Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу

Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу thumbnail

Определение 1

Повинности крестьян – это обязанности крестьян по отношению к их хозяину – помещику или государству.

Все жители государства были обязаны нести повинности, основная часть которых ложилась на крестьян – самую многочисленную часть населения.

Со времен Киевской Руси все население делилось на зависимых и свободных. Зависимое население, состоявшее из смердов, холопов и проч., должно было отрабатывать повинности в пользу своих хозяев.

Смердами называлась категория лично свободных крестьян, которые жили в общине. Они платили дань натурой или деньгами, а также несли подводную, воинскую и другие повинности. Дань, которая называлась полюдьем, поначалу собирал лично князь со своей дружиной, которые иногда учиняли произвол, поскольку размер дани не был четко установлен. После восстания древлян в 945 году, княгиня Ольга учредила уроки (точные размеры дани), погосты (места сбора дани) и специальную должность для сбора дани.

Рост частных земельных владений князей и бояр привел к тому, что дань начала превращаться в феодальную ренту, которая сначала в большинстве случаев была представлена отработочной рентой. С первой половины XI века стала активно распространяться уплата повинностей продуктами, а с XIV-XV веков большую популярность приобрела денежная рента.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Основными формами повинности крепостных крестьян были:

  • барщина;
  • оброк.

Барщина

В XI в. на Руси уже существует барщина, которая в XVI веке стала одним из главных видов феодальных повинностей, что было обусловлено организацией феодалами своих хозяйств за счет захваченных крестьянских земель.

Замечание 1

Этот вид повинности представлял собой принудительный труд зависимого крестьянина на земле своего хозяина. Размер барщины определялся продолжительностью отработанного времени или объемом работ.

Появление барщины было обусловлено экономическими условиями, когда в руках одного человека сосредотачивались многие земли, а у других ее было мало, в результате чего, эти факторы объединяются, и со временем свободный труд оказывается заменен зависимым. Поначалу барщина существовала в форме просто повинности с правом свободного отказа, которую крестьянин выполнял добровольно, и которая не была необходимым условием для пользования чужой землей (за это крестьянин мог отдавать лишь часть урожая).

В XVII в. размеры барщины все еще определялись старыми традициями заключения порядных записей между помещиком и крестьянином, несмотря на усиление крепостничества в виде введения «урочных лет». Прежние права оставались и у черносошных крестьян.

Значительно же изменили экономические отношения между помещиком и крестьянином указы из Соборного Уложения, отменяющие урочные лета и вводящие бессрочных сыск беглых крестьян, что фактически прикрепило их к помещику и земле.

В начале XVIII в. все еще не существовало закона, который четко определял бы размеры барщины. Законом предусматривалось лишь количество земли помещика, на которой можно было работать. В правление Петра I помещики свободно пользуются крестьянским трудом в любое время, тем самым, не давая крестьянину времени и возможности обрабатывать его собственную землю. В течение XVIII в. положение крестьян становится все более тяжелым.

Некоторые изменения в определении размеров барщины произошли в царствование Павла I. Он в 1797 году издает Манифест о трехдневной барщине, по которому барщина должна ограничиваться тремя днями в неделю. Кроме того, запрещалось принуждать крестьян к работе в воскресные дни.

После отмены крепостного права в 1861 году барщина сохранялась некоторое время как повинность временнобязанных крестьян. Ее размер должен был быть определен по договору крестьянина и помещика. Кроме того, некоторым крестьянам или сельским обществам разрешалось переходить с барщины на оброк. Замена барщины оброком была выгодна и одним, и другим, так как отдавать деньги или часть урожая было проще, нежели тратить время на обработку помещичьей земли. Выбор – барщина или оброк – делал помещик.

Замечание 2

Такая форма отношений была ликвидирована в 1883 году после указа о переводе крестьян на обязательный выкуп

Оброк

Оброк – это форма повинности крестьян, состоявшая в выплате помещику дани деньгами или продуктами. Оброк делился на:

  • денежный;
  • натуральный;
  • отдельные виды работ.

Крестьяне должны были отдавать часть своего урожая помещику. Размер оброка зависел от размера крестьянского надела. Впоследствии оброк принял форму постоянного денежного платежа, но существовал и более тяжелый натуральный оброк, который платился различными продуктами. Помещики придумывали различные поводы для сбора нового оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и пр.; также выплачивалась часть урожая – десятый сноп, девятой ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянин не мог, например, убирать с поля снопы, пока помещик не определит размер оброка, вследствие чего мог портиться урожай.

Замечание 3

Денежный оброк мог заменяться натуральным, но это имел право решать только помещик.

Существовали и другие обязательства, которые подразумевали повинности личного характера. Ими могли быть поголовные платежи, сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и пр. Помещик мог распоряжаться всей собственностью крестьянина, а также им самим: решение о женитьбе крестьянина принимал хозяин.

Итак, барщина носила двоякий характер. С одной стороны, помещики использовали крепостных как бесплатную рабочую силу, что приводило к угнетению последних, не оставляя времени на обработку своей земли. С другой стороны, барщина не была очень выгодна, ибо крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда и не особо старались работать на землях помещика. К тому же, на помещика ложились обязанности по кормлению крестьян, что было тоже затратно. Оброк был более легкой формой повинности для крестьян, однако, его размер также не был законодательно определен. Однако самую большую форму эксплуатации крестьян представляли прочие виды повинностей, в которых ярко проявлялись самые некрасивые формы крепостничества, и крестьянин был фактической собственностью хозяина.

Источник

Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу

3

1 ответ:

Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу

0

0

1) Зависимые крестьяне в пользу феодалов несли две повинности: барщину и оброк. Барщина заключалась в обязанности крестьян часть своего времени отводить обработки земель феодала. Оброк представлял собой некоторое количество продукции, которую крестьяне были обязаны регулярно предоставлять феодалу. Соотношение барщины и оброка различалось в зависимости от конкретного региона или периода. Оброк мог быть натуральным (продукты сельского хозяйства) и денежным. Крепостная зависимость могла принимать более мягкие и более жесткие формы. Например, в одних случаях, крестьяне имели право менять феодала, переселяясь с места на место, в других же им было запрещено переселяться, а в самых крайних случаях, в руках феодала полностью находилась жизни его крепостного.

Читайте также

Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу

Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу

Ответ:

Тому, що там побудували Харківський університет, він відіграв помітну роль в українському національному відродженні

Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу

не всегда но вобщем была успешной

Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу

1)Потому что сократились социальные выплаты , выплаты по процентам с ценных бумаг , субсидии промышленности наоборот выросли, фиксируются цены на продукты, вообще государство делало все, что бы уменьшить забастовки и антиправительственные действия
2) Англичане с сконцентрировались на более глобальной проблеме, также большую роль сыграло вмешательство государства в экономику. Правительство хотело сохранить политическую и экономическую стабильность.

Читайте также:  Польза от тренировки на велосипеде

Какие повинности и почему несли зависимые крестьяне в пользу

Задача №1

Цель:  понижение налогов и пошлин

Дорогие друзья,я бы хотел затронуть тему о налогах. Я считаю что их нужно понизить из за недовольства граждан и возможности их восстания. Я полностью за их мнение так как наши налоги слишком велики и обычных холоп не сможет нормально жить. К этому же пункту хочу отнести, то что необходимо создать точный график сбора пошлин и скорее всего промежуток между сборами будет 3 месяца.

Задача №2

Цель:  улучшить боевую готовность

Я бы хотел предложить улучшить боевую готовность нашего государства. Для этого мы добавим службу в армии сроком 12 месяцев и в случае войны люди будут в полном готове. Также предлагаю собрать большую пошлину и потратить ее на новое и хорошее оружие.

Задача №3

Цель: сокращение власти правителю

Я считаю что правитель портит наше государство своими правами. Их необходимо сократить ведь по его приказам увеличивается налоги, которые уже не раз приводили к восстанию. Я считаю что он назначает военачальников которые не полностью готовы. Предлагаю забрать у него большую часть прав ибо осуществлять все действия в государстве через Генеральные Штаты.

Спасибо за внимание. Если остались вопросы или поправка к предложениям – спрашивайте!

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июля 2014; проверки требуют 22 правки.

Зависимые крестьяне — общее название одного из двух основных социально-экономических классов средневекового общества эпохи классического феодализма. Группой лично зависимых крестьян управляли землевладельцы, так называемые феодалы, защищавшие крестьян от нападений других феодалов как активными военными действиями, так и другими методами, например, предоставляя им защиту в стенах своего замка, торговые площади для ярмарок, складские помещения и так далее. Зависимое крестьянство пришло на смену рабству античности. Основное отличие лично зависимого крестьянина (крепостного) от раба был тот факт что за первыми было признано право на жизнь, то есть за убийство крепостного феодал должен был теоретически понести уголовную ответственность по закону, хотя на практике крепостные, особенно в Российской империи, были фактически равны рабам. Положение зависимого крестьянства варьировало по странам и регионам Европы, а также эволюционировало в зависимости от временного периода. На смену зависимым крестьянам и феодалам с распространением капитализма в XVII-XIX веках пришли наёмные рабочие и капиталисты. В отличие от рабов крестьяне могли заниматься коммерцией. Крестьянин сам по себе не мог быть продан, объектом купли-продажи являлась земля, к которой он был прикреплён.

История[править | править код]

На территориях бывшей Римской империи и в Византии зависимое крестьянство развилось из промежуточного сословия — так называемых колонов поздней античности, которые в отличие от рабов были полусвободными арендаторами батраками, заселявшими окраины империи (Галлия, Испания). В средневековой Испании и Латинской Америке они стали именоваться пеоны. В германских и славянских землях, не знавших долговременного рабства, зависимость крестьян возникала в результате имущественно-ресурсного расслоения общества, а также под влиянием соседних (романских и восточных) регионов. Не все крестьяне средневековой Европы были зависимы от феодалов. Так в Византийской Анатолии жили военные крестьяне акриты. При этом рабство в средневековой Европе также было распространено во многих городах, хотя и в меньших по сравнению с классической античностью размерах. В целом, в X—XII вв. в Западной Европе сложились два главных класса средневекового общества: зависимые крестьяне и феодалы. Каждая группа имела свой образ жизни, своё мировоззрение и своё положение в обществе.

Различия положения по странам[править | править код]

В некоторых северных странах с хуторским типом ведения хозяйства (Норвегия, Исландия) зависимые крестьяне не сложились как класс вообще. В каждой стране и даже регионе, где феодализм укрепился, зависимые крестьяне именовались по-разному. Их положение также сильно варьировалось. Так в Англии, заселённой германцами в VI веке, крепостничество (в российском понимании этого слова) было крайне слабым и личные формы зависимости крестьян начали исчезать уже в XII-XIII веках, полностью ликвидировавшись к XV веку. Во Франции, знавшей классическое римское рабство, различные формы крепостничества сохранялись гораздо дольше — до конца XVIII века. В российской историографии зависимые крестьяне стали известны как крепостные. Интересно что в русские земли крепостничество пришло гораздо позже и соответственно отступило позже чем в Западной Европе.

Этноязыковая стратификация[править | править код]

В ряде регионов, экономико-социальные роли феодальной формации чётко разделились по этноязыковому признаку: так католические венгры и мадьяризованные валахи составили класс помещиков и горожан Трансильвании, а православное романоязычное население было законодательно низведено до положения зависимого крестьянства. После падения Римской империи именно германцы составили основу военно-феодальной верхушки бывших провинций империи. В Прибалтике раздел также произошёл по линии германские рыцари-христиане с одной стороны балты (финно-угры)- язычники с другой. Этнические немцы также составили класс феодалов в славянских Чехии, Моравии, Словении, Померании, Пруссии и романской Швейцарии, поляки — на Украине, в Белоруссии, позднее, в Литве и Латгалии; англичане — в Ирландии; шведы в Финляндии.

Источник

Параграф 11 — ГДЗ к учебнику истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс

  • ГДЗ к рабочей тетради по истории Средних веков. Е.А.Крючкова. 6 класс
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)

ГЛАВА IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ

Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневекового мира?

Именно феодалы и крестьяне являлись участниками базовых отношений того времени. Основой власти, влияния и богатства была земля. Соответственно, все выгоды от земли получал землевладелец. Наличие этих выгод было бы невозможно без «посаженных» на землю крестьян, которые работали на этой земле. Так в IX-XI веках на территориях бывшей Западной Римской империи формировался феодальный строй, который пришел на смену римскому рабовладению и варварскому первобытнообщинному строю. Отношения феодал-крестьянин являлись более передовыми, чем отношения хозяин-раб, поэтому феодальный строй стал более высокой и следующей ступенью развития Западной цивилизации. Феодальный строй просуществовал практически всю Средневековую эпоху, до появления нового типа отношений собственник – наемный рабочий, а также новых классов в обществе.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ДЕРЕВНЯ И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ

Вопросы в тексте параграфа

Когда и как крестьяне Европы потеряли свободу и землю?

Следует для начала понять, кто такие «европейские крестьяне», откуда они взялись. Нам известно, что за падением Западной Римской империи последовало формирование варварских королевств. Те же самые франки, хотя их было совсем немного, придя на земли Галлии стали владеть и управлять ими. Бывшая территория Западной Римской империи уже была заселена и упорядочена. На ней находились так называемые латифундии, землевладения, специализирующиеся на различных видах сельского хозяйства или ремесленного производства. Работавшие в этих латифундиях рабы еще во времена поздней Римской империи стали наделяться земельными участками и превращаться в колонов (зависимых крестьян). Таким образом, германские племена, придя на земли Западной Римской империи, фактически получили готовую экономическую модель управления землей. Крестьяне там уже были, и они были уже вполне зависимыми. С распадом родоплеменных отношений, последней стадией которых была «военная демократия», варварские племена, миновав рабовладельческие отношения, сразу же перешли к феодальным. В этот период общество завоевателей-франков, совсем недавно бывших единой общиной, разделяется. Появляется имущественное расслоение общества. При Хлодвиге (конец V-начало VI века) земли делятся и передаются в управление графам, а свободные франки постепенно теряют право голоса. При Карле Мартелле (первая половина VIII века)  и его военной реформе земля стала раздаваться за военную службу сначала в пожизненное, а затем и в наследственное пользование. В условиях постоянных войн и становления государственности общинники начинают терять полученные земли и личную свободу.

Читайте также:  Физио магнит польза и вред

Несмотря на то, что у крестьян раннего Средневековья оставалось право быть свободными и самостоятельно возделывать свою собственную землю, в реальной жизни все было совсем не так. Личная свобода была практически невозможна. Многочисленные государственные поборы вгоняли свободных людей в долги, постоянные войны и сборы ополчения не приносили прибыли простым воинам, но оборачивались запустением для их земельного участка, а притеснения знатных соседей заставляли искать защиты. Так, работавшие на земле крестьяне-земледельцы, оказывались в зависимости от владельца. За пользование землей крестьяне должны были платить феодальную ренту трудом (барщина), продуктами или деньгами (оброк).

Из кого образовался класс зависимых крестьян?

Во-первых, зависимыми крестьянами стали потомки бывших галло-римских рабов и колонов, которые работали еще на римских латифундиях. Во-вторых, в этот класс попали и простые франки, бывшие свободными общинниками, попавшими в долговую зависимость. Таким образом рабы, колонны и попавшие в зависимость свободные франки сформировали самый массовый слой населения Средневековой Европы — зависимых крестьян.

Работаем с документом

1. Какие обязанности крестьян, упомянутые в тексте, относятся к оброку, какие – к барщине?

К оброку относятся: отдать часть приплода поросят, заплатить денежный оброк за оставшийся приплод поросят, пивная повинность (отдать часть урожая ячменя и пшеницы).

К барщине относятся: косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, возить сено на барский двор, чистить мельничные канавы, жать, собирать и отвозить пшеницу, рубить в лесу дрова, молоть муку на мельницу.

2. Какие еще дополнительные платы и ограничения были у крестьянина?

К дополнительным повинностям и ограничениям относятся: различные штрафы, пошлина за выдачу дочери замуж за пределы сеньории, заплатить за выпечку своего хлеба.

3. Можно ли на основании документа сказать, было ли у крестьян своё хозяйство?

Да, на основании документа можно сказать, что у крестьян было свое хозяйство, поскольку у него есть продукты с этого хозяйства (поросята, ячмень, пшеница), которыми он обязан уплатить оброк. Также, судя по документу, у крестьянина были и излишки продуктов, которые он продавал на ярмарках за деньги. В документе упоминается и о денежном оброке в пользу феодала.

4. Как вы считаете, насколько тяжело жилось крестьянам?

Тяжесть жизни крестьян объяснялась не столько большим объемом выполняемых работ, сколько непредсказуемостью изменения повинностей и ограничений, да и тем, что крестьянину за все приходилось платить. С другой стороны, когда было иначе?

Обобщение информации параграфа

1. В чем состояла власть феодала над зависимыми крестьянами?

Феодал имел власть заставить зависимых крестьян выполнять повинности силой. Феодал имел право судить поземельно зависимых крестьян с целью обеспечения выполнения условий договора. Также феодал мог распоряжаться лично зависимыми крестьянами: имел право ограничивать и управлять их действиями, требовать выполнять дополнительную работу и т.д.

2. Какие виды крестьянской зависимости в Средние века вы знаете? Чем они различались?

Нам известны личная и поземельная зависимость. Лично зависимые крестьяне, обычно это были потомки бывших рабов, не владели землей и были лично несвободными, поскольку не могли ни покинуть своего сеньора, ни передать другим людям земельный надел, на котором работали, ни даже уйти в монастырь. Повинности лично зависимых крестьян не были определены обычаями или договором, поэтому их размер и характер определялся и ограничивался только волей феодала. Власть феодала над поземельно зависимыми крестьянами была не полной. Такие крестьяне как бы арендовали землю у феодала, обязуясь платить определенный оброк и выполнять работы в пользу феодала в оговоренном объеме, пропорциональном от размера земельного надела. Но при этом они лично не зависели от феодала и могли покинуть его при определенных условиях.

3. Что заставляло крестьян объединяться в общину?

Объединившись в общину, крестьяне могли помогать друг другу и отстаивать свои права, если сеньор допускал произвол в отношении крестьян, превышал оговоренные нормы оброка или барщины, устанавливал дополнительные повинности и т.д. Также крестьянская община поддерживала порядок на своей территории. Она помогала беднякам выплачивать повинности, опекала вдов и сирот, а также организовывала празднества и игры.

4. Расскажите о жизни крестьян по плану: а) орудия труда; б) хозяйство; в) жилище; г) пища.

Крестьяне обрабатывали землю собственными орудиями труда: плугом, бороной, граблями, лопатами, мотыгами. Срезали пшеницу серпами, а молотили палками или деревянными цепами. Зачастую орудия труда переходили по наследству. Крестьянские деревни были небольшими – 10-15 дворов и лишь редко до 30 дворов. В каждом крестьянском дворе помимо жилища были хозяйственные постройки и приусадебный участок. В хозяйстве крестьян были домашняя птица и мелкий скот: овцы, козы, свиньи. Быков и коров было мало, поскольку зимой для них не хватало корма. Чтобы сохранить зимой скот, его часто держали в том же помещении, где жили люди. Крестьянский дом строили из деревянных жердей, обмазанных глиной, из бревен или из местного камня. Крыши крыли соломой, дёрном или камышом. Топили дома «по-черному», дым выходил через отверстие в крыше, но зачастую оставался в доме, поэтому стены были черные от копоти. Узкие оконные проемы закрывали деревянными ставнями. Обстановка дома была очень скудной: грубый стол, скамейки вдоль стен, сундук для хранения праздничной одежды и ларь для муки. Глиняные миски и кувшины хранились на полках. Спали на единственной, похожей на нары кровати, а чаще всего на соломе, постеленной на скамейку или на глиняный пол. Еду готовили в чугунном котелке, который подвешивали над огнем в очаге. Сама еда была скудной и однообразной: мучная похлебка или каша, капуста, бобы, репа, лук и другие овощи, козий сыр и съедобные травы. Рыбу ели реже, а мясо вообще появлялось на столе только по праздникам. Даже хлеба крестьянам не всегда хватало до весны.

5. Как вы думаете, почему жизнь крестьян в раннее Средневековье была очень тяжелой?

Крестьянам во все времена приходилось много работать. И практически никогда не было такого периода, когда крестьянину достаточно было работать только на себя. Всегда были общинные обязанности, феодальные повинности, да и те же самые колхозы в недавнем прошлом нашей страны. Крестьянин всегда работал и на себя, и на «чужого дядю». Что может быть особенного именно в эпоху Средневековья, что обуславливало тяжелую жизнь крестьян? Разве только личная зависимость от феодала и вседозволенность господ. Так, например, феодалы часто в стремлении «содрать» с крестьян побольше, увеличивали размеры повинностей и вводили дополнительные, за которые брали деньги: молоть муку только на мельнице феодала, печь хлеб только в печи феодала и т.д. Еще пример, умер старик крестьянин, а его детям приходилось отдать господину лучшую корову в качестве налога на получение наследства. Если крестьянская девушка, не находящаяся в личной зависимости, выходила замуж за крестьянина из другого поместья, её семья должна была уплатить феодалу за потерю работницы большой выкуп. Во время охоты феодал со своими гостями мог потоптать крестьянские поля. Крестьяне не могли убивать зайцев, которые пожирали их посевы, потому что была запрещена охота во владениях феодала. Да мало ли еще других причин, которые усложняли жизнь крестьян. Однако, это мы описали плохого и вредного феодала. Но ведь были же и другие – те, которые понимали, что крестьянин приносит феодалу доход, чем больше крестьянин вырастит у себя на поле, тем больше отдаст феодалу. Такие феодалы заботились и защищали крестьян, выкупали им торговые места на ярмарках, следили за их здоровьем и благосостоянием, устраивали бесплатные пиры по праздникам и т.д. Правда таких хозяйственных феодалов было крайне мало.

Читайте также:  Рыбий жир польза какая от него польза

6. Какое хозяйство называется натуральным?

Натуральным называется хозяйство, в котором производится все, что необходимо для проживания людей в общине или поместье. Продукты и вещи изготавливали не для продажи, а для собственного потребления. Ярким признаком натурального хозяйства является слабая развитость торговли из-за отсутствия самой необходимости торговать.

7. Составьте схему «Повинности средневековых крестьян».

БарщинаНатуральный оброкДенежный оброкДругие повинности
Работать на поле сеньора, в хозяйстве сеньора, заниматься перевозкой грузов, ремонтом дорогОтдавать часть урожая

зерновых, овощи, фрукты, мясо, птицу, яйца, ремесленные изделия, сено, дрова

Отдавать часть денег, вырученных от продажи произведённых в хозяйстве продуктов и товаровМолоть муку на мельнице феодала, печь хлеб в печи сеньора, давить виноград на прессе феодала и платить за это арендную плату, а также являться на суд феодала. Кроме того, существовали повинности в пользу церкви, так называемая церковная десятина.

Подумайте

1. Опираясь на текст параграфа, начертите план феодального поместья.

Вот такой план средневекового феодального поместья приведен в учебнике по истории Средних веков тех же самых авторов, по которому учились лет 30 назад. На плане мы видим двор феодала с многочисленными хозяйственными постройками: амбарами, конюшнями, хлевом, птичником, псарней. Мы видим крестьянскую деревню с личными огородами, загон для скота и водяную мельницу. Сельскохозяйственные угодья организованы по принципу трехполья, на одном поле посеяны яровые сорта пшеницы (их сеют весной), на втором озимые (их сеют осенью), третье поле распахано и оставлено «под паром». Каждое поле разделено на господские участки (выделены черным цветом) и крестьянские наделы (выделены белым цветом). Это так называемая чересполосица – участки нарезались в разных местах, чтобы были равные условия для всех.

2. Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерёшь шкуру, того не пострижёшь дважды». В чем её смысл?

По сути, это рекомендация для феодала по обращению с зависимыми крестьянами. Не следует перегибать палку в эксплуатации крестьян, поскольку именно крестьяне приносили доход феодалу, и если подходить к сбору повинностей и оброка слишком сурово, то в следующий раз у крестьян нечего будет взять. Лучше брать с них понемногу, но долго.

3. Чем отличались средневековые зависимые крестьяне от римских рабов? Почему они неодинаково относились к своей работе?

Средневековые зависимые крестьяне в отличие от римских рабов наделялись землей и вели свое хозяйство, с продуктов которых кормились. Они имели собственные орудия труда и скот. Крестьянин, имевший свое хозяйство, был заинтересован в результатах своего труда, поэтому его труд был более эффективным и производительным по сравнению с трудом раба.

4. Чем власть феодала над зависимыми крестьянами отличалась от власти рабовладельца над рабами?

Власть феодала над поземельно зависимыми крестьянами ограничивалась условиями арендного договора или установленными традициями. Если такой крестьянин не выполнял свои обязательства или выполнял их не в срок, то он мог быть наказан по решению феодального суда.

По-другому обстояли дела с лично зависимыми крестьянами, бывшими рабами. Феодал имел над ними практически неограниченную власть. Однако, находящегося в личной зависимости и прикрепленного к земле крестьянина, нельзя было продать без земли. Лично зависимого крестьянина, прикрепленного не к земле, а ко двору, феодал мог продать или обменять. Основным же отличием лично зависимого крестьянина от раба был тот факт, что за первыми было признано право на жизнь, то есть за убийство зависимого крестьянина феодал должен был нести ответственность, хотя в остальном лично зависимые крестьяне были фактически рабами.

5. Почему в то время было неизбежно господство натурального хозяйства?

Неизбежность господства натурального хозяйства прежде всего определялась ходом исторического развития. Экономическая система должна была пройти свой путь и натуральное хозяйство – это один из этапов ее развития. Переход от натурального хозяйства к товарному производству было возможно при выполнении некоторых условий: развитие орудий труда  и технологий хозяйствования, при которых образовывались бы излишки товаров, открытость экономической системы с возможностью распределения товаров по другим территориям, разделение и специализация труда. На тот момент эти условия не в полной мере могли быть реализованы. Одной из причин являлась именно замкнутость системы владения и управления хозяйством. Экономические связи между территориями были слабы. Постоянные войны, споры между феодалами, разграбление земель. Феодалы даже не знали, с кем они завтра будут дружить, а с кем воевать. В таких условиях устанавливать с кем-то взаимовыгодные и долгосрочные товарно-денежные отношения было нереально.

Конечно, господство натурального хозяйства в Средневековой Европе было очевидным, хотя и условным. Давайте посмотрим на факты. Были ярмарки, чеканились деньги как средство обмена – их было мало, но они же были. Крестьяне где-то же продавали скудные излишки своей продукции и платили денежный оброк (раз даже такая форма оброка существовала). Правда продавать продукцию на ярмарке тоже было нелегко, поскольку во всех поместьях производилось и выращивалось то же самое, поэтому спрос далеко не всегда соответствовал даже самому маленькому предложению. Поэтому вплоть до XI натуральное хозяйство было основной формой, но не единственной.

6. Поразмышляйте, сохранились ли элементы натурального хозяйства в современной деревне. Если да, то какие.

Конечно, даже в современной деревне сохранились элементы натурального хозяйства. Обмен продуктами своей деятельности существует, но скорее всего это происходит не из необходимости, а по сохранившимся общинным традициям – ты поможешь, тебе помогут. Поэтому, например, рыбаки в деревнях отдают излишки рыбы, а взамен получают козье молоко. Грузовик навоза с полей выгона скота вполне может быть обменян на помощь в строительстве дома и т.п.

Источник