Какую пользу извлекает организм квартирант от хозяина

| |||||||||||
Итоговая контрольная работа по биологии
7 класс
Вариант №1
Прочитайте текст «Нахлебничество и квартиранство» и выполните задания.
Между организмами разных видов складываются взаимовыгодные, взаимовредные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны взаимоотношения.
Среди биотических отношений между организмами встречаются выгодные для одной стороны и безразличные для другой стороны взаимодействия: нахлебничество и квартиранство. При таких взаимоотношениях одни организмы, используя особенности образа жизни или строения других организмов, извлекают для себя пользу, не причиняя им никакого вреда.
При нахлебничестве организмы – нахлебники потребляют остатки пищи организмов – хозяев. Например, песцы. Живущие в тундре, могут питаться остатками пищи белых медведей; рыбы – прилипалы и лоцманы обыкновенно сопровождают акул, охотно поедая остатки добычи хищников.
При квартиранстве организмы – квартиранты извлекают одностороннюю для себя выгоду от организмов – хозяев в виде мест, пригодных для обитания. Например, мелкие соколы – пустельга, кобчик – нередко селятся в старых гнёздах серых ворон; некоторые насекомые поселяются в гнёздах птиц или норах грызунов, т.е. находят в них для себя убежище.
Нахлебничество и квартиранство содействуют совместному существованию разных видов организмов и способствуют более полному использованию ими ресурсов среды. В процессе эволюции нахлебничество и квартиранство могут переходить в более тесные взаимовыгодные отношения между организмами.
Используя содержание текста «Нахлебничество и квартиранство» и знания, полученные на уроках биологии, выполните задания.
Сформулируйте определение понятия нахлебничество.
Ответьте на вопрос, какую пользу извлекает организм – квартирант от хозяина?
Предложите схему «Виды взаимоотношений между организмами в природе», в которой отразите известные вам виды взаимоотношений между организмами с конкретными примерами каждого вида взаимоотнощений.
Предложите не менее трёх вопросов по тексту, которые вы могли ы задать своим одноклассникам.
Прочитайте текст «Развитие насекомых» и вставьте в него пропущенные термины.
Насекомые с ________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с _____ (Б) отсутствует стадия _____ (В). У бабочек личинку называют ______ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленными к условиям существования.
Найдите ошибки в приведённом тексте и объясните их.
Основные классы типа Моллюски: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие. 2. Тело Брюхоногих и Двустворчатых моллюсков разделено на голову, ногу и туловище. 3. Тело Брюхоногих и Двустворчатых моллюсков покрыто раковиной. 4. Раковина выполняет роль наружного скелета и состоит из двух слоёв. 5. У Головоногих моллюсков раковина развита лучше, чем у Брюхоногих и Двустворчатых моллюсков.
Расположите предложения таким образом, чтобы получился текст «Большой круг кровообращения млекопитающих».
1. Кровь становится венозной. 2. Венозная кровь по венам поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения. 3. Насыщенная углекислым газом кровь собирается в вены. 4. Через тонкие стенки капилляров происходит газообмен и обмен веществ. 5. Большой круг кровообращения начинается из левого желудочка. 6. По артериям кровь идёт к внутренним органам и тканям, где артерии распадаются на капилляры. 7. Артериальная кровь поступает в аорту, а из неё в артерии.
Установите соответствие между признаком и классом животных, для которых он характерен.
А) яйца с большим запасом питательных веществ.
Б) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
В) в коже имеются потовые и сальные железы
Г) температура тела непостоянная
Д) хорошо развита забота о потомстве
Е) сердце четырёхкамерное
Пресмыкающиеся
Млекопитающие
Вам предложен перечень животных: лягушка, паук, кролик, жираф, лев, кузнечик. По каким критериям их можно разделить (классифицировать) на две группы?
Пользуясь таблицей «Размножение рыб» и знаниями из области биологии, ответьте на вопросы и выполните задание.
Размножение рыб
У каких видов рыб наименьший диаметр икринок?
С чем у рыб связана высокая плодовитость?
Как вы считаете, у какой из представленных в таблице рыб развита забота о потомстве? Объясните свой ответ с помощью данных таблицы.
СПЕЦИФИКАЦИЯ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ
7 КЛАСС.
Ответы
В чем проявляется биологическая целесообразность квартиранства и нахлебничества?
Приведите примеры нахлебничества и квартиранства
Что такое квартиранство?
Какие виды взаимоотношений вы знаете? И т.п.
3 балла
5
А – полное превращение (метаморфоз)
Б – неполное превращение (метаморфоз)
В – куколка
Г- гусеница
2 балла
6
2.Тело Брюхоногих моллюсков разделено на голову, ногу и туловище, у Двустворчатых моллюсков есть только нога и туловище, голова отсутствует.
4. Раковина состоит из 3 – слоёв: наружный слой из рогоподобного вещества, средний – из углекислого кальция, внутренний – перламутровый.
5. У Головоногих моллюсков раковина развита плохо, что связано с активным передвижением.
3 балла
7
5764312
1балл
8
112122
2 балла
9
Характер питания (хищники – растительноядные)
Кролик
Жираф
Кузнечик
Лягушка
Паук
Лев
Особенности строения (беспозвоночные – ходовые)
Кролик
Жираф
Лягушка
Лев
Паук
Кузнечик
2 балла
10
Треска балтийская, сазан
Высокая плодовитость связана с высокой гибель икринок и мальков
Забота о потомстве у колюшки трёхиглой, так как она откладывает самое маленькое количество икринок из всех рыб, предложенных в таблице. Чем больше забота о потомстве, тем меньше потомков рождается, так как вероятность его выживания выше, чем у тех организмов, у которых отсутствует забота о потомстве
1 балл
1 балл
2 балла