Какую пользу приносит людям ветер 3 класс
Ветер может создавать и разрушать, может помогать, а может и уничтожать. Беспрерывно на Земле дуют ветры. На этом уроке мы узнаем, почему дует ветер, как определить силу ветра, его направление при помощи флюгера и анемометра. Какова роль ветра в жизни и хозяйственной деятельности человека, какие виды ветров существуют.
Тема: Неживая природа
Урок: Ветер
1. Ветер – движение воздуха
Мы знаем, что Солнце греет Землю неравномерно: в одном месте теплее, а в другом – холоднее. Массы холодного воздуха перемещаются туда, где теплее, ведь там, где солнечного тепла было больше, воздух нагрелся, стал легче и поднялся вверх. Перемещение над поверхностью земли теплого и холодного воздуха называется ветром.
Рис. 1. Ветер (Источник)
Движение теплого и холодного воздуха на Земле беспрерывно.
Рис. 2. Схема образования постоянных ветров (Источник)
Ветер – это явление природы, но такое движение воздуха можно наблюдать даже в помещении. Если открыть дверь комнаты и поднести к проему зажженную свечу, ее пламя будет отклоняться в сторону коридора. Этот опыт доказывает, что теплый воздух комнаты поднялся вверх и выходит в коридор, вытесняемый холодным воздухом, который находился внизу. Поэтому если свечу поставить на пол, пламя свечи будет отклоняться в сторону комнаты, указывая направление движения холодного воздуха.
Рис. 3. Опыт по определению направления ветра в помещении (Источник)
В течение дня суша нагревается быстрее и сильнее, чем вода. Но она и остывает быстрее. Поэтому температура над морем и сушей бывает различной: днём воздух теплее над сушей, а ночью он теплее над морем.
Поэтому днем холодный воздух со стороны моря перемещается на сушу (этот ветер называется дневным бризом), а ночью ветер дует в обратном направлении – с суши на море (это ночной бриз).
Рис. 4. А – Дневной бриз, В – Ночной бриз (Источник)
Чем больше разница температур в различных областях земного шара, тем быстрее перемещаются воздушные массы, тем сильнее дует ветер. Для безопасности жизни и облегчения ведения хозяйства человеку важно знать направление ветра. Если ветер дует из арктической зоны, то приносит холод, а если из экваториальной – тепло.
2. Направление и сила ветра
Существует специальный прибор, с помощью которого определяется направление ветра – флюгер.
Рис. 5. Флюгер (Источник)
На метеорологических станциях за направлением ветра следят с помощью флюгера, который устанавливается на высоте 10 м. Он состоит из легкой металлической пластины, которая вращается вокруг своей оси в определенную сторону, указывающую направление ветра. Ветер получает название по той стороне света, откуда он дует: с севера – северный, с юга – южный.
Рис. 6. Определение направления ветра (Источник)
Для определения силы ветра тоже есть специальный прибор – анемометр: чем сильнее дует ветер, тем быстрее крутится вертушка прибора.
Рис. 7. Анемометр (Источник)
Ветер бывает разной силы: слабый, умеренный, сильный.
Рис. 8. Определение силы ветра (Источник)
Если ветер слабый, то на деревьях качаются только листья.
Рис. 9. Слабый ветер (Источник)
Умеренный ветер покачивает и ветви деревьев.
Рис. 10. Умеренный ветер (Источник)
А сильный ветер гнет деревья, срывает из ветви и верхушки.
Рис. 11. Сильный ветер (Источник)
3. Роль ветра в жизни человека
Ветер – это явление природы, но он очень помогает человеку. Ветер гонит облака над землей, и в разных местах выпадают дождь, снег, град. От городов ветер уносит загрязненный воздух, а приносит свежий воздух с полей, лесов и лугов. Высушивает дороги, надувает паруса кораблей, вращает крылья ветряных мельниц, разносит семена и пыльцу растений.
Рис. 12. Ветер сушит дороги (Источник)
Рис. 13. Ветряная мельница (Источник)
Рис. 14. Ветер разносит семена растений (Источник)
Рис. 15. Принесенный ветром снег (Источник)
Рис. 16. Поднятые ветром волны (Источник)
Рис. 17. Наполненные ветром паруса (Источник)
Человек давно научился использовать энергию ветра: ветряная мельница – это пример преобразования энергии ветра в механическую энергию. Но сейчас хозяйственная и бытовая деятельность человека тесно связана с электричеством, поэтому для получения электрической энергии из энергии ветра был создан ветрогенератор. Энергия ветра – это возобновляемый вид энергии, так как она является следствием деятельности Солнца. Ветроэнергетика является бурно развивающейся отраслью.
Рис. 18. Ветрогенераторы (Источник)
Рис. 19. Строение ветрогенератора (Источник)
4. Виды сильных ветров
Но временами ветер достигает огромной силы, он называется ураганом. Такой ветер ломает деревья, сносит крыши домов, обрывает провода, поднимает высокие волны. Сильный ветер на море называется штормовым.
Рис. 20. Шторм (Источник)
Смерч или торнадо– чрезвычайно сильный атмосферный вихрь, где ветер обращается вокруг оси по спирали. Принимает форму столба диаметром от десятков до нескольких сотен метров и существует от нескольких минут до нескольких часов.
Рис. 21. Смерч (Источник)
Наиболее часто (несколько десятков случаев в год) смерчи наблюдаются в Аллее торнадо в США – в полосе от северного Техаса до Айовы. Здесь наиболее значительна разница температур между холодными и тёплыми воздушными массами. В России смерчи чаще наблюдаются в европейской части, особенно в центральной полосе и на юге, однако не более 1-2 раз за несколько лет. Серия смерчей в августе 2002 года в районе Новороссийска вызвала гибель около 60 человек и нанесла значительный материальный ущерб.
Буран – это сильный ветер с большим количеством снежных масс, сопровождающийся плохой видимостью на дорогах и на любой другой местности.
Рис. 22. Буран (Источник)
Суховей – ветер с высокой температурой и низкой относительной влажностью воздуха в степях, полупустынях и пустынях.
Рис. 23. Суховей (Источник)
Итак, ветер может и созидать, и разрушать.
На следующем уроке мы вспомним, какие свойства воздуха нам уже известны из предыдущих уроков. Рассмотрим ряд экспериментов, которые познакомят нас с новыми свойствами воздуха: его объемом, весом и упругостью. А также узнаем, где люди используют свои знания о свойствах воздуха в обычной жизни.
Список рекомендованной литературы
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
- Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
- Академик (Источник).
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
- Методический кружок (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Составьте тест (4 вопроса с тремя вариантами ответов) на тему «Ветер».
- Подготовьте сообщение о смерчах на территории нашей страны.
- Проведите опыты по доказательству движения теплого и холодного воздуха. Опишите свои действия, наблюдения, результаты.
- *Напишите сказку или фантастический рассказ на тему «Подхватил меня теплый ветер».
Источник
Анонимный вопрос · 14 января 2018
13,3 K
В некоторых случаях одни и те же природные явления могут быть полезными и опасными. Ну, например, ветер. Польза может заключаться в том, что ветром переносятся семена растений, иногда на дальние расстояния. Если говорить о вреде, то тот же ветер может вызывать песчаные бури, или способствовать распространению лесных пожаров.
Какую пользу и вред приносит ветер?
Естезтвознание????????
Скажите Дмитрий Р.
Пожалуйста
И ещё можете сказать какие виды ветров бывают
Я знаю только что бывают виды ветров Бриз и Муссон и всё Читать далее
Сисадмин, немного блогер lifeservice.me
Планета Земля с ее многообразием жизни, красивых и опасных ландшафтов, как и виды, живущие на ней, постоянно эволюционирует. Вулканы выбрасывают тонны углекислого газа и других веществ в атмосферу. Землетрясения эрозия почвы и смена привычных ландшафтов. Мы до конца не знаем «планов планеты», пока все устроено так что среда дает жизнь миллиардам существ.
Так может может каждый предположить.А конкретно кто может ответит? Поживём…. увидим….
Почему охрана окружающий среды так важна для всего человечества?
Окружающая среда — это вкупе с планетой Земля дом для людей, жителей Земли. Загрязняя среду обитания или пренебрегая её защитой, игнорируя, не заботясь о ней, люди создают условия невозможности существования на этой самой Земле. Себе, растениям, животным, инфузориям-туфелькам. Уже сейчас нам трудно дышать в больших городах, уже сейчас много грязных рек, озер, исчезающих морей, видов растений и животных. Мы не можем пить воду просто из крана, а когда что-то едим, сомневаемся, всё ли в порядке с этой едой!
Прочитать ещё 8 ответов
Если кислород вырабатывают деревья, почему мы можем дышать в пустыне?
Любитель что-то починить, почти биолог
Пустыня не ограждена воздухонепроницаемыми стенами, чтобы туда не поступал кислород. Молекулы газа в движении, они не стоят на одном месте, а еще существует ветер и разные атмосферные слои, поэтому на поверхности Земли воздух должен быть равномерен. Он будет отличаться в тех местах, где расположены источники выделения отдельных газов. Поэтому, находясь в лесу, мы можем почувствовать легкое головокружение от большого количества кислорода.
Странно, что вопрос про пустыню. Ведь любые пустыни располагаются не так далеко от источников кислорода, в отличие от Антарктиды. Но даже до туда, через океан и ветра, дойдет тот нужный всему живому газ.
Прочитать ещё 3 ответа
Чем обусловлено паранормальное потепление этой зимой?
Паранормальное потепление зимой замечено уже лет как 15. Обусловлено оно общим изменением климата на планете, а вот что вызывает изменения климата вопрос дискуссионный. Основная версия — парниковые газы, образующиеся от промышленности и транспорта.
Почему птицы летают, несмотря на гравитацию?
Птицы летают, используя аэродинамику и мышечное усилие. Это обеспечивается строением крыла и особенностями мышечной системы птиц. Аэродинамика крыла и использование восходящих потоков воздуха позволяет многим видам подолгу «парить» в воздухе без видимых движений.
Прочитать ещё 1 ответ
Почему природа нуждается в защите?
Книги, звери и еда — это хобби навсегда.
Природа нуждается в защите, потому что человек ее загрязняет и разрушает и может нанести ей непоправимый вред. Как пример — заболачивание и засоление почв, загрязнение нефтепродуктами, радиоактивными отходами и свалками.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник
Окружающий мир «Планета знаний» 3 класс
Тема: Ветер.
Цели: Познакомить с понятием ветра, как движения воздуха; с причиной возникновения ветра.
На основе эксперимента доказать, что воздух постоянно перемещается.
Рассмотреть изменение направления движения воздуха в разное время суток.
Определить положительную и отрицательную роль ветра в жизни людей.
Знакомство с профессиями людей, занимающихся измерением и изучением ветров.
Воспитание умения слушать сообщения одноклассников.
Развивать умение анализировать и делать выводы. Формировать умение наблюдать.
Развивать кругозор, мышление, наблюдательность, творческое воображение.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку, наличия учебника, печатной тетради.
2. Повторение изученного.
Опрос с использованием карточек.
- Назови три состояния, в которых могут находиться окружающие нас вещества.
- Какое значение для Земли имеет её атмосфера?
- Воздух – это смесь газов. А из каких веществ он состоит?
- Какие свойства воздуха ты знаешь?
- Где летом прохладнее: в лесу или в поле? Почему?
- Почему в холодный день внутренние части оконных стёкол запотевают?
3. Основная часть
Загадка про ветер.
Фырчит-рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, с ног сбивает,
Слышишь его, да не видишь его. (ветер)
У.: Какая тема нашего урока?
Определение и формулировка темы урока.
У.: Как вы думаете, что такое ветер? (движение воздуха).
У.: Поверхность Земли нагревается неодинаково. Может ли это быть причиной движения воздуха? (ответы детей).
Почему воздух начинает двигаться? (ответы детей)
Земная поверхность нагревается от солнечных лучей неодинаково. Там, где она прогревается сильнее, воздух становится легче и поднимается вверх. Его место занимает более холодный воздух. Он движется из тех мест, где поверхность земли прогрета меньше. Так возникает движение воздуха вдоль земной поверхности.
Доклад «Почему дует ветер»
У.: Ветер – это явление природы. Но движение тёплого и холодного воздуха можно наблюдать и в комнате.
Наблюдение эксперимента.
Наблюдение за отклонением пламенем свечи, помещённой в верхней и в нижней части приоткрытой двери.
Пламя свечи, помещённой в верхней части приоткрытой двери, отклоняется в сторону коридора. Значит, тёплый воздух, который находился вверху, выходит из комнаты через верхнюю часть приоткрытой двери в коридор. Его вытесняет холодный воздух, который находится внизу, и входит в комнату через нижнюю часть приоткрытой двери. Поэтому пламя свечи отклоняется в сторону классной комнаты.
У.: Куда в тёплое время года дует ветер ночью на берегу водоёма – в сторону суши или в сторону водоёма?
Ночью суша быстрее охлаждается. А вода долго сохраняет своё тепло. Поэтому ночью воздух над водой теплее, чем над берегом водоёма. Тёплый воздух поднимается вверх с поверхности водоёма. На освободившееся место движется холодный воздух с суши. Ветер дует с берега на водоём. А днём наоборот.
У.: Чем больше различается температура воздуха над разными территориями, тем быстрее перемещается ветер и тем сильнее ветер.
Нужно ли человеку знать, откуда, и с какой силой дует ветер? (ответы детей)
Доклад «Откуда дует ветер».
У.: Ветер – это явление природы. Какую роль он играет в жизни людей? Положительную или отрицательную? (ответы детей)
Доклад «Какая от ветра польза?
Доклад «Какие злые ветры дуют над землёй»
4. Закрепление. Работа в печатных тетрадях.
Стр. 42 № 55. Показать красными стрелками движение тёплого воздуха, а синими – холодного. Объяснить, как движется воздух, и от чего это зависит.
5. Дополнительное задание.
Нарисовать собственный флюгер.
6. Итог урока
— Что такое ветер?
— Какую роль в жизни человека играет ветер?
— Как измеряют направление ветра?
— Что нового узнали на уроке?
7. Домашнее задание
С. 54-55 читать
Приложение
Откуда дует ветер?
Людям важно уметь определять направление ветра. Ведь перемена ветра несёт перемену погоды. Например, северный ветер во многие области нашей страны приносит похолодание, южный – потепление, ветер с моря несёт влагу, из засушливых областей дуют сухие ветры.
Называют ветер по той стороне горизонта, откуда он дует. Если ветер подул с северо – запада, то говорят, что он северо – западный, если с юго – запада – юго – западный.
Зная стороны горизонта и умея ориентироваться на местности, вы можете определить, откуда дует ветер. Направление ветра можно узнать по развевающемуся флажку, по направлению дыма, идущего из труб.. Но более точно это можно сделать с помощью флюгера.
Флюгер – прибор, стрелка которого свободно вращается на вертикально установленном стержне. Острый конец стрелки всегда направлен против ветра. Ниже стрелки прикреплены неподвижно восемь стерженьков – указателей основных и промежуточных сторон горизонта.
Флюгер изобрели несколько тысяч лет назад. Во многих городах стало обычаем украшать шпили высоких зданий флюгером.
Почему дует ветер?
Представь, что мы сейчас не в комнате, а на лесной поляне. Сидим мы с тобой у костра и смотрим, как охватывает огонь сухие ветки, как с треском взмывают ввысь искры. Отчего искры летят вверх? Может, их что – то подталкивает? Только что?
Давай понаблюдаем за костром. Когда костёр горит жарко, без дыма, то можно увидеть, как над ним, устремляясь вверх, струится горячий воздух. Вот он – то несёт к небу искры.
А может, ты видел, как дрожит воздух над асфальтом? Так происходит потому, что солнце накаляет асфальт, а асфальт нагревает воздух. Тёплый воздух легче холодного, вот он и поднимается вверх, а кажется, что он дрожит.
Солнце греет не только твой двор, но и твоё село или город, поля и леса. С каждым летним днём становится всё теплее и теплее. И воздух над землёй делается всё теплее и легче. Поднимаются высоко в небо тёплые воздушные потоки.
А в это же время где – то на Земле стоит холодная погода. И воздух там холоднее, а значит тяжелее. Массы холодного воздуха двигаются туда, где теплее, тёплый воздух как бы освобождает им место. Вот получается ветер.
А что заставляет ветер летать с места на место, иногда за тысячи километров? Солнце! Оно греет землю неравномерно: всегда где – то теплее, где – то холоднее. А если бы во всём мире была одинаковая температура, не было бы на Земле ни ветерка.
Какая от ветра польза?
Пролетел ветер над городом. Унёс с собой пыль и копоть – дышать стало легче. Полетел дальше – тучи разогнал, дороги высушил. Раскалённой земле прохладу принёс. Небо облаками затянул, и пошёл дождь сильный – сильный. Напоил сухую землю водой, и всё зазеленело.
А ветер дальше мчится. Ветряк завертел. Ветряк крутится, машину двигает, она воду качает. Нужно коров поить – пожалуйста: ветряк вертится – насос качает, вода по трубе идёт на скотный двор.
Ветер к морю прилетел, дунул, паруса надул, лодки погнал. Раньше он и корабли двигал, потому что корабли тогда были парусными. Нет ветра – они и плыть не могут: сидят люди у моря и ждут погоды. Ветер и теперь кораблям помогает. С попутным ветром они быстрее плывут.
Ветер выполняет ещё одну незаметную , но очень важную работу. Чтобы на месте цветков выросли плоды, цветочная пыльца должна с одного цветка перелететь на другой. Эту пыльцу на многие цветы переносят пчёлы. Но чаще это делает ветер. Ветерок подует, и пыльца летит с одного цветка на другой.
И плоды с семенами ветер тоже переносит. Ты же видел, как летают плоды берёзы, клёна, вяза? Ветер помогает им переселиться на новые места, где для молодых растений больше света, тепла, пищи.
Какие злые ветры летают над землёй?
Сверкает молния, грохочет гром. Ветер – смерч по волнам носится, как змея извивается. Вдруг ринулся из косматой тучи вниз, хобот вытянул, воду в море винтом завертел. Тучу с морем столкнул, водяным столбом закружил. С рёвом помчался дальше.
Смерч и на земле из пыли, песка столбы скручивает, всё, что на пути встречает, в себя втягивает. А перестаёт кружить, всё назад на землю падает.
Злой ветер – смерч, а иногда смешные дела делает. Падают раз с неба лягушки. Люди удивляются. Что такое? А это смерч над болотом пролетел – с грязью, с водой лягушек до туч подбросил. Вот теперь они вместе с дождём и падают. И не только лягушки, но и рыбы, апельсины с неба падают!
Есть и другие страшные и злые ветры, например буран, суховей, ураган. Зимой буран снег кружит, дороги заметает, деревья валит. Летом горячий, будто из печки вырвался, ветер – суховей по степи носится. Траву, деревья, землю – всё, как огнём, палит.
Ураганы – это гигантские воздушные вихри. Обычно они сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Шквальные бури возникают в тёплое время года. Они сопровождаются сильными грозами и ливнями. Такие явления возможны в любой местности. Часто они даже имеют собственные названия: новороссийская бора. Всё это вызывает большие разрушения, приводит к человеческим жертвам.
Разные злые ветры летаю над землёй, называют их по-разному, но все они приносят вред.
Источник