.
Каким образом животные принимают участие в образовании почвы?
Шаг1 .Что делают животные с землёй?
1. Никакого отношения животные не имеют к образованию почвы .
2. Рыхлят породу, смешивают её с полусгнившими корнями растений.
3. Откладывают запасы пищи .
Шаг 2. Когда эти животные гибнут, то:
1. Сами становятся частицами почвы.
2. Их останки превращаются в горные породы .
3. Их уносит потоками воды.
Связывает ли почва в единое целое живую и неживую природу?
Шаг 1. Как пополняются запасы почвы?
1. Животные почвы прокладывают ходы, куда попадает вода и воздух, они
перемешивают почву, измельчают остатки растений.
2. Их восстанавливают животные .
3. Сами восстанавливаются .
Шаг 2. Какая роль бактерий?
1. Прокладывают ходы для перемешивания почвы.
2. Они не принимают участия в пополнении запасов почвы .
3. Превращают остатки растений в перегной.
Почему кроты приносят пользу почве?
Шаг 1. Копая глубокие ходы, кроты:
1. Прячутся от дневной жары.
2. Закапывают запасы еды.
3. Выбрасывают на поверхность землю .
Шаг 2. Чем ценна выброшенная земля?
1. Она богата кальцием, магнием, железом и другими питательными веществами.
2. В этой земле содержатся вредные насекомые.
3. Она богата на алмазы.
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой.
Работа в ТПО.
– Откройте ТПО на странице 10. Рассмотрите рисунок слоёв земли. Обратите внимание на
слой почвы. В нем на разной глубине находятся корни растений.
Закрась коричневым цветом слой почвы, голубым – подземные воды, а желтым – слой
горных пород.
– Поменяйтесь тетрадями с соседом «по лицу», сделайте взаимопроверку.
7
6. Этап включения в систему знаний и повторения.
А)
Сказала лопата:
Земля – чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля – чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля – чтобы жить. А. Тетивкин
– Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве)
– Сегодня на уроке вы узнали о том, что почва – это единство живой и неживой природы, как
образуется почва, и какие существуют цепи питания.
– Проверить полученные знания на уроке вы сможите с помощью теста.
Тест к уроку: «Как образуется почва»
Вопрос №1
Что грызут личинки майских жуков?
a. Майских жуков .
b. Кротов .
c. Корни одуванчиков .
d. Муравьёв.
Вопрос №2
Основа образования почвы – это:
a. Живые организмы .
b. Живая и неживая природа .
c. Неживая природа .
d. Горные породы Земли .
Вопрос №3
Каких животных можно увидеть в почве?
a. Кротов, муравьев, дождевых червяков.
b. Зайцев, медведей.
c. Дождевых червяков, белок, муравьёв .
d. Кротов, муравьёв, лис.
Вопрос №4
Образование почвы происходит в результате разрушения горных пород под воздействием?
a. Солнечного тепла .
b. Ветра.
c. Воды .
d. Солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов .
Вопрос №5
Что такое почва?
a. Природная совокупность минералов более или менее постоянного минералогического
состава, образующая самостоятельное тело в земной коре .
b. Верхний плодородный слой земли .
c. Тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного
объекта.
d. Извержение раскаленных, огненных потоков особого вещества.
8
– Сделайте самопроверку, по ответам на ИД, и оцените себя по критериям:
«5» – без ошибок;
«4» – 1ошибка;
«3» – 2-3 ошибки;
«2» – 4 и более ошибок.
Б) Домашняя работа.
1. ТПО страница 11: Рассмотреть рисунок и написать, какую пользу приносят природе животные почваы.
2. Дифференцировонное задание (по выбору).
А) Учебник стр.31-34-знать, уметь отвечать на вопросы после параграфа.
Б) В хрестоматии по теме урока приведены рассказы «Чудесный гастроном» и «Какую
пользу приносит почве крот?». Уметь рассказать новую информацию из текста.
В) Подготовить сообщение или презентацию по изученной теме.
7. Этап рефлексии учебной деятельности.
Цель: самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ
применения новых знаний
А) — А закончим наш урок словами из стихотворения Д. Зубарева «Любите родную природу!»
Давайте будем беречь планету,
Во всей вселенной похожей нету!
– Почему замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев говорил, что почва
дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, без почвы – нет. (Высказывания
учеников)
Б) (слайд 19 – «солнышко»)
– Нарисуйте свое настроение в конце урока (у каждого рисунок солнышка, надо раскрасить ).
(Приложение1.)
– Оцени свою работу на уроке (веер).
– Почему так? (дети высказываются.)
9
Приложение1.
Приложение 2.
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (глина)
Росли на болоте растения …
А теперь это топливо и удобрение. (торф)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (каменный уголь)
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (природный газ)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже. (песок)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске — Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
10
Ведь и он побелен … (мел)
В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (соль)
Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (известняк)
Туп конец,
Востёр резец.
Режет листы,
Летят куски. (алмаз)