Какую пользу приносит ласточка человеку
иришка Тотмина
Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста «Ласточки»
Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста на тему: «Ласточки»
Возраст участников проекта:
дети старшего дошкольного возраста.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Продолжительность проекта: июнь-июль.
Предполагаемый результат:
– дети знают о местах обитания ласточек, об их повадках и внешних признаках, о том, чем они питаются;
– проявляют заботу о птицах.
-использовать полученные знания в жизни.
-дети наблюдали как строятся гнёзда, как родители ухаживают за птенцами.
Проблема. Птицы, как и животные в последнее время истребляются в большом количестве. Но, до определенного времени на это никто не обращал внимание. Когда же стали вымирать отдельные виды птиц, то человеку пришлось проявить заботу о них. Благодаря чему создаются заповедники и проводятся мероприятия по сохранению и поддержанию птиц. Поэтому во всем мире проводится праздник «День птиц».
Цель : изучить образ жизни ласточки и её гнездование.
Задачи исследования:
– Изучение информационного материала о ласточках.
– Наблюдение за внешним видом ласточки
-Наблюдение за их поведением, питанием, образом жизни.
-Изучить, как ласточки строят гнёзда; выращивают птенцов.
– Проследить за развитием и ростом птенцов ласточек;
– Узнать, как ласточки учат птенцов летать;
-Собрать народные приметы о ласточках.
Объект проекта: ласточки.
Предмет: образ жизни ласточек.
Методы:
1. Наблюдение.
2. Фотографирование.
3. Работа с литературой.
4. Поиск в интернете.
Место исследования: город Славянск на Кубани, Славянского района Краснодарского края, детский сад «Золотая рыбка»
Гипотеза: если каждый человек будет больше знать о птицах нашего края, об их гнездовании, будет знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, то станет бережнее относиться к птицам.
Взаимодействие с родителями: предложить родителям вместе с детьми понаблюдать за перелётными птицами, посмотреть и обсудить мультфильмы о перелётных птицах.
Этапы проведения проекта:
Подготовительный этап:
Изучение методической литературы по данной теме. Сбор информации и необходимого материала. Диагностика детей. Создание условий для реализации проекта. Подбор художественной литературы о ласточках.
Основной этап:
Наблюдения за ласточками.
Беседа – «Удивительные птицы ласточки»
Беседа – Как люди помогают ласточкам»
Фотографирование
Дидактические игры: «Найди ласточку», «Перелётные игры», «Расскажи о птице».
Заключительный этап:
• Ласточки приносят пользу:они помогают нам охранять сад и огород от насекомых: после того как у нас поселились ласточки, наши растения в саду и огороде стали реже болеть.
• Описание жизни ласточки в энциклопедиях, рассказах, сказках и в жизни совпадает.
• В жизни ласточки очень трудолюбивые, как в сказке, терпеливые, умные и заботливые.
• Ласточки не бояться людей, они строят гнезда около жилья человека для защиты от хищников.
• Ласточки – красивые птицы, общение с ними учит нас терпению, трудолюбию, любви к близким.
• Ласточек надо охранять, защищать и помогать им в трудные для них времена.
Речевое развитие:
Чтение: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Н. Леденцов «Ласточкино гнездо»,К. Д. Ушинский «Ласточка».
Загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, стихи о птице ласточке.
Артикуляционная гимнастика «Ласточка строит гнездо»
Пальчиковая гимнастика «Кормушка», «Ласточки».
Выводы:
1. Ласточки строят гнёзда около жилья человека.
2. Ласточки – заботливые родители. Кормят птенцов в течение всего дня, уничтожая множество вредных насекомых, которых ловят в воздухе на лету.
3. Птицы – это красота природы. К птицам надо относиться бережно.
Приложение:
Народные приметы:
Есть много народных примет, связанных с ласточками.Вот некоторые из них:
-Ласточка строит гнездо под твоей крышей – значит, твой дом будет защищен от пожара.
-Ласточка — символ весны. Считается, что она приносит счастье и удачу тем домам, под крышами которых она свивает гнездо.
-Ранние ласточки – к счастливому году.
-Мелкие камешки, находимые в гнездах ласточек,— талисманы.
-По полету ласточекпредсказывают погоду: высоко летает – к солнцу; низко – к грозе. Это связано с тем фактом, что ласточки питаются мошкарой, которая при понижении атмосферного давления и повышенной влажности воздуха становится тяжелее и не может высоко взлететь.
-Гнездо ласточки разорять – грех. Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.
-Если ласточки покидают гнездо, значит, следует ожидать несчастья.
-Кто раньше всех заметит первую ласточку, тому весь год будет сопутствовать успех.
Существуют также легенды.
Почему у ласточки хвост раздвоенный
Жила-была девушка-сиротка, и вот посватался к ней богатый, пригожий парень из дальнего села. Она себя от радости не помнила и дала ему согласие.
Не знала бедняжка, что вышла замуж за разбойника.Свекор тоже оказался злодеем: вместе с сыном они целые ночи пропадали на кровавом промысле, а утром приносили отрубленные человеческие головы и злато-серебро.
Измучилась сноха глядеть на мертвецов и стирать окровавленные рубахи, все глаза повыплакала. Не раз молила она бога превратить ее в любую земную тварь, чтобы избежать мучений. И сжалился Господь, сделал ее ласточкой. Когда она вспорхнула птицей, свекор кинулся ее ловить и вырвал клок из подола.
С той поры у ласточки хвост раздвоенный.
Легенда о ласточке
Ласточка – одна из тех птиц, которые хранят ключи от Ирия. По другому сказанию, хвост у нее раздвоенный потому, что завистник-ворон выдрал ей перышко, когда боги повелели отдать ключи от райского сада именно ласточке, наказав ворона за воровство.
Это птица, любимая русским народом,- вестница весны: «Ласточка весну начинает, а соловей кончает».
Из Ирия она приносит златые ключи, которыми отмыкает лето и замыкает зиму.
Почему же мы реже стали видеть этих замечательных птиц?
Ласточку в городах отпугивают не каменные постройки и асфальт, а отсутствие открытых пространств — полей, лугов и других мест, где она могла бы ловить насекомых в воздухе, причем недалеко от гнезда. Асфальтированные дороги, проходящие около населенных пунктов, даже привлекают деревенских ласточек. На их гладкой, нагретой солнцем поверхности обычно концентрируются мухи, и здесь ласточкам удобно использовать свой поисковый полет.
Однако слишком большое количество машин часто отпугивает их от дорог и поселков, и они вынуждены удаляться от гнезд и перемещаться на сравнительно бедные насекомыми и часто обрабатываемые химикатами поля. В период выкармливания птенцов деревенские ласточки обычно носят корм малыми порциями и кормят, как правило, одного и того же птенца несколько раз подряд.
Наблюдение за птицами:
Цель:
Продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков.
Задачи:
Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу.
Развивать наблюдательность, память.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Наблюдение:
Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы,но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы. Обратить внимание детей старших групп на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.
ПОСЛОВИЦЫ:
Пословицы о ласточках
Кто ласточку убьет, того покинут удачи в домашнем хозяйстве. – Ласточка устраивает гнездо рядом с человеческим жильем и всегда почиталась как домовитая хозяйка. Она любит светлые сухие места и в нездоровом, болотистом месте жить не будет. Поэтому люди радуются появлению ласточки над карнизом своего дома и оберегают ее
Ласточки низко летают – к дождю. – Это вполне реальная примета, проверенная веками. Объяснение достаточно простое. Ласточка летает с открытым клювом, захватывая им мошкару. Перед дождем атмосферное давление понижается, и мошкара летает низко над землей. Следовательно, и ласточки добывают этот корм, снижаясь.
Сова тиха, да птиц душит, а ласточка целый день щебечет, да зла никому не делает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Ласточка находит свое гнездо, человек – выход из положения.
Кто при первой ласточке умоется молоком, бел будет.
Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.
Гнездо ласточки разорять грех.
Голубь и ласточка любимые богом птицы.
Без первой ласточки весна не обходится.
Где ласточки строят гнезда, там будет счастье.
Если ласточки поселялись в коровнике, значит, скот будет здоровым.
Обидеть ласточку — выгнать счастье из дома.
Ласточка — образ домовитости и семейственности. Она — символ сестры, жены и матери.
Там, где летают ласточки, не будет никаких повальных болезней.
Ласточка — живой домашний талисман
Где ласточка совьет гнездо — там добрые люди живут и овцы хорошо плодятся.
У доброго человека ласточки гнездышки вьют, а у злого и крошки не возьмут.
Без ласточки и лето не то; ласточка летает — тепло зазывает;
Если ласточка строит гнездо с северной стороны — лето будет засушливым.
Деревенская ласточка, или касатка – маленькая перелётная птица, живущая в Европе, Азии, Африке и Америке. Отличается длинным хвостом с глубоким разрезом в форме вилки, и изогнутыми, длинными острыми крыльями.
Описание
Небольшая птица, длина тела 14,6-19,9 см, размах крыльев 31,8-34,3 см. Вес птицы составляет 17-20 г. Окраска сверху сине-чёрная с металлическим отблеском, снизу бледно-бежевая. На лбу и передней части шеи имеются светло-коричневые пятна. Хвост длинный, с глубоким вырезом посередине. Самцы и самки выглядят приблизительно одинаково, хотя самки часто окрашены чуть менее контрастно, и их хвост чуть короче.
Деревенская ласточка, пожалуй, наиболее известный представитель семейства, да и распространена шире других видов. Одно из названий она получила за длинные узкие косицы хвоста. Ласточка действительно более обычна в сельской местности, чем в городах, поскольку предпочитает гнездиться на деревянных постройках. Лепные гнёзда, открытые сверху, она строит на наружных стенах здании вдоль карнизов, под крышами (чтобы постройка не размокла от дождя, порой внутри строений – в сараях, хлевах, даже жилых комнатах. Известен случай, когда пара построила гнездо в половнике, висящем на стене в охотничьей избушке. Обычно рядом располагаются до десятка гнёзд.
Живут ласточки по всему свету, кроме самых холодных широт и некоторых океанических островов.
Ласточки, обитающие в тёплых краях, ведут оседлый образ жизни, а в северных странах живут перелётные. С наступлением холодов они собираются в стаи и перелетают Средиземное море, так как боятся не только холода, но и дождей. Улетают в Восточную или Южную Африку. Водится касатка по всей России, от Полярного круга до Крыма и Кавказа включительно. Она одинаково мило щебечет близ гнезда своих деток, как у холодных берегов Белого моря, так и под горячими лучами солнца Черноморского и Каспийского побережий. Прилетает к нам касатка из своих зимовий в Африке к тому времени, когда начинает пробиваться первая травка и пушиться березовая почка. Почти всегда сначала прилетают одиночки-передовые, главная же масса ласточек появляется обычно несколько позже.
Образ жизни
Деревенские ласточки являются перелётными птицами, ведущими дневной образ жизни. Прилетают около середины мая. Во второй половине месяца происходят постройка гнезда и откладывание яиц. Насиживание продолжается 12-13 суток, выкармливание птенцов – около 20 дней. В конце июня наблюдается вылет птенцов. Массовый отлет проходит в сентябре. Пение деревенских ласточек напоминает щебет, который заканчивается характерной трелью. Ведут общественный образ жизни, собираясь в большие группы и вместе усаживаясь на провода и другие возвышения.
Питание
Питаются деревенские ласточки насекомыми: мухи, кузнечики, сверчки, стрекозы, жуки и другие летающие насекомые составляют 99 % их рациона.
Охотясь в воздухе, касатка предпочитает открытые пространства – поля, луга, сельские улицы и площади. Это исключительно ловкие птицы – они могут на большой скорости подбирать насекомых с поверхности воды, со спин пасущегося домашнего скота или со стеблей растений. Даже пьют они на лету, стремительно проносясь с поднятыми крыльями и вытянутой вниз шеей над самой поверхностью воды и черпая её подклювьем. Часто касаток можно видеть в большом количестве сидящих на проводах. Уничтожая в огромном количестве преимущественно вредных насекомых, ласточки приносят несомненную пользу. У многих народов мира гнезда ласточек охраняются, и бытует поверье, что загнездившаяся под крышей дома ласточка приносит людям счастье.
Размножение
Брачный сезон у деревенских ласточек обычно происходит с мая по август. Самцы пытаются привлечь самок, распуская свой хвост и издавая щебетание с рассыпчатой трелью. 3а лето самка, как правило, успевает вывести два помета. Оба родителя участвуют в строительстве гнезда. Многие пары используют одно и то же гнездо несколько лет подряд. Самка откладывает 3 – 7 белых с буро красным, или серым крапом яиц. Оба родителя насиживают яйца, инкубационный период составляет 13 – 15 дней. Птенцы появляются голыми и беспомощными. Как самец, так и самка кормят птенцов, защищают гнездо и удаляют из него помет. Птенцы остаются в гнезде приблизительно 20 дней до тех пор, пока они не в состоянии летать. Массовый отлет проходит в сентябре. Во время перелетов в непогоду ласточки часто гибнут от голода и изнеможения. Если птенцы ласточекиз последней кладки ко времени перелета неспособны лететь, родители остаются с ними, пока они не смогут улететь вместе.
В среднем деревенские ласточки живут 4 года.
Места гнездования. Гнездится в деревнях и станицах. В городах встречается редко, уступая там место городской ласточке.
Месторасположение гнезда.Гнезда устраивает на деревянных постройках: чердаках, под крышами дворов и сараев, под мостами и пр. Гнездо и место его расположения весьма характерны.
Строительный материал гнезда. Оба родителя участвуют в строительстве гнезда. Сначала они делают каркас из грязи, а затем обвивают его травой и перьями. Гнездо сооружается из мокрой земли, которую птички собирают у луж и других временных водоемов и приносят в клювах, обильно смачивая по дороге слюной. Комочки земли перекладываются соломинками или волосом- получается очень прочная, открытая сверху постройка, прикрепленная боком к вертикальной поверхности. Внутри гнездо выстилается мягкими травинками, перьями и волосом.
Форма и размеры гнезда. Имеет форму чашечки, прикреплено к балкам, стропилам под самой крышей. Диаметр гнезда 80-140 мм, высота гнезда 80 мм, диаметр лотка 70-100 мм, его глубина 40 мм.
Особенности кладки. Кладка из 4-5 белых яиц, покрытых красновато-бурыми и серыми пятнышками и крапинками.
Постгнездовой период. Кормить птенцов родители начинают вскоре после их вылупления. Когда птенцам касатки исполняется 19-21 день, родители начинают выманивать их из гнезда. Затем ставшие самостоятельными молодые птицы собираются в большие стаи и в поисках пищи летают по приречным лугам, берегам озер и болот.
Сроки гнездования. Прилетает около середины мая. Во второй половине месяца происходят постройка гнезда и откладывание яиц. Насиживание продолжается 12-13 суток, выкармливание птенцов – около 20 дней. В конце июня наблюдается вылет птенцов. Массовый отлет проходит в сентябре.
Всей группой мы наблюдали за гнездованием одной пары птиц. Гнездо ласточки построили над крыльцом детского сада. Мы вели наблюдения, фиксировали их, зарисовывали, фотографировали изменения, которые происходили в гнезде. Мы соблюдали правила нахождения рядом с гнездом (не шумели, разговаривали тихо, резких движений не делали, т. к. это могло спугнуть птиц). Дети очень внимательно следили за происходящим, переживая, как бы птенцы не выпали с гнезда. Мы наблюдали за птицами очень внимательно, несколько раз в неделю подходили к гнездам, вели подробный дневник наблюдений.
Наблюдая с детьми за птицами, мы убедилась, что кормление птенцов зависело от погоды и от времени суток. При слабом дожде родители продолжали искать корм для птенцов, а в и сильный дождь и при сильном ветре взрослые птицы из гнезда не вылетали. Если дождь был с небольшим ветром, взрослые птицы вылетали за кормом очень редко. Собирали корм над сушей, высоко не поднимались.
Родители всегда находились рядом с птенцами. Зачем?В детской энциклопедии это объясняется так: «родители ещё в течение примерно недели продолжают им помогать, кормя их и показывая назад дорогу к гнезду. Мухи, кузнечики, сверчки, стрекозы, жуки и другие летающие насекомые составляют 99 % их рациона. Большинство жертв они ловят в полёте, и на лету способны кормить своих питомцев».
Меры по сохранению деревенской ласточки
Гнезда ласточек надо всячески охранять и всюду, где возможно, предоставлять им места для гнездования. Не следует, например, закрывать наглухо слуховые окна чердаков, сараев и сеновалов. Внутри же можно приколотить под крышей или у стен широкие доски, на которых птицам удобно расположить гнезда. Кроме того, можно в определенном месте на дворе или в огороде размочить на земле хорошую глину. Птички быстро найдут знакомый им строительный материал. Большое значение для сохранения деревенской ласточки имеет изучение ласточек и пропаганда наблюдения за жизнью птиц в естественных условиях. Для этого необходимо знакомить детей с результатами исследований и привлекать их для дальнейших исследований.
Заключение
Среди пернатых, издревле связанных с человеком прочными нитями взаимных симпатий, деревенская ласточка занимает особое положение. Независимый характер этой симпатичной пичуги прекрасно сочетается с трогательной привязанностью к людям. Мы давно подметили ее бескорыстие и отличие от практичных ворон и воробьев, имена которых уже содержат недвусмысленный намек на некоторые неблаговидные черты характера. А ласточек в народе ласково кличут касатками за милый нрав, пригожую внешность да черные косицы по бокам хвоста, придающие облику птицы особенную элегантность. Любо-дорого посмотреть, как ловко управляются длиннокрылые летуны со слепнями и оводами, мухами и комарами. Её неустанное трудолюбие по истреблению надоедливой мошкары, в свою очередь, не смогло не снискать одобрения со стороны людей. В таинственных глубинах каменного века подписан был союз человека и птицы, чудесным образом дошедший до нас сквозь все превратности тысячелетней истории планеты. И сейчас нам следует позаботиться о том, чтобы эти птицы сохранились в природе. Для этого необходимо изучать биологические особенности птицы и пропагандировать наблюдения за жизнью птиц в естественных условиях как одного из видов отдыха. Наша гипотеза подтвердилась.