Какую пользу приносят насекомые для детей

Какую пользу приносят насекомые для детей thumbnail

      Конспект педагогического мероприятия  с детьми

  старшего дошкольного возраста

«Насекомые – польза и вред»

Приоритетная образовательная область: здоровье

Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка.

Цель: Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Обучающая задача: Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.

Развивающая задача: Развивать правильное поведение детей по отношению к насекомым.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес к окружающему миру, нашим меньшим братьям и бережное отношение к ним.

Оборудование: панно «Луг», бабочки на гибких стержнях, загадки о насекомых,  муляжи насекомых, зеркало, магнитофон, мультфильм  «Муравьишка – хвастунишка».

Предшествующая работа:  – коллективная аппликация “Луг”;

Ход мероприятия

Воспитатель стоит возле панно «Луг».

Ребята, какой красивый луг у нас получился. Так и хочется по нему прогуляться. А вы не хотите погулять на лугу вместе со мной? (ответы детей)

Давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас на луг.

«В волшебное зеркало я посмотрю, скажу 1,2,3  и на луг попаду».

Вот мы и попали на наш луг. Посмотрите как здесь красиво, а какие цветы вокруг!

Какие цветы растут на лугу? (ответы детей), где то тихо звучит музыка:

Послушайте мелодию Э. Грига “Утро”: она рассказывает о рождении цветка, на зеленом хрупком стебельке образовался бутон, в нем происходит таинственный процесс, цветок готовится расправить, тесно свернутые, лепестки, прихорашивается, прежде чем появится на свет (слушание музыкального фрагмента).

     Воспитатель читает стихотворение и дети вместе с воспитателем имитируют прогулку по лесу:

Давай пройдемся медленно по лугу    (ходьба по кругу)
И “здравствуй” скажем каждому цветку. (наклоны вперед)
Я должен над цветами наклониться (руки тянем к цветку)
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.( улыбаемся цветам)

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие цветы на лугу  красивые. Можно ли их рвать?

(ответы детей)

Главное назначение цветов – привлекать насекомых, на лугу их очень много. У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.

(по мере отгадывания размещать на панно «Луг»):

(воспитатель загадывает детям загадки)

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (пчела )

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)

И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.

Что вы знаете про них? (ответы детей)

Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.

А вот еще одна загадка:  

Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука, 

два блестящих лепесточка раздвигаются слегка, 
справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.

Отгадали?

Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы)

У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.

Воспитатель: Как много насекомых мы рассмотрели, что даже немного устали. А вы знаете, что у насекомых есть своя зарядка от усталости. Ведь они тоже много трудятся.

Физминутка: «Веселые насекомые»

Прилетели на лужок Бабочки и пчелы.  

Дружно сели все в кружок С песенкой веселой.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.

Там паук расставил сети. Комары зудят в кустах.
Лучше песни нет на свете, Чем о пчелках и жуках!

Посмотрите, как много прилетело на луг разноцветных бабочек (показывает на установленные на гибких стержнях бабочек). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.

Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.

Знакомо ли вам это насекомое:

Не найдешь у нас пилы,

не рубили мы стволы,

не стучали топором,

а под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей)

Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.

Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:

Правила поведения при встрече с насекомыми:

  1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
  2. Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
  3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
  4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.
Читайте также:  Польза и вред инжира женщинам

Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

А вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем…

Игра:

Разделим детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.

Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.

Нам пора возвращаться. Давайте произнесем наши волшебные слова и мы вновь окажемся в группе.

Пока мы путешествовали по лугу, наши новые знакомые – насекомые прислали нам в подарок картинки со своими изображениями и предложили их нам разукрасить. Прежде чем мы пойдем рисовать запомните ребята самое главное:

 В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы.

Дети уходят в зону художественного творчества и приступают к разукрашиванию картинок.

Источник

Морозова Марина Юрьевна
Тематическая прогулка «Насекомые»

Тематическая прогулка «Насекомые»

Содержание организованной деятельности детей.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Цели.

Воспитательные: воспитывать у детей постоянный интерес к родной природе, развивать умение наблюдать; формировать у детей гуманные отношения к представителям растительного и животного мира, бережное отношение к природе.

Образовательные: закреплять у детей знания об особенностях внешнего вида насекомых, чем они питаются.

Рассказать детям, какую пользу приносят насекомые человеку.

Рассказать, что муха – вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

Коррекционные: развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление.

Закреплять у детей навыки связной речи, грамматический строй речи, развивать фонематические представления.

Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и согласование движений с речью.

Планируемые результаты: дети проявляют любознательность и интерес к наблюдениям; поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения; выражают положительные эмоции при общении с природой.

Предварительная работа.

Рассматривание насекомых на иллюстрациях, в живой природе.

Чтение произведений художественной литературы о насекомых; заучивание стихотворений и загадок о насекомых.

Работы по изобразительной деятельности на тему: «Насекомые».

Организация наблюдения.

Наблюдения проводятся на прогулке в период поздней весны. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Какое сейчас время года?

Какие изменения произошли в природе?

Каких насекомых они знают?

Каких насекомых мы встречали на участке группы?

«Когда в душистом сосняке присядешь на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг – ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей, спешит куда – то меж корней большой сосны.

На толстый сук уселся золотистый жук.

Порхает лёгкий мотылёк, пьёт хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела. Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!»

Какую пользу приносят насекомые для детейКакую пользу приносят насекомые для детей

Воспитатель предлагает детям найти насекомое на участке и составить «Описательный рассказ» о нём. Рассмотреть части тела (голову, грудь, брюшко, крылья, усики). Воспитатель напоминает детям о том, что составлять описательный рассказ о насекомом нужно только, наблюдая за ним, не беря его в руки, можно прочесть о нём стихотворение или загадать загадку. Дети рассказывают о насекомых, которых наблюдали на участке, загадывают о них загадки:

«Он работник настоящий, очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом». (Муравей).

«Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел». (Бабочка).

Какую пользу приносят насекомые для детей

«Одежды не шью, а ткань тку». (Паук).

«Очень маленький на вид, надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь». (Комар).

«У этих жуков красные платьица в чёрный горох.

«Всех жучков она милей, спинка алая у ней.

А на ней кружочки – чёрненькие точки». (Божья коровка).

Какую пользу приносят насекомые для детей

Дети отвечают, воспитатель следит за речью детей, за правильным и чётким произношением всех звуков, за правильным построением предложений.

Воспитатель задаёт детям во время ответов дополнительные вопросы:

Какую пользу приносят человеку пчёлы? (Пчёлы дают мёд, а мёд – это витамины, лекарства, еда).

Какую пользу приносят насекомые для детей

Какой жук носит название того месяца, в котором появляется? (Майский).

Как узнать за приближением дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы и выходы в него).

1. Какое насекомое жалит, а после этого погибает? (Пчела).

2. Какие насекомые очень трудолюбивы? (Муравьи).

3. У какого насекомого коленки повернуты назад? (У кузнечика).

4. У какого насекомого уши расположены на ногах? (У кузнечика).

«Упражнения для пальчиков» – (это упражнение способствует зрительно – моторной координации):

Я весёлый майский жук, знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу, а зовут меня Жу – жу.

(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы» и пошевелить ими).

Читайте также:  Польза восточных танцев на женский организм

Не кусай комарик злой! Я уже бегу домой.

(Сжать ладошку в кулачок – указательный палец вперёд – «хоботок». Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз – «лапки»).

Пчела села на цветок, пьёт она душистый сок.

(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем тоже – пальцем левой руки).

Рассказ воспитателя: «И муравей, и божья коровка, и стрекоза, и кузнечик, и бабочка – насекомые. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей.

Как передвигаются насекомые? Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать. Многие насекомые способны ползать вниз головой, помните загадку про муху: «Кто над нами вверх ногами»?

А чем питаются насекомые? Большинство из них с удовольствием поедают зелёные листочки, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Жуки – точильщики и древоточцы едят древесину и кору деревьев. Есть в природе и насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых.

Как же насекомые спасаются от врагов? Некоторые насекомые с виду похожи на растения. Такая маскировка позволяет им быть незаметными для врагов. Часто природа дарит им защитную окраску (кузнечики или гусеницы). Когда они неподвижно сидят на зелёной травинке, то их и не заметишь! Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек и сучков. Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску. На крыльях бабочек нарисованы яркие пятна и пёстрые узоры, когда бабочка взлетает, расправив крылышки, то может испугать врага. Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу врагов и выпускают в ранку яд. Эти насекомые, обычно, раскрашены в жёлто – оранжевый и чёрный цвета: оса, шмель, пчела. Несъедобные для птиц божьи коровки, в случае опасности, выпускают едкую пахучую жидкость. А жуки – солдатики «скопировали» у божьих коровок ярко – красную окраску спинки и чёрные точечки на ней. Птицы избегают склёвывать их, думая, что жучки невкусные».

Воспитатель предлагает детям дать сравнительную характеристику отличительных особенностей бабочки и стрекозы, проводится Дидактическая игра «Что общего и чем отличаются друг от друга» по плану:

1. Как называется насекомое?

2. Внешний вид, особенности строения частей тела (крылья, глаза, усики).

3. Чем питается? (На кого охотится)

4. Где и как проводит зиму?

5. Какую пользу (или какой вред) приносит людям и растениям?

Дети отвечают, воспитатель следит за речью детей, за правильным построением предложений, за использованием в рассказе не только простых, но и сложных предложений.

Воспитатель обобщает ответы детей:

«У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Поэтому бабочек называют чешуекрылыми. Тело бабочек тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально свёрнутый прозрачный хоботок бабочки – её рот. Когда бабочка пьёт капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Бабочки откладывают яички в почву, в ткани растений. Через некоторое время из яичек появляются личинки – гусеницы. Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются. Через некоторое время куколки разрываются на границе усиков с крыльями и головы с грудью, и через образовавшиеся щели выбирается на волю уже взрослая бабочка.

Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу. Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк».

«У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное, стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увёртливо, а её удлинённое тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полёте. Её огромные глаза облегают голову почти со всех сторон и помогают крылатой красавице высматривать добычу. Усики у стрекозы короткие, почти не заметные. Это значит, обоняние у этих насекомых слабое.

Какую пользу приносят насекомые для детей

Стрекоза – хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, схватывает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету. Свои личинки стрекозы откладывают в воду, где личинки зарываются в ил. Они быстро растут, по стеблям водорослей и трав выползают из воды, сбрасывают шкурку и превращаются в молодую стрекозу.

Какую пользу приносят насекомые для детей

Осенью, когда воздух становится холоднее, корма становится меньше, стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или в старые гнилые коряги и спят до весны».

Воспитатель заканчивает наблюдения словами: «Куда бы мы ни пошли – в сад, на луг, в лес – всюду нас окружают насекомые. Ползает в траве жук, вьются над цветами пчёлы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы.

Многие насекомые приносят и лесам, и человеку большую пользу.

Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка.

Муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена лесных растений.

Трудолюбивые пчёлы опыляют цветы и дарят нам сладкий мёд, душистый воск, и лекарственное вещество – прополис.

Какую пользу приносят насекомые для детей

Насекомыми питаются многие рыбы, птицы и целый отряд млекопитающих, которые называются насекомоядными – ежи, кроты.

Среди насекомых есть и вредители, которые приносят вред, поедая листья и стебли растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы: саранча, колорадский жук, жуки – короеды, но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья – птицы. Комары, мошки, слепни, клопы, мухи – очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворных микробов и яйца глистов. Поэтому лучше затягивать форточки на окнах сеткой и главное, чтобы дома была чистота.

Читайте также:  Как с пользой приготовить топинамбур

Но всё равно – все люди должны знать, что нельзя обижать ни маленького жучка, ни кузнечика, ни бабочку – пусть они живут и радуют нас!».

Воспитатель предлагает детям запомнить небольшое стихотворение:

«Ползи себе, букашечка, не трону, не обижу.

Пускай тебе покажется, что я тебя не вижу». (Г. Ладонщиков).

Подвижная игра – упражнение на координацию речи с движением:

1. «Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась; два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

2. «Вот какая стрекоза – очень круглые глаза.

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз).

Вертится как вертолёт: вправо, влево, взад, вперёд».

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны).

3. «Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!

Прыг – скок, прыг – скок; сели, сели,

Травушку покушали, тишину послушали,

Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко!»

(Энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте).

Источник

Валентина Казакова
Насекомые. Их польза и вред для человека и природы, их среда обитания.

МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида №15 МО «Ахтубинского района»

Воспитатель: Казакова Валентина Сергеевна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему:

«Насекомые»

Цель: Познакомить детей с насекомыми, с их средой обитания. Рассказать детям о пользе насекомых и о вреде для человека и природы. Воспитать заботливое отношение к насекомым и природе.

Материал: Картинки с изображением насекомых, цветок – тюльпан.

Ход занятия:

Вос-ль: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Назови цветок».

(дети по кругу передают тюльпан, называя цветы).

– Где растут эти цветы? (в поле, на лугу, в лесу, на клумбе)

– Кто всегда летает вокруг цветов? (бабочки, шмели, осы)

– Как назвать их одним словом? (насекомые)

– А теперь давайте расскажем про жука.

Физкульт. пауза

Я нашла себе жука

На большой ромашке. (руки вытянуть вперед)

Не хочу держать в руках

Пусть лежит в кармашке. (кладут в карман)

Ой, упал, упал мой жук, (наклоняются)

Нос испачкал пылью.

Улетел мой майский жук, (машут руками)

Зажужжали крылья.

(сели на стульчики)

– Рассматривают корточки, называя насекомых: бабочка, жук, оса и т. д.

– Назовите части тела насекомых? (тело можно разделить на 3 части: голова, грудь, брюшко, 6 ног, 2 глаза, 2 усика, 2 пары крыльев, у мух одна пара, ноги и крылья насекомых отходят от груди).

-Кто из них ползает? Летает? Прыгает?

– Кто из насекомых кусается? Жалится,а кто нет: да – оса, комар; нет – бабочка.

– Чем питаются насекомые?

(мошками, цветочным нектаром, травкой)

– Какие насекомые приносят пользу людям, а какие нет? (стрекозы едят мошек, комаров, пауки – мух, мухи – разносчиков микробов, гусеницы едят листья зеленые)

Физкульт.пауза: «Стрекоза».

Вот какая стрекоза – руки в стороны

Очень круглые глаза – круговые движения на уровне глаз.

Вертится, как вертолет – руки в стороны

Вправо, влево, назад, вперед – наклоны в стороны вперед, назад.

– Ребята, послушайте загадки и постарайтесь их отгадать.

1. Шевелились у цветка, все 4 лепестка

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (бабочка)

2. Прыгает пружинка – зеленая спинка

С травы на былинку, с ветки на тропинку. (кузнечик)

3. Целый день летает, всем надоедает

Ночь настанет, тогда перестанет. (муха)

4. На ромашку у ворот опустился вертолет

Золотистые глаза. Кто же это? (стрекоза)

5. Модница крылатая, платье полосатое

Ростом хоть и кроха, укусит – будит плохо. (оса)

6. Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи.

Дружно маленькие точки,

Строят дом себе на кочке. (муравьи)

– Ребята, послушайте, я вам расскажу легенду о муравьях.

Муравьи.

Когда-то муравьи были людьми. Они украли у крестьян их зерно и в наказание были превращены в муравьев. Но, став муравьями, они не изменили своим плохим привычкам и по прежнему тащат к себе в муравейник разные вещи.

Физкульт. пауза. «Кузнечики»

Поднимайте плечики (поднимают плечи)

Прыгайте, кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки)

Сели, посидели, (сесть)

Травушку покушали («кушают»)

Тишину послушали (повороты головы)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко (прыжки руки вверх).

– Какие насекомые жужжат?

(жуки, шмели, пчелы, мухи, стрекозы, осы)

– Какие пищат? (комары)

– Какие стрекочут? (кузнечики)

– Какой звук издает комар? (писк)

– А жук? (жужжание)

– А бабочка? (не издает звука)

Дыхательное упражнение «Бабочка».

В руках у детей бабочка, они держат ее за крылышко и дуют.

– Мы подуем высоко,

– Мы подуем низко,

– Мы подуем далеко,

– Мы подуем близко.

– Ребята, а как вы думаете, можно ли поймать бабочку, подержать ее в руке, а потом отпустить? (нет)

– Почему? (она может погибнуть от прикосновения рук человека, т. к. она маленькая, хрупкая)

– Да, ребята, надо к насекомым относится бережно, не ловить, не давить ногами, т. к. многие из них приносят пользу.

Дети из палочек выкладывают жука.

– Жук по зеленой травке ползет,

Дойдет до конца и упадет.

Источник