Какую пользу приносит ветер человеку 3 класс
Наш природный волшебник без рук, без ног ворота отворяет, силен, могуч, гоняет стаи туч. И это только «цветочки»! Потоку воздуха, который постоянно движется параллельно земной поверхности, под силу всё и даже больше. Очень важно, что он представляет собой неиссякаемый источник энергии. Как человек использует ветер? Все уже наверняка догадались, что речь идет именно о нем.
Приносит то прохладу, то тепло
Человек ценит силу ветра с незапамятных времен. Еще до наступления нашей эры природный помощник «гнал» по рекам и морям лодки, качал воду для орошения полей, перемалывал зерна. В итоге совершались географические открытия, колосились угодья, наполнялись мукой закрома.
Однажды человек разумный придумал, как превратить ветер в электрическую энергию, кардинально изменив условия своего существования. Ниже мы подробно поговорим о том, как человек использует ветер, но для начала отдадим должные почести самому «летучему голландцу».
Не будь движения воздуха, жаркие страны превратились бы в адскую сковороду, холодные – заледенели окончательно и бесповоротно. Но наш славный помощник «разбавляет» крайности, принося прохладу и тепло туда, где о них мечтают, как о манне небесной. Ветер, как непослушных барашков, гоняет по небу вечные облака. Так по земному шару распределяются осадки – дождь, снег.
Двусторонняя связь
Как возникает ветер? Земной шар окружает атмосфера – мощный живительный газовый слой (воздух), который имеет вес и давит на поверхность планеты и на все предметы на ней. Это давление распределяется неравномерно, в зависимости от степени прогрева земли солнечными лучами.
«Батарея» литосферы чем-то напоминает квартирную (поймет почти каждый: вверху горячая, внизу холодная, в середине – «так себе»). В глобальном варианте все гораздо сложнее: важен угол наклона потоков тепла от светила (падают ли они прямо или касаются земной поверхности вскользь), а также характер подстилающей поверхности (суша, море, лес, поле, равнина, горы).
Под влиянием двусторонней взаимосвязи «давление-нагрев» воздух обретает знакомые людям черты непостоянства: теплый движется вверх, холодный – вниз. Одновременно «летучий чертенок» шарахается вправо и влево (из области повышенного давления в область пониженного, чем больше разница, тем сильнее ветер). Обсудим, как человек использует ветер, движение воздуха.
Скачок в развитии цивилизации
Говоря научным языком, на Земле непрерывно идут процессы вертикального и горизонтального перемещения воздушных масс. Муссоны, пассаты, бризы (виды ветров) таят много возможностей. Человек понял: грех ими не воспользоваться. И приступил к обузданию непокорного подарка природы – изобрел парус.
Вот пример того, как человек использует ветер, точнее использовал. Древние египтяне вели активную торговлю с соседними государствами. Нил бороздили парусные суда, загруженные товарами и трофеями, к числу которых относились рабы. Можно представить тоскливые взгляды невольников, устремленные в небо. Наполненные ветром огромные плотные куски светлой ткани на мачте казались им черными.
Пользовались парусом жители восточного побережья Средиземного моря финикийцы. «С ветерком» добравшись до места впадения Нила в межматериковую водную жемчужину, они открыли для себя «египетский рынок сбыта» товаров, нашли, что купить у партнеров. Позже могучий «гоняльщик туч» помог представителям Финикии обогнуть Африку. Так постепенно расширялись горизонты развития цивилизации.
Все перемелется
Моря и океаны – главные просторы обитания ветра: «гуляке» есть где разогнаться, куда свернуть. На суше ему тесновато. Но человека разумного этим не напугать: за тысячелетия до наступления новой эры существовали ветряные колеса (главная деталь мельницы). На земном шаре найдутся аэродинамические механизмы для измельчения зерна возрастом в 3000 лет (Александрия).
О том, как люди используют силу ветра, рассказывает богатая мукомольная история человечества. За две сотни лет до н. э. в Персии работали ветряные мельницы с вертикальной осью вращения (в Китае они появились еще раньше). Мы привыкли к изображениям мельницы с крыльями в виде огромного осевого вентилятора. Движение вертикальных лопастей напоминало кружение юлы.
Их делали из камыша, который закрепляли на раме. Мельницу обносили стеной: атмосферный «бродяга» ударялся об нее и «отскакивал» в нужном направлении. При помощи ветряных колес вавилоняне осушали болота (откачивали воду). История хранит сведения о существовании маслобоен, лесопилен, бумагоделен, работающих при помощи ветра. При изучении фактов, как человек использует ветер (движение воздуха), мельница оказывается далеко не «одинокой».
На большом воздушном шаре
Мы уже упоминали, что нагретый воздух устремляется вверх. Осознав это, люди решили использовать это свойство в своих целях: из плотной ткани сшили огромный воздушный шар с отверстием внизу, через которое наполнили его горячим воздухом.
Экспериментаторы братья Монгольфье проделали это в 1783 году. В привязанную к шару корзину посадили домашнюю живность. Первые «шаронавты» – уточка, петушок-золотой гребешок и барашек, некоторое время парили в небесной синеве, после чего благополучно приземлились. Вскоре на шаре стали поднимать в воздух человека. Говоря о том, как человек использует ветер (движение воздуха), воздушный шар обойти вниманием невозможно.
В помощь наблюдателям
Необычные летательные аппараты послужили людям во многих отраслях деятельности. Благодаря им они смогли осматривать окружающие территории с высоты птичьего полета (в военных целях это особенно важно), составлять планы местности. Появились первые воздушные путешественники.
В августе 1887 года русский ученый-химик Дмитрий Менделеев, занимавшийся изучением свойств газов и жидкостей, а также верхних слоев атмосферы, на аэростате, наполненном водородом, поднялся вверх, чтобы наблюдать за солнечным затмением. Дело было в 18 верстах от Клина. Полет шара вызвал огромный интерес у современников.
Летал 53-летний светила науки один. Шар не смог подняться на нужную высоту, но почти на 4 километра (3,8) взмывал. Облака заслоняли солнце, однако Менделеев умудрился частично изучить солнечную корону.
Можно ли управлять ветром?
Воздушный шар управлению человеком не подчиняется, зато полностью послушен ветру. Ученые согласиться с таким положением дел не могли. Они изобрели рычаги управления (руль и гребной винт). Так появились аэростаты. Только воздух свои позиции сдает неохотно. Вот и Менделеева через 100 километров атмосферный «шалун» приземлил там, где Дмитрий Иванович «сесть» и не гадал: в имении писателя Салтыкова–Щедрина, между Калязином и Переславлем-Залесским.
В ходе изучения вопроса, как человек использует ветер (движение воздуха), вентилятор упоминается в таком контексте: будет ли двигаться лодка, если парус наполнить мощным искусственным воздушным потоком? Одни высказывают такое предположение: если вентилятор установлен внизу (т. е. наполняет парус снизу), импульс потока воздуха направляется под углом к горизонту и, отражаясь от паруса, тоже горизонтален, то поплывет. Другие говорят: для однозначного ответа на вопрос нужен эксперимент в идеальных условиях.
Природному «братцу» идеальные условия ни к чему. Он живет себе на просторе, служит людям, время от времени проявляя свой непокорный нрав. Полемизируя на тему «Как человек использует ветер?», люди все чаще говорят о том, что этот дар природы используется недостаточно широко, спектр применения будет расширяться.
-Умеете задавать вопросы? Молодцы!!!
-А теперь «обстрел вопросами» ДА/НЕТ
1. Имеет ли ветер цвет?
2. Может ли земля жить без ветра?
3. Ветер может быть чистым?
4. Верно ли что при ветре дышится лучше?
5. Ветер загрязняет природу?
6. Изменяется ли температура воздуха при ветре?
Актуализация знаний. Постановка цели урока.
– О чем пойдет речь на уроке?
-Что вы знаете о ветре?
Ты уже знаешь, что воздух постоянно движется.
Выйдя из дома на улицу, сразу ощущаешь ветер.
Иногда ветер чуть заметен, а иногда дует с большой силой.
Учащиеся определяют цель, которую нужно достичь к концу урока.
-Что бы вы хотели узнать ещё о ветре?
Ответы детей
Откуда берется ветер?
Для чего он нужен?
Какой бывает ветер?
Кому приносит пользу ветер? …
• Ты узнаешь, какое имеет значение ветер на Земле.
• Сможешь приводить примеры пользы и вреда ветра.
Какие бывают ветры? Ураган, Смерч, Вьюга …
Звучит музыка Дети выполняют задание под музыку:
• Покрутились вокруг себя, так чтобы мы увидели какой вы ветер!!!
• Закрутились …
Деление ребят на группы
Каким вы ветром почувствовали себя?
1. Ветром буря ( шарик, песок тетрадь)
2. Ураганом
3. Смерчем
4. Вьюгой ( снежинки и фен)
Работа по группам
1.Задание: Используя разный источник информации (словарь, планшет, текст, энциклопедию)
Подготовьте информацию о видах ветра.
Это одно из самых разрушительных явлений природы: проходя по поверхности земли, он выворачивает с корнями деревья, срывает крыши домов, обрушивает опоры линий электропередач и связи. Может существовать в течение нескольких дней, ослабевая и вновь набирая силу.
(Г) Эксперимент «Ураган своими руками».
Учитель предлагает обсудить в группе вопрос «Как образуется ураган?», выдвинуть гипотезу и провести эксперимент по плану.
• Возьми отрезок веревки длиной 100 см.
• Привяжи к его концу мягкую игрушку.
• Встань на безопасное расстояние.
• Раскрути веревку у себя над головой.
• Что ты ощущаешь, когда начинаешь крутить веревку все быстрее?
– Подтвердилась ли в ходе эксперимента ваша гипотеза?
Информация, которые примерно найдут учащиеся:
Смерч Иногда ветер закручивается в столб, который в свою воронку, как гигантский пылесос, втягивает все, что попадается на пути. Это явление называется смерч. Особенно часты смерчи в Северной Америке. Там их еще называют торнадо. Вспомни историю девочки Элли, чей домик торнадо перенес в Волшебную страну Оз.
(Г) Эксперимент «Смерч в бутылке».
Учитель предлагает провести эксперимент по плану:
• Возьми прозрачную пластиковую бутылку.
• Вылей в бутылку одну чайную ложку прозрачного жидкого мыла.
• Скатай из алюминиевой фольги 5 маленьких шариков и брось в бутылку.
• Наполни бутылку водой.
• Добавь пару капель синего пищевого красителя.
• Покрути бутылку.
– Что ты увидел в бутылке?
– Как с помощью этого эксперимента можно объяснить другу, как образуется смерч?
Т.Б. Как нужно вести себя, если получено сообщение о сильном ветре. мозговой штурм по вопросу.
(Не выходить на улицу; если находишься на улице, то не становиться под деревьями, под вывесками, так как повышается вероятность их падения.)
Записываю ответы учащихся на доске.
Акцент на внимание о важности соблюдения правил техники безопасности.
2.Задание: Составление коллажа
Вывод: ??? Ветер может быть разный.
Как вы думаете, ветер приносит только вред или пользу?
Работа в группе: составьте коллаж
Вывод: Если бы не было ветра, то дождь шел бы в одном месте, где возникали тучи. Например, над океанами, где влаги более чем достаточно, не прекращались бы ливни, а над материками не выпадало бы ни капли дождя. Это ветер приносит живительную влагу с океанов на сушу. Именно ветер уносит загрязненный воздух из городов, недаром в ветреную погоду легче дышится. С древних времен люди использовали энергию ветра для морских путешествий и для помола зерна. Ветер может быть другом и помощником, но бывает врагом и разрушителем. Один из таких грозных ветров – ураган.
Дескриптор
Привести примеры вреда ветра,
Привести пример пользы ветра.
Сделать вывод:
Фиксируют результаты проведенного исследования в виде диаграмм
Оценивание в группе стикером Метод Погадаева Т.
Чьё выступление понравилось больше всего, приклейте стикер
3.Задание:
Создай модель
-Откуда дует ветер?
Как это можно узнать?
С помощью чего можно определить направление ветра? (Флюгера)
Исследование: Инструкция по проведению исследования:
1. На пластиковый стакан нанести маркером обозначения сторон горизонта: Ю, З, С, В.
2. Сделать отверстие точно в середине дна стакана. В этом отверстии разместить карандаш с ластиком на конце.
3. Из цветной бумаги вырезать треугольник и четырехугольник.
4. Треугольник и четырехугольник прикрепить к двум концам трубки. 5. С помощью канцелярского гвоздя прикрепить пластиковую трубку к концу карандаша с ластиком.
6. Испытать модель с помощью вентилятора или фена.
7. С помощью изготовленной модели определить направление струи воздуха.
8. Записать результаты исследования.
9. Сделать вывод.
В результате исследования учащиеся сделают вывод, что направление ветра можно определить по флюгеру. Напомните, что модель является представлением полученного результата.
Вывод: – Что у нас получилось? Флюгер Для чего он нужен? … Защита каждой команды. -Какое мы с вами сделали открытие? (мы научились делать флюгер и определять направление ветра.)
Просмотр видео: Откуда берется ветер
Вывод:
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация к уроку развития речи “Ветер. Направления ветра”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МКОУ «Богородская школа №8» Открытый урок развития устной речи 3 класс Подготовила учитель начальных классов Горева А.А.
2 слайд
Описание слайда:
Проверка д/з Тест. 1) Имеет ли воздух цвет? 2) Может ли человек жить без воздуха? 3) Воздух обязательно должен быть чистым? 4) Верно, что в городе дышится лучше, чем в лесу? 5) Машины загрязняют воздух? 6) Температуру воздуха измеряют термометром?
3 слайд
Описание слайда:
Проверка д/з Тест. 1) Имеет ли воздух цвет? – 2) Может ли человек жить без воздуха? – 3) Воздух обязательно должен быть чистым? + 4) Верно, что в городе дышится лучше, чем в лесу? – 5) Машины загрязняют воздух? + 6) Температуру воздуха измеряют термометром? +
4 слайд
Описание слайда:
Отгадайте загадку. Без рук, без ног, По полю рыщет, Поет да свищет, Деревья ломает, К земле приклоняет.
5 слайд
Описание слайда:
М.Исаковский «Ветер» Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше; Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых. И расправив бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперегонку с пылью.
6 слайд
Описание слайда:
Тема урока «Ветер. Направления ветра»
7 слайд
Описание слайда:
Что такое ветер? Как образуется ветер? Направления ветра. Какую пользу приносит ветер?
8 слайд
Описание слайда:
Опыт 1. Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.
9 слайд
Описание слайда:
Опыт 2. Надуйте воздушный шарик и отпустите. Мы ощущаем ветерок – это движение воздуха.
10 слайд
Описание слайда:
Как возникает ветер?
11 слайд
Описание слайда:
Объяснение. Ветер – это движущийся воздух. Земля в разных местах по- разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
12 слайд
Описание слайда:
Способы определения направления ветра По местным признакам: отклонение дыма от труб, раскачивание деревьев; С помощью метеорологических приборов: флюгер и компас
13 слайд
Описание слайда:
Флюгер – прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра.
14 слайд
Описание слайда:
Направления ветра Компас- устройство для ориентирования на местности и определения сторон света Север-северный Юг – … Запад – … Восток – …
15 слайд
Описание слайда:
Физкультминутка Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише. Деревцо все выше, выше.
16 слайд
Описание слайда:
Какие бывают ветры? Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу. А бывают сильные и грозные – ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений.
17 слайд
Описание слайда:
Ветры бывают злые Смерч Ураган
18 слайд
Описание слайда:
Ветер-друг или враг? Ветры переносят семена многих растений, помогают работать мельницам, получать электроэнергию (ветряные мельницы), плыть парусникам. А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух заводами и машинами
19 слайд
Описание слайда:
Ветер-друг или враг? Ветер обладает разрушительным действием Наводнения Ураганы Бури
20 слайд
Описание слайда:
Может ли человек создать искусственный ветер? Вентилятор – предназначен для движения воздуха которым мы дышим. Сквозняк . Если в помещении открыть одновременно форточку и дверь, то возникает сильное движение воздуха.
21 слайд
Описание слайда:
Ответьте на вопрос. Какой бывает ветер? Северный Ураганный Сильный Горячий Зеленый Пестрый Холодный Порывистый Сырой Слабый Сладкий Широкий
22 слайд
Описание слайда:
СКАЗКА О ВЕТРЕ Жил-был ветер. Сначала хорошо жил, весело. Везде и всюду ветру радовались. Подует ветер с поля — аромат колосьев принесет. Люди довольны. С луга ветер подует — запах цветов, травы прилетает. Снова люди довольны. Ну а уж если с моря ветер влажную соленую прохладу принесет — люди радуются, нарадоваться не могут. Ветер умел делать множество вещей… Домашнее задание. Запомнить направления ветра. Творческое задание: досочинить сказку про ветер.
23 слайд
Описание слайда:
Спасибо за урок!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДВ-285718
Вам будут интересны эти курсы: