Какие признаки говорят в пользу родства

Антропогенез. Движущие силы. Роль законов общественной жизни в социальном поведении человека

Ч. Дарвин в труде «Происхождение человека и половой отбор» обосновал эволюционное родство человека с высшими обезьянами. Основными направлениями и результатами биологической эволюции человека, как отдельного вида в классе Млекопитающих были:

– развитие прямохождения;

– освобождение верхней конечности для трудовой деятельности;

– увеличение объема переднего мозга и значительное развитие коры головного мозга;

– усложнение высшей нервной деятельности.

Под влиянием биологических факторов эволюции изменялись морфологические и физиологические особенности человека.

Социальные факторы в эволюции человека легли в основу эволюции его поведения, развития общественных, трудовых и коммуникативных навыков. К этим факторам относятся:

– использование, а затем создание орудий труда;

– необходимость адаптивного поведения в процессе становления общественного образа жизни;

– необходимость прогнозировать свою деятельность;

– необходимость воспитывать и обучать потомство, передавая ему накопленный опыт.

Движущими силами силы антропогенеза являются:

– индивидуальный естественный отбор, направленный на определенные морфофизиологические признаки – прямохождение, строение кисти, развитие мозга.

– Групповой отбор, направленный на социальную организацию, биосоциальный отбор, результат совместного действия первых двух форм отбора. Действовал на уровне особи, семьи, племени.

Человеческие расы, единство их происхождения. Человеческие расы – это сложившиеся в процессе биологической эволюции группы людей внутри вида Homo sapiens. Принадлежность человека к той или иной расе определяется особенностями его генотипа и фенотипа. Представители разных рас принадлежат к одному и тому же виду, и при скрещивании дают плодовитое потомство.

Существуют три расы: евразийская (европеоидная), экваториальная (австрало-негроидная), азиатско-американская (монголоидная). Причиной образования рас было географическое расселение и последующая географическая изоляция людей. Расовые признаки носили адаптивный характер, что в современном обществе утратило свое значение.

Часто используемые в политических целях утверждения о превосходстве одной расы над другой не имеют под собой никаких научных оснований.

От рас следует отличать «этнические общности»: национальности, нации и т.д. Принадлежность человека к той или иной этнической общности определяется не его генотипом и фенотипом, а освоенной им национальной культурой.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А

А1. У человека по сравнению с остальными приматами лучше развита

1) способность лазать по деревьям

2) охрана потомства

3) сердечно-сосудистая система

4) кора головного мозга

А2. Шимпанзе считается ближайшим родственником человека, потому что у шимпанзе

1) 48 хромосом в клетках

2) такой же генетический код

3) сходная первичная структура ДНК

4) сходная структура гемоглобина

А3. Биологическая эволюция человека определила его

1) строение

2) интеллект

3) особенности речи

4) сознание

А4. Социальным фактором эволюции человека стал

1) родной язык

2) тренированность мышц

3) цвет глаз

4) скорость бега

А5. Раса – это сообщество людей, которое формировалось под влиянием

1) социальных факторов

2) географических и климатических факторов

3) этнических, языковых различий

4) принципиальных разногласий между людьми

А6. Все расы составляют один вид «Человек разумный». Доказательством этому служит тот факт, что люди разных рас

1) свободно перемещаются по миру

2) осваивают чужой язык

3) образуют многодетные семьи

4) произошли от одной расы

А7. У представителей монголоидной и негроидной рас

1) различные наборы хромосом

2) различное строение мозга

3) одинаковые наборы хромосом

4) всегда разные родные языки

А8. Переход приматов к прямохождению привел к таким изменениям в строении тела, как

1) уменьшение нагрузки на позвоночник

2) формирование плоской стопы

3) сужение грудной клетки

4) формирование кисти с противопоставленным большим пальцем

А9. Особым признаком человека, отличающим его от обезьяноподобных предков, стало появление

1) коры головного мозга

2) первой сигнальной системы

3) второй сигнальной системы

4) общения сигналами

А10. Человек способен, а обезьяна не способна к

1) творческому труду

2) обмену знаками

3) поиску выхода из трудного положения

4) формированию условных рефлексов

А11. Сын французов, воспитывающийся с раннего детства в русской семье, заговорит:

1) по-русски без акцента

2) по-русски с французским акцентом

3) по-французски с русским акцентом

4) по-французски без акцента

Часть В

В1. Выберите признаки, имеющие отношение к антропогенезу и ставшие его предпосылками.

1) расширение грудной клетки

2) освобождение передних конечностей

3) объем мозга 850 см3

4) вскармливание детенышей молоком

5) хорошее зрение и слух

6) развитые двигательные отделы головного мозга

7) стадный образ жизни

8) позвоночник в форме дуги

В2. Установите соответствие между признаками человекообразных обезьян и человека

Читайте также:  Летучие мыши в сибири вред или польза

Часть С

С1. Какие признаки говорят в пользу родства человека и человекообразных обезьян?

Ответы Антропогенез. Часть А. А1 – 4. А2 – 3. А3 – 1. А4 – 1. А5 – 2. А6 – 3. А7 – 3. А8 – 4. А9 – 3. А10 – 1. А11 – 1.

Часть В. В1 – 1, 2, 6, 7. В2 А – 2; Б – 1, В – 1; Г – 2;д 1;Е – 1; Ж – 2.

Часть С. С1 1) Небольшие различия в первичной структур ДНК. 2) Сходство строения и физиологических функций. 3) Сходство поведения.

Источник

Контрольный тест «Антропогенез»    ВАРИАНТ 1    

Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Признаком, объединяющим человека и млекопитающих животных, считается:

объем головного мозга        3) кариотипы

плацентарность        4) речь

А2. Видовым признаком человека является:

живорождение        3) специфическое строение кисти рук

  1. наличие млечных желез        4) 23 хромосомы в гаметах

A3. Мы не унаследовали от своих предков:

  1. инстинкты        3) некоторые особенности характера
  2. условные рефлексы        4) цвет глаз

А4. Человека относят к отряду:

  1. мозоленогих        3) приматов
  2. хищных        4) неполнозубых

А5. Новые виды человека не возникают в настоящее время потому, что:

  1. между расами нет репродуктивной изоляции
  2. генотипы всех людей сходны
  3. расы принадлежат к разным видам
  4. между расами нет географической изоляции

А6. Существование эволюционных процессов в человеческом обществе до казывается:

  1. изменениями в языке, лексике   2)рождением мулатов

    3)наследственными заболеваниями «у малых народов»  4)существованием рас

А7. К группам обезьян, которые выбраковывались естественным отбором, относятся:

  1. те, в которых была определенная иерархия подчинения   2)малые группы

    3)те, которые применяли предметы в качестве орудий труда

    4)относительно большие группы

А8. Переход от человекообразных обезьян к древнейшему человеку совер шился путем: 1)ароморфозов        3) дегенерации

            2)идиоадаптаций        4) биологического регресса

А9. Ближайшим (из нижеперечисленных животных) родственником че ловека является:

1)орангутан    2)южноамериканская обезьяна капуцин  

3)гамадрил    4)гиббон

А10. Пример рудимента у современного человека:

  1. рождение детеныша, покрытого шерстью
  2. удлиненный копчиковый отдел позвоночника
  3. выступающий вперед подбородок 4)аппендикс

A11. Человек отличается от всех других животных:

  1. прямохождением  

     2)наличием   первой сигнальной системы        

      3)наличием   второй сигнальной системы  

      4)наличием    условных рефлексов

А12. Человек способен, а другие животные не способны к:

  1. строительству жилища        3) условно-рефлекторной деятельности
  2. защите потомства        4) творчеству

А13. Важнейший ароморфоз в биологической эволюции человека:

  1. первая сигнальная система      
  2. вторая сигнальная система
  3. большая и малая берцовые кости
  4. изобретение колеса

А14. Важнейший ароморфоз в социальной эволюции человечества:

1) строение гортани, позволяющее членораздельно говорить     2)чайник

  1. письменность  4)расческа

А15. Генами определяется:

  1. способность к речи
  2. словарный состав русского языка
  3. конкретный язык, на котором заговорит маленький ребенок
  4. диалекты

Часть 2

В1. Дополните текст:

Человечество делится на расы и нации. Принадлежность человека к той

или иной расе определяется особенностями его………………………………..

и………………………………….. Принадлежность человека к той или иной нации

определяется усвоенной им…………………………………  В состав одной нации могут входить представители разных ………………………………..

  Так, большинство персонажей сериала «Менты, хроники убойного от дела»    принадлежат к…………………………расе, а великий футбо лист Пеле — к…………………………………..расе.

Выдающийся вклад в развитие русской культуры внес великий рус ский поэт……………………………………………

получивший  от своих предков гены негроидной расы.

В2.         Выберите признаки, имеющие отношение к антропогенезу и ставшие
его предпосылками.

  1. Расширение грудной клетки
  2. Освобождение передних конечностей
  3. Объем мозга 450 см3
  4. Вскармливание детенышей молоком
  5. Хорошее зрение и слух
  6. Развитые двигательные отделы головного мозга
  7. Стадный образ жизни
  8. Позвоночник в форме дуги

В3.        Выстройте представителей приматов в последовательности, соответст вующей их появлению на  Земле.

А) Гоминиды        В) Человек разумный

Б) Человек прямоходящий        Г) Человек умелый

Часть 3       Дайте развернутый ответ.

С1. Какие признаки говорят в пользу родства человека и человекообраз ных обезьян?

С2. Дайте характеристику Человеку умелому (Homo habilis).

Контрольный тест  «Антропогенез» ВАРИАНТ 2    

 Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Австралопитеки жили на Земле:

  1. 20 млн лет назад        3) 200 тыс. лет назад
  2. 2 млн лет назад        4) 20 тыс. лет назад

А2. Австралопитека и современного человека относят к:

  1. одному виду                 2)разным видам одного рода
Читайте также:  Бананы для малышей польза или вред

        3)разным родам одного семейства    4)разным семействам

A3. Первыми научились добывать огонь:

  1. австралопитеки        3) древние люди
  2. древнейшие люди        4) современные люди

А4. Синантроп относился к:

  1. австралопитекам        3) древним людям
  2. древнейшим людям        4) современным людям

А5. Кроманьонцы умели, а неандертальцы не умели использовать:

  1. огонь        3) копья с каменными наконечниками
  2. каменные орудия        4) лук и стрелы

А6. Современных людей относят к виду, по-латыни именуемому:

  1. Homo erectus        3) Homo habilis
  2. Homo sapiens        4) Nautilus pompilus

A7. Размеры мозга современного человека в сравнении с размерами мозга неандертальца:

  1. в 4 раза больше        3) приблизительно такие же
  2. в 2 раза больше        4) значительно меньше

А8. Кроманьонцы относятся к:

  1. современным людям        3) древнейшим людям
  2. австралопитекам        4) древним людям

А9. Первые кроманьонцы, в отличие от наших современников, не умели изготавливать орудия из:

1) дерева        2) железа        3) кости        4) камня

А10. Собаку впервые приручили:

  1. австралопитеки              3) древние люди
  2. древнейшие люди        4) современные люди

All. Ребенок, украденный в годовалом возрасте волчицей и выросший в волчьей стае, скорее всего:

  1. быстро погибнет               2)превратится в волка

        3)вырастет нормальным человеком           4)станет человеком по строению тела и волком по поведению

А12. Древние люди не жили в:

1)Азии        2) Америке        3) Африке        4) Европе

А13. Сын французов, воспитывающийся с раннего детства в русской семье, заговорит:

  1. по-русски без акцента                  2)по-русски с французским акцентом

        3)по-французски с русским акцентом  4)по-французски без акцента

А14. Реалистическая живопись впервые возникла в:

  1. первобытном обществе        3) Италии эпохи Возрождения
  2. Древней Греции        4) Голландии эпохи Возрождения

А15. Принадлежность человека к европеоидной расе определяется:

  1. генотипом и фенотипом        3) местом рождения
  2. культурными традициями        4) всем вышеперечисленным

Часть 2

В1. Дополните текст:

К настоящему времени найдены многочисленные ископаемые останки существ, сочетающие в своем строении черты Человека и человекообраз
ных         . Многие из них умели изготавливать

из        орудия        . Так, в Южной Африке

найдены многочисленные ископаемые останки        

прямоходячих существ с относительно небольшим мозгом, живших около 2-х млн лет назад. Рядом с некоторыми находками были найде ны галечные орудия. Их изготовители получили название Человека………………………

В2. Установите соответствие между признаками человекообразных обезьян и человека.

ПРИЗНАКИ

СУБЪЕКТЫ

А) 46 хромосом в клетках

1) Человекообразные обезьяны

Б) Объем мозга 800 см3

2) Человек

В) Развитые надбровные дуги

Г) Мозговая часть черепа больше

лицевой

Д) Лицевая часть черепа преобладает

над мозговой

Е) Хватательный тип стопы

Ж) Объем черепа 1200-1500 см3

ВЗ. Установите правильную последовательность появления человекообраз ных приматов и человека.        

 А)  Древнейший человек        

Г) Неандерталец

Б) Кроманьонец                      

Д) Австралопитек  

В)  Дриопитек        

Е) Современный человек

Часть 3     Дайте развернутый ответ.

С1. Сравните неандертальца с современным человеком.

С2. Согласны ли вы с тем, что биологическая эволюция человека закончи лась?

Источник

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Доказательства эволюционного происхождения человека». С помощью этого занятия вы сможете узнать о древней обезьяне – общем предке человека и современных человекообразных приматов. Затем учитель приведет доказательства эволюционного происхождения человека.

Чему мы обязаны всем, что имеем? Генам? – Конечно. Воспитанию? – Безусловно. Развитым лобным долям мозга? – Вы правы. Но главную роль в становлении человека разумного сыграл… большой палец. Этот палец есть и у других приматов, но только у человека он противопоставлен остальным четырем. Это позволило использовать окружающие предметы в качестве орудий труда. По силе большой палец равен остальным четырем пальцам руки. Так что мы смело можем заявить, что находимся выше всех остальных видов… на целый палец! Но прежде следует выяснить, что у нас с ними общего (см. Рис. 1).

Рис. 1

Доказательства эволюционного происхождения человека

Считается, что человек произошел от некоторого древнего примата, который был общим предком для нас и современных человекообразных обезьян (см. Рис. 2).

Рис. 2

Эволюция человека двигалась в направлении развития прямохождения, хватательных конечностей, сложного головного мозга и речевого аппарата.

С некоторого момента главную роль стала играть социальная эволюция человеческого общества – когда качество коллективной работы стало важнее индивидуальных способностей отдельных особей (см. Рис. 3).

 

Рис. 3

Однако сейчас существуют отдельные лица и целые организации, которые сомневаются в этой гипотезе. Они предполагают, что человек был создан сразу и никогда не подвергался эволюции. Таким образом, они оспаривают общую эволюционную связь человека со всем остальным животным миром.

Читайте также:  Покупные соки вред и польза и вред

Современная биология предлагает несколько основных доказательств эволюционного происхождения человека:

1. Эмбриологические;

2. Сравнительно-анатомические;

3. Генетические.

Эмбриологическое доказательство заключается в том, что в процессе внутриутробного развития человеческий зародыш проходит стадии, которые характерны для более примитивных существ. Так, существует так называемый закон Карла Бэра, согласно которому все зародыши проходят стадии, которые проходил их вид в эволюционном развитии (см. Рис. 4).

Рис. 4

Например, на определенном этапе у человеческого зародыша есть хорда и жабры. Это означает, что когда-то предок человека был водоплавающим хордовым животным (см. Рис. 5).

Рис. 5

Сравнительно-анатомические доказательства основаны на сравнении органов и тканей человека с органами и тканями других животных. Например, с приматами человек имеет минимальные отличия. В частности, нет принципиальных отличий в строении дыхательной, кровеносной, нервной, пищеварительной и других систем (см. Рис. 6).

Рис. 6

С менее родственными животными человек обнаруживает меньше сходства, но и у него есть волосяной покров, губы, молочные железы, как у других млекопитающих (Источник). Череп и позвоночник также имеет строение, как у других позвоночных.

А на клеточном уровне человек обладает сходством даже с растениями и грибами.

У всех этих организмов аналогичный набор внутриклеточных органелл.

На самом низком – биохимическом – уровне у человека есть общие процессы даже с бактериями.

Другой аспект сравнительно-анатомического доказательства – существование атавизмов и рудиментов.

Атавизмы – это изредка появляющиеся у современных людей признаки далеких предков.

Классическими атавизмами являются сплошной волосяной покров на теле (см. Рис. 7) и многососковость. Существование атавизмов доказывает то, что у нас сохранилась генетическая информация о признаках, характерных для далеких предков.

Рис. 7

Рудименты – это сохранившиеся остатки органов, которые были нужны нашим предкам, но потеряли актуальность для современных людей.

Например, аппендикс – это остаток отростка слепой кишки, в котором размножались бактерии, требующиеся для переваривания грубых растительных кормов (см. Рис. 8, 9). В ходе эволюции человек отказался от употребления таких кормов, и этот отросток рудиментировался.

Рис. 8

Рис. 9

Другие рудименты – это мышцы, позволяющие двигать ушными раковинами, и позвонки копчикового отдела (см. Рис. 10). Рудименты и атавизмы свидетельствуют о том, что современный человек эволюционировал от предков, которые существенно отличались от современных людей.

Рис. 10

Последнее доказательство – генетическое. Оно основано на сравнении наследственного материала человека и других животных (см. Рис. 11). Сходство оказалось достаточно высоким. Например, различия генома человека и человекообразных обезьян составляют всего около одного процента. Все эти доказательства говорят о том что человек появился в результате эволюционного процесса, который неразрывно связывает весь животный мир.

Рис. 11

Эволюция и церковь

Самый большой конфликт эволюционной теории происхождения человека возникает с некоторыми религиозными догматами. Согласно им, человек был создан непосредственно творцом, и никакой эволюции не подвергался (см. Рис. 12). Эволюционная теория ставит под сомнения истинность таких догматов, однако католическая и англиканская христианские церкви смогли преодолеть эти разногласия и признали эволюционную теорию.

Рис. 12

Необходимость аппендикса

Иногда аппендиксу приписывают определенные функции в организме, например, предполагается, что в нем развиваются бактерии, необходимые кишечнику человека. Однако в некоторых странах принято послеродовое удаление аппендикса, чтобы предотвратить воспаление его в более зрелом возрасте. Согласно выводам ученых, люди с удаленным аппендиксом никаких трудностей не испытывают.

Филогенетическое древо

Сравнение наследственной информации широко используется в таксономии. Так, сравнив геномы разных организмов, можно установить степень сходства и различия этих видов, а также сроки дивергенции их от общего предка. По результатам такого исследования строят филогенетическое древо (см. Рис. 13).

Рис. 13

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 кл. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.

Домашнее задание

  1. Поддерживаете ли вы современную теорию эволюции?
  2. Какие существуют эмбриональные доказательства эволюции?
  3. Чем отличаются понятия «рудимент» и «атавизм»? Приведите примеры.
  4. Можно ли построить филогенетическое древо, в которое бы входили все организмы на Земле?

Источник