Какую пользу приносят деревья для детей
Ирина Овсянникова
Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группы «Какую пользу приносит лес?»
Интеграция образовательных областей:
“Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”
Виды детской деятельности:
познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи:
1. Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе
2. Закрепить названия деревьев, растущих на территории Магаданской области;
3. Воспитывать уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты:
имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.
Материал:
зеленый листок дерева
иллюстрации деревьев
использование ТС
Словарь:
Устьице, углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.
Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.
Содержание организованной деятельности детей:
– Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?
– Ответы детей.
– Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют “зелеными легкими” планеты!
Кислород выделяется листьями растений на свету,поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина – тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.
Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес – хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву – верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли. Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
– А как вы думаете, что еще дают нам леса?
– Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.
В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева.Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.
О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.
Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.
– А чем полезна людям красавица – сосна?
Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
– Какое дерево мы забыли?
Ну, конечно, нашу любимицу – березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты – верхнего слоя коры березы – крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.
Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок – сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.
– Послушайте стихотворение:
Березовый сок.
На березе поутру
Дятел продолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка уселась ниже –
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех береза напоила,
Сладким соком оделила!
Очень красивое и полезное дерево – тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.
– А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.
Лес – “зеленые легкие”нашей планеты:
– хранитель вод, защитник водоемов;
– защитник почвы;
– источник древесины;
– источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;
– дом для растений, животных, грибов;
– место, где человек может отдохнуть.
– Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?
ответы детей;
– Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?
ответы детей;
– А теперь давайте мы с вами посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.
Интеграция образовательных областей:
“Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”
Виды детской деятельности:
познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Цель: Расширять представление детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи:
- Расширять знания детей о лесе как о сообществе растений, о его пользе
- Закрепить названия деревьев, растущих на территории Магаданской области;
- Воспитывать уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты:
имеют представление о значении леса в жизни человека, знают названия деревьев, растущих на территории Магаданской области; знают и соблюдают правила поведения в лесу.
Материал:
- зеленый листок дерева
- иллюстрации деревьев
- использование ТС
Словарь:
Устьице, углекислый газ, паркет, береста, крестьяне, лукошки, туеса, археологи.
Индивидуальная работа: на усмотрение педагога.
Содержание организованной деятельности детей:
– Ребята, подумайте, какую пользу приносит лес?
– Ответы детей.
– Прежде всего леса дают людям и животным кислород, необходимый для дыхания.
Давайте внимательно рассмотрим зеленый листок.
Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами, увидеть которые можно в лупу. Через них деревья дышат. Устьица то открываются, то закрываются, вбирая в себя углекислый газ и выделяя кислород. Не зря деревья называют “зелеными легкими” планеты!
Кислород выделяется листьями растений на свету, поэтому наши зеленые друзья: и белая березонька, и стройная рябина – тянуться вверх, к солнышку. В знойный летний день с поверхности листьев испаряется вода, и над лесами образуются облака, а в лесу всегда тенисто, прохладно и влажно.
Легкие облака постепенно собираются в темные тяжелые тучи, которые проливаются на землю благодатными дождями, орошая ее. Добрый лес дарит земле свежую влагу, и поэтому на земле все буйно растет и цветет. В лесных чащах журчат родники, пробираются в зеленых зарослях маленькие ручейки. Сливаясь, они образуют речки. Значит, лес не только дает нам кислород для дыхания, но и сохраняет влагу. Лес – хранитель вод. Ведь там, где исчезают леса, пересыхают реки. Леса охраняют от разрушения и почву – верхний слой земли. Корни одних деревьев уходят глубоко под землю, у других они широко раскинуты под самой поверхностью земли . Но и те и другие корнями скрепляют почву. Не дают ей разрушаться.
– А как вы думаете, что еще дают нам леса?
– Верно, они щедро угощают нас ягодами, орехами и грибами, в лесу люди собирают лекарственные растения. Лесных жителей лес потчует шишками, сладкими корешками и сочными травами.
В старину на Руси и крестьянские избы и княжеские терема строили из дерева. Из прочной древесины делают красивые и нужные вещи: мебель, паркет, бочки, лодки.
О каждом дереве, растущем в лесу, можно рассказать что- то хорошее и интересное.
Много полезного дает человеку осина. Почки и листья дерева собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки – веселых матрешек, забавных лошадок, изготавливают бумагу, спички.
– А чем полезна людям красавица – сосна?
Издавна сосна считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Сосны дают людям прекрасный строительный материал, дрова, а из смолы получают много нужных и полезных веществ.
– Какое дерево мы забыли?
Ну, конечно, нашу любимицу – березку. Береза- щедрое и доброе дерево! Издавна из бересты – верхнего слоя коры березы – крестьяне плели лукошки и туеса для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя коров с пастбища в деревню. А в те далекие времена, когда еще не было бумаги, люди писали на бересте письма. Такие древние письмена нашли археологи вовремя раскопок в Новгороде. Берестяные грамоты хорошо сохранились, потому что береста долго не гниет в земле и даже вводе.
Из березовых почек готовят лекарства, а весенний березовый сок – сладкий и очень полезный напиток. Его любят и люди, и звери, и птицы.
– Послушайте стихотворение:
Березовый сок.
На березе поутру
Дятел продолбил кору.
Льется на песок
Золотистый сок,
А лесной народ
Сок душистый пьет.
Дятел длинным языком
Капли сока лижет,
Бабочка уселась ниже –
Пьет прозрачным хоботком.
Муравьи и мошки
По березе гладкой
Ползут, как по дорожке,
За капелькою сладкой.
Всех береза напоила,
Сладким соком оделила!
Очень красивое и полезное дерево – тополь! Тополя прекрасно очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
Из мягкой и легкой древесины тополей делают бумагу, а их почки используют для изготовления кремов, духов, одеколонов.
– А сейчас давайте повторим, какую ползу всему живому на земле приносит лес.
Лес – “зеленые легкие” нашей планеты:
– хранитель вод, защитник водоемов;
– защитник почвы;
– источник древесины;
– источник орехов, ягод, грибов и целебных растений;
– дом для растений, животных, грибов;
– место, где человек может отдохнуть.
– Ребята, а скажите мне, чем полезны леса для почвы?
ответы детей;
– Кто мне расскажет, какую пользу приносят леса людям?
ответы детей;
– А теперь давайте мы с вами посмотрим на экран и повторим правила поведения в лесу.
ольга дыбко
Экологический проект «Деревья — наши друзья, или Чистый воздух для детей!»
Экологический проект «Деревья — наши друзья, или чистый воздух для детей»
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Ожидаемый результат:
– Расширение знаний детей о деревьях,кустарниках: особенности их строения, произрастания и возможности использования человеком, их значении в природе и жизни человека.
– Повышение уровня экологической грамотности детей
– Формирование осознанной потребности в общении с природой.
– Воспитание эстетического восприятия, способности видеть красоту родной природы.
– Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
– Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Выявление экологической проблемы
Идея создания нашего проекта возникла в процессе наблюдений за участком нашего детского сада и окружающей его местности. Наш сад находится в молодом, еще только расстраивающемся спальном районе города. В ближайшем окружении детского сада расположены жилые дома, а также подъездные дороги к ним. Но в нашем районе катастрофически не хватает зеленых насаждений. Те деревья, которые посажены еще совсем молодые.
Перед нами возникла проблема. Что же делать? Как защитить детей в детском саду и людей, живших поблизости от нехватки свежего воздуха? Очевидно, что ценность деревьев и кустарников при выполнении ими функций для детей самое прямое – они выделяют кислород и поглощают углекислый газ, тем самым укрепляют здоровье детей.
Мы многие века живём с этими удивительными живыми существами. Но редко задумываемся, насколько они важны для жизни человека и всего живого на земле, а дети как правило, почти не обращают на них внимания. Кроме того, деревья и растения воспринимают ими как неживые объекты. А между тем деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения.
Актуальность
Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Данный проект раскрывает ценность деревьев через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы, исследовательскую деятельность.
Цель: Расширение представлений детей о пользе деревьев для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Для осуществления данной цели были поставлены задачи:
1. Пробуждать интерес к природе.
2. Приобщить к процессу познания.
3. Формировать представления о жизни деревьев их строении.
4. Развивать речь, фантазию, наблюдательность.
5. Создать более благоприятные для здоровья детей условия.
6. Привлечь внимание родителей к экологическим проблемам.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап: определяются цель и задачи проекта. Подбор методической литературы, бесед, дидактических и подвижных игр. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
Основной этап:
Беседы с детьми: «Что мы знаем о деревьях?», «Какие деревья растут на территории детского сада?», «Какую пользу приносят деревья?», «Как люди заботятся о деревьях?»,
Рассматривание: листьев различных деревьев, картин известных художников («Березовая роща» И. И Левитан, «Утро в сосновом бору» И7 Шишк
Просмотр презентации на тему: «Деревья – наши друзья»
Просмотр фильмов,мультфильмов: «Мудрые сказки тетушки Совы»; «Сказки старого дуба»;
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях: Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», А. Прокофьев «Я люблю березку русскую», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Словесно –дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди дерево по описанию», «Как растет живое?» «Ветки и детки»
Рисование: «Лиственный лес»,
Аппликация «Осенний листья».
Составление гербария “Листочки наших деревьев“.
Достигнутый результат: проект расширил представления детей о деревьях и кустарниках, которые находятся рядом с нами. Дети научились видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми.
Заключительный этап: В целях закрепления воспитательной ценности проекта мы, совместно с детьми и родителями, высадили на территории детского сада саженцы туи.
Перед реализацией проекта я провела анкетирование с родителями своих воспитанников и беседы с детьми, в которых поднимались вопросы о деревьях и растениях детского сада и за его пределами («Название, каких деревьев и кустарников ты знаешь? Какую пользу приносят деревья? Какую помощь деревьям оказывают животные, насекомые, человек? Что ты можешь сделать, чтобы деревьям жилось хорошо?» и т. д.)
По итогам анкетирования сделали вывод, что родители заинтересованы в реализации нашего проекта и готовы помочь в его осуществлении. А из бесед с детьми выяснили, что запас знаний детей по теме «Деревья» не большой,
Исходя из вышесказанного, я составила план работы по конкретизации знаний детей о деревьях и об условиях их жизни и уходе за ними.
В соответствии с этим, был создан проект «Деревья – наши друзья, или чистый воздух для детей!»», который предусматривает решение как образовательных, так и экологических задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Проект позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, предоставляет возможность не только узнать новую информацию, но и стать исследователем объектов природы (в данном случае, растительного мира своего края, экспериментировать, искать пути решения экологических проблем.
Беседа с детьми на тему
“Какую пользу приносит лес?”
(старшая группа)
Цель: Расширение представлений детей о пользе леса в жизни человека.
Задачи: Закрепить названия деревьев, растущих на территории Кемеровской области;
развивать все компоненты устной речи у детей;
воспитывать уважительное отношение к природе.
Предварительная работа: чтение сказки «Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Мамин – Сибиряк
Словарная работа: крона, подлесок
Интеграция образовательных областей:
“Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы.”
Ход
Воспитатель: – Ребята! Я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Закройте все глаза и представьте, что мы с вами очутились в лесу.
Откройте глаза. Посмотрите мы в лесу! Птицы поют, деревья листьями шелестят.
– Здравствуй лес, дремучий лес.
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь с листвою
Ночью темной, грозовою?
Ты нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре.
Кто в душе твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же видишь – мы свои!
Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой – береза, рядом с елью – осина. В наших лесах встречаются и липы, и дубы, и клены. Много в нашем лесу и разных кустарников, трав и цветов.
Беседа о деревьях и кустарниках.
– Ребята, посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?
– Правильно, молодцы, это сосна. Сосны вырастают высокими и стройными.
– Какие еще высокие деревья есть в лесу?
– Молодцы, это ели. Много в лесу деревьев. Растут в лесу деревья и невысокие, например, липа, клен.
– Ребята, какие еще невысокие деревья растут в лесу? (Ответы детей.)
– Молодцы, это рябина, черемуха, осина, ольха. Между деревьями растет кустарник. Чем же, ребята, кустарник отличается от дерева? (Ответы детей.)
-Молодцы, кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветки растут от корня.
– Ребята, какие лесные кустарники вы знаете? (Ответы детей.)
– Молодцы, это можжевельник, шиповник, малина.
– Ребята, а что растет под кустами? (Ответы детей.)
Правильно, это трава, цветы, мох.
Работа с картинкой «Многоэтажный домик».
Вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картинку – слева многоэтажный дом, а справа – лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем, сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж – пятый, в старом лесу- это верхушки сосен, елей и могучих дубов. Четвертый этаж – кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.
– Ребята, что такое крона деревьев? (Ответы детей.) Молодцы, это верхняя облиственная часть дерева.
Третий этаж – это кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название: подлесок. Так, что же такое подлесок? Молодцы, подлесок- это группа растений в лесу, произрастающих в тени деревьев. Давайте повторим все вместе: подлесок. А два нижних этажа- второй и первый- образуют травы, мхи и цветы. Во всяком леном доме есть, что- то вроде подвала, тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры, и в каждой квартире- свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.
Беседа о жителях леса.
– Ребята, кого из животных мы заселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь)
– А знаете ли вы, ребята, какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:
Горбоносый, ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги
С ним тягаться трудно в беге
Коль такого довелось встречать
Знайте это……(лось)
– Ребята, как вы догадались?
Какой зверь в наших лесах самый хищный? (волк)
– Какой самый хитрый? (лиса)
– Кто самый быстроногий? (заяц)
А сейчас, ребята, я прочитаю вам отрывок из одной сказки, а вы меня внимательно послушайте и постарайтесь отгадать, как называется эта сказка и кто ее написал?
Чтение (или рассказ) сказки про зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост (Автор Мамин Сибиряк).
– О ком можно сказать, что он смешной, глупый, несчастный, бесстрашный, храбрый? (храбрый заяц)
– Кто для зайцев был самый главный враг? (волк)
– Почему так смешно было всем собравшимся зайцам? (потому что храбрый заяц сказал, что никого не боится, и даже волка)
– Что подумал волк, когда бежал совсем в другую сторону от зайца? (волку показалось, что в него кто- то выстрелил)
– За что хвалили зайцы своего брата? (за то, что он напугал волка)
Динамическая пауза.
А теперь, ребята, все встали в круг:
Заяц в лес на новоселье
Приглашает на веселье
В лес к нему пойдем сейчас
В гости ждет сегодня нас
Ножки топ- топ, мы идем за поворот
Руки хлоп-хлоп- развеселый мы народ
Ножки выше поднимаем по сугробам мы шагаем
Солнцу в небе улыбнись, а деревьям поклонись
Прыгаем мы через канаву, к зайцу мы идем в Дубраву.
А теперь послушайте следующую загадку:
Возле дуба, острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно желуди искал
Я пугать его не стал
Очень грозен был…..(кабан)
– Почему вы так решили?
Волк, лиса, заяц, кабан и лось- все живут на нижнем этаже леса. Как вы думаете почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище)
– Ребята, кто из лесных животных занимает средний этаж? (куницы, совы, филин). Эти животные селятся в дуплах старых деревьев, они сверху высматривают себе добычу. В наших лесах живут и белки.
– Ребята, а кто живет на верхних этажах? Правильно, это бабочки, жуки, осы, пчелы, комары. Много в лесу самых разных насекомых.
А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка. Послушайте внимательно.
– Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой- только вред. Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже- жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Толька кусаются! А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал. Уходите все из леса, видеть вас не хочу! Они и ушли. Хорошо стало в лесу, никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежались. Почему не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?
Ребята, почему же случилась беда в Незнайкином лесу? Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало – развелось гусениц, погрызли листву, траву, засох лес.
Лес — богатство нашей Родины и надо беречь и охранять его.
– А теперь закроем глаза, покружимся и вот мы опять в нашей группе.
Подведение итогов.
– И так, ребята, о чем мы сегодня говорили?
– Что нового вы узнали? Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей.)
Сюрпризный момент.
– Мне было очень приятно с вами общаться, и я вам дарю на память сувениры.