Какая польза от таблиц шульте
Для успешного обучения в начальной школе дети должны уметь концентрировать свое внимание и анализировать полученную от педагога информацию. Эти способности следует постоянно тренировать и совершенствовать. А для того, чтобы педагог мог понять, нужна ли ученику коррекция этих аспектов, он может провести простой тест, именуемый «Таблица Шульте». Упражнения для детей из этой методики несложные, но очень эффективные.
В чем суть таблиц Шульте?
Таблица Шульте, а точнее, их комплекс, – это психодиагностика, с помощью которой психолог, педагог или родитель может исследовать устойчивость внимания ребенка, его объема и умения распределять это внимание между объектами. Методика также позволяет понять, насколько эффективна самостоятельная работа школьника. Более того, упражнение способствует развитию периферического (другими словами, бокового) зрения, что крайне важно для овладения скорочтением.
Каждая таблица этой методики – разработка немецкого психиатра Вальтера Шульте. Миру эта система известна со второй половины ХХ века. Таблица представляет собой карточку с изображением квадрата, в котором вразброс написаны цифры. Стандартная картинка – плотный лист размером 60х60 см, разделенный на 25 квадратиков, в каждом из которых вписана цифра от 1 до 25. Исходя из задачи теста, младший школьник должен назвать и показать (если удобно – зачеркнуть карандашом) все цифры в правильном порядке. Выполнять упражнение можно в онлайн-режиме, а можно скачать и распечатать готовые таблицы в необходимом количестве для регулярных занятий дома.
Методика помогает:
- понять, насколько устойчиво внимание ребенка;
- удостовериться в эффективности самостоятельной роботы;
- исследовать психическую устойчивость школьника;
- увеличить объем внимания;
- улучшить скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
- адекватно оценивать полученные знания;
- быстро, прочно, а главное продуктивно освоить учебный материал.
Таблица Шульте помогает в тренировке, расширении и развитии периферического зрения. Регулярное использование теста положительно сказывается на скорости чтения: ребенок сможет быстро находить необходимые информационные части текста, следовательно, читать он будет быстрее.
Как правильно пользоваться таблицами Шульте?
Первое правило – таблица должна находиться на расстоянии 30-35 см от глаз ребенка. При этом ее нужно приподнять под небольшим углом. Далее дошкольник или младший школьник должен сфокусировать свой взгляд в центре карточки – отводить глаза в стороны запрещается, так не будет достигнут желаемый эффект. Дальнейшая диагностика проводится так:
- Ребенок держит таблицу, смотрит на нее в течение 10 секунд, после чего должен перевернуть ее лицевой стороной вниз.
- Школьник должен сосредоточиться на просмотренном материале.
- Далее таблицу следует перевернуть обратно и карандашом соединить цифры от 1 до 25 по порядку, не раздумывая долго над своими действиями.
- Каждую цифру нужно назвать вслух.
- Тест можно повторить несколько раз, используя новые карточки.
Пока ребенок соединяет цифры в прямом порядке, учитель должен засечь секундомер и зафиксировать время, за которое школьник справится с каждой отдельной карточкой. Не рекомендуется использовать более 10 карточек за одну тренировку. Каждое занятие должно длиться порядка получаса. Заниматься желательно 3-4 раза в неделю. При регулярном тестировании уже спустя 21 день будут видны первые результаты.
Следует также понимать, что дошкольник не сможет сразу справиться с таблицей 5х5. Поэтому допускаются упрощенные варианты 3х3 или 4х4. Для младших школьников идеальным вариантом считаются таблицы размером 5х5. Как только будут заметны первые успехи в улучшении ориентации в изображенных элементах, размер таблиц можно увеличить до 6х6, 7х7 и 8х8.
Как проводить тестирование таблицами Шульте у младших школьников: особенности
Для детей 1-4 классов использовать таблицы, в которых более 25 ячеек, нерационально. Следует начать с малого: квадрат 3х3 или прямоугольник 3х5 вполне подойдут. При этом задачу можно усложнить: попросить назвать цифры не только в прямом, но и в обратном порядке, какие из них четные, а какие нечетные.
Для усиления эффективности таблиц их можно немного видоизменить. Так, допускается окрашивание части цифр в красный цвет, а другой части – в черный. Тогда задача школьнику будет меняться:
- Следует показать все красные цифры.
- Показать все черные цифры.
- Назвать красные цифры, используя прямой счет.
- Назвать черные цифры, используя обратный счет.
Таким образом, школьник будет играть, а не заниматься скучным делом. Можно использовать другие вариации таблиц, тогда ребенку будет легче приобщиться к регулярным занятиям на тренажерах.
Интерпретация результатов тестов с таблицами Шульте и их обработка
Чтобы вычислить эффективность работы с таблицами Шульте, используют следующую формулу:
ЭР = (т1+…т5)/5.
Т1, т2, т3, т4, т5 – время обработки таблиц №1, №2, №3, №4 и №5 соответственно. Цифра 5 – количество обработанных таблиц. ЭР вычисляется с учетом возраста младшего школьника. Результат зависит от балла: чем он выше, тем результат лучше).
Возраст (года) | 5 баллов | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл |
6 | 60-56 | 61-70 | 71-80 | 81-90 | От 91 |
7 | 55-51 | 56-65 | 66-75 | 76-85 | От 86 |
8 | 50-46 | 51-60 | 61-70 | 71-80 | От 81 |
9 | 46-41 | 46-55 | 56-65 | 66-75 | От 76 |
10 | 40-36 | 41-50 | 51-60 | 61-70 | От 71 |
11 | 35-31 | 36-45 | 46-55 | 56-65 | От 66 |
От 12 | 30-1 | 31-35 | 36-45 | 46-55 | От 56 |
Степень врабатываемости в процесс (то, насколько быстро ребенок включается в работу) вычисляют так:
Вр = т1/ЭР.
Важно: для этого вычисления берется время, потраченное на вычисление именно первой таблицы. Результат определения Вр может быть выше единицы (младший школьник очень трудно вникает в процесс и долго в него включается) и меньше единицы (что говорит о высоком уровне Вр).
Не лишним будет определить показатель психической устойчивости, то есть способность школьника концентрироваться на конкретной задаче – ПУ:
ПУ = т4/ЭР.
Для расчётов берется время, потраченное именно на занятие с четвертой таблицей. Если показатель в результате меньше единицы, значит, школьник характеризуется сильной устойчивостью психики. Если он выше единицы, значит, ребенок плохо концентрируется на поставленных задачах.
Вам могут быть интересны темы:
Достоинством методики Шульте является простота теста и легкость обработки данных. Тем не менее, с помощью этого тренажера можно научить ребенка быстро читать и хорошо ориентироваться в информационном поле. Благодаря регулярным занятиям с таблицами Шульте у ребенка улучшается внимание, умение концентрироваться на определенном задании, улучшается память и мышление, развивается боковое зрение. Главное для взрослых – четко следовать методике проведения теста и правильно интерпретировать результаты. И помнить, что положение цифр на карточке нужно постоянно менять, ведь дети очень быстро запоминают их местоположение в таблице.
comments powered by HyperComments
Другие материалы рубрики
Матрицы Шульте — квадраты с хаотично размещенными по ячейкам числами от 1 до 25 (наиболее популярный размер таблицы — 5×5) стали широко использоваться в целях улучшения внимания, концентрации и расширения периферического восприятия.
Виды таблиц Шульте
По размеру и уровню сложности условно выделяют:
- простые таблицы Шульте — 3х3, 4х4;
- средний уровень — 5х5;
- сложный — 6х6, 7х7 и т.д.
Классический вариант — черно-белый (черные числа на белом фоне). Более сложными считаются цветные таблицы Шульте и красно-черные, которые еще лучше тренируют концентрацию и избирательность внимания.
Помимо цифровой версии таблиц Шульте существует также буквенные вариант, прохождение которого осуществляется в алфавитном порядке.
Наибольшей популярностью таблицы Шульте пользуются в 2 областях:
- Тест для определения объема внимания (используется для диагностики уровня внимания у младших школьников и не только). Для диагностики переключаемости внимания (динамического внимания) используются красно-черные таблицы Шульте-Горбова. Успешное прохождение теста по таблицам Горбова-Шульте является обязательным условием допуска к управлению электропоездом для машиниста и помощника машиниста.
- Эффективное упражнение для развития периферического зрения — важнейший этап освоения техники быстрого чтения. Регулярные тренировки по таблицам Шульте расширяют охват зрения, то есть в поле видимости попадает значительно большее пространство с информацией, в нашем случае — это текст. Благодаря увеличению поля зрительного охвата и развитию скорости параллельного узнавания символов значительно увеличивается и скорость чтения.
Упражнения по таблицам Шульте не имеют возрастных ограничений. И для взрослых, и особенно для детей базовой ценностью тренировок с таблицами Шульте является развитие внимания.
Если для взрослых основной мотивацией является освоение техники быстрого чтения, то для детей таблицы Шульте — это отличное упражнение для:
- развития умения концентрировать внимание;
- развития кратковременной зрительной памяти;
- расширения узкого охвата зрения;
- улучшения навыков чтения и восприятия текстовой информации.
Как правильно пользоваться таблицами Шульте?
Чтобы получить максимальную отдачу от тренировок рекомендуем при выполнении упражнений руководствоваться следующей инструкцией:
- Классическая таблица Шульте представляет собой квадрат из 5 строк и 5 столбцов, в ячейках которого в произвольном порядке записаны числа от одного до двадцати пяти. Детям и взрослым мы рекомендуем сперва достичь совершенства в работе с матрицами 5×5. Большая таблица Шульте 9 на 9 и для многих взрослых может оказаться непосильной задачей (в плане качественного выполнения упражнения и достижения высоких показателей скорости).
- На первом этапе занятий не нужно стремиться установить скоростной рекорд прохождения таблицы. Для того, чтобы найти все числа по порядку, большинство нетренированных людей будут переводить взгляд с одной ячейки на другую, в корне неверно. Для начала приучите себя выполнять упражнение медленно, но правильно!
- Во время выполнения упражнения следите за тем, чтобы взгляд не бегал по ячейкам, а был “зафиксирован” в центральной части матрицы. Цель тренировок по таблицам Шульте — не просто отыскивание чисел по порядку на время, а развитие навыка концентрации внимания, улучшение кратковременной памяти, расширение угла зрительного охвата. Нужно сосредоточить взгляд на центральной части таблицы с цифрами и попытаться одновременно расширить свое поле зрения, чтобы в зоне периферии стали видны числа сверху слева и справа и снизу слева и справа. Пусть они не будут такими же четкими, как в центре, где работает наибольшая острота зрения, но небольшая туманность не помешает вам увидеть и запомнить значение и место расположения следующего числа, что позволит быстрее пройтись по всей таблице.
- Тренироваться следует регулярно, не реже 2 раз в неделю по 10-15 минут.
- При появлении неприятных ощущений в глазах тренировку необходимо немедленно прекратить и дать глазам отдохнуть. Вероятно, упражнение выполнялось не совсем верно.
- Занимаясь с таблицами Шульте онлайн, важно обеспечивать оптимальное расстояние между глазами и экраном (около 35 см), как и в случае с бумажным вариантом.
Играть в “Таблицы Шульте” онлайн
Эффект от работы с таблицами Шульте
Переоценить ценность эффекта таблиц Шульте достаточно сложно. На первый взгляд может показаться, что в этих упражнениях нет ничего особенного. Не надо ничего запоминать, не надо ничего считать, думать и так далее. Сиди себе, да находи цифирки.
Да, вроде не сложно, но те из вас, кто уже попробовал поработать с таблицами, столкнулись с самым первым «неудобством». Достаточно непросто удержать взгляд на центральном квадрате. Глаза сами собой двигаются в разных направлениях, чтобы разыскать нужное число.
Вот это и есть основная сложность, и основная ценность данного упражнения.
Не глаза должны руководить нашим сознанием, а сознание должно уметь влиять на работу глаз.
Да, да, вот такая хитрость.
Если уж вы решили научиться управлять своей головой, то, «командный пункт» должен быть один – ваше сознание.
С непривычки, при первых шагах, глаза будут совершать кучу ненужных движений. Вы так привыкли. Нас никто не учил оптимизировать свой взгляд. В школах об этом не знают, учат только читать, а вот воспринимать информацию быстрее, этому внимание не уделяется.
То же самое и с запоминанием. Задавать домашнее задание, это дело привычное. Помните, надо выучить то-то и то-то. А вот как учить, как сделать затраченное время минимальным, как управлять процессом запоминания? Об этом говорить не принято. Зубри и всё.
Каждый из нас прекрасно помнит эти свои моменты из школьной и институтской жизни. Сколько времени было потрачено на зубрёжку. Да, удавалось выучить нужный текст, но, через некоторое время это всё забывалось значительно быстрее.
Вот такой «эффективный и продуктивный» процесс предлагают нам в школе. Но, не будем углубляться в обсуждение недостатков такого подхода. Наша задача, не ждать, пока внедрят новые способы освоения информации, наша задача поискать способы поддержания деятельности нашего сознания в хорошей, рабочей форме. А, при желании, и вывести его работу на другой, более эффективный уровень.
Итак, основная сложность – умение удержать взгляд на центральной клеточке. Привычка хаотично двигать глазами настолько прочно утвердилась в наших головах, что иногда начинает казаться, что какой-то цифры вообще нет. И, чтобы в этом убедиться, надо «обязательно» просмотреть все клеточки прямым взглядом.
Это, своего рода, хитрость, проверка на вшивость. Решается этот вопрос довольно быстро – клеточек 25 и цифр 25, так что всё на месте, не сомневайтесь.
И ещё один момент.
Когда вы учитесь смотреть на все клеточки сразу, происходит расфокусировка взгляда. Одно дело – смотреть на предмет, и четко видеть его часть, и совсем другое дело – смотреть, как бы сквозь предмет. Видеть и его, и всё что вокруг.
Те, кто водит автомобиль, прекрасно знают, что без этого умения передвигаться в современном городе довольно непросто. Надо одновременно видеть, что происходит впереди, знать, что происходит сзади, плюс к этому видеть, что творится справа и слева, а ещё, желательно, уметь предвидеть то, как будет развиваться ситуация дальше. Тут, без умения расфокусировать взгляд не обойтись. Представьте, какое количество информации приходится обрабатывать хорошему водителю на дороге.
Расфокусировка выводит восприятие информации на совсем другой уровень. Количество увеличивается в разы. При правильном подходе, можно научиться воспринимать целую страницу текста примерно за 2 – 3 секунды. Информация, как бы вливается в нашу голову.
Но это уже более высокое, но, совсем не недостижимое умение, было бы желание. Примерно за год, полтора тренировок можно приучить своё сознание к такому режиму. Но, повторяю, это для тех, кто решил работать над этим вопросом. Мы же, пока осваиваем обыкновенную гимнастику для ума.
Меняется качество восприятия, автоматически меняется и качество усвоения. Это взаимосвязанные процессы. А это прямая дорога к хорошей памяти, хорошему запоминанию.
Целый ряд ученых пытаются сформулировать то, что происходит в этот момент в головном мозге. То что изменения происходят, приборы фиксируют, а вот какие, тут точки зрения разные. Кто-то говорит, что активизируются лобные доли, улучшается кровообращение. Кто-то говорит, что активизируется цепочка между восприятием и запоминанием. Я не акцентирую на этом ни своё, ни ваше внимание, будет желание, найдёте самую разную информацию.
Важно, что это работает, и не несёт в себе побочные негативные эффекты, никаких ненужных последствий.
Таблицы Шульте, это лишь один из первых шагов в деле изменения своего мышления. Освоив это упражнение, можно, при желании, двигаться дальше. Есть и другие, не менее интересные и эффективные технологии.
Дальше можно прочитать о том, как надо работать с таблицами Шульте.
P.S. Вы можете получать информацию о новых статьях на электронную почту:
Подписка на обновления сайта Учимся жить правильно
Обнаружили опечатку или ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите это слово и нажмите Ctrl+Enter
Если вы хотите выразить свою БЛАГОДАРНОСТЬ Автору в материальной форме, укажите сумму, выберите способ оплаты и нажмите на кнопочку ПЕРЕВЕСТИ:
Понравилась статья? Поделитесь со своими друзьями в соцсетях:
Похожие статьи
Прежде чем высказать своё мнение, подумайте, будет ли ваше действие полезно другим.
comments powered by
Наверняка на нашем сайте вы видели, что в основе тренажеров Викиум лежат научные разработки известных ученых. Одна из них — Таблицы Шульте. Что это такое? Почему они так важны для развития мозга? Мы расскажем!
Начнем, пожалуй, с определения. В таблице Шульте случайным образом располагаются буквы или цифры. Задача: как можно скорее отыскать эти значения в определенном порядке. Разумеется, на результаты влияет и скорость поиска, и количество правильных ответов. Наиболее часто встречаются таблицы квадратного вида, с пятью строками и столбцами. В числовом варианте размещается 25 цифр в случайном порядке. Задача человека, который работает с ней: за короткое время найти все числа от 1 до 25.
Немного истории
Как вообще появилась методика? Своим происхождением эта техника обязана немецкому психотерапевту Вальтеру Шульте. С 1962 по 1972 годы он практиковал как профессор в области психиатрии в Тюбингене. Изначально методика применялась в качестве психодиагностической пробы во время экспериментов по исследованию свойств человеческого внимания.
Эффективно ли решение Таблиц Шульте?
Через методику специалисты отслеживали работоспособность и скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда. Однако, после публикации данного метода, он приобрел популярность в более широких кругах психиатров и психотерапевтов. В ходе исследований была доказана высокая эффективность занятий для развития памяти, внимания, и интеллекта, в целом. При регулярном решении подобных задач, вне зависимости от возраста (заниматься может как школьник, так и взрослый), улучшается объемное внимание. Все дело в самой методике: когда символы воспринимаются сразу все вместе, а отыскиваются последовательно. Впоследствии их стали активно использовать во всевозможных курсах по развитию скорочтения и для расширения поля зрения, в целом.
В работах некоторых специалистов в области психиатрии и психологии внимание уделено и им. Состояние человека, который занимается поиском символов схоже с состоянием, которое достигается во время сеанса медитации. А подобные состояния позволяют не только “перезагрузить голову”. Они положительно сказываются на всех областях нашего мозга.
Часто можно встретить случаи, когда таблицы Шульте являлись частью курсов по НЛП. Но как связаны Нейролингвистическое Программирование и эти задачи? Сознание перестраивается. Оно переключается от критического и избирательного восприятия к некоему апатичному состоянию, тем самым повышая способность мозга решать последовательные логические задачи.
Как эффективно работать с таблицами Шульте?
Чтобы рассказать о том, как быстрее решать задачи, составленные по этой методике, мы подберем максимально часто встречающуюся таблицу с числами от 1 до 25. Итак, найдите такое изображение и распечатайте его. Что делать дальше? Прочитайте все числа от 1 до 25 беззвучно, про себя. Найдите центральную точку изображения, чтобы вам было видно каждое из чисел. Таким способом будет достигаться максимальная тренировка периферического зрения. Если это необходимо, отодвиньте от себя таблицу на такое расстояние, чтобы видеть все ее ячейки вам было максимально комфортно. Как правило, достаточно оказывается расстояния от 40 до 50 сантиметров.
Занимаясь по методике, в первую очередь, вы тренируете и развиваете свои зрительные навыки. Какие выводы из этого нужно сделать? Все просто. Не ориентируйтесь на показатели скорости. Уделите внимание тому, насколько качественно вы выполняете упражнение. А качественным выполнение можно назвать только в том случае, если движение ваших зрачков от угла до угла — минимально.
Да, в первые разы выполнять упражнение, постоянно контролируя движение своих глаз, и перенося фокус: сложно. Однако с каждым новым практическим занятием вам будет становиться проще.
Как часто нужно заниматься таблицами Шульте, чтобы развивать навыки?
В развитии навыков внимания, памяти, мышления, одним из главных составляющих является не только усердие, но и периодичность. Посвящать время выполнению упражнения необходимо регулярно. Оптимальной считается периодичность 3-4 раза в неделю по 15-20 минут. В таком режиме необходимо заниматься хотя бы 2-3 недели, пока навыки активно развиваются и закрепляются. Впоследствии количество упражнений можно сократить. Поддерживать полученные навыки и развивать их далее, тоже очень важно.
Еще один важный момент, который касается занятий: если вы почувствовали, что ваши глаза начинают очень сильно уставать, то обязательно сделайте перерыв в 20-30 минут. Такой эффект может наблюдаться у людей, чье периферическое зрение недостаточно развито. Однако, благодаря регулярным тренировкам, развить его оказывается достаточно просто.
Какие существуют таблицы Шульте?
Со временем, помимо каноничной версии, психологи создали еще массу вариантов. Например, ячейки раскрашивают в красно-черной гамме. В некоторых задачах содержится не только числовая информация, а комбинации чисел и букв. Современные таблицы Шульте нередко вообще оказываются без чисел и без букв, и вместо них пользователю предстоит искать предметы в определенном порядке.
Часть тренажеров на Викиум также была разработана, опираясь на эту методику.
Какие тренажеры на Викиум основаны на таблицах Шульте?
Эта методика положена в основу следующих тренажеров: Клик-Клик, Найди число, Близнецы, Матрицы памяти, Запомни порядок, Мозаика, Поле зрения, Скорость чтения.