Какой князь первым получил право сбора дани в пользу орды
Доминирующей точкой зрения в нашей стране является мнение, что одним из главных негативных последствий двухвекового татаро-монгольского владычества на Руси является хроническое отставание в экономическом развитии от своих европейских соседей, вызванное ежегодной выплатой татарам огромной дани. Все уверены, что её размеры были таковы, что население было вынуждено жить практически впроголодь, отдавая всё, что оно изготовило или вырастило на своей земле ханским баскакам (сборщикам дани). При этом размер этой дани мало кто может назвать даже приблизительно. Так насколько обременительны для Руси были монгольские налоги и кто за их счёт обогащался?
Баскаки. Худ. С. В. Иванов
Размеры дани неоднократно упоминаются как в русских летописях и исторических документах (например, в завещании Дмитрия Донского), так и в монгольских источниках. В XIV веке они в среднем составляли «полтину с сохи», то есть 50 копеек с трёх дворов. Но много это или мало? Учитывая средний размер одного хозяйства (5 десятин), урожайность (сам-4, т.е. осенью собирали в 4 раза больше чем посадили весной) и цены на рожь (5,5 – 6,5 коп. за коробью) мы можем посчитать средний ежегодный доход двора в 1 руб. 50 коп. – 1 руб. 70 коп. Таким образом дань составляла 50 копеек с 4,5 – 5 рублей (не забываем что собирали полтину с трёх дворов), то есть была равна примерно 10 % от доходов. Фактически, крестьяне платили татарам классическую десятину – средний размер налога с крестьян в Европе в то время. Но почему же именно «татарская десятина» заставляла крестьян жить впроголодь? Всё дело в порядке её сбора.
Сами монголы её сбором не занимались. Деньги с крестьян собирали удельные князья, отвозившие собранное ко двору великого князя. А уже великий князь вёз дань в Орду. Фактически, он и контролировал весь процесс. Это позволяло собирать с населения «немного больше», чем требовал хан и оставлять лишнее себе. Именно поэтому и была столь ожесточённой борьба русских князей за ярлык на великое княжение, ведь кто великий князь – «того и касса».
Но как много великие князья оставляли себе? На этот вопрос мы можем ответить на примере Дмитрия Донского. Княжеские сборщики дани вели налоговый учёт населения, составляя, так называемые дефтери, согласно которым на 1360 год в Великом княжестве Владимирском было 15 тем (тьма – это административная единица, заимствованная у монголов и соответствующая 10 тысячам большесемейных дворов. А один большесемейный двор соответствовал одной сохе). Получается, что всего с населения княжества должно было собираться 75 тысяч рублей серебром. Между тем, в последний год выплаты дани Мамаю (1371 год) в Орду было послано всего 5 тысяч рублей. Остальное, как мы можем догадаться, князь оставил себе.
Именно на праве сбора дани на Руси и поднялись московские князья. С тех пор как ярлык на великое княжение стал наследственным в их роду, а это случилось как раз при Дмитрии Донском, который передал его своему сыну Василию I не спрашивая разрешения у хана Золотой Орды, их экономическая мощь стала просто несоизмеримой с соседними княжествами. Это и привело к тому, что Москва стала центром объединения русских земель.
Подробнее о взаимоотношениях Дмитрия Донского и Орды можно прочитать здесь:
Дмитрий Донской – верный соратник хана Тохтамыша
За что хан Тохтамыш сжёг Москву и кто от этого выиграл?
Традиционный ответ, записанный во все учебники, гласит, что Московское государство навсегда прекратило выплату дани Золотой Орде при великом князе Иване III в 1470-х. Решение Ивана III вызвало неудачный поход на Москву золотоордынского хана Ахмата в 1480 году. Вскоре после этого распалась сама Золотая Орда, и Россия стала полностью независимым государством.
Если так, тогда почему в завещании (духовной грамоте) того же Ивана III, писанной в 1504 году, упоминается «ордынский выход» – дань, ежегодно посылавшаяся русскими князьями татарским ханам? Иван III предписывает своим младшим сыновьям давать деньги «в выходы в ординские» старшему сыну – Василию, когда он взойдет на московский престол вместо своего отца.
«Ордынский выход»
Где-то с конца 13 – начала 14 вв. со страниц древнерусских летописей исчезают баскаки – ордынские чиновники, надзиравшие за сбором дани с русских земель и контролировавшие ее отправку в Орду. Сбор и посылка дани становится прерогативой самих русских князей, укреплявших тем самым свою власть над населением. Ярлык на княжение, выдававшийся ханом, был вместе с тем подтверждением права князя собирать дань и вести сношения с Ордой. Русский князь становился, таким образом, главным фискальным чиновником Золотой Орды в соответствующем улусе.
Ханам было выгодно иметь одного ответственного за сбор дани. Таким образом, они подспудно укрепляли власть самого сильного из русских князей, не подозревая о том, что этот же процесс приближает конец владычества Орды над Русью. Так в общих чертах описывали становление Московского централизованного государства Николай Карамзин, Николай Костомаров, Дмитрий Иловайский, некоторые другие русские историки 19 столетия.
Но окончательное прекращение выплаты ордынского выхода в Золотую Орду с 1472 (по другим источникам – с 1476) года вовсе не означало прекращения фискального гнета, известного как «монголо-татарское иго».
Во-первых, ордынский выход продолжал взиматься московским великим князем со всех подвластных земель, а в них теперь входила почти вся Русь. Русские крестьяне все так же платили «в Орду» по рублю с двух сох (мера земельной площади), только теперь эти деньги шли не в Орду, а на содержание непрерывно растущего аппарата великокняжеской власти.
Во-вторых, падение Золотой Орды не означало прекращения вассальных отношений Рюриковичей к Чингизидам. Только теперь сменилась резиденция главного Чингизида для Руси – Крым вместо Нижней Волги.
Крымская Орда вместо Золотой
В 1474 году Иван III заключил тесный союз против Золотой Орды и Великого княжества Литовско-Русского (ВКЛР) с ханом Крымской Орды Менгли-Гиреем. Совместными силами союзники сокрушили Золотую Орду и серьезно потрепали Литву. Время прекращения выплаты Москвой дани Золотой Орде удивительно точно совпадает с датой заключения союза с Крымом.
Дань продолжала поступать из Руси, только теперь уже другому татарскому хану – крымскому. Вероятно, теперь, со сменой верховного сюзерена, московский князь удерживал в своих руках значительно большую часть дани, чем раньше, когда платил ее Золотой Орде. Это событие и называется в наших учебниках «свержением монголо-татарского ига».
В русских дипломатических документах дань, посылавшаяся на протяжении 15—17 вв. Россией в Крым, уклончиво именуется «поминками». Крымские ханы всякий раз не стеснялись жаловаться на недостаточный размер «поминков» и требовать большего, грозя войной в случае неуплаты. Слова не расходились с делом – уже Менгли-Гирей в 1510 году нарушил перемирие с Москвой. После этого походы крымцев на Россию стали обычным явлением. Ислам-Гирей в 1535 году потребовал от бояр при малолетнем Иване IV уплаты половины московской казны!
Получив дань, крымские ханы выдавали «шертные (клятвенные) грамоты», в которых обещали впредь не воевать русских земель. Это не мешало им время от времени предпринимать набеги даже и после получения очередных «поминков».
Петр Великий как освободитель Руси от крымско-татарского ига
Из слов духовной грамоты Ивана III – «в выходы в ординские, и в Крым, и в Астрахань, и в Казань, и в Царевичев городок (Касимов)» – часто делают вывод, что ордынский выход шел теперь на содержание живших в Московском государстве претендентов на ханские престолы. Это предположение, однако, ничем не подтверждается. В 16 веке известны факты выплаты Москвой дани другим татарским ханствам, помимо Крыма, и название «выход ордынский» было, видимо, универсальным обозначением всех выплат Руси Чингизидам. Так, в 1539 году Москва была вынуждена откупиться от Казани богатой денежной данью.
Точная дата исчезновения ордынского выхода как налога, взимавшегося московским князем с подвластного населения, неизвестна. Но в 1551 году появляется новый налог – «полоняничные деньги» – предназначенный для выкупа пленников, захваченных теми же татарами (в основном крымскими). Возможно, что один налог сменил другой. Это совпало с возложением Иваном IV на себя титула царя (до сих пор царями на Руси называли татарских ханов) и началом войн с Крымом. В 1550-е гг. временно прекратилась практика регулярной выплаты Русью «поминков» Крыму.
Но в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей сжег Москву и принудил Ивана Грозного не только возобновить выплату дани, но и обещать дать Крымскому ханству Астрахань. Только победа в 1572 году русского войска над крымским, вторично шедшим разорять Москву, под селом Молоди, избавила Русское государство от территориальных уступок. Но дань пришлось платить еще больше ста лет.
В середине 17 века русский эмигрант, подьячий Григорий Котошихин, писал, характеризуя московско-крымские отношения, что крымскому хану, его семейству и его вельможам ежегодно отправляют богатые дары из Москвы. «А чего кому не достанет по росписи, и они тех посланников мучат и бьют и в тюрьме держат. А посылают им те поминки для того, чтобы они на украинные города войною не ходили и городов и мест не разоряли. Однако они, такие дары беручи, на то не смотрят, чинят, что хотят. А будет тех поминков на год больше 20 тысяч рублев».
Последняя выплата «поминков» крымскому хану была произведена в 1686 году. По Константинопольскому мирному договору 1700 года была официально прекращена практика ежегодных выплат дани Россией Крыму. «А понеже Московское государство самовластное и свободное государство есть, дача, которая по се время погодно давана была крымским ханам и крымским татарам, впредь да не будет должна», – такая формулировка, свидетельствующая о независимости России, впервые появилась в договорах между русскими и татарами лишь при Петре Великом.
Можно, конечно, говорить, что аналогичные «поминки» направлялись в Крым в то время и Речью Посполитой, и что это не мешало как России, так и Польше быть суверенными государствами. Но важно еще и то, как наличие «поминков» воспринималось теми, кому они посылались, а тут все было однозначно: платят – значит, данники.
Анонимный вопрос · 12 ноября 2018
18,0 K
Я — искатель приключений в мире слов и их значений.
Общее название – “Ордынский выход”, но были и более узкие.
Основной “налог”, которым Золотая Орда обложила русских крестьян и ремеслинников назывался “ясак”. Размер подати составлял 1/10 часть дохода и сперва выплачивался продуктами или товарами, но потом был заменён на денежный сбор.
Торговцы платили золотоордынцам “тамгу” (от этого термина впоследствии произошло… Читать далее
Также был т.н. “черный бор”. Так называлась дань Новгорода в Орду. Она выплачивалась раз в восемь лет, и ее размер был установлен в 1259 году. Обязанность за ее выплату была наложена на Новоторжскую волость с центром в г. Торжок – южным форпостом Новгородской земли.
Дань именовалась “Ордынский Выход” – выплачивалась русскими землями со второй половины 13 до 15 века. Неуплата дани рассматривалась как неповиновение и каралась (лишение имущества, увод в рабство).
Как можно привести примеры антиордынских выступлений в русских землях?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
В 1360 году новгородцы с боями прошли по Волге до Камского устья, а затем взяли штурмом большой татарский город Жукотин. С 1360 по 1375 год русские совершили восемь больших походов на среднюю Волгу, не считая малых налетов. В 1374 году новгородцы в третий раз взяли город Болгар (недалеко от Казани) , затем пошли вниз и взяли сам Сарай – столицу Великого хана. В 1375 году смоленские ребята на семидесяти лодках под началом воевод Прокопа и Смолянина двинулись вниз по Волге. В 1392 году русские отряды опять взяли Жукотин и Казань. В 1409 году воевода Анфал повел 250 человек на Волгу и Каму. Бить татар на Руси считалось не подвигом, а промыслом. За время татарского ига русские ходили на татар каждые 2-3 года.
Как было свергнуто ордынское владычество?
Коротко о себе : моим родителям не стыдно.
Больше месяца стояли московские и ордынские войска на противоположных берегах Угры. После первой неудачной попытки переправиться через реку Ахмат уже не решался вступить в бой. Он ждал Казимира. Иван III затягивал время, ведя с Ахматом переговоры. Тем временем наступили ранние холода, занесло снегом остатки травы, которую не успели съесть ордынские кони. 11 ноября 1480 года Ахмат повернул обратно, подвергнув опустошительному разорению литовские владения на Верней Оке и её притоках. Так, почти бескровно. стоянием на Угре закончилось продолжавшееся 240 лет ордынское владычество. При Иване III и Василии III был закончен процесс политического объединения русских земель и создания единого государства.
Какие русские земли не попали под власть монголов?
Специалист по истории России и Ближнего Востока. Путешественник.
Под власть монголов не попала Новгородская республика, которая тем не менее платила монголам дань подоговоренности. Со временем из-под монгольского ига стали выходить западные княжества, присоединившиеся к Великому княжеству Литовскому
Прочитать ещё 2 ответа
Можно ли назвать Рюрика колонизатором?
канал https://zen.yandex.ru/id/5e514d4b4ae6635ac274813c; https://a-l-e-j-o.live…
Нет, нельзя. Потому что его воцарение не привело к какой-то массовой колонизации и эксплуатации славянских земель. Да они и не вошли в состав какого-либо из скандинавских государственных образований.
Возьмём времена попозже. Яков I из шотландской династии Стюартов не стал колонизатором Англии. Просто, обычный стандартный случай, когда, за неимением достойных кандидатов на Родине, приглашают представителей иностранной аристократии. (Наоборот, позже Англия всё-таки захомутала Шотландию). В Болгарии или Греции XIX века воцарились выходцы из германских аристократических домов, но это не превратило страны в колонии Германии.
Рюриковичи пригласили с собой определённый процент собственной свиты, но это никак не подчинило славянские земли Скандинавии, а вскоре вся прибывшая аристократия переняла местные обычаи. Регион, который позже стал называться “Киевская Русь/Древнерусское государство” не уступал особо по развитию скандинавским странам, а в чём-то и (вначале потенциально, а потом – реально) превосходил их.
Довольно скоро (в историческом смысле) скандинавы-викинги растеряли свои силы в попытках утвердить влияние в странах Западной Европы, а после оказались полнейшей периферией Европы.
Да, лишь Дания по срокам приняла христианство раньше, чем Русь. А ведь этот шаг, как не относиться к религии, выводил государство на совершенно новый уровень. В вопросах принятия новой религии Русь не ориентировалась на варягов. Она уже смотрела в сторону Византии и появившихся славянских держав.
Как называли дань в церквях в средние века во франции?
Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…
В средневековье во Франции все прихожане должны были отдавать десятую часть своих доходов церкви. Этот фактически налог назывался “церковная десятина”. Поначалу он вводился как добровольные пожертвования, но очень быстро стал обязательным на долгие годы.
Монгольское иго (монголо-татарское, татаро-монгольское, ордынское) – традиционное название системы эксплуатации русских земель пришедшими с Востока завоевателями кочевниками с 1237 по 1480 годы.
Эта система имела целью осуществление массового террора и ограбления русского народа путем взимания жестоких поборов. Она действовала в первую очередь в интересах монгольской кочевой военно-феодальной знати (нойонов), в пользу которой поступала львиная доля собиравшейся дани.
Монголо-татарское иго было установлено в результате нашествия хана Батыя в XIII веке. До начала 1260-х годов Русь находилась под властью великих монгольских ханов, а затем – ханов Золотой Орды.
Русские княжества не входили непосредственно в состав Монгольской державы и сохранили местную княжескую администрацию, деятельность которой контролировалась баскаками – представителями хана на завоеванных землях. Русские князья были данниками монгольских ханов и получали от них ярлыки на владение своими княжествами. Формально монголо-татарское иго было установлено в 1243 году, когда князь Ярослав Всеволодович получил от монголов ярлык на владимирское великое княжество. Русь, согласно ярлыку, теряла право воевать и должна была регулярно ежегодно дважды (весной и осенью) уплачивать ханам дань.
На территории Руси не было постоянного монголо-татарского войска. Иго поддерживалось карательными походами и репрессиями против непокорных князей. Регулярное поступление дани с русских земель началась после переписи 1257-1259 годов, проведенной монгольскими «численниками». Единицами обложения были: в городах – двор, в сельских местностях – «деревня», «соха», «плуг». От дани освобождалось только духовенство. Главными «ордынскими тягостями» были: «выход», или «царева дань» – налог непосредственно для монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); содержание ханских послов («корм»); различные «дары» и «почестья» хану, его родственникам и приближенным. Ежегодно из русских земель уходило в виде дани огромное количество серебра. Периодически собирались большие «запросы» на военные и другие нужды. Кроме того, русские князья были обязаны по приказу хана присылать воинов для участия в походах и в облавных охотах («ловитвах»). В конце 1250 – начале 1260 х годов дань с русских княжеств собирали мусульманские купцы («бесермены»), откупавшие это право у великого монгольского хана. Большая часть дани шла великому хану в Монголию. В ходе восстаний 1262 года «бесермены» из русских городов были изгнаны, а обязанность сбора дани перешла к местным князьям.
Борьба Руси против ига приобретала все большую широту. В 1285 году великий князь Дмитрий Александрович (сын Александра Невского) разгромил и изгнал войско «ордынского царевича». В конце XIII – первой четверти XIV века выступления в русских городах привели к ликвидации баскачества. С усилением Московского княжества татарское иго постепенно ослабевает. Московский князь Иван Калита (княжил в 1325-1340) добился права собирать «выход» со всех русских княжеств. С середины XIV века повеления ханов Золотой Орды, не подкрепленные реальной военной угрозой, русскими князьями уже не выполнялись. Дмитрий Донской (1359 1389) не признавал ханские ярлыки, выданные его соперникам, и силой захватил владимирское великое княжество. В 1378 году он разгромил татарское войско на реке Воже в Рязанской земле, а в 1380 году одержал победу над золотоордынским правителем Мамаем в Куликовской битве.
Однако после похода Тохтамыша и взятия Москвы в 1382 году, Русь была вынуждена снова признать власть Золотой Орды и выплачивать дань, но уже Василий I Дмитриевич (1389-1425) получил владимирское великое княжение без ханского ярлыка, как «свою вотчину». При нем иго носило номинальный характер. Дань выплачивалась нерегулярно, русские князья проводили самостоятельную политику. Попытка золотоордынского правителя Едигея (1408) восстановить полноту власти над Русью окончилась неудачей: взять Москву ему не удалось. Начавшиеся в Золотой Орде усобицы открыли перед Русью возможность свержения татарского ига.
Однако в середине XV века сама Московская Русь пережила период междоусобной войны, что ослабило ее военный потенциал. В эти годы татарские правители организовали ряд опустошительных вторжений, но привести русских к полной покорности уже не смогли. Объединение русских земель вокруг Москвы обусловило сосредоточение в руках московских князей такой политической мощи, с которой не могли совладать слабевшие татарские ханы. Великий московский князь Иван III Васильевич (1462-1505) в 1476 году отказался от уплаты дани. В 1480 году после неудачного похода хана Большой Орды Ахмата и «стояния на Угре» иго было окончательно свергнуто.
Монголо-татарское иго имело отрицательные, регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально экономическом уровне по сравнению с производительными силами Монгольской державы. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия ига проявились в нарушении естественного процесса государственного развития Руси, в искусственном поддержании ее раздробленности. Монголо-татарское иго, продолжавшееся два с половиной века, явилось одной из причин экономического, политического и культурного отставания Руси от западноевропейских стран.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.