Какую пользу приносят человеку эти растения кубановедение 2 класс

Какую пользу приносят человеку эти растения кубановедение 2 класс thumbnail

Урок – путешествие по кубановедению                                         учитель: С.Н. Чурикова

Тема:    ДАРЫ   КУБАНСКОГО ЛЕТА – ВЫСШЕГО КАЧЕСТВА.

Цели: 1)  обогащать и совершенствовать представления учащихся о культурных растениях Краснодарского края, их качестве и  местах их выращивания; 2)  обобщить знания о дарах лета своей местности; 3) узнавать овощи и фрукты по внешнему виду и описанию, делить на группы; 4) обогащать словарный запас, развивать зрительную память, связную речь.

Познавательные УД: оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УД:  работать в паре, группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД: учиться ставить цель урока , контролировать свою работу  и  работу своего товарища по эталону,  планировать работу в парах, группах.

-презентация, проектор, экран,  компьютер.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, группах,  индивидуальная.

Источники. 1.  Учебник-тетрадь по кубановедению. 2 класс. Авторы: Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко. –  

                       2.  Занимательное азбуковедение.  Волина В.В. Издательство: Просвещение, 1991 г.

                                                                             Содержание урока

       Слайды

Этап  урока

     Деятельность   учителя

Деятель-ность учащихся

Методический комментарий

УУД, формируемые  на данном этапе

Слайд 1

Слайд 2

1. Мотивирование к учебной деятельности.

(Звонок)

Вот звонок нам дал сигнал:

 Поработать час настал.

 Так что время не теряем

 и работать начинаем!

    Урок  кубановедения.

       О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном  нашем крае –

Где мы все живём.

Хором

Орг.момент

Регулятив-ные:

волевая саморегуля-ция

Слайд 3

2. Актуализация и пробное учебное действие

– Итак, мы продолжаем узнавать наш край.

  1. Стихотворение Т.Голуб «Главный запах»

На Кубани пахнет лето

Прилетевшим с моря ветром,

Сочной, сладкою клубникой,

Огурцами, ежевикой,

Разогретой лебедой,

Мятою и резедой,

Щедрым дождиком грибным

 И укропом молодым,

Грушей в розовых накрапах

А какой же главный запах?

Слышали, как за станицей

Пахнет солнышко пшеницей?

– Ребята, что вы представляли, когда слушали стихотворение?

– Какой запах считает автор самым главным на Кубани? Почему?

– Ответить на этот вопрос мы сможем в конце нашего урока, а сейчас повторим то, что уже знаем о нашей малой родине.

  1. Работа в парах.

Кроссворд ( на каждой парте лежит лист с кроссвордом)

  1. Как называется край, в

котором мы живём? (Краснодарский)

  1. Историческое название

Краснодарского края, оно же название главной реки края. (Кубань)

  1. Столица края. (Краснодар)
  2. Герб, гимн, флаг – это ….

(символы)

  1. Как называется станица, в которой мы живём. (Тбилисская)
  2. Сколько сельских поселений в Тбилисском районе? (Восемь)
  3. Какое дерево является символом Кубани? (Тополь).
  4. Как называют Кубань в России? (Житница).

– Кто отгадал правильно,  покажите с помощью сигнальной карточки.

– У кого кроссворд вызвал затруднение, присигнализируйте красным цветом.

– Почему допустили ошибки?

– Кто правильно отгадал

кроссворд, может прочитать в нём тему нашего урока. (Дары лета).

Выразительно

читает подготовлен-ный ученик

Ответы детей

Дети показывают зелёный цвет

Дети показывают красныйцвет

Высказывания детей

Дети рассматривают кроссворд и находят тему урока

Проверка домашнего задания

Проверка по эталону

Коммуника-тивные: работать в паре, осуществлять конструктив-ное взаимодейст-вие друг с другом.

Регулятив-ные:

контролиро-вать свою работу  и работу своего товарища по эталону

Слайд 4

Слайд 5

3.  Постановка цели и задач урока.

– Как вы понимаете слово «дары»?

«Дар – подарок, подношение, пожертвование». С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка .

– Кто догадался,  о чем пойдет речь сегодня на уроке?

– Хотите узнать, какие подарки дарит лето нашему краю?

– Итак, мы отправляемся в путешествие по Краснодарскому краю, но так как у нас мало времени, совершим мы его на … (самолёте). Сверху мы сможем всё хорошенько рассмотреть.

– Займите свои места и пристегните ремни.

ответы детей

ответы детей

Регулятив-ные:

учиться ставить цель урока

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

4. Первичное усвоение новых знаний.  

  1. Знакомство с  культурными растениями северной зоны Краснодарского края.

– Мы пролетаем над северной частью Азово-Кубанской равнины.

– Как вы думаете, какие растения здесь выращивают?

– Северная часть Азово-Кубанской равнины  довольно ровная с неустойчивым увлажнением. Поэтому здесь выращивают основные зерновые культуры – пшеницу, кукурузу, ячмень, технические культуры – сахарную свёклу, подсолнечник и различные овощные культуры.

  1. Знакомство с  культурными растениями центральной зоны Краснодарского края.

– Наш самолет пролетает над самой большой,  центральной,  частью Азово-кубанской равнины.

– Как вы думаете, сильно ли отличается растительность данной части?

– На самом деле, не сильно. Кроме уже названных зерновых, технических и овощных культур в центральной части люди выращивают  фрукты и бахчевые культуры. (Более мягкий климат).

  1. Знакомство с  культурными растениями западной  зоны Краснодарского края.

– А наш самолёт приближается к западной части края. Наверное, многие из вас были в этой части Краснодарского края, когда ехали отдыхать на море.

– Обратили ли вы внимание на растительность в этой зоне? В западной часть много садов, виноградников, овощных полей, На болотных почвах, которые здесь преобладают, люди научились возделывать рис.

Физминутка.

– Пока наш самолёт разворачивается, мы тоже немного отдохнём.

Самолёт летит по небу,

 Крылья, подставляя ветру.

 Он легонечко парит

 И по воздуху кружит.

 А теперь пора спускаться,

 На посадку приземляться.

 Опустились мы легонько

 И садимся потихоньку.

  1. Знакомство с  культурными растениями Черноморской  зоны Краснодарского края.

 – А мы пролетем над Черноморской зоной, которая протянулась узкой полосой вдоль Чёрного моря. 

– Кто был в этих местах? А что вы здесь делали?

-Почему люди со всей страны едут сюда? (Поправить здоровье, отдохнуть, искупаться в море, загорать).

– А ещё из-за тёплого,  мягкого климата, обилия осадков, разнообразия почв природа дарит нам очень вкусные фрукты и овощи. Только здесь люди выращивают цитрусовые  (мандарины, апельсины, лимоны), киви, гранаты, хурму.

– А чем ещё знаменита Черноморская зона? В 2014 году  в городе Сочи на Красной поляне состоятся зимние олимпийские игры.

  1. Знакомство с  культурными растениями  предгорной   зоны Краснодарского края.
Читайте также:  Свежевыжатый сок лимона натощак вред или польза и вред

– А мы уже пролетаем над предгорной частью края.

– Что же дарит нам природа в этих местах?

В предгорной зоне хорошо растут подсолнечник, картофель, различные овощи и фрукты.

Обобщение.

–  Почему Кубань называют «житницей России»?

«Житница  – хлеборобная, богатая урожаями область, снабжающая другие местности». С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка .

– Действительно, наш небольшой по территории, по очень благодатный Краснодарский край снабжает  зерном, мукой, сахаром,  овощами и  фруктами все края и области нашей огромной страны – России.  И все эти продукты питания – только высшего качества.

И мы, кубанцы, гордимся  этим.

предположе-ния детей

предположе-ния детей

ответы детей

ответы детей

ответы детей

ответы детей

предположе-ния детей

ответы детей

Коммуникативные: уметь слушать, понимать вопросы учителя и вступать в диалог.

  1. Первичная            

    проверка        

    понимания

Групповая работа.

Игра  «Распредели овощи и фрукты по корзинам».

– Кто был внимателен во время полёта заметил, какие дарами  лето радует каждую зону Краснодарского края?

(Это фрукты и овощи).

– Какую пользу приносят людям эти подарки?

– Давайте проверим, как вы умеет отличать овощи от фруктов и поиграем. На столе лежат овощи и фрукты.

По команде учителя девочки по очереди собирают в корзину фрукты, а мальчики – овощи. Побеждает команда, которая быстрее  и точнее справилась с справилась с заданием.

ответы детей

ответы детей

Проверка

Коммуника-тивные: работать в группе, осуществлять конструктив-ное взаимодейст-вие друг с другом.

Регулятив-ные:

контролиро-вать свою работу  и работу своего товарища по эталону

Слайд 14

7.Самостоятель-ная    работа

с самопроверкой по эталону

Индивидуальная работа по

учебнику-тетради (с.9)

– Отгадайте загадки.  Найдите на картинке рисунки-отгадки и раскрасьте их. Выпишите их названия.

1.Ходит солнышко высоко, наливает  

                                               зерно соком,

   И как мирные ребятки, все сидят они

                    в  початке.     (Кукуруза)        

2.Круглое, румяное, я расту на ветке.

   Любят меня взрослые и маленькие            

                         детки.       (Яблоко)

3.Без окон, без дверей,

   Полна горница людей. (Огурец)

4.Круглый, полосатый,

   С огорода взятый,

   Сахарный и алый стал –

   Кушайте, пожалуйста!  (Арбуз)

5. Мала,  как мышь,

    Красна,  как кровь,

    Вкусна, как мёд (Вишня).

6.Скинули с Егорушки

    Золотые пёрышки –

    Заставил Егорушка

    Плакать и без горюшка. (Лук).

7. Головой на лук похож.

    Если только пожуёшь

   Даже маленькую дольку –

   Будет пахнуть очень долго. (Чеснок).

8.Золотая голова

    Велика, тяжела.

    Золотая голова

    Отдохнуть прилегла.

    Голова велика,

    Только шея тонка. (Тыква).

– Называние каких даров лета вы записали?

– Кто выполнил задание без ошибок?

Дети самостоятель-но отгадывают загадки, находят отгадку, раскрашива-ют и выписывают название  

дети показывают зелёный сигнал

Проверка по эталону

Регулятив-ные:

контроль, оценка своих действий

Слайд 15

Слайд 16

8. Включение  в систему знаний и повторение

– Итак, наше путешествие заканчивается. Мы возвращаемся в нашу любимую станицу … (Тбилисскую).

– Кто обратил внимание, в какой зоне края находится наша станица?

– Какие дары дарит лето нашему району, вашим садам и огородам?

– На Кубани говорят:  «Один день лета год кормит». Как вы понимаете эту пословицу?

– Кубанских художников  дары лета вдохновили на написание прекрасных картин. Посмотрите на них.

ответы детей

ответы детей

ответы детей

рассматрива-

ние репродукциё картин

  1. Домашнее  

   задание.

Составьте композицию из фруктов и овощей, которые выращивают в нашей местности и нарисуйте натюрморт.

Слайд 17

10. Рефлексия.

Заканчивается наш урок. Вы, ребята, молодцы. Активно трудились весь урок.

– Что нового вы узнали?

– Чему научились на уроке?

– Так чем же пахнет лето на Кубани?

У вас на партах лежат яблоки-раскраски.

Если вам было интересно на уроке, вы многое узнали, раскрасьте яблоко красным цветом, если было интересно, но что-то не получалось  – жёлтым цветом, если вам было скучно на уроке – зелёным.

– Свои яблоки наклейте на макет дерева. Оцените свою работу. Сделайте вывод о нашем уроке, глядя на яблоню.

ответы детей

Познавательные:

оценка процесса и результатов деятельности

Регулятив-ные:

волевая саморегуля-ция

Коммуника-тивные:

умение выражать свои мысли

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Презентация по кубановедению на тему “Ядовитые растения” 2 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Урок по кубановедению Ядовитые растения Краснодарского края Автор Низова В.А.

Описание слайда:

Урок по кубановедению Ядовитые растения Краснодарского края Автор Низова В.А., учитель начальных классов МОУ СОШ № 12 с. Майкопского Гулькевичского района Краснодарского края

2 слайд

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте вспомним о чём мы говорили на прошлом у

Описание слайда:

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте вспомним о чём мы говорили на прошлом уроке.

3 слайд

Вспомните названия этих растений ромашка шалфей цикорий крапива зверобой ландыш

Описание слайда:

Вспомните названия этих растений ромашка шалфей цикорий крапива зверобой ландыш

4 слайд

Что вы можете сказать об этих растениях? Плод какого из этих растений ядовит?

Описание слайда:

Что вы можете сказать об этих растениях? Плод какого из этих растений ядовит?

5 слайд

Ландыш Ландыш первый раз цветёт в возрасте 7 лет. Плод — круглая оранжево — к

Описание слайда:

Ландыш Ландыш первый раз цветёт в возрасте 7 лет. Плод — круглая оранжево — красная ягода. Всё растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян — лекарственные средства, которые укрепляют и улучшают работу сердца. Съеденные ягоды вызывают тяжелое отравление, тошноту, головокружение, пульс становится редким, пострадавший жалуется на головную боль и шум в ушах, выступает холодный пот.

6 слайд

Дурман обыкновенный

Описание слайда:

Дурман обыкновенный

7 слайд

Волчье лыко (волчья ягода)‏ жимолость крушина

Описание слайда:

Волчье лыко (волчья ягода)‏ жимолость крушина

8 слайд

Вороний глаз

Описание слайда:

Вороний глаз

9 слайд

Белена чёрная Это сорняк, встречающийся преимущество вблизи жилья, на улицах,

Описание слайда:

Белена чёрная Это сорняк, встречающийся преимущество вблизи жилья, на улицах, свалках и пустырях, а также на лугах. Ядовито все растение, но особую опасность представляют семена, похожие на маковые зерна, находящиеся в семенных коробочках. Первые признаки отравления проявляются через 30-60 минут. Лицо и шея краснеют, обильно выделяется слюна сменяющееся сухостью во рту, тошнота и рвота вызываются довольно редко. Наблюдаются судороги рук и ног. Пострадавшие очень возбуждены. Они бегают, кричат, смеются. Может вызвать смерть от остановки дыхания.

Читайте также:  Корень элеутерококка польза и вред

10 слайд

Мак Опийные сорта мака могут привести к сильному отравлению. . Симптомы отрав

Описание слайда:

Мак Опийные сорта мака могут привести к сильному отравлению. . Симптомы отравления маком такие же, как и при отравлении беленой черной. Может развиться заторможенность, замедляется пульс, дыхание, понижается температура тела.

11 слайд

Лютик Насчитывают около 170 видов лютиков. Некоторые из них применяются в нар

Описание слайда:

Лютик Насчитывают около 170 видов лютиков. Некоторые из них применяются в народной медицине, как лекарственные растения. Сок этих лютиков едкий и жгучий. При вдыхании его паров происходит раздражение дыхательных путей и глаз, появляются насморк, слезотечение, удушье и спазмы мышц гортани.

12 слайд

Чистотел Одно из самых популярных лекарственных растений средней полосы и юга

Описание слайда:

Чистотел Одно из самых популярных лекарственных растений средней полосы и юга России. Прежде чем использовать его как лечебное средство, необходимо знать, что чистотел считается сильным ядовитым растением и при передозировке могут последовать отравления. Чистотел и препараты из него хорошо заживляют раны, справляются с грибковыми заболеваниями. При отравлении чистотел вызывает тошноту, судороги, замедление пульса и резкое снижение давления. При сильном отравлении может наступить паралич сердечной мышцы и смерть.

13 слайд

Бузина Ядовиты ягоды, особенно незрелые. При употреблении цветков, ягод и лис

Описание слайда:

Бузина Ядовиты ягоды, особенно незрелые. При употреблении цветков, ягод и листьев, особенно свежих, может наступить отравление.

14 слайд

Болиголов пятнистый Отличается мышиным запахом. Растет на запущенных и заброш

Описание слайда:

Болиголов пятнистый Отличается мышиным запахом. Растет на запущенных и заброшенных участках, в сорных местах, по берегам озер и рек. Его сок может вызвать смерть, так как находящиеся в нем вещества вызывают паралич двигательных нервов. Особенно ядовиты семена – мелкие, серые, шаровидные плоды. Сок болиголова применяли в древности для приведения в исполнение смертного приговора.

15 слайд

Ясенец кавказский Растет по рощам, каменистым местам, в зарослях кустарников

Описание слайда:

Ясенец кавказский Растет по рощам, каменистым местам, в зарослях кустарников и по степным лугам. Прикосновение к растению вызывает на коже трудно заживающие ожоги, а вдыхание его запаха сильно раздражает слизистую оболочку носа. К этому растению ни в коем случае нельзя прикасаться и нюхать! Кожа в месте прикосновения краснеет, покрывается волдырями и образуется сильнейший химический ожог второй степени. Особенно опасны именно цветы и коробочки с семенами.

16 слайд

Запомните : 1) Отдыхая на природе, обходи стороной незнакомые растения, не пр

Описание слайда:

Запомните : 1) Отдыхая на природе, обходи стороной незнакомые растения, не пробуй их на вкус, не трогай руками, не нюхай. 2) В случае отравления или покраснения кожи срочно обратись за помощью к взрослым. 3) Если во время привала ты собираешься подкрепиться едой, вымой руки чистой водой с мылом, вытри их чистым носовым платком.

17 слайд

Распредели растения на группы бузина малина вороний глаз виноград волчье лыко

Описание слайда:

Распредели растения на группы бузина малина вороний глаз виноград волчье лыко рябина Ядовитые растения Съедобные растения

18 слайд

Дорогие ребята, спасибо вам за работу на уроке. А на прощание нарисуйте любое

Описание слайда:

Дорогие ребята, спасибо вам за работу на уроке. А на прощание нарисуйте любое ядовитое растение. До новых встреч.

Выберите книгу со скидкой:

Какую пользу приносят человеку эти растения кубановедение 2 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Какую пользу приносят человеку эти растения кубановедение 2 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Какую пользу приносят человеку эти растения кубановедение 2 класс

Курс повышения квалификации

Какую пользу приносят человеку эти растения кубановедение 2 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-324709

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Юлия Владимировна
Урок кубановедения во 2 классе на тему «Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений»

Разумова Юлия Владимировна

Урок кубановедения 2 класс (2018 г.)

Технологическая карта урока.

Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. Приветствие учащихся.

Эмоциональный настрой учащихся.

Проверка готовности к уроку. -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок кубановедения проведу у вас я. Зовут меня Юлия Владимировна.

-Мы продолжаем путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

-Проверим готовность к уроку!

-Каждый посмотрите на свое рабочее место и проверьте, все ли лежит у вас на парте. У вас на столах должны лежать учебники, тетради, дневники, пенал.

-Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах. Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II.Актуализация знаний.

Цель:актуализировать знания учащихся. Проверка знаний по прошлой теме урока. -На прошлом уроке вы изучали разнообразие растительного мира нашей местности. Проверим, как вы усвоили этот материал.

– На какие три группы можно разделить растения? (Травы, кустарники, деревья)

-Какие ярусы существуют в природе? Опишите каждый ярус. (К первому ярусу относятся– травы; ко второму ярусу относятся-кустарники; к третьему ярусу относятся-деревья.

– Назовите деревья, которые встречаются на Кубани? (Липа, дуб, сосна, береза, ольха, ясень, клен, ель)

-Какое дерево является символом России? (Берёза)

-Для чего нужна красная книга? (Для того чтобы спасти исчезающие виды растений) Проверяет качество усвоенного ранее материала. Контролирует и исправляет ошибки детей. Актуализируют свои знания по ранее изученному материалу. Отвечают на вопросы учителя.

III.Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Вступительное слово учителя о природе.

-Ребята, окружающий мир прекрасен. Прекрасны леса и поля, горы, моря и реки, животный и растительный мир во всем своем многообразии.

шторм, суховеи

– На прошлом уроке вы узнали о разнообразии растительного мира Кубани. Сегодня мы продолжим эту работу и познакомимся с вами с особенностями растений нашего края.

– Ребята, предлагаю с играть в игру. Посмотрите внимательно на доску. Вам нужно расположить растения в две колонки. Одна колонка называется «Лекарственные растения», вторая «Растения Кубани».

– В какой группе растений больше? (В группе «Лекарственные растений» растений больше)

Читайте также:  Масло живица польза и вред

-Так о каких растениях мы на уроке будем говорить? (На уроке мы будем говорить о лекарственных растениях)

– Какая тема урока? (Тема урока «Лекарственные растения»)

– Какие задачи поставим сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

– Познакомимся с лекарственными растениями нашего края.

-Узнаем, как правильно использовать лекарственные растения при заболеваниях.

-Узнаем, как можно заготовить лекарственные растения в домашних условиях. Обеспечивает мотивацию и понятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности.

Организует проблемное обучение, предлагает с играть в игру.

Внимательно слушают вступительное слово учителя.

Играют в игру, развивают логическое мышление.

IV.Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

Беседа с учащимися о лекарственных растениях.

– Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит.

– Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений. Человек использует растение как лекарство.

– Ребята, сейчас мы просмотрим видеоролик про лекарственные растения. Я прошу вас обратить внимание на виды лекарственных растений и на то, какую пользу они приносят людям. После просмотра вам будут заданы вопросы.

– О каких лекарственных растениях вы узнали, просмотрев видеоролик? (Ромашка, череда, одуванчик, крапива, зверобой, тысячелистник, мать-и-мачеха, календула, подорожник).

-Молодцы, ребята! Рассказ учителя о растениях. Показ видеоролика для учащихся. Задает вопросы учащихся.

Слушаю рассказ учителя. Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы учителя.

Работа по учебнику -Ребята, теперь мы с вами поработаем с учебником. Откройте свои учебники на странице 20-ой.

-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Что это за растение? (Подорожник)

– Давайте прочитаем информацию, о подорожнике которая написана в учебнике. После прочтения вам будут заданы вопросы по тексту.

-Как люди называют подорожник? (Зелёным бинтом называют это растение)

-Почему именно это растение назвали «зеленым бинтом»? (Его листья упругие, с прочными жилками, содержат вещества, которые способствуют быстрому заживлению ран и ссадин)

-Где именно появляется подорожник? (Подорожник появляется там, где когда-то прошёл человек)

-Правильно! Вы большие молодцы! Работа по учебнику. Задает вопросы учащихся по тексту, который находится в учебнике. Читают информацию в ученике. Отвечают на вопросы учителя. Ищут информацию в тексте.

Знакомство с растениями -Ребята, а сейчас мы с вами узнаем об особенностях некоторых лекарственных растений, которые произрастают в нашем крае.

-Угадайте о каком лекарственном растении пойдет сейчас речь?

– С желтыми цветками я,

Есть две мамы у меня. (Мать-и-мачеха)

-Откройте свои памятки. Откройте станицу 4- ую. Найдите информацию о данном растении и прочитайте ее.

– Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.

Мать–и–мачеха – многолетнее травянистое растение похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются жёлтые цветочные корзиночки мать–и–мачехи. Цветки–корзиночки находятся на стеблях, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизменённые листья.

– Цветки мать-и-мачехи могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зелёные, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что значит кашель.

-Ребята, а как вы думаете, от чего помогает это растение? (Ответы учащихся)

– Действительно, это растение – прекрасное средство от кашля. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

– В народе есть легенда…

У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.

Вот такая необычная легенда характеризует растение Мать-и-мачеха! Учитель загадывает загадки про лекарственные растения. Рассказывает информацию о растениях. Задает вопросы учащимся. Отгадывают загадки, которые задает учитель. Слушают информацию о растениях. Отвечают на вопросы педагога.

Физкультминутка

Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся.

Физкультминутка

-Ребята, а теперь немножко отдохнем. Встаньте, выйдите из-за парт и повторяйте за мной.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

-Тихонько присаживаемся и продолжаем работу. Снимает напряжение, обеспечивает снятие усталости. Выполняют упражнения вместе с учителем.

Работа с учебником -Чтобы узнать следующее лекарственное растение, нужно отгадать загадку. Прочитайте на экране.

Ты растения не тронь.

Жжется больно, как огонь.

Хоть и жжётся,

Но красива,

Всем известная …. (Крапива)

– А знаете, почему крапива обжигает? (Ответы детей)

– А насколько правильны ваши ответы мы узнаем из учебника.

-Обратите внимание на станицу 21-ую. Найдите где именно написано про крапиву.

– Так почему же крапива ожигает? (На ее листьях и стеблях есть особые волоски, каждый из них – как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся-получается укол.)

-Что надевают люди при заготовке крапивы? (При заготовке крапивы люди надевают перчатки)

– Ещёв древности знахари писали: (знахари это люди, которые лечили) «Берём сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам – она раны вычистит и заживит». В крапиве есть вещества, убивающие микробы, а ещё она хорошо останавливает кровь. Отваром моют голову. Используют её и для изготовления красок. А как вкусен суп из крапивы, так как в крапиве много витаминов.

– Крапива полезна не только людям, но и бабочкам – адмиралу, павлиньему глазу, гусеницам, которые едят её листья. Одна из таких бабочек даже названа в честь своей травы – кормилицы. Узнай её название (крапивница).

– Давайте познакомимся еще с одним лекарственным растением.

Если травку ты сорвешь,

Руки, знай,