Какие поучения будды могут принести пользу
В монастырях и библиотеках, где хранится тибетский Кангьюр, поучения Будды всегда делят по содержанию на четыре группы – по двадцати одной тысяче. Цель всех этих поучений – приносить непосредственную пользу существам.
Поучения первой группы – они называются Винаи – призваны помогать прежде всего монахам и монахиням. Будда давал эти так называемые внешние обеты в различных ситуациях в качестве вспомогательного средства в основном против привязанности, и впоследствии, когда они были объединены, получилось 350 обетов для монахинь, 254 для монахов и 37 для послушников.
Эти обязательства принимаются целиком. Миряне могут принять до восьми обетов. Если придерживаться тех из них, что имеют смысл для нас, это защитит от многих страданий, которые мы причиняем себе сами. Для всех хороши общепринятые нормы поведения – такие как отказ от умышленного убийства, воровства, лжи, глупого пьянства и наркомании, пустых игр с чувствами других людей или причинения им сексуального вреда. Эти правила напоминают людям о том, как не попадать в сети обусловленного мира.
Вторая группа поучений называется Сутра. Ее цель – противодействовать злости и отвращению и развивать сочувствие. Она помогает – в первую очередь мирянам – осмысленно и эффективно защищать своих близких и общество, не поддаваясь при этом мешающим чувствам. Здесь приводятся главным образом советы для жизни и медитации.
Третий раздел – Абхидхарма – для тех немногих (в мировом масштабе) счастливчиков, у которых достаточно образования и свободы, чтобы философски осмысливать действительность. Здесь Будда показывает, как научиться мыслить последовательно, не говоря при этом, что именно надо думать. Благодаря этому удаляется корень запутанности и неясного мышления.
Первые три части Учения влияют на нас примерно тем же образом, что и школьное знание: информация постепенно опускается из головы в сердце, и процесс превращения идей в опыт носит затяжной характер. Здесь мы строим дом снизу вверх. Для более ясного представления тибетцы объединяют все эти три части под названием Сутра (по-тибетски До), что в переводе означает «нить» – нечто наподобие путеводной нити или руководства.
Название следующей группы поучений, Тантра (по-тибетски Гью), означает «плести» или «течь». Оно указывает на целостный опыт, являющийся неотъемлемой частью нас. Здесь строительство дома осуществляется быстро – с помощью подъемного крана высшего видения: мы ведем себя как Будда, пока не станем Буддой. На этом уровне поучения всегда охватывают тело, речь и ум.
Если использовать этот термин для средств, работающих с воображением, дыханием, звуковыми вибрациями и сексуальностью, то обязательно нужно говорить «буддийская тантра». Индуисты используют такое же название для совершенно других тайных поучений. Хотя со стороны может показаться, что многие изображения и высказывания в этих двух «вероучениях» похожи, все же и путь и цель у них совершенно разные.
Индуист занят поиском силы (Шакти), которая является для буддиста исходной точкой. Буддист же хочет обнаружить абсолютную мудрость (санскр. Джняна или тиб. Йеше). Кроме того, почти всегда различается расположение внутренних каналов в теле (позвоночник у индуистов и середина тела в буддизме), равно как и число силовых колес (соответственно семь или пять). Если перемешать эти тайные поучения, то, как говорят тибетцы, голова станет как арбуз – полной несвязных идей, а сердце как лесной орех – маленьким и твердым.
Тантра – четвертый раздел поучений этой традиционной классификации и в линии Кагью – главная часть Алмазного пути. Она охватывает существ полностью. Опыт этого пути можно сравнить с быстрой ездой на мотоцикле, свободным падением во время прыжка с парашютом или глубокой влюбленностью. Алмазный путь основательно изменяет людей и пробуждает присущую им силу. Применение его чрезвычайно действенных средств, таких как осознанное умирание (Пхова), освободило на протяжении веков многих людей, а некоторых даже привело к Просветлению за одну жизнь.
Относится ли Великая печать изначально к буддийской Тантре или представляет собой отдельный путь – вопрос спорный. Обе точки зрения имеют право на существование. Но, так или иначе, сегодня в Алмазном пути эти поучения неотделимы друг от друга. Великая печать показывает основу и путь, являясь также и целью.
Опыт этого пути можно сравнить с быстрой ездой на мотоцикле, свободным падением во время прыжка с парашютом или глубокой влюбленностью. Рай и ад творятся в нашем собственном уме, и правильное понимание и применение Алмазного пути делает людей великими. «Бедный» взгляд «или-или» остается, где ему и положено быть – на обусловленном уровне, и становится возможным нарастающее переживание истинного богатства – всеобъемлющего «и то и другое».
Неограниченные качества пространства служат источником свободы, но и путь к этому опыту сам по себе увлекателен. Мы ловко хватаем крота обычного сознания, вставляем ему в глаза контактные линзы, привязываем к лапкам крылья, а к хвосту приклеиваем перья – и запускаем его орлом в небо. Вне всех ограничений внешнее и внутреннее постоянно воспринимается свежим и новым.
Из книги Ламы Оле Нидала «Каким все является: психология свободы – опыт буддизма»
Каким все являетсяЛама Оле Нидал
Обусловленные и абсолютные поучения Будды
В монастырях и библиотеках, где хранится тибетский Кангьюр – 84 000 поучений, по содержанию подразделенных на четыре группы по 21 000. Их цель одна – благо существ. Первая группа называется Виная. Эти советы вместе с внешними обетами личного освобождения Будда давал разным группам людей по различным поводам, в качестве рекомендаций разумного поведения и образа жизни, при котором можно было бы избегать привязанности. В целом имеется 350 правил для монахинь, 254 для монахов и 37 для послушников. Мирянин может принять до восьми таких обетов, а три-пять из них и сегодня звучат разумно для большинства людей.
Если мы следуем этим советам, значимым лично для нас, мы защищены от многих страданий, причиной которых обычно являемся сами. Всем полезно соблюдать некоторые общие правила поведения. В их числе: отказаться от намеренного убийства, воровства, лжи, причинения вреда или потери репутации из-за глупого употребления веществ, одурманивающих сознание. Не следует также причинять другим боль неправильными действиями в области секса и играть чужими чувствами. Такие правила помогут людям реже попадаться в ловушки обусловленного мира и не получать впоследствии соответствующих кармических результатов. Вторая группа поучений, называемая Сутра, в основном состоит из наставлений по медитации. Они давались для того, чтобы ликвидировать гнев, или неприязнь, и развить сочувствие. Эти наставления особенно полезны для мирян, которым приходится защищать своих близких, свой бизнес или общество, стараясь по минимуму испытывать мешающие чувства. Для этой цели в учении Сутры приводятся предложения относительно и медитации, и жизни. Абхидхарма, третья категория поучений, предназначена для тех необычайно удачливых людей, кто обладает способностью абстрактного мышления и образованием, позволяющим иметь философское мировоззрение. В ней Будда показывает, как можно мыслить логически, но не указывает, что именно нужно думать. Таким образом он дает нам возможность вырвать корень запутанности и неясного мышления.
Методы, позволяющие усвоить три этих типа поучений, подобны тем, что применяются в обычной школе. То, что в итоге должно быть воспринято, только постепенно просачивается из головы в сердце, шаг за шагом превращаясь из концепции в опыт. Мы строим дом снизу вверх. Обычно тибетцы все эти три части вместе называют общим словом «Сутра» (по-тибетски до). Оно означает «путеводная нить».
Тантра (по-тибетски гью) – четвертая категория поучений в этом классическом собрании. Термин переводится как «переплетение», или «поток». Он относится к целостному опыту, который становится неотделимой частью нас самих. Задача тантры – быстро возвести дом Просветления при помощи подъемного крана наивысшего ви дения. Другими словами, здесь человек ведет себя как Будда, пока не становится Буддой.
Буддийские поучения на тантрическом уровне всегда относятся к телу, речи и уму, преобразуя идеи и представления, работая с дыхательными техниками, сексуальностью и звуковыми вибрациями. Когда мы говорим об этих методах, следует употреблять их полное название – «буддийская тантра». Причина в том, что индуисты пользуются тем же термином «тантра» для обозначения совершенно иных методов с другими целями. Непрактикующему человеку на первый взгляд может показаться, что многие изображения и слова тех и других высоких поучений похожи. На самом деле и пути, и цели у этих двух традиций различны, хотя они пользуются теми же символами, такими как жесты рук или атлетичные фигуры в сексуальном союзе. Окончательная цель в индуизме – сила воли (на санскрите шакти). Буддисты же стремятся обнаружить свою абсолютную мудрость (на санскрите джняна, по-тибетски йеше). Кроме того, в индуистских медитациях внутренний энергетический канал пролегает в позвоночнике, а буддийские тантры работают с магнитной осью, проходящей через середину тела и соединяющей макушку головы с «точкой G», или простатой. Если смешивать эти тайные поучения, то, как говорят тибетцы, голова станет как арбуз, полный семечек – бессвязных идей, а сердце будет маленьким и твердым, как лесной орех. В линии преемственности Кагью тантра является энергетической практикой Алмазного пути. Она целиком затрагивает наше существо. Ее можно сравнить с быстрой ездой на мотоцикле по извилистой дороге, переживанием свободного падения во время прыжка с парашютом или погружением в глубины вдохновения и любви. Она преобразует людей и пробуждает их силы и способности. Использование ее самых эффективных методов, таких как практика умирания в сознании (пхова), уже открыло чистые страны, из которых невозможно падение вниз, бессчетному числу людей на протяжении тысячелетий и многих привело к Просветлению за одну жизнь.
Прекрасные ламы старой школы Ньингма спорят о том, принадлежат ли их наивысшие поучения о взгляде, называемые по-тибетски Дзогчен, а на санскрите Маха-ати, что означает «Великое совершенство», к изначальной структуре буддийской тантры или представляют собой отдельную систему. Похоже, что оба взгляда имеют под собой основания. Однако в Алмазном пути Карма Кагью Великая печать – Махамудра – указывает на основу, придает направление пути и сама по себе является целью любой абсолютной практики.
Рай и ад происходят в нашем собственном уме. Верное понимание и применение Алмазного пути делает существ великими. Он оставляет бедный взгляд с позиции «либо – либо» на обусловленном уровне, к которому тот и относится. Вместо этого развивается великий взгляд, включающий «и то и другое», практичный и еще больше раскрывающий подлинное богатство ума. Здесь аспект безграничности пространства становится источником свободы во всех отношениях, и сам путь к этому опыту захватывает. Мы искусно ловим крота обычного сознания, вставляем ему в глаза контактные линзы, наклеиваем на хвост перья, привязываем крылья к лапам и – запускаем его в небо, как орла. Все внутри и снаружи, вне любых ограничений, тогда становится свежим и новым.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Абсолютные препятствия к браку
Абсолютными препятствиями к браку, одновременно расторгающими его, считаются следующие.1. Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т. е. единобрачный.2. Что касается священного сана,
3.1.3.2.5. Осознание Будды в качестве достоверного (подлинного) существа, а собственного Гуру – в качестве Будды
Этот вид осознания заключается в понимании того, что Будда вначале был как мы, обычным существом, затем, получив учение и постоянно практикуя его правильным
Обусловленные явления непостоянны
Что же такое непостоянство? Все феномены, которые возникают в результате причин и условий, по своей природе непостоянны, потому что породившие их причины и условия являются одновременно причиной их распада и прекращения существования.
Асимметричные поучения
Эти поучения асимметричны по меньшей мере в двух отношениях. Во-первых, я сделал акцент на «воспринимаемом высокомерии Америки» так, словно в нем заключается единственная причина терроризма. Но это было сделано исключительно ради удобства
2. Первые поучения
Тогда Возвышенный так говорил сангхе пяти бхикку:«Тело, о бхикку, лишено “я”. Если бы, о бхикку, это тело было бы “я”, оно не было бы подвержено болезни, и мы могли бы говорить о нем: да будет мое тело таким, да не будет оно таким.Но поскольку это тело, о бхикку,
2. Первые поучения
Тогда Возвышенный так говорил сангхе пяти бхикку:«Тело, о бхикку, лишено “я”. Если бы, о бхикку, это тело было бы “я”, оно не было бы подвержено болезни, и мы могли бы говорить о нем: да будет мое тело таким, да не будет оно таким.Но поскольку это тело, о бхикку,
Глава 4
ПОУЧЕНИЯ
1. Учитель и ученик
«Учитель, о бхикку, должен считать ученика как бы своим сыном; ученик должен считать учителя как бы отцом. Так, вдвоем, соединив взаимное уважение, взаимное почтение, пребывая в общности совместной жизни, они добьются возрастания, роста,
Поучения юношам
Будь смирен в юности своей, чтобы возвыситься в старости; насаждай в душе своей добрые навыки, чтобы жизнь твоя была исполнена радостей.Преподобный Ефрем Сирин (IV в.)* * *Береги, юноша, юность свою, чтобы не сделалась она пищей огня; и помышляй о времени
Абсолютные препятствия к браку
К абсолютным препятствиям для совершения Таинства Брака относятся следующие обстоятельства:• Христианский брак не может быть заключен с лицом, которое уже состоит в браке, так как христианский брак – только моногамный (единобрачный). Это
Душеполезные поучения
Всех душеполезных поучений преподобного аввы Дорофея к своим ученикам насчитывается 21. Кратко содержание их можно представить так:1. Об отвержении мира [с. 19–38]. Изобразив историю домостроительства нашего спасения — от сотворения человека до
I. Поучения
Среди них обычно выделяют два поучения к русскому народу («О казнях Божиих» и «О чашах тропарных») и десять к братии (и специально к инокам [?]); число последних колеблется в обе стороны. Вообще Феодосия иногда считают автором только «очень небольшого числа
«ПОУЧЕНИЯ» [55]
Сатья Саи БабаЛишь погруженное в Покой сердце может излучать чистую любовь. Тогда осознание «Всё есть Бог» становится естественным для тебя.Духовное самосовершенствование может даровать безграничную силу. В этом — секрет закона жизни в
ПОУЧЕНИЯ СИЛУАНА
Расстанься со всяким ребячеством и приобрети себе крепость ума и души. Усиль войну против всякого безумия страстей, эроса, дурной злобы, любви к славе, любви к раздорам, мучительной зависти, негодования, гнева, жажды, стяжательства. Охраняй свою крепость
1. Начинать с малого — это нормально
Кувшин наполняется постепенно, капля за каплей
Каждый мастер когда-то был любителем. Все мы начинаем с малого, не пренебрегайте малым. Если вы последовательны и терпеливы, вы добьетесь успеха! Никто не может преуспеть всего за одну ночь: успех приходит к тем, кто готов начать с малого и усердно трудиться, пока не заполнится кувшин.
2. Мысли материальны
«Все, что мы собой представляем – результат того, что мы думаем о себе. Если человек говорит или действует с дурными мыслями, его преследует боль. Если же человек говорит или действует с чистыми намерениями, за ним следует счастье, которое, как тень, никогда его не оставит»
Будда говорил: «Наше сознание – это все. Вы становитесь тем, о чем думаете». Джеймс Аллен говорил: «Человек — мозг». Чтобы правильно жить, вы должны заполнить свой мозг «правильными» мыслями.
Ваше мышление определяет действия; ваши действия определяют результат. Правильное мышление даст все, что пожелаете; неправильное мышление — зло, которое в конце-концов разрушит вас.
Если вы измените свое мышление, вы измените и свою жизнь. Будда говорил: «Все проступки возникают из-за разума. Если разум изменится, останутся ли проступки?»
3. Прощайте
Гневаться — все равно, что схватить горячий уголь с намерением бросить его в кого-нибудь еще, но сгорите именно вы
Когда вы освобождаете тех, кто заключен в тюрьме непрощения, вы освобождаете из этой тюрьмы сами себя. Вы никого не сможете подавлять, не подавляя и себя тоже. Учитесь прощать. Учитесь прощать быстрее.
4. Ваши поступки имеют значение
Сколько бы заповедей вы ни прочли, сколько бы вы не говорили, что будут они значить, если вы не будете им следовать?
Говорят: «Слова ничего не стоят», и это так. Чтобы развиваться, вы должны действовать; чтобы быстро развиваться, действовать нужно каждый день. Слава не упадет вам на голову!
Слава для всех, но познать ее смогут только те, кто постоянно действует. Пословица гласит: «Бог дает каждой птице червя, но не бросает его в гнездо». Будда сказал: «Я не верю в судьбу, которая сваливается на людей, когда они действуют, но я верю в судьбу, которая сваливается на них, если они бездействуют».
5. Пытайтесь понять
Споря с настоящим мы испытываем гнев, мы перестали бороться за правду, мы начали бороться только за себя
Мы перестали бороться за правду, мы начали бороться только за себя. Сперва попытайтесь понять, и лишь потом постарайтесь, чтобы поняли вас. Вы должны приложить все свои силы, чтобы понять точку зрения другого человека. Выслушайте других, поймите их точку зрения, и вы обретете спокойствие. Больше сосредоточьтесь на том, чтобы быть счастливым, чем быть правым.
6. Победите себя
Лучше победить себя, чем выиграть тысячи сражений. Тогда победа твоя. Ее у тебя не смогут отнять ни ангелы, ни демоны, ни рай и ни ад
Тот, кто победит себя, тот сильнее любого владыки. Для того, чтобы победить себя, нужно победить свой разум. Вы должны контролировать свои мысли. Они не должны бушевать, как морские волны. Вы можете подумать: «Я не могу контролировать свои мысли. Мысль приходит, когда ей вздумается». На это я отвечаю: вы не можете запретить птице пролетать над вами, но несомненно, вы можете помешать ей свить гнездо у вас на голове. Прогоните мысли, что не соответствуют жизненным принципам, по которым вы хотите жить. Будда сказал: «Не враг или недоброжелатель, а именно сознание человека заманивает его на кривую дорожку».
7. Живите в гармонии
Гармония приходит изнутри. Не ищите ее снаружи
Не ищите снаружи то, что может быть только в вашем сердце. Часто мы можем искать снаружи, только чтобы отвлечь себя от правдивой реальности. Правда в том, что гармонию можно найти только внутри себя. Гармония — это не новая работа, не новая машина или новый брак; гармония — это мир в душе, и он начинаются с вас.
8. Будьте благодарны
«Давайте встанем и поблагодарим за то, что если мы не учились много, то по крайней мере мы учились немного, а если мы не учились немного, то по крайней мере мы не заболели, если же мы заболели, то хотя бы не умерли. Поэтому будем благодарны»
Всегда найдется что-то, за что стоит поблагодарить. Не будьте настолько пессимистичны, что на минуту, даже в момент ссоры, вы не в состоянии осознать тысячи вещей, за которые стоит быть благодарным. Не все смогли проснуться сегодня утром; вчера некоторые уснули в последний раз. Всегда есть что-то, за что стоит поблагодарить, поймите это и поблагодарите. Благодарное сердце сделает вас великим!
9. Будьте верны тому, что знаете
Самый главный проступок — не быть верным тому, что знаешь наверняка
Мы знаем много, но не всегда делаем то, что знаем.
Если вы потерпите неудачу, это случится не потому, что вы не знали как поступить; это произойдет из-за того, что вы не сделали того, что знали. Поступайте так, как вы знаете. Не просто усваивайте информацию, а сосредоточьтесь на мыслях о том, кем вы хотите стать, пока у вас не появится острое желание это доказать.
10. Путешествуйте
Лучше путешествовать, чем прибыть на место
Жизнь — это путешествие! Я счастлив, доволен и удовлетворен сегодняшним днем. Не откладывайте свое счастье на неопределенное время, стремясь достичь цели, которая, как вы думаете, сможет сделать вас счастливым. Путешествуйте сегодня, наслаждайтесь путешествием.