Какая польза тем что в старости глубокой
1
Какая польза тем, что в старости глубокой И в тьме бесславия кончают долгий век! Добротами всходить на верьх хвалы высокой И славно умереть родился человек.
2
Великий ученый жил и работал 300 лет назад, в XVIII в. Прожив всего 54 года, он сумел сделать неизмеримо много для науки и просвещения нашей страны. Все помыслы Ломоносова были направлены на сохранение и умножение народного образования России.
3
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души. Историк, Риторик, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник» А.С.Пушкин
4
5
Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ г. Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлом Ломоносовым.
6
Не без добрых душ на свете- Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете- Сон свершится наяву! Кисляков 1948 г. «Юный Ломоносов на пути в Москву» В декабре 1730 г. с рыбным обозом Михайло Ломоносов отправляется в Москву
7
Пройдите землю и пучину, И степи, и глубокий лес… Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет. М. Ломоносов
8
Несмотря на его взрослые лета, Михайло определили в самый низший класс, т.к. он не знал латинского языка. Несмотря на его взрослые лета, Михайло определили в самый низший класс, т.к. он не знал латинского языка. Через полгода он был переведён в следующий класс. Через полгода он был переведён в следующий класс. За 5 лет он прошёл курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. За 5 лет он прошёл курс школы, выучился латинскому и греческому языкам.
9
В ноябре 1735 г. в числе 12-ти лучших учеников М. Ломоносова отправили в Петербургскую академию наук
10
В Петербурге Ломоносов изучал:: немецкий и французские языки «Слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии»
11
За границей. Германия, Марбург. Первые научные труды В г.г. в Марбурге Ломоносов публикует первую работу «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» Весной 1739 г. выходит его первая диссертация «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой заложены основы новой корпускульной теории строения материи, Новой корпускульной физики и химии
12
Не только тем знаменит Ломоносов, что создал целые новые науки – такие, как физическая химия, не только россыпями открытий в астрономии, физике, химии, геологии, географии, истории, кристаллографии и других науках, но самим подходом к научному творчеству, самими методами постановки научных задач
13
Р азработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»; В ыпустил «Риторику», которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы; В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».
14
Истинный ученый-энциклопедист, Ломоносов реформировал русский язык, став основоположником русского литературного языка. По его «Грамматике» учились многие поколения. Значительный вклад Ломоносов внес в поэзию. «С Ломоносова началась наша литература. Он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим»,- писал В.Г.Белинский Величием Ломоносова восторгался А.С.Пушкин, назвав его Первым университетом.
15
16
«С тех пор, как я прочитал Бойля, мною овладело страстное желание исследовать мельчайшие частицы. О них я размышлял 18 лет»
17
Ломоносов был величайшим новатором в химии, основателем первой научно- химической лаборатории. Он провел свыше 4 тысяч опытов. В 1740 г. М.В.Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества, изучал действие кислот на металлы, сформулировал закон сохранения вещества.
18
Умелый наблюдатель астрономических явлений, он изобретал, конструировал и совершенствовал зрительные трубы. «Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.» Ломоносову принадлежит открытие на планете Венера атмосферы
19
В течение всей жизни Ломоносов сохранил любовь и интерес к морю. Всячески стремился обеспечить развитие русского флота: изобрел Самопишущий компас, прибор для подводного наблюдения. Заботился о развитии мореплавания и изучении полярных стран. По его предложению была организована первая научная экспедиция Для установления северо-восточного морского пути.
20
Закончил 1-й том Российской истории; Составил «Краткий летописец с родословием».
21
Ломоносов открыл Смальту – цветное непрозрачное стекло, стал художником мозаичного искусства, задумал серию мозаичных картин, чтобы увековечить память Петра Великого
22
Ломоносов стал самым образованным человеком в России человеком в России Знал несколько языков. Сочинил множество стихов. Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы. Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
23
25 января 1755 года был открыт первый в России Московский университет.
24
Все помыслы Ломоносова были направлены на сохранение и умножение народного образования России. «Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в Вожделенное течение гимназию и университет, откуда могут Произойти многочисленные Ломоносовы «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С.Пушкин
25
Ломоносов призывал к изучению и разработке земных недр. В конце жизни он выпустил руководство «Первые основания Металлургии, Или Рудных дел (1763) Как горный инженер и металлург Ломоносов содействовал поискам И разработке полезных ископаемых.
26
27
Памятник М.В.Ломоносову Медаль
28
Человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей творческой энергии, неутолимой жажды деятельности, Ломоносов считал, что долг каждого — трудиться не покладая рук «для пользы общества», для блага народа, а если надо, то героически отдать свою жизнь во имя Родины, торжества любимых идей. Он писал:
Какая польза тем, что в старости глубокой
И в тьме бесславия кончают долгий век!
Добротами всходить на верх хвалы высокой
И славно умереть родился человек.
Эти волнующие строки можно поставить эпиграфом к его собственной необыкновенной судьбе и беспримерной творческой деятельности.
Сын рыбака-помора, Михаил Васильевич Ломоносов первые девятнадцать лет своей жизни провел на далеком Севере, в селе Денисовке, близ берегов Белого моря. Детские годы навсегда запечатлели в сознании Ломоносова величественные картины могучей полярной природы, дали превосходное знание живого народного языка и поэтического творчества — поверий, песен, сказок, былин, пословиц. Ежегодные поездки с отцом в море, на промысел, воспитали в мальчике физическую силу и выносливость, пытливость, находчивость, отвагу. Чувства независимости, личного достоинства, свойственные обитателям Поморья, составили драгоценнейшую черту его характера.
У одного из своих односельчан четырнадцатилетнему мальчику удалось достать учебники по грамматике и арифметике. Эти книги, которые позднее Ломоносов называл «вратами своей учености», он буквально выучил наизусть и страстно захотел продолжать учение. И вот тайком от отца, пристав к одному из обозов, он добирается до Москвы и, преодолев всяческие трудности, поступает в тогдашнюю школу — Славяно-греко-латинскую академию. Насмешки товарищей по школе — «малых ребят» — над «болваном лет в двадцать», который «пришел латине учиться», скудное существование на три копейки в день не останавливают Ломоносова. Обнаруживая блестящие способности, невероятную настойчивость и трудолюбие, он за один год проходит сразу три класса.
Не удивительно, что, когда в 1736 г. школьное начальство получило указ отправить в Петербургскую академию наук «отроков добрых, которые бы в приличных к украшению разума науках довольное знание имели», выбор падает на Ломоносова. В этом же году его посылают из Петербурга в Германию для освоения горного дела. За границей Ломоносов изучает точные науки, философию, иностранные языки и овладевает всеми достижениями современной ему научной мысли. В 1741 г. Ломоносов вернулся на родину и начал работать в Академии наук.
В 1745 г. он становится профессором химии, академиком и, несмотря на всяческое противодействие засевших в академии немецких администраторов — «неприятелей наук российских», — развертывает блестящую научную и литературную деятельность. Чтобы способствовать развитию отечественной науки, появлению русских ученых, Ломоносов добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя.
Сам он был ученым энциклопедического размаха. Пушкин, говоря, что Ломоносов «все испытал и все проник», имел право называть его «первым нашим университетом». Ломоносов осуществил ряд имевших громадное научное значение открытий в самых различных областях знания — химии, физики, астрономии. Эти открытия подчас на десятилетия опережали подобные же открытия западных ученых, но оставались незамеченными в условиях русского самодержавно-крепостнического строя. Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала и основополагающая работа Ломоносова в области русского языка, литературной теории и практики, расцветала деятельность Ломоносова-поэта.
В школьные годы Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка и народнопоэтическому творчеству силлабическое стихосложение (от греческого слова, означающего «слог»). От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму. Подобные стихи были почти лишены ритмичности, музыкальности. Это ощутил уже старший современник Ломоносова, поэт и ученый-филолог (филология — наука о языке и литературе) Тредиаковский. Он обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах и стал строить силлабические стихи со строго последовательным чередованием ударных и безударных слогов.
Так силлабическая система начинала заменяться силлабо-тонической (от греческого слова, означающего «ударение»). Однако преобразование Тредиаковского коснулось только длинных (одиннадцати- и тринадцатисложных) стихов. Из стихотворных размеров он признавал лишь двухсложные: хорей, складывающийся из последовательного чередования ударного и безударного слога (— ᴗ), и ямб, образуемый, наоборот, чередованием сначала безударного, затем ударного слогов ( ᴗ —). При этом ямб Тредиаковский считал малопригодным для русских стихов.
Ломоносов принял правильный принцип Тредиаковского, но, будучи смелым новатором и следуя природе русского языка, он распространил его на все виды стиха. Точно так же он считал возможным употреблять наряду с двухсложными и трехсложные стихотворные размеры: дактиль (— ᴗ ᴗ), амфибрахий (ᴗ — ᴗ), анапест (ᴗ ᴗ —). Особенно ценил Ломоносов ямб, считая этот размер наиболее бодрым и энергичным. Именно ямбом и была написана в 1739 г. хвалебная ода Ломоносова, воспевающая доблесть русских войск, взявших турецкую крепость Хотин.
Стихотворение это, исполненное горячего патриотического чувства, радости и торжества победы, написанное стихом небывалой до того звучности, стремительности и силы, открыло собой новую эпоху в истории русской поэзии. Оды, представлявшие собой как бы торжественные ораторские речи в стихах, стали отныне излюбленным стихотворным жанром Ломоносова. Он воспевает в них «вечную славу» героев — тех, кто служил делу укрепления Русского государства, рисует грандиозные картины величия, мощи, неисчерпаемых богатств своей родной страны, славит героический характер русского человека.
Свою «возлюбленную мать» — Родину Ломоносов олицетворяет в облике державной владычицы, главой касающейся облаков, опирающейся локтем на Кавказские горы, а ноги простирающей до границ Китая. Прославляя военные триумфы России, Ломоносов в то же время настойчиво подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает «правдивый меч» лишь для того, чтобы водворить повсюду мир — «возлюбленную тишину». Поэт страстно призывает к разработке природных богатств родной страны, к насаждению просвещения, развитию искусств и наук.
Одним из самых частых в поэтическом словаре Ломоносова является слово «наука». Восторженные похвалы науке — одна из основных тем ломоносовской поэзии. Из поколения в поколение русские школьники заучивали наизусть знаменитые строки Ломоносова о науках, которые «юношей питают» и «отраду старцам подают». В одной из од поэт перечисляет те области научного знания, которые он особенно ценит за их значение для развития страны, умножения ее силы, богатств:
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой…
Наука легких метеоров,
Премены неба предвещай
И бурный шум воздушных споров
Чрез верны знаки предъявляй:
Чтоб ратай мог избрати время,
Когда земли поверить семя
И дать когда покой браздам,
И чтобы, не боясь погоды,
С богатством дальны шли народы
К Елисаветиным брегам.
Стихотворные призывы Ломоносова к развитию отечественных наук подкреплялись его собственной научной деятельностью, которая в свою очередь находила вдохновенную поддержку и защиту в его стихах. Таково, например, стихотворное послание Ломоносова «О пользе стекла».
С огромной поэтической силой новое научное восприятие мира, космоса, противостоящее наивным церковно-средневековым представлениям о природе, раскрывается в двух «Размышлениях» Ломоносова. В «Утреннем размышлении» поэт описывает солнце, каким оно должно бы было предстать приблизившемуся к нему человеческому взору:
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
«Несчетные солнца» неизмеримых пространств бесконечной Вселенной видит Ломоносов, вглядываясь в завечеревшее небо:
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна…
Столь же значительной, как и в преобразовании нашего стиха, была роль поэта-ученого в работе над упорядочением русского литературного языка. Ломоносов, как никто до него, почувствовал огромные возможности, таящиеся в русском языке, его «природное изобилие, красоту и силу».
Однако эти возможности далеко не были использованы. Литературным языком еще оставался средневековый церковнославянский язык, оторванный от живой разговорной речи. И литературный язык, и разговорная речь были засорены чрезмерно большим количеством иностранных слов.
Сблизить литературную и разговорную речь, обеспечить целостность и самостоятельность национального русского языка — на это и были направлены усилия Ломоносова. И ему многое удалось сделать в этом отношении.
Для того чтобы внести известный порядок в литературный язык, разумно ограничить употребление церковнославянских и иностранных слов и оборотов, Ломоносов распределил весь словарный состав «славяно-российского» языка по трем группам — «штилям», прикрепив к каждому из них определенные литературные виды (жанры).
Церковнославянские слова, устаревшие и ставшие малопонятными, он совсем исключил из литературной речи. Те же из них, которые были «россиянам вразумительны», допускались к употреблению преимущественно в так называемых «высоких» жанрах — оде, героической поэме и т. п.— в силу особой своей торжественности, приподнятости, отделявшихся от простой, обыденной речи. Наоборот, литературные произведения, содержание которых было ближе к жизни — драматические произведения, сатиры, — должны были писаться «средним штилем» — языком менее книжным, более близким к разговорному. Наконец для «описания обыкновенных дел», сочинения комедий, эпиграмм, песен, дружеских посланий следовало применять «низкий штиль», в котором могут употребляться и «простонародные» слова. Изгонялись из языка и ненужные иностранные слова — варваризмы.
Разделение литературного языка на «три штиля», резко отграниченные друг от друга, было связано с теорией классицизма и в дальнейшем стало стеснять писателей. Полный простор свободному развитию языка художественной литературы открыло творчество Пушкина, который в основном продолжил и развил начатое Ломоносовым дело установления русского национального языка, но полностью снял искусственные перегородки «трех штилей».
Литературная деятельность гениального поэта-ученого — его поэтическое творчество, его работы в области языка и стиха — имела исключительно большое значение для развития русской литературы. Недаром «Петром Великим русской литературы» называл Ломоносова В. Г. Белинский.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
.
1
Какая польза тем, что в старости глубокой И в тьме бесславия кончают долгий век! Добротами всходить на верьх хвалы высокой И славно умереть родился человек.
2
Великий ученый жил и работал 300 лет назад, в XVIII в. Прожив всего 54 года, он сумел сделать неизмеримо много для науки и просвещения нашей страны. Все помыслы Ломоносова были направлены на сохранение и умножение народного образования России.
3
«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души. Историк, Риторик, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник» А.С.Пушкин
4
5
Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ г. Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлом Ломоносовым.
6
Не без добрых душ на свете- Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете- Сон свершится наяву! Кисляков 1948 г. «Юный Ломоносов на пути в Москву» В декабре 1730 г. с рыбным обозом Михайло Ломоносов отправляется в Москву
7
Пройдите землю и пучину, И степи, и глубокий лес… Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет. М. Ломоносов
8
Несмотря на его взрослые лета, Михайло определили в самый низший класс, т.к. он не знал латинского языка. Несмотря на его взрослые лета, Михайло определили в самый низший класс, т.к. он не знал латинского языка. Через полгода он был переведён в следующий класс. Через полгода он был переведён в следующий класс. За 5 лет он прошёл курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. За 5 лет он прошёл курс школы, выучился латинскому и греческому языкам.
9
В ноябре 1735 г. в числе 12-ти лучших учеников М. Ломоносова отправили в Петербургскую академию наук
10
В Петербурге Ломоносов изучал:: немецкий и французские языки «Слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии»
11
За границей. Германия, Марбург. Первые научные труды В г.г. в Марбурге Ломоносов публикует первую работу «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» Весной 1739 г. выходит его первая диссертация «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой заложены основы новой корпускульной теории строения материи, Новой корпускульной физики и химии
12
Не только тем знаменит Ломоносов, что создал целые новые науки – такие, как физическая химия, не только россыпями открытий в астрономии, физике, химии, геологии, географии, истории, кристаллографии и других науках, но самим подходом к научному творчеству, самими методами постановки научных задач
13
Р азработал правила грамматики русского языка, составил книгу «Российская грамматика»; В ыпустил «Риторику», которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы; В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова».
14
Истинный ученый-энциклопедист, Ломоносов реформировал русский язык, став основоположником русского литературного языка. По его «Грамматике» учились многие поколения. Значительный вклад Ломоносов внес в поэзию. «С Ломоносова началась наша литература. Он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим»,- писал В.Г.Белинский Величием Ломоносова восторгался А.С.Пушкин, назвав его Первым университетом.
15
16
«С тех пор, как я прочитал Бойля, мною овладело страстное желание исследовать мельчайшие частицы. О них я размышлял 18 лет»
17
Ломоносов был величайшим новатором в химии, основателем первой научно- химической лаборатории. Он провел свыше 4 тысяч опытов. В 1740 г. М.В.Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества, изучал действие кислот на металлы, сформулировал закон сохранения вещества.
18
Умелый наблюдатель астрономических явлений, он изобретал, конструировал и совершенствовал зрительные трубы. «Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.» Ломоносову принадлежит открытие на планете Венера атмосферы
19
В течение всей жизни Ломоносов сохранил любовь и интерес к морю. Всячески стремился обеспечить развитие русского флота: изобрел Самопишущий компас, прибор для подводного наблюдения. Заботился о развитии мореплавания и изучении полярных стран. По его предложению была организована первая научная экспедиция Для установления северо-восточного морского пути.
20
Закончил 1-й том Российской истории; Составил «Краткий летописец с родословием».
21
Ломоносов открыл Смальту – цветное непрозрачное стекло, стал художником мозаичного искусства, задумал серию мозаичных картин, чтобы увековечить память Петра Великого
22
Ломоносов стал самым образованным человеком в России человеком в России Знал несколько языков. Сочинил множество стихов. Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы. Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
23
25 января 1755 года был открыт первый в России Московский университет.
24
Все помыслы Ломоносова были направлены на сохранение и умножение народного образования России. «Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в Вожделенное течение гимназию и университет, откуда могут Произойти многочисленные Ломоносовы «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» А.С.Пушкин
25
Ломоносов призывал к изучению и разработке земных недр. В конце жизни он выпустил руководство «Первые основания Металлургии, Или Рудных дел (1763) Как горный инженер и металлург Ломоносов содействовал поискам И разработке полезных ископаемых.
26
27
Памятник М.В.Ломоносову Медаль
28
Источник