Какую пользу нам приносят птицы на чувашском
Нина Александровна Волкова
Наблюдения за птицами летом на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
Содержание.
1. Разговор-размышление «Почему не слышно птичьих песен?» – рассказ о кукушке.
2. Наблюдение «Такие разные птицы» – рассказ о дятле.
3. Исследование «Чем питаются птицы в городе летом?»
4. Целевая прогулка в сквер (парк) «Птицы в городе».
5. Исследование «Тайны птиц».
6. Разговор-размышление «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
7. Беседа «Лесные птицы».
Июнь 3 неделя
Разговор-размышление «Почему не слышно птичьих песен?»
Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц летом. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?
— Сейчас по лесному календарю месяц гнёзд. Почему его так назвали?
— Почему не слышно пения птиц?
— Построили птицы гнёзда, какая же следующая забота у птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов.)
— А кто высиживает, согревает, бережёт яйца в гнезде?
— Кто кормит птицу, когда она охраняет и согревает яйца в гнезде?
— Появились в гнезде птенчики, но они ещё не умеют летать. Кто кормить птенцов?
Педагог обращает внимание детей на воробьёв. Дети наблюдают за поведением воробьёв.
— А вот и наши старые знакомые, воробьи. Воробьиная пара вместе строит гнездо, а потом по очереди насиживает яйца. Через две недели в гнезде появляются маленькие птенцы. Родители с раннего утра до позднего вечера ловят мошек, комаров и других насекомых, чтобы накормить малышей. Растут воробышки быстро, и уже дней через десять родители начинают обучать их всем премудростям воробьиной жизни. А за тем у воробьиной пары появится новые птенчики. До наступления холодов их тоже надо вырастить и выучить в птичьей школе.
— Чем заняты воробьи летом?
— Какую пользу приносят птицы?
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Рассказ педагога.
Я хочу рассказать вам о птице, которая гнезда не вьёт, птенцов не выкармливает. Вы знаете, как зовут эту птицу? Кукушка. Оперенье кукушки серое с чёрными и белыми полосами. Далеко в лесу разносится звонкое «ку-ку». Это кукует кукушка. Песню кукушки слышали почти все, а вот увидеть эту птицу трудно: кукушки обычно прячутся на самой макушке высокого дерева, в густых зеленых ветвях. Кукушка не умеет гнезда вить, поэтому свои яйца она подкладывает другим птицам. Кукушки — плохие родители, но нашим лесам они приносят большую пользу: ведь эти птицы уничтожают мохнатых гусениц, которых другие пернатые не трогают. А мохнатые гусеницы, особенно гусеницы шелкопряда, опасные враги леса — они поедают листья, стебли и почки растений, и лес может засохнуть.
В середине лета, в июле, кукушки улетают в жаркую Африку.
Как вы думаете, почему кукушку назвали кукушкой?
июль 3 неделя
Наблюдение «Такие разные птицы».
Задачи. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)
Пальчиковая игра «Десять птичек — стайка».
Пой-ка, подпевай-ка: // Хлопки в ладоши.
Десять птичек – стайка // Показать ладони обеих рук с разжатыми пальцами
Загибая по-очереди пальцы на правой руке,дети проговаривают названия птиц.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Загибая по-очереди пальцы на левой руке,дети проговаривают названия птиц.
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам! // Дети машут руками – крылья.
Ирина Токмакова
— Вот сколько птиц мы назвали. И что интересно, все птицы разные.
— Каких маленьких птиц вы знаете?
— А теперь назовите больших птиц?
— Вспомните, какие птицы остаются с нами зимовать?
— Какие птицы прилетают к нам из леса зимой?
— Какие птицы улетают осенью в тёплые края?
— Какую пользу приносят птицы?
— Как мы должны относиться к птицам?
Вывод. Птицы разные бывают, многие птицы вредных насекомых уничтожают.
Птиц должны мы оберегать, и чем можем помогать.
Рассказ педагога.
Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.
Как вы думаете, какую птицу называют «лесным доктором»?
У дятла большой крепкий клюв, которым он, словно врач, выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре. Оперение у него пёстрое, чёрно-белое, а на голове красная шапочка.
Исследование «Чем питаются птицы в городе летом?»
Задачи. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида, жизненных про-явлениях, поведении птиц и приспособлении их к среде обитания. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Ход исследования.
Что любят птицы кушать?
И где находят корм?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Открываем заседание клуба орнитологов. Вспомним, что мы с вами знаем о птицах?
— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: чем птицы питаются летом, где они находят корм в городе. Задание понятно?
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Вывод. Птицы, которые живут в городе, едят разный корм. Многие птицы летом ловят насекомых.
Пальчиковая игра «Десять птичек — стайка».
Целевая прогулка в сквер (парк) «Птицы в городе».
Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц летом. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Содержание прогулки.
Прогулка начинается во дворе детского сада. Вспомнить правила поведения на целевой прогулке.
— Цель нашей прогулки: птицы в городе. Только самые внимательные и наблюдательные дети заметят не только голубей и воробьёв, но и многих других птиц, которые живут в нашем городе. Во время путешествия нужно внимательно наблюдать за тем, как ведут себя птицы летом. Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
В сквере, гуляя по тропинкам, обращать внимание детей на птиц. Попросить детей рассказать, что они знают об этой птице, дополнить рассказ детей. Поощрять тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.
Пальчиковая игра «Десять птичек — стайка».
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Исследование «Тайны птиц»
Задачи. Закрепить представления детей о птицах. Учить отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Ход исследования.
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Открываем заседание клуба орнитологов. Вспомним, что мы с вами знаем о птицах?
— Задание: понаблюдать за птицами. Тайны птиц разгадать, что-то новее узнать. Задание понятно?
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
Нельзя подбегать к птицам, вы мешаете им отдыхать или кушать.
Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
Вывод. Тайны птиц вы разгадали, многое о птицах узнали.
Пальчиковая игра «Десять птичек — стайка».
Разговор-размышление «Лес без птиц и птицы без леса не живут».
Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц летом. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам. Поощрять попытки детей делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?
— Сейчас по лесному календарю месяц птенцов. Почему его так назвали?
— Почему в народе говорится: лес без птиц и птицы без леса не живут?
— Что даёт лес птицам? (Лес даёт птицам укрытие от врагов, строительный материал для гнезда, корм)
— Почему птицы нужны в лесу? (Птицы уничтожают вредных насекомых, украшают лес своим пением)
— Каких лесных птиц вы знаете?
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Пальчиковая игра «Десять птичек — стайка».
Игра «Птичьи голоса»
— Повторите песенку птички. Слушайте и запоминайте.
Песня воробья. Чио-чио, фью-фью-фью, чик-чирик, чью-чью-чью!
Песня соловья. Тимох-тимох, клёх-клёх, сурик-ко-ко, сурик-ко-ко!
Песня иволги. Фить-пирю, фиу-лиу, фить-пирю, фиу-лиу!
Беседа «Лесные птицы».
Задачи. Расширять знания детей о приспособлении птиц к среде обитания, о поведение птиц летом. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Беседа.
— Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите? (ответы детей)
Пальчиковая игра «Десять птичек — стайка».
— А где живёт птиц больше, в городе или в лесу?
— Каких лесных птиц вы знаете?
— Какая основная забота у птиц летом?
— Все птицы заняты летом важным делом. Они кормят своих птенчиков. С раннего утра до позднего вечера ловят взрослые птицы насекомых, кормят птенцов. У каждой пары птиц не один птенчик, а несколько, и всех надо накормить. Птенцы много едят и быстро растут. Не прошёл и месяц, а птенцы выросли. Теперь у птиц новая забота, научить птенцов летать, находить себе корм, прятаться от врагов. Если птенцы этому не научаться, то зимой погибнуть.
— Какую пользу приносят птицы?
— Кто из вас знаком с «лесным доктором»?
— Как мы должны вести себя в лесу, чтобы не обидеть лесных птичек?
Не шумите в лесу! Почему? – Громкая музыка, шум, крик пугают птиц, они покинут свои гнёзда. Нужно уметь слушать волшебные звуки леса.
Не разоряйте птичьи гнёзда! Почему? – Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов. Птицы почувствуют чужой запах и могут бросить это гнездо.
Не забирайте из леса птиц! Почему? – Забирать птиц из леса — опасно для их жизни. Лес их дом. Они разучатся самостоятельно добывать себе пищу и могут погибнуть в неволе.
Не разжигайте костёр в лесу! Почему? – Дерево очень хорошо горит. Искры от костра попадут на деревья, загорится весь лес, погибнут растения, животные, птицы и люди
Вывод. Птицы разные бывают, многие птицы вредных насекомых уничтожают.
Птиц должны мы оберегать, и чем можем помогать.
Раздел Русско-чувашского словаря под редакцией Сергеева Л.П., Васильевой Е.Ф.
пернатые — вĕçен кайăксем.
воробей — çĕрçи, салакайăк
гнездо воробья — çерçи йăви, салакайăк йăви
стайка воробьев — çерçи ӳшкăнĕ, салакăйăк ушкăнĕ
воробей чирикает — çерçи чĕвĕлтетет, салакăйăк чĕвĕлтетет
ворон — çăхăн
хищный ворон — çăткăн çăхан
ворон каркает — çăхан кранклатать
ворона — ула курак
яйцо вороны — ула курак çăмарти
ворона летит — ула курăк вĕçет
вороненок — çăхан чĕппи, улă курак чĕппи
вороненок воду пьет — çăхан чĕппи шыв ĕçет, ула курак чĕппи шыв ĕçет
галка — чавка, чана
гнездо галки — чавка йăви, чана йăви
галка кричит — чавка чакăлтатать, чана чакăлтатать
галчонок — чавкă чĕппи, чана чĕппи
галчонок выпал из гнезда — чана чĕппи йăварăн тухса ӳкрĕ
голубь — кăвакарчăн
голубь воркует — кăвакарчăн кăвăлтатать
грач — курак, хура курак
гнездо грача — курак йăви, хура курак йăви
грачи прилетели — кураксем вĕçсе килнĕ, кураксем вĕçсе кйлчĕç
грачонок — курак чĕппи
пугливый грачонок — шиклĕ курак чĕппи
дрозд — пилеш кайăкĕ
дрозд красиво поет — пилеш кайăкĕ илемлĕ юрлать
дятел — ула такка
дятел долбит дерево — ула такка йывăçа таккать
жаворонок — тăри
песня жаворонка — тăри юрри
журавленок — тăрна чĕппи
маленький журавленок — пĕчĕк тăрна чĕппи
журавль — тăрна
танец журавля — тăрна ташши
вереница журавлей — тăрна карти
журавль пляшет — тăрна ташлать
коршун — хăлат
коршун парит в воздухе — хăлăт вĕçсе çӳрет
кукушка — куккук
пестрая кукушка — чăпар куккук
кукушка кукует — куккук авăтать
кукушонок — куккук чĕппи
бедный кукушонок — мĕскĕн куккук чĕппи
кулик — шыв чăххи
куропатка — хир чăххи, вăрман чăххи
осторожная куропатка — асăрхануллă хир чăххи, сыхă вăрман чăххи
ласточка — чĕкеç
городская ласточка — хула чĕкеçĕ
деревенская ласточка — ял чĕкеçĕ
ласточка лепит гнездо — чĕкеç йăва çавăрать
ласточка вьется — чĕкеç явăнса вĕçет
лебедь — акăш
пух лебедя — акăш мамăкĕ
лебединое озеро — акăш кӳлли
орел — ăмăрт кайăк
гнездо орла — ăмăрт кăйăк йăвй
орел парит — ăмăрт кайăк ярăнса вĕçет
орленок — ăмăрт кайăк чĕппи
орленок летит — ăмăрт кăйăк чĕппи вĕçет
синица — кăсăя
пестрая синица — чăпар кăсăя
снегирь — уйăп
красногрудый снегирь — хĕрлĕ пĕсехеллĕ уйăп
скворец — шăнкăрч
крыло скворца — шăнкăрч çуначĕ
скворчонок — шăнкăрч чĕппи
сова — тăмана
гнездо совы — тăмана йăви
большеглазая сова — пысăк куçлă тăманă
сокол — кăйкăр, сокол
охотничий сокол — сунар кăйкăрĕ
ловчий сокол — сунар кăйкăрĕ
соловей — шăпчăк
пение соловья, трели соловья — шăпчăк юрри
соловей заливается — шăпчăк юррине шăрантарать
сорока — чакак
сорока стрекочет — чакак чакăлтатать
хвост сороки — чакак хӳри
стриж — вĕршĕн
крыло стрижа — вĕршĕн çуначĕ
над водой носятся стрижи — шыв çийĕн вĕршĕнсем вĕçеççĕ
сыч — çерçи тăмани
сыч летит — çерçи тăманй вĕçет
филин — ӳхĕ
филин днем не летает — ӳхĕ кăнтăрла вĕçмест
цапля — чарлан
серая цапля — кăвак чарлан
чайка — чарлан, чайка
волжская чайка — атăл чарлăнĕ
чайка кричит — чарлан чарлатать
чибис — текерлĕк
чибис летает — текерлĕк вĕçет
чиж — çирĕк тăрри
чиж спрятался — çирĕк тăрри пытăнчĕ, çирĕк тăрри пытăннă
чирок — шăркалчă
ястреб — хурчка
когти ястреба — хурчка чĕрнисем
Ссылка статьи :: Версия для печати
Последние изменения внес Admin (2005-11-11 18:48:35). Просмотрено: 14568.
Конкурсная программа посвящена Международному дню птиц, который ежегодно отмечается 1 апреля.
Цели:
- экологическое воспитание учащихся,
- закрепление знаний о пользе птиц, которую они приносят человеку,
- воспитание бережного отношения к птицам в разные времена года.
Оформление:
- плакаты “Птицы – наши друзья”, “Человек – друг природы”;
- плакат с кроссвордом “Наши пернатые друзья”;
- выставка книг о птицах.
Оборудование: скворечник, жетоны в виде птиц, звукозапись с голосами птиц.
Ведущие – учитель и два помощника-старшеклассника. Помощники ведут программу, задают вопросы, следят за ответами, раздают жетоны.
Ведущий: – 21 марта – день весеннего равноденствия – день с ночью меряется: полусуток на небе солнышко, полусуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок. Утром 21 марта, по старинному русскому обычаю, пекут жаворонки булочки с носиками, с изюминками на месте глаз. В этот день выпускают на волю певчих птиц. И с этого дня начинается месяц птиц. И вот идёт Апрель месяц. “Апрель спит, да дует, тепло сулит, а ты гляди, что–то ещё будет!”
Песня на чувашском языке «Весеннее настроение» в исполнении школьного хора
Мальчик:
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка, звонко льётся
Разговорчивый ручей. (Я. Колас)
Ведущий: – Напоенная вешней водой, тёплыми дождями земля надевает зелёное платье, с пестринками нежных подснежников. А лес всё ещё стоит голый, ждёт своей очереди, когда им займётся весна. Но уже началось тайное движение сока в деревьях, наливаются почки, расцветают цветы на земле и в воздухе – на ветвях.
Девочка: – С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелётные птицы.
Ведущий. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. В сороковые годы эта добрая традиция была прервана, а в 1996 году возобновлена.
Девочка : С этого времени ежегодно Союз охраны птиц России проводит акцию «Птица года», цель которой заключается в сохранении видового разнообразия и численности диких птиц. Каждый год «правит бал» лишь один представитель пернатых. Так, в 1996 году «птицей года» был назван коростель, в 1997 – полевой жаворонок, в 1998 – серый журавль, в 1999 – деревенская ласточка, в 2000 – большая синица, в 2001 – скворец, в 2002 – пустельга, в 2003 – кроншнеп, в 2004 – белый аист, в 2005 году – сова, в 2006 году – чайка, в 2007 – зимородок, 2008 году – снегирь, в 2009 – белая лебедь, 2010 – чибис.
Мальчик: Международному дню птиц и посвящен наш праздник. Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира. На нашем празднике мы будем выполнять различные конкурсы. Кто первым называет правильный ответ, зарабатывает жетон.
Ведущий: – Началось великое переселение птиц на Родину. Птицы валом валят на родину с зимовок. Переселение идёт в строгом порядке, отрядами каждый отряд в свою очередь. В этом году птицы летят к нам теми же воздушными дорогами и в том же порядке, в каком летели их предки тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч лет подряд. Первыми трогаются те, что осенью улетели от нас последними. Последними – те, что первыми улетели от нас осенью. Позже других прилетают самые яркие и пестрые птицы: им надо дождаться свежей листвы и травы. Они слишком заметны на голой земле и деревьях, и сейчас ещё им не спрятаться у нас от врагов – хищных зверей и птиц.
Песня «Птичка». Исполняет хор.
Девочка:
И кажется, весна сама в разведку.
Послала птицу, и, пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.
(Стук в дверь – грач входит)
Грач: – Мы грачи открыли весну. На всех проталинах появились наши стаи. Зиму мы провели на юге нашей страны. Мы очень спешили к вам на север – к себе на родину. По дороге мы не раз попадали в жестокие метели. Десятки, сотни птиц выбивались из сил и погибли в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь мы отдыхаем. Мы важно расхаживаем по дорогам и ковыряем крепкими носами землю.
Ведущий: – Грач строит своё гнездо на вершине дерева. Так же просто устраивают свои гнезда их ближайшие родственники – вороны и галки.
Бюро: – А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
“А знаете ли вы?”
– Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.
(Стук в дверь опять – входит скворец с объявлением.)
Объявление
Ищем квартиры.
Домики – особняки из плотно сбитых досок не тоньше 2 см.
Высота 32 см, площадь 15 х 15 см2; вход (леток) 5 см на высоте 23 см от пола, с видом на солнечную сторону. Мы уже прилетели!
Скворцы.
Скворец: – Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаете? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня …
Все: – Скворец!
Скворец: – Верно! Вы угадали. Я очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться. Из года в год, из века в век живу там, где живёт человек. Селюсь с колхозником рядом, слежу, за его полем и садом – очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек, жучков. И поэтому я не просто скворец, а скворец – молодец!
Ведущий: – Послушайте, ребята, небольшой рассказ Г. Скребицкого.
Мальчик: – Скворцы заняли домик на берёзе. Устроили в нём своё гнездо. Я спросил у отца: “Сколько гусениц и разных жуков скворцы за день птенцам перетаскивают?” Отец ничего не ответил, а принёс лист бумаги и карандаш. “Вот, говорит, – посиди под берёзой до обеда, понаблюдай за скворцами. Когда они с кормом подлетят, ставь на листе карандашом черточку. А потом подсчитаем”. Уселся я под берёзой и стал за скворцами следить. И что же? До обеда весь лист исчертил. Больше сотни палочек наставил. Даже рука устала.
Бюро: – А знаете ли вы, ребята?! Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
Ведущий: – Ребята, а чтобы вам не было скучно, давайте с вами попробуем разгадать загадки. О каких птицах идет речь в загадках? К каким отрядам они относятся? За каждый правильный ответ получают 1 жетон.
1. Бела, как снег,
Черна, как жук,
Вертится как бес,
Повернулась – и в лес.
(Сорока, отряд Воробьинообразные.)
2. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.
(Снегирь, отряд Воробьинообразные.)
3. Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло.
(Сова, отряд Совообразные.)
4. Окраской- сероватая,
Повадкой- вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Кто она?
(Ворона, отряд Воробьинообразные )
5. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица, отряд Воробьинообразные )
(Стук в дверь опять)
Ведущий: – Кто там?
Печкин: – Это я почтальон – Печкин.
Принес на ваш праздник телеграммы. Эти телеграммы пришли из “Лесного совета птиц”.
Кому их поручить?
Ведущий: – Сдайте их, пожалуйста, почтальон – Печкин в бюро “А знаете ли вы?”
Печкин: – Хорошо!
Ведущий: – Почтальон – Печкин, а что это у вас за посылка?
Печкин: – Я очень устал. Можно я отдохну. А потом вам раскрою свой секрет.
Ведущий: – Да, отдохните! Ребята, пока почтальон – Печкин отдохнёт, а сотрудники бюро “А знаете ли вы?” разберутся с телеграммами из лесного совета птиц, давайте с вами сыграем в игру “Брей – ринг”. Разыгрываются 6 вопросов. Задаётся вопрос – на обдумывание даётся 1 минута, можно сразу отвечать. За каждый правильный ответ -1жетон.
Брей-ринг.
- С какого дня (по календарю) считается начало весны? (с 21 марта)
- Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? Почему? (Грязный, потому что он тёмный. Тёмные цвета поглощают больше солнечных лучей. (В чёрной шапке летом жарче всего)
- Какая лесная птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Белая куропатка: зимой она белая, летом пегая)
- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Воронье гнездо плоское, лотком, а сорочье – круглое, с крышей)
- Кто раньше прилетает к нам – стрижи или ласточки? (ласточки)
- Где устраивают гнезда скворцы, для которых не хватило скворечен? (В рощах и садах, в дуплах)
Ведущий: – А теперь, ребята, давайте послушаем сотрудников бюро “А знаете ли вы?”, которые нам прочитают телеграммы Лесного совета птиц.
Бюро: А знаете ли вы, ребята?!
– Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых.
– Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
– А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
– Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
– Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей.
– Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
– Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие – склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засоренность полей.
– Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, питаясь, на свалках и помойках способствуют, оздоровлению местности.
Конкурс пословиц и поговорок о птицах
Мальчик: А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о птицах.
Задание – закончить фразы. Читает пословицы.
1. Плоха та птица, которая… (своё гнездо марает).
2. Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).
3. Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).
4. Гусь свинье… (не товарищ).
5. Всякая птица своё… (гнездо любит).
6. Старого воробья на мякине… (не проведёшь).
Ведущий: – Ну что, почтальон – Печкин отдохнули? Может быть, вы откроете нам свой секрет?
Печкин: – Дело в том, что я давно приметил этого скворечника с объявлением (когда к вам спешил с почтой на праздник). Вот и подумал, что вы ещё не взрослые и не догадаетесь смастерить скворечник. Поэтому решил вас выручить. Зашёл в вашу школьную мастерскую и заказал старшим ребятам. И вот они мой заказ выполнили. (Достаёт скворечник).
Ведущий: – Ну что, скворец – молодец, нравится тебе квартира?
Скворец: – Конечно, спасибо большое!
Ведущий: – Ребята, особенно трудно находить корм птицам во время снегопадов, метелей, в сильные морозы, тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима ваша помощь. Зимой вы должны строить кормушки и подкармливать своих пернатых друзей.
Мальчик: – Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины.
Ведущий: – А если мы прислушаемся к пению птиц – вот что поистине обрадует нашу душу, наполнит её добротой и теплом. И невольно задаёшь себе вопрос: “А возможна ли наша жизнь без всех этих звуков и красок”, и отвечаешь: “Наверно нет! Это затронет струнку сердца каждого человека”.
(Звукозапись с голосами птиц)
Конкурс «Живые синонимы»
Ведущий: Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…
1. Могучий, как… (орёл).
2. Вольный, как… (птица).
3. Мудрый, как… (ворон).
4. Вороватый, как… (сорока).
5. Важный или спокойный, как… (гусь).
6. Важный или надутый, как… (индюк).
7. Верность… (лебединая).
8. Любовь и нежность… (голубиная).
9. Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).
10. Длинноногий, как… (журавль).
11. Большеглазый, как… (филин).
12. Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).
Девочка: – Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашей школьной территории. Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.
Мальчик:
Нас много, ребята!
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас!
Исполнение песни «Аист на крыше» (музыка Д.Тухманова, слова А.Поперечного).
Подведение итогов игры, подсчитывание жетонов. Награждение победителей и наиболее активных игроков (грамоты, призы с изображением птиц).
Печкин: – Ребята, вот сейчас вы пойдёте и прикрепите скворечник. Пусть в нём поселятся ваши пернатые друзья и охраняют ваш сад от вредных гусениц и жуков. И мне хочется зачитать самому последнюю телеграмму, которую я принёс от “Лесного совета птиц”:
“Ребята, пусть у вас в школе станет доброй традицией отмечать День птиц, и пусть каждый школьник принесёт на праздник скворечник. Так мы условились. Скворечник – это будет наш пропуск на праздник.»
Ведущий. Наш праздник хотелось бы закончить стихотворением «Просьба» Н.А. Заболоцкого.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море,
А земля без зверей – не земля.
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!