Какая польза от территории опережающего развития

На Дальнем Востоке начинают свою работу ТОРы. Каждый проект территории опережающего развития обсуждался с жителями этой территории, у которых возникло множество вопросов. Местные власти не всегда могли ответить на эти вопросы, поэтому ИА REGNUM обратился в Минвостокразвития, а также попросил изучить закон о ТОРах юриста — адвоката компании «Деловой фарватер» Сергея Литвиненко.

Земли хватит без отчуждения

Итак, при обсуждении ТОР «Кангалассы» в Якутске, проект которого уже одобрен Минвостокразвития, местные жители высказывали опасения: не станут ли интересы инвесторов ТОР приоритетнее интересов местных жителей? Они обратили внимание, что ТОР получает свой статус на 70 лет, руководить им будет управляющая компания, которой передано право в ускоренном порядке решать решать вопросы отчуждения и передачи земли резидентам в границах ТОР. Как пояснили ИА REGNUM в Минвостокразвития, в законе действительно говорится, что уполномоченный федеральный орган может принять решение о резервировании земель и принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры ТОР, но это сложный для реализации механизм. Нельзя просто так изъять землю, нужно предоставить соответствующие обоснования, доказать, почему необходимо формировать ТОР именно в этих границах, на что могут понадобиться годы судебных разбирательств. По словам представителей министерства, несмотря на то, что такая возможность существует, реализация изъятия земли маловероятна.

Адвокат компании «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко разъяснил ИА REGNUM, что отчуждать и изымать земли резидентов можно будет только в границах ТОР, а не во всем поселке. «В данном случае это касается исключительно территории индустриального парка „Кангалассы“. Всех местных жителей это не коснется и их интересы не будут ущемлены или поставлены ниже интересов ТОР. При этом ТОР „Кангалассы“ займет 17 гектаров, из которых только 3 гектара придется непосредственно на сам поселок Кангалассы, а, как известно, площадь микрорайона Кангалассы составляет 794 га. Таким образом, повсеместного изъятия земель у местного населения в пользу ТОР не произойдет. Кангалассы богаты большим количеством свободных земель, которые можно использовать для инновационного развития, не ущемляя при этом местных жителей», — добавил юрист.

Кого возьмут на работу

Также жителей населенных пунктов, где начинают работу проекты ТОР волнует то, что в законе не указан приоритет местных кадров перед иностранными. Люди опасаются, что будут в проигрыше перед рабочими-мигрантами. Минвостокразвития указал, что должно быть заключено соглашение об осуществлении деятельности, в которое будет включено условие о доле иностранных работников, привлекаемых резидентом территории опережающего социально-экономического развития. «Такая доля определяется с учетом решения наблюдательного совета, принятого в порядке, предусмотренном ст. 6 закона о ТОР. То есть для иностранных граждан устанавливается квота. В любом случае решение принимается регионом, где создается ТОР», — пояснили в Министерстве.

Сергей Литвиненко в свою очередь обратил внимание на то, что при формировании кадровой политики ТОРов всё зависит от решений местных властей, инвесторов, управляющей компании. «Если взять ТОР „Кангалассы“, то уже было озвучено, что есть предварительные договоренности с инвесторами (в частности с китайской стороной) по поводу трудоустройства на паритетных условиях, т.е. на одного иностранного рабочего будет приходиться один рабочий из местных кадров», — добавил Литвиненко.

В Минвостокразвития обратили внимание, что одна из главных задач создания новых экономических территорий на Дальнем Востоке — дать регионам новый импульс для развития. «Это в том числе создание рабочих мест для жителей дальневосточных регионов. Местным жителям будет отдаваться приоритет. А также это возможность привлечения квалифицированных кадров из других регионов», — пояснили в ведомстве. Кроме того, в министерстве заметили, что на протяжении последних десятилетий из регионов Дальнего Востока происходил отток населения. «Чтобы прекратить это, нужно сделать макрорегион привлекательным, т.е. создать все условия, чтобы люди оставались. Это в том числе рабочие места, уровень оплаты труда, развитая социальная структура. Все это будет создаваться на новых территориях и рядом с ними. Безусловно, нужны будут специалисты с определенной квалификацией. Это единственный критерий отбора для работы в ТОР», — заявили в Минвостокразвития.

Что дадут инвесторы местным жителям

Еще одной темой для обсуждения стала социальная ответственность инвесторов. Жители пытались понять — в чем они выиграют от того, что в их населенном пункте начнут работу предприятия со статусом ТОР. В Минвостокразвития сообщили, что в законе не прописана гарантированная социальная ответственность инвесторов. Но безусловно ТОР даст развитие социальной сферы. «Во-первых, на территориях опережающего развития будут создаваться новые предприятия, а значит, появятся новые рабочие места. Также потребуются высококвалифицированные кадры, с более высоким уровень заработной платы. Во-вторых, социальная инфраструктура не может не развиваться. Идея создания ТОР — не просто построить новые заводы и создать какие-то предприятия. Инвесторам необходимо развивать социальную сферу на территориях, находящихся рядом с ТОР. В-третьих, ожидается, что начнется развиваться малый бизнес по обслуживанию создаваемых предприятий. Главная задача ТОР — дать новое развитие регионам. Например, в Кангалассах добывают бурый уголь. В связи с газификацией республики, с 90-х годов на шахте происходит сокращение добычи. Активным инициатором создания ТОР выступил мэр города. Для городских властей, создание ТОР — это возможность строительства новых больниц, стадионов и других социальных объектов», — пояснили в ведомстве.

Сергей Литвиненко также обратил внимание, что социальная ответственность в законе о ТОРах четко не прописана. «Бонусы для жителей регионов со статусом ТОР, главным образом, заключаются в создании новых рабочих мест и пополнении местных бюджетов, что должно сказаться на уровне развития населенного пункта», — добавил юрист.

Легко ли стать резидентом

Некоторые бизнесмены опасаются, что окажутся в проигрыше перед новыми резидентами ТОР. Они выступают за то, что если давать льготы бизнесменам, то всем, а не только резидентам ТОР. В Минвостокразвития считают, что стать резидентом ТОР достаточно просто — нужно лишь подать в управляющую компанию заявку. «Минимальный объем инвестиций для резидентов ТОР будет установлен на уровне 500 тысяч рублей, поэтому даже представители малого бизнеса могут стать резидентами ТОР. „Кроме того, все заявки субъектов на создание ТОР вносятся региональными властями с учетом существующей стратегии экономического развития региона. То есть это первичное ограничение на уровне субъекта. При формировании заявки региональные власти отслеживают, чтобы деятельность потенциальных резидентов не пересекалась с уже существующими рядом предприятиями“, — добавили в ведомстве.

Источник

Территории опережающего развития (ТОР) оказались эффективнее особых экономических зон (ОЭЗ). За четыре года своего существования ТОРы привлекли 375,4 млрд рублей инвестиций. Это на 12 млрд рублей больше, чем ОЭЗы за свою 14-летнюю историю, следует из статистики, предоставленной «Известиям» в Минвостокразвития и Минэкономразвития. В Минэке признали, что принципиальных отличий между площадками нет, однако эксперты всё равно считают, что лучше оставить все существующие меры поддержки.

Моложе и лучше

В России 26 особых экономических зон четырех типов: технико-внедренческий, промышленно-производственный, портовый и туристско-рекреационный. С 2005 по 2019 год ОЭЗы привлекли 369,4 млрд рублей инвестиций, сообщили в Минэкономразвития. 707 российских и зарубежных резидентов создали 36,8 тыс. рабочих мест.

Территории опережающего развития были созданы в 2015 году на Дальнем Востоке (ДВ). В 2016-м такие площадки стали запускать и в других округах страны, но только в моногородах. В общей сложности в России 106 ТОРов, в них работают 775 резидентов, которые уже привлекли 375,4 млрд рублей инвестиций, при этом создав 35,3 тыс. рабочих мест.

На территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга»

Читайте также:  Польза от компота из черники

Фото: ТАСС/Егор Алеев

В Минэкономразвития пояснили: принципиального отличия между инструментами развития территорий нет. В каждой из них установлен отдельный режим налоговых, таможенных и страховых преференций, а также льгот для ведения бизнеса, обеспечения ускоренного роста региона и создания условий для местного населения. ОЭЗ больше нацелена на поддержку технологичных производств, ТОР в моногородах — на выравнивание социально-экономического развития населенных пунктов, ТОР на Дальнем Востоке — на привлечение инвестиций в регион.

Справка «Известий»

Налоговые льготы и преференции в особых экономических зонах разнятся в зависимости от их типа, но в большинстве из них действуют пониженные ставки страховых взносов в размере 28% (вместо 30%), налог на прибыль составляет 13,5% (вместо 20%). Также резиденты освобождены от уплаты налога на имущество и земельного сбора. Регионы вправе устанавливать для них послабления по транспортному налогу.

Резиденты ТОРов в первые пять лет не платят налогов на прибыль и имущество. По истечении этого срока ставки составляют не более 12 и 2,2% соответственно. Страховые взносы — 7,6%.

По данным сайта РосОЭЗ, сейчас резидентами зон числятся такие крупные компании, как Boeing, Ford, Yokohama, Tatneft, Sibur, Daimler и др. Среди резидентов ТОРов — менее известные организации, специализирующиеся на производстве пищевых продуктов, пластмассы, металлических изделий, металлургическом производстве и т.д.

Завод на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк»

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

При этом ОЭЗы ранее неоднократно подвергались критике со стороны Счетной палаты. В контрольном органе отмечали, что они так и не стали действенным механизмом поддержки экономики: рабочих мест создавалось мало, а расходы на управление зонами росли. В Минэкономразвития ранее также признавали, что ряд зон работают неэффективно. В результате в 2017 году по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева досрочно была прекращена работа порядка 10 ОЭЗов. Большая часть из них были туристического и портового типов.

Разные цели

Помимо ОЭЗов и ТОРов в России есть множество других льготных территорий. Например, Свободные экономические зоны, свободный порт Владивосток, различные кластеры и технопарки.

Множество экономических рычагов направлено на решение различных задач на региональном и федеральном уровнях, считает управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах. По его словам, специальные территории и зоны по развитию регионов показывают свою эффективность, особенно на Дальнем Востоке, куда в обычной ситуации сложно привлечь инвесторов.

Инструментов должно быть много, и они должны быть разными, уверен и доцент РАНХиГС Дмитрий Каталевский. Успешными будут те зоны, которые функционируют вблизи больших агломераций, рядом с крупными рынками сбыта, а также при существующих промышленных или аграрных кластерах. Необходимо раз в несколько лет проводить аудит их эффективности, и в случае отрицательных результатов закрывать, предложил он.

Помимо ОЭЗов и ТОРов в России есть множество других льготных территорий и одна из них – свободный порт Владивосток

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Кассин

Альтернативное мнение выразил директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. По его словам, механизмы, направленные на привлечение инвестиций, не работают. Так, по итогам первого полугодия 2019-го ВВП в годовом выражении вырос всего на 0,9%, инвестиции в основной капитал увеличились на 0,6%. Статистика показывает, что на темпах роста экономики наличие множества инструментов не отражается. Нужно переходить от количества к качеству, считает эксперт.

Разные зоны связаны с развитием разных индустрий, и здоровая конкуренция между ними за резидентов и инвестиции необходима, уверена управляющий партнер ICONSULTING Елена Дугина. При этом она считает, что экономические льготы могут усилить идеи по развитию региона, но сами по себе для бизнеса малопривлекательны.

Налоговых и инфраструктурных преференций на сегодня недостаточно, поскольку мир уже живет в «экономике знаний», отметил Дмитрий Каталевский. Эксперт уверен, что необходимо генерировать наукоемкие компании и вкладываться в науку и людей, что даст системный эффект за 7–10 лет и позволит территориям успешно конкурировать.

Источник

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) – это часть территории субъекта РФ, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской и других видов деятельности. В частности, предусмотрены льготные налоговые условия, упрощенные административные процедуры и др.

Они образуются не только в целях развития отраслей экономики и привлечения инвестиций (как особые экономические зоны, ОЭЗ), но и для создания комфортных условий проживания населения. 

Отличия от ОЭЗ и ЗТР

В отличие от существующих ОЭЗ и зон территориального развития (ЗТР), ТОРы создаются под конкретных крупных инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

Территория опережающего развития создается на 70 лет, срок ее существования может быть продлен, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (они создаются на 49 лет) и зон территориального развития (срок действия – 12 лет). Заявку на создание ТОР может подать руководство любого субъекта РФ, в отличие от зон территориального развития. Перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ.

В ТОРах разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары, что практически полностью запрещено в ОЭЗ (за исключением производства легковых автомобилей и мотоциклов) и частично – в зонах территориального развития (запрет на производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, добычу сырой нефти, природного газа, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней).

История создания

О создании на территории России подобных территорий впервые заявил президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. Глава государства предложил “создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт”.

Читайте также:  Турник польза или вред видео

В октябре 2014 г. правительство РФ внесло в Госдуму пакет из трех законопроектов, направленных на формирование территорий опережающего социально-экономического развития: проект закона о ТОРах, поправки в Налоговый кодекс РФ (подписаны президентом 29 ноября 2014 г.) и изменения в ряд других нормативных актов, в том числе в Гражданский и Земельный кодексы (соответствующий документ подписан 31 декабря 2014 г.). Федеральный закон “О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ” был подписан главой государства 29 декабря 2014 г., документ вступил в силу 30 марта 2015 г.

Согласно закону, границы территорий опережающего развития не могут совпадать с особыми экономическими зонами или зонами территориального развития в субъектах РФ. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при котором действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны. В границах таких территорий разрешено создавать индустриальные (промышленные) парки.

Старт – в ДФО

В первые три года ТОРы могут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов (населенный пункт с одним градообразующим предприятием) с наиболее сложным социально-экономическим положением (соответствующий перечень утверждает правительство России). Затем они будут сформированы и в других регионах страны.

Резидентами территорий опережающего развития могут стать индивидуальные предприниматели и юридические лица, заключившие с управляющей компанией соглашение об осуществлении деятельности на данной территории. Для них предусмотрен особый режим налогообложения и облегченные правила ведения бизнеса (в том числе ставка налога на прибыль от 0 до 5 %, нулевой налог на имущество в течение первых пяти лет), таможенные льготы, возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал (без специального разрешения и учета квот). Для резидентов предусмотрено ограничение по количеству и продолжительности проверок их деятельности.

На каждой территории функционирует управляющая компания, которая создаст необходимую инфраструктуру, обеспечит предоставление резидентам таможенных, юридических и др. услуг. Компанию определяет правительство РФ, этот статус может получить акционерное общество (или его дочернее предприятие), 100% акций которого находятся в собственности государства. Управляющей компанией ТОРов в Дальневосточном федеральном округе в настоящее время является ОАО “Корпорация развития Дальнего Востока”.

Для отбора территорий и рассмотрения инвестиционных проектов при правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона сформирована специальная подкомиссия.

Заявки регионов на создание ТОР в моногородах рассматривает комиссия Министерства экономического развития РФ по вопросам создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (образована 15 июля 2015 г.).

На сегодняшний день на Дальнем Востоке созданы 12 территорий опережающего социально-экономического развития. 25 июня 2015 г. председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановления о создании ТОРов “Хабаровск” и “Комсомольск” в Хабаровском крае и “Надеждинская” – в Приморском, 21 августа того же года – “Белогорск” и “Приамурская” в Амурской области, “Михайловская” в Приморском крае, “Беринговский” в Чукотском автономном округе и “Индустриальный парк “Кангалассы” в Якутии.

28 августа 2015 г. принят документ о создании территории опережающего развития “Камчатка” в Камчатском крае. 28 января 2016 г. председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о создании ТОР “Большой камень” в Приморском крае, а 16 марта того же года – территорий “Южная” и “Горный воздух” в Сахалинской области. На всех территориях будет действовать режим свободной таможенной зоны. По состоянию на март 2016 г. на 12 территориях опережающего развития на Дальнем Востоке зарегистрирован 110 резидентов, а общая сумма заявленных инвестиций составляет 442 млрд руб.

По данным Минвостокразвития РФ (на март 2016 г.), в управляющую компанию ТОР поступило 110 официальных заявок от инвесторов на реализацию инвестпроектов на общую сумму инвестиций 442,3 млрд рублей. За 10 лет совокупный объем отчислений от реализации проектов в бюджеты всех уровней ожидается в объеме 242,4 млрд рублей.

В моногородах созданы 3 территории опережающего развития. 28 января 2016 г. подписаны постановления о создании ТОР “Гуково” и “Набережные Челны” на территории одноименных городов в Ростовской области и Республике Татарстан, а 26 февраля того же года – “Усолье-Сибирское” в Иркутской области.

12 ТОРов в РФ

В ДФО:

“Хабаровск” площадью 587 га создается на территориях Хабаровска и Хабаровского района, а также Ракитненского сельского поселения. Основное направление – транспортно-логистическое, металлургия. Ожидаемый объем частных инвестиций – около 30 млрд рублей. В ходе реализации проектов на этих территориях будут созданы 3 тыс. рабочих мест.

Территория “Комсомольск” появится в гг. Комсомольске-на-Амуре и Амурске Хабаровского края. Ее площадь составит 210 га. Основными направлениями станут авиастроение, производство комплектующих для авиастроения. Предполагаемый объем частных инвестиций составит порядка 15 млрд рублей, будут созданы около 3 тыс. рабочих мест.

Территория опережающего развития “Надеждинская” создается на территории одноименного района Приморского края, на земельных участках площадью 806 га и будет специализироваться на развитии транспортно-логистических услуг, перерабатывающей промышленности и др. Общий объем частных инвестиций – 6,7 млрд рублей, в ходе реализации проектов здесь будет организовано 1,6 тыс. рабочих мест.

На территориях “Хабаровск”, “Комсомольск” и “Надеждинская” особый режим ведения бизнеса распространяется на 53 вида экономической деятельности (в том числе лесозаготовка, производство продуктов питания и напитков, одежды, бумаги, автотранспортных средств, лекарственных препаратов и др.). Минимальный объем капитальных вложений резидентов в три территории – 500 тыс. рублей. В 2015-2017 гг. эти ТОРы будут создаваться за счет средств федерального бюджета (в рамках госпрограммы “Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона”). На эти цели предусмотрено 1,258 млрд рублей для “Хабаровска”, 902,6 млн для “Комсомольска” и 1,986 млрд рублей для “Надеждинской”. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры будет вестись за счет средств региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников: 1,103 млрд рублей для “Хабаровска”, 329,64 млн для “Комсомольска” и 1,986 млрд рублей для “Надеждинской”.

Читайте также:  Пряность куркума польза и вред

“Приамурская” (промышленно-логистической специализации) займет территорию в 857 га в Благовещенском и Ивановском районах Амурской области. Здесь будут построены предприятие по переработке цементного клинкера мощностью 142 тыс. т в год, нефтеперерабатывающий завод, крупный логистический центр. Объем первоначальных частных инвестиций составит около 130 млрд рублей, реализация проектов позволит создать порядка 1,5 тыс. рабочих мест. Бюджетных инвестиций не планируется. Инфраструктура будет создаваться за счет внебюджетных источников.

Территория опережающего развития “Белогорск” будет создана в г. Белогорске Амурской области. Ее площадь составит 702 га. Основное направление – сельское хозяйство. Планируется строительство предприятия по переработке сои, комбикормового завода и хлебобулочного комбината. Объем частных инвестиций – 1,45 млрд рублей. В ходе реализации проектов будет организовано порядка 700 тыс. рабочих мест. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры будет вестись за счет средств бюджетов Амурской области, городского округа Белогорск и внебюджетных источников. На эти цели в общей сложности будет выделено 46,2 млн рублей.

“Индустриальный парк “Кангалассы” создается на территории столицы Республики Саха (Якутия), на земельных участках площадью почти 17 га и будет иметь промышленную специализацию. Резидентами ТОРа станут предприятия, выпускающие строительные, энергетические и промышленные материалы из местного сырья. Предполагается, что к 2018 г. здесь будет работать 13 заводов: по производству керамических блоков, лакокрасочных изделий, пластиковых труб, сухих строительных смесей и др. Общий объем частных инвестиций – 1,11 млрд рублей, появится 350 рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 113,2 млн. рублей. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры предусмотрено 87 млн рублей, эти деньги будут выделены из бюджетов Якутии и г. Якутска, а также из внебюджетных источников.

ТОР “Беринговский” (специализация – горнодобывающая промышленность) будет создана на территории группы месторождений каменного угля в Анадырском районе и г. Анадырь Чукотского автономного округа. Ее площадь составит почти 6 млн га. Первоначальный объем частных инвестиций – 8 млрд рублей, будет организовано 450 рабочих мест. Бюджетных инвестиций не требуется, строительство транспортной инфраструктуры будет финансироваться из внебюджетных источников. Предполагается, что в дальнейшем резидентами ТОРа станут предприятия по добыче и переработке природного газа. Ожидается переработка до 50 млн куб. м газа в дизельное топливо и бензин, что позволит обеспечить потребности Чукотского автономного округа в энергоносителях и отказаться от Северного завоза нефтепродуктов.

“Михайловская” займет 3,15 тыс. га в Приморском крае (Михайловский, Спасский и Черниговский районы) и будет специализироваться на сельском хозяйстве. Предполагается строительство свинокомплексов, комбикормовых заводов и вспомогательных производств. Объем частных инвестиций составит 39 млрд рублей, появится 2,4 тыс. рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 2,219 млрд рублей. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры из регионального и муниципальных бюджетов Приморского края и внебюджетных источников будет выделено в общей сложности 2,219 млрд рублей.

Территория опережающего развития “Камчатка” будет создана на территориях Елизовского района и г. Петропавловск-Камчатского Камчатского края. Ее площадь составит 2,2 тыс. га. Здесь появится туристско-рекреационный кластер, современные промышленно-производственные комплексы, а в перспективе – транзитный контейнерный порт для накопления и сортировки контейнерных грузов при транспортировке по Северному морскому пути. Ряд компаний уже выразили готовность реализовать на данной территории проекты с общим объемом инвестиций 28,1 млрд рублей, в результате будет организовано порядка 3 тыс. рабочих мест. В 2015-2017 гг. на создание территории из федерального бюджета будет выделено 5,728 млрд рублей. На строительство инженерной и транспортной инфраструктуры предусмотрено 2,737 млрд рублей, эти деньги будут выделены из краевого и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.

“Большой камень” появится в Приморском крае (городской округ Большой Камень). ТОР позволит эффективнее развивать судостроение в регионе, в т.ч. на базе комплекса “Звезда”. На ее создание будет выделено 3,152 млрд руб. бюджетных средств. Объем частных инвестиций составит порядка 140 млрд руб., планируется создать 5,5 тыс. рабочих мест.

ТОР “Южная” сельскохозяйственной направленности создается на территории г. Южно-Сахалинска и Анивского и Томаринского городских округов Сахалинской области. Здесь появятся крупные животноводческие комплексы и бройлерные производства, будет организовано 450 рабочих мест. Четыре резидента территории (“Грин Агро-Сахалин”, “Мерси Инвест Групп”, “Совхоз Заречное” и совхоз “Тепличный”) вложат в создание ТОР 6,3 млрд руб. В 2016-2018 гг. на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры из бюджета области и внебюджетных источников будет выделено 1,460 млрд руб. Использование средств федерального бюджета на планируется.

“Горный воздух” появится на территории одноименной горнолыжной базы в г. Южно-Сахалинске и будет иметь туристско-рекреационную специализацию. В ТОР также войдут санаторий “Синегорские минеральные воды”, прибрежная зона г. Невельска и о. Монерон. Частные вложения составят 6,1 млрд руб. На создание инфраструктуры из регионального бюджета и внебюджетных источников в 2016-2018 гг. будет израсходовано 10,031 млрд руб. Выделение денег из бюджета РФ не предполагается. Реализиция проектов позволит создать 725 рабочих мест.

На территории моногородов

ТОР “Гуково” будет содействовать привлечению инвестиций в моногород Гуково, а также созданию новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. В рамках “Гуково” предварительно заявлено 22 инвестиционных проектов, реализация которых позволит к 2025 г. снизить зависимость города от градообразующих предприятий, повысить его инвестиционную привлекательность и создать до 5 тыс. постоянных рабочих мест.

“Набережные Челны” на территории одноименного города в Татарстане позволит организовать до 10 тыс. новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия ПАО “КамАЗ”.

ТОР “Усолье-Сибирское” (одноименный город в Иркутской области) обеспечит до 5,8 тыс. новых рабочих мест (не связанных с градообразующим предприятиями ООО “Усольехимпром” и ООО “Усолье-Сибирский Силикон”). Реализации инвестпроектов повысит количество малых предприятий, увеличит дополнительные налоговые поступления в бюджет муниципального образования.

Источник