Какую пользу приносят лошади собака

Какую пользу приносят лошади собака thumbnail

Отправлено 25 сент. 2017 г., 21:33 пользователем Детский сад Чебурашка

 

[

обновлено 29 сент. 2017 г., 08:21
]

Задачи:

  1. Обобщать и систематизировать знания детей о домашних животных, их приспособленности к среде обитания, пользе для человека

  2. Формировать-обощающее-понятие-домашние-животные

  3. Учить-различать-по-картинкам,по-описанию-до-5-7-видов-домашних-животных

  4. Расширять,уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;

  5. Учить употреблять предлог у в речи через упражнения. «У кого кто?», «У кого-что?»;

  6. Учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упражнение. «Один-много»;учить образовывать сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами – в упражнении «Назови ласково».

  7. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру

  8. Прививать любовь к домашним животным.

  9. Познакомить детей с профессиями людей, заботящихся о домашних животных.

  10. Формировать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, считалок.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: кошка, кот, котёнок, собака, пёс, щенок, корова, бык, телёнок, лошадь, конь, жеребёнок, свинья, боров, поросёнок, коза, козёл, козлёнок, овца, баран, ягнёнок, кролик, крольчиха, крольчонок, стадо, табун, свинарник, пастух, доярка, свинарка, рога, копыта, хвост, грива, шерстка – шерсть, щетина, кость, лапки, ферма, колхоз, вымя, ноздри, конюшня, бидон, колхозник (ца), овёс, пойло, сено, морда, голова, пасть, когти, копыта, уши, челюсть, кожа, седло, уздечка, кнут, телега, конура, пастбище, крольчатник, конюх

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: короткий, длинный, мягкий, пушистый, серый, рыжий, гладкий, мохнатая, жесткая, густая, кудрявая, домашние, гладкошерстный, сторожевая, санитарная, пограничная, пожарная, цирковая, ласковая, добрая, усатый, неуклюжий, сильный, быстрые, слабые, длинноухий, верный, смешной, забавный

ГЛАГОЛЫ: мяукает, мычит, лает, хрюкает, ржет, жует, блеет, грызет, мурлычет, лакает, пасет, ест, роет, запрягают, обгладывает, лягается, бежит, бодает, кормить, ухаживать, прыгает, возит, дает молоко, ловит, сторожит, охраняет, гарцует, скачет, лижет, тяфкает, играет, дружить. 

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ :

  • НАХОДИТЬ ДЕТЁНЫШЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ И НАОБОРОТ:
    У кошки – котенок, у собаки – щенок, у козы – козленок…

  • ПОДБИРАТЬ-ПРИЗНАКИ:
    Щенок – маленький, длинноухий, забавный, глупый, смешной..
    Теленок – …,
    Кошка – …,
    Кролик – …

  • ОПИСЫВАТЬ-ЖИВОТНЫХ-ПО-ПЛАНУ:
    Название.
    Внешний-вид.
    Чем-питается.
    Где-живет.
    Как-голос-подает.
    Какую-пользу-приносит.

  • СРАВНИВАТЬ-ДВУХ-ЖИВОТНЫХ-ПО-ПЛАНУ:
    Какое-тело?
    Чем-покрыто?
    Какие-уши,-нос,-глаза,-хвост,-морда…?
    Чем-питаются?
    Где-живут?

  • Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы УСВОИТ Ь:

  • название «домашние животные»;

  • детёнышей домашних животных;

  • из каких частей состоит тело домашних животных;

  • чем питаются домашние животные, где живут, какую пользу приносят для человека.

  • УМЕТЬ ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ:

Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
Чемпионка в быстром беге,
Я порой вожу телеги.
Дядя конюх мне принес
Воду, сено и овес. (Лошадь)
Голодна – мычит,
Сыта – жует,
Малым ребяткам
Молочка дает. (Корова).

Родителям рекомендуется:

— обсудить внешние признаки каждого, ответив на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;

— поговорить о том, чем они питаются, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними;

— рассматривать иллюстрации.

– играть в игры:

1.«Кто это?»

Взрослый предлагает ребенку назвать домашних животных.

2.«Назови детенышей».
У кошки – котёнок; у собаки – …; у свиньи – …;у коровы – …;у козы – …;у кролика – …;у овцы – …; у лошади -…

3.«Один – много»:
Котёнок – котята; поросёнок – …; козлёнок – …; жеребёнок – …; крольчонок – …; ягнёнок – …; щенок – …; телёнок – …

4. «Назови ласково»:
Коза – козочка;кошка -…;лошадь – …;свинья – …;овца – …;собака – …;бык – …

5. «Скажи, чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Показывая ребёнку картинки с домашними животными, задавайте вопросы:
– Чей это хвост? (Бараний, овечий, козий, коровий, кошачий и т.д.).
– Чья это голова?
– Чьё это ухо?
– Чьи это рога?

6.”Кто как кричит?”

Взрослый предлагает ребенку сказать кто как кричит, называя действие (корова мычит, кошка мяукает и т.д.).

8. Соедини два слова в одно.

У коровы длинный хвост – она длиннохвостая.

У кролика длинные уши – он…, у лошади длинные ноги – она.., у коров длинные хвосты – .., у козы длинные рога – она…, у ягненка тонкие ноги – он.., у котов длинные усы – они.., у собаки длинная шерсть – она…

9. Назови только слова, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

10.Расскажите детям, какую пользу приносят домашние животные:
– собака и пес охраняют дом;
– кошка и кот ловят мышей;
– корова дает молоко и мясо, а бык только мясо;
– лошадь, конь, осел, ослица, верблюд и верблюдица, перевозят грузы или людей верхом;
– свинья и хряк дают мясо и щетину;
– овца и баран – шерсть и мясо;
– кролик и крольчиха дают мех;
– козел дает шерсть, коза – шерсть и молоко.

11. Побеседуйте с детьми о том, чем кормят домашних животных, в каких жилищах они живут, о ком заботятся конюх, свинарка, доярка, скотник.

Почитайте с детям:

  • Т. Коваль « Про кошек»

  • И. Пивоварова « Про лошадку»

  • И. Пивоварова « Коза-дереза»

  • В. Сутеев « Кто сказал « мяу»

  • Р.н.с. « Коза-дереза»

  • В. Осеева « Добрая хозяюшка»

  • К. Ушинский « Петушок с семьей»

  • В. Сутеев « Три котенка»

  • Э Блайтон « Знакомый утенок Тим»

  • Н. Носов « Живая шляпа»

  • Р. н. с. « Сивка-бурка»

  • Е. Ершов « Конек-горбунок»

  • С. Михалков « О тех кто лает»

  • К. Ушинский « Слепая лошадь»

  • Л. Толстой « Лев и собачка»

  • С. Черный « Дневник Фокса Микки»

  • И. Никитина « Кто заботится о нас»

  • А. Чехов « Белолобый»

Источник

  • Главная
  • /
  • Полезные статьи
  • /
  • Советы родителям детей старшего дошкольного возраста по теме «Домашние животные»

Какую пользу приносят лошади собакаСоветы родителям

детей старшего дошкольного возраста

по теме «Домашние животные»

Дети должны знать:

– названия домашних животных: корова, кошка, собака, коза, лошадь, свинья, овца, баран, конь;
– названия детёнышей и семью: телёнок, котёнок, щенок, жеребёнок, ягнёнок, поросёнок, козлёнок;
– понятие «домашние животные»;
– внешние признаки каждого, чем они питаются, как голос подают;
– где живут, какую пользу приносят;

Читайте также:  Баклажанная икра польза и вред для организма

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: животное, лошадь, конь, жеребенок, жеребята, корова, бык, теленок, телята, овца, баран, ягненок, ягнята, коза, козел, козленок, козлята, свинья, боров, поросенок, поросята, собака, пес, щенок, щенята, кошка, кот, котенок, котята, голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост, дом, человек, польза, шерсть, мясо, молоко, кожа, стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, скотный двор, коровник, конура, будка, конюшня, свинарник, пастбище, овчарня, доярка, оператор машинного доения, свинарка, конюх, пастух, чабан.

Прилагательные: нужные, полезные, добрые, травоядные, домашние, пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый;

Глаголы: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.

Пальчиковая гимнастика «Бурёнушка».

Дай молока, Бурёнушка, (дети показывают «рога» коровы, сгибают указательный пальчик и мизинец)
Хоть капельку- на донышке.
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (загибают по одному пальчику, начиная с мизинцев, на обеих руках)
Творогу немножечко, на обеих руках.
Масла, простоквашки,
Молока для кашки.
Всем даёт здоровье – молоко коровье! (Снова показывают «рога» коровы)

Грамматический строй речи

– Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных):

кошка – кошки – много кошек
жеребёнок – жеребята – много жеребят
собака – собаки – много собак
котёнок – котята – много котят
свинья – свиньи – много свиней
лошадь – лошади – много лошадей

– Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :

корова – коровка
лошадь – лошадка
кошка – кошечка
овца – овечка
собака – собачка
овца – овечка
баран — барашек

– Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) :

Один кот, два кота, три кота, четыре кота, пять котов
Одна кошка, …, пять кошек
Одна собака, …, пять собак
Одна лошадь, …, пять лошадей
Одна овца, …, пять овец
Одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров

– Дидактическое упражнение «Отгадай, кто это?» :

Сторожит, грызёт, лает? – собака
Хрюкает, роет? – свинья
Ржет, бегает, скачет? – лошадь
Мяукает, лакает, царапается? – кошка
Мычит, жуёт, ходит? — корова

– Дидактическое упражнение «У кого – кто?» (упражнение в словообразовании):

Коза – козёл – козлята
Корова – бык – телята
Свинья – кабан – поросята
Лошадь – конь – жеребята
Собака – пёс – щенята
Овца – баран – ягнята
Кошка – кот – котята
Коза – козёл – козлята

– Дидактическое упражнение «Кто как голос подаёт?»:

Лошадь ржёт.
Овца блеет.
Собака лает, рычит.
Кошка мурлыкает, мяукает.
Свинья хрюкает.
Корова мычит.

– Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных):

Конура собаки. — Чья конура? – собачья.
Молоко козы, коровы. — Чьё молоко? – козье, коровье.
Рога барана, коровы, козы. — Чьи рога? – бараньи, коровьи, козьи.
Хвост лошади, кошки, собаки. — Чей хвост? – лошадиный, кошачий, собачий.
Копыта коровы, лошади. — Чьи копыта? – коровьи, лошадиные.
Борода козы. — Чья борода? – козлиная.
Лапы кошки. – Чьи лапы? – кошачьи.

– Дидактическое упражнение «Кто где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х):

в коровнике живёт (кто?) – корова
в свинарнике живёт (кто?) – свинья
в конуре живёт (кто?) – собака
в сарае живут (кто?) – овца, баран
в хлеву живет (кто?) – коза

– Дидактическое упражнение «Продолжи предложения»:

Собака лает, грызёт кости, сторожит … (дом).
Лошадь ржёт, пасётся…(на лугу).
Кошка мурлыкает, ловит мышей…(в подвале).

– Дидактическое упражнение «Исправь предложение»:

Собака кудахчет на чужих. — Собака лает на чужих.
Корова даёт шерсть. – Корова даёт молоко.
Кошка клюёт молоко. – Кошка лакает молоко.
Свинья рычит в корыте. – Свинья плескается в корыте.
Кошка хрюкает на диване. – Кошка мурлыкает на диване.

– Дидактическое упражнение Составлять рассказ о домашнем животном по плану.

Это коза, домашнее животное. Тело покрыто пушистой шерстью. Голова небольшая, вытянутая, с торчащими рожками. Любит зелёную траву. Даёт вкусное мясо, молоко, шерсть. Живёт коза в сарае, хлеву.

Советы логопеда родителям

Показать ребёнку (по возможности живых) домашних животных — кошку, собаку, корову, козу, лошадь, свинью, овцу. Обсудить внешние признаки каждого, поговорить о том, чем они питаются.

Рассказать детям, какую пользу приносят людям домашние животные.

Прочитать стихи, рассказы о домашних животных, рассмотреть иллюстрации.

Примерные вопросы к детям:

– Почему эти животные называются «домашними»?
– Какую пользу приносит людям (лошадь, корова, овца и т.д.)?
– Зачем у лошади на ногах копыта?
– Почему не слышно, как кошка ходит?

Поиграйте с детьми

Игра «Кто у кого ?»

Вариант №1. Взрослый бросает ребенку мяч и называет животное, ребенок должен назвать детенышей этого животного во множественном числе и бросить мяч обратно.

Например: у коровы- телята, у собаки — щенята и т.д.

Вариант №2. Взрослый называет множественное число, а ребенок единственное число.

Например: котята -котенок, ягнята — ягненок.

Игра «Отгадай, кто это?»

Взрослый загадывает загадку, а ребёнок её отгадывает. Затем аналогичные загадки загадывает ребёнок.

Сторожит, грызёт, лает? – собака
Хрюкает, роет? – свинья
Ржет, бегает, скачет? – лошадь
Мяукает, лакает, царапается? – кошка
Мычит, жуёт, ходит? — корова

Источник

Урок развития речи по теме “Домашние животные. Лошадь”

Задачи:

уточнить и расширить представления детей о домашних животных и их детёнышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных; совершенствовать умение описывать предмет, указывать его существенные признаки, узнавать предмет по описанию;

корригировать синтаксическую структуру речи через составление рассказа-описания, расширять активный словарь детей, развивать умение видеть признаки сходства и различия на основе сравнения;

воспитывать желание познавать окружающий мир, бережное отношение к животным.

Демонстрационный материал. Картинки с изображением домашних животных (корова, кошка, собака, лошадь, коза, свинья) и их детёнышей.

Раздаточный материал. Картинка с контурным изображением домашнего животного, разрезанная на 5-6 частей.

Читайте также:  Польза бороды для здоровья научные

Тип урока: формирование и закрепление знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять.

Прозвенел звонок опять.

Перемена пролетела,

Снова нам пора за дело!

Начинаем мы урок,

Где получим знанья впрок.

II. Актуализация опорных знаний и представлений

Игра “Узнай по описанию”. Узнавание предмета по ключевым словам

Домашнее животное, у которого есть рога, хвост, вымя; даёт молоко. (Корова.)

Домашнее животное, у которого четыре лапы, хвост колечком, морда; охраняет дом. (Собака.)

Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами; перевозит грузы и людей, питается сеном, травой. (Лошадь.)

Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытами, хвост, рога, вымя, борода. (Коза.)

Домашнее животное, у которого четыре ноги с копытцами, хвост крючком, на морде – пятачок. (Свинья.)

(Учитель на доску выставляет картинки с изображением домашних животных.)

Игра “Кто как голос подаёт?”

Как подаёт голос корова? (Мычит)

Собака. (Лает)

Лошадь. (Ржёт)

Коза. (Блеет)

Свинья. (Хрюкает)

(Учащиеся хором изображают звуки, издаваемые животными)

III. Подготовка к усвоению новых знаний

Беседа “Домашние животные”

Как можно назвать одним словом свинью, корову, козу, лошадь? (Животные.)

Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; они выкармливают детёнышей молоком.)

Где живут эти животные? (Рядом с человеком.) Как называются? (Домашние животные.)

Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу.)

Какую пользу приносят домашние животные? (Корова даёт молоко и мясо. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы и людей. Коза даёт мясо, шерсть, молоко. Свинья даёт мясо, сало, кожу.)

IV. Изучение нового материала

Сообщение темы

А какое животное придёт к нам в гости, узнаете, отгадав загадку.

Для меня конюшня – дом.

Угости меня овсом!

Грива вьется за спиной,

Не угонишься за мной! (Лошадь)

(Учитель демонстрирует игрушку.)

Беседа по вопросам учителя

Скажите, какие части тела есть у лошади.

Чем покрыто тело животного?

Какая шерсть у лошади? Какого цвета?

Как подаёт голос?

Какую пользу приносит человеку?

Как человек заботится о животном?

Коллективное составление рассказа-описания

На картинке лошадь с жеребенком. Лошадь большая, коричневая, грива и хвост – черные. Глаза тоже черные, большие, ласковые. Ноги стройные коричневые, а внизу у копыт белые. Жеребенок такой же, как мама, только маленький и грива у него еще не выросла.

Лошадь с жеребенком живут в конюшне, за ними ухаживает конюх. Он их кормит, поит, моет чтобы лошадь не спотыкалась при ходьбе и не скользила на льду, люди её подковывают, т.е. прикрепляют к её копытам железные подковы..

Лошади выполняют в селе любую работу: возят молоко, дрова, разные грузы. Лошади – домашние животные и помощники в хозяйстве. Хозяин их бережет: кормит сеном, поит свежей водой, моет и чистит конюшню и лошадь.

– А еще где используют лошадь?

Лошади используются в спорте, в армии (идти в бой или на военный парад). Лошадь очень красивое, сильное животное.

Чтение стихотворения учителем

“Добрый конь”

Жил да был красивый конь,

Добрый конь, сильный конь.

Был он молод и здоров,

Перевёз он горы дров.

Дождь ли, ветер – всё равно

Вёз на мельницу зерно.

Отработал и весной

Взял себе он выходной.

Посадил в арбу ребят, всех подряд, всех подряд.

И, покуда не устал

Сильный конь, резвый конь,

По степи детей катал

Добрый конь, красивый конь.

А. Алланазарова

Упражнение на развитие зрительного восприятия

Игра “Сложи картинку”

У каждого ребёнка картинка с контурным изображением домашнего животного, разрезанная на 5-6 частей.

V. Физкультминутка “Кто как передвигается?”

Лошадь, корова, коза, овца ходят; кошка крадётся; собака бегает.

(Дети имитируют движения животных.)

VI. Закрепление знаний

Упражнение в образовании существительных в единственном и множественном числе “Кто у кого”

У коровы – телёнок, телята.

У собаки – щенок, щенки.

У кошки – котёнок, котята.

У лошади – жеребёнок, жеребята.

У козы – козлёнок, козлята.

У свиньи – поросёнок, поросята.

Образование существительных с помощью суффикса -ищ

У лошади – нос, у жеребенка – носик, у коня – носище (аналогично: лапы, зубы, хвост, глаза).

Упражнение в подборе слов-синонимов

У лошади длинный хвост, а у свиньи … .

У кошки мягкая шерсть …, а у коня … .

У свиньи толстые ноги, а у жеребенка … .

VII. Итоговая беседа

VIII. Домашнее задание

Ответьте на вопросы, раскрасьте картинку.

Домашнее задание

Кто нарисован на картинке?

Что делает девочка?

Кто везёт девочку?

Нравится ли девочке кататься на пони?

Придумай имя девочке.

Составь предложение по этой картинке.

Источник

С чего все началось

Принято считать, что домашние животные были у человека «с незапамятных времен». Ученые имеют на этот счет куда более конкретные предположения. Один из ведущих российских антропологов Станислав Дробышевский говорит, что первым одомашненным зверем была, скорее всего, собака, а точнее — волк. Кости, которые принадлежали уже не совсем волкам, были найдены, например, при раскопках в пещере Гойе в Бельгии и в погребении Пршедмости в Чехии: наши предки останавливались там примерно 30 тысяч лет назад.

При этом прародители современных собак появились, по всей видимости, не в Европе, а на территории Юго-Восточной Азии. Почему люди в какой-то момент решили, что им необходим четвероногий компаньон, доподлинно неизвестно. Возможно, они и не решали вовсе, и какой-нибудь волк сам увязался за охотником, а тот стал его подкармливать. Ну, или животные разведали, что около стоянок древнего человека всегда разбросаны остатки пищи, и, стремясь поживиться падалью, начали подбираться к людям все ближе и ближе, постепенно переставая их бояться.

После собак домашними стали овцы, козы, свиньи, коровы, буйволы и лошади. В разные эпохи люди с успехом приручали северных оленей, пчел, тутового шелкопряда, голубей, верблюдов, кроликов. А вот с котами дела обстоят интереснее. Традиционно образы первых домашних кошек связывают с Ближним Востоком и Китаем, где эти звери стали жить вместе с человеком около десяти и около пяти тысяч лет назад соответственно. Существует теория, согласно которой кошку к нам привела охота на грызунов, атаковавших посевы. Но если генетический портрет собаки преображался тем больше, чем дольше она находилась рядом с людьми, то кошачья ДНК менялась значительно меньше.

Читайте также:  Вареное свиное сало вред или польза и вред

Все потому, что одомашненные псовые проходили через интенсивный отбор: они выводились под конкретные задачи — допустим, под охрану территории и загон скота или под охоту на определенные виды птиц. От кошек же ничего подобного не требовалось. Так что вопрос, насколько они на самом деле приручены, все еще остается открытым.

Как формируется привязанность человека к домашнему животному

Времена, когда люди заводили собак в первую очередь для того, чтобы обрести бесстрашного защитника, который к тому же «натаскан» на добывание дичи, явно прошли. Доказательство тому — обилие исключительно декоративных пород. Да и кошкам в городских квартирах редко представляется возможность поймать мышь и тем самым продемонстрировать хозяину свою профпригодность. С точки зрения биологии картина выходит парадоксальная. Человек в течение десяти и более лет держит около себя существо другого вида, практическая польза от которого несоизмерима с ресурсами, на него затрачиваемыми: корм и услуги ветеринаров стоят немало.

Кто-то наверняка скажет, что домашние животные в этом смысле сродни детям: ребенок ведь тоже на протяжении долгого времени зависит от мамы и папы. Здесь есть рациональное зерно. В 2014 году американские исследователи провели интересный эксперимент. Они поместили в сканер МРТ женщин и показали им фотографии как их собственных детей и собак, так и детей и собак совершенно посторонних. На вторую группу изображений реакции зон мозга женщин, ассоциирующиеся с привязанностью, были предсказуемо менее выраженными. Зато при просмотре фотографий своих ребенка и собаки у испытуемых активировались одновременно зоны мозга, отвечающие за проявление эмоций и осознание принадлежности, а также участвующие в системе вознаграждения.

Изучая симпатию, возникающую между собаками и их владельцами, группа шведских ученых пришла к заключению, что при тесном взаимодействии, предполагающем большое количество прикосновений, и у псов, и у людей повышается в крови уровень окситоцина — гормона, отвечающего за формирование доверия и привязанности.

В 2015 году исследователи из Японии сделали вывод, что окситоцин и контакт глазами могли сыграть важную роль в эволюции отношений человека и собаки в целом и помочь злому серому волку превратиться в доброго Шарика или Бобика. Также известно, что эволюция домашних животных шла по пути снижения агрессии и, как следствие, ювенализации их внешности и поведения: глаза у них становились более круглыми, шерсть — приятной на ощупь, морда слегка уплощалась, а ее рельеф смягчался. Даже вырастая, они продолжали играть, дурачиться и ластиться. Если приглядеться, то окажется, что наши собаки и коты больше похожи на детенышей или подростков волков и рысей, чем на взрослых особей.

Одним словом, хотя требования старших родственников завести «настоящего», человеческого ребенка вместо любимого кота или собаки все еще остаются не особенно корректными, нельзя отрицать очевидного: в нашей любви к домашнему питомцу действительно присутствуют некоторые паттерны, характерные для детско-родительских отношений.

Какую пользу на самом деле приносят домашние животные?

Широко распространено мнение, что наличие в доме животного оказывает прямое положительное воздействие на здоровье хозяина и даже увеличивает его или ее продолжительность жизни. У науки на этот счет однозначного мнения, увы, пока нет. С одной стороны, существуют исследования, которые вроде бы подтверждают, что собаки и кошки повышают наши шансы на долгую и счастливую старость. Например, еще в 2006 году эксперимент японских ученых показал, что прогулки и другая совместная деятельность с собаками улучшают показатели, связанные с работой сердца, у пожилых людей. В 2017 году похожий опыт провели специалисты из Великобритании.

Результаты получились отчасти аналогичные: и в том, и в другом случае ученые пришли к выводу, что владельцы собак — люди более активные и склонные заниматься спортом. Из-за этого их здоровье может быть крепче. Звучит вполне логично. Вот только британцы пошли дальше и установили, что по ряду важных показателей принципиальной разницы между теми, у кого животные есть, и теми, у кого их нет, не наблюдается. Среди таких показателей были: хронические заболевания, депрессия, проблемы со сном.

Эти данные, на первый взгляд, противоречат как нашему повседневному опыту, так и факту существования пет-терапии, которая применяется в том числе в больницах и в центрах для людей с особенностями развития. По всей видимости, подвох кроется в терминологии: домашние животные помогают в борьбе не столько за богатырское здоровье, сколько против стресса. В упомянутом исследовании, посвященном окситоциновым связям между собакой и ее владельцем, говорится также, что общение с псом снижает уровень кортизола — гормона стресса.

Существуют данные, согласно которым собаки-терапевты помогают студентам справляться с повседневным напряжением, катание на лошадях уменьшает интенсивность посттравматического стрессового расстройства у ветеранов войны, а если в стрессогенной ситуации погладить и подержать на руках кролика, то уровень тревоги снизится. Пациенты с болезнью Альцгеймера реже впадают в летаргическое состояние, если в их комнате есть аквариум с яркими, разноцветными рыбками, а дети с аутизмом становятся более социально ориентированными, находясь в одном помещении с парой морских свинок.

Примечательно, что в ходе доказывающих все это экспериментов люди вступали во взаимодействие с животными незнакомыми — или не идущими на активный, выраженный контакт. Терапевтический эффект от общения со своей кошкой или собакой может быть предсказуемо более сильным: они не только успокаивают своим присутствием, смешат нас и беспокоятся, когда мы расстроены. Именно домашние животные дарят нам ощущение безусловной любви и принятия, к которым так или иначе стремится каждый человек.

Неслучайно специалисты по вопросам усыновления порой рекомендуют родителям, которые собираются пополнить семью приемным ребенком, взять еще и домашнее животное. Причем по возможности — из приюта для бездомных кошек и собак. Дети, в самом раннем возрасте пережившие предательство и потерю, особенно остро нуждаются в существе, которое всегда будет хранить им верность. Несмотря ни на что. 

Источник