Какие функции древнеиндийский раджа уступал в пользу брахманов
Общественный строй
Для общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков – следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта- деление общества на Варны (“Варна” — в буквальном переводе означает “цвет” и “качество”).
Варны — это 4 сословия (страты, касты), возникшие в период разложения крепостного строя: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. В одной из священных книг индейцев “Рикведы” (2-е тыс. до нашей эры) говорится о том, что воплощение Брахмы- человека Пурушу разделили на несколько частей: “Его уста стали брахманами, кшатриями сделались его руки, вайшьи – это его бедра, а из ног родились шудры”.
Варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единство, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы принимали активное участие в управлении государства. Брахман мог потребовать от членов других варн все, что он желал. Все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна.
Кшатрии — вторая группа господствующего класса. Варна возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую варну. Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность “охранять” подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.
Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших впервые две варны. Это была варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членом варны вайшье преписывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги.
Шудры занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Формально они небыли рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать имущество.
На самой низшей ступени среди свободных людей были “неприкасаемые ” (чандалы и другие), рожденные от смешенных браков.
В памятниках древнеиндийского права – Законах Ману и Артхашастре упоминается о нескольких разрядах рабов. Основным источником рабства в Древней Индии были:
а) обращение в рабов военнопленных;
б) естественное воспроизводство;
в) продажа свободных в рабство;
г) долевое рабство;
д) рабство вследствие совершения преступления.
Рабов было меньше, чем в Риме, рабский труд не является основой производства.
Государственный строй
В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства, выполнявших функции рабовладельческого государства:
финансовое ведомство;
военное ведомство;
ведомство публичных работ.
Как учили брахманы – государственная власть имеет божественное значение! В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.
Центральный аппарат возглавляли семь или восемь министров, назначаемые царем.
При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение.
Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников. В казну взималась 1/12 или 1/6 часть урожая зерновых культур, лекарственных трав и плодов, 1/50 часть скота и золота и т. д. (Сборник брахманской школы Гаттамы дает точный перечень размеров налогов). Кроме налогов, взимаемых в натуральной форме, в царскую казну шли штрафы, налагаемые судьями.
Руководство военным ведомством осуществлял Военный Совет, состоящий из 30 человек. Военный Совет распадался на 6 коллегий, в каждой из которых стоял старшина офицеров (аднакша). Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.
Ведомство публичных работ в Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от налогов на 4-5 лет.
Местное управление. Во главе каждого селения стоял Староста, 10 селений – десятский, во главе 20 – староста 20, сотня селений – сотский, 1000 селений – тысяцкий. Они выполняли обязанность:
а) сохранение общественного порядка;
б) борьба с преступлениями.
Во главе города стоял главный управляющий всеми делами; городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших:
ремесленно-промышленным производством;
торговлей иностранцев;
учетом населения города;
регулированием торговли и порядком на торговых местах;
торговлей текстильными изделиями;
сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).
I период – разложение первобытно-общинного строя и
образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго
тысячелетия до н.э.).
II период – рабовладельческие государства в долинах
Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н.э.).
III период – централизованное государство
Маурьев (IV—II вв. до н.э.).
IV период – кризис индийского рабовладельческого
общества и утверждение феодальной системы хозяйства (II в. до н.э. – IV в. н.э.).
У вторгшихся во втором тысячелетии в
Индостан ариев, разрушивших существовавшую на севере полуострова Хараппскую
цивилизацию, еще существовал родовой строй, основной ячейкой которого был
родовой союз – гана. Основным занятием ариев продолжало оставаться скотоводство,
однако под влиянием коренного населения они перешли к оседлому образу жизни и
стали земледельцами. Этот переход ускорил процесс имущественной дифференциации
у ариев. Со временем на смену общине, основанной на кровном родстве, пришла
сельская (соседская) община, в которую вошло ассимилированное местное
население. Сельская община оказала большое влияние на общественный и
государственный строй Древней Индии.
Зависимость отдельного человека общины
охватывала все основные стороны его жизни. Община наделяла семьи землей и
облагала их определенными повинностями, выполнение которых было обязательным.
Дальнейшее развитие ремесла и земледелия
привело к разделению труда в общинах. Создание оросительных систем потребовало
применения значительного количества рабочих рук, поэтому военнопленных стали
обращать в рабов.
Рост добавочного производства повлек за
собой возникновение частной собственности.
Наибольшего расцвета экономика
рабовладельческой Индии достигла в VI – 411 вв. до н.э. Долины рек Инд и Ганг стали важнейшими
земледельческими районами страны. Сеть ирригационных сооружений значительно
увеличилась. У джунглей были отвоеваны большие площади и превращены в пахотные
земли.
Важнейшими сельскохозяйственными культурами
становятся рис и хлопок. Успешно развивались садоводство и огородничество,
внутренняя и внешняя торговля.
Своеобразие общественного строя Древней
Индии определялось системой варн и первоначально относительно неразвитой формой
рабовладения. Варны как социальные группы индийского общества возникли в период окончательного разложения родового строя. Они сложились как замкнутые
социальные группы. Начало их образования было положено отделением
завоевателей-ариев от покорённого местного населения.
Сельская община (гана), занявшая
место ганы, распалась на четыре группы: первые две состояли из лиц, не занятых
в процессе производства (жрецы-брахманы и кшатрий, воины и управители), а в
другие две входили свободные общинники, земледельцы и скотоводы, купеческое
сословие (вайшьи) и зависимые представители покоренных племен (шудры). В
наиболее бесправном положении находились лица, не входившие ни в одну из варн
(неприкасаемые). Основным источником рабства был военный плен. Наивысшего
расцвета древнеиндийское государство достигло при империи Маурьев, в период
правления Ашоки (около 273—232 до н.э.), когда завершилось объединение
индийских государств в единую рабовладельческую монархию.
После смерти Ашоки единое государство в
результате относительно слабых экономических связей между его различными
частями распалось и образовалось большое число самостоятельных государств.
Во II—I вв. до н.э. кризис рабовладельческого хозяйства углубился.
Наблюдается развитие феодальных отношений. ВIV в. на территории Индии возникло огромное
государство Гуптов.
Основным
источником права Древней Индии являлись законы Ману, состоявшие из 12 глав,
2685 статей, написанных в форме двустиший. Этот законник приписывался
мифическому прародителю людей.
В древнеиндийском
праве получил развитие институт частной собственности. Были установлены семь
законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве
дара, находки или приношений, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение
работы.
Древнеиндийское
обязательственное право знало такие сделки, как купля-продажа, заем, наем,
дарение, перевозка и т.д. Было сформулировано понятие договора. Договор мог
быть заключен дееспособным членом общества, основываться исключительно на
добровольном согласии сторон.
Древнеиндийская
семья характеризовалась исключительной патриархальностью. Главе семьи
принадлежало все ее имущество, он обладал правом наказывать членов семьи.
Женщина занимала явно приниженное положение. Смешанные браки (браки
представителей различных варн) запрещались или ограничивались.
Существовало два
способа наследования отцовского имущества:
- поровну между сыновьями
- целиком
старшему брату умершего. Женщине выделялось приданое.
За деяния,
направленные против царя или государственной власти, применялась смертная
казнь. Сурово карались различные посягательства на частную собственность (уже
дифференцировались такие виды хищений, как грабеж и кража). Выделялись
преступления против отдельных лиц: убийство, нанесение телесных повреждений,
оскорбление. Также обосабливались преступления против семейных устоев. Тяжесть
наказания была связана с варновой принадлежностью потерпевшего и преступника.
Помимо смертной казни применялись такие жестокие наказания, как отсечение ног,
языка, пальцев, клеймение, обращение в рабство.
В древнеиндийском
судопроизводстве не было различий между гражданским и уголовным процессами.
Судебные дела возбуждались по инициативе заинтересованных лиц, а не
государственных органов. Практиковалось обращение к «ордалии» (божьему суду).
Законы Ману
1. Общие
положения
Законы Ману являются так называемой дхармашастрой –
сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их
повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими,
а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм,
регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.
Всего в Законах Ману 12 глав, написанных в
форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно
правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое
(кастовое) устройство.
2. Право
собственности
В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы
возникновения права собственности:
· наследование;
· получение в виде дара или находка;
· покупка;
· завоевание;
· ростовщичество;
· исполнение работы;
· получение милостыни;
· давность владения (10 лет).
Приобретать вещь можно было только у
собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на
добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась
украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания
Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и
уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь
собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и
частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов,
скот, инвентарь как наиболее значительное.
3. Обязательства
В Законах Ману
рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится
об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:
· договор займа; договор найма рабочей силы;
договор аренды земли;
· договор купли-продажи; договор дарения.
Наиболее подробно описывается договор
займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств.
Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать.
Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае
смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
Вследствие применения труда свободных
наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору
найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей.
Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье.
Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев,
исполнял работу, он мог получить жалованье.
Договор аренды земли получил развитие в
Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной
дифференциации – землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники,
которые лишались ее.
Договор купли-продажи в соответствии с
Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался
действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только
собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету
договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу.
Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее
чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.
В Законах Ману рассматриваются также
обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения
такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением
повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить
штраф царю.
5. Уголовное
право
Законам
Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины;
рецидив; соучастие; тяжесть
преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к
определенной варне.
Это указывает на довольно высокий уровень
развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует
сохранение следующих понятий:
· принцип талиона (“мера за меру”);
· ордалии (суд богов);
· принцип ответственности общины за
преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Виды преступлений, называемых Законами
Ману:
· государственные преступления;
· преступления против собственности; против личности;
· преступления, посягающие на семейные
отношения.
На первом месте стоят государственные –
служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.
ЗМ подробно описывают преступления против собственности и
против личности.
Среди имущественных преступлений Законы
выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа,
совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут
вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались
также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.
К насилию, совершенному над личностью,
Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали
худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.
Законы Ману знают также понятие необходимой
обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите
женщин и брахманов, не наказывалось.
Преступлениями, посягающими на семейные
отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.
Существовало множество видов наказаний, в том числе:
· смертная казнь в различных вариантах
(посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание
собаками и др.);
· для брахмана приравнивавшееся к смертной
казни бритье головы;
· членовредительские наказания (отрезание
пальцев, рук, ног);
· штрафы; изгнание; тюремное заключение.
Брахманы – боги на земле, представители высшей касты в Индии из трех остальных (кшатрии, вайшьи, шудры) в современном и древнем индуизме. Уже несколько веков представители этой касты занимаются государственным управлением, судейством, наставничеством и прочими благородными профессиями, недоступными другим кастам.
История
Исторически каста брахманов появилась вследствие желания обеспеченных и образованных слоёв общества оградить себя от всех тех, кто такими качествами не обладал. Постепенно это выросло в свод строжайших правил, нарушение которых жестоко каралось и осуждалось в обществе.
Изначально на брахманов накладывалась жреческая обязанность – необходимо было совершать жертвоприношения и прочие ритуалы общения с богами, следуя древним традициям. Представителей этой варны звали богами на земле и ставили почти, что в один ряд с богами высшими. В индуизме верили, что только единодушие богов на небе и на земле приведёт подвластные им земли к процветанию.
Однако вскоре список обязанностей жрецов-брахманов расширился вместе с потребностями окружающего их общества. Они становились наставниками, чиновниками, писарями, в один из периодов даже судьями.
Как бы то ни было, с самого рождения брахманы в Индии были окружены почётом и уважением. В древней Индии имущество брахмана было непозволительно отнять даже самым знатным вельможам, а убийство мудреца приравнивалось к страшнейшему греху.
Обязанности
Издалека может показаться, что брахман – праздный бездельник, живущий без забот только по праву рождения, но это не так. Как и представители других каст, брахман не мог выбирать себе род деятельности и жить свободно, несмотря на всё окружающее его почтение.
Его прямыми обязанностями были благочестивость и мудрость, которой он должен делиться с окружающими. Члены этой касты постоянно находились в центре внимания слоёв более низших, обязаны были просвещать или поучать, в зависимости от своей профессии. Разумеется, не всеми эти правила выполнялись безукоризненно.
Что было запрещено:
заниматься любым ручным трудом в любом виде и под любым предлогом. Женщинам заниматься делами по дому было разрешено;
употреблять мясо (в некоторых регионах);
вступать в брак с представителями других каст;
жить на одной территории с представителями других каст;
есть еду, приготовленную человеком из другой, низшей касты – иудаизм предполагал в таком случае смерть от голода как более благополучный исход.
Брачные процессы
Особое место в жизни брахмана составлял брак – благодаря грамотным союзам каста росла и процветала на протяжении многих веков. Даже сейчас, в современной Индии, где касты уже не так значительны, интеллигенция и управление состоит по большей части именно из брахманов.
Как говорилось ранее, браки с другими кастами были строго запрещены. Этот запрет не был уникальным для брахманов, а распространялся на все социальные слои у индусов. Невозможность выйти из своей касты путём брака или каким-либо другим путём, уничтожала любую, даже малейшую возможность появления “социального лифта”.
В индуизме брахман был вершиной стремлений и конечной жизненной целью любого верующего – путём благочестивой жизни и праведных поступков можно было однажды переродиться в высшей касте, а затем и вовсе прервать порочный круг земной жизни, оказавшись на небесах.
Таким образом, на протяжении многих веков стать брахманом можно было, только родившись им. Чтобы не смешаться с остальным населением, практиковались браки исключительно между членами касты. В разное время брахманы составляли от 3% до 5% населения, так что найти подходящую партию было делом несложным. Способствовал этому и исключительно договорной характер браков, который практикуется до сих пор.
Несмотря на то, что индусы предпочитали жениться в пределах одной общины (города или посёлка), брахманы нередко вступали в брак с ровней себе из соседних поселений. Такие меры предпринимались против кровосмешения.
Современность
Несмотря на то, что индуизме положено всячески почитать брахманов как посредников между людьми и богами, а также мудрых наставников, отношение к ним среди неверующего населения (разумеется, в древней Индии таких было крайне мало, в отличие от более близких к нам веков) было двояким.
Брахманы были чиновниками и судьями, а значит, напрямую влияли на большинство сфер жизни среднестатистического индуса. Большинство из них получало должность по факту рождения и, хоть представители касты получали первоклассное образование, нередко не подходили для своей работы. К тому же, несмотря на догмы религиозных текстов, брахманы оставались людьми со своими недостатками, а не небожителями.
В прошлом веке отношение к высшей касте ожидаемо ухудшилось – процент верующего населения понизился, в дело вступили законы и социальные нормы цивилизованного мира. Такое откровенное неравенство по происхождению начало вызывать волнения и на официальном уровне касты пришлось отменить.
Несмотря на это, варны всё ещё являются неотъемлемой часть социальной жизни в Индии. Запреты сняты, но люди, тысячелетиями живущие по таким правилам, продолжают жениться в пределах своих каст и учитывать происхождение в повседневных делах вроде трудоустройства, предпочитая его профессиональному уровню и таланту.
В наше время многие брахманы по происхождению давно не занимаются делами своих предков. Среди них встречаются люди средних и даже низких доходов, нетипичных профессий. Всё это только указывает на неизбежность социального прогресса рядом с ещё существующим почтением к представителям высшей касты в Индии.
Видео
Видео взято из открытого источника с сайта YouTube на канале Торсунов приглашает БОЛЬШОЙ ВЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ