Какую пользу приносит экономика людям 3 класс окружающий
Две стороны экономики
С.80
1. Вопрос: какую пользу приносит экономика людям?
Ответ: благодаря развитию экономики жизнь людей становится лучше, комфортнее, облегчается труд на производстве, появляется возможность для более полного удовлетворения потребностей.
2. Вопрос: какой вред хозяйственная деятельность наносит природе и здоровью людей.
Ответ: определенный вред природе и здоровью человека наносит в основном промышленность, именно она является основным источником загрязнения воздуха и воды вредными веществами. Для ее нужд приходится жертвовать плодородными землями и лесными массивами, нарушая деятельность природных сообществ. Когда приходится людям принимать такие решения, они выбирают между тем вредом который могут нанести природе и необходимостью для нужд человека. Хорошо, когда последствия стараются уменьшить и восстановить разрушенную природу, но порой хозяйственная деятельность наносит природе и здоровью людей непоправимый вред. Тогда случается большая беда – экологическая катастрофа.
Что будет если…
Обсудим!
С.83
1. Вопрос: как связаны между собой экономика и экология?
Ответ: Экология и экономика все более переплетаются между собой, формируя сложный комплекс причин и следствий. Экологическая ситуация в мире сейчас характеризуется как состояние экологического кризиса. Одно из основных противоречий — столкновение между экономическим ростом (развитием промышленности) и необходимостью ограничения его природоемкости (растрат природных богатств).
Экологизация экономики – вот главная задача на сегодня для производителей.
2. Вопрос: какие меры должны принимать люди, чтобы экономика приносила меньше вреда окружающей среде?
Ответ: создание безотходных производств приведет к значительной экономии природных ресурсов, когда все взятое из природы будет перерабатываться в продукцию. Создание замкнутых производственных циклов, когда вода не будет сбрасываться в водоемы, а очищаться и снова возвращаться в производство. Установка очистных сооружений на трубы заводов, чтобы вредные вещества не попадали в воздух. Высаживать леса на месте вырубок, зарыблять водоемы рыбой вместо выловленной.
3. Вопрос: дайте экологические прогнозы и рекомендации для следующих случаев:
а) в одной стране решили уничтожить всех хищных зверей.
Ответ: истребление хищных зверей приведет к деградации природы. Хищники истребляют больных, старых ослабленных животных, давая возможность более сильным и молодым давать здоровое потомство, хищники регулируют численность грызунов которые наносят вред растительности, и тем самым уменьшают численность птиц и мелкого зверья живущего в нижних поясах лесов, недостаток пищи для больших животных приведет к их гибели.
б) на берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть.
Ответ:
Ртутьсодержащие отходы относятся к самым опасным отходам производства! Нельзя строить завод на берегу озера!
Отходы могут попасть в воду, где с отходами происходят химические превращения увеличивая их вредное воздействие в сотни раз. В поверхностных водах ртуть мигрирует в двух основных фазовых состояниях – в растворе вод и в составе взвеси. Под влиянием микроорганизмов неорганическая ртуть превращается в органическую, которая и накапливается в водных обитателях. Даже малые концентрации ртути тормозят процессы самоочищения водоемов. Важнейшими аккумуляторами ртути являются взвесь и донные отложения водных объектов. Наиболее высокими концентрациями ртути характеризуется ил, активно накапливающийся в реках и водоемах, куда поступают сточные воды. Особенно интенсивно процессы метилирования протекают в верхнем слое богатых органическим веществом донных отложений водоемов, во взвешенном в воде веществе, а также в слизи, покрывающей рыбу. Метилртуть чрезвычайно активно накапливается всеми живыми организмами. Загрязнение водоемов ртутью вызывает отравления водных животных и крайне опасно для человека из-за накопления ее соединений в водных обитателях.
Проверь себя.
1. Вопрос: раскрой взаимосвязь между экономикой и экологией.
Ответ: экономика использует природные богатства и зависит от них, В то же время хозяйственная деятельность людей наносит вред окружающей среде.
2. Вопрос: какой вред окружающей среде наносит экономика? Дай общий ответ и приведи примеры.
Ответ: загрязнение воды, воздуха, почвы вредными веществами.
Примеры вредного воздействия: разливы нефтепродуктов по поверхности морей, и почвы, сброс в реки отработанной воды которая загрязнена ядовитыми веществами, выброс в воздух вредных газов от автомобилей.
3. Вопрос: как наука экология помогает делать экономику более безопасной?
Ответ: Экологи могут предсказать, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу, и предложить теоретические решения экологических проблем, а инженеры на основе рекомендаций экологов могут разработать новые природосберегающие технологии производств.
Экономика – это наука о ведении хозяйства, которая является частью повседневной жизни людей. Каждый из нас имеет много потребностей, и благодаря экономике мы имеем возможность их удовлетворять. Рассмотрим подробнее, для чего нужны знания по экономике.
Что такое экономика
В переводе с греческого языка слово «экономика» означает ведение хозяйства. Исходя из этого, уже становится понятно, что без нее никак не обойтись в повседневной жизни. Экономика нужна не только в каждом доме и семье: без этой науки не смогли бы развиваться крупные компании, корпорации, различные хозяйственные отрасли и даже государства.
Основная задача экономики – это удовлетворение различных человеческих потребностей. Они могут самыми разными, например, познавательными (книги, общение, театр), материальными (дом, машина), физиологическими (жажда, голод).
Экономика состоит из нескольких важных частей:
- промышленность;
- сельское хозяйство;
- торговля;
- транспорт;
- строительство.
Рис. 1. Сельское хозяйство – важная отрасль экономики.
Все отрасли экономики тесно связаны друг с другом, каждая из них дополняет другую, помогая ей более качественно выполнять свои задачи.
Как экономика улучшает жизнь людей
Человек нуждается не только в пище, воздухе, воде и солнечном свете. В отличие от растений и животных, ему нужен благоустроенный быт и возможность развивать свои мыслительные и творческие способности. Все, что нужно человеку для комфортной жизни, называется потребностями.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Рассмотрим, какие потребности человека можно удовлетворить за счет экономических отраслей:
- Сельское хозяйство дает сырье, необходимое для производства разнообразных продуктов питания, обуви, одежды, текстиля.
- Строительство снабжает людей удобным жильем и общественными зданиями: школами, детскими садами, театрами, спортивными клубами.
- Промышленность выпускает все товары, которые так необходимы нам в быту.
- Транспорт осуществляет перевозку людей, грузов, строительных материалов.
- Торговля обеспечивает продажу всех товаров, которые производятся отраслями.
Рис. 2. Транспортные перевозки.
Чтобы обеспечить все потребности населения Земли, очень важен и такой фактор как человеческий труд. Без него не смогла бы работать ни одна, даже самая механизированная отрасль. Только благодаря труду и знаниям людей стало возможным улучшение качества жизни.
Как экономика связана с природными ресурсами
Солнце обеспечивает нашу планету светом и теплом. Однако энергии этого небесного светила недостаточно, чтобы обеспечить потребности человека в комфортном существовании.
На помощь пришли ценные природные ископаемые, дающие энергию в большом количестве: газ, уголь, нефть. Но для того, чтобы они смогли сослужить службу, потребуется пройти несколько этапов:
- отыскать месторождения полезных ископаемых;
- приступить к их разработке и добыче;
- доставить добытое сырье к месту переработки;
- использовать для производства энергии.
Подобный процесс является продуктом экономики.
Рис. 3. Добыча нефти.
Аналогичная ситуация с таким важным природным ресурсом как вода. Если мы ее черпаем из чистого источника, то водой с нами делится природа. Но если мы приобретаем ее в магазине, то это уже продукт экономики, для производства которого было задействовано сразу несколько отраслей.
Стоит запомнить, что все, что нам дает природа – это сырье, а переработанное человеком сырье – это продукт экономики.
Что мы узнали?
Изучая одну из важных тем по программе окружающего мира за 3 класс, мы выяснили, для чего нужна экономика, что она собой представляет и из каких частей состоит. Также мы выяснили, для чего нужен труд людей в экономике, и какова разница между сырьем и продуктом экономики.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 411.
Урок окружающего мира
на тему «Для чего нужна экономика»
3-й класс
Цель: Формированиепонятий«потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: учащиеся научатся различать понятия «потребность», «товар», «услуга»; выстраивать логическую связь между этими понятиями; научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни; строить общения в устной и письменной форме.
УУД:
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа и построения рассуждения; самостоятельно осуществлять анализ объектов, применять полученные знания на практике; применять методы информационного поиска.
Коммуникативные: формулировать и обосновывать свою точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник программа «ШР» Плешаков А.А., 3 кл.2ч, презентация к уроку, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, эмоциональный настрой.
— Добрый день ребята!
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
— Пусть девизом нашего урока будут слова: «Знаешь сам — расскажи другому! » Как вы это понимаете?
( Что узнаю, расскажу дома. Если кто-то не знает, то я ему помогу. Послушаю внимательно, а потом буду знать, ведь мне это пригодится в жизни.)
— Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.
2. Самоопределение в деятельности
Игра «Найди лишнее слово».
— Прочитайте строку. Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно не подходит?
Вода, потребность, солнце, воздух. (Неживая природа.)
Платье, экономика, костюм, шапка, куртка. (Одежда.)
Мясо, молоко, товар, сахар, хлеб. (Пища, продукты питания.)
3.Актуализация знаний
1) Целеполагание
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
(Я думаю, что разговор пойдёт об экономике, потребностях, товаре)
— Сформулируйте тему урока.
— Тема урока «Для чего нужна экономика»
— Какую цель вы поставим перед собой?
(Я хочу узнать… научиться… познакомиться…)
( Я хочу узнать, такое экономика, потребности. Я хочу научиться различать потребности и товар. Я хочу познакомиться с отраслями экономики.)
— Сегодня на уроке я помогу вам узнать, какова роль экономики в нашей жизни; научиться различать понятия «потребность», «товар»; отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними.
2) Потребность.
— Обсудите в группе вопрос: «Что нужно человеку для счастливой и радостной жизни?» Ответ должен состоять из одного слова имени существительного, отвечающего на вопросы «Что или кто?». Ответ запишите на листок.
— Итак, что же, по вашему мнению, нужно человеку для счастливой и радостной жизни.
(Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери
Семья, друзья, дружба, помощь, учитель, ученики.
Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, учебник.)
— Как вы думаете, как одним словом можно назвать всё то, что необходимо, требуется человеку, в чём он нуждается, чего ему хочется? (Потребности.)
-Как вы понимаете слово «потребности»? (Потребность — это всё, что нужно людям для жизни.)
— Все потребности можно разбить на три группы.
Естественные — это потребности природные, то, что дает нам природа.
(Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери.)
Общественные – это отношения между людьми.
(Семья, друзья, дружба, помощь, учитель, ученики.)
И экономические – это потребности материальные.
(Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, одежда.)
Составление таблицы. Прикрепите ваши потребности в нужную группу.
Общественные
Экономические
Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери.
Семья, друзья, дружба, помощь, забота, любовь.
Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, одежда.
Игра «Отгадай потребность»
Я лежу, болею
Сам себя жалею.(п. в медицине, общ. и экон.)
Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение.
Выучи, Алёшенька, таблицу умножения. (п. в образовании, общ.)
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар. (п.в покупке, эк.)
4)Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток. (п. в образовании — общ)
5)Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь. (п.света, общения – ест., общ.)
3)Экономика.
— А откуда берутся хлеб, сахар, одежда, машины и многое другое, чего нет, и не может, быть в природе? (Всё это даёт экономика.)
— Что такое экономика? (Это хозяйственная деятельность людей.)
Слово «экономика» произошло от двух греческих слов . «Экос» -дом, домашнее хозяйство. «Номос» — правило, закон. Получается, что «Экономика» — это правила и законы ведения домашнего хозяйства.
— Как называются части экономики? (Отрасли.)
— Из каких отраслей состоит экономика?
(Промышленность – даёт нам одежду, мебель, машины.
Транспорт – доставляет все продукты и товары.
Сельское хозяйство – даёт нам мясо, хлеб, молоко.
Торговля – помогает приобрести все продукты и вещи.
Строительство – возводит различные постройки.
Образование – даёт знания.)
Практическая работа в группах.
Задание: установите связь.
1 – строительство и промышленность
Промышленность поставляет подъёмные и монтажные краны, землеройные машины; снабжает кирпичом, бетоном, раствором. Строительство использует всё это и строит дома, заводы, фабрики, магазины.
2 – торговля и транспорт
Всё, что производят, перевозят для торговли в магазины.
3 – с/х и транспорт
С/х обрабатывает транспортом землю, собирает урожай, перевозит корма, животных, продукцию. Некоторые виды кормов идут на изготовление топлива, обивка машин из кожи животных.
4 – промышленность и торговля
Всё, что производит промышленность, необходимо продать. В наш век постоянно появляется новая продукция и, чтобы всё это не залёживалось на полках магазинов, торговля должна вовремя реализовать.
5 – строительство и транспорт
Чтобы что-то построить, нужен транспорт: привезти кирпич, доски, цемент. Транспорт зависит от строительства. Чтобы машину не угнали, не заржавела нужен гараж, ремонт машин происходит в боксах.
— Взаимосвязаны ли отрасли экономики между собой? (Они не могут существовать без взаимосвязи)
Физкультминутка
Из-за парт мы быстро встали
И все дружно зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше-выше потянулись.
Ваши плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь.
И за парты вновь садитесь
3) Товар. Услуги.
-Экономика направлена на удовлетворение разнообразных потребностей людей. А люди в свою очередь производят…..
Отгадайте загадку
Продукт труда, что можно обменять,
Купить и самому продать,
Свезти на ярмарку, на рынок, на базар,
Что это за продукт? товар.
Люди производят товар.
— Что такое товар? ( Это вещи, предметы, которые производят люди, продают, обменивают)
— Работа по учебнику. Стр. 40 чтение определения «товар».
— Что относится к товарам? (Продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и др.)
— Все ли товары мы можем ощутить, потрогать? (Нет)
Н-р: Вы сходили в парикмахерскую. сделали причёску. (Причёска – товар, а люди, которые её сделали, оказали услугу.)
— Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это называется услугами.
— Работа по учебнику. Стр. 40 чтение определения «услуга».
Игра «Товар – услуга» Я читаю предложение, если была названа услуга – поднимаете – зелёный круг, если товар – красный круг.
Вы лекарство купили в аптеке.
Вас обслужили в магазине при покупке конфет.
Вы в автобусе едете в город.
Вам доставили почту.
Вы автомобиль ремонтируете в мастерской .
Закрепление. Работа в РТ с.24 №5 Взаимопроверка.
Я предлагаю вам привести по два примера товаров и услуг.
Закрепление. Работа в РТ с.25 №6 Самопроверка.
Соедините товар с услугой. Закрасьте кружок товара – красным карандашом, а услугу – зелёным карандашом.
4.Тест.
– Отметьте правильный вариант, затем впишите букву правильного ответа в таблицу.
1. Закончи определение: экономика – это…
С) наука;
Е) возможность заработать деньги;
М) искусство ведения хозяйства.
2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?
К) промышленность; О) сельское хозяйство; У) торговля.
3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?
Л) промышленность; Н) сельское хозяйство; А) торговля.
4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?
З) промышленность; Х) сельское хозяйство; О) торговля.
5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?
П) торговля; Д) транспорт; Ю) строительство.
6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?
Ц) строительство; Г) торговля; И) транспорт.
7. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики…
Я) …иногда пересекаются»;
Ж) …самостоятельны»;
Ы) …тесно взаимосвязаны».
– Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ.)
5. Итог урока.
— На какой вопрос отвечали на уроке? (Для чего нужна экономика)
— На что направлена экономика? (На удовлетворение потребностей людей)
— Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называют …. (Товар)
— Работу, которую выполняют люди, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей , называют … (Услугой)
6. Рефлексия. Продолжи фразу:
— Было интересно узнать, что…
— Меня удивило …
— Было трудно…
— Теперь я знаю, что…
— Оцените свою деятельность на уроке по следующим критериям:
-Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие! (солнышко)
-Я хорошо поработал, но в следующий раз буду еще активнее. (звёздочка)
-Я недоволен своей работой на этом уроке, но в следующий раз я обязательно добьюсь успеха!(тучка)
7. Домашнее задание
— Прочитать материал учебника стр.38-41, ответить на вопросы. Выполнить в РТ с.23-24
-Творческое задание: нарисовать рисунок товар — услуга.